Очередь военнослужащих нуждающихся в жилье

Уволился из армии — и. потерял надежду на получение собственного жилья?! Или надежда все-таки есть?

Уволился из армии — и. потерял надежду на получение собственного жилья?! Или надежда все-таки есть?

О практике снятия с квартирной очереди в связи с окончанием срока действия военного контракта и изменениях в действующей нормативной базе, которую готовит Министерство обороны, чтобы исключить сужение прав военнослужащих.

Недавно встретил одного знакомого офицера, с которым в свое время вместе служил в районе проведения АТО. Пообщались, вспомнили прошлое, поделились планами на будущее. Он рассказал, что решил уволиться из рядов Вооруженных Сил в связи с окончанием срока действия контракта. Мой товарищ оптимистично смотрит на жизнь, намерен реализовать себя на «гражданке». На жизнь он не жаловался, хотя, и это нетрудно было заметить, увольнения со службы его все же волновало.

Дело в том, что он, участник боевых действий, который отслужил в армии более 20 календарных лет, вероятно, так и не получит жилья от государства. Все эти годы он не имел собственной крыши над головой, служил в разных гарнизонах, куда переезжал вместе с семьей. Вполне закономерно, что после 20 лет службы он рассчитывал на жилье, ведь находился на квартирном учете и был первоочередником. Но каково же было его разочарование, когда на просьбу выдать ему справку о том, что он находится на квартирной очереди, в жилой группе квартирно-эксплуатационного отдела ему сказали, что в случае увольнения из рядов Вооруженных Сил в связи с окончанием срока действия контракта, его из нее исключат. На закономерное «почему?» ему ответили, что так определено в «Инструкции об организации обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Украины и членов их семей жилыми помещениями», утвержденной приказом Министра обороны № 737 от 30.11.2011 (с изменениями).

Я внимательно ознакомился с этим документом. В пункте 2.17 четко определено, что военнослужащие, состоящие на учете, при увольнении с военной службы в запас или отставку в случае окончания срока контракта по достижении 20 лет выслуги в календарном исчислении, по их желанию остаются на учете в воинской части до получения жилья из государственного жилого фонда по последнему месту службы. Однако 19 июня 2014 года (с момента объявления в стране особого периода, в результате чего был увеличен предельный возраст пребывания на военной службе) другим приказом Министра обороны Украины № 401 были утверждены изменения, в результате чего указанную норму согласно пункту 2.16 исключили.

Общеизвестно, что обеспечение военнослужащих жильем регламентирует Закон Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», в статье 12 которого определено, что военнослужащим, имеющим выслугу на военной службе 20 и более лет, а также членам их семей, предоставляют жилые помещения для постоянного проживания или, по их желанию, денежную компенсацию за надлежащее им для получения жилое помещение. Такие жилые помещения или денежная компенсация предоставляются им один раз в течение всего времени военной службы при условии, что они не использовали право на бесплатную приватизацию жилья.

На официальный письменный запрос, направленный в адрес Южного территориального квартирно-эксплуатационного управления, мы получили ответ, что военнослужащего, который уволился с военной службы после окончания контракта с выслугой более 20 календарных лет, на основании абзаца 4 пункта 2.18 настоящего приказа (увольнения с военной службы на основаниях, не указанных в абзаце первом пункта 2.16) снимают с учета по месту службы.

У представителей же юридической службы ОК «Юг» иной взгляд на правовое поле: «Согласно действующему Закону Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» военнослужащие, имеющие выслугу 20 и более лет, пользуются правом на получение жилья».

Понятно, что указанная «свобода» трактовки побуждает военнослужащих Вооруженных Сил Украины обращаться за защитой своих прав в суд. С другой стороны, перспектива быть выброшенным из квартирной очереди, а потом заниматься судебной волокитой, никого не устраивает. Поэтому вполне логичным стало решение об урегулировании этого актуального и болезненного вопроса способом, который не предусматривал обращения к служителям Фемиды.

