Конституция как источник права реферат

Оглавление:

Конституция РФ как основной источник конституционного права

Главная > Реферат >Государство и право

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ

1.1. Понятие Конституции……………………………………….4

1.2. Классификация Конституций……………………………….6

2.1. Этапы конституционного развития России………………..8

2.2. Конституция РФ. Понятие и основные свойства………….12

2.3. Функции Конституции РФ………………………………….16

2.4. Структура Конституции РФ………………………………. 18

2.5. Порядок пересмотра и изменения Конституции…………..19

2.6. Правовая охрана Конституции……………………………. 21

2.7. Соотношение Конституции РФ с Конституциями

Республик в составе РФ……………………………………..23

Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является Конституция. Именно в конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования.

Основной целью данной работы является характеристика Конституции Российской Федерации. Для ознакомления с термином конституция в первой части курсовой работы рассматриваются общие характеристики конституций. Во второй части данной работы подробно рассматривается Конституция Российской Федерации, её структура, функции и другие характеристики.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ.

1.1. Понятие Конституции.

КОНСТИТУЦИЯ имеет несколько значений.

В обычно понимаемом значении Конституция – система правовых норм, иногда называемых основным законом государства, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих важнейшие отношения, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, основ государственного строя, формы правления и территориального устройства, организации центральных и местных органов государственной власти и нередко регулирующих основы внешней политики своего государства. Различаются понятия Конституции в материальном и формальном смысле. В первом – Конституция – акт или совокупность актов или конституционных обычаев, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Конституция в формальном смысле – акт или совокупность актов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем другим актам, действующим в государстве, своего рода закон для законов 1 . Конституция в формальном смысле не может быть изменена путем создания простого закона.

Политическая сущность каждой Конституции, отражающаяся в её содержании, определяется соотношением политических сил в момент её принятия, например, соотношением таких сил в учредительном собрании, вырабатывающем этот акт. Многие конституционные положения должны быть определены соотношением указанных сил; очевидно, что таким образом могут быть выработаны нормы о форме правления (монархии или республике или о видах каждой из них), поскольку они взаимоисключают друг друга. Структурно Конституция обычно включает преамбулу, основные положения, переходные и заключительные положения.

Поскольку Конституция находится на вершине правовой иерархии и все другие правовые нормы должны ей соответствовать, то создается специальный институт, наблюдающий за этим соответствием – конституционный контроль.

Во французском конституционном праве под Конституцией иногда понимают какое-либо заявление или решение, принятое в парламенте и повлекшее существенные изменения в существующем строе; в таких случаях обычно не затрагиваются действующие в то время формальные конституционные нормы. 2

Конституция 3 – наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования общественных связей и отношений государственной власти. Конституция является важным признаком современной государственности.

1.2. Классификация Конституций.

Конституции можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т. е. составленные в виде единого документа и не писанные — состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т. е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции.

По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. 4

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

2. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2.1. Этапы конституционного развития России.

На изменение конституции влияют многие факторы — интересы различных социальных групп, преобразование формы правления или государственного устройства, господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения на государство, право, их общественную роль.

Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима.

Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием.

Российское государство существовало много веков как самодержавное, в форме абсолютной монархии. Однако уже во второй половине XVII в. получили распространение идеи просвещенной монархии 5 , а затем и идеи ограниченной конституцией монархии. 6 Радикальное преобразование России предлагали декабристы. В своих политических программах и конституционных проектах они планировали учредить в России конституционную монархию. В середине XIX в. в России развивались либеральные движения и либеральная идеология. Настойчиво обсуждалось установление в стране конституционной монархии и разрабатывались принципы реализации этой идеи. Однако в законодательстве эти разработки были реализованы только после издания Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», ряда конституционных актов 1905 – 1906 гг. В частности, согласно Основным законам (1906), в России впервые учреждались представительные органы – Государственная дума и Государственный совет.

Февральская и Октябрьская революция 1917 г. изменили ход исторического и конституционного развития России.

К первым конституционным актам советского государства относятся декреты II и III Всероссийских съездов Советов: Обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам, крестьянам», декреты «О мире», «О земле», «О полноте власти Советов», «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», Декларация прав народов России, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и др.. Эти акты закрепляли установление диктатуры пролетариата и полновластие Советов, ликвидацию частной собственности, слом старого государственного аппарата, национализацию крупной промышленности, банков и помещичьих земель.

Первая Конституция советского государства была принята в 1918 г. Она вобрала в себя все основные положения первых декретов советской власти и характеризовалась тем, что: 7

юридически оформила диктатуру пролетариата

ограничила права лиц, принадлежащих к классу эксплуататоров

имела идеологизированную (классовую) направленность, что проявлялось в лишении избирательных прав непролетарских слоев населения и в том, что при формировании Советов рабочим предоставлялись преимущества по сравнению с крестьянством. Так, рабочие имели в составе Советов больше своих представителей, чем сельское население

закрепило федеративное устройство России

объявляла Советы единственными полновластными органами, все другие органы были производны от Советов

провозглашала равные права граждан независимо от их расовой или национальной принадлежности. В то же время не были конституционно закреплены неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, что объяснялось принятием Конституции в период гражданской войны.

Таким образом, первый этап в конституционном развитии России связан с принятием Конституции РСФСР 1918 г.

Всего в России во времена советской власти было принято четыре Конституции: в 1918, 1925, 1937 и 1978 гг. Каждая из них знаменовала существенные изменения в жизни общества и государства.

Второй этап характеризуется принятием Конституции РСФСР 1925 г. Принятая вслед за Конституцией СССР 1924 г., она юридически закрепила статус России как союзной республики в составе СССР. По сравнению с Конституцией 1918 г. в ней более подробно регулировался механизм народовластия: полномочия Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и СНК, 8 местных органов власти, избирательная процедура. Конституция 1925 г. устанавливала принципы общественного строя, права и свободы граждан. Как и Конституция 1918 г., она провозглашала диктатуру пролетариата, а главной задачей государства называла подавление буржуазии и построение коммунизма.

Третий этап конституционного развития России связан с принятием Конституции РСФСР 1937 г. Как и предшествующая Конституция 1925 г., она была принята после союзной Конституции 1936 г. и полностью ей соответствовала. Новая Конституция декларировала завершение строительства основ социализма, принадлежность власти трудящимся на базе союза рабочего класса с крестьянством и интеллигенцией. Экономической основой строя объявлялись социалистическая система народного хозяйства и социалистическая собственность на средства производства. Кроме того, закреплялось руководящее положение в обществе Коммунистической партии. Впервые были отменены ограничения в правах граждан в зависимости от социальной принадлежности, расширены права и свободы, вводились обязательное 8-классное образование, бесплатная медицинская помощь населению, 7-часовой рабочий день, всеобщее избирательное право.

Конституция как основной закон государства

Исследование подходов к пониманию закона как источника права. Основные черты и юридические свойства конституции, ее реальность и легитимность. Объективные причины (источники) возникновения и существования конституционного права, виды его источников.

Подобные документы

Конституция РФ, как основной источник Конституционного права. Конституционные законы и законы РФ, нормативные акты. Указы и распоряжения Президента РФ. Регламенты, постановления и иные акты палат Федерального Собрания. Международные договора и соглашения.

курсовая работа, добавлен 22.03.2015

Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли конституционного права. Действующие в настоящее время нормативные правовые акты в системе источников конституционного права (законы, договоры и соглашения, декларации, регламенты, указы).

реферат, добавлен 11.12.2015

Понятие, сущность, функции конституции – закона, в котором закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Социальные и юридические свойства Конституции Российской Федерации.

курсовая работа, добавлен 03.02.2011

Понятие и виды конституции, теоретические взгляды на ее сущность. История развития конституционной системы РСФСР. Правовые признаки и юридические свойства основного закона государства. Верховенство и стабильность Конституции Российской Федерации.

курсовая работа, добавлен 16.05.2014

Изучение Конституции как основного закона и нормативного акта, закрепляющего устройство государства, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему. Основные права и обязанности граждан Российской Федерации.

презентация, добавлен 26.08.2015

Понятие, принципы и функции Конституции Российской Федерации. Нормативная деятельность, осуществляемая Конституцией, ее юридические свойства. Понятие и виды источников международного права. Договор, обычай и другие источники международного права.

курсовая работа, добавлен 20.12.2015

Конституция как основной источник национальной правовой системы. Конституционные, органические и «обычные» законы. Иные источники конституционного права зарубежных стран (декларации, акты главы государства, акты делегированного правотворчества).

реферат, добавлен 19.09.2008

Развитие теории государства и права. Сущность и понятие источника права. Соотношение понятий источника и формы права. Материальные, идеальные, формально-юридические источники права и их соотношение. Анализ источников права в Республике Беларусь.

дипломная работа, добавлен 25.11.2008

Юридические свойства Конституции РФ. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993г. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений. Конституции (уставы) субъектов РФ как источник конституционного права.

курсовая работа, добавлен 15.09.2008

Исследование системы конституционного права Российской Федерации. Понятие федерального закона и его место в системе источников конституционного права. Предметы правового регулирования федеральных законов, порядок их принятия и вступления в силу.

Источники конституционного права (9)

Главная > Реферат >Государство и право

по конституционному праву Российской Федерации

“Источники конституционного права”

1. Понятие и виды источников российского конституционного права 4

1.1. Понятие источников конституционного права 4

1.2. Виды источников конституционного права 6

2. Характеристика видов источников конституционного права 8

2.1. Конституционные источники 8

2.2. Законодательные источники 9

2.3. Подзаконные и локальные источники 12

2.4. Судебные источники 13

2.5. Договорные источники 15

2.6. Международные источники 18

Список используемой литературы 23

Международный опыт показывает, что могущество любой страны определяется не только крепостью ее экономики, но и тем, насколько совершенна конституционная правовая база. Понять и уяснить, что такое конституционное право, можно при условии ясного представления ряда вопросов, одним из которых является знание источников конституционного права. Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы. Знание источников конституционного права и умение ими оперировать весьма актуально для любого гражданина, тем более для будущих молодых специалистов.

Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя достаточно много видов. Представляет большой практический интерес остановиться на наиболее весомых источниках конституционного права и дать им краткую характеристику. В этом собственно и состоит цель написания настоящего контрольной работы, для достижения которой в работе ставятся и решаются следующие задачи:

1. Дать понятие и привести типовую классификацию источников российского конституционного права.

2. Дать краткую характеристику отдельных видов источников российского конституционного права, в качестве которых в работе рассматриваются конституционные, законодатель­ные, подзаконные, судебные, договорные, международные и локаль­ные источники конституционного права, при этом наиболее весомыми из них являются Конституция Российской Федерации (РФ), конституционные законы и законы РФ.

При написании работы широко использовались законодательная база страны в области конституционного права, а также результаты исследований отечественных ученых и специалистов в области права. Контрольная работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка используемой литературы.

1. Понятие и виды источников российского конституционного права


1.1. Понятие источников конституционного права

Определение понятия “источник права” в юридической науке увязывается с проведением его соотношения с другой категорией – “форма права” 1 . Большинство ученых отдают предпочтение понятию “источник права”; некоторые высказываются за замену термина “источник права” другой категорией – “форма права”; третья группа авторов для обозначения соответствующей темы в учебных курсах используют двойное название – “форма (источник) права”. В чем здесь разница, является ли дискуссия только спором о терминах? Или за указанными разногласиями скрываются разные концептуальные представления? На сегодня это в большей степени спор о более удобном словоупотреблении, но не только. В свое время понятия “источник” и “форма” права отражали резко усилившиеся в XVIII – XIX вв. дискуссии о соотношении естественного и позитивного (законодательного) права. Однако в XX в. идеи естественно-правовой доктрины, которая касается, прежде всего, прав и свобод человека и гражданина, признаны мировым сообществом, приобрели юридическую форму нормативных актов, санкционированных государствами, вошли в международные декларации, конституции государств, иные внутригосударственные нормативные правовые акты. Таким образом, в XX – начале XXI вв. разница между естественным и позитивным правом во многом стирается. Отсюда во многом стирается и разница понятий: источник права (как синонима естественного права) и форма права (как категории, корреспондирующей позитивному праву)”. В этой связи отдельные (но весьма известные) специалисты полагают, что в современные столетия есть основания для идентификации понятий “источник права” и “форма права”, хотя их отождествление все же условно, но для удобства словоупотребления возможно.

Однако, более распространенным является представление, что термин “источник права”, несмотря на его условность, является удобным в употреблении и к тому же традиционен для мировой юрисдикции. Термин же “форма права” менее конкретен, а по содержанию значительно шире, чем категория “источник права”, он менее удачен для выражения рассматриваемого явления или свойства права, поскольку гораздо более многозначен.

Теперь обратимся к вопросу о содержании понятия “источник (форма) права”. Специалисты различают категории “источник права в материальном смысле” и “источник права в формальном, юридическом смысле”.

Понятие “источник права в материальном смысле” отвечает на вопрос: откуда право берет начало? В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения. Это постоянно развивающаяся и воспроизводящаяся система социально- экономических отношений, общественные (прежде всего экономические) условия, оказывающие решающее воздействие на содержание правовых норм, социальную обусловленность права вообще.

Источник права в юридическом смысле показывает, где, в чем содержатся правовые предписания, как выражаются, в каком виде преподносятся обществу”. Понятие “источник права” определяет, куда надо посмотреть, для того, чтобы найти необходимое правило поведения, руководствоваться им, применять его и т.д. В юридическом значении источник права – это официальное хранилище – носитель действующих норм, резервуар правовых предписаний. Это внешняя, официальная форма выражения правовых норм, способ “документально-формальной фиксации” государством объективного права и гарантий его государственно-властного обеспечения. В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы; это способ выражения, закрепления правовых норм. Источник права в юридическом значении – это документ, выполненный в письменной (либо электронной) форме, носитель информации о нормах права.

Источник права есть итог правотворческой деятельности государства; либо прямого волеизъявления народа; либо согласования воли нескольких субъектов права; либо, наконец, весьма редко – результат санкционирования государственными органами правил поведения, существующих в течение определенного промежутка времени и не противоречащих интересам правящего класса (слоя).

С учетом приведенных выше определений к источникам российского конституционного права, в формальном значении понятия “источник” относится та часть источников российского права, в которых содержатся конституционно-правовые нормы.

1.2. Виды источников конституционного права

Существуют различные виды источников (форм выражения) норм права. В научной теории, на основе обобщения практики различных стран современного мира, в их перечне выделяют: нормативный правовой акт, нормативные договоры, судебный и административный прецедент, правовой обычай, религиозные догмы, научную доктрину (юридическую науку как источник права), принципы права и правосознание 1 . Удельный вес указанных видов источников права в регулировании общественных отношений различен.

Так, во всех странах наиболее распространенным видом источников права выступает нормативный акт 2 . Что же касается, допустим, судебных прецедентов, то они выступают источниками права (в частности – и конституционного права) лишь в некоторых странах – сравнительно более широко используются в странах, которые относятся к так называемой англосаксонской правовой семье (США, Великобритания, Индия). В этих странах судьями создана целая система норм, которые именуются общим правом, в отличие от статутного права, т.е. законов, принятых парламентами. Конституционно-правовые обычаи существуют практически в каждой стране, но лишь в отдельных государствах они считаются официальными источниками конституционного права. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций.

Что касается России, то в советский период ее истории в качестве источника права и в СССР, и в РСФСР признавалась только одна разновидность источников – нормативный акт. В современной российской юридической науке и практике постепенно преодолеваются прежние односторонние подходы, говорится о реальном значении в современных условиях в качестве источников права и судебного прецедента, и обычая, и юридической науки и принципов права.

Вместе с тем, было бы ошибочным, было бы преувеличением утверждать, что такие нетрадиционные для России правовые регуляторы, как судебный прецедент, правовой обычай бесспорно признаются всеми специалистами науки и практики в качестве источника права, в частности – конституционного права. Официально, ни судебный прецедент, ни правовой обычай нигде прямо не зафиксированы в качестве источников российского конституционного права. Поэтому можно лишь говорить о существовании в ограниченных пределах правового обычая и о том, что складываются предпосылки к появлению судебного прецедента в качестве источника конституционного права в РФ.

В общем же можно считать, что сегодня среди российских ученых и специалистов в области права пока нет единого подхода к формированию законченного перечня источников конституционного права.

В соответствии с последними сложившимися подходами к классификации источников конституционного права их можно условно по­делить на следующие семь групп: конституционные, законодатель­ные, подзаконные, судебные, договорные, международные и локаль­ные источники. В четырех первых группах выделяются, кроме того, по две подгруппы: федеральные и региональные источники 1 . В следующем разделе работы дается их краткая характеристика.

Источники конституционного права

Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли конституционного права. Действующие в настоящее время нормативные правовые акты в системе источников конституционного права (законы, договоры и соглашения, декларации, регламенты, указы).

Подобные документы

Особенности конституционного права РФ. Обзор источников конституционного права. Характеристика источников конституционного права. Конституция РФ — основной источник конституционного права. Постановления конституционного суда России.

курсовая работа, добавлен 08.11.2003

Конституция, высшие нормативные правовые акты президента и правительства, законы, международные договоры как источники конституционного права. Место, роль и совокупность источников права, общественные отношения как объекты конституционных правоотношений.

курсовая работа, добавлен 20.11.2010

Понятие норм и источников конституционного права, содержание их признаков. Конституция Российской Федерации — базисный источник современного конституционного права. Законодательные акты России и ее субъектов, условия их отнесения к источникам права.

курсовая работа, добавлен 17.07.2013

Правовые функции государства. Основы политической системы. Конституция Российской Федерации как основной источник современного конституционного права. Основы духовной жизни общества. Федеральный закон в системе источников конституционного права России.

курсовая работа, добавлен 14.04.2014

Конституция как основной источник национальной правовой системы. Конституционные, органические и «обычные» законы. Иные источники конституционного права зарубежных стран (декларации, акты главы государства, акты делегированного правотворчества).

реферат, добавлен 19.09.2008

Понятие и виды основных источников конституционного права. Международные и федеральные нормативные правовые акты как источник конституционного права. Субъекты права и местных органов самоуправления. Формирование всей системы национального права.

курсовая работа, добавлен 31.01.2011

Понятие и виды источников права. Место и роль конституционного права в правовых системах Кыргызской Республики, характеристика его источников. Нормативные правовые акты и их соотношение между собой, общий порядок их подготовки, опубликования, действия.

курсовая работа, добавлен 02.06.2014

Понятие и классификация источников земельного права. Конституция Российской Федерации, международные договоры, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источники земельного права.

контрольная работа, добавлен 14.02.2011

Предмет, система и источники науки конституционного права Российской Федерации. Основные принципы демократии и организации власти. Соотношение конституционного права с другими отраслями права. Развитие конституционного права в России в настоящее время.

курсовая работа, добавлен 21.07.2011

Источники конституционного права Российской Федерации и их характеристика. Характеристика понятия источников Российского конституционного прав. Устава Калужской области как источника. Федеративные договора и соглашения РФ с субъектами федерации.

Источники Конституционного права РФ

Юридический

Кафедра Конституционное право

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Глава 1. Обзор источников конституционного права. 5

Глава 2. Источники конституционного права РФ 8

2.1. Коституция РФ — основной источник конституционного права. 8

2.2. Федеральные Конституционные законы как источники конституционного права. 9

2.3. Указа и распоряжения Президента РФ. 11

2.4. Регламенты палат Федерального собрания. 12

2.5. Декларации. 12

2.6. Постановления правительства РФ. 12

2.7. Постановления Конституционного суда РФ. 13

2.8. Договора и соглашения. 13

2.9. Правовые акты СССР и РСФСР. 14

2.10. Акты представительных органо местного самоуправления. 15

Список использованных источников: 17

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают правовые акты.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы.

Для источников конституционного права существует особый порядок не только их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего конституционного права.

Достаточно широко известно, что Конституция Российской Федерации 1 , принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., представляет собой основной источник, можно сказать — сердцевину, конституционного права и вообще всего права России. Однако складывающееся в нашей стране конституционное право в силу исторических причин обрело более сложную систему источников, чем та, которая питала в свое время советское государственное право. Конституционные по своему содержанию и значению нормы российского федерального права находятся сегодня в составе не только самой Конституции Российской Федерации, и в других нормативно-правовых актах.

При написании данной работы были проанализированы Конституция РФ, комментарии к Конституции РФ. Среди литературы, использованной при написании данной работы, я хотел бы отметить работу «Федеральное конституционное право России. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов» Б.А. Страшуна как, на мой взгляд, наиболее полный и последовательный анализ источников конституционного права РФ. Кроме того, при написании данной работы использовался учебник по конституционному праву РФ «Конституционное право России » под редакцией Е. И. Козлова,

1.См.: Российская газета №251 от 25.12.93

2. См.: Конституционное право России. Под редакцией Козлова Е.И., Кутафина О.Е. — М.: Юристъ, 1999. -520 с.

Глава 1. Обзор источников конституционного права.

Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько их видов.

Особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы.

-по юридической силе;

-по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

-по порядку принятия;

-по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом Российской Федерации.

Примерами федеральных конституционных законов могут служить:

-«О референдуме Российской Федерации» N 2-ФКЗ от 10.10. 1995 года 1 ;

-«Об арбитражных судах в Российской Федерации » N 1-ФКЗ от

-«О судебной системе Российской Федерации «N 1-ФКЗ от 31.12 1996г 3 ;

-«Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

— «О правительстве Российской Федерации» N 2-ФКЗ от 17.12.1997 4 г.

Среди федеральных законов источниками конституционного права являются такие, как:

-«О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации » N 3-ФЗ от 08.05.1994 г 5 .;

1. См.: «Российская газета», N 204, 19.10.95.

См.: «Российская газета», N 93, 16.05.95.

См.: «Российская газета», N 43-44, 04.03.97.

См.: «Российская газета», N 245, 23.12.97.

См.: «Российская газета», N 88, 12.05.94.

-«Об общественных объединениях» (1995 г.) 1

-«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (1996 г.) 1

-«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации 124-ФЗ от 19.09.1997 г. 2 ;

Следующий источник конституционного права образуют три договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общим наименованием Федеративный договор, действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Характеризуя виды источников права, следует выделить такой специфичный вид, обусловленный федеративным устройством, как договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации. Примерами таких договоров могут служить договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» 3 (от 15.02.1994 г.), аналогичный договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики» 4 (от 01.07 1994 г.) и.т.д.

Значительной частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера. К числу прочих источников конституционного права Российской Федерации относятся Регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных вспомогательных организациях, образуемых органами законодательной и исполнительной власти (Положения о комитетах Совета Федерации и Государственной Думы, о представителях Президента в субъектах Российской Федерации и т. д.)

1. См Учебник «Конституционное право России»

2. См.: «Российская газета», N 186, 25.09.97, N 189, 30.09.97.

3. См.: «Российские вести» №35, 22.02.96

4. См.: «Российские вести» №40, 29.02.96

Особое место среди источников Конституционного права занимают декларации:

-Декларация о государственном суверенитете РСФСР о 12 июня 1990 г.;

-Декларация о языках народов России N 1807-1 от 25 октября 1991 г. 1 ;

-Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. 2

Такого рода декларации имеют государственно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для государственно-правового развития государства; в них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, принципы, необходимые для всей политики в данной сфере; и им должно быть подчинено соответствующее законодательство.

В связи с образованием Союза Беларуси и России источником конституционного права стал и Устав Союза Беларуси и России, подписанный 23 мая 1997 г. Президентами данных стран и ратифицированный их парламентами. 3

К источникам конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов Федерации, принятые их законодательными (представительными) органами. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституции республик и уставы других субъектов Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам. По отношению к другим нормативным правовым актам принимаемым органами субъекта Федерации, конституции и уставы обладают более высокой юридической силой, и другие нормативные правовые акты не могут противоречит им.

Источниками конституционного права являются также международно-правовые нормы, которые содержатся в международных договорах, имеющих обязательную силу для Российской Федерации.

Как известно, согласно части 4 статьи 15 Конституции, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы».

1. См.: «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 12.12.91, N 50,ст. 1740.

2. См.: «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 12.12.91, N 52,ст. 1865.

3. См. :»Российская газета»от 24 мая 1997 г.

Незавершённость процесса формирования на основе новой Конституции системы конституционного права России объясняет такую особенность видов источников конституционного права, как действие некоторых законов бывшего Союза ССР, в той части, в какой они не противоречат Конституции Российской Федерации и другим законам.

Глава 2. Источники конституционного права РФ

2.1. Коституция РФ — основной источник конституционного права.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации (N 20 от 09.01.96 1 и N 173 от 10.02.96 2 )на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении N 15-П от 28.11.95 3 представляет собой основной источник конституционного права и вообще всего права России.

К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующие:

нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный

характер и являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;

2) в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;

Конституция как источник права характеризуется и широтой

содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации,

1. См.: «Российская газета», N 7,13.01.96.

2. См.: Российская газета», N31, 15.02.96.

3. См.: «Российская газета», N 240, 14.12.95.

принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством.

4) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);

5) в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

6) значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

7) Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной

источник конституционного права служит формой установления норм, составляющих ядро данной отрасли, всего государственно-правового регулирования общественных отношений, входящих в её предмет.

2.2. Федеральные Конституционные законы как источники конституционного права.

Следующим источником конституционного права России являются федеральные конституционные законы.

Идея таких законов преследовала цель уменьшить объем самой Конституции Российской Федерации. По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 («Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации») и части 3 статьи 76 Конституции («Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Нельзя, однако, не признать определенных оснований и для иной позиции, согласно которой федеральные конституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, как это, например, имеет место в Италии или Франции. К числу федеральных конституционных законов относятся: вставить

Согласно части 1 статьи 108 Конституции, федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Вопросы, подлежащие, согласно Конституции, урегулированию федеральными конституционными законами, упоминаются в 13 ее статьях. Это:

· чрезвычайное положение (ст. 56, 88);

· образование новых субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 137);

· порядок принятия в Российскую Федерацию новых субъектов (ч. 2

· порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации (ч. 5

· описание и порядок официального использования государственных

символов — государственного флага, герба, гимна (ч. 1 ст. 70);

· порядок назначения референдума (п. «в» ст. 84);

· статус Уполномоченного по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103);

· порядок деятельности Правительства Российской Федерации (ч. 2

· судебная система (ч. Зет. 118, ч. Зет. 128);

· порядок созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135).

Нетрудно заметить, что перечисленные вопросы охватывают не всю материю конституционного характера, оставшуюся за пределами действующей Конституции. Это относится, например, к самой процедуре принятия федеральных конституционных законов, а следовательно, и поправок к главам 3-8 Конституции, к процедуре заключения договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, да и еще ко многим вопросам.

Значительная часть правоведов склонна толковать часть 1 статьи 108 Конституции таким образом, что исключается возможность принятия федеральных конституционных законов по вопросам, не входящим в приведенный выше перечень. Отсюда следует, что не включенная в этот перечень конституционная материя должна регулироваться обычными федеральными законами, а это позволяет майоризировать 50 % минус 1 состава каждой палаты Федерального Собрания (разумеется, если с этим будет согласен Президент Российской Федерации), т. е. принять конституционное по своему характеру решение, с которым не будет согласна почти половина законодателей.

Поэтому представляется более правильной позиция, согласно которой по конституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень. Федеральное Собрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а по остальным вопросам может это делать, если считает, что они имеют конституционный характер. Однажды оно уже так и поступило, урегулировав федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» 1 N 2-ФКЗ от 10.10. 1995 года институт федерального референдума целиком, а не только применительно к порядку его назначения, как буквально предусмотрено Конституцией.

Пока что действуют всего три федеральных конституционных закона: один, как упоминалось, регулирует федеральный референдум, а два — институты судебной власти, причем не в полной мере. Указать Промедление с принятием остальных таких законов отрицательно сказывается на демократическом развитии нашего государства

2.3. Указа и распоряжения Президента РФ.

Такие акты весьма обычны для главы государства. В Конституции указывается, что они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и что они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы и распоряжения Президента относятся к числу подзаконных актов, т.е. могут быть отменены законом.

Указы Президента могут быть нормативными (см. ч. 2 ст. 125 Конституции) и ненормативными.

Нормативные акты издаются на основании определенных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве.

Ненормативные — это акты применения Президентом какого-то закона; по времени действия и по кругу лиц, на которых они распространяются, они носят ограниченный характер. Президент издает указы в пределах своей компетенции. В первое время после вступления в силу Конституции 1993 г. Президент был вынужден издавать нормативные указы по широкому кругу вопросов, которые сохраняют свое действие до тех пор, пока не будут изданы соответствующие законы. Распоряжения Президента сравнительно редко носят нормативный характер, но таковые все же встречаются. Распоряжение Президента РФ «Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью» от 26 июля 1995 г. вносит серьезные нормативные изменения и дополнения в Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности.

Аналогичные правовые акты для своих территорий издают президенты и главы администраций (губернаторы) республик и других субъектов Российской Федерации.

2.4. Регламенты палат Федерального собрания.

Источниками отрасли конституционного права являются Регламенты палат Федерального Собрания. Эти акты принимаются каждой палатой только для организации своей деятельности и не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента. Этим они отличаются от законов. Регламенты регулируют круг вопросов, связанных с организацией работы палат, осуществлением законодательного процесса (создание комиссий и комитетов, порядок прохождения законопроектов и т.д.). Это нормативные акты с узкой сферой применения.

2.5. Декларации.

В этой правовой форме были приняты важные конституционно-правовые нормы: Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) и аналогичные акты в ряде республик — субъектов Российской Федерации, Декларация о языках народов России (25 октября 1991 г.). Все они были приняты высшим законодательным органом страны — Съездом народных депутатов или Верховными Советами республик.

Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. Эти принципы реализованы в принятой в 1993г. Конституции Российской Федерации. Конституция не содержит какого-либо упоминания о праве Федерального Собрания принимать декларации, об их юридической силе и о порядке принятия. Парламент вправе принимать подобного рода акты без притязания на их высшую юридическую силу и в порядке обычной законодательной процедуры.

2.6. Постановления правительства РФ.

Поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оно издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации (ст. 115 Конституции). Не все постановления Правительства имеют нормативное значение и относятся к числу источников конституционного права. Таковыми являются только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты являются подзаконными актами, т.е. должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента Российской Федерации. Акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих.

Постановления Правительства России являются обязательными для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции) и совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции).

2.7. Постановления Конституционного суда РФ.

К числу источников конституционного права относятся постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции. С формальной точки зрения Конституционный Суд не относится к числу правотворческих органов, акты которого по юридической силе стоят выше актов парламента и Президента, но по существу он таковым является.

Следует оговориться, что Конституционный Суд толкует Конституцию не только при разрешении дел, рассмотренных по пенициальным запросам управомоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности нормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Суд подчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющую собой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только в мотивировочной части постановлений, а, следовательно, вряд ли может, безусловно, считаться нормой.

Постановления Конституционного Суда, выносимые в связи с разрешением споров о компетенции (ч. 3 ст. 125 Конституции), тоже, как представляется, должны содержать нормы конституционного характера.

2.8. Договора и соглашения.

Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. По аналогии с рядом зарубежных конституций (США и др.) Конституция устанавливает примат международного права по отношению к внутреннему, указывая, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эта конституционная норма будет иметь растущее значение

Еще по теме:

  • Уголовный кодекс рк 2018 года статьи Уголовный Кодекс РКСтатья 194. Вымогательство 1. Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера […]
  • Ищу работу юриста в якутске Работа юриста в Якутске По запросу работа юристом в Якутске на сайте HotWork.ru собрано 5 вакансий. За эту неделю добавлено 30 свежих вакансий. Успешно закрыто 25 вакансий. Новые вакансии […]
  • Как подать иск в суд на военкомат Как я в суд на военкомат подавал Я не особо хотел судиться с военкоматом, но суд был неизбежен, если я хотел оставаться в рядах диванной армии. Итак, на руках у меня была заветная выписка […]
  • Займ денег у теле2 Займ денег у теле2 Одним из главных приоритетов Теле2 является предоставление бесперебойной связи и доступа в интернет при любых условиях, даже если на счёте абонента закончились деньги. […]
  • Купить конфискованное имущество в екатеринбурге Непрофильные активы, залоговое, арестованное и конфискованное имущество от банков в регионе Екатеринбург (Свердловская область) Продажа непрофильных активов, залогового имущества от банков […]
  • Как вернуть отправленные деньги на qiwi Перевел деньги на карту мошенника — как вернуть? Всем известна пословица, гласящая, что бесплатный сыр может быть только в мышеловке. Однако почему-то не все ее вспоминают, когда […]