Наблюдение осмотр досмотр

Таможенные развлечения: осмотр, досмотр и наблюдение

Иногда декларанты не до конца понимают, что может и что не может делать таможенный инспектор в ходе фактического таможенного контроля. Как результат, участники ВЭД сами на себя возлагают лишние обязанности и позволяют инспекторам делать с товаром всё, что тем нужно. Чтобы держать таможенников в правовых рамках, достаточно обратиться к ТК ЕАЭС.

Ст. 327 — Таможенный осмотр. Инспектор вправе визуально осматривать товары и транспортные средства. Нельзя вскрывать упаковку, грузовые отсеки транспорта, разбирать товары и снимать пломбы. По результатам составляется акт таможенного осмотра (АТО) или проставляется отметка в товаро-транспортных, либо таможенных документах.

Ст. 328 — Таможенный досмотр. Инспектор может почти все, что захочет: осмотреть, снять пломбы, вскрыть упаковку, разобрать товар на части, взять пробы и образцы, выгрузить из транспортного средства. Нельзя класть в карман, съедать или портить. По результатам составляется акт таможенного досмотра (АТД).

Ст. 349 — Таможенное наблюдение. Инспектор может только наблюдать (лично или по камере), что происходит в зоне таможенного контроля: как декларант осматривает товары или грузчики разгружают полуприцеп. При необходимости (ст. 243 289-ФЗ, случаи такой необходимости пока не определили) по результатам составляется акт таможенного наблюдения. Обычно его составляют, если нужно что-то зафиксировать документально.

Таможенный осмотр и досмотр — формы таможенного контроля. Это набор действий, предназначенный для проверки соблюдения таможенного законодательства при ввозе/вывозе товаров. Если проще, то для фиксации фактов о конкретной партии товара, перемещаемой через таможенную границу ЕАЭС.

Таможенное наблюдение — не форма таможенного контроля. Это обеспечивающая мера (вспомогательные действия для получения дополнительных сведений — экспертиза, опрос, запрос документов, использование ТСТК и т.д. — про это 338 статья ТК ЕАЭС). Пост проводит наблюдение, когда нужно официально проконтролировать, что происходит в зоне таможенного контроля. Например, когда декларант разгружает машину или осматривает товар (чтобы не забрал его до выпуска).

Вопрос вскрытия упаковки товара — самый острый. Декларантам не выгодно портить товарную упаковку, а инспекторов манит посмотреть, что находится внутри.

Таможенник имеет право сам вскрывать упаковку товара только в ходе таможенного досмотра. При проведении таможенного осмотра и, тем более, наблюдения инспектору данное право не предоставлено. Оно есть только у декларанта.

Бывает, что инспектору очень хочется вскрыть упаковку в ходе таможенного осмотра. Чтобы соблюсти требования законодательства инспектор убеждает декларанта сделать это своими руками и пишет в АТО: «упаковка вскрывалась декларантом по его собственной инициативе».

Причины, по которым декларанты в этих случаях идут инспекторам на встречу:

  • незнание своих прав и обязанностей (“инспектор сказал надо, значит надо”);
  • желание не потерять лояльность инспектора;
  • желание доказать свою добросовестность любым образом;
  • опасение назначения досмотра, который повлечет увеличение сроков выпуска.

Выбор того, как действовать в подобных ситуациях, всегда зависит от конкретных обстоятельств. Не все, что говорит инспектор — правда. Его лояльность — вещь переменная и часто изменяет знак на противоположный по сигналу “сверху”. Доказывать добросовестность имеет смысл только при полной уверенности в ней. А посту инициировать таможенный досмотр не так просто: нужно оформить целевой профиль риска на партию, а потом еще и отчитаться за его результативность — этот показатель стоит на контроле у руководства.

Если захотите в дальнейшем пожаловаться на действия инспектора (к примеру, который сам вскрыл упаковку в ходе таможенного осмотра или что-то испортил), не забудьте отразить это в акте — впишите в самом конце на свободном поле, не обращая внимания на возможное возмущение таможенников.

И еще: акты таможенного досмотра, осмотра или наблюдения — это документы, которые фиксируют факты и не могут быть обжалованы. АТД или АТО нельзя “отменить”, поэтому читайте внимательно, что вам дают на подпись. Боритесь за правдивое изложение установленных в ходе таможенного контроля фактов, либо найдите альтернативный вариант их фиксации (фотографируйте, снимайте видео на телефон).

Наблюдение осмотр досмотр

Формами таможенного контроля являются:

  • проверка документов и сведений;
  • устный опрос;
  • получение пояснений;
  • таможенное наблюдение;
  • таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
  • таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
  • личный досмотр;
  • проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
  • осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
  • таможенная ревизия.

Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.

При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.

Запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров в свободное обращение.

Устный опрос может проводиться при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в отношении физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств. При этом объяснения в письменном виде не оформляются.

В отличие от устного опроса, получение пояснений должно быть оформлено письменно. Следует обратить внимание на то, что для оформления пояснений установлена специальная форма, которая должна быть предоставлена должностным лицом таможенного органа.

Таможенное наблюдение — визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств. Наблюдение может быть разовым или систематическим, а также непосредственным или опосредованным (с применением технических средств).

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств — внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля. При таможенном осмотре не допускаются вскрытие транспортного средства или нарушение упаковки товаров.

По результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов может быть составлен акт, если результаты такого осмотра могут понадобиться в дальнейшем. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается Вам.

От таможенного осмотра следует отличать таможенный досмотр — осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства, либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары. До подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, таможенный досмотр может проводиться:

  • в целях идентификации товаров;
  • при наличии информации о нарушении таможенного законодательства РФ в целях проверки такой информации;
  • при проведении таможенного контроля на основе выборочной проверки.

Для проведения досмотра необходимо решение таможенного органа, о котором Вам должно быть сообщено. Обязательное Ваше присутствие необходимо только по решению таможенного органа. Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта в следующих случаях:

  • неявки декларанта
  • существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе, если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);
  • пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;
  • оставления на таможенной территории РФ товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с такой территории.

По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах. В акте о проведении таможенного досмотра указываются: сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении; причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств; результаты таможенного досмотра.

Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, либо его представителю, если это лицо установлено.

Личный досмотр является исключительной формой таможенного контроля и может быть проведен только по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу РФ и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные, соответственно, к ввозу на таможенную территорию РФ и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением установленного порядка.

Решение о проведении личного досмотра принимается в письменной форме.

Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары.

Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра.

Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола, в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям.

Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.

О проведении личного досмотра составляется акт в двух экземплярах. Акт подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр, понятыми, а при обследовании тела досматриваемого — медицинским работником. Второй экземпляр акта вручается лицу, в отношении которого был проведен личный досмотр.

Таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения правомерности их ввоза на таможенную территорию РФ.

Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию РФ без производства таможенного оформления и выпуска товаров в свободное обращение, пока Вы не докажете обратное.

Осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, на таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, в иных местах. Осмотр помещений и территорий проводится в случае, если имеется информация об утрате товаров и (или) транспортных средств, либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании с нарушением правил. Осмотр проводится для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки.

Осмотр помещений и территорий может проводиться:

  • в пункте пропуска через Государственную границу РФ;
  • в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы;
  • улиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, если имеется информация о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушением порядка.

Таможенные органы проводят таможенную ревизию. Таможенная ревизия предполагает проверку факта выпуска товаров, а также проверку достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении. Проверка достоверности осуществляется путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией.

Таможенная ревизия проводится в общей и специальной формах.

Общая таможенная ревизия может проводиться таможенными органами у декларантов и лиц, не выступающих в качестве декларанта (такими лицами могут выступать, например, сторона внешнеэкономической сделки или лицо, которое владеет и пользуется товаром, но не является стороной сделки).

Общая таможенная ревизия проводится по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Перед началом проведения ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться.

Проверка должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для её проведения, и не может продолжаться более трех рабочих дней. Проведение проверки не должно препятствовать осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица.

Повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается.

Специальная таможенная ревизия может проводиться таможенными органами:

  • в случаях, если по результатам общей таможенной ревизии или при применении других форм таможенного контроля обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, либо о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений;
  • у таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков, при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них или несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности;
  • у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушениями требований и условий, установленных законом, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Проведение специальной таможенной ревизии назначается начальником таможни или вышестоящего таможенного органа или лицом, его замещающим. Решение о проведении специальной таможенной ревизии принимается в письменной форме. Перед началом проведения специальной таможенной ревизии, копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться.

При проведении специальной таможенной ревизии таможенные органы вправе:

  • требовать безвозмездного представления любой документации и информации (включая банковскую), в том числе в форме электронных документов, относящейся к проведению производственных, коммерческих или иных операций с товарами, ввезенными на таможенную территорию РФ, и знакомиться с такой информацией;
  • осматривать помещения и территории проверяемого лица, а также проводить осмотр и досмотр товаров в присутствии уполномоченных представителей проверяемого лица, а в случае проведения таможенной ревизии у индивидуального предпринимателя — в присутствии двух понятых;
  • проводить инвентаризацию товаров в порядке, установленном для проведения инвентаризации налоговыми органами в соответствии с НК РФ;
  • проводить изъятие товаров, либо налагать на них арест.

Специальная таможенная ревизия должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для её проведения, и не может продолжаться более двух месяцев со дня принятия решения о проведении специальной таможенной ревизии. В указанный срок не включается период времени между вручением лицу требования о представлении документов и сведений и представлением указанных документов и сведений. В исключительных случаях, вышестоящий таможенный орган может продлить продолжительность проверки ещё на один месяц.

Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.

Результаты проведения таможенной ревизии (в общей и специальной формах) оформляются актом. Указанный акт составляется:

  • в день, следующий за днем окончания общей таможенной ревизии;
  • в течение 10 дней после окончания специальной таможенной ревизии.

Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, у которого проводилась ревизия.

При обнаружении в ходе таможенной ревизии (в общей и специальной формах) признаков преступления или административного правонарушения в области таможенного дела, проведение проверки в отношении установленных непосредственных объектов правонарушения завершается. При этом акт о результатах проведения таможенной ревизии составляется незамедлительно. Дальнейшие действия совершаются таможенным органом в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Устный опрос

При совершении таможенных операций в соответствии с ТК ТС должностные лица таможенных органов вправе проводить устные опросы физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления показаний указанных лиц в письменной форме (ст. 112 ТК ТС).

Получение объяснений

Получение объяснений – получение должностными лицами таможенного органа от декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации (ст. 113 ТК ТС). Объяснения оформляются в письменной форме, установленной решением КТС [1] . При необходимости вызова лица для получения объяснений таможенный орган оформляет уведомление в письменной форме, которое вручается вызываемому лицу. Получение пояснений является альтернативой устному опросу.

Таможенное наблюдение

Таможенное наблюдение, будучи одной из форм таможенного контроля, может быть охарактеризовано как гласное, целенаправленное, систематическое (или разовое), непосредственное (или опосредованное) визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций (ст. 114 ТК ТС).

Согласно законодательству таможенное наблюдение осуществляется на гласной основе, т.е. с ведома лица, перемещающего товары и транспортные средства, за которыми ведется наблюдение. Целенаправленным наблюдение является постольку, поскольку оно осуществляется в соответствии с решением, принятым должностным лицом таможенного органа.

Систематически таможенное наблюдение проводится в тех местах, где представители таможенных органов осуществляют свою трудовую деятельность на постоянной основе. Так, таможенные органы постоянно наблюдают за тем, что происходит на территории таможенного склада, владелец, которого включен в соответствующий реестр владельцев складов. Разовое наблюдение применяется таможенными органами, как правило, вне мест их постоянной работы.

Непосредственное визуальное таможенное наблюдение осуществляется должностными лицами таможенных органов (например, за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых либо иных операций). Опосредованным таможенным наблюдением будет считаться такое наблюдение, в ходе которого применялись технические средства таможенного контроля.

Таможенный осмотр и досмотр товаров и транспортных средств

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств (ст. 114 ТК ТС), являющийся одной из форм таможенного контроля, представляет собой внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств проводится в присутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей. Однако если товары и транспортные средства располагаются в зоне таможенного контроля, то осмотр можно производить и в отсутствие вышеперечисленных заинтересованных лиц. Впрочем, если такие лица в письменной форме выразят свое желание присутствовать при осмотре, то таможенные органы должны удовлетворить их просьбу (п. 3 ст. 115 ТК ТС).

По результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов может быть составлен соответствующий акт [2] , если фиксация результатов такого осмотра может понадобиться в дальнейшем. По требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо проставить отметку о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном) документе, имеющемся у лица. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств.

Таможенный досмотр (ст. 115ТКТС) – действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, после принятия решения о проведении досмотра уведомляет декларанта либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, о месте и времени проведения таможенного досмотра, если эти лица известны (п. 2 ст. 116 ТК ТС).

В соответствии с общим правилом, декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представители по своей инициативе могут присутствовать при процедуре таможенного досмотра, а могут и уклониться от использования своего правомочия. При этом должностные лица таможенных органов вправе потребовать от декларанта либо иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей присутствовать при таможенном досмотре и оказывать должностным лицам таможенных органов необходимое содействие.

В п. 5 ст. 116 ТК ТС содержится перечень случаев, когда должностные лица таможенных органов могут осуществлять таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей:

1) при неявке указанных лиц либо, если такие лица неизвестны;

2) при наличии угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств – членов Таможенного союза и иных обстоятельств, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах;

3) при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;

4) при оставлении на таможенной территории Таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

Необходимо обратить внимание на то, что таможенный досмотр товаров и транспортных средств в вышеперечисленных случаях проводится только в присутствии понятых.

Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие же товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары.

В случае установления в ходе проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.

По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра в двух экземплярах по форме, установленной решением КТС [2] . В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения (п. 7 ст. 115 ТК ТС):

1) сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;

2) причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров;

3) результаты таможенного досмотра;

4) иные сведения, предусмотренные формой акта.

  • [1] См.: решение КТС от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов».
  • [2] См.: решение КТС от 20.05.2010 № 260.
  • [3] См.: решение КТС от 20.05.2010 № 260.

Осмотр — борьба с несунами

Система предотвращения хищений персонала предприятия — важное и нужное звено в комплексе обеспечения экономической безопасности бизнеса. Однако, организация такой системы традиционно сталкивается с противопоставлением предпринимаемых мер конституционным правам и свободам граждан. Необходимо понимать, что конституционные права и свободы граждан, в частности право на свободу перемещения и выбор места пребывания, право на свободу и личную неприкосновенность, могут быть ограничены только нормативным актом на уровне федерального закона.

Работодатель при этом стеснен общим правилом регулирования трудовых отношений, согласно которому ни трудовой договор, ни локальные нормативные акты не могут содержать норм, ухудшающих положение работника по сравнению с тем, как это определено в Трудовом кодексе или ином нормативном акте.Так как трудовое законодательство не содержит положений относительно проверок потенциальных «несунов», то нормативное регулирование таких процедур локальными нормативными актамиможет оказатьсяне вполне правомерным при отсутствии специальных законов, регламентирующих такие проверки для определенных видов организаций или производственной деятельности.В случае возникновения конфликта между проверяемым и проверяющим данный вопрос встает особенно остро.

Обозначенные проблемы заставляют с большей тщательностью подходить к организационным вопросам предотвращения хищений, что делает изложенный автором статьи Сергеевым К.В. опыт еще более ценным для коллег.

Коршунов Андрей Геннадьевич. Консультант корпоративной безопасности (г.Челябинск)

Борьба с хищениями персонала должна носить комплексный подход. Осмотр — это только одно из звеньев общей системы безопасности. Основная функция осмотра — это профилактика хищений.

Опустим освещение вопроса «Осмотр автотранспорта на КПП», этому будет посвящена отдельная статья, и сфокусируем внимание на построении системы осмотра привходе/выходе работников с предприятия.

С кем борются при помощи процедуры осмотра? С так называемыми «несунами» – это люди, занимающиеся воровством товара, сырья, материалов, инструментов и средств производства путем тайного выноса или вывоза за пределы предприятия.

Определимся с понятиями «осмотр» и «досмотр» — это разные процедуры!

Осмотр предполагает внешнее наблюдение и добровольность. От осмотра можно отказаться. При проведении осмотра личных вещей проверяющий не имеет права самостоятельно прикасаться к вещам, но может попросить добровольно продемонстрировать содержимое сумки или даже выложить и продемонстрировать какие-либо предметы.

Досмотр уже подразумевает обязательное и более тщательное обследование вещей. Досмотр может проводиться без согласия работника только правоохранительными органами (сотрудниками вневедомственной охраны) — это процессуальная мера, ст. 27.7. КоАП.

Рекомендация. Производимую проверку личных вещей персонала на предприятии документально отразить, как «Осмотр», указать ее добровольность, что позволит избежать лишних вопросов со стороны контрольных органов.

Осмотр при входе на предприятие применяется для того, чтобы исключить пронос на территорию запрещенных предметов, при этом осмотр может носить антитеррористическую направленность. Процедура может быть совмещена с проведением тестирования на опьянение (алкотестер).

Можно выделить несколько типовых видов осмотров

Выборочный осмотр («лотерея»)

Рекомендация. Доработка СКУД — режим выборочного досмотра работников. Система оповещает охранников, кого из работников следует досмотреть. При этом можно установить вероятность осмотра до 100% работников, входящих в группу риска, оставшийся же персонал осматривается по случайному выбору.

Осмотр только ручной клади («контроль портфеля»)

Эффективным способом осмотра может быть проверка навыходе из определенной контролируемой зоны, переходов так называемую стерильную зону. (Пример. Выход из склада в раздевалку.)

Надежность осмотров и качество обслуживания обеспечиваются

оптимальным расположением зон контроля и пунктов технических и специальных средств в них;

созданием условий для комфортного размещения работников, работы персонала и удобного осуществления процедур контроля;

соблюдением условий эксплуатации и порядка обслуживания технических и специальных средств.

Осмотр с помощью технических средств

Для проведения досмотра могут использоваться следующие технические средства:

При осмотрах могут также использоваться служебные собаки кинологических подразделений.

Помогает в профилактике хищений и антикражное оборудование на базе основных технологий — радиочастотной, акустомагнитной, электромагнитной.

Для контроля за ручной кладью применяются одноразовые контрольные пакеты, защитные боксы и стикеры. Отмечу, что при опечатывании разнообразных пломбируемых сумок и конвертов просто незаменима одноразовая контрольная пломба.

Осмотр начинается до КПП

Сотрудники службы безопасности путем личного наблюдения за работниками до и во время процедуры осмотра могут выявить признаки злоумышления. Бесконтактная оценка психоэмоционального состояния в местах большого скопления людей получило название Профайлинг.

Профайлинг («англ. profile» — профиль) – метод выявления лица, вынашивающего противоправные замыслы.

В деятельность службы безопасности входит и оперативная работа с персоналом, одним из направлений которой может быть система информирования. Внедрение каналов «горячей линии» — телефон «горячей линии», автоответчик, электронная почта, почтовый абонентский ящик.

К контрольным процедурам можно отнести осмотр возможных потайных мест («схронов»), проверка шкафчиков, рабочих мест работников.

Полезным в рамках выявления преступлений может быть наблюдениеза поведением работников за пределами проходной предприятия, общение с ближним окружением работников, мониторинг возможных точек сбыта.

Павлов Артем Евгеньевич. Руководитель Агентства Экономической и Кадровой Безопасности «D.I.» Преподаватель школы полиграфологов «Уральского Бюро Полиграф». Специалист по оценке достоверности сообщаемой информации. Профайлер. Физиогномист.(г. Екатеринбург)

Что касается выявления «несунов» посредством визуальной диагностики. Конечно, это возможно. Совершение любого хищения сопряжено с вероятной перспективой быть пойманным. Такой возможный сценарий неизбежно порождает эмоциональную значимость процесса выноса ценностей с территории родного предприятия и чем ближе последний рубеж обороны (пост охраны), тем больше волнуется преступник.

В такой ситуации, естественным желанием «несуна» является попытка замаскировать свое волнение (если быть более точным — страх наказания) в момент пересечения «последней черты», за которой уже видна свобода в общем понимании этого слова и свобода распоряжаться похищенным.

В зависимости от профиля личности преступника, поведенческие шаблоны, которые будут использоваться в такой ситуации, могут быть различны (попытка ускорить процесс прохождение поста, вербальные и невербальные признаки нетерпения в ожидании своей очереди, излишне веселое поведение с привлечением к себе повышенного внимания и т.д.). Но как Вы понимаете, все эти признаки хорошо считываются, если сотрудник охраны соответственным образом обучен.

Первичное обучение навыкам определения эмоционально окрашенного поведения занимает от двух дней и более (в зависимости от интеллектуально-образовательного уровня и базовой подготовки).

Как ввести процедуру осмотра в общий режим предприятия?

Оформить всю необходимую документальную базу. В правила внутреннего трудового распорядка надо внести пункт о праве администрации производить проверки на КПП, ознакомить с ним всех работников под подпись. Подписать с каждым сотрудником соглашение о стандартной мере, включающий осмотр при выходе с объекта. Издать инструкцию для охраны, утвержденную руководителем;

Выбрать время для ввода системы. Любое ущемление прав негативно воспринимается коллективом. Для выбора времени ввода системы подойдет ЧП с выявлением «несуна», переезд на новый объект, ввод в работу нового руководителя СБ;

Технически укомплектовать необходимым оборудованием, подготовить площадки для осмотра, обратить внимание на то, что процедура осмотра при массовом выходе работников может занять значительное время;

Укомплектовать штат, провести обучение персонала охраны. Осмотр желательно проводить сотрудником СБ одного пола с осматриваемым работником, что позволит избежать лишних конфликтов.

«Если не можешь победить врага, создай его и победи!» — гласит мудрость китайского полководца. Приведу пример «оперативной игры», цель которой было создание в коллективе эффекта неотвратимости наказания

В коллектив одного из предприятий был внедрен агент. В один из дней, через месяц его работы, им было совершено плановое хищение. Работники, как обычно, после процедуры осмотра на КПП сели в автобус предприятия, который повез их по домам.

При выезде с прилегающей территории автобус был остановлен начальником охраны и местным участковым. Сумки находящегося в автобусе персонала были дополнительно проверены, и у агента обнаружены похищенные товары. «Похититель» был передан милиции.

Для усиления эффекта на доске информации появились копия трудовой книжки об увольнении по статье и протокол задержания,что позволило создать в коллективе эффект контроля и стимулировать охрану к более бдительным проверкам. Отмечу, что довольно длительный период расхождения, выявленные при инвентаризации, были минимальными.

Когда нужно думать о безопасности объекта?

Уже на начале проектирования!

Зачастую собственники объектов крайне редко привлекают специалистов по безопасности на этапе проектирования нового объекта, хотя снизить затраты на охрану, например, уменьшить количество физических постов, и риски потерь можно уже на первом этапе. Для этого необходимо всего лишь подключить к будущему проекту опытного специалиста по безопасности, который может провести соответствующие расчеты количества постов, определить необходимые системы, оборудование безопасностии внести инженерно-технические корректировки в сам проект.

Предусмотреть внутри склада туалеты и комната для курения. Данное решение позволяет исключить необоснованные перемещения персоналав течение рабочего дня, снизит возможность выноса продукции со склада для дальнейшего хищения;

Предусмотреть при входе на объект шкафчики для ручной клади и гардероб для верхней одежды. Данное решение ускоряет и облегчает процедуру осмотра, снижает риск хищения персоналом.

Решения зависят от специфики и технических особенностей объекта, бизнес-процессов, возможных рисков и носит индивидуальный для каждого предприятия характер.

На режимных предприятиях, стратегически важных объектах отлажена очень жесткая система контроля за персоналом на разных этапах производства вплоть до постоянного использования камер видеонаблюдения, обязательного переодевания людей, а после работы — обязательного душа, дабы исключить факты краж. Но и это, к сожалению, не всегда исключает хищения.

Примеры способов хищений, совершаемые «несунами»

«Сапоги и ноги». На предприятии работникам выдали новую спецодежду в комплекте с сапогами. На следующий день на КПП было задержано несколько «забывчивых» работников, которые пытались в конце смены выйти в обновках, держа под мышкой пакеты с обувью, в которой пришли утром. На КПП было введено в правило проверять только содержимое сумок и пакетов, поэтому наличие личной обуви не должно было вызвать подозрение.

«Мутная вода». Уборщица, моя пол на складе, складывала в ведро консервы, после, не вызывая подозрения, проносила ведро с «сюрпризом» через КПП. В фойе (свободная зона от осмотра) заходила в туалет слить воду, где у нее было организовано место «схрона».

«Интересное внутри» На КПП был задержан работник, у которого внутри термоса находился похищенный товар. Известны случаи, когда работники использовали для ежедневных хищений корпуса фонариков и телефонов, двойное дно в сумках, тайники в одежде и обуви, включая головные уборы и капюшоны.

«Торопился на пожар» При попытке выноса похищенной продукции был задержан работник, отвечающий на предприятие за пожарную безопасность. «Схрон» он организовал в огнетушителях, которые понес на перезарядку.

«Очнулся гипс» Были задержаны работники, один из которых «получил» на работе травму, а второй оказал ему «доврачебную помощь», обмотав вокруг ноги продукцию, а сверху наложив шину. Все это сопровождалось отличной актерской игрой и требованием немедленно пропустить в больницу.

«Обновление» Одной из схем хищений является обновление деталей или целого устройства. Был задержан программист, который подменил личный старый ноутбук на новый ноутбук предприятия и пытался его вынести.

«Пышная прическа» Работница выносила в пышной прическе из волос мелкие изделия.

Примеров схем хищений можно привести множество. Уверен, что каждый руководитель СБ может привести свои не менее интересные примеры выявления «несунов».

Рекомендация. Формирование библиотеки типовых способов хищений согласно специфике предприятия. На основании нее можно проводить тренингиперсонала охраны.

Наказание. Вся выстроенная система противодействия хищениям может быть бесполезна, если не будет конечного акцента, т.е. если работник не будет чувствовать меч строгого необратимого наказания. Система выговоров, штрафов, использование двойных стандартов к несунам не эффективна! Администрация должна занять принципиальную позицию в этом вопросе. Если пойман несун (ВОР) – увольнение по статье, передача материала в правоохранительные органы, доведение информации до трудового коллектива. В коллективе должна формироваться атмосфера честности и неприятия хищений.

Руководство должно демонстрировать нетерпимое отношение к хищениям, пропагандировать честную модель поведения и показывать неотвратимость наказания лиц, совершивших хищения. Работники при этом должны понимать, что на предприятии воровство карается, и будет караться с особой жесткостью. В этом вопросе должна быть твердая позиция! Люди должны понять, что брать чужое — это преступление, и за это можно сесть в тюрьму!

Примечание Необходимо отметить, что среди работников встречаются «подставы». Недоброжелатели могут подбросить неугодному сотруднику продукцию, которую в дальнейшем выявят при осмотре на КПП. Каждый случай индивидуален, и руководитель охраны должен разобраться в ситуации перед принятием решения.

Повышенное воровство можно рассматривать как барометр общей обстановки на предприятии. Необходимо изучать и условия, способствующие хищению, выявлять всю цепочку (один взял, передал другому, тот выносит и т.д.), бороться с условиями, способствующими хищениям. В этом направлении поможет аудит системы безопасности.

Аудит безопасности (выявляем слабые места)

Как говорят следователи, чтобы поймать преступника, надо думать как преступник. Поэтому перед тем, как рассматривать системы предупреждения воровства, необходимо проанализировать, каким образом возможно хищение.

Зачастую очень полезен экспертный взгляд со стороны.

Рекомендация. Проводить проверку качества осмотров охраны, привлекая агентов, используя тест-предметы и муляжи.

Выдержка из инструкции: Сотрудники, осуществляющие осмотр, обязаны

Быть внимательными и вежливыми, не допускать действий, унижающих достоинство проверяемых лиц;

Сотрудники не вправе разглашать сведения, связанные с производством осмотра;

Обладать необходимыми навыками по выявлению у работников, в том числе с применением ухищрения запрещенных к вносу/выносу предметов;

Проявлять бдительность, не допускать в стерильную зону через пункт осмотра не прошедших осмотр работников;

Знать основные характеристики и правила эксплуатации технических и специальных средств;

Осмотр имущества производить в присутствии лица, сопровождающего данное имущество;

В случае обнаружения при осмотре каких-либо предметов, не подлежащих вносу/выносу на (с) территории, лицо, сопровождающее данное имущество, вместе с имуществом, доставляется в дежурное помещение для дальнейшего разбирательства;

В случае отказа в предоставлении для осмотра имущества лицо, сопровождающее данное имущество, доставляется в дежурное помещение для дальнейшего разбирательства.

Рекомендация. При возникновении каких-либо подозрений в отношении неблаговидного поведения конкретного сотрудника необходимо предложить работнику задержаться (в офисе, на проходной) до прибытия сотрудника милиции .Нельзя удерживать человека, применять к нему физическую силу. За насильственное лишение свободы предусмотрено уголовное наказание по статье 127 УК РФ.

Необходимо учитывать особенность системы проверки, так называемая «рутина». Стандартностьи обыденность процедуры осмотра ведет к снижению качества проводимых мероприятий. Это можно исключить ротацией кадров охраны, проведения двойных проверок.

Обращаю внимание, что возможен сговор с сотрудниками охраны. Классик сатиры Михаил Жванецкий сформулировал четко: что охраняешь, то имеешь и еще с друзьями делишься! Вариант профилактики в этом направлении исключение неслужебного общения персонала охраны с работниками предприятия.

Заключение

Система постов охраны, пропускной и внутриобъектовый режим, видеонаблюдение и система осмотра ставят заслон только рядовым «несунам» — рабочим, грузчикам, кладовщикам, продавцам и т.п.

Для противодействия злоумышленникамболее крупного масштаба, которые в состоянии организовать вывоз/вынос имущества с соблюдением формальных требований к документации (накладные, путевые листы, пропуска и проч.), необходимо уже более серьезно подойти к организации системы безопасности на предприятии.

Автор Сергеев Константин Витальевич — Руководитель исполнительного комитета «Союза руководителей служб безопасности Урала».

Еще по теме:

  • Купить конфискованное имущество в екатеринбурге Непрофильные активы, залоговое, арестованное и конфискованное имущество от банков в регионе Екатеринбург (Свердловская область) Продажа непрофильных активов, залогового имущества от банков […]
  • Деловое письмо это документ Деловые (служебные) письма – понятие, виды, составление и оформление Как известно, всю информационную документацию, на основе которой принимаются управленческие решения, условно разделяют […]
  • Как вернуть отправленные деньги на qiwi Перевел деньги на карту мошенника — как вернуть? Всем известна пословица, гласящая, что бесплатный сыр может быть только в мышеловке. Однако почему-то не все ее вспоминают, когда […]
  • Развод если ребенок инвалид детства Юридическая онлайн консультация Главная Семейное и наследственное право Алименты на ребенка-инвалида в Украине Алименты на ребенка-инвалида в Украине Все знают, что […]
  • Договор дарения денежных средств Договор дарения денежных средств Образцы документов. Образцы договоров, контрактов, приказов, соглашений. Далее--> Образцы заявлений. Образцы заявлений, обращений, исков, резюме. […]
  • Право на обязательную долю в наследстве рф Кому полагается обязательная доля в наследстве? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Среди наследников […]