Как проинформировал редакцию заместитель начальника отдела правовой экспертизы и представительства Управления правового обеспечения Генерального штаба Вооруженных Сил Украины подполковник юстиции Леонид Рыбалко, «с целью недопущения сужения содержания и объема существующих прав и свобод человека и гражданина, обеспечения надлежащей социальной защиты военнослужащих и членов их семей, Министр обороны Украина выдал отдельное поручение от 16 августа 2017 года под номером 1487/з в отношении организации работы по внесению изменений в статью 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» в части оставления военнослужащих на учете как граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае увольнения с военной службы в связи с окончанием срока контракта. Сегодня по результатам рабочих совещаний проходит обсуждение и внутреннее согласование проекта закона, который предусматривает, кроме решения вопроса оставления военнослужащих на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае увольнения с военной службы в связи с истечением срока контракта (при условии достижения определенной выслуги лет), включение норм, регулирующих механизмы возобновления на воинском учете военнослужащих запаса с выслугой более 20 календарных лет, уволенных в связи с окончанием срока контракта, и включение порядка учета на квартирной очереди военнослужащих, уволенных с военной службы по семейным обстоятельствам, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, во время действия особого периода».

Таким образом, перспективы возвращения к норме закона, которая предусматривает возможность оставаться в квартирной очереди после завершения срока действия контракта, выглядят вполне реальными.

Александр Киндсфатер, «Народна армія»

Постановка в очередь и получение жилья военнослужащему с выслугой более 20 календарных лет

Я военнослужащий, первый контракт заключен в 1993 году. В 2003 г. уволился по окончанию контракта. В 2004 году призвался и заключил очередной контракт, служу по настоящее время на Крайнем Севере (г.Норильск). Выслуга — более 20 календарных лет. До предельного (45 лет) возраста осталось 3 года 1 месяц. Контракт заканчивается в октябре 2015 года. В 2012 году собрал и выслал в ДЖО документы согласно приказов МО РФ от 30.09.2010г. №1280 и 509 от 15.04.2011.г. на получение жилья по избранному месту жительства (г.Красноярск).

В очередь (компьютерный учет) не включен, просят выслать рапорт об увольнении, копию листа беседы, справку о планируемом увольнении и пр. Увольняться не планировал, поэтому и рапорта об увольнении нет, и листа беседы соответственно.

Вопрос: 1. правы ли работники ДЖО?

2. К какой категории военнослужащих я отношусь, заключивших контракт до января 1998 года или после января 1998 года? И на что я могу рассчитывать в моем случае? А так же при увольнении по собственному желанию?

С уважением Геннадий.

Ответы юристов (3)

1. Поскольку контракт о прохождении службы Вами заключен после 1998 года, то Вас считают относящимся к той категории военнослужащих, которые на весь срок службы обеспечиваются только служебным жильем, но это не правомерно (си. п.2)

ФЗ «О статусе военнослужащих»

Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Кроме того, приказ МО РФ №1280 содержит исчерпывающий перечень документов, предоставляемых при постановке на учет, поэтому истребование иных документов, неправомерно.

2. Вы относитесь к категории военнослужащих заключивших первый контракт до 1998 года. В2004 году Вы заключили очередной контракт:

Положение о прохождении военной службы

Новый контракт может быть заключен с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту, не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, при условии его соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, и при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 10 статьи 8 настоящего Положения, либо при зачислении в военно-учебное заведение.

При увольнении по собственному желанию Вы имеете право на оставление в списках очередников, но уволены без обеспечения жильем быть можете:

13. Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте!
В силу ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих»

военнослужащие — граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

При этом указаниями Министра обороны Российской Федерации от 4 июня 2010 г. № 205/2/373 четко сформулирован перечень необходимых документов и требовать что либо сверх незаконно.

Поскольку Вами был заключен как контракт до 1998 года, так и по его окончании -новый, то соответствующие правовые основания в части данных прав имеются за оба периода службы.

Согласно Закону «О статусе военнослужащих» военнослужащим — гражданам,
обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями
и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей
51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет
и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими
предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья
или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей
продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые
помещения, находящиеся в федеральной собственности
, по выбору указанных
граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального
органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба,
или по договору социального найма с указанным федеральным органом
исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в
соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения,
предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

ПРи этом требования иных документов, не прудусмотренных ведомственными приказами неправомерно, Если надо запросят с части все, что есть.

ТАким образом, поскольку жилья Вы еще не получили, то имея такой статус, при увольнении по собственному желанию
Вы имеете право на оставление в списках очередников на получение жилья, при этом уволены без
обеспечения жильем быть не можете согласно этому же закону: военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, общая
продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более,
не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми
помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка
очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по
последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются
жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Признание военнослужащего нуждающимися в жилье

Я военнослужащий утратил право пользования квартирой и снят с регистрационного учета по решению суда (в качестве ответчика) в ноябре 2010 г. Квартира была получена в закрытом гарнизоне, на момент решения суда, гарнизон открыли. Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны не признает нуждающимися в жилье, так как на ордере нет отметки что она служебная. В 2013 году увольняюсь по орг.штатным мероприятиям. Как отстоять свое право на получения жилья и какие нужны документы?

Ответы юристов (9)

Поскольку Вы увольняетесь по орг-штатным мероприятиям то на Вас распространяется Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно»

В силу данного документа для признания нуждающимся военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление. В нем указывается избранное постоянное место жительства. К заявлению прикладываются копии паспортов военнослужащего и всех членов его семьи, свидетельств о рождении детей до 14 лет, заключении (расторжении) брака, документов, подтверждающих право на дополнительные соцгарантии в части жилищного обеспечения. Также подаются выписки из послужного списка, справки о прохождении службы, общей ее продолжительности и составе семьи, а для увольняемых по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями — о планируемом сроке увольнения; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет.

Есть вопрос к юристу?

Виктор, полагаю, что вам следует

1 — доказать, что квартира служебная, а значит вы остались без квартиры

и 2 — согласно ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» говорит в вашу пользу, т.к. увольняететсь в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно

возможно придется оспаривать отказ и остаивать свое право в военном суде или писать жалобу в военную прокуратуру

Виктор! В первую очередь необходимо соблюсти все условия предусмотренные п. 2.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», а именно:

2.1.Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,
состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более
и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Существует ведомственный документ о постановке на учет: Приказ МО РФ

от 30 сентября 2010 г. N 1280 «О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений

1. Для признания военнослужащих — граждан Российской
Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах
Российской Федерации (далее именуются — военнослужащие), имеющих в соответствии
со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ „О статусе
военнослужащих“ право на предоставление жилых помещений по договору социального найма,
нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма
(далее именуются —нуждающиеся в жилых помещениях), они подают заявление(лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому
образцу согласно приложению N 1к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром
обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию
(структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется — структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются
следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей — граждан Российской Федерации (далее именуются — члены их семей) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов); б) выписки из послужного списка, справки о прохождении

военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);
г) утратил силу. — Приказ Министра обороны

РФ от 15.04.2011 N 509;

д) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;
е) утратил силу. — Приказ Министра

обороны РФ от 15.04.2011 N 509;

ж) копии документов о праве на предоставление

дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии
с законодательством Российской Федерации;

з) сведения о наличии идентификационного номера

налогоплательщика у военнослужащего и всех членов его семьи;

и) сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих направе собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому

образцу согласно приложению N 2
к настоящей Инструкции.

В случае если по результатам принятых военнослужащим мер документы, указанные в подпункте «д» настоящего пункта, не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения.

Военнослужащие вправе представлять другие документы,

подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.

Поскольку у вас нет жилого помещения подавайте документы по постановке на учет в качестве нуждающегося жилом помещении. Получив служебное жилье живите в нем до предоставления вам собственного жилья или компенсации.

А оно вам положено в соответствии с п. 13 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»

13. Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в
соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих — граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими

предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в
связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной
службы которых составляет 10 лет и более.

Если вам будет отказано в постановке на учет, обжалуйте решение командования части в гарнизонный суд. После этого вас не смогут уволить по ОШМ без предоставления жилья. Решения которые могут вам пригодится прикрепляю.

Уточнение клиента

Отказано в постановке на учет в северо-западном ДЖО,(все документы я предоставил, за исключением справки о сдачи жилья) а не командованием части. Квартира была получена в закрытом гарнизоне,(как я понимаю это и является основанием считать её служебной?) а на момент решения суда, гарнизон открыли. При переезде к новому месту службы в квартире проживала моя дочь и бывшая супруга с её сыном от нового брака. Когда я проходил службу в гарнизоне Тикси моя бывшая супруга отсудила эту квартиру (гарнизон в это время считался открытым), на суде я не присутствовал так как был в командировке в г. Тамбове. При распределении квартиры не какой договор не заключался, а был просто выдан орден.

