Моральные нормы и законы существуют для того чтобы ответы

Мораль. Нормы и функции морали.

Понятие морали.

Мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука – этика.

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности – и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Функции морали.

Философы выделяют пять функций морали:

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей.
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали.

Нормы морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей. Наш великий пост – одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение – это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость – основа дипломатии.

Принципы морали.

Моральные принципы – это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали» (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный – принцип гуманизма. Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

Общество и общественные отношения. Человек, индивид, личность. Сущность человеческой деятельности. Социальные нормы и отклоняющееся поведение

В широком смысле, общество – это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия. В узком смысле общество представляет собой совокупность людей, осознающих, что у них есть постоянные общие интересы, которые могут быть удовлетворены лучше всего только собственными их действиями.

  1. Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество).
  2. Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов).
  3. Страна, государство, регион (французское общество, советское общество).
  4. Человечество в целом.

Образование общества предшествует государственной организации его жизни, то есть было время, когда общество существовало, а государство – нет.

Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Поэтому основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.

Экономическая сфера – это хозяйственная деятельность общества, когда создаются материальные блага.

Социальная сфера – это возникновение и взаимодействие людей друг с другом.

Политическая сфера – это область взаимодействия людей по поводу власти и подчинения.

Духовная сфера – это область создания и освоения духовных благ.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Поэтому понятие «человек», которым определяется телесно-духовное социальное существо, шире понятия «личность».

Понятие личности выражает социальную сущность человека. Личность – это субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса. В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек: сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, мышления. Человек становится личностью благодаря самопознанию, которое позволяет свободно подчинить свое «Я» нравственному закону.

Под деятельностью в науке понимают отношение человека к внешнему миру и самому себе. Социальная деятельность – взаимодействие социально значимых действий, реализуемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах жизни.

Здесь можно предположить два существенных положения:

  1. Результат деятельности людей – это развитие всего общества в целом.
  2. В итоге этой деятельности происходит формирование и самореализация личности.

Отличие деятельности человека от деятельности других живых существ:

  • преобразование природной и социальной среды обитания,
  • выход за рамки опыта, целеполагание, целесообразность.

Структура человеческой деятельности выглядит следующим образом:

  1. Цель –
  2. Средства достижения цели –
  3. Действия, направленные на достижение цели –
  4. Результат.

Потребности человека:

  • Биологические (самосохранение, дыхание),
  • Социальные (общение, самореализация, общественное признание),
  • Идеальные (в знаниях, в искусстве).

Виды человеческой деятельности: Практическая:

  • материально-производственная,

Духовная:

  • познавательная деятельность,
  • ценностноориентированная,
  • прогностическая.

Норма – это образец, правило поведения, а социальные нормы – это для человека являются мерой и правилом его поведения в обществе.

Поведение людей регулируется через:

  • дозволение – желательные варианты поведения,
  • предписания – это указанные правила поведения,
  • запреты – это деяния, которые запрещены или их не следует совершать.

Виды социальных норм:

  • обычаи,
  • традиции,
  • моральные нормы,
  • религиозные,
  • политические,
  • правовые.

Девиантное (отклоняющееся) поведение. Социальные нормы, общепринятые в рамках социальной общности или группы правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации. Нормы представляют главный регулятор поведения людей в обществе и необходимы для совершения согласованных коллективных действий.

Сфера позитивных, одобряемых обществом или группой, отклонений – это таланты и гении.

Сфера негативных, осуждаемых обществом или группой, отклонений – это алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийство, преступное поведение.

Начнем с положения о том, что общество — это обособившаяся от природы (в данном случае под природой понимается совокупность естественных условий существования человека) часть мира. В чем же состоит это обособление? В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и еще одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Попытаемся выделить некоторые из этих частей и проследить связи между ними. К числу подсистем можно отнести в первую очередь сферы общественной жизни.

Сфер жизни выделяют несколько:

  • экономическая (отношения в процессе материального производства),
  • социальная (взаимодействие классов, социальных слоев и групп),
  • политическая (деятельность государственных организаций, политических партий),
  • духовная (мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений).

Каждая сфера общественной жизни тоже представляет сложное образование: составляющие ее элементы дают представление и об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства, церкви, системы образования и др.), другие — сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, танцевального и др.). Общество представляется как коллектив коллективов. Человек входит в более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации.

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Принято различать отношения, которые складываются в сфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную жизнь общества. Если первые обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития, то вторые (идеологические, политические, юридические, нравственные и др.) есть результат и условие взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Вместе с тем материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества.

Общественная жизнь сложна и многогранна, поэтому ее изучают многие науки, получившие название общественных (история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика). Каждая из них рассматривает определенную область общественной жизни. Так, юриспруденция исследует сущность и историю государства и права. Предметом этики являются нормы морали, эстетики — законы искусства, художественного творчества людей. Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.

Общество имеет свою специфику в сравнении с природой. «Во всех областях природы. господствует определенная закономерность, независимая от существования мыслящего человечества»,— писал крупнейший ученый-физик М. Планк. Поэтому естествознание может сосредоточиться на изучении этих объективных законов развития, независимых от человека. Общество же — это не что иное, как совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений.

Подходы к изучению человека различны. В одних случаях он рассматривается как бы «извне». Тогда важно уяснить, что представляет собой человек через сопоставление его с природой (космосом), обществом, Богом, самим собой. При этом выявляются коренные отличия человека от других живых существ. Другой подход — «изнутри» — предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни и т. п. И в этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.

Понятие «индивид» впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слово «атом», что означало неделимый и относилось к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, насколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей (жрец Амона Анен, царь Иван Грозный, пахарь Микула Селянинович). Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенности. При этом имеется в виду, что особенности зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.

Термин «индивидуальность» дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Яркими индивидуальностями были многосторонне одаренные люди эпохи Возрождения. Вспомните живописца, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да Винчи, живописца, гравера, скульптора, архитектора Альбрехта Дюрера, государственного деятеля, историка, поэта, военного теоретика Никколо Макиавелли и др. Их отличали своеобразие, оригинальность, яркая самобытность. Всех их можно отнести и к индивидуальностям, и к личностям. Но близкое по значению слово «личность» обычно сопровождается эпитетами «сильная», «энергичная». Тем самым подчеркивается самостоятельность, способность проявлять энергию, не терять своего лица. Понятием «индивидуальность» в биологии обозначают специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.

В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интерсы, интеллект, потребности и способности. Философия рассматривает индивидуальность как неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая и природные, и общественные. В этом смысле могут обладать индивидуальностью не только люди, но и исторические эпохи (например, эпоха классицизма). Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность — как своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое. Развитие общества — результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности. В повседневном языке слово «деятельность» употребляется в значении активности кого-либо или чего-либо. Например, говорят о вулканической деятельности, о деятельности внутренних органов человека и т.д. В более узком смысле это слово означает занятия человека, его труд.

Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность, которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует ее. Для этого используются не только природные предметы, но, прежде всего, средства, созданные самим человеком. И поведение животных, и деятельность человека сообразуются с целью (т. е. целесообразны). Например, хищник прячется в засаде или крадется к жертве — его поведение сообразуется с целью: добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними условиями. В основе этого поведения — биологическая программа поведения, инстинкты. Человеческая деятельность характеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Целеполагание присуще только человеческой деятельности. В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект — тот, кто осуществляет деятельность, объект — это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект деятельности) воздействует на землю и выращиваемые на ней культуры (объект деятельности). Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего, отметим разделение деятельности на духовную и практическую. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества). Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная деятельность (определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности). Все эти виды деятельности связаны между собой. Иные классификации выделяют деятельность трудовую, высшую нервную, творческую, потребительскую, досуговую, образовательную, рекреационную (отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда). Как и в предшествующей классификации, выделение этих видов носит условный характер.

Что же такое творчество? Этим словом принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Иногда говорят, что это люди творческих профессий. На самом деле не все люди, профессионально занятые наукой, делают открытия. В то же время множество других видов деятельности включает в себя элементы творчества. С этой точки зрения творческой является вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями. Творчество заключено не в той деятельности, где каждое действие полностью регламентировано правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающей самоорганизацию. Необходимость создания новых правил, нестандартных приемов возникает тогда, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями, отличающимися от подобных ситуаций в прошлом.

Труд — это вид человеческой деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и в конечном счете имеет целью преобразование предметов окружающего мира, превращение их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей. Вместе с тем труд преобразует самого человека, совершенствует его как субъекта трудовой деятельности и как личность.

Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально: руководящее начало, правило, образец. Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входя т в него. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение. Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют человека в вопросах: что следует делать? Что можно делать? Чего делать нельзя? Как нужно себя вести? Как себя вести не следует? Что в деятельности людей приемлемо? Что нежелательно? С помощью норм функционирование людей, групп, всего общества приобретает упорядоченный характер. В этих нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом. Существующие в обществе нормы можно представить в ряде их разновидностей.

Обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения (например, свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники). Они становятся органичной частью образа жизни людей и поддерживаются силой общественного авторитета.

Правовые нормы. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за нарушение закона. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства.

Моральные нормы. В отличие от права мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо — плохо, благородно — подло, справедливо — несправедливо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение.

Эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту.

Политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

Религиозные нормы. По содержанию многие из них выступают как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи — отступление от этих норм.

Рекомендации к теме

При ответе обратите внимание на то, что эта тема связана с историей человечества, ибо общество — это результат развития человечества.

Представьте себя на месте исследователя, когда будете отвечать на задания о человеке, индивиде, личности.

Примеры социальных норм и к чему приводит отклоняющееся поведение человека или группы людей Вам известны с детства.

Пробуйте высказывать свое мнение.

Для выполнения заданий по Теме 1 Вам необходимо уметь:

1. ПЕРЕЧИСЛЯТЬ:
Важнейшие институты общества, науки, изучающие общество, науки, изучающие человека.

2. ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОНЯТИЯ:
Общество, бытие человека, творчество, человеческая деятельность, образ жизни.

3. СРАВНИВАТЬ:
Общество и природу, роль игры, общения, труда в жизни человека.

4. ОБЪЯСНЯТЬ:
Соотношение сфер общественной жизни, многообразие путей и форм общественного развития, взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.

Рекомендованная литература:

  • Боголюбов Л.Н. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.

Моральные нормы и законы существуют для того чтобы ответы

«Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»
Цицерон

Цель: воспитание правовой грамотности старших подростков, гражданской позиции личности студента.

Ход классного часа.

Ситуация № 1. «Что такое мораль»

Классный руководитель: Это сложное и неоднозначное понятие. И все-таки ученые сошлись на том, что мораль — это определенные принципы, идеалы, нормы поведения человека, правила нравственности, которые сложились в результате размышления людей о жизни, поступках, взаимоотношениях друг с другом.

Само слово «мораль» образовалось от латинского слова, означавшего нрав, обычай. Всем известны основные правила нравственности: не делай другому того, чего не желаешь Себе; почитай старших; не убивай и не воруй; не лги и не завидуй; не посягай на чужое. Эти правила нашли отражение во всех религиях мира — у христиан в священной книге Библии, у мусульман в священной книге Коране, у иудеев в священной книге Торе, в древних индийских, китайских верованиях.

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом — дьявол. Каждый из них нашептывает человеку, как ему поступить, и имеет убедительные доводы и аргументы. Кого из них послушает человек? Это личный выбор каждого. Добро и зло всегда рядом, часто сложно отличить одно от другого. Принимая решение или давая оценку чему-либо, мы обращаемся к понятиям добра и зла.

Практически ежедневно мы стоим перед выбором — протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому. Часто жизнь задает нам непростые вопросы, ответить на которые однозначно нельзя.

Моральный выбор порой бывает очень мучительным, часто не бесспорным. Два фактора влияют на этот выбор: общественное мнение и личные убеждения. Человек живет в обществе, поэтому ему небезразлично, что о нем думают окружающие. Общественное мнение оказывает влияние на поступки человека, но надо помнить, что мнение большинства нередко бывает ошибочным. Поэтому, принимая решение, человек прежде всего опирается на свои внутренние убеждения, на свое личное понимание долга, справедливости. Эти внутренние убеждения, иначе говоря, совесть, контролируют нас. Это самый строгий контролер, от нее нельзя скрыться, и в первую очередь мы отвечаем перед ней.

Задание. Ответьте кратко на вопрос: «Что такое мораль?» (Возможные суждения студентов.)

Ситуация № 2. «Есть ли отличия в нормах права и морали?»

Классный руководитель: Мораль — это неписаные правила, которые обычно сформулированы в абстрактной форме. Например, библейский принцип «не убий» учит нас признавать ценность жизни каждого человека, призывает к гуманному отношению к людям. Это общий принцип, распространяющийся на все человечество в целом.

Нормы права, в отличие от норм морали, всегда записываются, закрепляются и существуют только в письменной форме. Нормы права всегда конкретны, они содержат четкие формулировки и определяют обязательное правило поведения. Возьмем для примера такое событие в жизни человека, как вступление в брак. Понятно, что решающую роль здесь играют моральный выбор, симпатии, привязанности, общие интересы будущих супругов. При выборе партнера нет четких правил или норм, в каждом конкретном случае все индивидуально.

Однако порядок заключения брака четко определен нормами права, в частности, указан возраст, с которого можно вступать в брак, перечислены условия, при которых вступление в брак возможно, а при каких — недопустимо. Bсe эти правила или нормы записаны на бумаге, а точнее, в законе, который называется Семейный кодекс.

Выполнение этих правил-норм обязательно. Несоблюдение их человеком или нарушение чревато для него правовыми последствиями. В рассмотренном случае это признание брака недействительным. А вот за нарушение иных норм права может наступить очень серьезная ответственность, например уголовная. Правда, при этом нормы права не могут обязать человека соблюдать моральные принципы, например, быть верным и порядочным. Зависть и злоба, эгоизм и жадность не попадают в тюле действия права. Это моральные понятия.

Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права. Мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право же состоит из законов, установленных в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральном кодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации.

Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемых правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, т. е. определенными традиционными нормами бытия, но не подлежат правовому регулированию. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируется применительно к отдельным видам неправомерного обмана. Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно, в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним — общественное мнение.

Нормы права и морали в определенных случаях опираются на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. В качестве мер морального воздействия могут выступать осуждение поступка человека на собра-нии коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации, отчуждение от коллектива и т. д. Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.

Различие между правом и моралью проявляется оценке мотивов человека.Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой безразлично, какими мотивами руководствовался человек конкретном случае, если поведение по своим результатам было правомерным, законным.С точки зрения морали важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.

Задание. Объясните кратко отличия норм морали от норм права.

Ситуация № 3. «Есть ли противоречия между правом и Моралью?»

Классный руководитель: Подумайте и выскажите свое мнение;

  • Право зарождается:
    • в среде бизнесменов;
    • в группе лиц;
    • в самом обществе;
    • в среде политиков;
    • в органах власти.
  • Право должно отражать интересы:
    • только группы лиц;
    • правительства;
    • представителей власти;
    • всего населения страны.
  • Право обязательно:
    • только для граждан;
    • только для государства;
    • только для предприятий и организаций;
    • для граждан, организаций, государства.
  • Мораль — это:
    • норма общественного бытия;
    • уловка для жуликов;
    • правовая норма бытия;
    • совокупность обычаев и права.
  • К правовой или моральной норме общества можно отнести следующие молодежные проявления:
    • пользование мобильным телефоном в общественном транспорте и в общественных местах;
    • свободное ношение одежды в специализированных учреждениях (магазин, больница, учебное заведение и т. д.);
    • пользование не принятой обществом лексикой (молодежным сленгом) в общественных местах;
    • курение на улице, в людном месте;
    • порой нетактичное обращение (поведение) по отношению к старшим.

Выберите доя себя наиболее приемлемые варианты ответов и обоснуйте свой выбор.(Варианты ответов студентов.)

Классный руководитель: Бывают ситуации, при которых право и мораль вступают в противоречие. Так, Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. содержал статью, согласно которой человек нес ответственность за недонесение о преступлении. Речь шла о недонесении об известных готовящихся или уже совершенных преступлениях, перечень которых был указан в этой статье. Человека ожидало суровое наказание; его могли лишить свободы или наказать исправительными работами. Исключение было сделано только для священников, и то лишь в случае, если подобная информация стала известна из исповеди человека. Не подлежали уголовной ответственности за недонесение также супруги, близкие родственники лица совершившего преступление. Все остальные лица подлежали уголовному наказанию.

С точки зрения морали донос трудно признать нравственным поступком, тем более если он сделан не по собственной воле человека, а под угрозой применения к нему мер уголовного принуждения. Скорее всего, это вопрос нравственного выбора, который каждый из нас делает по-своему, и правовое регулирование здесь вряд ли уместно.

Вопросы морали — это философские вопросы, которые требуют постоянного размышления. Они не имеют бесспорных решений, это вечные вопросы. Кстати, новый Уголовный кодекс РФ, который действует с 1997 г, уже не содержит статьи о доносах. Более того, эта норма закреплена и в Конституции нашей страны, где сказано: «Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

Мораль не только осуждает поступки человека, но и вмешивается в мир его чувств. Мысли и чувства человека должны быть чисты. Право, в отличие от морали, регулирует только действия человека, оно не вторгается мы в его желания, ни в мысли, ни в чувства.

И мораль, и право регулируют жизнь человека, но способы регулирования различны. Нормы права опираются на разные принудительные меры со стороны государства, которые реализуются через суды, тюрьмы, милицию, законы и т. д. Мораль не пользуется услугами учреждений и организаций, парламента и официальных лиц, она воздействует через общественное мнение, мнение окружающих людей, через нашу совесть. Кроме того, в каждой стране есть единая система права, действующая на всей территории государства. Моральные принципы не имеют такой системы, более того, они могут различаться в разных социальных группах, в разных местностях, у людей разного возраста.

Таковы основные различия права и морали. Несмотря на них, эти две группы социальных норм трудно представить друг без друга, ив этом — как сила мо-рали, так и мощь права.

Ситуация № 4. «Каков же вывод?»

Классный руководитель: Послушайте следующий вывод темы нашего разговора. Согласны ли вы с ним?

С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к пра-ву, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства.

Анализируя соотношение права и морали, можно сделать вывод, что выполнение правовых норм в значительной мере обусловливается тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов государства.

Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения «Все, что не запрещено законом, — разрешено» в регулировании общественного порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле, что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в его правосознание, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. В последнее время в нашей стране частный интерес, предпринимательская инициатива, прибыль все больше обретают приоритетное значение. Среди принципов, исповедуемых в предпринимательской деятельности, важное место занимает суждение: «Прибыль выше всего, но честь выше прибыли». В этом суждении находит выражение моральное сознание цивилизованного предпринимателя.

Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Другими словами — через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев.

Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они по крайней мере не должны противоречить правилам морали. Право, в целом, должно соответствовать моральным представлениям общества.

Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных догм.

Мини-итоги. Классный руководитель обобщает рассуждения студентов.

Мораль и закон: вечные конкуренты

(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 11)

МОРАЛЬ И ЗАКОН: ВЕЧНЫЕ КОНКУРЕНТЫ

Алексей Киселев, юрист, г. Киров.

О соотношении морали и права написано достаточно много трудов. Если для одних специалистов такое соотношение определяется рамками правовой системы, то для других — это предмет психологических, педагогических и исторических исследований. Рассмотрим сходства и различия морали и закона.

В статье мы разграничим 2 понятия — право и закон. Мораль мы будем сравнивать не столько с правом, сколько с законом.

С точки зрения функции мораль и закон как источники права равноценны. И мораль, и закон призваны регулировать отношения между людьми, определять поведение человека в конкретных ситуациях. Цель закона определена римскими юристами следующим образом: Legis virtus est imperare, vetare, permittere, punire. В этом квадривиуме хорошо различимы санкция (punire) как составная часть нормы (в ее романо-германском понимании) и методы регулирования — императивный (imperare, vetare) и диспозитивный (permittere). Представляется, что и мораль также нельзя сводить лишь к запретам (vetare) и обязываниям (imperare). Это резко сужает возможности такого источника, а также создает излишнюю напряженность в обществе.

Напомним, что для любых запретов должны быть действительная необходимость и соблюдение принципа соразмерности целям. Этот принцип логически следует из идеи «серединного пути», изложенной историческим Буддой в одной из сутр. И хотя она предназначалась монашеской общине, ее практическое приложение к праву очевидно: нельзя делать закон слишком строгим или слишком либеральным, иначе он не выполнит своего назначения.

Кроме этого, есть еще одно функциональное сходство — и мораль и закон способны регулировать одни и те же отношения (от семейных до экологических), применяя при этом разную мотивацию. Правда, такая способность может ввести в заблуждение при отнесении того или иного положения к нормам морали или закона.

Например, является ли нормой морали обязанность платить за труд и возмещать причиненный вред? Какие критерии может создать закон для определения степени заботливости и рачительности работника? Можно ли считать принцип вины в деликтном праве, нормы о крайней необходимости действием норм морали или это чисто юридический принцип?

Подобных вопросов много в каждом правоотношении и каждой отрасли права. А ведь ответ на вопрос «чистая мораль или закон?» для европейского юриста имеет практическое значение. От этого зависит предоставление судебной защиты тем или иным притязаниям.

Сходство морали и закона не ограничивается функцией и формой, оно идет дальше в содержательную сторону. Здесь подразумевается сходство принципов действия закона и морали, хотя оно и не полное. Первые нормы закона произошли от норм морали, содержавшихся в религиозных текстах. Моральные максимы, известные как 10 заповедей, имеют соответствия в других религиях и правовых системах других государств. Но есть и моральные нормы, имеющие общебытовое значение.

Континентальная система права идет по пути включения норм морали в тексты кодексов, законов в различном виде. Английское право традиционно делится на общее право и право справедливости, до середины XIX века применявшиеся порознь соответственно королевскими судами и канцлерским судом справедливости. Лишь после реформы английские королевские суды стали применять обе системы. А в системе мусульманского права верующий в силу религиозных догм обязан подчиняться своему законному правителю. Аналогично положение индуиста в системе индусского права. В любом случае содержательно мораль и закон взаимопроникают друг в друга, соседствуют друг с другом и дополняют друг друга.

И все-таки они разные…

Различия морали и права лежат в процессе их создания. Если для регламентации законотворческой деятельности создаются законы, а их исполнение подкреплено возможностью применения санкции, то нормы морали создаются в процессе обучения и воспитания. Если закон совершенен, он подкреплен санкцией. А воспитание происходит по иным правилам и имеет разнообразные методы, классифицируемые педагогической наукой по-разному.

Так, среди основных методов педагогика называет упражнение, требование, приучение, метод поручений, поощрение, соревнование, наказание, субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения. Эти методы как средства влияния на воспитуемого (как правило, ребенка или несовершеннолетнего) применяются не в соответствии с законодательством, а согласно видению его личности педагогом или родителями. Хотя принципы законности и меры в отношении процесса воспитания не отменял никто.

Различен и охват отношений: мораль регулирует большее число отношений и ситуаций, чем закон, за счет того что в некоторые отношения закон не вмешивается либо имеет пробелы. Несмотря на то что в некоторых государствах допускаются так называемые иски доброй совести, мораль все равно опережает закон.

Например, процедура судебного разбирательства полностью сопровождается нормами морали в части свидетельских показаний одного человека. В ситуациях, когда все зависит от его показаний и никто не может опровергнуть их или доказать их лживость, работает именно моральный закон, находящийся в сознании или подсознании свидетеля.

Процитируем некоторые высказывания древних. В Скрижалях Моисея читаем: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего». А в Дхаммика-сутре говорится: «Пусть никто не говорит лживо ни в судилище, ни на собрании, пусть никто не поощряет других поступать так и не одобряет их, — пусть избегает он всех этих трех видов неправды».

Пожалуй, главное отличие рассматриваемых понятий состоит в следующем: мораль всегда строже закона в системах континентального и английского права, если они не смешиваются, что типично для религиозного права. Это проявляется в том, что моральный закон, будучи весьма краток (10 заповедей), имеет более широкое толкование используемых терминов, что расширяет пределы запретов и сужает рамки дозволенного. Иногда значительно.

В качестве примера приведем заповедь «Не прелюбодействуй», которая в упомянутой сутре интерпретирована как недопущение любовных актов с чужими женами, а в Нагорной проповеди толкуется еще шире. Иисус вводит определение «прелюбодеяние в сердце», объясняя его как вожделенный взгляд на женщину (думается, что чужую), а также применяет термин «прелюбодеяние» к браку с разведенной женщиной. Еще шире оно в Законах Ману.

Достаточно широко в древности понималась и кража. Законы Хаммурапи приравнивали к краже присвоение краденого, невыдачу беглых царских рабов по первому требованию глашатая. Санкции за нарушение закона предусмотрены законом, санкций за нарушение моральных норм не существует. Соблюдение морали в современной Европе поддерживается силой общественного мнения. Иное дело — система религиозного права и древнее право Европы.

И последнее различие. Если закон опирается на разумное начало в человеке, его стремление к разумной организации жизни, считая их мотивами и психологическими основами механизма действия, то мораль традиционно тяготеет к высоким мотивам — спасению своей и чужой души, достижению града Небесного и т. п.

Какие же выводы можно сделать относительно взаимодействия морали и закона?

Во-первых, древний законодатель не видел различий между моралью и законом. Это мы объясняем его интеллектуальной неспособностью к такому разделению, представлением о вреде разрыва между моралью и законом, эмоциональностью реакций на негативные, с его точки зрения, поступки.

Во-вторых, объединение морали и позитивного права делало последнее резко репрессивным и большей частью пунитивным, ибо мораль для древних людей ассоциировалась не с дозволениями, а с запретами.

В-третьих, хотя закон должен впитывать многие моральные постулаты, ему следует отстоять от морали на разумной дистанции и не поглощать мораль целиком. Это необходимо и для предоставления человеку пространства для морального выбора, которому нельзя научиться без определенного простора свободы, а также для того, чтобы большая часть моральных максим подлежала не продавливанию именем очередного правителя, а усвоению через воспитание.

Многократно описанная заповедь о прелюбодеянии практически ушла из всех современных европейских уголовных кодексов, оставив только насильственное вступление в связь, а остальной массив переместился в сферу гражданских обязательств доброй совести. Заповеди о кумире вообще потеряли силу в связи со свободой вероисповедания.

Не будем забывать и то, что, по убеждению марксистов-ленинистов, право в любом его источнике всегда и всюду обслуживало личную или корыстную заинтересованность правящих классов (сословий, варн, каст и т. д.). Очевидно, что эта участь может постигнуть и мораль, если она окажется целиком под пятой закона. Но каждый раз, когда появляется какая-либо группа лиц, обладающая влиянием хотя бы в силу большого количества ее членов, она стремится создать мораль ad hoc (под конкретную ситуацию), преследуя свои корыстные цели или утоляя свой необузданный животный инстинкт доминирования. Именно сила их коллективного мнения, принимаемого во внимание при принятии решения другими людьми, влияет на поведение и судьбу человека иногда даже больше, чем закон. Не эта ли сила побуждает людей отказываться от реализации законных прав или считать себя недостойными полученного по закону?! Как раз в этом и заключается конфликт между моралью и законом.

Еще по теме:

  • Как делится квартира по ипотеке при разводе Как делится ипотечная квартира при разводе в разных ситуациях Квартирный вопрос остается актуальным во все времена, особенно если дело касается семейного гнездышка. Но вот когда семья […]
  • Чтобы выписать человека из квартиры через суд Выписать из квартиры через суд В нашей стране, наверное, каждый хотя бы раз сталкивался с такими вопросами, как «выписать из квартиры через суд» и «прописка» . Стоит сразу же отметить, что […]
  • Как правильно пишется доверенность на ребенка Кто может быть поверенным и как написать доверенность на сопровождение ребенка от руки? Доверенность требуется в разных случаях. Иногда требуется нотариально заверить бланк, иногда […]
  • Наро-фоминск юрист Наро-фоминск Юридическая консультация, Юристы, Адвокаты Наша компания предоставляет ряд юридических услуг высокого качества. Наши опытные юристы помогут вам решить юридический вопрос в […]
  • Военная подготовка гражданских Двухдневный курс по специальной подготовке Успейте записаться на курс! Всего 25 мест 24-25 ноября 2018 г. Оставить заявку За 2 дня вам предстоит пройти и изучить: Специальная полоса Мощная […]
  • Таможенные пункты на границе с литвой Государственный пограничный комитет Республики Беларусь Информационный портал Интерактивная карта Интерактивная карта Республика Беларусь имеет общие границы с Украиной - на юге, […]