Нормы муниципального права направлены на регулирование

3.1. Нормы муниципального права

Муниципальное право является комплексной отраслью права, поэтому нормы му- ниципального права одновременно являются и нормами других отраслей.

Муниципально-правовые нормы — это правила поведения, исходящие от местно- го сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства.1

Нормы муниципального права подразделяются в зависимости от того, какие функции и цели правового регулирования они обеспечивают. Поскольку базовые для права в целом функции позитивного регулирования и охраны реализуются рассматри- ваемой отраслью, то первичным является деление ее норм на регулятивные и охрани- тельные.

Охранительные нормы закрепляют составы правонарушений в сфере местного са- моуправления, организации и деятельности органов местного самоуправления, непо- средственного отправления населением муниципальных функций.

Регулятивные нормы закрепляют компетенцию муниципальных образований, иных субъектов местного самоуправления, правовой статус граждан в сфере местного само- управления, порядок осуществления функций местного самоуправления. Они, в свою очередь, в зависимости от содержания делятся на дефинитивные нормы, нормы- принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, а также на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы и т.д.

Дефинитивные нормы вводят определения базовых для муниципального права терминов. Так, ст. 2 Закона от 6 октября 2003 г. вводит определения муниципального об- разования, вопросов местного значения, органов местного самоуправления, муници- пального правового акта, других институтов местного самоуправления.

Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для местного самоуправле- ния ценности, направления и способы деятельности. Основные цели, принципы местно- го самоуправления закреплены в Конституции РФ (ст.ст. 12, 130 — 133), гл. 1 упомянутого Закона.

Гарантийные нормы направлены на обеспечение деятельности органов местного самоуправления, полное осуществление прав граждан в сфере местного самоуправления. Исходные гарантийные для местного самоуправления нормы содержатся в Конституции РФ (ст. 2; ч. 2 ст. 8; ст. 12, 133).

Коллизионные нормы подлежат применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции органов местного самоуправле- ния, иных субъектов муниципального права. Так, согласно п. 3 ст. 5 Закона, в случае про- тиворечия федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, упомянутому Закону применяются положения последних. Приоритетный статус норм Европейской хартии местного само- управления по отношению к нормам, содержащимся в российском законодательстве (за исключением конституционных норм), вытекает из правила (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по от- ношению к законам страны.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников муници- пальных отношений путем установления их полномочий и прав. Таковы правила, закре- пляющие права граждан в сфере местного самоуправления, в частности, их право изби- рать и быть избранными в органы местного самоуправления, самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций со- вершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является прави- ло о том, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное само- управление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (часть 2 статьи 132 Конституции РФ).

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воз- держиваться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавли- вает, что подчиненность органа, должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органам, должностным лицам других муниципальных об- разований не допускается (ч. 3 ст. 17 Закона).

По характеру содержащихся в них велений выделяют нормы императивные, диспози- тивные и рамочные. Называют также рекомендательные нормы, не имеющие властно- волевой основы. Таковы, например, положения модельных уставов муниципальных обра- зований, подготавливаемые органами власти ряда субъектов федерации.

По субъектам правотворчества выделяют нормы, содержащиеся в международном законодательстве, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Федера- ции, муниципальных нормативных актах, нормативных договорах, одной из сторон ко- торых является орган местного самоуправления, или направленных на регулирование муниципальных отношений, во внутриорганизационных актах органов территориально- го общественного самоуправления.

Значительная часть вопросов организации и деятельности местного самоуправле- ния относится к сфере совместного ведения что прямо вытекает из положений пункта «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ и ряда других ее положений. Это означает, что на госу- дарственном уровне устанавливаются основы местного самоуправления, и субъекты фе- дерации в соответствии с ними вправе осуществлять самостоятельное правовое регулиро- вание в этой сфере. Закон от 6 октября 2003 г. закрепляет федеральные и региональные правотворческие полномочия в сфере местного самоуправления (статьи 5 и 6).

К полномочиям федеральных органов власти относятся:

— определение общих принципов организации местного самоуправления;

— правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в преде- лах ее полномочий по предметам совместного ведения прав, обязанностей и ответ- ственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;

— правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по реше- нию вопросов местного значения;

— правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществле- нии отдельных государственных полномочий, которыми органы местного само- управления наделены федеральными законами в порядке, установленном зако- ном.

К полномочиям органов государственной власти субъектов федерации относятся:

— правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъ- ектах РФ в случаях и порядке, установленных Законом от 6 октября 2003 г.;

— правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государст- венной власти субъектов федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

— правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ве- дения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов по предметам совместного ведения;

— правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществле- нии отдельных государственных полномочий, которыми органы местного само- управления наделены законами субъектов РФ.

Правотворческими полномочиями в сфере местного самоуправления обладают и муниципальные образования в лице местного населения или органов местного само- управления. На основе и в соответствии с федеральными и региональными законами они устанавливают для себя конкретную модель местного самоуправления.

Правотворческие полномочия муниципальных образований распространяются на установление:

— их границ и состава территории;

— форм, порядка и гарантий непосредственного участия населения в решении во- просов местного значения;

— структуры и порядка формирования органов местного самоуправления;

— наименования и полномочий выборных, других органов местного самоуправле- ния и должностных лиц местного самоуправления;

— срока полномочий депутатов представительных органов местного самоуправле- ния, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

— видов, порядка принятия и вступления в силу муниципальных нормативных пра- вовых актов, статуса и социальных гарантий депутатов, членов других выборных

органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного само- управления;

— оснований и порядка прекращения их полномочий;

— гарантий прав должностных лиц местного самоуправления;

— условий и порядка организации муниципальной службы;

— экономической и финансовой основы местного самоуправления;

— исторических, национальных и иных особенностей организации местного само- управления.

К числу правотворческих полномочий муниципальных образований относятся

— утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

— установление местных налогов и сборов;

— регулирование использования водных объектов местного значения, месторожде- ний общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительст- ва подземных сооружений местного значения;

— регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

— разграничение полномочий разных органов местного самоуправления и др.;

— а также вопросы, не исключенные из ведения муниципальных образований и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государст- венной власти.

Особенности метода муниципального права. Муниципально-правовой режим

Предмет муниципального права. Комплексная природа предмета муниципального права. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации

Лекция № 1. Муниципальное право как отрасль права

Местное самоуправление представляет собой один из уровней публичного управления, поэтому муниципальное право должно системно охватывать своим регулированием все отношения по организации и деятельности этого уровня публичной власти. Эти отношения, включаемые в предмет муниципального права, допустимо сгруппировать в следующие группы:

1) Отношение «муниципально-конституционные», связанные с конституированием статуса муниципального образования, его органов, разграничения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти федеральной и субъектов Российской Федерации, в том числе:

а) по образованию, изменению границ, преобразованию муниципальных образований; б) по формированию органов местного самоуправления и определению их полномочий; в) по управлению в формах непосредственной демократии; в)по принятию муниципальным образованием устава и других нормативных правовых актов; г) определению предметов ведения и конкретных полномочий по их решению.

Данные отношения в принципе можно рассматривать как часть государственного (конституционного) права. Так, нормы государственного права закрепляют процесс осуществления выборов, референдумов на уровне местного самоуправления, порядок проведения собраний, демонстраций, митингов, демонстраций, пикетирования, реализацию права граждан на информацию в связи с решением вопросов местного значения, порядок обращений граждан в органы местного самоуправления. Отрасль конституционного права регулируется также взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе, порядок учета мнения органов местного самоуправления и населения при принятии органами государственной власти властных решений, реализации органами местного самоуправления права законодательной инициативы в представительном органе власти субъекта Российской Федерации и т.д.

2) Отношения «муниципально-административные», возникающие по поводу исполнительно-распорядительной деятельности органов местного самоуправления. В эту группу входят правовые отношения, направленные на реализацию органами местного самоуправления компетенции в различных управленческих сферах, таких как благоустройство территории, организация предоставления коммунальных услуг, сбор и вывоз мусора, его утилизация, управление земельными ресурсами муниципального образования, муниципальными имущественными объектами, обеспечения пожарной безопасности территории муниципалитета, охраны жизни людей на водных объектах, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация предоставления услуг дошкольного и основного общего образования, услуг скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, а также обеспечения развития на территории муниципалитета инфраструктуры связи, содержание дорог и реализация иных властных полномочий.

В блок так называемых «муниципально-административных» отношений следует отнести и отношения по поводу поступления на муниципальную службу, ее прохождение.

Вышеназванные правовые отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления составляют и предмет административного права, а потому подпадают под регулирование норм последнего.

3) Отношения «муниципально-финансовые», связанные с формированием местного бюджета (бюджетное устройство и бюджетный процесс), установлением местных налогов и сборов, предоставление муниципальных гарантий, выдача бюджетного кредита. Отношения этой группы, традиционно рассматриваются и как часть финансового права и регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации. «Совместным институтом» муниципального и финансового права следует признать и норма, опосредующие межбюджетные отношения. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставление трансфертов (субсидий, дотаций, субвенций) муниципальным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации и межбюджетные отношения муниципалитетов между собой на принципах, закрепляемых муниципальным правом, выстраивается с помощью процессуального инструментария Бюджетного кодекса.

4) Отношения «муниципально-гражданские», возникающие по поводу объектов муниципального имущества (право муниципальной собственности, оперативного управления и хозяйственного ведения, режим муниципальной казны, аренда и концессия имущества, приватизации); создания, реорганизации и прекращения муниципальных юридических лиц, в том числе муниципальных унитарных предприятий и учреждений, частных хозяйствующих субъектов, доли (акции), которых принадлежат муниципалитету; вступления муниципального образования в договорные отношения в связи с закупкой, товаров, работ и услуг для муниципальных нужд; получением кредитов, выпуском муниципальных ценных бумаг и их оборот; возмещением вреда физическим и юридическим лицам действиями (решениями) органов местного самоуправления. Эти правоотношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными актами гражданского законодательства.

5) Отношения «муниципально-жилищные», связанные с участием муниципального образования жилищным муниципальным и частным фондом.

6) Отношения «муниципально-природоресурные», возникающие по поводу владения, пользования и распоряжения земельными, водными, лесными ресурсами на территории муниципального образования. К этой группе примыкает муниципально-градостроительное законодательство.

7) Отношения «муниципально-правовой» ответственности, включающие конституционно-правовую (роспуск представительного органа, отрешение от должности главы муниципального образования и главы местной администрации), отзыв выборных должностных лиц и депутатов населением); административную (привлечение должностных лиц и органов местного самоуправления за совершение административных проступков к административной ответственности); уголовную (наступающая для должностных лиц местного самоуправления за совершаемые преступления); дисциплинарную (к ней привлекаются муниципальные служащие); гражданско-правовую (ответственность муниципального образования перед физическими и юридическими лицами).

8) Процессуальные отношения по участию муниципальных образований (органов местного самоуправления и должностных лиц) в гражданском и арбитражном судопроизводстве, в производстве по делам об административных правонарушениях в качестве истцов (в том числе, в защиту публичных интересов и неопределенного круга лиц), ответчиков, третьих лиц, вступление в процесс для дачи заключения по делу.

Комплексно опосредуя все общественное связи, образующиеся на нижнем уровне публичного управления, муниципальное право, объединяет нормы различных отраслей права, сочетая в себе и их юридические режимы. Выделенные в предмете муниципального права блоки правовых отношений несут дополнительный конституционный, финансовый, гражданский, административный, жилищный, земельный «оттенок». Иногда указанное обстоятельство используется как основание для утверждения, что все отношения, составляющие предмет муниципального права, «разбираются» другими отраслями право. А оно само не имеет собственного предмета правового регулирования. Вследствие этого в современной российской правовой науке проблема определения природы муниципального права и его места в системе права не является решенной. С начала 90-х годов ХХ века в юриспруденции сложилось несколько точек зрения на природу отрасли муниципального права:

а) муниципальное право является подотраслью конституционного права Российской Федерации. (М.В. Баглай);

б) муниципальное право представляет собой отрасль российского законодательства, а не отрасль права. (В.А. Баранчиков, Р.З. Лившиц). В систему муниципального законодательства входят нормы различных отраслей права – конституционного, гражданского, земельного, административного, финансового, экологического и других отраслей российского права. Таким образом, муниципальное право не имеет своего предмета регулирования и собственных норм.

в) муниципальное право является подотраслью административного права (Ю.Н. Старилов, В.С. Четвериков). Оно наряду с милицейским, строительным, социальным, служебным, образовательным, медицинским правом относится к особенной части административного права. Органы местного самоуправления являются субъектами административного права, а их законотворческая деятельность осуществляется в методологических и методических формах административного права.

г) Муниципальное право – самостоятельная отрасль российской национальной правовой системы (В.И. Васильев, Кутафин, Фадеев, А.Н. Кокотов, А.А. Уваров и др.). Предпосылками появления новой отрасли – муниципального права стало несколько факторов: во-первых, сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, которые объективно по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в данных социально-политических условиях требуют такого воздействия; во-вторых, происходит количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление. Конституция Российской Федерации зафиксировала этот новый принципиально институт, который по своим параметрам не мог быть отнесен ни к одной из ранее существовавших отраслей, появилась необходимость развития базового законодательства о местном самоуправлении.

Факторами выделения новой отрасли права в науке называют не только предмет правового регулирования, метод и правовой режим, но также и субъектный состав регулирования. Любая из территориальных единиц местного самоуправления есть элементарная модель общества, воспроизводящая внутри себя его основные закономерности, институты, противоречия. Муниципальное право, по мнению, профессора А.Н. Кокотова, представляет собой микромодель национального права и объединяет все отрасли, институты, нормы, работающие в муниципальных образованиях, обеспечивающие жизнедеятельность последних. В муниципальное право входят предписания всех типов отраслей, вычленяемых по «предмету-методу» правового регулирования, профилирующие, специализированные, комплексные.

Предмет муниципального права имеет комплексный характер. Оно имеет сферы взаимодействия и «пограничные зоны» с другими отраслями права. Многие муниципально-правовые нормы, являющиеся одновременно нормами конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного и других отраслей права используются в целях всесторонней регламентации отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления. Наряду с нормами «двойного подчинения» в муниципальном праве имеются собственные, исключительно муниципально-правовые нормы. К последним относятся, например, нормы, регулирующие отношения муниципально-территориального устройства и муниципально-территориального деления, устанавливающие статус органов местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и другие.

Муниципальное право, таким образом, представляет собой вторичное комплексное образование. С одной стороны, его нормы выступают как нормы основных отраслей права (конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного или природоресурсного, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального), а с другой, входят во вторичную правовую структуру – комплексную отрасль права – муниципальную, имеют так называемую двойную «прописку». По меткому замечанию проф. С.С. Алексеева здесь наблюдается удвоение структуры права.

Совокупность правовых средств и способов правового регулирования, специфика их сочетания образуют режим отрасли муниципального права. Специфика муниципально-правового режима предопределена государственно-правовой природой местного самоуправления и комплексностью предмета муниципального права. В нем сочетается императивное и диспозитивное регулирование. В предмете муниципального права публично-правовые отношения преобладают. Более того, частно-правовые отношения, входящие в предмет муниципального права (гражданское, жилищное, земельное), направлены на удовлетворение ни частных, а публично-правовых нужд всего местного сообщества. Следовательно, комплексный метод муниципального права основан на сочетании двух способов правового регулирования – обвязывания и дозволения с преобладанием первого.

Поскольку муниципальное право включает в себя также и нормы, где муниципальные органы вступают в правовые отношения на равных основаниях с иными частными, как правило, хозяйствующими субъектами (например, аренда, муниципальный заказ, покупка и продажа акций, ответственность за возмещение вреда, не связанного с договорным характером отношений), высказывается позиция о публично-частном характере муниципального права.

Глава VIII Основы муниципального права Украины

§ 1 Понятие муниципального права Украины

. Муниципальное право — это система норм и принципов, регулирующих и охраняющих общественные отношения в сфере существования и функционирования местного самоуправления и другие тесно связанные с ними общественные отношения. Поэтому мо ожна утверждать, что муниципальное право касается, прежде всего, непосредственной и представительной местной (локальной) власти, а следовательно, оно относится к группе публичных отраслей права. Отсюда, муниципальными е право наиболее тесно связано с конституционным, административным, финансовым и другими отраслями целом, конституционное право является наиболее важным основанием для создания и функционирования муниципалы ного правава.

Сразу хотелось бы отметить, что термин»муниципальное право»не совсем точно отражает предмет регулирования и охраны, поскольку, как уже отмечалось, нормы этой отрасли направлены прежде всего на место в ве самоуправления. Кроме этого,. Конституция и законодательные акты Украины не используют термин»муниципалитет»Он является нетрадиционным для нашей юридической науки и практики. Но примерно аналогичные. Заметим ния могут быть выдвинуты и относительно терминов»коммунальное право»,»право местного самоуправления»тощощо.

Вместе с тем, в большинстве национальных правовых систем мира используется именно термин»муниципальное право», а потому он все больше распространяется и в нашей правовой системе

Итак, предметом муниципального права являются общественные отношения, связанные с организацией и функционированием местного самоуправления как самостоятельного и относительно обособленного вида публичной локальной властей ди в системе народовластия в пределах определенных административно-территориальных единиц.

Муниципальное право относится к группе публичных отраслей права. Его нормы регулируют и охраняют, прежде всего, отношения власти, приоритетными среди которых есть обязательства. Итак, методом муниципального права является общее обязательство, для которого характерна императивность, то есть подчиненность одной из сторон правовых отношений. Вместе с тем, диспозитивный метод, под которым понимают юридическое равенство сторон, может применяться в отношениях смежных или очень близких к чисто муниципальных, например в договорных отношениях органов и должностных лиц местного самоуправления с другими юридическими и физическими мы лицамами.

Чрезвычайно важным методом в системе муниципального права е метод децентрализации (передачи) властных полномочий от государства к территориальной общины как института гражданского общества неоперенные ечно, что он используется совместно с методами централизации, координации и субординации тощо.

Источники муниципального права — это нормативно-правовые акты, в которых излагаются нормы и принципы, направленные на урегулирование и охрану местного самоуправления. К ним относятся:

-. Конституция Украины (основной источник);

-. Законы Украины:»О местном самоуправлении в Украине»от 21 мая 1997,»О статусе депутатов местных советов»от 11 июля 2002 г,»О службе в органах местного самоуправления»от 7 июня 200 01 г,»О столице Украины — городе-герое. Киеве»от 15 января 1999 т.ощо;

— нормативно-правовые акты субъектов системы местного самоуправления (акты местных референдумов, уставы, регламенты соответствующих советов);

— международно-правовые акты в области местного самоуправления, например. Европейская хартия местного самоуправления, принятая. Советом. Европы 15 октября 1985 г;

— нормативно-правовые договоры с участием субъектов системы местного самоуправления

Систему муниципального права образуют его нормы, принципы и институты. Муниципально-правовые нормы являются первичными элементами системы муниципального права. Под ними понимают общеобязательные, формальных ьно-определенные правила поведения органов, служебных и должностных лиц местного самоуправления их классифицируют в зависимости от различных качеств, например по юридической силе (конституционные, законодательные, подземных аконни, нормы международно-правовых актов). Муниципально-правовые принципы — это наиболее общие правила поведения, отражающие его сущность и социальное назначение. Муниципально-правовые институты ро сумеют как группы правовых норм и принципов, регулирующих однородные группы муниципальных отношений. Например, институт коммунальной собственности, органов самоорганизации населения тощя тощо.

На основании муниципально-правовых норм и принципов возникают муниципально-правовые отношения, под которыми понимают отношения между двумя и более субъектами, которые наделяются взаимными правами и обязанностями мы по осуществлению муниципальной властей.

Важно также подчеркнуть, что муниципальное право рассматривается не только как отрасль права и законодательства, но и как юридическая наука и учебная дисциплина

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Нормы муниципального права направлены на регулирование

Муниципальное право — комплексная отрасль права, поэтому нормы муниципального права одновременно являются и нормами других отрас­лей. В зарубежных странах муниципальное право чаще всего «вырастает» из административного, у нас же теоретической разработкой вопросов мест­ного самоуправления традиционно занимаются государствоведы. Но в со­держание муниципального права входят нормы гражданского, бюджет­ного и земельного права, а также ряда других отраслей. Комплексный характер муниципального права предопределяет тесную взаимосвязь и даже совпадение источников муниципального права с источниками многих отраслей как публичного, так и частного права, поэтому нормы му­ниципального права одновременно являются и нормами других отраслей.

Муниципально-правовые нормы в широком смысле — все нормы права, так или иначе уча­ствующие в регулировании отношений местного самоуправления.

Нормы муниципального права представляют совокупность норм, ис­ходящих от местного сообщества, органов местного самоуправления или их должностных лиц, и норм, принимаемых органами государственной власти или их должностными лицами.

Муниципально-правовые нормы — это правила поведения, исходя­щие от местного сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой го­сударства.

Нормы муниципального права подразделяются в зависимости от того, какие функции и цели правового регулирования они обеспечивают. Поскольку Для любой отрасли права базовыми функциями является позитивное регулирование и охрана, поэтому выделяют регулятивные и охрани­тельные норм.

Охранительные нормы закрепляют составы правонарушений в сфере местного са­моуправления, организации и деятельности органов местного самоуправления, непо­средственного отправления населением муниципальных функций.

Регулятивные нормы закрепляют компетенцию муниципальных образований, иных субъектов местного самоуправления, правовой статус граждан в сфере местного само­управления, порядок осуществления функций местного самоуправления.

В свою очередь в зависимости от содержания данная группа норм делятся на дефинитивные нормы, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы и т.д.

Дефинитивные нормы вводят определения базовых для муниципального права терминов. Так, ст. 2 Закона от 6 октября 2003 г. вводит определения муниципального об­разования, вопросов местного значения, органов местного самоуправления, муници­пального правового акта, других институтов местного самоуправления.

Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для местного самоуправле­ния ценности, направления и способы деятельности. Основные цели, принципы местно­го самоуправления закреплены в Конституции РФ (ст.ст. 12, 130—133), гл. 1 упомянутого Закона.

Гарантийные нормы направлены на обеспечение деятельности органов местного самоуправления, полное осуществление прав граждан в сфере местного самоуправления. Исходные гарантийные для местного самоуправления нормы содержатся в Конституции РФ (ст. 2; ч. 2 ст. 8; ст. 12, 133).

Коллизионные нормы подлежат применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции органов местного самоуправле­ния, иных субъектов муниципального права. Так, согласно п. 3 ст. 5 Закона, в случае про­тиворечия федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, упомянутому Закону применяются положения последних. Приоритетный статус норм Европейской хартии местного само­управления по отношению к нормам, содержащимся в российском законодательстве (за исключением конституционных норм), вытекает из правила (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по от­ношению к законам страны.

Управомачивающие нормы закрепляют правовые возможности участников муници­пальных отношений путем установления их полномочий и прав. Таковы правила, закре­пляющие права граждан в сфере местного самоуправления, в частности, их право изби­рать и быть избранными в органы местного самоуправления, самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций со­вершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является прави­ло о том, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное само­управление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (часть 2 статьи 132 Конституции РФ).

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воз­держиваться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавли­вает, что подчиненность органа, должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органам, должностным лицам других муниципальных об­разований не допускается (ч. 3 ст. 17 Закона).

По характеру предписаний содержащихся в них выделяют нормы императивные, диспозитивные и рамочные. Называют также рекомендательные нормы, не имеющие властно-волевой основы. Таковы, например, положения модельных уставов муниципальных обра­зований, подготавливаемые органами власти ряда субъектов федерации.

По субъектам правотворчества выделяют нормы, содержащиеся в международном законодательстве, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Федера­ции, муниципальных нормативных актах, нормативных договорах, одной из сторон ко­торых является орган местного самоуправления, или направленных на регулирование муниципальных отношений, во внутриорганизационных актах органов территориально­го общественного самоуправления.

Значительная часть вопросов организации и деятельности местного самоуправле­ния относится к сфере совместного ведения, что прямо вытекает из положений пункта «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ и ряда других ее положений. Это означает, что на госу­дарственном уровне устанавливаются основы местного самоуправления, и субъекты фе­дерации в соответствии с ними вправе осуществлять самостоятельное правовое регулиро­вание в этой сфере. Закон от 6 октября 2003 г. закрепляет федеральные и региональные правотворческие полномочия в сфере местного самоуправления (статьи 5 и 6).

Словарь юридических терминов: Муниципально-правовые нормы

Муниципально-правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, установленные органами государственной власти, местного самоуправления, направленные на регулирование общественных отношений в сфере местного самоуправления.

Нормы муниципального права закрепляются в федеральных нормативных актах. Основным правовым актом в данной группе является Конституция РФ, в которой более 20 статей посвящено наиболее важным положениям, раскрывающим сущность местного самоуправления. Специальная гл. 8 Конституции «Местное самоуправление» содержит общие нормы построения и функционирования муниципальной власти (нормы, определяющие назначение местного самоуправления, основы деятельности органов местного самоуправления и населения по решению вопросов местного значения).

Нормы муниципального права содержатся в федеральных законах и законах РФ. Важнейшим источником муниципального права является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный Закон определяет:

1) общие положения об организации местного самоуправления;

2) принципы территориальной организации местного самоуправления;

3) компетенцию местного самоуправления;

4) формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в местном самоуправлении;

5) систему органов местного самоуправления;

6) систему муниципально-правовых актов, порядок их подготовки, вступления в силу и отмены;

7) экономическую основу местного самоуправления;

8) порядок осуществления межмуниципального сотрудничества;

9) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;

10) особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения, закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах, на приграничных территориях.

Нормы, регулирующие вопросы муниципального права, содержатся в федеральных кодификационных законах — кодексах. Так ГК РФ определяет, какое имущество является муниципальным, закрепляет положения о порядке образования, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Основные принципы организации местных финансов, источники формирования муниципальных финансовых ресурсов закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Налоговый кодекс РФ закрепляет перечень местных налогов и сборов, определяет налоговые ставки. Градостроительный кодекс РФ подразделяет городские, сельские подразделения на виды в зависимости от численности населения, устанавливает требования к описанию и утверждению границ муниципальных образований.

Нормы муниципального права содержатся и в отраслевом законодательстве. Так, например правовые отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»; в указах Президента РФ и нормативных правовых актах Правительства РФ. Указы Президента РФ по своим правовым свойствам стоят ниже закона, издаются на основе Конституции РФ и федеральных законов в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном правовом урегулировании местного самоуправления. Нормативные правовые акты Правительства РФ развивают и конкретизируют содержащиеся в законах, указах Президента РФ нормы по вопросам местного самоуправления.

Нормы муниципального права содержатся и в постановлениях Конституционного Суда РФ. Так в постановлении от 15 января 1998 г. Конституционный Суд РФ указал, что утверждение местного бюджета, формируемого за счет собственных источников, установление в соответствии с законодательством местных налогов и сборов, определение порядка пользования землей и другими находящимися в муниципальной собственности природными ресурсами — все это в соответствии с ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ относится к исключительным полномочиям местного самоуправления.

ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Муниципальное право в системе публичного регулирования общественных отношений: проблемы теории и практики Усманова Резида Минияровна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Усманова Резида Минияровна. Муниципальное право в системе публичного регулирования общественных отношений: проблемы теории и практики: диссертация . доктора юридических наук: 12.00.02 / Усманова Резида Минияровна;[Место защиты: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2014.- 414 с.

Содержание к диссертации

Глава 1. Публичное регулирование общественных отношений: понятие, содержание, система 26

1. Понятие и содержание публичного регулирования общественных отношений 26

2. Система социальных норм публичного регулирования, воплощающих такое регулирование: политические нормы; право; обычаи и традиции, обыкновения 46

Глава 2. Основные факторы, влияющие на определение места муниципального права в системе публичного регулирования общественных отношений .83

1.Публичные интересы и муниципальное право .83

2.Предмет и объекты муниципально-правового регулирования общественных отношений 115

3. Понятие и виды принципов муниципально-правового регулирования общественных отношений 142

4.Понятие методов и способов публичного регулирования общественных отношений в муниципальном праве 158

5. Соотношение муниципально — правового и иных видов правового регулирования общественных отношений 187

Глава 3. Проблемы соотношения и корреляции муниципально-правового регулирования с иными видами публичного регулирования общественных отношений .226

1. Политические институты и муниципальное право 226

2. Местные, исторические, национальные и иные традиции и их значение для муниципально-правового регулирования 256

3. Обычаи, обыкновения и муниципально-правовое регулирование 280

Глава 4. Перспективы публичного регулирования общественных отношений на муниципальном уровне .303

1.Проблемы трансформации неправовых социальных норм в муниципально-правовые нормативные установления .303

2. Проблема отказа от муниципально-правовых норм в пользу иных социальных регуляторов 323

Система социальных норм публичного регулирования, воплощающих такое регулирование: политические нормы; право; обычаи и традиции, обыкновения

При характеристике муниципального права как комплексной отрасли права показано, что: в системе местного самоуправления возникают комплексные общественные отношения различных сфер; нормы муниципального права могут относиться как к нормам публичных отраслей права, так и частных отраслей права; нормы, регулирующие отношения в системе местного самоуправления, содержатся в различном отраслевом законодательстве. Комплексность выражается в том, что общественные отношения в системе местного самоуправления урегулированы нормами, различного уровня нормативных актов и, следовательно, внутри системы муниципального права различаются два вида публично-правового регулирования отношений: государственно-правовое регулирование и муниципально-правовое регулирование. Последнее имеет свой предмет общественные отношения, которые могут быть урегулированы собственными муниципальными нормами: отношения по поводу решения вопросов местного значения, отношения по осуществлению переданных государственных полномочий, отношения по решению местных задач, обусловленных местными традициями, обычаями и особенностями. Предмет муниципально-правового регулирования общественных отношений же предмета муниципального права.

Различая предмет муниципального права и предмет муниципально правового регулирования, следует исходить из того, что отношения в системе местного самоуправления регулируются как государственно-правовыми методами, так и муниципально-правовыми методами. Если отношения являются исключительно предметом муниципально-правового регулирования, то воздействие оказывается только методом муниципально правового регулирования. Среди методов государственно-правового регулирования и муниципально-правового регулирования различают императивный и диспозитивный методы, методы гарантий. Но среди методов муниципально-правового регулирования выделяется также метод саморегулирования

Предмет муниципально-правового регулирования определяется с учетом таких объектов его воздействия, как: устройство и организация муниципальной власти; вопросы местного значения; отдельные государственные полномочия, которыми могут законом наделяться органы местного самоуправления с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; местные, исторические и иные традиции, обычаи и особенности.

Объекты муниципально-правового регулирования являются «пограничным» рубежом и средством взаимодействия с другими отраслями права. В муниципальном праве выделяются две группы объектов: объекты, на которые воздействуют чисто муниципальные нормы, и объекты, которые подвергаются воздействию со стороны норм других отраслей права. Соответственно, муниципальное право может полностью и самостоятельно регулировать ту или иную группу общественных отношений (например, отношений, связанных с организацией представительного органа местного самоуправления, с сохранением традиций, использованием обычаев), выступать равноправным партнером в совместном регулировании (например, с административном правом в отношениях по муниципальной службе), осуществлять субсидиарное воздействие (например, в бюджетных отношениях), отдавая приоритет другим отраслевым нормам, либо, наконец, совсем не участвовать в правовом регулировании. Устанавливать общие рамки регламентации муниципальное право не в состоянии в виду производности от конституционного права, нормы которого и устанавливают общие рамки деятельности всей системы местного самоуправления.

Сфера муниципально-правового регулирования определяется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также уставом конкретного муниципального образования с учетом его особенностей. В нее входят отношения, которые составляют предмет муниципально-правового регулирования, и неурегулированные отношения, которые могут быть урегулированы собственными муниципальными нормами и должны быть урегулированы ими. В этой сфере допускается «существование» наряду с муниципально-правовыми нормами и иных социальных регуляторов, так как на поведение участников муниципальных отношений влияют и обычаи, политические нормы и традиции. Со сферой муниципально-правового регулирования тесно связан вопрос о его пределах. Необходимо, во-первых, определить пределы муниципально-правового регулирования и неправового регулирования в системе местного самоуправления, и, во-вторых, рассмотреть пределы государственно правового регулирования общественных отношений в системе местного самоуправления. В любом случае регулировать муниципальными нормами необходимо только те общественные отношения, которые объективно нуждаются в таком регулировании. Пределы связаны с необходимостью сохранять саморегулирование общества (муниципального сообщества), не вмешиваться в те сферы жизни, которые обеспечиваются саморегулированием.

Принципы муниципально-правового регулирования – это руководящие идеи, предпосылки, которые могут быть использованы в качестве базиса для построения норм муниципального права. Они должны быть отражены в соответствующих нормах, которые направлены на регулирование отношений в системе местного самоуправления. В диссертации сделан вывод о том, что в основе муниципально правового регулирования лежат следующие уровни принципов: а) принципы, характерные для всей системы права (общеправовые принципы); б) принципы, характерные для публичной отрасли права; в) межотраслевые принципы (исходя из комплексности муниципального права); г) собственно принципы муниципального права.

Понятие и виды принципов муниципально-правового регулирования общественных отношений

Несколько по-другому, но, тем не менее выделяют собственные муниципальные нормы и отношения авторы учебника «Муниципальное право России» И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов, которые в рамках муниципального права различают две его части: общую и особенную.

Общая часть объединяет совокупность предписаний, распространяющих свое действие на все муниципальные образования. Ее составляют нормы, закрепляющие территориальные основы местного самоуправления, определяющие отношения муниципальных образований с другими субъектами права, а также нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-цели, компетенционные нормы, нормы-запреты, устанавливающие основные понятия, категории и показатели местного самоуправления. Сюда же включаются нормы о статусе органов и должностных лиц местного самоуправления, некоторые процедурные положения, отражающие порядок их функционирования. Данные нормы задают юридические режимы регулирования всем муниципальным образованиям либо отдельным, конкретным территориям местного самоуправления. Иначе говоря, в общую часть включаются нормы, установленные органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Особенная часть муниципального права содержит нормы, издаваемые органами и должностными лицами конкретных муниципальных образований2.

По-нашему, в системе муниципального права различается «собственно муниципальное право», как совокупность собственных норм, регулирующих лишь определенную группу общественных отношений, и другая ее часть, куда входят нормы, установленные органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. У собственно муниципального права имеется свой предмет регулирования. Как пишут А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин, «собственный предмет муниципального права – это так называемое муниципальное строительство или муниципальное устройство, которые задают своеобразие предмета муниципального права»1.

Соответственно предмет этого «собственного муниципального права» будет совпадать с предметом муниципально-правового регулирования.

Мы можем дать следующее определение предмета муниципально правового регулирования: предметом муниципально-правового регулирования являются общественные отношения, возникающие при реализации муниципальной власти, урегулированные собственными муниципально-правовыми нормами. Какие отношения могут быть урегулированы собственными нормами? Частично ответ на этот вопрос дает ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ, где говорится о том, что муниципальные правовые акты принимаются непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления. Ю.А. Горбуль включает в предмет муниципально-правового регулирования следующие группы общественных отношений: 1. Отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления, формирования и развития его основ. 2. Отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения непосредственно населением и (или) через органы местного самоуправления. 3. Отношения, связанные с реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий1.

Однако, на наш взгляд, автор не учитывает норму ст. 1 Федерального закона № 131- ФЗ: «органы местного самоуправления и само население должны решать вопросы местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». Органы местного самоуправления, решая вопросы местного значения, где проживают малочисленные коренные народы или определенная национальность со своими обычаями и традициями, издают различные нормы, которые направлены на регулирование тех отношений, участниками которых, например, может быть конкретная община или группа граждан определенной национальности. Так, на основе традиций и обычаев формируются нормы, например, обращенные к общинному самоуправлению, казачьему самоуправлению. Степень реализации данных норм намного выше, так как они соответствуют фактической жизни, чем у тех, которые издаются государством без учета местных традиций и особенностей.

Поэтому предметом муниципально-правового регулирования, по нашему мнению, являются следующие группы общественных отношений: а) отношения по поводу организации муниципальной власти; б) отношения по поводу решения вопросов местного значения; в) отношения по осуществлению переданных государственных полномочий; г) отношения по решению местных задач, обусловленных местными традициями, обычаями и особенностями. При этом отношения по поводу решения вопросов местного значения и отношения по осуществлению переданных государственных полномочий урегулированы в первую очередь Федеральным законом № 131-ФЗ и отраслевыми нормами.

Местные, исторические, национальные и иные традиции и их значение для муниципально-правового регулирования

В муниципальном праве имеются и принципы частного права, которые находят отражение в имущественных отношениях. Они выражаются в действиях «принципа свободы договора, неприкосновенности собственности, защиты частной собственности, принципа свободы экономической деятельности, принципа диспозитивности, принципа обеспечения свободного доступа к образованию и к культурным ценностям»2. Принцип свободы договора является основополагающим для развития имущественного (гражданского) оборота. В соответствии с ним субъекты права свободны в заключении договора, т.е. в выборе контрагента и в определении условий своего соглашения, а также в выборе той или иной «модели» (формы) договорных связей (ст. 421 Гражданского кодекса РФ). К примеру, в муниципальном праве данный принцип находит свое отражение в виде возможности органов местного самоуправления совершать сделки с имуществом, находящимся в муниципальной собственности (ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ).

Через принцип свободы договора можно рассмотреть и принцип диспозитивности. Принцип диспозитивности означает возможность участников регулируемых отношений самостоятельно по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать варианты соответствующего поведения. В муниципальном праве диспозитивность находит воплощение в ст. 8 Федерального закона № 131-ФЗ, где говорится о том, что в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения.

Межотраслевые принципы (исходя из комплексности муниципального права), несомненно, играют важную роль в муниципально-правовом регулировании. Межотраслевые принципы действуют в нескольких отраслях. В юридической науке не выработано окончательного мнения о том, какие конкретно принципы права являются межотраслевыми1. По мнению А.Л. Захарова, роль и значение каждого межотраслевого принципа выявить можно только классифицируя и приводя их в систему. В этой системе данным автором различаются принципы в экономической сфере, принципы в социальной сфере, принципы в культурной сфере и принципы в политической сфере2. Рассмотрим данные принципы применительно к системе местного самоуправления.

Принципы в экономической сфере — принцип защиты всех форм собственности, принцип свободы экономической деятельности, принцип поддержки и защиты конкуренции. Свобода экономической деятельности, находит свое отражение как в гражданском праве, так и, например, в муниципальном праве. В гражданском праве она выражается через возможность приватизации государственного имущества, в муниципальном праве — в возможности приватизации муниципального имущества. Так, порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»1.

Соприкосновение с предпринимательским правом видим через закрепление принципа поддержки и защиты конкуренции. Так, органы местного самоуправления поселений (п. 28 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ), муниципального района (ч.1 п. 25 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ), городского округа (ч.1.п. 33 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ), внутригородского района (ч.1 п.11 ст.16.2 Федерального закона № 131-ФЗ) создают условия для развития малого и среднего предпринимательства. Например, принцип поддержки и защиты конкуренции отражен в постановлении главы администрации г. Троицка Челябинской области от 24.04.2006 № 230 «О проведении конкурсов на право размещения сезонных предприятий общественного питания на территории г. Троицка, на право организации пляжей и зон отдыха без купания»2. Постановление содержит нормы, закрепляющие единый подход ко всем хозяйствующим субъектам, занимающимся сходным видом деятельности на территории г. Троицка, единые условия предоставления земельных участков для размещения предприятий общественного питания через процедуру проведения конкурса.