16 Июля 2013, 16:37

Уважаемый Виктор! Здравствуйте!

К мнением уважаемых коллег примите во внимание следующе:

если Вас Департамент жилищного обеспечения МО РФ не признал нуждающимся в получении жилого помещения, смело обжалуйте отказ в суд в порядке гл.25 ГПК РФ. Государственная пошлина по таким делам составляет 200 (Двести) рублей.

Заявление подавайте по своему месту жительства.

Далее, если суд будет на Вашей стороне, подавайте далее исковое (уже) заявление к МО РФ в лице Департамента жилищного обеспечения о понуждении предоставления жилого помещения по избранному месту жительства, компенсации морального вреда (оцените объективно и достойно).

Здесь исковое заявление подается по месту нахождения Ответчика.

Так, в унисон к своей профессиональной коллеге Ольге Юрьевне предложу Вам рассмотреть путь и через военную прокуратуру.

Вам правомерно отказывают в постановке на учет в качестве нуждающегося, поскольку по месту службы Вы обеспечены жилым помещением социального найма (ордер без отметки).

В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих»,

Статья 15. Право на жилище

14. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, в настоящее время Вы можете быть признаны нуждающимся по избранному после увольнения месту жительства, а не по месту прохождения службы.

Данный подход подтвержден и высшей судебной инствтанцией еще в 2007 году:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕот 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30С учетом изложенного следует признать, что абзац 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение по указанным в нем основаниям военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем именно по месту военной службы, т.е. в населенном пункте, где дислоцирована воинская часть.Положениями этой же нормы закона предусмотрено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.В соответствии с этим пунктом вышеназванные военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилым помещением при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания — по избранному им месту постоянного жительства.

Сейчас Вам необходимо написать рапорт о принятии на учет по избранному месту жительства, ссылаясь на предстоящее увольнение, а отказ обжаловать в гарнизонном суде

Если вам будет отказано в постановке на учет, обжалуйте решение командования части в гарнизонный суд.

Постановка в очередь военнослужащих на получение жилья

Подскажите, какие сроки постановки в очередь военнослужащего нуждающегося в жилье, выслуга более 20 лет, увольнение по окончанию контракта

Ответы юристов (12)

Здравствуйте!

Из абз. 12 п. 1 ст. 15
Федерального закона № 76-ФЗ следует, что военнослужащим — гражданам,
обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и
признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51
Жилищного кодекса РФ, при увольнении с военной службы по достижении ими
предельного возраста пребывания на военной службе предоставляются жилые
помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных
граждан:

— в собственность
бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в
котором предусмотрена военная служба;

— по договору
социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания
указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых
помещений в собственность бесплатно утверждены Постановлением
Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 «Правила учета военнослужащих,
подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в
запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и
сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении
жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте
жительства».

Согласно данному
постановлению военнослужащие подают рапорт по команде не
более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного
возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по
состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с
просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими
постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых
помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются:

заявление на имя
главы муниципального образования;

выписка из личного
дела о составе семьи;

выписка из домовой
книги;

копия финансового
лицевого счета;

выписка из личного
дела о дате и месте призыва;

документы, подтверждающие
право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации.

На основе рапорта и представленных в
соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир
(начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом
местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение
жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим
постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий
орган местного самоуправления.

Военный комиссариат
включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или
улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган
местного самоуправления.

Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений
или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним
документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.

Есть вопрос к юристу?

Согласно ст. 52 ЖК РФ, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет (часть 5)

Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем ( часть 6)

Уточнение клиента

Что если документы о принятии на учет поданы менее 30 дней до даты окончания контракта?

13 Мая 2014, 13:07

. В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и увольняемые по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с ОШМ обеспечиваются жилыми помещениями.

При желании получить квартиру не по месту службы они обеспечиваются ею по избранному месту жительства, такая возможность предусмотрена п. 14 ст. 15 ФЗ.

Данным военнослужащим в последний год военной службы может выдаваться ГЖС для приобретения жилого помещения.

В силу п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жильем военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении по достижении ими предельного возраста пребывания на службе или в связи с ОШМ при перемене места жительства осуществляется Министерством обороны РФ за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи ГЖС. Право на обеспечение жильем на данных условиях предоставляется один раз.

