Обладает правом обжалования в порядке надзора

Право надзорного обжалования и порядок его реализации

Субъектами надзорного обжалования выступают лица, участвующие в деле, а также другие лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены принятыми по гражданскому делу судебными постановлениями. Представители могут подать надзорную жалобу при наличии у них такого полномочия, указанного в доверенности, которая надлежащим образом оформлена (ст. 54 ГПК). Если в рассмотрении дела принимал участие прокурор, то аналогичным правом обладает Генеральный прокурор РФ и его заместители. В этой связи в приказе Генерального прокурора РФ «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве» особо отмечается, что прокурор не имеет права истребовать гражданские дела в порядке надзора, однако по наиболее сложным делам прокурорам, участвующим в суде первой инстанции, следует формировать наблюдательные производства, в которых должны присутствовать копии исковых заявлений, правоустанавливающих и процессуальных документов.

Председатель Верховного Суда РФ и его заместитель по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда РФ представление о пересмотре вынесенных судебных постановлений в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального процессуального права. При этом такие нарушения должны влиять на законность обжалуемых судебных постановлений; лишать участников правоотношений возможности реализации прав, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон; существенно ограничивать эти права (ст. 391.11 ГПК). Если Председатель Верховного Суда РФ и его заместитель воспользовались правом на внесение представления, то они не могут участвовать в заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Следовательно, в новом гражданском процессуальном законодательстве, с одной стороны, в действительность воплощена демократическая идея о необходимости совершенствования способа судебной защиты прав и законных интересов, а с другой – существенно ограничена возможность вмешательства в частное гражданское судопроизводство различных должностных лиц государства.

Объект надзорного обжалования – вступившие в законную силу судебные постановления, кроме постановлений Президиума Верховного Суда РФ (ст. 391.14 ГПК).

Срок подачи надзорной жалобы или представления прокурора составляет три месяца со дня вступления судебного постановления в законную силу, но следует учитывать, что для Председателя Верховного Суда РФ и его заместителя этот срок подачи представления увеличен до шести месяцев (ч. 2 ст. 391.11 ГПК). Сроки начинают течение со дня вступления в законную силу последнего судебного правоприменительного акта, вынесенного по правовому конфликту (М. С. Шакарян).

Если заинтересованные лица пропустили срок надзорного обжалования, то это вызывает за собой такое процессуальное действие, как возвращение жалобы или представления без рассмотрения по существу, но этот срок по исключительным и уважительным причинам подлежит восстановлению по правилам ч. 4 ст. 112 ГПК. На определение суда о восстановлении или об отказе в восстановлении срока подачи жалобы может быть подана частная жалоба.

Вместе с тем обращает на себя внимание еще одно важное требование, согласно которому судебные постановления обжалуются в суд надзорной инстанции в указанный выше срок лишь при условии, что субъектами были полностью исчерпаны прочие ординарные и неординарные способы обжалования судебного постановления, т.е. подавалась апелляционная либо кассационная жалоба. Таким образом, в отечественном процессуальном законодательстве в гл. 41.1 ГПК сохранен принцип соблюдения субъектом последовательности прохождения нижестоящих судебных инстанций.

К форме и содержанию надзорной жалобы (представления) процессуальным законом предъявляются в целом общие требования. В них обычно приводятся: наименование суда, в который обращаются заинтересованные субъекты; наименование лица, подающего жалобу (представление), его место жительства или место нахождения, а также процессуальное положение в деле; наименование других лиц, участвующих в деле, их места жительства либо нахождения; указание на суды, рассматривавшие ранее правовой конфликт и содержание принятых ими решений; указание на постановления, которые обжалуются, и на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона; просьба лица, подающего жалобу, представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, отмечается, какие конкретные права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба подписывается лицом, обращающимся за пересмотром. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие его полномочия. Представление подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителями. Кроме того, должны наличествовать копии надзорной жалобы, представления по числу лиц, участвующих в деле, заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по правовой коллизии, а также квитанция об уплате государственной пошлины.

Порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора отчасти определяется ч. 2 ст. 391.1 ГПК, где указано, что в Президиум Верховного Суда РФ обжалуются:

– вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

– вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

– вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

– определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ;

– определения судебных коллегий Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;

– определения судебных коллегий Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке.

Нетрудно заметить, что в настоящее время законодатель сосредоточил все внимание Президиума Верховного Суда РФ как надзорной инстанции исключительно на результатах работы судов не ниже уровня субъекта РФ. Согласно нормам ГПК и Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» постановления мировых судей и районных судов не являются объектом исследования суда, выполняющего функции надзора.

Обладает правом обжалования в порядке надзора

Жилищное право

Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования.

Земельное право

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. Земля — первоначальный источник.

Экологическое право

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ее надлежащее правовое обеспечение. Оно и обусловливает возникновение экологического права.

Понятие и задачи производства в надзорной инстанции

В разделе IV ГПК регламентируется производство по пересмотру решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Раздел состоит из двух глав. В первой из этих глав предусмотрены правила производства в надзорной инстанции, а во второй — содержатся нормы, относящиеся к пересмотру решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.

Производство в надзорной инстанции представляет собой процессуальную деятельность, которая направлена на проверку решений и определений судов первой и второй инстанций, а также постановлений в порядке надзора по протестам управомоченных на то должностных лиц. Эта стадия гражданского процесса является экстраординарной. На данной стадии обеспечивается дополнительная проверка судебных актов. При этом могут быть пересмотрены любые судебные акты, в том числе и те, которые не подлежат пересмотру в кассационном порядке. Закон не содержит ограничений в опротестовании в порядке судебного надзора различного вида определений суда первой инстанции в отличие от кассационного обжалования. Поэтому в порядке надзора может быть опротестовано любое определение суда, вступившее в законную силу. Вместе с тем, лица, участвующие в деле, не обладают правом на обращение в суд с заявлением о возбуждении производства по пересмотру дел в порядке надзора. Таким правом обладают должностные лица прокуратуры и суда, прямо указанные в законе.

Задачи надзорного производства определены в ст. 327 ГПК. При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и кассационной инстанции по имеющимся в деле материалам в пределах доводов протеста. В интересах законности суд может выйти за пределы протеста. Таким образом, задачи надзорной инстанции ограничены проверкой правильности разрешения дела. Кроме того, решение, определение, постановление не подлежат пересмотру в порядке надзора, если установлены вновь открывшиеся обстоятельства, перечисленные в ст. 333 ГПК В этом случае дело подлежит пересмотру в порядке, установленном ст. 334—337 ГПК.

Субъектами права на принесение надзорного протеста являются должностные лица органов суда и прокуратуры, прямо указанные в законе. Лица, участвующие в деле, правом на обращение в надзорную инстанцию с заявлением о возбуждении надзорного производства не обладают. Они вправе только обратиться к соответствующим должностным лицам с просьбой о принесении протеса в надзорном порядке.

Согласно ст. 320 ГПК в настоящее время лицами, имеющими право принесения протеста являются:

1) Генеральный Прокурор РФ, Председатель Верховного Суда РФ и их заместители — на решения, определения и постановления любого суда РФ, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ;

2) Председатель Верховного суда республики в составе Российской Федерации, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа, прокурор республики, входящей в состав Российской Федерации, края, области, города, автономной области и автономного округа — на решения и определения районных народных судов и определения судебных коллегий по гражданским делам соответственно Верховного суда республики в составе Российской Федерации, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа, рассматривавших дело в кассационном порядке.

Статья 376. Право на обращение в суд надзорной инстанции

Комментарий к статье 376

1. В советский период стадия производства в надзорной инстанции имела экстраординарный, исключительный характер, особенности которой могли свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов участников гражданского судопроизводства.

Стадию надзорного производства по ГПК в силу закрепления в законе специфики процессуальных сроков, субъектного состава (активных участников), процессуальных действий можно разделить на три этапа: 1) подача надзорной жалобы или представления прокурора (ст. ст. 376 — 378 ГПК) и разрешение вопроса судьей надзорной инстанции о ее возвращении без рассмотрения по существу (ст. 379.1 ГПК) либо о ее принятии для изучения; 2) изучение поступившей надзорной жалобы или представления прокурора (ст. ст. 380.1 — 385 ГПК) в целях выявления возможности передачи ее с делом в судебное заседание суда надзорной инстанции. На данном этапе соответствующим судьей (ст. 380.1 ГПК) разрешаются также вопросы о необходимости истребования дела из соответствующей нижестоящей судебной инстанции и о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорной жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве (ч. 1 ст. 381 ГПК); 3) рассмотрение надзорной жалобы или представления прокурора с делом в судебном заседании суда надзорной инстанции (ст. 386 ГПК).

2. В ч. 1 комментируемой статьи содержатся указания на объект обжалования в порядке надзора и на круг субъектов, обладающих правом принесения надзорной жалобы (представления).

Следует иметь в виду, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П ч. 1 ст. 376 ГПК признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку предусмотренное ею право обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений в суд надзорной инстанции выступает в качестве дополнительной гарантии обеспечения правосудности судебных постановлений, если исчерпаны все имеющиеся возможности их проверки в обычных (ординарных) судебных процедурах .

Объектом обжалования в порядке надзора, в отличие от стадий апелляции и кассации, являются вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ. Перечень судебных постановлений закреплен в ч. 1 ст. 13 ГПК, а также содержится в ч. 2 ст. 377 ГПК. Конституционный Суд РФ по поводу объекта обжалования в порядке надзора указал, что по смыслу ст. ст. 376 и 377 ГПК объектом пересмотра в порядке надзора являются судебные постановления, вынесенные по итогам рассмотрения дела по существу, либо промежуточные определения суда по вопросам, имеющим значение для движения дела (Определение от 20 октября 2005 г. N 351-О).

В качестве субъектов, обладающих правом принесения надзорной жалобы, могут выступать: 1) лица, участвующие в деле. Перечень лиц, участвующих в деле, содержится в ст. 34 ГПК. Кроме того, к ним относятся правопреемники указанных лиц (см. ст. 44 ГПК и комментарий к ней) и представители, обладающие таким правом в силу закона или на основании доверенности;

2) другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Данное правило впервые введено ГПК РФ и соотносится с безусловным основанием для отмены судебного постановления, если судом разрешен вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (см., например, п. 4 ч. 2 ст. 364 ГПК).

Определения понятия «другие лица» действующий ГПК не содержит, однако представляется, что: а) эти лица обладают процессуальной право- и дееспособностью, несмотря на то что не

привлекались к участию в деле; б) из содержания документов, прилагаемых ими к надзорной жалобе, явствует нарушение обжалуемым судебным актом их прав и законных интересов; в) защита указанных нарушенных прав и интересов подведомственна судам общей юрисдикции.

В противном случае должны наступить последствия, указанные в ст. 379.1 ГПК, -возвращение надзорной жалобы (представления), однако у «другого лица» остается право на подачу самостоятельного иска или заявления, так как принятые судебные акты в отношении его прав и обязанностей не будут обладать свойством преюдициальности;

3) прокурор, который хотя и входит в число лиц, участвующих в деле, однако правом на принесение представления в суд надзорной инстанции обладает при выполнении условий, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи и ч. 4 ст. 377 ГПК;

4) Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель, который имеет право внести в Президиум Верховного Суда РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора только при следующих условиях: а) при наличии жалобы заинтересованных лиц или представления прокурора, поданных в течение шести месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу; б) если обжалуемые судебные постановления нарушают права, свободы или законные интересы неопределенного круга лиц, иные публичные интересы либо были приняты с нарушением правил подведомственности или подсудности.

Правом обжалования в порядке надзора не обладает судья областного и приравненных к нему судов, участвующий в рассмотрении дела, а также председатель городского (районного) суда, не согласный с определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда .

——————————— См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 7 апреля 2004 г. // БВС РФ. 2004.

3. В ч. 2 комментируемой статьи установлен шестимесячный срок, ограничивающий право на подачу надзорной жалобы (представления) в суд надзорной инстанции. Начало течения этого срока определяется моментом вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу (см. комментарий к ст. ст. 199, 209, 224 ГПК).

Данный срок не является пресекательным и может быть восстановлен в соответствии с ч. 4 ст. 112 ГПК, при этом заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока, установленного ч. 2 комментируемой статьи, подается в суд, рассмотревший дело по первой инстанции (см. комментарий к ст. 112 ГПК).

Кроме того, при исчислении срока, указанного в ч. 2 комментируемой статьи, не учитывается время рассмотрения надзорной жалобы (представления) или истребованного по надзорной жалобе (представлению) дела в суде надзорной инстанции (письмо Верховного Суда РФ от 21 июля 2004 г. N 52-код-2004).

В случае выявления пропуска указанного шестимесячного срока на этапе принятия надзорной жалобы (представления) либо на этапе рассмотрения истребованного дела жалоба (представление) согласно ст. 379.1 ГПК подлежит возвращению заявителю без рассмотрения по существу с указанием причин возврата. Если дело передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, то надзорной инстанции следует оставить дело без рассмотрения по существу (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г.) .

Конституционный Суд РФ в Определении от 20 октября 2005 г. N 351-О также указал на то, что ч. 2 ст. 376 ГПК должна применяться в системной связи с вышеуказанными судебными актами Верховного Суда РФ и ст. ст. 381, 382 ГПК.

Одним из важнейших нововведений ч. 2 ст. 376 ГПК является взаимосвязь права на подачу надзорной жалобы не только с соблюдением шестимесячного срока, но и с тем, что заинтересованными лицами должны быть исчерпаны иные установленные действующим ГПК способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу. Таким образом, заинтересованное лицо приобретает право на подачу надзорной жалобы (представления) только при условии действительного использования своего соответствующего права на апелляционное или кассационное обжалование судебного акта. В противном случае надзорная жалоба (представление) должна быть возвращена по п. 2 ч. 1 ст. 379.1 ГПК как поданная лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции.

4. В ч. 3 комментируемой статьи оговариваются условия, при которых прокурор вправе обратиться в суд надзорной инстанции с представлением. Основное условие — это участие

прокурора в рассмотрении дела, т.е. участие органов прокуратуры в предыдущих судебных инстанциях — первой, апелляционной, кассационной. Причем не важно, возбуждалось ли дело путем обращения с иском (заявлением) прокурора в суд либо он привлекался в уже начатый другими лицами гражданский процесс на основании определения суда. Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что прокурор вправе принести представление в суд второй и надзорной инстанции на судебное постановление лишь в случае, если он участвует в деле (ч. 2 ст. 320, ч. 1 ст. 331, ст. 336, ч. 1 ст. 371, ч. 3 ст. 376 ГПК).

Правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, с точки зрения положений ст. ст. 34, 35, 45 ГПК, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции .

——————————— См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 8 декабря 2004 г. // БВС РФ. 2005.

N 4; информационное письмо Генпрокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-2003 «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

Уровень должностных лиц органов прокуратуры, обладающих правом принесения представления в тот или иной суд надзорной инстанции, закреплен в ч. 4 ст. 377 ГПК.

Обладает правом обжалования в порядке надзора

1. Надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной инстанции.

2. Надзорная жалоба или представление прокурора подается:

1) на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

2) на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;

3) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 28.07.2004 N 94-ФЗ, от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

4) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, — в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 28.07.2004 N 94-ФЗ, от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

5) на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, если указанные решения и определения были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке, — в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

3. Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда Российской Федерации при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.

4. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений, определений судов и постановлений президиумов судов надзорной инстанции в Российской Федерации вправе обращаться:

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители — в любой суд надзорной инстанции;

2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Комментарий к статье 377

1. Статья 377 ГПК РФ регулирует процедуру подачи надзорной жалобы и представления в суд надзорной инстанции.

Часть 1 данной статьи устанавливает новое для производства в надзорном порядке правило: надзорная жалоба или представление подаются непосредственно в суд надзорной инстанции. Правом подачи надзорной жалобы обладают лица, участвующие в деле, а также другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вступившим в законную силу. Представление подается должностными лицами прокуратуры, указанными в ст. 377 ГПК РФ, если прокурор принимал участие в рассмотрении дела.

И представление прокурора, и надзорная жалоба лиц, участвующих в деле, иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, обладают единой природой — это процессуальный документ-сигнал о вступлении в законную силу незаконного судебного постановления и одновременно ходатайство о пересмотре дела в надзорном порядке. Однако решение о необходимости пересмотра судебного постановления в надзорном порядке примет сам суд надзорной инстанции.

Новизна ч. 1 ст. 377 ГПК РФ и в том, что надзорные жалобы подаются только в суд надзорной инстанции, т.к. ранее они подлежали подаче тому должностному лицу, которое было уполномочено вынести протест в порядке надзора или отказать в вынесении протеста.

2. Часть 2 ст. 377 ГПК РФ перечисляет объекты пересмотра в порядке надзора, а также конкретные судебные органы, осуществляющие пересмотр в порядке надзора. Иными словами, здесь определяется подсудность дел по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Объекты пересмотра охватывают все судебные постановления, а именно: решения, судебные приказы и определения, вступившие в законную силу (кроме постановлений Президиума Верховного Суда РФ, которые не подлежат пересмотру в порядке надзора).

При этом действует общий принцип недопустимости пересмотра надзорным органом одного и того же дела дважды.

Субъекты пересмотра судебных постановлений в порядке надзора — это структурные части различных звеньев судов общей юрисдикции. Исходя из звеньев судов общей юрисдикции, можно выделить те органы, которые уполномочены рассматривать дела в порядке надзора:

— в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа — президиум соответствующего суда;

— в окружном (флотском) военном суде — президиум данного суда;

— в Верховном Суде РФ дела в порядке надзора рассматривают Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия, Президиум.

Действует общий принцип, согласно которому в порядке надзора пересматриваются судебные постановления либо нижестоящего суда, либо судебного органа, расположенного на ступень ниже надзорной инстанции.

Так, президиумы верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа пересматривают в порядке надзора следующие судебные постановления, вступившие в законную силу:

— решения и определения верховного суда республики, краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного обжалования в Верховном Суде РФ;

— кассационные определения верховного суда республики, краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

— апелляционные решения и определения районных судов;

— судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей.

Президиум окружного (флотского) военного суда пересматривает в порядке надзора вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ пересматривает в порядке надзора вступившие в законную силу следующие судебные постановления:

— постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;

— решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

— кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;

— решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Военная коллегия Верховного Суда РФ пересматривает в порядке надзора следующие судебные постановления, вступившие в законную силу:

— постановления президиумов окружных (флотских) военных судов;

— решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

— кассационные определения окружных (флотских) военных судов;

— решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда.

Президиум Верховного Суда РФ пересматривает в порядке надзора следующие вступившие в законную силу судебные акты:

— решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции;

— определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

— определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке;

— определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке.

Если ч. 2 ст. 377 ГПК РФ устанавливает правила подсудности дел по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, распределяя их между судами, наделенными функцией по пересмотру судебных актов в надзорном порядке, то ч. 3 той же статьи устанавливает особое правило для условий пересмотра. Это правило относится исключительно к определениям Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенным ими в порядке надзора. Возможность пересмотра в порядке надзора названных судебных постановлений зависит от соблюдения установленного законом условия — такое определение нарушает единство судебной практики. При наличии данного условия определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в порядке надзора, пересматриваются Президиумом Верховного Суда РФ.

3. Само условие для пересмотра названных судебных постановлений — нарушение единства судебной практики — носит оценочный характер и является новацией в российском гражданском процессуальном праве. Что может включать в себя нарушение единства судебной практики? Скорее всего, речь о таких определениях, которые идут вразрез со сложившейся практикой рассмотрения отдельных категорий дел, с постановлениями Пленума Верховного Суда РФ, определениями Президиума Верховного Суда РФ по конкретным делам. Введение определенного ограничения для обжалования вступивших в законную силу определений Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ является гарантией стабильности судебных актов.

4. Часть 4 ст. 377 ГПК РФ логично завершает изложение порядка подачи надзорной жалобы или представления, указывая на тех должностных лиц прокуратуры, которые наделены правом подачи представления о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений судов РФ. Как и по ГПК 1964 г., таким правом наделены Генеральный прокурор РФ и его заместители, а также прокуроры республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и военного округа (флота).

Генеральный прокурор РФ и его заместители вправе обращаться с представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений судов в любой суд надзорной инстанции. Прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) вправе обращаться с представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений судов в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда. Выше названы те судебные постановления, которые могут быть пересмотрены в президиумах указанных судов. Соответственно, прокуроры республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, военных округов (флота) вправе приносить представления о пересмотре упомянутых постановлений судов в порядке надзора.

Заместители прокуроров республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, военных округов (флота) не обладают правом обращения в суд с представлениями о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора. Они вправе совершать такие действия лишь в том случае, если в соответствии с приказом, оформленным согласно закону, они временно исполняют обязанности соответствующего прокурора. Иные должностные лица, кроме перечисленных в ч. 4 ст. 377 ГПК РФ, правом обращения в суд с представлением о пересмотре судебного постановления в порядке надзора не обладают.

5. Последствия обращения уполномоченного на то прокурора с представлением в суд предусмотрены в ч. 2 ст. 381 ГПК РФ. В качестве последствий закон называет два возможных варианта: истребование судом дела (если есть сомнения в законности судебного постановления) или отказ в истребовании дела (если изложенные в представлении доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления).

5. Надзорное производство

5. Надзорное производство

Надзорное производство — это стадия гражданского процесса, в которой осуществляется пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ.

Новое процессуальное законодательство, по сути, устранило надзор за законностью судебных решений. Надзорное производство укрепилось, поднялось на качественно иной уровень, основанный на основополагающих принципах диспозитивности и состязательности сторон. Подробно урегулированы сроки, процедура подачи и рассмотрения надзорных жалоб, их содержание, полномочия участников надзорного производства и другие вопросы, без законодательного разрешения которых нельзя было считать данную стадию процесса эффективной. В настоящее время только от воли участвующих в деле лиц и лиц, чьи права и законные интересы нарушены вступившим в законную силу решением суда, зависит, будут ли они использовать свое право на обращение в надзорную инстанцию или нет. Это и есть реальное укрепление принципа диспозитивности. Никакие должностные лица независимо от занимаемого ими положения не могут вмешаться в гражданское дело, в котором они не участвовали, и просить возбудить надзорное производство в целях пересмотра вступившего в законную силу судебного решения. В результате устранено неравноправие сторон, возможность которого допускалась прежним процессуальным законом, когда в интересах одной из сторон поступали заявления с просьбой о пересмотре решения суда от депутатов, должностных лиц органов исполнительной власти и других влиятельных лиц. Новое законодательство устранило данный недостаток и исключило возможность возбуждения надзорного производства по заявлениям не указанных в законе лиц.

Данная стадия процесса значительно отличается от производства в суде второй инстанции по объектам и субъектам обжалования, полномочиям суда, рассматривающего дела, процедуре рассмотрения жалоб и дел. Предметом обжалования в суд надзорной инстанции могут быть любые определения судов, а не только те, обжалование которых допускается в апелляционном или кассационном порядке.

Судебные постановления могут быть обжалованы в порядке надзора в течение одного года со дня вступления их в законную силу. Срок для обжалования судебных постановлений, вступивших в законную силу до 1 февраля 2003г., исчисляется с этой даты, поскольку ранее возможность обжалования в надзорном порядке каким-либо сроком не ограничивалась. При исчислении годичного срока не должно учитываться время рассмотрения надзорной жалобы (представления) или истребованного по ним дела в суде надзорной инстанции. В этих целях судья в своих определениях об отказе в истребовании дела либо об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции должен указывать дату поступления надзорных жалобы, представления или гражданского дела в суд надзорной инстанции.

Срок на подачу надзорной жалобы (представления) может быть восстановлен по заявлению лица, обращающегося с такой жалобой, в порядке ст.112 ГПК судом, рассмотревшим дело по первой инстанции, при наличии для этого уважительных причин, подтвержденных доказательствами: например, если суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, а о состоявшемся судебном решении данное лицо узнало по прошествии более одного года со дня вступления его в законную силу.

Надзорная жалоба в отличие от кассационной и апелляционной жалоб может быть подана не только лицами, участвующими в деле, но и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены обжалуемыми судебными постановлениями. Указанные в ч.4 ст.377 ГПК должностные лица органов прокуратуры вправе в пределах своей компетенции обратиться в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, но только по тем делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор либо по которым ГПК или иным федеральным законом прокурору предоставлено право вступать в процесс для дачи заключения (ч.3 ст.45 ГПК).

Судья, рассматривавший дело по первой инстанции, председатель районного суда и иные должностные лица суда, несогласные со состоявшимися по делу судебными постановлениями, в том числе с определением суда кассационной инстанции об отмене решения (определения) районного суда в кассационном порядке, не обладают правом подачи жалобы либо представления о пересмотре судебного постановления в порядке надзора.

Надзорные жалоба, представление прокурора подаются непосредственно в суд надзорной инстанции, к компетенции которого отнесено их разрешение. Компетентный суд определяется правилами подсудности, закрепленными в ст.377 ГПК.

Согласно этим правилам в президиуме соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда рассматриваются надзорные жалобы (представления) на: 1) вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов; 2) апелляционные решения и определения районных судов; 3) кассационные определения краевых, областных и равных им судов; 4) решения и определения этих же судов, принятые ими по первой инстанции, если они не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ.

В Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ могут быть обжалованы: 1) вступившие в законную силу решения и определения районных судов, после того как жалобы на них были оставлены без удовлетворения президиумами краевых, областных и соответствующих им судов; 2) кассационные определения краевых, областных и равных им судов;

3) решения и определения указанных судов, принятых ими по первой инстанции, если эти решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

4) определения (постановления) президиумов краевых, областных и соответствующих им судов.

Вступившие в законную силу судебные постановления гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов и их президиумов обжалуются в таком же порядке, но в Военную коллегию Верховного Суда РФ.

Из изложенного видно, что президиум краевого, областного и равного им суда является конечной надзорной инстанцией, в которую могут быть обжалованы судебные приказы, решения и определения мировых судей, апелляционные решения и апелляционные определения районных судов. В Верховный Суд РФ надзорные жалобы на указанные судебные постановления подаваться не могут.

Вместе с тем п.3 ч.2 ст.377 ГПК предусмотрено обжалование постановления президиума краевого, областного и равного им суда в Верховный Суд РФ. Возможность реализации данного права не поставлена в зависимость от того, чье судебное постановление было предметом рассмотрения в суде надзорной инстанции. Из этого делается спорный вывод о том, что само постановление президиума областного и равного ему суда по делу, подсудному мировому судье, может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд РФ, например, по мотиву существенного нарушения судом надзорной инстанции норм процессуального права. При этом решения и определения мировых судей, а также апелляционные решения и определения районных судов не могут быть предметом проверки.

Следует обратить внимание на то, что надзорная жалоба или представление прокурора на вступившие в законную силу решения и определения краевых, областных и соответствующих им судов, принятые ими по первой инстанции, если эти решения, определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ, по выбору обращающегося с жалобой лица или прокурора, который приносит представление, могут быть поданы либо в президиум краевого, областного и равного им суда, либо в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Требования, предъявляемые к надзорной жалобе, представлению прокурора, закреплены в ст.378 ГПК. В них должно содержаться указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона, а также в чем заключается просьба лица, подающего жалобу, или прокурора, обращающегося с представлением (п.6, 7 ч.1 ст.378 ГПК).

Указание в жалобе, представлении на существенное нарушение закона является обязательным. При отсутствии такого указания жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу (ст.380 ГПК). Это связано с тем, что в силу ст.387 ГПК основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются только существенные нарушения норм материального и процессуального права. Других оснований для пересмотра в порядке надзора, в частности, по мотиву неправильности оценки доказательств, недоказанности юридически значимых обстоятельств, не предусмотрено. Несущественные нарушения закона также не могут повлечь отмену судебных постановлений в порядке надзора.

Ссылки на необоснованность судебного решения, на наличие предусмотренных п.1 — 3 ч.1 ст.362 ГПК оснований для его отмены в кассационном порядке не имеют правового значения. Суд надзорной инстанции не наделен полномочиями проверять правильность оценки доказательств, выводы суда об установленных им фактических обстоятельствах. Вместе с тем надзорная жалоба не может быть возвращена без рассмотрения по существу, если в ней приведены доводы о нарушении норм материального или процессуального права, приведшем к ошибочной оценке доказательств, неправильному определению или установлению фактических обстоятельств. Неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (п.1), чаще всего является результатом ошибочного применения или толкования норм материального права, на основе которых определяется круг таких обстоятельств; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п.2, 3) — следствием нарушения норм процессуального права, регламентирующих процесс доказывания и составления мотивированного решения. При наличии таких доводов в надзорной жалобе, представлении прокурора обязательное требование об указании на существенное нарушение закона будет считаться выполненным.

Для лучшего понимания сказанного можно привести следующий пример. Если суд на основании оценки доказательств установил юридически значимые обстоятельства, исходя из которых разрешил спор, но при этом упустил из виду и не дал оценки какому-либо важному доказательству, то налицо нарушение требований ст.67 ГПК, устанавливающей правила оценки доказательств, а также ч.4 ст.198 ГПК, обязывающей суд указать в мотивировочной части решения не только доказательства, на которых основаны выводы суда об установленных им обстоятельствах дела, но и доводы, по которым он отвергает те или иные доказательства.

Надзорная жалоба или представление прокурора в Президиум Верховного Суда РФ на вынесенное в надзорном порядке определение Судебной коллегии по гражданским делам или Военной коллегии Верховного Суда РФ должны обязательно содержать обоснованное указание на то, в чем состоит нарушение единства судебной практики. Это связано с тем, что названные судебные определения могут быть отменены в порядке надзора только в целях обеспечения единства судебной практики (ст.389 ГПК). При этом одной только ссылки в жалобе на нарушение единства судебной практики недостаточно. В жалобе (представлении) должны содержаться доводы, обоснованные ссылками на разъяснения судебной практики, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, либо на судебные постановления, принятые по конкретным гражданским делам Президиумом, Кассационной коллегией, Судебной коллегией по гражданским делам или Военной коллегией Верховного Суда РФ, в которых различно разрешены одни и те же правовые вопросы. Ссылки допустимы как на официально опубликованные в Бюллетене Верховного Суда РФ гражданские дела, так и на неопубликованные, например размещенные в Интернете. Копии судебных постановлений, на которые сделаны ссылки, должны быть приложены к надзорной жалобе (представлению).

В тех случаях, когда надзорная жалоба подается лицом, не принимавшим участия в деле, должно быть указано, какие его права или законные интересы нарушены вступившим в силу судебным постановлением.

Отличительной особенностью надзорной жалобы, представления прокурора, которые после их рассмотрения надзорной инстанцией подаются в вышестоящую надзорную инстанцию, является то, что в них должны содержаться сведения о ранее принятом решении и прилагаться соответствующие данные. Так, при подаче надзорной жалобы на решение районного суда в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ к ней должно быть приложено определение судьи краевого, областного и равного им суда об отказе в истребовании дела либо в его передаче для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. Если надзорная жалоба на решение или определение районного суда не может быть рассмотрена по существу в президиуме областного или другого соответствующего ему суда в связи с отсутствием кворума или по другим причинам, подавшему ее лицу разъясняются причины невозможности рассмотрения жалобы в этом суде и его право подать надзорную жалобу в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ. В этом случае к надзорной жалобе прилагается ответ с мотивами отказа в ее рассмотрении в президиуме соответствующего суда.

К надзорной жалобе, представлению прокурора прилагаются копии судебных постановлений, принятых по делу, засвидетельствованные соответствующими должностными лицами суда и скрепленные гербовой печатью, а если копии составлены на нескольких листах, то либо с удостоверением каждого листа в указанном порядке, либо прошитые и скрепленные гербовой печатью. На практике иногда отказывают в выдаче надлежащим образом заверенных копий судебных постановлений лицам, не привлеченным к участию в деле, но намеренных обжаловать их в надзорном порядке. Такой отказ нельзя признать обоснованным, если в заявлении о выдаче копии судебного решения приведены доводы, указывающие на нарушение этим решением конкретных прав и законных интересов заявителя. В данном случае фактически чинятся препятствия лицу, чьи права и законные интересы нарушены вступившими в законную силу судебными постановлениями, в реализации имеющегося у него права на их обжалование в надзорном порядке.

Если судебное постановление не было обжаловано в кассационном порядке, то прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в соответствии с требованиями подп.4 п.1 ст.333.19 и подп.14 п.1 ст.333.20 НК РФ, или указывается на основания освобождения от ее уплаты.

Вместе с тем в законе не урегулирован случай, когда надзорная жалоба подается по делам, по которым стороны освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционных и кассационных жалоб. Так, в соответствии с подп.6 п.1 ст.333.36 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, а также мировыми судьями, стороны при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака освобождаются от уплаты государственной пошлины. Поскольку обязанность по уплате государственной пошлины при подаче надзорной жалобы непосредственно связывается с обжалованием решения по делу в кассационном порядке, а при обжаловании в таком порядке государственная пошлина не взимается, то нет оснований для вывода о том, что эта категория плательщиков должна уплачивать данный сбор при подаче надзорной жалобы, если по делу не подавались апелляционные, кассационные жалобы.

К надзорной жалобе должны быть приложены ее копии по числу лиц, участвующих в деле.

Надзорная жалоба, представление возвращаются судьей без рассмотрения по существу, и в случае если: они не отвечают предъявляемым ст.378 ГПК требованиям к их содержанию; они поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции; пропущен срок на их подачу; до принятия к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве (ст.380 ГПК).

По результатам рассмотрения жалобы или представления судья соответствующего суда выносит определение: 1) об истребовании дела, если у него возникают сомнения в законности судебного постановления; 2) об отказе в истребовании дела, если при рассмотрении изложенных в жалобе или представлении доводов не установлено существенного нарушения норм материального или процессуального права. В последнем случае жалоба или представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений не возвращаются, а остаются в суде надзорной инстанции. После этого дело может быть истребовано только председателем соответствующего суда или заместителем Председателя Верховного Суда РФ, если они не согласятся с определением соответствующего судьи об отказе в истребовании дела.

Если же дело истребовано в суд надзорной инстанции, то после его изучения судьей выносится определение: 1) об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции с указанием мотивов отказа; 2) о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции с мотивированным изложением оснований для передачи дела в целях рассмотрения по существу и с предложением судьи, вынесшего определение, в частности об отмене судебных постановлений полностью или в части и направлении дела на новое рассмотрение. Председатель краевого, областного и равного им суда, а также Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе и вынести свое определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Если заместитель председателя соответствующего суда согласился с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, то лицо, подающее надзорную жалобу (представление), не может повторно обращаться с тем же вопросом к другому заместителю председателя того же суда. Жалоба (представление) рассматривается соответствующим должностным лицом один раз.

Определение судьи об отказе в истребовании дела либо в передаче его для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции обжалованию в кассационном или надзорном порядке не подлежит. По смыслу ст.376 и 377 ГПК объектом пересмотра в порядке надзора являются судебные постановления, вынесенные по итогам рассмотрения дела по существу, либо промежуточные определения суда по вопросам, имеющим значение для движения дела. Указанные же определения судьи суда надзорной инстанции выносятся в процедуре предварительного рассмотрения надзорной жалобы, представления прокурора или истребованного гражданского дела, в которой судья, не рассматривая дело по существу, решает лишь вопрос о наличии оснований соответственно для истребования дела из нижестоящего суда или его передачи для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. Какое-либо иное решение, по-новому определяющее права и обязанности лиц, участвующих в деле, и потому подлежащее обжалованию в суд надзорной инстанции, при этом не выносится (см.: Определение Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005г. N 351-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абрамова Ю.В. на нарушение его конституционных прав частью второй ст.376 ГПК РФ»). Это означает, что возможность надзорного обжалования судебного постановления является исчерпанной после получения отказа от всех надзорных инстанций. Повторное обращение в эти надзорные инстанции с жалобой (представлением) на те же судебные постановления не допускается.

Предметом рассмотрения суда надзорной инстанции являются именно надзорная жалоба (представление), содержащая требование лица, их подавшего, и мотивы этого требования. Законность вступивших в законную силу судебных постановлений проверяется в пределах доводов надзорной жалобы (представления) исходя из принципа диспозитивности, нашедшего существенное развитие в новом ГПК РФ. Однако в интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы этих доводов и проверить обжалуемые постановления в полном объеме, например в случае выявления допущенных судом существенных нарушений закона, являющихся безусловным основанием для отмены судебных решений.

В случае истребования дела приостановление исполнения решения суда до окончания надзорного производства возможно лишь при наличии просьбы об этом, содержащейся в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве (ч.4 ст.381 ГПК). При отсутствии такой просьбы приостановление исполнения вступившего в законную силу решения суда не допускается.

При передаче дела для рассмотрения по существу суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копию определения судьи об этом и копии надзорной жалобы или представления прокурора, назначает время рассмотрения дела с учетом того, чтобы участвующие в деле лица имели возможность явиться в судебное заседание, извещает этих лиц о времени и месте рассмотрения дела.

Неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о судебном заседании, не препятствует рассмотрению дела судом надзорной инстанции. Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда, а в Судебной коллегии по гражданским делам или Военной коллегии Верховного Суда РФ — одним из судей коллегии. Судья, направивший своим определением дело в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу, может участвовать в рассмотрении дела этим судом, в том числе в качестве докладчика, если он ранее не участвовал в рассмотрении данного дела в суде первой или второй инстанции.

Доклад несколько отличается от доклада по делу, рассматриваемому в кассационном порядке. Докладчик излагает установленные судом обстоятельства дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства. Естественно, что излагаются только те мотивы жалобы, представления, которые указывают на нарушение норм материального или процессуального права, поскольку именно это проверяет суд надзорной инстанции.

В суде надзорной инстанции доказательства не представляются и не исследуются, поскольку надзорная инстанция не обладает полномочиями по установлению либо проверке фактических обстоятельств дела. Вместе с тем в надзорной жалобе могут содержаться ссылки на доказательства, которые не были исследованы судом первой и второй инстанций, прилагаться документы в подтверждение доводов о незаконном отказе нижестоящего суда в удовлетворении ходатайства об оказании содействия в истребовании необходимых доказательств, в приобщении к материалам дела и исследовании определенных доказательств. Указанные обстоятельства могут свидетельствовать о нарушении норм процессуального права, регулирующих порядок представления и исследования доказательств. Суд надзорной инстанции в таких случаях проверяет доводы и обсуждает предлагаемые доказательства не в целях установления или опровержения юридически значимых обстоятельств, а с позиций того, соответствуют ли указываемые доказательства требованиям относимости и допустимости, могут ли они оказать влияние на выводы суда о фактических обстоятельствах дела, вызвано ли их непредставление в суд первой или второй инстанции нарушением норм процессуального права либо связано с упущениями со стороны лица, своевременно их не представившего суду.

Лица, участвующие в деле, не вправе задавать вопросы друг другу, но могут дать свои объяснения в поддержку жалобы либо в ее опровержение. Судебные прения в суде надзорной инстанции не проводятся.

По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит мотивированное постановление (определение), содержание и порядок подписания которого изложены в ст.388 ГПК. Полномочия суда надзорной инстанции закреплены в ст.390 ГПК. Если судебные постановления отменяются с направлением дела на новое рассмотрение, то указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

При составлении любого процессуального документа (определения судьи, постановления суда), выносимого в порядке надзора, всегда надо помнить, что суд надзорной инстанции является судом права, а не факта. Поэтому в принимаемых процессуальных документах не могут затрагиваться вопросы, связанные с обоснованностью установления обстоятельств дела, оценкой доказательств, а должны анализироваться лишь те доводы надзорных жалобы, представления, которые указывают на нарушение норм материального или процессуального закона, а также на существенность таких нарушений. Ведь само по себе нарушение норм процессуального или материального права еще не является достаточным основанием для отмены судебного решения в порядке надзора. Нарушение должно быть существенным, т.е. таким, которое может повлиять на исход дела, на права и обязанности сторон. В постановлении суда надзорной инстанции должен быть мотивирован вывод о том, почему выявленное нарушение норм закона является существенным.

Возможны такие ситуации, когда в постановлении суда, являющегося последней надзорной инстанцией (президиум краевого, областного и равного им суда — в отношении судебных приказов, решений, определений мировых судей, апелляционных решений и определений районного суда; Президиум Верховного Суда — в отношении остальных судебных постановлений), допущена судебная ошибка. Как она может быть исправлена?

Ответ на данный вопрос содержится в Определении Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2001г. N 36-О [14]. Согласно сформулированной в этом Определении правовой позиции пересмотр такого судебного решения возможен в дополнительном производстве — по вновь открывшимся обстоятельствам, что позволяет устранить допущенные судебные ошибки, которые не были или не могли быть выявлены ранее и в результате которых нарушенные права и законные интересы граждан и организаций не были защищены.

В отдельных случаях это стало пониматься как право любого суда надзорной инстанции пересмотреть в указанном порядке свое постановление. Это не так. Исправление судебных ошибок путем пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с допущенной судебной ошибкой возможно только после рассмотрения дела в той судебной инстанции, решение которой процессуальным законодательством признается окончательным в том смысле, что это решение не может быть пересмотрено согласно обычной процедуре.

В остальных случаях судебные постановления надзорной инстанции могут быть пересмотрены этой же инстанцией по вновь открывшимся обстоятельствам только при наличии оснований, перечисленных в ст.392 ГПК.

Еще по теме: