Нецелевое использование бюджетных средств 2018 год

Оглавление:

Письмо Минфина России от 25 января 2018 г. N 02-09-07/4115 О передаче уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств при совершении главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств нецелевого использования бюджетных средств

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение Департамента финансов администрации города по вопросу передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств при совершении главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств нецелевого использования бюджетных средств и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.

При этом Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по разъяснению норм действующего законодательства Российской Федерации, оценке правомерности действий (бездействия) органов государственного финансового контроля (их должностных лиц) и актов указанных органов.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Согласно Уведомлению о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты города объектом контроля — Управлением дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации города — произведено направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие целям их предоставления, что повлекло за собой применение бюджетной меры принуждения в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) за совершение указанного нарушения.

В соответствии с абзацем шестым пункта 2 статьи 306.2 и пунктом 2 статьи 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет применение бюджетной меры принуждения в виде передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

При этом согласно пункту 4 статьи 306.2 БК РФ порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом в соответствии с БК РФ.

Следует отметить, что на федеральном уровне в настоящее время во исполнение статьи 306.2 БК РФ приказом Минфина России от 11.08.2014 N 74н утвержден Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств). Кроме того, в целях формирования решений о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, приказом Минфина России от 23.07.2015 N 224 (с изменениями) утверждены Правила организации работы в Министерстве финансов Российской Федерации по формированию решений о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Вместе с тем, положения вышеуказанных правовых актов, реализующих порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения, не содержат соответствующих норм о возможности применения бюджетной меры принуждения в виде передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действие абзаца шестого пункта 2 статьи 306.2 и пункта 2 статьи 306.4 БК РФ было приостановлено до 1 января 2017 года.

Кроме того, в настоящее время Министерством финансов Российской Федерации разработан и направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» (далее — законопроект), содержащий положения о приостановлении вышеуказанных норм БК РФ с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.

Обзор документа

Рассмотрен вопрос о передаче уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств при нецелевом использовании средств.

Согласно уведомлению о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты города объектом контроля — Управлением дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации города — произведено направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие целям их предоставления, что повлекло за собой применение бюджетной меры принуждения.

Нормы действующих актов не предусматривают возможность применения бюджетной меры принуждения в виде передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Действие норм БК РФ о передаче уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств было приостановлено до 1 января 2017 г. Планируется приостановление до 1 января 2020 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Если государство выделило организации деньги из бюджета на определенные цели, оно будет пристально контролировать, чтобы они были употреблены исключительно по назначению. Применить бюджетные деньги на иные задачи – уже серьезное правонарушение. Как квалифицировать такие действия? Кто привлекается к ответственности, если нарушения совершены бюджетной организацией или организацией, получившей субсидию? Как решается, имело ли место именно нецелевое применение? Рассуждаем в статье.

Особенности понятия нецелевого применения средств

Распределение государственных средств находится в ведении Бюджетного кодекса РФ.

Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования. А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:

  • законе о бюджете;
  • сводной бюджетной росписи;
  • бюджетной смете;
  • договоре о предоставлении субсидии;
  • соглашении;
  • в другом правомочном документе.

Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.

Последствия нецелевых расходов

Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:

  1. Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
    • главным распорядителем;
    • распорядителем;
    • получателем бюджетных средств.

При выявлении часть финансовых полномочий нарушителя передается уполномоченному по тому или иному бюджету.

  • Ошибки в межбюджетном финансировании: на цели одного бюджета направлены деньги из другого. Ошибочно внесенные финансы будут взысканы из бюджета, который получил их неправомерно, плюс плата за их использование. Также может быть приостановлена или сокращена программа данных финансовых трансферов.
  • Виды нецелевого применения государственных финансов

    Данное правонарушение можно классифицировать по типам участников:

    • допущение нецелевого использования участниками бюджетного процесса;
    • нарушение целей направления средств из бюджета автономными учреждениями.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несмотря на то что во 2 случае бюджетные деньги до использования становятся по факту средствами автономных учреждений (переходят на их расчетные счета), их применение по заявленным в соглашении (договоре) целям остается строго обязательным и подконтрольным. Это уже не «бюджетные средства», но по-прежнему «средства из бюджета», на которые распространяются требования административного законодательства в части бюджетных нарушений (ст. 15.14 КоАП РФ).

    Варианты средств из бюджета «не на те цели»

    Группы примеров затрат «не по целям» родились из практики. Проверочными мероприятиями, контролирующими использование государственных финансов, установлены следующие виды самых распространенных нарушений, которые можно отнести к нецелевым расходам:

    • по плану хозяйственной деятельности на тот или иной финансовый год затраты не предусматривались, но были совершены;
    • перепутан уровень финансирующего бюджета, например, обязательства, являющиеся целями финансирования муниципальным бюджетом, погашены за счет средств из федерального;
    • бюджетными деньгами оплачены цели, рассчитанные на внебюджетные источники;
    • данными деньгами профинансированы затраты другой организации;
    • деньги применены на оплату услуг, находящихся вне деятельности профинансированной организации;
    • бюджетными деньгами воспользовались арендаторы и не возместили этих расходов;
    • затраты на финансирование объектов без принятой проектной сметы;
    • нарушение условий предоставления субсидий;
    • смещено финансирование по разделам бюджета: на средства одних разделов профинансированы цели других разделов;
    • прибыль от вложения бюджетных средств используется не по финансово-хозяйственному плану;
    • неправильное движение финансов по статьям и подстатьям бюджетной классификации, которая распределяет операции по секторам государственного управления.

    Субсидии, примененные нецелевым образом

    Когда бюджетные деньги выделяются на основании договора (соглашения), говорят о субсидировании. Нарушение договора в позициях оговоренных целей финансирования случается не так уж редко. Судебная практика выделяет такие распространенные случаи нецелевого направления государственных дотаций:

    1. Оплата не тех услуг. Условия субсидии или государственного задания оговаривали адресность оплачиваемых за счет субсидии услуг, а деньги были потрачены на то, что в соглашении не указано. Например, образовательное учреждение оплатило дотационными деньгами страховые полисы сотрудников: в госзадание входят только услуги по образованию, а не юридические, каковые надо было оплатить из внебюджетных средств.
    2. Оплата за неоказанные услуги. Работа по документам выполнена, что подтверждается актом приемки, бюджетные деньги на ее оплату списаны. Проверка выясняет, что по факту подрядчик не оказал упомянутых услуг – полностью или частично. Налицо административное нарушение лица, подписавшего акт, из-за чего субсидия оказалась примененной не по целевому назначению. В данном случае не так уж важно, соответствовали ли эти услуги целям субсидии: ведь средства, бесспорно, в любом случае потрачены необоснованно, а значит, неправомерно.
    3. Оплата содержания чужой собственности. Учреждение государственными деньгами оплачивает содержание имущества, ему не принадлежащего. Госзадание предусматривает затраты на содержание имущества, прикрепленного к организации, прямо связанного с целевой деятельностью. Но если в суде доказать, что затраты на неприкрепленное имущество регулярны и имеют отношение к госзаданию, можно добиться признания неправомерности нарушения.

    Кто виноват

    Любое нарушение предусматривает ответственность. На кого она возлагается в случае неправильных расходов бюджетных средств?

    В первую очередь, на саму организацию. Юридические лица могут быть оштрафованы, а их деятельность приостановлена.

    Во-вторых, на конкретное должностное лицо. Человек может получить штрафные санкции, направление на принудительные работы, лишиться права на занятие конкретных должностей либо даже лишиться свободы на определенный законом срок.

    Таким должностным лицом чаще всего является руководитель как ответственный за экономические вопросы. Его подпись обязательна на всех важных финансовых документах – без нее они не повлекут за собой правовых действий. Но иногда вместо руководителя бумаги подписывает уполномоченное лицо, например, заместитель. Если право подписи ему передано официально, то и отвечать в случае нарушений придется ему.

    ВАЖНО! Юридическая ответственность за нарушение цели применения бюджетных средств возлагается на то лицо, чья подпись на финансовых документах повлекла соответствующее действие.

    Формы ответственности

    Данный тип нарушений предусматривает два вида ответственности: административную и уголовную.

    Административные кары за «нецелевку»

    Санкции за использование бюджетных средств не по назначению предусмотрены ст. 15.14 КоАп РФ. Если признаков уголовного деяния в нарушении не усмотрено:

    • организация отделается штрафом, который составит от 5 до 20% нецелевых денег;
    • должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-3 года либо оштрафовано на 20-50 тыс. руб.

    Уголовные наказания за несоответствие бюджетным целям

    Такие преступления рассматривает ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» Уголовного кодекса РФ. По ней для виновного должностного лица могут быть применены:

    • штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
    • штраф в размере его зарплаты или других годовых-двухлетних доходов;
    • принудительные работы с отлучением от определенных должностей на 1-3 года;
    • арест до полугода;
    • заключение в тюрьму до 2 лет с лишением права на определенную деятельность либо без него в течение последующих 3 лет (либо без такого запрета).

    Наказание ужесточится, если «нецелевка» осуществлялась группой лиц либо размер ее оказался особо крупным (из бюджета растрачено 7,5 млн. руб. и более):

    • штраф вырастет до 200-500 тыс. руб.;
    • длительность принудительных работ – до 5 лет;
    • сроки лишения свободы – до 5 лет.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Буква закона классифицирует «нецелевку» как правонарушение, только если доказан умысел в ее совершении. В противном случае имеет место ошибка. Если проверяющие вынесли решение о бюджетном правонарушении, а оно было совершено неумышленно, то правомерность санкций можно оспорить в суде.

    X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

    УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ РАСХОДОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

    К негативным явлениям в экономике страны и подрыву авторитета государственной власти и органов местного самоуправления ведет нецелевое расходование бюджетных средств и нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов. Случаи нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов выявляются при плановых и неплановых проверках финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц аудиторами Счетной Палаты РФ либо Счетной палаты субъекта РФ, муниципальными контрольно-счетными службами, а также другими полномочными контролирующими органами.

    Совершение деяний, предусмотренных ст. 285 и 2852 УК РФ, возможно лишь в форме действия. Специфика уголовно-правового действия должностного лица в составе, предусмотренном ст. 2851 УК РФ, состоит в том, что нецелевое расходование бюджетных средств может быть совершено только путем издания (оформления) официального о том письменного документа.

    Поскольку в Бюджетном кодексе РФ, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в нормативных актах Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ говорится о «нецелевом использовании» бюджетных средств, а в статьях 285 и 2852 УК РФ — о «нецелевом расходовании» бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, а по смысловому содержанию указанное не одно и то же, рекомендуется заменить в статьях 2851 и 2852 УК словосочетание «нецелевое расходование» средств на «нецелевое использование» средств и тем самым устранить расхождения в федеральных законах различной отраслевой принадлежности по одному и тому же вопросу.

    Полагаем необходимым включить в число квалифицирующих признаков данных составов преступлений признак «наступление тяжких последствий», под которыми следует понимать ухудшение материального положения граждан, вред их здоровью, срыв нормальной деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений, техногенные аварии, наступление в результате нецелевого расходования средств экологических катастроф и т.д.

    Перемещение бюджетных средств в течение финансового года с одного кода экономической группы, подгруппы и т.п. на другой код экономической или функциональной классификации следует считать осуществленным при наличии крайней необходимости при следующих условиях:

    если перемещение бюджетных средств осуществлялось во имя достижения цели, определенной бюджетным ассигнованием; при этом не были нарушены общие параметры бюджета;

    такое перемещение было вызвано состоянием крайней необходимости.

    В ст. 285 и 285 УК РФ предлагается предусмотреть лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, одновременно сохранив это же наказание в качестве дополнительного к лишению свободы.

    Целевое использование бюджетных средств в 2018 году при заключении контракта в 2017

    Есть целевые бюджетные средства на 2017 год. Можно ли их использовать в 2018 году, если заключить контракт в 2017?

    Ответы юристов (2)

    ​Если вы докажете необходимость восстановления лимитов ГРБС от кого они получены, и вам снова дадут эти лимиты в 2018 году. в конце 2017 года все деньги придется вернуть

    К РФ Статья 242. Завершение текущего финансового года

    1. Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
    Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями настоящей статьи.
    2. Завершение операций органами Федерального казначейства по распределению в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и их зачисление в соответствующие бюджеты производится в первые пять рабочих дней текущего финансового года. Указанные операции отражаются в отчетности об исполнении бюджетов отчетного финансового года.
    3. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
    До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.
    4. Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
    5. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов,имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

    Принятие главным администратором бюджетных средств решения о наличии (об отсутствии) потребности в указанных в абзаце первомнастоящего пункта межбюджетных трансфертах, не использованных в отчетном финансовом году, а также их возврат в бюджет, которому они были ранее предоставлены, при принятии решения о наличии в них потребности осуществляются не позднее 30 рабочих дней со дня поступления указанных средств в бюджет, из которого они были ранее предоставлены, в соответствии с отчетом о расходах соответствующего бюджета, источником финансового обеспечения которых являются указанные межбюджетные трансферты, сформированным и представленным в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств.

    ​Смета составляется таким образом, чтобы к окончанию периода не оставалось неиспользованных целевых средств. Однако если целевая программа рассчитана на несколько лет, то часть средств переходит на следующий период — так называемый метод непрерывного бюджета. Если средств для реализации программы не хватает, то оставшаяся часть расходов может покрываться за счет средств будущих периодов.

    Обратите внимание! Расходование целевых средств должно осуществляется строго в соответствии со сметой, в противном случае (при нецелевом использовании) такие поступления будут признаваться внереализационными доходами и облагаться налогом на прибыль организаций в соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ.

    Вам, как главному распорядителю, необходимо внести предложения по изменению в Данные, где в обязательном порядке указывается в соответствующей графе код вида изменений:

    — изменения, требующие внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи и (или) лимиты бюджетных обязательств:
    101 — внесение изменений в связи с переносом не использованных в 2017 году остатков средств на оплату заключенных контрактов.

    Согласование предложений главных распорядителей о внесении изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета и (или) лимиты бюджетных обязательств осуществляется Минэкономразвития России при условии соблюдения главным распорядителем норм, установленных федеральным законом о федеральном бюджете, а также соответствия предложениям о внесении изменений в адресную программу.

    Ищете ответ?
    Спросить юриста проще!

    Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

    Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

    Целевое использование средств бюджета – это обязательный пункт в проверке финансово-хозяйственной деятельности каждого муниципального (государственного) учреждения в 2018 году.

    Практика проведения проверок различными контролирующими органами показывает, что на объектах контроля часто обнаруживается нарушения использования бюджетных средств.

    Поэтому в данной статье мы рассмотрим, что под собой подразумевает нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ) и меры наказания, предусмотренные за такое нарушение.

    Нецелевое расходование бюджетных средств

    Что такое нецелевое использование бюджетных средств? Нецелевое расходование бюджетных средств – это, прежде всего, нарушение бюджета.

    Пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ определил, что нецелевое использование бюджетных средств – это такое направление средств бюджета в бюджетной системе России и оплата денежных обязательств, цель которых не соответствуют частично или полностью целям, которые определены законом и отображены в следующих документах:

    • решение о бюджете;
    • сводная бюджетная роспись;
    • бюджетная роспись;
    • бюджетная смета;
    • договор (соглашение) или другой документ, являющийся правовым основанием для предоставления вышеуказанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

    Каждая статья расходов, которая входит в состав бюджетной росписи, имеет конкретное предметно-целевое назначение, называемое «классификацией расходов бюджетов».

    Все статьи расходов имеют строго обязательный характер, они не подлежат произвольному изменению (требования сметно-бюджетной дисциплины, которую определило бюджетное законодательство).

    Учреждение, которое получило финансирование из бюджета, должно использовать поступающие средства в строгом соответствии как с их размером, так и с их целевым назначением.

    Ответственной за надзор и постоянный контроль за расходованием средств государственных внебюджетных фондов, средств федерального бюджета, материальных ценностей, которые находятся в федеральной собственности, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

    Анализ материалов контрольных мероприятий данной службы позволил различать всевозможные методы нецелевого использования бюджетных средств:

    • расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые не предусмотрены в плане финансово-хозяйственной деятельности на данный финансовый год;
    • использование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны покрывать средства, поступающие из других бюджетов;
    • расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны оплачиваться за счет денег из внебюджетных источников;
    • использование бюджетных средств для оплаты работ и услуг, которые не связаны с основной деятельностью бюджетного учреждения — для оказания финансовой помощи другим коммерческим организациям либо на их создание, для оплаты расходов иного юридического лица;
    • расходование бюджетных средств для оплаты коммунальных услуг, которые были осуществлены сторонними потребителям (например, арендаторами) без должного возмещения этих расходов;
    • использование бюджетных средств для финансирования различных строительных объектов, по которым в установленном порядке финансирование не предусмотрено, поскольку они не включены в перечень строек и объектов, указанных в проектно-сметной документации;
    • использование субсидий и субвенций с нарушением условия их предоставления.

    Кто должен быть получателем?

    Статья 38 БК РФ закрепила принцип целевого характера и конкретной адресности бюджетных средств.

    Поэтому любые действия, которые приводят к нарушению адресности средств, предусмотренных бюджетом, или же к направлению их на те цели, которые не обозначены в бюджете выделения конкретных сумм, являются ни чем иным, как нарушением бюджетного законодательства.

    Таким образом, получателем могут выступать:

    • управление внебюджетных государственных фондов;
    • органы государственной власти;
    • органы местного управления;
    • муниципальные администрации, находящиеся в ведении распорядителя;
    • казенные учреждения.

    Все они могут принимать или же исполнять финансовые обязательства от представителей публично-правовой организации.

    При каждом случае нецелевого расходования бюджетных средств должна применяться административная (статья 15.14 КоАП РФ) или же уголовная (статья 285.1 УК РФ) ответственность.

    При этом также выдается предписание органа муниципального (государственного) финансового контроля о возмещении ущерба, причиненного РФ, которое обязательно для исполнения в обозначенное время. Далее рассмотрим, что грозит нарушителю бюджета.

    Проанализируем, какую ответственность в различных кодексах несут лица за нецелевое использование бюджетных средств.

    Административная ответственность

    В прежней редакции статьи 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование денег из бюджета предусматривалась смешная ответственность должностных лиц в размере «большого» штрафа от 4 000 до 5 000 руб., что, естественно, никак не способствовало правильному распределению средств.

    Почему именно такой небольшой размер штрафа за нецелевое использование бюджетных средств и такое наказание прокуратура считала оптимальной на протяжении 12 лет (от принятия КоАП), трудно объяснить.

    Такое, по сути, формальное наказание выглядит нелогичным как по экономическим, так и по юридическим соображениям.

    Также не было четко прописано, чем должно принципиально отличаться нарушение по статье 15.14 КоАП, за которое предусмотрен штраф в размере 4 000 руб., от нарушения по этой же статье закона только с так называемой «суровой» санкцией в 5 000 руб.

    Эффективность и экономические мотивы подобного регулирования странны и сомнительны, учитывая постоянную нехватку денег в бюджете и состояние экономики, балансирующей на грани финансового кризиса.

    Судебная практика показывает, что даже такой вид ответственности руководителя, как подобные смехотворные штрафы, зачастую отменялись на основании жалоб от должностных лиц, привлеченных к данному административному наказанию по статье 15.14 КоАП, ссылаясь на статью 2.9 КоАП по незначительности правонарушения. В таких случаях частым итогом работы органа финансового контроля ранее являлись устные замечания правонарушителям.

    Сегодня же в новой редакции статьи 15.14 КоАП РФ наказанием при нецелевом использовании полученных бюджетных средств является наложение административного штрафа:

    • для должностных лиц – размером от 20 тысяч до 50 тысяч руб. (или же дисквалификация на период от 1 года до 3 лет);
    • для юридических лиц – штраф, размером 5 — 25% от суммы средств, которые были получены из бюджета бюджетной системы страны, но использованы не по своему целевому назначению.

    Постановление о назначении административного штрафа за нарушение бюджетного законодательства выносят не позже, чем спустя 1 год со времени его совершения (статья 4.5 КоАП РФ).

    Позже производство по делу невозможно, поэтому проверяющие не смогут вынести наказание виновному учреждению (статья 24.5 КоАП РФ). Однако вынесенное постановление о наложении административного штрафа можно оспорить в суде.

    Примечательно, что критерием разграничения между административной и уголовной ответственностью за нецелевое расходование бюджетных средств по-прежнему является сам размер нецелевого использования – от 1,5 млн. рублей и выше (статья 285.1 УК РФ).

    Уголовная ответственность

    Кроме административной, возможно также и привлечение к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

    В случае, если сумма нецелевого расходования средств из бюджета превышает 1,5 млн. рублей, то виновнику грозит уголовная ответственность.

    В такой ситуации мерой наказания для виновника будет не только лишь выплата штрафа, размером от 100 000 до 300 000 рублей, но также и:

    • арест на срок до 6 месяцев;
    • принудительные работы, сроком до 2 лет;
    • лишение свободы на срок до 2 лет.

    В случае, если нецелевое расходование средств из бюджета совершила по предварительному сговору группа лиц или же в особо крупном размере, то наказание будет более серьезнее:

    • штраф от 200 000 до 500 000 рублей или же в размере заработной платы либо иного дохода за последние 1–3 года;
    • осуждение, сроком до 5 лет;
    • принудительные работы на срок до 5 лет.

    Дополнительно ко всему суд может запретить должностному лицу (или группе лиц) заниматься определенным видом деятельности на период до 3 лет или же пребывать на своем посту на протяжении 3 лет.

    Данные санкции применяют и в случае нецелевого использования средств в крупном размере (более 1,5 миллиона рублей). При этом особо крупным считается сумма денежных средств от 7,5 миллионов рублей.

    Таким образом, Бюджетный кодекс РФ дал точное определение нецелевого использования средств из бюджета, а ответственность за совершение данного нарушения предусмотрена в КоАП и в УК РФ.

    Профессиональная дисквалификация, штрафные санкции и даже тюремный срок – это лишь некоторые виды ответственности, которые вправе назначить государство виновным лицам.

    Нецелевое использование бюджетных средств

    Вопрос-ответ по теме

    Бюджетное учреждение помимо выполнения госзадания оказывает платные услуги населению в 2016 году.. Оплату коммунальных услуг в 2016 г. производили только за счет средств госзадания. Считается ли это нецелевым использованием бюджетных средств? В ходе проверки проверяющие насчитали сумму, которая должна была быть оплачена за счет приносящей доход деятельности. Эти средства нужно возвращать в бюджет? Или возместить на государственное задание и оставить на лицевом счете?

    Нецелевым использованием признается направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливаются в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете или другом документе, на основании которого из бюджета предоставлялись средства. Такие требования установлены п.1 ст. 306.4 БК РФ. Бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса, а субсидия, поступившая учреждению, не является средствами бюджета. К указанным средствам не могут применяться нормы бюджетного законодательства Российской Федерации о нецелевом использовании бюджетных средств. Вместе с тем, бюджетное учреждение несет ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в государственном задании, на выполнение которого предоставляется субсидия. Следует отметить, что бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять направления и объемы выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение госзадания, если такие расходы учтены в плане ФХД. При условии выполнения госзадания и экономии средств от субсидии на госзадание бюджетное учреждение может направить экономию на другие расходы, не предусмотренные госзаданием. Следовательно, бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять направления и объемы выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение госзадания, если такие расходы учтены в плане ФХД. Если проверяющими органами выявлены факты использования средств госзадания без внесения изменений в План ФХД. То бюджетное учреждение должно восстановить средства субсидии на госзадание за счет средств от приносящей доход деятельности. Возвращать средства госзадания в бюджет не нужно.

    Как составить план финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год

    Показатели по выплатам

    Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, которые направлены:

     на выплаты сотрудникам и начисления на зарплату;

     на социальные и другие выплаты населению;

     на налоги, сборы и другие платежи;

     на безвозмездные перечисления организациям;

     на прочие расходы;

     на закупку товаров, работ, услуг. Общую сумму этих расходов детализируйте в плане закупок и плане-графике по Закону № 44-ФЗ. А если проводите закупки по Закону № 223-ФЗ, то в плане закупок.

    Показатели детализируйте по кодам бюджетной классификации (графа 3 таблицы): по кодам КОСГУ – строки 300–420, КВР – строки 210–280.

    Плановые расходы обоснуйте. Для этого рекомендованы формы расчетов (обоснований). На основе рекомендуемых форм учредитель может разработать формы для подведомственных учреждений.

    Обоснования составляйте раздельно по каждому источнику финобеспечения, если учредитель установил, что расходы в Плане ФХД по источникам разделяются. Если такое решение не принято, все показатели по выплатам отражайте только в графе 4 таблицы. Исключение – строка 260 «Расходы на закупку товаров, работ, услуг». По ней расходы всегда делите по источникам их финансирования: субсидии на госзадание, субсидии на капвложения и иные цели, средства ОМС, доходы от платной деятельности.

    Об этом сказано в пунктах 8.1, 11 требований, утвержденных приказом Минфина от 28.07.2010 № 81н.

    Плановые объемы выплат за счет субсидии на госзадание формируйте с учетом нормативных затрат. Однако они не обязательно должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Едиными требованиями к Плану ФХД это не установлено. Поэтому учреждение самостоятельно определяет объемы выплат в пределах общей суммы субсидии на госзадание. Это касается и зарплаты. Нарушения не будет, если выплаты превышают нормативные затраты. Если перераспределяете средства по видам расходов в утвержденном Плане ФХД, показатели по выплатам нужно уточнить.

    Такой вывод следует из пунктов 11, 12 требований, утвержденных приказом Минфина от 28.07.2010 № 81н, письма Минфина от 01.11.2016 № 02-07-10/64005.

    На какие цели можно направить экономию субсидий на госзадание

    Если учреждение перераспределяет средства субсидий из-за экономии, важно учесть, что их можно потратить только на цели, ради которых учреждение создано. Например, на выплаты сотрудникам (командировочные, премии и т. п.), на текущий или капитальный ремонт здания, покупку оборудования для ведения основных видов деятельности, проведение аудита отчетности и другие. Также руководитель учреждения вправе принять решение направить экономию субсидии на капстроительство или реконструкцию основных средств. Все расходы отразите в Плане ФХД.

    Экономию можно направить как на выполнение госзадания, так и на платную деятельность, которая указана в уставе.

    Об этом сказано в письмах Минфина от 17.11.2017 № 02-09-06/76308, от 02.02.2017 № 02-05-10/5449, от 30.12.2014 № 02-07-10/69030, от 17.10.2014 № 02-05-10/52622, от 29.01.2013 № 02-13-06/293, от 08.10.2012 № 02-13-06/4132, от 12.07.2012 № 02-13-06/2701.

    Внимание: в условиях соглашения по госзаданию определены показатели объема и качества услуг. Если бюджетные и автономные учреждения не достигнут нужных показателей, им грозит ответственность за нарушение условий предоставления субсидий. Такая ответственность определена соглашением о предоставлении субсидии на выполнение госзадания. Должностным лицам учреждений также грозит административная ответственность за невыполнение госзадания.

    Как рассчитать размер финансирования на госзадание подведомственному учреждению

    Затраты, которые включают в расчет объема финансирования, – в таблице:

    Еще по теме:

    • Ищу работу юриста в якутске Работа юриста в Якутске По запросу работа юристом в Якутске на сайте HotWork.ru собрано 5 вакансий. За эту неделю добавлено 30 свежих вакансий. Успешно закрыто 25 вакансий. Новые вакансии […]
    • Часть 3 статья 37 фз-44 Антидемпинговые меры в Законе 44 ФЗ РФ Закон 44 ФЗ устанавливает антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона. Что же такое демпинг? Демпинг — это продажа товаров по […]
    • Расчет неустойка по алиментам образец заявления Расчет неустойка по алиментам образец заявления Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные […]
    • Отпуска за свой счет в украине Отпуска за свой счет в украине Оставьте свои контактные данные Оставьте свой вопрос НУЖЕН СОВЕТ ЮРИСТА? ЗАКАЖИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ В BITLEX Сервисом Bitlex было рассмотрено Ваше обращение и […]
    • Оплата усн для ооо в 2014 году Срок уплаты УСН Актуально на: 21 марта 2017 г. В течение отчетного года организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают авансовые платежи по налогу при УСН (п. […]
    • Алименты на ребенка с двух работах Выплата алиментов, если работаешь на двух работах здравствуйте!Муж работает на двух работах официально по двум трудовым книжкам - на первой работе в охране с 25.12.2015 г,на второй […]