Международная защита прав ребенка

Международная защита прав детей

Главная > Реферат >Экономика

ГЛАВА I. ТЕОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ.

§1. Этапы развития теории прав человека. Общее и особенное.

Вывод §1 Главы I

§2. Востребованность правового оформления прав ребенка.

Вывод §2 Главы I

ГЛАВА II. ПРОЦЕСС СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ ПРАВЕ.

§1. Формирование конвенционных и декларативных норм прав ребенка.

Вывод §1 Главы II

§2.Процесс закрепления в российском законодательстве международно-правовых стандартов о правах ребенка.

Вывод §2 Главы II

В настоящий момент проблемы прав и свобод человека занимает одно из ведущих мест в международных отношениях. Во многих международных договорах государства признают, что уважение прав и свобод человека является главным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития международного права и сотрудничества между всеми государствами. Все права человека универсальны, неделимы. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на равной основе, с одинаковым вниманием. Права ребёнка являются частью всеобщих прав человека. Несмотря на то, что ребёнок обладает такими же правами, что и взрослый, вследствие своего неполного физического и умственного развития он должен быть также обеспечен особыми правами.

Вопросы о правах детей являются ключевой категорией, определяющей положение ребенка во всём мире. До недавнего времени проблема защиты прав и интересов детей не рассматривалась на международном уровне, а соответствующие вопросы решались в семье, на местном и национальном уровнях. Защита прав ребёнка в значительной степени обусловлена тем, насколько общество осведомлено о правах детей и о механизмах их реализации и защиты.

Вопросы о правах ребенка являются актуальными. В настоящее время положение детей осложнилось: незаконная торговля, контрабандный провоз, похищение, сексуальная эксплуатация, коммерческое использование здоровья детей стали повседневной реальностью во всем мире. Миллионы детей заняты трудом, который препятствует их развитию и образованию, а также лишает их средств существования в будущем. Многие из них вовлечены в наихудшие формы детского труда, которые причиняют необратимый физический или психологический вред либо даже угрожают их жизни. Все это является глобальным нарушением прав ребенка.

Будущее человечества потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав детей и их правовая защита, безусловно, — составная часть международного права в области прав человека. Изложенные причины и актуальность вопроса определили выбор темы дипломной работы.

Объектом дипломной работы являются международные отношения, права и обязанности государств в области международной защиты прав и интересов детей.

Предметом исследования являются нормы международного права, касающиеся защиты прав детей.

Цель: исследование данных международных стандартов в области прав ребенка процесс их создания, реализации, их правовое положение и роль в мировом сообществе. Исследование норм российского законодательства в области прав ребенка, созданных на основе международно-правовых стандартов.

Задача: рассмотрение основных положений международного права, этапы его развития, становление международно-правовых документов о правах ребенка и их влияние на российское законодательство.

В работе идет речь о теории прав человека, ее развитии, востребованности международно-правового закрепления прав ребенка (от Всемирной Декларации о правах человека до Конвенции о правах ребенка). Углубленное рассмотрение декларативных и конвенционных норм о правах ребенка; анализ российского законодательства о правах ребенка.

Глава I. Теория прав человека и ее применение в международном праве


§1. Развитие теории прав человека: общее и особенное

В разные исторические эпохи понятия, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. До начала ХХ века, права человека регулировались исключительно государственным правом. Государства – участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся только к их внутренней юрисдикции.

Внутренние границы юрисдикции государств не являются неизменными, они исторически подвижны. Государства самостоятельно устанавливают пределы таких ограничений, подвергая международно-правовому регулированию те или иные вопросы внутригосударственных отношений. Старое, традиционное международное право, рассматривая взаимоотношения между государством и его гражданами как входящие в его внутреннюю юрисдикцию, делало лишь одно исключение. Считалось правомерным применением силы в «гуманных целях» вплоть до развязывания войны в одностороннем порядке для защиты жизни и имущества своих граждан, находившихся на территории другого государства.

Право на «гуманитарную» интервенцию основывалось на том, что каждое государство якобы имеет международные обязательства гарантировать основные права и свободы, где бы они не нарушались.

Исходя из того, что за абстрактным человеком независимо от принадлежности его какому-либо государству признаются определенные права и свободы, основоположник науки международного права голландский юрист Гуго Гроций в работе «О праве войны и мира», изданной в 1625 году, оправдывал так называемые справедливые войны ради защиты чужих подданных, если над ним творят «явное беззаконие».

Ученые того времени широко восприняли естественно-правовую теорию прав человека: профессор Петербургского университета Ф. Мартенес писал: «все образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью». 1 Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и вероисповедания.

Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и правомерности интервенции по мотивам «гуманности» для защиты основных прав и свобод человека разделялась большинством юристов как в XVIII, так и в XIX веке.

Лишь отдельные ученые, такие как профессор А. Гефтер, утверждал, что если государство попирает права и свободы своих граждан, «то надо прекратить с ним всякие отношения», не вмешиваясь силой оружия в его внутренние дела. 2

Разделяя точку зрения о законности интервенции, ряд ученых считали, что право на «гуманитарную» интервенцию возникает не в одностороннем порядке, а в результате решения группы государств. Ф. Лист: «Нельзя согласиться с тем, что право вмешательства существует также и в том случае, когда, по мнению отдельного государства, даже вполне основательному, вторжение представляется для охраны общих интересов человечества. Право вмешательства может быть представлено совместно несколькими государствами (коллективное вмешательство)». 3

Доктрина гуманитарной интервенции широко использовалась в то время в практике международных отношений. Она служила одним из многих «обоснований» для порабощения «нецивилизованных» народов. Кроме того, во имя «гуманных» целей, под предлогом «защиты» национальных и религиозных меньшинств проходила борьба европейских государств за раздел и передел уже поделенного мира. «Право на вмешательство» закреплялось во многих международных договорах и соглашениях этого периода истории. 4

После Первой мировой войны и образования Лиги Наций право государства на интервенцию подверглось определенным ограничениям.

Если в период, предшествующий учреждению Лиги Наций, международное право практически признавало право государства на войну, которое обосновывалось различными предлогами, то Статус Лиги Наций существенно ограничивал право государств – членов Лиги Наций прибегать к войне и предусматривал санкции в отношении ее членов, которые будут воевать в нарушение постановлений Статуса.

После Первой мировой войны союзными и объединившимися державами были заключены соглашения с восемью европейскими государствами и Турцией, в которых эти государства брали на себя обязательство представить лицам, принадлежащим к меньшинствам по расе, религии, языку те же права, что и остальным своим гражданам.

Соответствующие обязательства позднее приняты были также Албанией, Ираком, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией при вступлении их в Лигу Наций путем односторонних деклараций Совету Лиги.

Главные союзные и объединившиеся государства не брали на себя никаких обязательств о предоставлении меньшинствам, проживающим на их территории тех же прав, что и всем своим гражданам. Они выступали только в роли гарантов созданной системы и не были связаны какими-либо обязательствами перед Лигой Наций. Поэтому некоторые государства – члены Лиги Наций – расценивали договоры о меньшинствах как несовместимые с суверенитетом государств и открывающие лазейки для вмешательства в их внутренние дела.

Обязательства государств по защите прав меньшинств были поставлены под гарантию Лиги Наций. Согласно п. 12 Договора с Польшей (и аналогичными статьями других соглашений) каждый «член Совета Лиги Наций имел право обращать внимание Совета на всякое нарушение какого бы то ни было из этих обязательств… Совет мог предпринимать такие меры, какие покажутся для данного случая подходящими и действенными. В случае расхождения мнений по вопросам права … расхождение это будет рассматриваться как спор, имеющий международный характер», подлежащий передаче «Постоянной палате Международного Суда. Решение Постоянной палаты не будет подлежать апелляции, и будет иметь ту же силу и значение, что и решение вынесенное в силу ст. 13 Статуса».

Согласно же ст. 13 Статуса члены Лиги имели право прибегать к войне против государств, которые не выполняли «добросовестно вынесенные решения». 5

Государства – члены Лиги Наций не ставили перед собой задачу выработать универсальный международный документ, который содержал бы положение об уважении и соблюдении хотя бы элементарных прав и свобод человека.

В период, предшествующий созданию ООН, ограниченным числом государств были заключены первые международные соглашения, в которых в той или иной степени регулировались некоторые вопросы обеспечения прав человека. К их числу относятся договоры, конвенции, содержащие положение о борьбе с рабством и работорговлей, о пресечении торговли женщинами и детьми, о защите религиозных, этнических и языковых меньшинств, а также ряда прав человека в период вооруженных конфликтов. Целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы защиты прав человека, а обеспечение некоторых прав личности.

В ходе Второй мировой войны обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее итоги показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека – с другой.

Создание Организации Объединенных Наций и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который положил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека. 6

Как известно, Организация Объединенных Наций возникла как ответ народов на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом в годы Второй мировой войны.

Устав ООН, не конкретизируя понятия прав человека, содержит несколько ориентиров, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говорится о равноправии народов, равноправии полов, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь), недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, вероисповедания (т.е. свобода совести, и т.п.). 7

Белорусский журнал международного права и международных отношений 2002 — № 2

международные отношения

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Александра Робул

Робул Александра Александровна — магистрант факультета международных отношений Белорусского государственного университета

Всеобщая декларация прав человека начинается со слов о том, что основой свободы, справедливости и всеобщего мира является признание равных и неотъемлемых прав, равного достоинства, присущего всем членам человеческой семьи с момента рождения 1 . Права человека являются естественной принадлежностью каждого члена общества с самого момента его рождения. Именно благодаря осуществлению прав и свобод проявляется уникальность личности, раскрываются творческие способности и возможности каждого человека. Будущее каждой нации и человечества в целом потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение и защита прав детей являются, безусловно, основной задачей современности, в решении которой должно быть заинтересовано все мировое сообщество 2 .

Одним из самых важных достижений и весомым результатом действия международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом факта, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», но и признание детей самостоятельными субъектами права 3 . Этот принцип, провозглашенный в Декларации прав ребенка, получил свое развитие в день 30-летия Декларации, когда 20 ноября 1989 г. на сессии Генеральной Ассамблеи была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция стала первым широкопризнанным международным документом, в котором права ребенка приобрели силу норм договорного права 4 . По состоянию на май 2002 г. она ратифицирована 191 страной.

Основная посылка Конвенции о правах ребенка состоит в том, что ребенок рождается с присущими всем людям правами и основополагающими свободами. Конвенция содержит в себе четыре основных постулата:

— дети, независимо от цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, национального, этнического или социального происхождения, экономического и физического состояния, любого другого статуса ребенка, его или ее родителей или попечителей, не должны подвергаться дискриминации;

— дети имеют право на выживание и развитие во всех аспектах их жизни, таких, как физический, эмоциональный, психический, познавательный, социальный и культурный;

— наиважнейшие интересы ребенка должны учитываться при принятии решений или действий, имеющих непосредственное отношение к ребенку или группе детей. Этого должны придерживаться как правительства, административные и юридические власти, так и семьи при принятии того или иного решения;

— дети должны восприниматься как активные участники всего, что касается их жизни, и быть полностью свободны в выражении своих мыслей. Они имеют право иметь свое мнение и право на то, чтобы с ним считались 5 .

Люди разных стран, культур и религий прикладывают усилия, чтобы каждый из 2 млрд детей, живущих на земле, имел право на выживание, образование и медицинскую помощь; заботятся об атмосфере внутри семьи, ее культуре; защищают от всевозможных видов эксплуатации и насилия; дают возможность ребенку быть услышанным и делают все, чтобы мнения детей принимались во внимание при решении важных вопросов.

Все страны, ратифицировавшие Конвенцию, несут ответственность за реализацию прав ребенка. Происходящие изменения находятся под наблюдением Комитета ООН по правам ребенка, образованного согласно Конвенции. Этот Комитет представляет собой международный избираемый орган из 10 независимых экспертов с опытом работы в области детских прав. Он может вносить предложения и давать рекомендации правительствам и Генеральной Ассамблее о путях достижения целей, поставленных Конвенцией. Государства-члены должны представлять отчет Комитету в течение двух лет после ратификации Конвенции, а затем каждые последующие пять лет. В процессе написания отчетов поддерживаются консультации с неправительственными организациями (НПО) и специализированными агентствами, такими, как Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), для отражения более полной и реалистичной картины о положении дел в отношении прав ребенка в стране. Комитет собирается трижды в год в Женеве на сессии, которые открыты для общественности, для рассмотрения отчетов. Наблюдения и рекомендации, полученные в ходе заседаний, распространяются и служат основой для обсуждения и дебатов по поводу способов улучшения жизни детей на национальном уровне 6 . Эффективность деятельности Комитета можно проследить по принятию законов о защите прав ребенка, а также по созданию специальных подразделений и механизмов, для которых дети являются приоритетным направлением деятельности.

Двенадцать лет назад, в 1990 г., лидеры более чем 150 стран мира обратились к обсуждению вопросов, связанных с политическими и гуманитарными правами ребенка в рамках Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей. На встрече был принят План действий на ближайшие десять лет с четкими целями по обеспечению здоровья и безопасности детей во всем мире и развернута кампания по процессу ратификации и применению Конвенции о правах ребенка. План действий был направлен на снижение показателей детской и материнской смертности, предупреждение распространения заболеваний, безграмотности и недоедания. В соответствии с нуждами предусматривалась возможность свободного доступа к начальному образованию, чистой питьевой воде, здоровой пище, обеспечения соответствующих санитарным нормам условий жизни и защиты от эпидемий, а также предупреждения насилия и войн 7 .

Благодаря обязательствам, взятым на Всемирной встрече на высшем уровне и закрепленным во Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей, а также в Плане действий по осуществлению Декларации в 1990-е гг., спасены миллионы молодых жизней. Так, в 125 странах 80 % детей были привиты от таких общих детских заболеваний, как корь и столбняк. Только в 1999 г. около 70 % детей во всем мире в возрасте до пяти лет были привиты против полиомиелита. Около 12 млн детей больше не рискуют быть подверженными умственной отсталости в результате йодистой недостаточности. Больше детей, чем когда-либо, стали посещать школу. Дети получили возможность организовывать собственные парламенты и мирные движения. Во многих странах были проведены в жизнь законы, отражающие Конвенцию о правах ребенка 8 .

На Саммите тысячелетия Организации Объединенных Наций (2000) была подтверждена приверженность целому ряду общечеловеческих ценностей: свободе, равенству, солидарности, терпимости и ненасилию; а также необходимость уважения и осуществления прав ребенка как одного из основных элементов на пути к социально-экономическому прогрессу 9 .

Влияние Конвенции о правах ребенка, активно проявляющееся в последние двадцать лет XX в., вызвало потребность в организации движения, объединяющего всех тех, кому небезразлична судьба подрастающего поколения, его интересы и проблемы.

Для того, чтобы помочь спонтанному массовому движению стать официальным «общественным голосом», шесть организаций, работающих с детьми, — the Bangladesh Rural Advancement Committee, Netaid.org Foundation, PLAN International, Save the Children, World Vision, United Nations Children’s Fund (UNICEF) — в 1999 г. заявили о своем решении основать Всемирное движение в интересах детей, которое призвано объединить всех, кто верит, что права детей должны стать первоочередной задачей как для родителей в одной конкретно взятой семье, так и для правительства каждого государства. «Движение должно стать беспрецедентной моральной силой, обращающей внимание на проблемы детства и юношества, которым до настоящего времени уделялось недостаточно внимания» 10 .

Основной целью данной международной акции является создание необходимых механизмов для участия детей в принятии решений, связанных с их жизнедеятельностью. Если конкретизировать цели движения, то можно выделить стремление уберечь подростков от превращения их в «потерянное поколение», подготовить их к вступлению во взрослую жизнь, развивать экономическую и социальную политику, законы, бюджет и программы, содействующие человеческому развитию; обеспечить приоритет усилий, направленных на предотвращение и преодоление таких проблем как ВИЧ/СПИД, наркомания, алкоголизм, малолетняя преступность и проституция, этническое неприятие, эксплуатация и насилие; улучшить условия, способствующие повышению позитивного вклада в развитие общества посредством образования, экономических, гражданских, социальных и духовных поисков. Приоритетными темами являются забота о здоровье, развитии и защите детей; образование, положение в обществе детей и женщин; меры специальной защиты для детей, находящихся в особо сложных ситуациях, в частности, в специальных учреждениях 11 .

Глобальная информационная и коммуникационная революция открыла новые возможности для участия в развитии и защите прав. Эти возможности проявляются в разветвлении Всемирного движения в интересах детей. Новый век привнес новые понятия и в политику взрослых в отношении детей. Появилось определение — «инициатива лидерства». Это понятие подразумевает процесс социальной и политической мобилизации, основанный на предпосылке, что «вдохновенное лидерство» может изменить мир в интересах детей. Инициатива заключается в том, чтобы создать союз влиятельных действующих лиц, которые обладают полномочиями для создания национального законодательства, политики, бюджета, учреждений и программ, оказывающих влияние на поведение общества в отношении детей и подростков. ЮНИСЕФ утверждает, что «вдохновенное лидерство» — ключ к изменению мира в интересах детей в рамках одного поколения. Действия правительства необходимы, но они недостаточны без широкой поддержки участников, которые должны внести свой вклад в реализацию прав детей. Нельсон Мандела и Граса Машел — два международных лидера, занимающиеся на данный момент привлечением внимания различных слоев общества к проблемам детства и способам их разрешения посредством приобщения к идеям Всемирного движения 12 .

Голос каждого ребенка, страдающего от бедности, эпидемии, войны и дискриминации, является призывом к действию для Всемирного движения в интересах детей. Движение развернуло акцию «Скажи детям «Да!»», с помощью которой люди всех возрастов, различных социальных групп и политического положения могли принять участие в решении насущных проблем для создания лучшего мира для детей. Через эту международную кампанию, начало которой было положено в марте 2001 г., люди во всем мире высказывались по нескольким направлениям деятельности, наиболее необходимым для улучшения их жизни. Каждый гражданин мог сказать «Да» по 10 действиям, необходимым для улучшения жизненного уровня детей и подростков, где бы то ни было. Кампания проходила посредством распространения анкет в учебных заведениях разных уровней, публикаций в прессе и информации по телевидению, а также в сети Интернет 13 . Результаты этой акции были представлены на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в интересах детей в Нью-Йорке в мае 2002 г.

Движение стремится повлиять на решения, которые будут выработаны политическими лидерами в течение встречи, и настроить их на более тщательное рассмотрение принимаемых ими решений.

Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь разработало программу вступления Беларуси во Всемирное движение «Скажи Детям «Да!»», приуроченную к Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в интересах детей. Представительство ЮНИСЕФ, помимо других мероприятий, приняло участие в приготовлениях к этому историческому событию путем заполнения анкет в рамках акции. Во многих школах Беларуси был проведен урок по правам ребенка, на котором дети после предварительной беседы заполнили листки анкет. В анкетировании приняли участие 310 000 человек. Основного внимания населения, участвовавшего в акции, заслужили вопросы образования детей и борьбы с ВИЧ/СПИДом. Точки зрения опрошенных, если исходить из признака половой принадлежности, почти совпадают, а вот по возрастным группам имеются некоторые различия. Так, дети младше 11 лет высказались в первую очередь за защиту детей от войны, а затем за борьбу с ВИЧ/СПИДом. А молодежь в возрасте от 18 до 24 выделила борьбу с нищетой и, соответственно, необходимость вложения средств в развитие детей 14 .

В августе 2000 г. в Беларуси была создана рабочая группа по подготовке Национального доклада о выполнении решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей. Национальным координатором по подготовке доклада утверждены первый заместитель начальника управления социально-культурной политики Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, ответственный секретарь Национальной комиссии по правам ребенка Е. Сиволобова. Почти сразу состоялось первое заседание рабочей группы, на котором был подготовлен и утвержден план основных мероприятий по подготовке к Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. План заключал в себе, помимо подготовки и издания доклада, проведение симпозиума, форума, «круглых столов», международных конференций, конкурсов и других мероприятий. Первый вариант Национального доклада был подготовлен в конце октября 2000 г., а в ноябре на Саммите детей Беларуси был обсужден и утвержден проект доклада делегации Республики Беларусь.

С 8 по 10 мая 2002 г. в Нью-Йорке состоялась Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН в интересах детей, где нашей страной был представлен Национальный отчет и окончательные результаты акции. Главы государств и правительств, неправительственные организации, представители от детей и сами дети стали участниками этого события. Открыл сессию Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций докладом о прогрессе, который был достугнут за 10 лет. В течение мероприятия делегаты выработали Соглашение по оптимальным действиям в отношении детей на следующее десятилетие 15 . В связи с трагическими событиями сентября 2001 г. в Соединенных Штатах и последовавшим за ними развертыванием антитеррористической акции на Ближнем Востоке, основным направлением деятельности неправительственных организаций, специализированных структур ООН и непосредственно ЮНИСЕФ стала защита детей в вооруженных конфликтах.

Широкий спектр общественных объединений, работающих в интересах детей, сыграл немаловажную роль в переговорном процессе по выработке стратегии проведения Сессии с самого начала. Представители от неправительственных организаций имели полный доступ к предварительным проектам документов, содержащим необходимые меры действий по улучшению положения детей во всем мире, и приняли участие в подписании резюмирующих документов.

Право детей на участие в Специальной сессии подтверждается рядом проведенных встреч, примером чего может служить беспрецедентная встреча детей Восточной Азии в возрасте от 11 до 18, которая имела место в апреле 2001 г. в Таиланде. В Катманду группа так называемых «вершителей перемен», представляющая детей из 8 стран Южной Азии, изложила свое собственное видение возможного будущего диалога молодежи с властями. Тогда же дети из 27 стран Европы и Центральной Азии собрались в Будапеште для выработки повестки дня для молодых людей Европы и Центральной Азии. Аналогичная встреча прошла чуть ранее, в ноябре 2000 г., в Аммане (дети Среднего Востока и Северной Африки собрались на региональном молодежном форуме) 16 .

Эффективность Всемирного движения в интересах детей можно проследить по снижению числа детей, проживающих в условиях бедности или имеющих слабое здоровье; по снижению показателей детской смертности и количества нуждающихся; по возрастанию численности людей, лично или организованно помогающих детям; по усилению волонтерского движения по всему миру; по степени реализации прав ребенка в XXI в. и по мере реализации правительственных обещаний.

Политика в интересах детей в каждой стране должна основываться на точном знании и понимании настоящего положения детей и их потребностей. Задача ЮНИСЕФ и многих других международных и национальных организаций, движений и инициатив заключается в особой миссии по оказанию помощи правительству в процессе выполнения обязательств по реализации положений Конвенции о правах ребенка. Подобные объединения должны играть роль своего рода «катализатора», добиваясь от правительств, общественных институтов и возможных доноров мобилизации ресурсов и действий, направленных на обеспечение положения, в котором права детей находились бы в центре внимания и занимали ведущее место в программах страны. Все это необходимо, как никогда, чтобы все мировое сообщество и каждая страна в отдельности пришли к пониманию того, что удовлетворение нужд детей и защита их прав — это первый и самый главный шаг на пути к здоровому и развитому обществу и нации в целом.

§1. Международно-правовая защита прав ребенка

Анализ международно-правовых документов в сфере прав и свобод человека показывает, что семья, материнство и дети пользуются особым покровительством международного сообщества. «Материнство и младенчество, — провозглашено во Всеобщей декларации прав человека, — дают право на особое попечение и помощь.

Особые права несовершеннолетних и из зашита закреплены во многих международных конвенциях, как универсального., так и регионального характера. Например, в Конвенции относительно принудительного или обязательного труда, принятой генеральной конференцией Международной организации труда (МОТ) в 1930 г., установлено, что принудительному или обязательному труду могут быть привлечены только взрослые трудоспособные лица мужского пола, возраст которых составляет не ниже 18 лет. Ученики освобождаются от принудительного труда.

Далее, существуют ряд международных актов, специально посвященных защите прав и свобод несовершеннолетних. Это не случайно, поскольку права ребенка — те же права человека, но применительно к несовершеннолетним. Кроме того, реалии современной жизни любого общества таковы, что дети пользуются не всеми правами и свободами взрослого человека. Так, например, некоторые права и свободы они могут осуществлять не непосредственно, а через своих родителей, усыновителей, опекунов, попечителей и иных законных представителей. Вот почему международное сообщество установило специальные гарантии осуществления прав и свобод детей.

В 1959 году (Резолюция 1386 от 20 ноября) Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней провозглашены 10 основополагающих принципов, признавать и соблюдать которые призваны все родители, мужчины и женщины, как отдельные лица, добровольные организации, местные власти и национальные правительства.

Приведем эти принципы: 1.

Ребенку должны принадлежать все права, провозглашенные Декларацией, во всей их полноте. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и различии или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национальности, социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. 2.

Специальная защита прав ребенка, предоставление ему возможности развития во всех отношениях, издание государствами своих национальных законов должны определяться главным соображением наилучшего обеспечения интересов ребенка. 3.

Ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения. 4.

Ребенок должен обладать социальными и экономическими правами: на социальное обеспечение, на здоровый рост и развитие, на специальный уход и охрану ребенка и его матери, на надлежащее питание, жилище, необходимые развлечения и медицинское обслуживание. 5.

Особой защитой должны пользоваться неполноценные дети. 6.

Ребенок имеет право на обеспечение и защиту своих интересов его семьей и родителями; малолетний ребенок не должен, за исключением особых случаев, быть разлучаем со своей матерью. В тех случаях, если дети лишены родителей либо они не имеют достаточных средств к существованию, соответствующие обязанности возлагаются на общество и государство. 7.

Все дети должны иметь равные возможности развивать свои способности. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для лиц, на которых возложена ответственность за его образование, прежде всего для его родителей. 8.

Ребенок должен пользоваться первоочередной защитой во всех случаях. 9.

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; он не может быть объектом торговли, при его трудоустройстве необходимо учитывать возраст и иные особенности его развития и состояния. 10.

Ребенок должен быть защищен от практики, поощряющей дискриминацию. «Ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства в полном сознании того, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».

Большинство подобных международных документов по правам детей и механизме их защиты имеют рекомендательный характер. После принятия Декларации о правах ребенка 1959 г. появляется ряд международных документов развивающих положения и принципы, установленные в указанном документе. Так в 1974 г. принимается Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. 25 октября 1980 г. принимается Гаагская Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей; в 1985 г., 29 ноября в Пекине (т.н. Пекинские правила)были приняты минимальные стандартные правила ООП, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, а в 1986 г. (3 декабря) — Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях.

С учетом дальнейшего развития международных стандартов относительно прав детей по инициативе Польши в 1979 г. (Международный год ребенка), Комиссия ООП по правам человека приступила к разработке Конвенции о правах ребенка, которая бы не только провозгласила права и свободы ребенка, но содержала бы и обязательства государств по их претворению в жизнь. Эта деятельность увенчалась определенным успехом. Эта сложная работа продолжалась 10 лет: 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН.

Конвенция состоит из трех частей, охватывающих 54 статьи. Она является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция ценна еще и тем, что она является обязательством на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Нормы, зафиксированные в этой Конвенции, будут служить ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, рационально мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

В первую очередь в ней говорится, что ребенком является каждое человеческое существо, до достижения 18-ти летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (ст.1).

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст.6).

Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родители, или законных опекунов или каких- либо иных обстоятельств (ст.2).

Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами социального обеспечения или административных органов первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (ст.3), убеждения ребенка подвергаются внимательному рассмотрению.

Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, на сколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу (ст.7).

Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи (ст.8).

Ребенок имеет право проживать со своими родителями, за исключением случаев, когда компетентные органы согласно судебному решению определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что разлучение ребенка с родителями необходимо, в наилучших интересах ребенка (ст.9).

Ребенок, разлученный с одним или обоими родителями, имеет право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с родителем (родителями), за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка (ст.10).

Ребенок, способный сформулировать свои собственные взгляды имеет право свободно выражать эти взгляды по любым вопросам, затрагивающим ребенка (ст.12).

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведении искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст.13).

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14).

Ребенок имеет право на свободу ассоциаций и мирных собраний (ст.15).

Ребенок имеет право на защиту закона от вмешательства в осуществление его прав на личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, от незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст.16).

Ребенок имеет право на свободный доступ к информации и материалам из различных международных и национальных источников, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка (ст.17).

Дети, родители которых работают, имеют право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми (ст.18).

Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного отношения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19).

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь государства (ст.20, 21), В Российской Федерации это закреплено в Семейном кодексе РФ от 29 декабря 1995 года (О защите детей оставшихся без попечения родителей).

Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок имеет право вести полноценную и достойную жизнь, в условиях, которые обеспечивают его достоинства, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст.23).

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения и восстановления здоровья (ст.24).

Ребенок, помещенный компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защитой или физического либо психического лечения, имеет право на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о нем (ст.25).

Государство признает за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимает необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (ст.26).

Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного, социального развития ребенка (ст.27), а также имеет право на образование (ст.28, 29). На основе этого вводятся бесплатное и обязательное начальное образование. Кроме того, вводятся различные формы среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивается его доступность, доступность высшего образования, информации и материалов в области образования.

Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам, должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией, языком (ст.30).

Дети должны иметь время на отдых, досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст.31).

Государства признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32).

Ребенок имеет право на защиту со стороны государства от незаконного использования детей в производстве наркотических средств и психотропных веществ и торговли ими (ст.33).

Ребенок имеет право на защиту государства от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, также от тех и других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.34).

Государства принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровне все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и любой форме (ст.35, 36).

Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначается за преступление совершенное лицами моложе 18-ти лет (ст.37). В соответствии со статьей 20 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 19% года уголовная ответственность наступает с 16-ти летнего возраста, в определенных случаях с 14-ти летнего возраста.

Ни один ребенок не достигший 15-ти летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях; во время вооруженного конфликта детям должна быть обеспечена социальная защита (ст.38).

Ребенок являющийся жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов, имеет право на физическое и психологическое восстановление и социальную интеграцию в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка (ст.39).

Ребенок, нарушивший уголовное законодательство, обвиняемый или признаваемый виновным в его нарушении, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других лиц, и при котором учитывается возраст ребенка и желание содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе (ст.40).

Ребенок имеет право при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь (ст.8 Декларации прав ребенка 1959 года).

Из выше сказанного можно сделать вывод, что на международном уровне права ребенка признаются, понимаются и выделяются в отдельную группу прав человека. Конвенция ООН о правах ребенка содержит призыв ко всем государствам- участникам Конвенции с предложением международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах, с учетом важности традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития подрастающего поколения. Хотелось бы чтобы провозглашенные на бумаге в 1989 году принципы терпимости, свободы, равенства и солидарности в реальной жизни действительно поддерживались, и каждый ребенок нашей планеты жил в атмосфере счастья, любви и понимания.

Конвенция о правах ребенка установила международный механизм контроля за выполнением положений Конвенции. Основным звеном этого механизма является Комитет по правам ребенка, который состоит из экспертов- граждан стран — участниц Конвенции. Комитет работает при ООН, на своих заседаниях (1 раз в 5 лет) он рассматривает периодические доклады государств о мерах по реализации в установленных в Конвенции прав: здесь и положительный опыт, трудности, сложности и пр., вносятся предложения и рекомендации по совершенствованию практики реализации Конвенции. Государства — участницы должны широко обеспечивать гласность докладов в своих странах.

Конвенция о правах ребенка не предусматривает возможность подачи индивидуальных жалоб о нарушении прав, закрепленных в ней. Тем не менее, несовершеннолетние могут обращаться в международные органы по защите своих прав и свобод в том же порядке, что и взрослые. В 1946 году ООН образовала чрезвычайный фонд помощи детям ЮНИСЕФ, который в дальнейшем получил название Детский Фонд ООН.

Следует отметить, что некоторые положения Конвенции новы для нашего сознания, требуют специального обсуждения. Например, право ребенка свободно выражать свои взгляды, запрет сексуальной эксплуатации несовершеннолетних и другие.

Сложную проблему представляет учет национальных и культурных особенностей различных групп несовершеннолетних. По основной своей направленности Конвенция- это продукт и принадлежность западной цивилизации. Для основного населения восточных государств с преобладанием мусульманской религии, других конфессий и традиций, некоторые положения Конвенции могут показаться спорными и должны быть критически переосмыслены.

Следовательно, возможности реализации всех положений Конвенции о правах ребенка в различных регионах и государствах неодинаковы. Международное право подразумевает такую ситуации, когда по внутренним условиям какие-то страны не обязуются выполнять все положения одобренного в целом документа. Вместе с тем, одобрение договора в целом обязывает страны, в него вступившие, придерживаться его «духа», его философии. А идею конвенции о правах ребенка в самом кратком виде можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Основные положения Конвенции о правах детей нашли свое воплощение в деле совершенствования механизма зашиты прав ребенка и в последующих международных документах ООН и ее организациях.

Так, в 1990 году была принята Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/113 от 14 декабря, содержащая Правила Организации Объединенных Нации, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. В это же время принимаются Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, или т.н. «Эр-Риядские руководящие принципы».

Тремя годами позже — 29 мая 1993 года в Гааге принимается «Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления», а 25 мая 2000 года в Нью-Йорке подписывается Факультативный Протокол К Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах. Вообще военные конфликты и дети — это достаточно сложная проблема и ее решение зависит от многих факторов.

Существенный вклад в решение данной проблемы на правовом уровне внесла четвертая Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г., которая предусмотрела нормы общей защиты гражданского населения, гарантируя оказание различных видов помощи, необходимой для выживания гражданского населения.

Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв международных вооруженных Конфликтов (далее ДПI), принятый в 1977 г., значительно расширяет сферу оказания гуманной помощи, которая должна осуществляться без какой- либо дискриминации. Приоритет в данном случае, в соответствии с четвертой Конвенцией и ДПI отдается детям, беременным женщинам, кормящим матерям, т.е. лицам, которые пользуются особыми льготами и особой защитой.

В этих документах устанавливается, что дети должны пользоваться особым уважением, быть обеспечены заботой и помощью; приняты все практически возможные меры, что не достигшие 15-ти летнего возраста дети не принимали участия в военных действиях. В ст.1 и 2 Факультативного протокола к Международной Конвенции о правах ребенка, открытого к подписанию и ратификации 5 июня 2001 г., содержится запрет призыва и вербовки на военную службу, а также участия в вооруженных конфликтах детей, не достигших 18-ти летнего возраста. Однако минимальный возраст в 18 лет не был установлен для всех случаев, что снижает ценность этого нововведения.

Следует отметить и такое важное по гуманной направленности положение, как запрет на вынесение смертного приговора лицам, не достигшим 18-ти летнего возраста, и на приведение его в исполнение в отношении беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей. Это возрастное ограничение и расширение нормы о женщинах — беременных и матерях малолетних детей — закрепляются во многих нормах Женевского права (ст.68 четвертой Женевской Конвенции, ст.76 ДПI и т.д.) и совпадает с нормой п.5 ст.6 Международного пакта о гражданских и политических правах. Положения о защите прав ребенка содержатся и в таких основополагающих документах, как: Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.23, 24) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10).

Еще по теме:

  • Отчет по учебной практике юриста в зао Отчет по учебной практике юриста в зао Работы по строительству дорог, включающие: а) основания и покрытия, защитные сооружения и обустройство автомобильных дорог I и II технической […]
  • Как заполнить декларацию по единому налогу на вмененный доход Пример заполнения декларации по единому налогу на вмененный доход За I квартал 2006 г. И.В.Степашин перечислил взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 870 руб. (450 руб. за […]
  • Ст 109 и ст 111 Стаття 109. Загальні положення Податковий кодекс України (ПКУ) перевірено сьогодні кодекс від 01.09.2018 вступив у чинність 02.12.2010 Ст. 109 ПКУ в останній чинній редакції від 2 […]
  • Жк рф часть 2 статья 169 Поправки в Жилищный кодекс о расширении льгот на капремонт прошли первое чтение Государственная Дума во вторник, 27 марта 2018 г., приняла в первом чтении законопроект № 366130-7 «О […]
  • Протокол родительских собраний в подготовительной группе конец года Протокол родительского собрания в подготовительной группе ДОУ Автор: Галиулина Надежда Валерьевна, воспитатель МДОУ "Детский сад №156" г. Саратова. Описание работы: Предлагаю Вашему […]
  • Ч 624 коап Посилено відповідальність за порушення у сфері містобудівництва 29.06.2017 1872 0 0 Із 11 червня Законом від 17.01.17 р. № 1817-VIII унесено зміни до законодавства у сфері містобудівної […]