Принципы в социальной сфере — принцип свободы труда, принцип обеспечения эффективной социальной защиты населения. Данные принципы действуют в нескольких отраслях права: трудовом праве, праве социального обеспечения, административном праве, а также находят свое отражение в муниципальном праве.

К вопросам местного значения в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории муниципального образования и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Принцип свободы труда отражен в Федеральном законе от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», где в ст. 4 перечисляются принципы муниципальной службы, указанный принцип также вытекает из смысла ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ, где определен порядок заключения контракта с главой местной администрации.

Принципы в культурной сфере – обеспечение свободы литературного, художественного, научного, технического творчества и преподавания, обеспечение свободного доступа к образованию и культурным ценностям. Соприкосновение с ними муниципального права видится в том, что оно ставит перед местным самоуправлением задачи обеспечения действии принципа свободного доступа к образованию и культурным ценностям, определяет права органов местного самоуправления на обеспечение жителей услугами организаций культуры, а также на создание музеев, если только это предусмотрено федеральными законами, и только за счет доходов местных бюджетов. Среди вопросов местного значения городского округа и муниципального района есть и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования.

Проблема отказа от муниципально-правовых норм в пользу иных социальных регуляторов

Возникает вопрос: что относить к историческим и иным местным традициям? В литературе встречаются различные взгляды по этому поводу. На наш взгляд, к историческим традициям относятся исторические традиции местного самоуправления в целом и исторические традиции субъекта Российской Федерации.

Так, исторические традиции местного самоуправления могут выражаться в наличии на современном этапе различных институтов, таких как сходы и старосты, народное собрание, институт выборов, территориальное общественное самоуправление и все другое, на чем основано на сегодняшний день местное самоуправление.

В субъектах РФ могут быть свои исторические традиции, которые например, могут найти отражение в наименованиях органов местного самоуправления, в установлении границ муниципальных образований. Так, например, в соответствии со ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 171-З № 349-III «О местном самоуправления в Республике Саха (Якутия)» основным видом муниципального образования в сельской местности Республики Саха (Якутия) является наслег как традиционная форма самоуправления населения1. Учет традиций при установлении территорий и границ муниципальных образований получил свое признание в правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его постановлении от 24 января 1997 г. № 1-П2, согласно которой определение уровня, на котором создаются муниципальные образования, с тем чтобы это способствовало приближению органов местного самоуправления к населению и позволяло решать комплекс вопросов местного значения, может быть различным и зависит от особенностей тех или иных субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации не закрепляет единую форму местного самоуправления для субъектов РФ, и это не случайно. Многообразие субъектов в России, с различной историей, культурой, географическим, экономическим положением, накопило большой опыт организации местной власти. В большинстве субъектов РФ сформированные веками собственные обычаи и традиции, местные особенности со временем трансформировались и закладывались в собственные правовые нормы1.

Местные традиции — это те традиции, которые сложились в данном муниципальном образовании, отражают его особенности, находят свое отражение в официальных символах и могут быть закреплены в уставе. К ним, на наш взгляд, относятся традиции муниципального образования (например, день города, день деревни), спортивные, патриотические, трудовые и другие традиции. Что касается традиции празднования дня города, — пишет М.С. Шайхуллин, — то исследование показало, что в каждом конкретном уставе муниципального образования устанавливается определенная дата или месяц проведения этого торжественного мероприятия. При этом дата или месяц связаны с историческими событиями либо опосредованы сакральными основаниями установления праздника на тот или иной день2.

Одной из местных традиций следует считать трудовую традицию проведения субботников. В настоящее время на смену им приходят Дни благоустройства муниципального образования, которые проводятся в целях исполнения Федерального закона № 131-ФЗ. Так, например, в Екатериновском муниципальном районе Саратовской области это мероприятие объявляется и проводится в соответствии с требованиями «Правил по благоустройству, обеспечению чистоты и порядка на территории Екатериновского муниципального образования», утвержденных решением

Собрания депутатов1. А в городе Снежинске Челябинской области для сохранения и приумножения лучших трудовых традиций организаций и предприятий, воспитания у подрастающего поколения уважительного отношения к труду, привлечения молодежи к продолжению трудовых традиций старших поколений решением Собрания депутатов города Снежинска Челябинской области от 26 мая 2011 г. № 95 утверждено Положение «О трудовых династиях города Снежинска»2.

С целью сохранения спортивных традиций в муниципалитетах разрабатываются программы по развитию спорта, при органах местного самоуправления могут быть созданы координационные советы по развитию физической культуры и спорта, проводятся ставшие постоянными, и в этом плане традиционными, спортивные мероприятия.

В некоторых источниках говорится и о других традициях муниципального образования. Например, г. Оренбург характеризуется как как крупный индустриальный центр, центр сельскохозяйственного региона, где сохраняются исторически сложившиеся деловые традиции3. Под деловыми традициями могут пониматься и социально-экономические традиции, как это определено, например, в ст. 6 Устава Муниципального образования «Холмский городской округ» (Сахалинская область) от 06.03.2013 № 52/4-8784, где закреплено, что «Холмский городской округ имеет свой герб, гимн и флаг — официальную символику, отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и другие местные традиции». Как они учитываются органами местного самоуправления? Сохраняя социально-экономические традиции, муниципальные образования выступают заказчиком на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, разрабатывают программы социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционные проекты по развитию строительства, сельского хозяйства и промышленности, что безусловно повышает уровень жизни населения.

В целях сохранения и пропаганды семейных ценностей и традиций, органы местного самоуправления могут организовывать различные мероприятия и конкурсы, а также создавать семейные советы, как это делается, например, в городе Урай Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. В городе Каменск-Уральский Свердловской области в честь Года семьи постановлением главы администрации города от 09.04.2008 № 92 объявлен городской конкурс семейных традиций «Интернет-гостиная «Семейный совет»1, а в Артемовском городском округе Приморского края разработана Концепция развития семейной политики до 2017 года2.

Еще по теме: