Местами отбывания лишения свободы являются места определяемые

Статья 73. Места отбывания лишения свободы

1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 — 206, 208 — 211, 275, 277 — 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Статья 73 УИК РФ. Места отбывания лишения свободы

1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 — 206, 208 — 211, 275, 277 — 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 и статьей 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Комментарии к ст. 73 УИК РФ

1. По общему правилу, установленному УИК РФ, осужденные должны отбывать наказание в исправительных учреждениях, расположенных в пределах того субъекта РФ, где осужденный проживал до ареста или был осужден. Как правило, оба эти места совпадают, хотя иногда лица совершают преступления не по месту своего жительства.

Такое правило имеет важное значение для поддержания социальных связей осужденного. В условиях высоких железнодорожных и авиационных тарифов для многих семей осужденных весьма затруднительно приезжать на свидания, а для осужденных — реализовывать свое право на выезды к месту жительства в связи с исключительными личными обстоятельствами, в отпуск и по другим основаниям. И то и другое не способствует сохранению социальных, особенно семейных связей осужденного, а в дальнейшем осложняет его социальную адаптацию после освобождения.

Отбывание наказания не по месту жительства вызывает дополнительные затраты на перевозки осужденных. Осужденные направляются для отбывания наказания, как правило, в исправительные учреждения, расположенные в тех субъектах РФ, где они проживали до ареста. Лишь в том случае, если у них не было определенного места жительства, они отбывают наказание по месту осуждения.

Однако соблюдение названного правила возможно не во всех случаях. Иногда исключение из него вызывается субъективными причинами, касающимися самого осужденного. Перевод в другой регион может быть вызван состоянием здоровья лица. Минздравом России и Минюстом России был издан Приказ от 28.08.2001 N 346/254 «Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы» . Если осужденный страдает указанными в Перечне заболеваниями, он не может быть направлен для отбывания наказания в названные там регионы, а в случае обнаружения такого заболевания во время отбывания наказания подлежит переводу в исправительное учреждение, находящееся в другой местности. Указанный Перечень приводится в конце комментария к данной статье (не приводится).

В отдельных случаях перевод может быть вызван просьбой родственников осужденного в случаях их болезни или преклонного возраста. Такая просьба рассматривается Управлением (Главным управлением) ФСИН субъекта РФ, если речь идет о переводе в другую колонию данного субъекта РФ, либо ФСИН России, если речь идет о переводе в исправительное учреждение, находящееся в другом субъекте РФ. Просьба может быть удовлетворена при наличии уважительных причин и при возможности такого перевода.

Возможен также перевод осужденного в другое исправительное учреждение, в том числе и в другой регион при возникновении угрозы его безопасности.

2 — 3. Объективные причины невозможности отбывания наказания по месту жительства осужденного могут быть связаны с отсутствием в данном регионе учреждения того вида, который определен приговором суда или отсутствием свободных мест в учреждениях соответствующего субъекта РФ. Многие категории осужденных, которые по закону должны содержаться раздельно, являются малочисленными, в связи с чем учреждения таких видов создаются не во всех субъектах РФ. Это касается, например, колоний особого режима и, в частности, колоний, предназначенных для содержания осужденных пожизненно; женских колоний и в особенности колоний, имеющих дома ребенка и родильные отделения, воспитательных колоний, тюрем, колоний, предназначенных для работников правоохранительных органов, и т.д. При отсутствии в субъекте РФ по месту осуждения данного лица исправительных учреждений соответствующих видов осужденные направляются по месту нахождения этих учреждений.

К числу объективных причин может быть отнесено и переполнение учреждений в данном регионе при наличии свободных мест в учреждениях соответствующего вида режима в другом регионе.

При отсутствии свободных мест в учреждениях соответствующих видов осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения.

Для улучшения положения в законодательство внесены изменения, позволяющие в одной исправительной колонии создавать изолированные участки для содержания осужденных с разными видами режима (см. комментарий к ст. 74 УИК РФ).

4. Исключением из общего правила отбывания наказания осужденными в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены, является порядок, установленный для ряда наиболее опасных категорий осужденных. Это осужденные за преступления, предусмотренные ст. 126, ч. ч. 2 и 3 ст. 127.1, ст. ст. 205 — 206, ч. 1 ст. 208, ст. ст. 209 — 211, 275, 277 — 279, 281, 317, ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 360 УК РФ, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы. Эти лица направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых ФСИН России. Такое решение связано с особой опасностью этих лиц и необходимостью их строгой изоляции.

Перечень медицинских противопоказаний к отбыванию наказания

в отдельных местностях Российской Федерации

§ 1. Места отбывания лишения свободы, прием и перемещение осужденных

Наказание в виде лишения свободы отбывается в исправительных учреждениях различных видов, перечень которых в своей основе определен в ст. 58 и ч. 6 ст. 88 УК РФ (колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого режимов, воспитательные колонии общего и усиленного режимов, тюрьмы).

В законе (ст. 73 УИК РФ) закреплен принцип отбывания наказания в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в которой осужденные проживали или были осуждены. Исключением из этого принципа являются случаи, когда требуется обеспечить личную безопасность осужденного либо когда он изъявляет желание отбывать наказание в исправительном учреждении, расположенном на территории другого субъекта РФ. В случае отсутствия по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида пли невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного

субъекта РФ, либо, по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления УИС, расположенные на территории другого субъекта РФ.

На ряд категорий осужденных указанный принцип определения места отбывания лишения свободы не распространяется, что обусловлено, с одной стороны, степенью общественной опасности этих лиц, с другой,— небольшим количеством определенного вида исправительных учреждений. Это относится прежде всего к осужденным при особо опасном рецидиве преступлений, осужденным к пожизненному лишению свободы, осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы в тюрьме, осужденным, которым смертная казнь в порядке помилования была заменена лишением свободы, а также к осужденным женщинам, осужденным несовершеннолетним, осужденным — иностранным гражданам и лицам без гражданства. Все указанные лица направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения по месту их нахождения, где имеются необходимые условия для их размещения.

УИК РФ детализирует основные положения УК РФ, определяющие виды исправительных учреждений, в которых отбывают наказание конкретные категории осужденных;, Исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Согласно ст. 74 Кодекса исправительные колонии предназначены для отбывания лишения свободы осужденными, достигшими совершеннолетия. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима.

В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные, положительно характеризующиеся и переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов по отбытии определенного срока наказания. В исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы (за исключением лиц, отбывающих лишение свободы впервые за совершение особо тяжких преступлений либо пожизненное лишение свободы, а также которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы), а также основная масса осужденных женщин, (за исключением женщин, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений).

В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал наказание в виде лишения свободы, а также осужденные женщины при особо опасном рецидиве преступлений.

В исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования была заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.

В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного в исправительных колониях общего и строгого режимов порядка отбывания наказания и в связи с этим переведенные для дальнейшего отбывания наказания в тюрьму на срок до трех лет.

Лечебные исправительные учреждения предназначены для отбывания наказания осужденных ВИЧ-инфицированных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом или наркоманией, а также страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, не прошедших полного курса лечения венерического заболевания.

В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года.

В данные исправительные учреждения осужденные направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на предоставление краткосрочного свидания с родственниками или иными лицами. Направление осужденных в конкретное исправительное учреждение производится только после установления соответствующего вида учреждения и наличия в нем мест на территории данного субъекта РФ. В случае отсутствия соответствующего вида исправительного учреждения или невозможности размещения конкретного осужденного вопрос о направлении в исправительное учреждение другого субъекта РФ решает

ГУИН Минюста РФ на основании мотивированного постановления тер-

—| риториального органа управления УИС (в случае, если это вызвано состоянием здоровья осужденного, — то при наличии медицинских заключений соответствующих служб и письменного согласия осужденного).

Администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного, куда он направлен для отбывания наказания.

Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем и специальным транспортом (автозаками и вагон- заками; водным и лишь в отдельных случаях — воздушным транспортом).

Перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, приговоренных к смертной казни и других категорий осужденных, осужденных за совершение преступления в соучастии. Осужденные, больные открытой формой туберкулеза или не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания, осужденные, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, ВИЧ-инфицированные осужденные перемещаются не только раздельно, но и отдельно от здоровых осужденных, а при необходимости, по заключению врача — в сопровождении медицинских работников.

При перемещении осужденных им создаются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия, они обеспечиваются одеждой по сезону, а гакже питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования (нормы питания утверждены постановлением Правительства РФ №833 от 8 июля 1997 г. «Об установлении минимальных норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы»). Перемещение осужденных осуществляется за счет государства.

Осужденные,-как правило, отбывают наказание в одном исправительном учреждении, однако в ряде случаев возникает необходимость их перевода в другое исправительное учреждение такого же типа и вида режима или же иное исправительное учреждение (например, из исправительной колонии — в. тюрьму либо из исправительной колонии — в колонию-поселение). Перевод осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждение в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, а также при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения или при иных исключительных обстоятельствах (массовых беспорядков, групповых неповиновениях, стихийных бедствиях, оперативно-розыскных мероприятиях), препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Инициатива о таком переводе осужденного может исходить от различных органов: органов исполнительной власти и местного самоуправления; органов внутренних дел; надзирающих за местами лишения свободы прокуроров: по ходатайствам народных депутатов (в последнем случае — при наличии письменного согласия осужденного на перевод). Перевод также может быть осуществлен по письменному заявлению осужденных или их родственников (при согласии осужденных).

Перевод осужденных в исправительные учреждения, расположенные в пределах субъекта РФ, осуществляется по указанию ГУИН Минюста РФ территориальными органами управления УИС, а если за его пределами — то по указанию ГУИН Минюста РФ, а также по согласованию между соответствующими территориальными органами управления УИС. В последнем случае инициатор перевода направляет органу управления УИС, в распоряжение которого предлагается перевести осужденного, мотивированное заключение по данному вопросу, характеристику и медицинскую справку на осужденного, а в случае, если перевод связан с болезнью — то и соответствующее.медицинское заключение (в этом случае требуются еще и согласие на перевод медицинской службы ГУИН Минюста РФ и письменное согласие осужденного). В случае достижения согласия на перевод принимающая сторона выдает наряд на перевод осужденного. Если согласие не достигнуто, инициатор перевода направляет все материалы в ГУИН Минюста РФ, которое и принимает окончательное решение по существу вопроса. Осужденные, направленные для отбывания наказания или переведенные по персональным указаниям (нарядам) ГУИН Минюста РФ, не могут быть в дальнейшем направлены в другие исправительные учреждения такого же вида без его разрешения.

Прием осужденных в исправительное учреждение детально регламентирован, в том числе и в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. Прием осужденных осуществляется оперативным дежурным (в тюрьме — дежурным помощником начальника тюрьмы, в воспитательной колонии — дежурным помощником на-

чальника колонии) и работником специального отдела учреждения. В воспитательных колониях прием осужденных осуществляется, кроме того, работником медицинской части. Прием прибывших в нерабочее время небольших групп осужденных осуществляется оперативным дежурным учреждения, дежурными помощниками начальников тюрьмы и воспитательной колонии.

Во время приема осужденных работники учреждения проверяют наличие личных дел и устанавливают их принадлежность прибывшим осужденным, проверяют наличие в личных делах необходимых документов. Медицинский работник воспитательной колонии проводит наружный осмотр осужденных с целью выявления у них телесных повреждений.

Прибывшие в исправительное учреждение осужденные после уточнения данных подвергаются полному обыску, а принадлежащие им вещи — досмотру. Вещи, изделия, вещества, документы и продукты питания, запрещенные к продаже и использованию осужденными к лишению свободы, а также не предусмотренные Перечнем вещей и предметов, которые осужденным разрешается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях и приобретать в магазинах учреждения, изымаются в установленном порядке, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт.

В суточный срок осужденные проходят медицинское освидетельствование, полную санитарную обработку по медицинским показаниям и размещаются в карантинном отделении, где за ними устанавливается наблюдение (в том числе и медицинское), изучается их личность, устанавливаются трудоспособность, образование и профессиональная подготовка, их знакомят с Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими их жизнедеятельность в исправительном учреждении, разъясняют их права и обязанности. Они предупреждаются об ответственности за нарушение режима отбывания наказания, им разъясняется о применении в исправительном учреждении технических средств надзора и контроля (изоляции), физической силы, специальных средств, оружия и специальных подразделений. При выявлении инфекционных больных они немедленно изолируются, а в учреждении проводится комплекс противоэпидемических мероприятий. Согласно ст. 79 УИК РФ продолжительность пребывания осужденных в карантинном отделении определяется до 15 суток.

Решение о распределении осужденных по отрядам (отделениям, камерам) с учетом их личностных особенностей, привлечении их к труду,

обучению в системе общего и профессионального образования принимается комиссией исправительного учреждения, возглавляемой его начальником. В комиссию включаются представители различных служб учреждения (охраны, безопасности и режима, оперативной, специальной, медицинской, производственной и др.). В воспитательных колониях в состав комиссии, кроме того, включаются работники общеобразовательной школы, производственно-технического училища и психолог. Решение комиссии оформляется приказом начальника учреждения.

Не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного в исправительное учреждение, по его выбору, одному из родственников направляется уведомление с указанием почтового адреса учреждения, перечня продуктов питания и предметов первой необходимости, которые можно получать осужденным в посылках, передачах и бандеролях, основных требований порядка переписки, получения и отправления денежных переводов, предоставления выездов, свиданий, праве осужденных на телефонные разговоры.

Местами отбывания лишения свободы являются места определяемые

Необходимость более широкого использования наказаний без изоляции осужденного от общества очевидна. То количество граждан, которые содержатся в местах лишения свободы, тяжким бременем ложится на бюджет государства, сдерживает решение многих социальных задач, способствует распространению обычаев и традиций криминальной среды среди населения.

Ежегодно по учетам уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России проходит около 1 млн осужденных. Как правило, эта цифра из года в год превышает количество лиц, содержащихся во всех исправительных учреждениях, где исполняется такой вид наказания, как лишение свободы. Так, по состоянию на 1 января 2015 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечивающих изоляцию от общества, содержалось 671,7 тыс. человек [1].

Проведенный ФКУ НИИ ФСИН России анализ исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции осужденных от общества показывает увеличение доли осужденных к исправительным работам (на 84,02%) и обязательным работам (на 1,57%) в общей численности лиц, состоявших на учете в УИИ в 2010 -2014 годах.

Рис. 1. Доля осужденных к обязательным и исправительным работам в общей численности лиц, состоявших на учете в УИИ в 2010 -2014 годах

Реализация государством современной уголовной политики требует более широкого введения в правоприменительную практику альтернативных лишению свободы видов наказаний, в том числе и исправительных работ, что находит свое отражение на самых различных уровнях. Не стала исключением и принятая 14 октября 2010 г. № 1772-р Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее — Концепция) [3].

Обозначенная тенденция подтверждается и данными судебной статистики, согласно которым доля осужденных к исправительным работам имеет тенденцию к увеличению: 2008 — 47 892 (5,2%), 2009 — 44 398 (5,0%), 2010 — 41 282 (4,9%), 2011 — 40 037 (5,1%), 2012 — 70 400 (9,6%), 2013 — 75 902 (10,4%), 2014 — 75 120 (10,5%) [2].

Наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества,
в отечественной пенитенциарной практике доказали свою необходимость и жизнеспособность. Параллельно с развитием наказаний без изоляции осужденного от общества происходит совершенствование законодательства, регулирующего их применение и определяющего систему учреждений органов, на которые возложено их исполнение.

Вместе с тем в настоящее время существует ряд организационно-правовых проблем в регулировании данных видов наказаний, имеется потребность в глубоком, комплексном исследовании исправительных работ как альтернативного лишению свободы вида уголовного наказания. Важно установить актуальные проблемы их применения и исполнения с целью дальнейшего решения и совершенствования как на законодательном, так и на правоприменительном уровне.

С введением в 1997 г. новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ, и в 2003 г. со вступлением в силу федеральных законов
от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» и № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» институт исправительных работ на законодательном уровне претерпел серьезные изменения как в объеме выполняемых функциональных обязанностей, так и на законодательном уровне.

7 декабря 2011 г. был принят очередной Федеральный закон № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором исправительные работы подверглись новым изменениям. Например, законодатель в 2011 году вернулся к возможности назначения исправительных работ лицам, имеющим основное место работы, увеличил количество статей Уголовного кодекса Российской Федерации, в санкциях которых предусмотрено рассматриваемое наказание.

Но, несмотря на положительный опыт исполнения, введенные новеллы, законодательство об исправительных работах требует дальнейшего совершенствования.

С этой целью ФКУ НИИ ФСИН России была изучена практика исполнения исправительных работ в территориальных органах ФСИН России.

В процессе изучения с помощью анкет опрошены 81 начальник (заместитель, исполняющий обязанности) уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России; собран эмпирический материал; использованы материалы судебной практики, прокурорского надзора и другие материалы, касающиеся применения законодательства об исправительных работах.

Результаты проведенного исследования, основанного на анализе существующей практики и экспертного опроса, сделали более очевидным понимание того, что эффективность борьбы с преступностью уголовно-правовыми средствами зависит от организации деятельности по применению законодательства, а также от того, насколько совершенным является применяемый закон. Поэтому актуальным является вопрос совершенствования действующих альтернативных наказаний, одними из которых являются исправительные работы.

Согласно результатам анкетирования, мнения практических работников относительно действенности исправительных работ как меры наказания имеют не такую однозначность, как в отношении обязательных работ, и характеризуется многовекторностью позиций. Так, исправительные работы действенной мерой наказания считают лишь треть опрошенных респондентов — (30,86%), потому что осужденный работает, имеет доход и соответственно имеет возможность оплачивать причиненный им ущерб, алименты и т.д. Критическую позицию относительно эффективности наказания в виде исправительных работ высказали — (35,8%), т.е. большая часть респондентов, затруднились в выборе позиции — (17,28%) опрошенных. При этом с определенными оговорками: при дальнейшем совершенствовании законодательства, трудоустройства через органы ЦЗН, квотировании рабочих мест, в случае назначения наказания только работающим гражданам, положительно готовы охарактеризовать исправительные работы — (12,34%) практических работников.

Изучение практики позволило установить и ряд фактов недопонимания и неправильного применения некоторыми сотрудниками отдельных нормативных предписаний, что снижает эффективность исполнения наказания, а иногда приводит и к нарушениям законности.

Так, определяя условия исполнения и отбывания наказания в виде исправительных работ в ст. 39 УИК РФ, законодатель отмечает, что исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Конкретные места работ определяются местным органом самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

В соответствии с п. 70 Приказа № 142 по окончании первоначальной беседы инспекция выдает осужденному, не имеющему основного места работы, предписание о необходимости явки в организацию для отбывания исправительных работ. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо критерии, в соответствии с которыми орган местного самоуправления определяет объекты и места, на которых отбываются исправительные работы (определение ВАС РФ от 27.04.2012 № ВАС-5273/12). Список (перечень) подобных организаций и предприятий (мест и объектов) регулярно истребуется от ОМС для дальнейшего согласования с УИИ. Более того, отсутствие подобного согласованного перечня в УИИ нередко расценивается органами прокуратуры как бездействие со стороны последних.

Несмотря на то что перечень видов и объектов отбывания исправительных работ ежегодно согласуется с органами местного самоуправления, тем не менее данные правовые акты абсолютно не гарантируют трудоустройства осуждённых по причине того, что механизм определения подобных мест и объектов (предприятий) законодательно нигде не прописан, действенных рычагов воздействия на руководство предприятий у местных властей практически нет [2].

Действующее законодательство не обязывает работодателей вступать в императивном порядке в трудовые отношения с каждым направленным по предписанию УИИ осужденным к исправительным работам. Более того, известны случаи, когда администрации организаций узнают о том, что они включены органами местного самоуправления в вышеупомянутый перечень, лишь по факту получения предписания из УИИ.

Более того, по смыслу действующего законодательства, органы местного самоуправления абсолютно не обязаны предоставлять УИИ какой либо перечень (списки) предприятий для отбывания исправительных и обязательных работ!? В соответствии с ч. 1 ст. 39, ст. 25 УИК РФ на ОМС возложена лишь обязанность определять и согласовывать места для отбывания исправительных работ, вид и объекты для отбывания обязательных работ.

Законодатель предполагает необходимость направлять в ОМС соответствующее уведомление (извещение) при каждом поступлении на исполнение в УИИ приговора по исправительным работам.

Проведенное исследование ФКУ НИИ ФСИН России и изучение проблем исполнения исправительных работ на практике показало, что основной причиной, не позволяющей своевременно привлечь осужденных к отбыванию наказаний в виде исправительных и обязательных работ, является отсутствие на предприятиях определенных органами местного самоуправления вакантных рабочих мест (82,72%). Причем половина опрошенных респондентов (50,62%) считает, что администрации организаций и предприятий не желают (не заинтересованы) принимать на работу указанную категорию граждан. Следующими по значимости серьезными факторами, препятствующими привлечению осужденных к исправительным работам к труду, практические работники отметили уклонение со стороны самих осужденных от исполнения наказания (65,43%) и отсутствие у некоторых осужденных документов, необходимых для заключения трудового договора в соответствии со ст. 65 ТК РФ (61,73%). Серьезной проблемой, препятствующей своевременно исполнить приговор суда, является также наличие у осужденных социально значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулез легких, болезни органов кровообращения, эндокринной системы, психические заболевания и т.д.), указанный фактор актуален для каждого третьего опрошенного респондента.

По мнению большинства специалистов, одним из ключевых положений выхода из сложившейся ситуации является инициация подготовки нормативных правовых актов о льготном налогообложении организаций, использующих труд осужденных к исправительным работам. Решение данной проблемы возможно также путем создания механизма квотирования рабочих мест для осужденных к исправительным работам, кроме того, необходимо внести дополнения в Федеральный закон от 6 октября 1999 г.
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предполагающие наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по созданию условий для трудоустройства осужденных к исправительным работам, включая стимулирование организаций, обеспечивающих осужденных к исправительным работам рабочими местами, путем предоставления налоговых льгот и иных преимуществ [3].

Анализ подобной практики показывает, что указанные меры в немалой степени способствуют существенному расширению перечня видов и объектов для отбывания исправительных и обязательных работ.

Учитывая выше указанные сложности, представляется целесообразным, например, опыт стран-участников Содружества Независимых Государств в трудоустройстве осуждённых к наказанию в виде исправительных работ посредством деятельности государственных учреждений и органов занятости населения применительно к современным российским условиям (например, по аналогии с ч. 2 ст. 43 Кодекса исполнения наказаний Республики Азербайджан, законодательством которого предусматривается возможность самостоятельного либо при посредничестве государственных органов занятости населения трудоустройства на работу в течение 3 месяцев), что избавило бы от излишней репрессивности данного вида наказания (предположительно, таким сроком могут быть 2 недели или 15 дней). В том случае, если осуждённый не трудоустроился в указанный срок, предусмотреть занятие его работой в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ, сохранив при этом общий тридцатидневный срок. Тем более что подобная возможность самостоятельного трудоустройства осужденного к исправительным работам была предусмотрена законодательством предыдущих лет [4].

В юридической литературе было высказано предложение о том, что определение конкретных объектов для отбывания исправительных и обязательных работ целесообразно возложить на Центры занятости населения, поскольку именно на эти отделы администраций органов местного самоуправления возложена обязанность трудоустройства безработных граждан, и именно они владеют информацией о наличии свободных рабочих мест [7]. На наш взгляд, с указанным утверждением вполне можно согласиться, тем более что Центры занятости владеют самой обширной информацией о свободных рабочих местах.

С учетом вышесказанного ч. 3 ст. 39 УИК РФ после слов «контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные» можно было бы дополнить словами «при необходимости направляют их в центры занятости для трудоустройства. » далее по тексту.

Действительно, на сегодня остро назрела необходимость подключить к данному вопросу государственный орган занятости, который парадоксальным образом оказался законодательно никак не задействован в механизме решения проблем трудоустройства осужденных к исправительным работам. И это притом что по своим функциям и полномочиям он осуществляет функции по реализации государственной политики в сфере труда, содействия занятости населения, трудовой миграции и охраны труда, а также по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции.

В настоящее время реализации подобной инициативы препятствует положение п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии с которым осужденные по решению суда к исправительным работам не могут быть признаны безработными и не регистрируются в качестве ищущих работу.

Хотя и в данном случае возникает вопрос: «Будет ли органами службы занятости населения принято решение о регистрации в качестве ищущих работу и признании безработными лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы, в случае вынесения судом приговора об условном неприменении наказания к виновным, с обязательным определением испытательного срока или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, в соответствии со статьями 73 и 80 Уголовного кодекса РФ» [5].

Анализируя вопросы исполнения наказания в виде исправительных работ, некоторые специалисты — правоведы, также считают нецелесообразным назначение данного вида наказания иностранным гражданам и лицам без гражданства. По их мнению, при решении вопроса о применимости исправительных работ в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства необходимо первоначально установить не только разрешение на работу, но и наличие у них права на проживание на территории Российской Федерации [6].

На основании вышеизложенного и в целях нормативно-правового совершенствования и оптимизации законодательства, регулирующего исполнение исправительных работ, предлагается следующее.

1. Предусмотреть в законодательстве Российской Федерации особый порядок выдачи разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, осужденным к исправительным работам, или внести изменения в ч. 5 ст. 50 УК РФ, дополнив ее словами следующего содержания:

«Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации. » далее по тексту.

2. Установленный в ч. 1 ст. 50 УК РФ и ч. 1 ст. 39 УИК РФ порядок определения мест отбывания исправительных работ неэффективен, осложняет трудоустройство осужденных и на практике нередко не соблюдается уголовно-исполнительными инспекциями.
В современных условиях более целесообразным было бы закрепить в законе (но не в уголовном) положение, что места отбывания исправительных работ определяются уголовно-исполнительными инспекциями по согласованию с органами службы занятости и органами местного самоуправления.

3. Инициировать внесение изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части обеспечения со стороны государства дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, осужденным к исправительным и обязательным работам путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, установления квоты для приема на работу, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Таким образом, указанные изменения позволят оптимизировать практику исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ, поспособствуют совершенствованию законодательства, регламентирующего исправительные работы.

Рецензенты:

Спасенников Б.А., д.ю.н., профессор, главный научный сотрудник, ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва;

Дворянсков И.В., д.ю.н, доцент, главный научный сотрудник, ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва.

[1] В 1990 г. ООН приняла Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), в которых провозгласила важность и необходимость применения альтернативных наказаний.

[2] Прим.: также не регламентирована процедура согласования перечня предприятий для отбывания исправительных и обязательных работ. В связи с чем предлагается руководствоваться пунктом 3.23. Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», где предусмотрено, что согласование инспекцией перечня может осуществляться тремя способами.

[3] Прим.: в ряде субъектов Российской Федерации указанная экономическая мера реализовывается на региональном уровне, например в Чеченской и Мордовской республиках, Мурманской и Еврейской автономной области, Забайкальском крае и др.

Еще по теме:

  • Статья 205-1 ук рф Статья 205.1. Содействие террористической деятельности 1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 208, […]
  • Ук рф кратко Уголовный кодекс Российской Федерации Глава 4. Лица, подлежащие уголовной ответственности Статья 19. Общие условия уголовной ответственности Уголовной ответственности подлежит только […]
  • 82 ст ук рф Статья 82. Отсрочка отбывания наказания 1. Беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и […]
  • 1592 ук рф пленум Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 мая 2018 г. № 10 “О практике применения судами положений части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации” В связи с вопросами, […]
  • Коап рк с изменениями на 2014 Коап рк с изменениями на 2014 «О новшествах в Кодекс РК об административных правонарушениях» С 01.01.2013 года в КоАП РК введены в действие ниже следующие изменения и дополнения. Внесены […]
  • Крупная сделка по гк рф Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 27 “Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность” В целях обеспечения единства […]