Согласно п.п. «д» п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений военнослужащие в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате купли-продажи ранее полученного от государства жилья.
Срок подачи рапорта не более чем 3 года до дня предельной выслуги лет.

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства»,

Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Затем командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства. После чего военкомат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений и направляет копию списка и подлинники документов в орган местного самоуправления (п. 14 того же постановления).

Органы местного самоуправления (жилищный отдел администрации населенного пункта) в месячный срок с момента получения документов из военкомата ставит в очередь и извещает военнослужащего об этом через командира в трехмесячный срок (п. 16 рассматриваемого постановления).

Итого выйдет пару месяцев с момента рапорта до постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье. Но срок уведомления об этом будет отстоять от момента включения в список на три месяца.

Что если документы о принятии на учет поданы менее 30 дней до даты окончания контракта?

Это не имеет значения.

Уточнение клиента

Мне довевели что если до принятия решения о постановке на учет нуждающимся произошло увольнение то возможно остаться без жилого помещения

13 Мая 2014, 13:14

Уважаемый Владимир, вот нашел хорошую статью Сергея Коноплева, содержащую ответ на Ваш вопрос.

О сроках постановки на учёт нуждающихся в получении жилых помещений при увольнении с военной службы по различным основаниям

У некоторых возникает резонный вопрос: а когда уже можно становиться на очередь для получения постоянного жилья? Когда подавать заявление (рапорт)?

Ранее данный вопрос чётко регулировался постановлением Правительства РФ 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы… нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства»:

9. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей:

не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Видно, что сроки были оговорены более-менее понятно. Но на сегодня возникает вопрос о правомерности применения данного постановления в связи с фактической утратой им своей актуальности. Чем же руководствоваться сейчас?

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и приказ Министра обороны РФ 2010 года № 1280 не дают указания на точную дату, когда можно подавать документы для постановки на учёт. Однако эта дата является очень важной, т.к. от неё зависит очерёдность предоставления жилья, что следует из пунктов 8, 10-11 приказа МО 2010 года № 1280.

Пункт 1 приказа МО 2010 года № 1280 определяет, что «для признания военнослужащих . имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона „О статусе военнослужащих“ право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях… они подают заявление[1]. ».

Таким образом, видно, что срок, когда возникает право на подачу заявления о признании нуждающимся, возникает не ранее возникновения права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. (В настоящей статье право на получение жилого помещения по договору социального найма, либо право на получение жилого помещения в собственность не оговариваются отдельно, а используется для упрощения единый термин «право на получение ЖП по ДСН»).

Согласно ФЗ «О статусе военнослужащих», право на получение ЖП по ДСН возникает у военнослужащего, заключившего контракт о прохождении военной службы до 1998 года, после 5 лет службы по контракту (не считая времени учёбы). Для других военнослужащих – с даты возникновения права на увольнение по одному из трёх льготных оснований (возраст/болезнь/ОШМ) и при выслуге 10 и более лет.

Для увольняющихся по состоянию здоровья

Для военнослужащих, увольняющихся по болезни, право на увольнение по этому основанию возникнет с даты написания ими рапорта об увольнении по болезни и при наличии соответствующего медицинского заключения. Это означает, что заявление о признании нуждающимся может быть подано одновременно с таким рапортом об увольнении.

Для увольняющихся по организационно-штатным мероприятиям

Право на увольнение по ОШМ возникает с даты написания военнослужащим рапорта о таком увольнении и при наличии в воинской части соответствующей директивы о проведении ОШМ. Это же означает, что заявление о признании нуждающимся может быть подано одновременно с таким рапортом об увольнении.

Если же военнослужащий принципиально не хочет писать рапорт об увольнении по ОШМ (например, не согласен с основанием для увольнения, или просто хочет служить дальше), то считать его увольняющимся по ОШМ можно не ранее истечения 6 месяцев нахождения в распоряжении по ОШМ, т.е. того срока, в течение которого командование должно было решить вопрос о прохождении им дальнейшей службы. Если этот срок истёк, а необходимые и достаточные мероприятия по назначению на другую должность не выполнены, то военнослужащий, вне зависимости от нежелания увольняться по ОШМ, может считаться увольняющимся по этому основанию. Это означает, что при отсутствии рапорта об увольнении по ОШМ и после истечения 6 месяцев нахождения в распоряжении по ОШМ, заявление о признании нуждающимся в получении ЖП по ДСН также может быть подано.

Для увольняющихся по достижении предельного возраста пребывания на военной службе

Право военнослужащего на увольнение по возрасту возникает с достижением им такого возраста.

Согласно пункта 20 приказа Министра обороны 2002 года № 350 «Об организации прохождения военной службы. », командир воинской части обязан за 6 месяцев до достижения предельного возраста уточнить желание военнослужащего заключить новый контракт, а за 3 месяца довести своё решение о дальнейшей службе. (На сегодняшний день, если в/с не обеспечен жильём и не желает увольняться без жилья, то отказать ему в дальнейшей службе невозможно. При этом не имеет значение желание самого в/с исполнять обязанности военной службы, а также желание командира на заключение нового контракта).

Если военнослужащий желает продолжить в/службу безотносительно к вопросу о получении жилья (случай редкий, но вполне реальный), то он обязан за 6 месяцев написать рапорт о заключении с ним нового контракта. Если командование согласно на заключение нового контракта, то такого военнослужащего нельзя считать увольняющимся по достижении предельного возраста, и, значит, нельзя считать имеющим право быть принятым на учёт нуждающихся в получении ЖП по ДСН.

Если в/с проходит службу сверх предельного возраста по заключённому новому контракту, то считать его увольняющимся по возрасту можно лишь после написания рапорта об увольнении (который можно написать в любое время в период действия такого нового контракта). Из этого же следует, что до написания такого рапорта об увольнении военнослужащего нельзя было считать увольняющимся по возрасту, и, следовательно, у него не возникало права на признание его нуждающимся в получении ЖП по ДСН (подавать заявление о признании нуждающимся было нельзя).

Если же в/с желает продолжить военную службу лишь по причине невозможности уволиться без жилого помещения, то он должен заявить рапортом об увольнении его по возрасту. Одновременно с написанием этого рапорта у в/с возникает право на увольнение по возрасту, и он считается увольняющимся по возрасту.Это же означает, что заявление о признании нуждающимся может быть подано одновременно с таким рапортом об увольнении.

В связи с приведёнными доводами я рекомендовал бы военнослужащим, стоящим перед выбором о необходимости заключать новый «сверхпредельный» контракт лишь для получения жилья, не заключать такой контракт, а, наоборот, настаивать на увольнении по возрасту и писать об этом соответствующий рапорт, чтобы возникло право на получение жилья. Как только такой в/с по его заявлению будет принят на учёт нуждающихся в получении ЖП по ДСН, он может смело заключать новый контракт, если это ему зачем-нибудь требуется. Такой контракт не будет влиять на уже возникшее право на получение ЖП по ДСН, а принятый на учёт нуждающихся в/с не может быть снять с этого учёта в связи с заключением им нового контракта, т.к. это не является законным основанием для снятия с учёта. Также нужно помнить, что заключение нового контракта в такой ситуации целиком зависит от желания в/с, и обусловлено следующими правовыми нюансами:

его нельзя заставить заключить такой контракт;

он и без такого контракта по всему спектру прав и обязанностей считается военнослужащим, проходящим службу по контракту;

его нельзя уволить по причине окончания предыдущего контракта и отсутствия нового контракта.

Немного о постановлении Правительства РФ 1998 года № 1054

Что же касается приведённого вначале статьи постановления Правительства РФ 1998 года № 1054, то следует отметить следующее.

Пункт 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» содержит категоричное положение: «Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации». Это означает, 1) что приказ МО не должен определять порядок признания нуждающимися, и 2) до тех пор, пока не будет принято постановление Правительства, отменяющее № 1054 от 6 сентября 1998 г., либо другое взамен его, то действует это постановление, но в части, не противоречащей нормам высшей юридической силы, либо равной силы, но принятыми позже его. До настоящего времени никакого другого постановления не принято, а значит, применяется это.

Согласно данного постановления, увольняемые по возрасту в/с могут быть поставлены органами местного самоуправления на учёт за 3 года до увольнения с военной службы. Учитывая явное несоответствие между приказом МО 2010 года № 1280 и данным постановлением Правительства по срокам постановки на учёт нуждающихся увольняемых по возрасту, можно попробовать потребовать поставить себя на учёт за 3 года. Если такое требование будет нарушено, то оспорить нарушение можно будет только в суде. С учётом особенностей сферы действия постановления № 1054 (специально для постановки в ОМС), шансы на судебную перспективу весьма малы. Поэтому более реально ориентироваться на алгоритм, описанный применительно к приказу МО 2010 года № 1280.

Также обращаю внимание, что всё вышесказанное о моменте возникновения права на признание нуждающимися в получении ЖП по ДСН относится лишь к тем военнослужащим, которые не были приняты на такой учёт до даты вступления в силу приказа МО 2010 года № 1280. К поставленным на учёт нуждающихся в период действия приказа МО 2000 года № 80 всё вышесказанное отношения не имеет.
———————

[1]С 9 ноября 2010 года – с даты вступления в силу приказа МО 2010 года № 1280, писать заявление (не рапорт!) о признании нуждающимся в получении ЖП по ДСН необходимо строго по форме, утверждённой этим приказом.

Военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства — рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

(п. 17 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054.)

Как видите сроками в этом случае Вы не ограничены.

Что если документы о принятии на учет поданы менее 30 дней до даты окончания контракта?

Главное, чтобы имелся рапорт, поданный не менее чем за 3 года до увольнения. Ходатайство и документы для постановки на учет в ОМСУ могут быть поданы и в данный срок. Рассматривать будут все равно 3 месяца.

Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно»

3. Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом
помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке,
устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых
федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — федеральные органы),
заявление по форме согласно приложению
с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта
Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта
Российской Федерации (для городов федерального значения наименование
административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не
указывается)), к которому прилагаются следующие документы:

а) копии паспорта гражданина Российской Федерации,
удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих
личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства),
а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;

б) выписки из послужного списка, справки о прохождении
военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для
военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи
с организационно-штатными мероприятиями, — о планируемом сроке увольнения с
военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются
федеральными органами;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);

г) выписки из домовых книг, копии
финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи
за последние 5 лет до подачи заявления;

д) копии документов, подтверждающих право на предоставление
дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

5. В случае признания нуждающимися в жилых помещениях
военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
(далее — учет).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет
принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со
дня представления в уполномоченные органы заявления и документов,
предусмотренных пунктом 3
настоящих Правил (далее — документы).

В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы,
указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие
возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до
даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Уточнение клиента

Т.е. при несоблюдении сроков подачи документов военнослужащим его не признают нуждающимся в жилье даже если это действительно так

13 Мая 2014, 13:22

Главное, чтобы имелся рапорт, поданный не менее чем за 3 года до увольнения

«не более чем за три года» Вы хотели сказать

Мне довевели что если до принятия решения о постановке на учет нуждающимся произошло увольнение то возможно остаться без жилого помещения

А на какие нормы ссылались, когда говорили об этом?

В любом случае, права на обращение в суд Вас никто лишить не может

Т.е. при несоблюдении сроков подачи документов военнослужащим его не признают нуждающимся в жилье даже если это действительно так

Судебная практика показывает, что не совсем так, хотя случаи отказов в постановке на учет по причине пропуска сроков есть.

Посмотрите прикрепленный файл, это решение Ростовского гарнизонного военного суда.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Еще по теме:

  • Ищу работу юриста в якутске Работа юриста в Якутске По запросу работа юристом в Якутске на сайте HotWork.ru собрано 5 вакансий. За эту неделю добавлено 30 свежих вакансий. Успешно закрыто 25 вакансий. Новые вакансии […]
  • Расчет неустойка по алиментам образец заявления Расчет неустойка по алиментам образец заявления Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные […]
  • Работа в ульяновске юрист Работа Юрист Ульяновск Помощник юриста Юрист, юрисконсульт Помощник юриста Помощник юриста Юрист (подготовка исковых заявлений) В обязанности сотрудника входит полное юридическое […]
  • Пдд 2018 и права гибдд Решать экзаменационные билеты ПДД 2018 онлайн Сдать тест-экзамен по экзаменационным билетам ПДД-онлайн Чтобы успешно сдать теоретический экзамен по правилам дорожного движения в ГИБДД […]
  • Понятие договора дарения элементы договора дарения Договор дарения: понятие, характеристика и предмет Договор дарения - договор, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) […]
  • Военный комиссариат собинского района владимирской области ВК Города Собинка и Собинского района Владимирской области информация актуальна на 31.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета […]