Налоговый 357 статья

Оглавление:

Статья 357. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Часть третья не применяется с 1 января 2017 г.

Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Комментарий к Ст. 357 НК РФ

В соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками по транспортному налогу являются как организации, так и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, указанные в ст. 358 НК РФ. При этом под организациями понимаются не только российские, но иностранные фирмы.

Таким образом, из вышеизложенного для признания организации и физического лица налогоплательщиками должны одновременно выполняться следующие условия:

во-первых, транспортные средства должны быть зарегистрированы на данных лиц;

во-вторых, речь идет лишь о тех средствах, которые указаны в ст. 358 НК РФ, то есть

являются объектом обложения транспортным налогом; в-третьих, по данному транспортному средству налогоплательщиком не является плательщик по доверенности. До снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах плательщиком транспортного налога является то лицо, за которым это транспортное средство зарегистрировано.

Что касается регистрации транспортных средств, то Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001) транспортные средства регистрируются за собственниками транспортных средств — юридическими или физическими лицами, указанными:

— в паспорте транспортного средства, предусмотренном Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств;

— в справке-счете или заключенном в установленном порядке договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство.

Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним (утв. Минсельхозпродом России 16 января 1995 г.), органами Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) предусмотрено, что машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными:

— в документе, подтверждающем право собственности; — в паспорте самоходной машины и других видов техники.

Транспортные средства, зарегистрированные в других странах и временно находящиеся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, регистрируются на владельцев указанных транспортных средств. Об этом сказано в п. 3.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, утвержденных Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 2 марта 1995 г. N 137.

Следовательно, в отношении наземных транспортных средств указанные выше лица будут являться налогоплательщиками транспортного налога.

В отношении регистрации водного и воздушного транспорта есть свои особенности.

Так, согласно ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, государственной регистрации в отношении водных судов подлежат право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него.

Таким образом, в отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, налогоплательщиком транспортного налога является собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности). В отношении судна, зарегистрированного в бербоут-чартерном реестре (реестре арендованных иностранных судов), — фрахтователь судна.

Теперь относительно исключения, приведенного в ч. 2 ст. 357 НК РФ. Напомним, что согласно данной норме установлены особенности по определению налогоплательщика по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими третьим лицам на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством.

Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 указанного Федерального закона, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.

Транспортный налог Справка

Налогоплательщики — Статья 357, Транспортный налог — Глава 28, Налоговый кодекс РФ часть 2

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

Учёт и исчисление

Налоговый период. Отчетный период — Статья 360, Транспортный налог — Глава 28, Налоговый кодекс РФ часть 2

Объект налогообложения — Статья 358, Транспортный налог — Глава 28, Налоговый кодекс РФ часть 2

Налоговая база — Статья 359, Транспортный налог — Глава 28, Налоговый кодекс РФ часть 2

Налоговые ставки — Статья 361, Транспортный налог — Глава 28, Налоговый кодекс РФ часть 2

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу — Статья 362, Транспортный налог — Глава 28, Налоговый кодекс РФ часть 2

Уплата налогов, взносов, сборов

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу — Статья 363, Транспортный налог — Глава 28, Налоговый кодекс РФ часть 2

Отчётность

Налоговая декларация — Статья 363.1, Транспортный налог — Глава 28, Налоговый кодекс РФ часть 2

Глава 28. НК РФ «Транспортный налог» определяет: Налогоплательщиков, Объект и налоговую Базу, Налоговый и Отчётный периоды, налоговые Ставки (базовые), Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу и налоговую Декларацию,
при этом законодательные (представительные) органы законами субъектов РФ:

  • определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28. НК РФ;
  • определяют порядок и сроки уплаты транспортного налога для Организаций;
  • вправе не устанавливать отчетные периоды;
  • могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, в частности Организации, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с НК РФ.
Не признаются налогоплательщиками организации, связанные с рядом событий из области спорта.

Признание организаций налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Объектом налогообложения признаются Транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения, можно подразделить на:

  • Наземные, к которым относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани
    (объектом не являются: автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции).
    Налоговая база в отношении наземных транспортных средств, имеющих двигатели определяется, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
  • Воздушные, к которым относятся самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства.
    Налоговая база в отношении воздушных транспортных средств определяется:
    • для имеющих двигатели определяется — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
    • для имеющих реактивные двигатели определяется — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя;
    • в других случаях — как единица транспортного средства.
  • Водные, к которым относятся теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства
    (объектом не являются: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы; суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов; морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда).
    Налоговая база в отношении водных транспортных средств определяется:
    • для имеющих двигатели — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
    • для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
    • в других случаях — как единица транспортного средства (в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения).

Кроме того, не являются объектом налогообложения:

  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Отчетный период для Организаций — первый квартал, полугодие, 9 месяцев (субъекты Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды):

  • организации самостоятельно определяют налоговую базу;
  • исчисляют сумму авансового платежа за отчетный период (в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в НК РФ);
  • осуществляют авансовые платежи по налогу (в срок, устанавленный законами субъектов Российской Федерации) по месту нахождения транспортных средств;
  • налоговый расчет по авансовым платежам по налогу за отчетные периоды отменен с 1 января 2011 года Федеральным законом №229-ФЗ от 27 июля 2010 года.

Налоговый период (год):

  • организации исчисляют транспортный налог за налоговой период:
    • на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению;
    • с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде;
    • по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в течение налогового периода, — с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика;
    • по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и (или) изменялась его мощность, — с учетом указанных изменений и месяца такого изменения.
  • подают налоговую Декларацию (не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом);
  • осуществляют итоговый платеж налога с учетом авансовых платежей (в срок, устанавленный законами субъектов Российской Федерации, но не ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, поскольку количество полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, можно определить только по истечении налогового периода).

Налоговый Кодекс РК
Статья 357. Определение облагаемого дохода физического лица, подлежащего налогообложению физическим лицом самостоятельно

1. Облагаемая сумма соответствующего дохода, подлежащего налогообложению физическим лицом самостоятельно, за исключением дохода индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой, и трудового иммигранта-резидента, определяется в следующем порядке:

доход физического лица, подлежащий налогообложению физическим лицом самостоятельно,

сумма корректировки дохода, предусмотренной пунктом 1 статьи 341 настоящего Кодекса,

сумма налоговых вычетов в размере и порядке, указанных в статье 342 настоящего Кодекса.

2. Облагаемая сумма дохода индивидуального предпринимателя, применяющего общеустановленный режим налогообложения, определяется в следующем порядке:

облагаемый доход индивидуального предпринимателя, определенный в соответствии со статьей 366 настоящего Кодекса,

облагаемый доход индивидуального предпринимателя, осуществляющего электронную торговлю товарами,

сумма корректировки дохода, предусмотренной пунктом 1 статьи 341 настоящего Кодекса,

сумма налоговых вычетов в размере и порядке, указанных в статье 342 настоящего Кодекса.

Уменьшение облагаемой суммы дохода индивидуального предпринимателя на облагаемый доход индивидуального предпринимателя, осуществляющего электронную торговлю товарами, производится в случае, если доходы от осуществления электронной торговли товарами с учетом превышения суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы, возникших по операциям по такой деятельности, составляют не менее 90 процентов дохода индивидуального предпринимателя, полученного совокупно за налоговый период. При несоблюдении данного условия индивидуальный предприниматель не вправе применять положения абзацев третьего и четвертого части первой настоящего пункта.

3. Облагаемая сумма дохода лица, занимающегося частной практикой, определяется в порядке, установленном статьей 365 настоящего Кодекса.

4. Облагаемая сумма дохода трудового иммигранта-резидента, определяется в порядке, установленном статьей 360 настоящего Кодекса.

Таможенный кодекс Украины
Статья 357. Операции с взятыми пробами (образцами) товаров

1. Взятые пробы (образцы) под таможенным обеспечением вместе с актом об их взятии доставляются почтой или должностным лицом органа доходов и сборов в специализированного органа по вопросам экспертизы и исследований центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, или к его обособленного подразделения или другой экспертного учреждения (организации) для проведения исследований (анализов, экспертиз).

2. Исследования (анализы, экспертизы) проводятся экспертами специализированного органа по вопросам экспертизы и исследований центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, или его обособленного подразделения или других экспертных учреждений (организаций), предназначенных органом доходов и сборов . Указанные исследования (анализы, экспертизы) проводятся с целью обеспечения осуществления таможенного контроля и таможенного оформления и не являются судебными экспертизами.

3. Назначение исследования (анализа, экспертизы) в других учреждениях (организациях) допускается только в случае невозможности проведения исследования (анализа, экспертизы) специализированным органом по вопросам экспертизы и исследований центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, или его обособленным подразделением или по заявлению декларанта или уполномоченного им лица для подтверждения или опровержения результатов проведенного исследования (анализа, экспертизы).

4. Исследование (анализ, экспертиза) проб (образцов) проводится в течение 10 дней после их поступления в специализированный орган по вопросам экспертизы и исследований центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, или его обособленного подразделения или иной экспертной учреждения (организации). В случае необходимости этот срок может быть продлен по решению руководителя специализированного органа по вопросам экспертизы и исследований центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, руководителя органа доходов и сборов по месту нахождения обособленного подразделения указанного специализированного органа или руководителя соответствующего экспертного учреждения (организации), но не более чем на 20 дней.

5. Исследование (анализы, экспертизы) проб (образцов) товаров, которые быстро портятся или имеют ограниченный срок хранения, проводятся безотлагательно.

6. Срок проведения исследований (анализов, экспертиз) проб (образцов) приостанавливается при наличии ходатайства эксперта перед органом доходов и сборов, который назначил исследование (анализ, экспертизу), о предоставлении ему дополнительных материалов. Дополнительные материалы должны быть предоставлены в срок, не превышающий 10 дней со дня получения такого ходатайства. В случае непредоставления дополнительных материалов в указанный срок руководитель специализированного органа по вопросам экспертизы и исследований центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, руководитель органа доходов и сборов по месту нахождения обособленного подразделения указанного специализированного органа или руководитель соответствующего экспертного учреждения (организации) принимает решение о проведении частичного исследования (анализа, экспертизы) или об отказе в проведении исследования (а на Изу, экспертизы).

7. В случае нарушения установленных настоящей статьей сроков проведения исследований (анализов, экспертиз) или в случае невозможности их проведения орган доходов и сборов обязан сообщить об этом декларанта или уполномоченного им лица. Ущерб, нанесенный декларанту или уполномоченному им лицу в результате нарушения установленных настоящей статьей сроков проведения исследований (анализов, экспертиз), возмещаются органами доходов и сборов в установленном законом порядке.

8. По результатам проведенных исследований (анализов, экспертиз) эксперт готовит заключение по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

9. В заключении о результатах исследования (анализа, экспертизы) указываются:

1) место и дата проведения исследования (анализа, экспертизы);

2) кем и на основании какого документа проводилось исследование (анализ, экспертиза)

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) объекты исследования (анализа, экспертизы);

5) материалы и документы, предоставленные эксперту;

6) содержание и результаты исследования (анализа, экспертизы) с указанием их проведения;

7) оценка результатов исследования (анализа, экспертизы), выводы и их обоснование.

10. Если эксперт при проведении исследования (анализа, экспертизы) обнаружит существенные обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он может включить их в заключении.

11. В случае недостаточной ясности и полноты заключения эксперта может быть назначено дополнительное исследование (анализ, экспертиза), которое поручается тому же или другому эксперту.

12. В случае необоснованности заключения или возникновения сомнений в его правильности может быть назначено повторное исследование (анализ, экспертиза), проведение которого поручается другому эксперту.

13. Дополнительные и повторные исследования (анализы, экспертизы) назначаются на общих основаниях.

14. Контрольные пробы (образцы), а также остатки исследованных проб и поврежденные во время проведения исследований (анализов, экспертиз) образцы хранятся в специализированном органе по вопросам экспертизы и исследований центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику ( его обособленном подразделении) в течение 60 дней со дня их поступления. В течение этого срока декларант или уполномоченное им лицо вправе обжаловать решение органа доходов и сборов, принятое на основании результатов проведенного исследования (анализа, экспертизы), в установленном настоящим Кодексом порядке.

15. Пробы (образцы) товаров, которые быстро портятся или имеют ограниченный срок хранения, хранятся в течение срока их хранения.

16. Пробы (образцы) товаров, в составе которых по результатам их исследования (анализа, экспертизы) обнаружены наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или прекурсоры, сильнодействующие или ядовитые вещества, а также пробы (образцы) товаров, взятые в одном экземпляре, сразу после проведения их исследования (анализа, экспертизы) и предоставления заключения передаются органа доходов и сборов, который назначил такое исследование (анализ, экспертизу), по акту, форма которого утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует ержавну налоговую и таможенную политику.

17. Пробы (образцы) товаров, в том числе поврежденные и технико-технологическая документация принадлежат их владельцам. После окончания исследования (анализа, экспертизы) пробы (образцы) с учетом установленного частью четырнадцатой настоящей статьи срока хранения возвращаются декларанту или уполномоченному им лицу по их письменному требованию с оформлением соответствующего акта, форма которого утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

18. Пробы (образцы) товаров, не востребованные владельцем или уполномоченным им лицом в течение установленного частью четырнадцатой настоящей статьи срока хранения, уничтожаются с оформлением соответствующего акта, форма которого утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику. При этом стоимость указанных проб (образцов) владельцу или уполномоченному им лицу не возмещается.

19. Технико-технологическая документация и другие документы с информацией о характеристиках товара, пробы (образцы) которого отбирались для проведения исследований (анализов, экспертиз), возвращаются владельцу товаров или уполномоченному им лицу по окончании таможенного оформления этих товаров или после предоставления органу доходов и сборов заверенных в установленном порядке копий указанных документов, остающихся в делах органа доходов и сборов.

20. Оплата проведения исследований (анализов, экспертиз) проб (образцов) товаров осуществляется за счет средств государственного бюджета.

Статья 357 НК РФ. Налогоплательщики

СТ 357 НК РФ.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Часть третья не применяется с 1 января 2017 г.

Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Комментарий к Ст. 357 Налогового кодекса

Налогоплательщиками налога (далее — налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено статьей 357 НК РФ.

В соответствии с частью первой статьи 357 НК РФ налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Признание физических и юридических лиц в соответствии с частью первой статьи 357 НК РФ налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном статьей 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 83 НК РФ местом нахождения имущества для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 пункта 5 статьи 83 НК РФ, признается место государственной регистрации, а при отсутствии такового — место нахождения (жительства) собственника имущества.

Как указано в Методических рекомендациях, Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России предусмотрено, что транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных этими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств — юридическими или физическими лицами, указанными:

— в паспорте транспортного средства, предусмотренном Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.1997 N 399/388/195 (зарегистрировано в Минюсте России 10.07.1997 N 1349);

— в справке-счете или заключенном в установленном порядке договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство (пункт 12 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, зарегистрирован Минюстом России 07.03.2003 N 4251).

Пунктом 22 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 (далее — Правила регистрации), установлено, что регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации.

Пунктом 77 Правил регистрации определено, что при регистрации транспортных средств по месту нахождения филиалов (представительств) юридических лиц в свидетельствах о регистрации и паспортах транспортных средств указывается в качестве собственника транспортных средств юридическое лицо, а в графах, содержащих адресные данные, — адрес филиала (представительства).

Таким образом, в случае регистрации транспортного средства по месту нахождения филиала организации налог подлежит уплате по месту нахождения филиала.

При этом если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены по месту нахождения филиала на временный учет, то уплата транспортного налога по месту их временной регистрации не производится. В этом случае транспортный налог подлежит уплате по месту постоянной государственной регистрации транспортного средства.

При передаче транспортных средств из одного филиала юридического лица в другой перерегистрация транспортного средства по месту нахождения филиала осуществляется на того же налогоплательщика, то есть смены лица, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство, не происходит.

Об этом также упоминается в письме Минфина России от 12.10.2006 N 03-06-04-04/43.

Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) предусмотрено, что машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными:

— в документе, подтверждающем право собственности;

— в паспорте самоходной машины и других видов техники (пункт 2.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, утвержденных Минсельхозпродом России от 16.01.1995, зарегистрированных Минюстом России 27.01.1995 N 785).

Транспортные средства, зарегистрированные в других странах и временно находящиеся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, регистрируются на владельцев указанных транспортных средств (пункт 3.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, утвержденных Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 02.03.1995 N 137, зарегистрирован в Минюсте России 18.04.1995 N 836).

Таким образом, в отношении наземных транспортных средств указанные выше лица будут являться налогоплательщиками транспортного налога.

В отношении водных судов государственной регистрации подлежат право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (статья 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статья 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

Пунктом 14 Методических рекомендаций разъяснено, что государственная регистрация водных транспортных средств осуществляется в соответствии с порядком, установленным статьей 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации. При этом суда подлежат государственной регистрации в:

— Государственном судовом реестре Российской Федерации;

— бербоут-чартерном реестре (реестре арендованных иностранных судов).

Согласно Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации в Российском международном реестре судов (далее — РМРС) регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг (в том числе для сдачи судов в аренду для оказания таких услуг). Регистрация судов в РМРС осуществляется капитанами морских торговых портов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Регистрация судна осуществляется на имя собственника судна или на имя фрахтователя судна по бербоут-чартеру.

Пунктом 1 статьи 16 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации установлено, что судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента регистрации его в одном из реестров судов Российской Федерации, в том числе РМРС.

Регистрация судна в РМРС подлежит ежегодному подтверждению. Порядок ежегодного подтверждения регистрации судна в РМРС устанавливается правилами регистрации судов и прав на них в морских торговых портах. При этом Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждены Приказом Минтранса России от 21.07.2006 N 87, которым установлена форма свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, выдаваемая при регистрации судна в Российском международном реестре судов.

Таким образом, в отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, налогоплательщиком транспортного налога является собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности).

В соответствии с частью 2 пункта 5 Методических рекомендаций в отношении судна, зарегистрированного в бербоут-чартерном реестре, плательщиком транспортного налога является фрахтователь судна.

Местом нахождения для воздушных транспортных средств согласно статье 83 НК РФ признается место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества.

В соответствии со статьей 61 Воздушного кодекса Российской Федерации эксплуатант — это гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации является документальным подтверждением распространения юрисдикции Российской Федерации на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства. При этом определено, что воздушные суда подлежат государственной регистрации на эксплуатанта (лицо, представляющее документы для занесения воздушного судна в Государственный реестр гражданских судов Российской Федерации) (пункты 2.2, 7.1 и 7.2 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 12.10.1995 N ДВ-110).

Таким образом, в отношении воздушных судов именно эксплуатанты будут являться налогоплательщиками транспортного налога.

В соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.11.2002 N БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств» органом, осуществляющим государственную регистрацию воздушных транспортных средств, в сведениях о воздушном судне указывается место его базирования.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 30.03.2007 N 03-05-06-01/23, налогоплательщиком транспортного налога в отношении воздушных транспортных средств является лицо, на которое зарегистрировано данное транспортное средство в Государственном реестре гражданских воздушных судов.

Если воздушное судно зарегистрировано в Государственном реестре гражданских воздушных судов на эксплуатанта и последнему выдано свидетельство о регистрации воздушного судна в Государственной службе гражданской авиации Минтранса России, он, по мнению налогового органа, и является плательщиком транспортного налога.

Налоговый орган провел камеральную проверку налоговой декларации налогоплательщика по транспортному налогу за 2005 г.

В ходе проверки установлено, что налогоплательщик в 2005 г. арендовал на условиях лизинга 15 воздушных судов, в отношении которых налогоплательщик являлся эксплуатантом, что подтверждено договорами лизинга и свидетельствами о государственной регистрации воздушных судов.

По результатам проверки вынесено решение, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Также налогоплательщику доначислен транспортный налог за 2005 год.

Основанием доначисления налога и привлечения к налоговой ответственности налоговый орган указал неисчисление транспортного налога с воздушных судов, эксплуатантом которых налогоплательщик являлся на основании договоров лизинга.

Требованием налогоплательщику предложено уплатить суммы доначисленного налога и пени в добровольном порядке.

Не согласившись с указанным требованием, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Согласно пункту 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

В пункте 1 статьи 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются в том числе самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, плательщиками транспортного налога являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы в установленном законом порядке.

Законодательно порядок регистрации воздушных судов не определен.

Вместе с тем государственная регистрация воздушных судов как объектов недвижимости регулируется статьей 131 ГК РФ. В соответствии с данной нормой государственной регистрации подлежит право собственности, другие вещные права на недвижимое имущество, а также ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Нормы статьи 131 ГК РФ применительно к воздушным судам нашли свое отражение и в пункте 9 статьи 33 Воздушного кодекса РФ, устанавливающей необходимость государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на воздушное судно, а также ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Судом установлено, что в свидетельствах о регистрации гражданских воздушных судов налогоплательщик указан как эксплуатант воздушных судов, собственниками указаны иные юридические лица. При этом именно собственник, а не эксплуатант является субъектом вещного права.

Исходя из того, что объектами государственной регистрации прав в соответствии со статьей 131 ГК РФ являются вещные права на данный объект недвижимости и ограничения этих вещных прав, суд пришел к выводу о том, что в соответствии со статьей 357 НК РФ под лицами, на которых согласно законодательству РФ зарегистрированы транспортные средства, понимаются субъекты вещных прав (собственники).

Ссылка представителя налогового органа на Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2006 N А26-7328/2005-213 несостоятельна, так как не опровергает выводов суда, поскольку из вышеназванного Постановления следует, что за признанием недействительным решения налогового органа об отказе в предоставлении льготы по транспортному налогу, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ, обратился именно собственник транспортных средств, переданных в аренду иным лицам, и отказом в удовлетворении его требований послужило непредставление документов, подтверждающих основание для предоставления такой льготы (доказательств осуществления самим заявителем перевозочной деятельности), а не тот факт, что заявитель не является налогоплательщиком данного налога.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.02.2007 N А33-9458/06-Ф02-477/07.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 20.10.2006 N 03-06-01-04/191, если воздушное судно не прошло государственную регистрацию, организация, являющаяся эксплуатантом судна и использующим его для полетов (например, на основании договора аренды), все равно должна уплачивать транспортный налог. По мнению налогового органа, в данном случае можно сделать вывод о том, что воздушное судно зарегистрировано на эксплуатанта.

Пунктом 4 Методических рекомендаций разъяснено, что транспортные средства, зарегистрированные в других странах и временно находящиеся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, регистрируются на владельцев указанных транспортных средств (пункт 3.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, утвержденных Приказом ГТК России от 02.03.1995 N 137, зарегистрированных в Минюсте России 18.04.1995 N 836).

Указанные владельцы транспортных средств будут являться плательщиками транспортного налога.

С учетом изложенного плательщиком транспортного налога будет являться владелец автомобиля, зарегистрированного в иностранном государстве.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Согласно статье 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.

В качестве исключения плательщиками налога также признаются физические лица, получившие транспортное средство по доверенности до даты опубликования главы 28 НК РФ (29.07.2002).

Таким образом, по транспортным средствам, переданным по доверенности после 29.07.2002 (включая указанную дату), налогоплательщиками являются физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. А по транспортным средствам, переданным по доверенности до 29.07.2002, налогоплательщиками будут являться лица, получившие транспортные средства по доверенности.

В соответствии со статьей 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет. При этом согласно гражданскому законодательству РФ передача по доверенности транспортного средства другому лицу не влечет изменения права собственности на указанное транспортное средство. Следовательно, по истечении трех лет с момента выдачи доверенности плательщиками налога будут являться физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Таким образом, по зарегистрированному на физическое лицо транспортному средству до месяца, в котором транспортное средство будет зарегистрировано за другим лицом или снято с учета в органах ГИБДД МВД России, плательщиком транспортного налога является физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Если срок доверенности истекает в течение налогового периода, то налог за период с начала года по месяц истечения срока доверенности уплачивает лицо, получившее транспортное средство по доверенности до 29.07.2002. А за период с месяца, следующего за истечением срока доверенности до конца налогового периода, — лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

По транспортным средствам, переданным по доверенности до 29.07.2002, владельцы, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, обязаны направить в налоговую инспекцию по месту своего жительства уведомление о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

В уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие:

1) лицо, на которое зарегистрировано автотранспортное средство и которое представляет данное уведомление;

2) транспортное средство;

3) лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности;

4) доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств;

5) нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности).

Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении транспортного средства (в том числе о дате приобретения) и передаче транспортного средства (в том числе о дате передачи).

Статья 357 НК РФ устанавливает три условия, при соблюдении которых налогоплательщиком может быть признано лицо, указанное в доверенности:

1) транспортное средство приобретено до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ;

2) транспортное средство передано другому лицу до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ;

3) на основании доверенности переданы права на владение и распоряжение автотранспортным средством.

В соответствии с установленным порядком документами, подтверждающими приобретение транспортных средств, могут являться:

— договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату;

— документы, выдаваемые органами, осуществляющими государственную регистрацию (при государственной регистрации транспортных средств на собственника транспортных средств).

Документами, подтверждающими передачу транспортных средств, могут являться:

— расписка в получении транспортных средств;

— документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю.

Документами, подтверждающими передачу на основании доверенности прав на владение и распоряжение транспортным средством, могут являться:

— доверенность на право, в том числе владения и распоряжения;

— копия доверенности, заверенная нотариусом.

Документы, подтверждающие факт приобретения и передачи транспортных средств, а также наличие доверенности, могут быть представлены в налоговый орган лицом, на которое зарегистрированы транспортные средства, вместе с уведомлением, предусмотренным статьей 357 НК РФ.

Уведомление о передаче на основании доверенности транспортного средства представляется лицом, на которое зарегистрировано указанное транспортное средство, в налоговый орган по месту своего жительства.

В случае если налоговый орган, в котором физическое лицо состоит на учете по месту своего жительства, отличен от налогового органа, в котором это физическое лицо состоит на учете по месту нахождения указанного выше транспортного средства, то налоговый орган, в котором физическое лицо состоит на учете по месту своего жительства, полученное уведомление и все приложенные документы направляет в налоговый орган, в котором физическое лицо состоит на налоговом учете по месту нахождения транспортных средств, в установленном порядке (Приказ МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309, зарегистрированный Минюстом России 22.12.1998 N 1664).

Налоговый орган, в котором физическое лицо состоит на учете по месту нахождения транспортных средств, извещает владельца транспортного средства и физическое лицо, которому на основании доверенности передано данное транспортное средство, о поступлении указанного уведомления и проводит работу по подтверждению условий, установленных статьей 357 НК РФ. При соблюдении всех условий налогоплательщиком может быть признано лицо, указанное в доверенности.

В соответствии со статьей 31 НК РФ налоговые органы вправе затребовать как у владельца, на которого зарегистрировано транспортное средство, так и у лица, которому транспортное средство передано на основании доверенности, документы, подтверждающие соблюдение условий, предусмотренных частью второй статьи 357 НК РФ.

При подтверждении указанных условий налоговый орган по месту нахождения транспортного средства извещает лицо, на которое оно зарегистрировано, и лицо, которому это транспортное средство передано по доверенности, о признании последнего налогоплательщиком транспортного налога по данному транспортному средству. При этом указанный налоговый орган открывает карточку лицевого счета по транспортному налогу на лицо, которому транспортное средство передано по доверенности.

В случае если налоговый орган не может подтвердить соблюдение условий, установленных статьей 357 НК РФ, налоговый орган по месту нахождения транспортных средств извещает лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, о невозможности признания налогоплательщиком транспортного налога лица, указанного в доверенности, с приведением оснований невозможности применения части второй статьи 357 НК РФ.

Порядок уплаты транспортного налога при передаче транспортного средства на основании доверенности на право владения и распоряжения разъясняется в письме Управления МНС России по Санкт-Петербургу от 07.10.2003 N 07-04/21137.

Учитывая, что транспортный налог подлежит зачислению в территориальный бюджет, с целью оптимизации работы районных налоговых инспекций при передаче транспортных средств на основании доверенности физическим лицам, районная налоговая инспекция по месту жительства физического лица, на которого зарегистрированы транспортные средства, передает сведения в районные налоговые инспекции по месту жительства физических лиц, владеющих транспортными средствами на основании доверенностей, которые и привлекают данных физических лиц к уплате транспортного налога. При этом с целью формирования базы данных владельцев транспортных средств районная налоговая инспекция по месту жительства физического лица, на которое зарегистрировано транспортное средство, ставит на учет данное физическое лицо как плательщика транспортного налога (с освобождением от уплаты налога на время действия доверенности).

При передаче транспортных средств на основании доверенности физическим лицам, проживающим в других субъектах РФ, налоговый орган по месту нахождения транспортного средства извещает лицо, на которое оно зарегистрировано, и лицо, которому это транспортное средство передано на основании доверенности и проживающее в другом субъекте РФ, о признании его налогоплательщиком транспортного налога по данному транспортному средству. При этом с целью формирования базы данных владельцев транспортных средств районная налоговая инспекция по месту жительства физического лица, на которое зарегистрировано транспортное средство, ставит на учет данное физическое лицо как плательщика транспортного налога (с освобождением от уплаты налога на время действия доверенности).

В соответствии с пунктом 10 Методических рекомендаций налоговые органы на основании статьи 31 НК РФ вправе затребовать как у лица, на которое зарегистрировано транспортное средство, так и у лица, которому транспортное средство передано на основании доверенности, документы, подтверждающие соблюдение условий, предусмотренных частью второй статьи 357 НК РФ.

Согласно абзацу 7 пункта 7 Методических рекомендаций в уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие:

— лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление;

— лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности;

— доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств;

— нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности).

Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении транспортного средства (в том числе о дате приобретения) и передаче транспортного средства (в том числе о дате передачи).

Учитывая изложенное, в случае если представленные сведения не идентифицируют лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности (в т.ч. устаревшие данные о месте жительства указанного лица), налоговые органы вправе признать сведения, указанные в уведомлении, недостаточными и привлечь к уплате налога лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

В настоящее время в ППС ИК за плательщика транспортного налога принимается физическое лицо — владелец транспортных средств, а не физическое лицо, которому передали транспортное средство по доверенности. Если имеется необходимость освободить от налогообложения доверителя, то можно ввести повод окончания владения как «другие причины», указав в комментарии номер, дату доверенности и данные доверенного лица. При этом нужно иметь в виду, что во избежание уменьшения базы налогообложения необходимо данное транспортное средство зарегистрировать на доверенное лицо с причиной начала владения «другие причины».

Поскольку транспортное средство (грузовой автомобиль) зарегистрировано на индивидуального предпринимателя, налоговый орган начислил ему транспортный налог.

Транспортный налог предприниматель не уплатил, поскольку указанная автомашина передана другому физическому лицу, который в силу части 2 статьи 357 НК РФ и является плательщиком данного налога.

Действительно, в соответствии с частью 2 статьи 357 НК РФ по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона N 117-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Суд трижды запрашивал у предпринимателя документы и доказательства в обоснование своих доводов.

Поскольку предпринимателем не представлено доказательств передачи третьему лицу спорного автомобиля, суд принял решение о взыскании налога, начисленного за этот автомобиль.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2004 N Ф04-8561/2004(6813-А75-15).

Согласно пункту 32 Приказа МВД РФ от 27.01.2003 N 59 «О порядке регистрации транспортных средств» при вывозе транспортных средств за пределы Российской Федерации транспортное средство подлежит снятию с регистрационного учета.

Еще по теме:

  • Абрамов адвокат ИНФОРМБЮРО Инициатива адвоката Абрамова А. И. Ниже публикуется инициативное обращение адвоката Антона Абрамова, приуроченное к FIFA World Cup 2018: С 14 июня 2018 г. по 15 июля 2018 г. в […]
  • Гражданский кодекс швейцарии русском языке Гражданский кодекс швейцарии русском языке betreffend die Ergänzung des Schweizerischen Zivilgesetzbuches (Fünfter Teil: Obligationenrecht) vom 30. März 1911 (Stand am 1. Juli 2014) Die […]
  • Резиденция это вид на жительство Карточка резидента (Tarjeta de residencia) Получение карточки резиденции в Испании (tarjeta de residencia) Карточка резиденции (tarjeta de residencia) - это пластиковая карточка, которая […]
  • Развод в зимнее время Часто задаваемые вопросы. Расторжение брака с гражданином Испании. Развод с испанцем Здравствуйте, Виктория! Если Ваш брак был зарегистрирован в Украине, а расторжение брака было в […]
  • Написать письмо савченко губернатор белгородской области Написать письмо губернатору белгородской области савченко образец Обращения, носящие рекламный характер, не рассматриваются. Личный прием граждан Личный прием граждан проводится […]
  • Закон о браке во франции Закон о браке во франции Если один из вас является гражданином Франции, или муж и жена являются резидентами разных государств, то лучше подавать на развод в той стране, где проживают ваши […]