Коммерческая и служебная тайна как объекты гражданских правоотношений

uristinfo.net

Глава 5. Объекты гражданских прав

§ 1. Понятие и виды объектов гражданских прав
§ 2. Вещи
§ 3. Деньги. Ценные бумаги
§ 4. Нематериальные блага и их защита

§ 1. Понятие и виды объектов гражданских прав

Под объектами гражданских прав понимаются те блага (как материальные, так и нематериальные), по поводу которых складываются гражданские правоотношения. Правовое регулирование объектов гражданских прав осуществляется подразделом 3 раздела 1 ГК РФ.
В соответствии со ст. 128 ГК РФ выделяются следующие виды объектов гражданских прав:
1) имущество — вещи, включая деньги и ценные бумаги, а также имущественные права;
2) работы и услуги (действия);
3) информация с момента вступления в силу части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (1 января 2008 г.) исключается из перечня объектов гражданских прав. Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), отнесена к объектам следующего вида, т.е. к интеллектуальной собственности;
4) результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); в редакции, действующей с 1 января 2008 г., — охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность);
5) нематериальные блага. Законодатель, используя в правовом регулировании термин «имущество», вкладывает в него различное содержание. В одних случаях под имуществом понимаются отдельные вещи или их совокупность (например, в обязательствах из причинения вреда имуществу — п. 1 ст. 1064 ГК РФ). В других случаях — вещи и имущественные права (например, юридическое лицо отвечает всем принадлежащим ему имуществом — п. 1 ст. 56 ГК РФ). В третьих случаях — вещи, имущественные права и обязанности субъекта, в том числе исключительные права (например, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, — ст. ст. 1110, 1112 ГК РФ).
Работы и услуги являются достаточно распространенным объектом обязательственных правоотношений и могут быть охарактеризованы через категорию «действия». Различие между ними традиционно проводится по критерию предоставления овеществленного результата: лицо, выполняющее работу, обязано не только совершить предусмотренные договором действия, но и сдать заказчику их материальный результат (созданную, переработанную вещь). При недостижении результата работа не считается исполненной. Исполнитель услуг выполняет только определенные действия и не обязан предоставлять какой-либо вещественный результат. Вместе с тем оказание услуг не является безрезультатным, потребителя интересует определенный эффект от услуги. Однако в большинстве случаев достижение такого результата, эффекта от услуги полностью не зависит от ее исполнителя, поэтому его недостижение не влияет на исполнение обязательства (например, образовательные, юридические, медицинские услуги).
Информация в соответствии Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Особенности информации как объекта гражданских правоотношений заключаются в том, что это нематериальное, непотребляемое благо, которое обладает способностью к неограниченному тиражированию.Служебная и коммерческая тайны регулируются ст. 139 ГК РФ, которая с 1 января 2008 г. утрачивает силу, а также Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». С 1 января 2008 г. информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), относится к интеллектуальной собственности и регулируется помимо указанного Закона гл. 75 ГК РФ «Право на секрет производства (ноу-хау)». Признаки информации, составляющей коммерческую тайну:
1) это научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научнотехнической сфере, а также о способах осуществления профессиональной деятельности, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
2) отсутствует свободный доступ к информации на законном основании. Если информация становится общедоступной (например, опубликована), она теряет правовой режим тайны и может разглашаться любыми лицами, в том числе дававшими ранее обязательство о ее неразглашении;
3) обладателем информации в отношении нее введен режим коммерческой тайны, т.е. принимаются правовые, организационные, технические и иные меры по охране ее конфиденциальности. Коммерческая тайна защищается гражданско-правовыми способами. В частности, предусмотрено взыскание убытков, причиненных незаконным получением, разглашением сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну.
Объектами гражданских правоотношений являются также охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. В качестве объектов исключительных прав выступают: 1) результаты творческой деятельности, среди которых можно выделить произведения литературы, науки, искусства (объекты авторского права); фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания (объекты смежных прав); изобретения, полезные модели, промышленные образцы (объекты патентного права); 2) средства индивидуализации юридических лиц, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.д.), по правовому режиму приравненные к результатам творческой деятельности.
Сущность исключительных прав состоит в том, что только их обладатель вправе использовать объект интеллектуальной собственности и распоряжаться им. Третьи лица могут использовать его только с согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Служебная и коммерческая тайна

Кодекс (ст. 139) определяет признаки служебной и коммерческой тайны как

особого объекта гражданских прав, а также предусматривает основания и формы

их защиты. ГК рассматривает служебную и коммерческую тайну как особые виды

более широкого объекта гражданских прав — информации. В соответствии с Законом

от 25 января 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации»

информация представляет собой «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,

явлениях и процессах, независимо от формы их представления».

Коммерческая и служебная тайна в качестве объекта гражданского права

должна обладать тремя признаками: соответствующая информация неизвестна третьим

лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, обладатель информации

принимал меры для ее конфиденциальности.

Обладатель соответствующего права в порядке, предусмотренном законом, иными правовыми актами и учредительными документами, определяет круг сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну. В этот перечень могут быть включены

сведения, представляющие, с точки зрения обладателя права, интерес для осуществляемой

им деятельности. Необходимость соблюдения тайны может вытекать и из закона.

Так, в силу п. 3 ст. 184 ГК коммерческий представитель обязан сохранять в

тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках и после исполнения

данного ему поручения; п. 3 ст. 110 Основ возлагает на банки гарантию тайны

Вопросы, связанные с тайной соответствующей информации, подробно урегулированы,

в частности, в Законе «О связи» . В нем предусмотрено, что тайна переписки,

телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений,

передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, охраняется Конституцией

. Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической

связи сообщениях, а также сами эти отправления могут выдаваться только отправителям

и адресатам или их законным представителям. Особо оговорено, что прослушивание

телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка,

осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение

сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на

основе судебного решения.

ГК, иные законы и другие правовые акты устанавливают круг таких сведений,

которые юридическое лицо обязано сообщать соответствующим органам (налоговым,

статистическим и др.) либо обязано доводить до всеобщего сведения. Например,

п. 1 ст. 97 ГК возлагает на открытые акционерные общества обязанность ежегодно

публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет

прибылей и убытков. В силу п. 1 ст. 63 ГК таким же образом должны быть опубликованы

сведения о ликвидации юридического лица, в силу п. 2 ст. 118 ГК на фонд возлагается

обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества

и др. ГК предполагает, что законом или иными правовыми актами могут быть утверждены

и другие сведения, которые не составляют коммерческую или служебную тайну.

Примером может служить Закон о банкротстве, который устанавливает необходимость

доведения до всеобщего сведения фактов о предстоящей продаже имущества должника,

решения о признании должника несостоятельным (банкротом) и др.

ГК предусматривает, что защита служебной и коммерческой тайны осуществляется

способами, которые предусмотрены Кодексом и другими законами. Один из этих

способов упомянут в п. 2 комментируемой статьи. Имеется в виду возмещение

причиненных убытков. Такая обязанность может быть возложена на две категории

лиц. Это работник, который разглашал служебную или коммерческую тайну вопреки

трудовому договору или контракту, либо любые другие лица, которым соответствующие

сведения стали известны благодаря заключенным с потерпевшим гражданско-правовым

договорам (покупатели, подрядчики, арендаторы, участники хозяйственных товариществ

и обществ и т. п.). Для тех и других условием наступления обязанности возместить

убытки служит то, что трудовым договором, контрактом или гражданско-правовым

договором на них была возложена обязанность не разглашать соответствующие

сведения. В отношении работников набор таких сведений может быть утвержден

актом юридического лица, а для всех остальных лиц — зафиксирован в заключаемом

ими гражданско-правовом договоре.

Возможны и другие способы защиты рассматриваемых прав. В частности, можно

указать на расторжение не только трудовых, но и гражданско-правовых отношений,

а при наличии необходимых предпосылок также использование и некоторых других

указанных в ст. 12 способов защиты.

Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей.

Гражданский Кодекс Российской Федерации для предпринимателей. … также отношения между лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность.

деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем. … (п. 2 ст. 23 Кодекса) и соответственно к его предпринимательской деятельности.

и наиболее подробно те, которые были в большей степени характерны для … Уже через несколько месяцев после принятия Кодекса права частных предпринимателей.

Гражданский Кодекс Российской Федерации для предпринимателей. Комментарий к части первой.

Статья 171. Незаконное предпринимательство. … Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей.

Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и лиц.

2. В предпринимательской деятельности комплексный, всесторонний подход к … Этот кодекс еще не принят). Второй элемент представлен нормами гражданского права в «действии», в «работе».

Коммерческая и служебная тайна как объекты гражданских правоотношений

9.4. Служебная и коммерческая тайна (ноу-хау)

Ноу-хау как объект гражданских прав играет чрезвычайно важную роль в гражданских отношениях и гражданском обороте. Можно сказать, что правовая охрана ноу-хау является еще одной системой защиты, в частности, результатов творческой деятельности.

Термин «ноу-хау» (от англ. know-how, букв. — знаю как) широко применяется в международной практике. Это информация, которая в силу ее неизвестности третьим лицам дает ее владельцу преимущества в его деятельности. Это может быть информация различного характера, широко используемая в деловой практике: научно-техническая, экономическая, управленческая, правовая [27]. Общей чертой такой информации являются коммерческая ценность и желание владельца сохранить ее в тайне. Ведь такая информация и ее несанкционированное разглашение или хищение могут причинить законному владельцу серьезный ущерб. Большинство стран мира предоставляет обладателю такой информации правовую охрану.

Российская Федерация также предоставляет охрану такой информации (ст. 139 Гражданского кодекса РФ) [7] 79 , хотя в законодательных документах России термин «ноу-хау» не применяется.

Информация составляет служебную или коммерческую тайну [7] 80 в том случае, если выполняются следующие условия:
– информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
– к этой информации нет свободного доступа на законном основании;
– обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Принятый в 2004 г. закон «О коммерческой тайне» [42] регулирует отношения, связанные с передачей информации о коммерческой тайне, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации и других участников отношений, в том числе государства, и определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Чтобы иметь правовые возможности защищаться от лиц, незаконно копирующих, похищающих или разглашающих ваши ноу-хау 81 (служебную или коммерческую тайну), необходимо принимать меры к охране ее конфиденциальности. Эти меры заключаются прежде всего в создании системы защиты ноу-хау, которая включает в себя организационную, правовою и техническую составляющие. В договора с персоналом включают соответствующие условия и принимают меры к перекрытию возможных каналов утечки информации.

9.4.1. Служебная и коммерческая тайна и интеллектуальная собственность

Патентное и авторское право предоставляют исключительные права, которые заключаются в праве владельца этих прав самому использовать произведение и запрещать это делать другим. Право на коммерческую и служебную тайну, связанное с конфиденциальной информацией, не относится к исключительным правам. Другие лица, самостоятельно и добросовестно создавшие такую же информацию, также могут ее использовать. Таким образом, право на коммерческую и служебную тайну не является монопольным правом.

Право на служебную и коммерческую тайну часто применяется для результатов творческой деятельности. Можно сказать, что все объекты патентного права после их создания проходят эту стадию до подачи заявки в патентное ведомство.

С другой стороны, как отмечалось выше, далеко не все потенциально патентоспособные объекты патентуются, многие из них охраняются владельцами в режиме «ноу-хау». Конфиденциальная информация, относящаяся к служебной и коммерческой тайне, достаточно часто дополняет патентные права. Например, вы получили патент на новое химическое вещество. А способ получения этого вещества содержит ноу-хау, без применения которого невозможно получение вещества экономически выгодным способом и которое владелец не посчитал целесообразным патентовать.

Конфиденциальная информация наряду с патентными правами достаточно часто становится объектом купли-продажи. Ноу-хау могут становиться объектом лицензии, вкладом в уставной капитал предприятия, предметом залога.

Во всех перечисленных операциях следует помнить, что информация, являющаяся служебной и коммерческой тайной (ноу-хау), не является объектом исключительных прав.

9.5. Топология интегральных микросхем

Топология интегральной микросхемы [28] (далее — топология) представляет собой зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.

Правовая охрана распространяется только на оригинальную топологию, т. е. топологию, созданную в результате творческой деятельности автора и являющуюся неизвестной в области разработки топологий на дату ее создания. Топология признается оригинальной до тех пор, пока не доказано обратное. Правовая охрана, предоставляемая законом, не распространяется на идеи, способы, системы, технологию или закодированную информацию, которые могут быть воплощены в топологии.

Нарушением исключительного права на охраняемую топологию признается:
– воспроизведение охраняемой топологии в целом или ее части путем включения ее в интегральную микросхему или иным образом;
– ввоз на территорию Российской Федерации, продажа и иное введение в оборот охраняемой топологии, интегральной микросхемы с этой топологией или включающего в себя такую интегральную микросхему изделия.

Начало срока действия исключительного права на охраняемую топологию 82 определяется по наиболее ранней из следующих дат: по дате первого использования топологии, по дате ее регистрации. Регистрация производится в федеральном органе исполнительной власти и не является обязательной. Срок действия охраны топологии интегральной микросхемы 10 лет.

Личные и имущественные права на топологию интегральных микросхем во многом схожи с авторскими правами. Исключительное право на охраняемую топологию, созданную работником (автором) в связи с выполнением служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежит работодателю, если договором между ним и работником не предусмотрено иное.

Исключительные права на топологию могут быть переданы по договору другому лицу с обязательной регистрацией этого договора в федеральном органе исполнительной власти.

Охрана топологии интегральной микросхемы сходна с охраной объектов авторским правом, но имеет особенности, связанные с природой данного объекта интеллектуальной собственности.

9.6. Селекционные достижения

Селекционное достижение — сорт растений, порода животных. Право на селекционное достижение охраняется законом и подтверждается патентом, который удостоверяет исключительное право патентообладателя на его использование.

Критериями охраноспособности селекционного достижения являются: новизна, отличимость, однородность, стабильность. Право на подачу заявки на выдачу патента принадлежит селекционеру или его правопреемнику. Заявка подается в Государственную комиссию РФ 83 по испытанию и охране селекционных достижений. Приоритет селекционного достижения устанавливается по дате поступления в Госкомиссию заявки на выдачу патента или заявки на допуск к использованию.

Оценка охраноспособности селекционного достижения осуществляется путем проведения предварительной экспертизы, в процессе которой происходит проверка документов, затем производится публикация сведений о достижении в официальном бюллетене. Любое заинтересованное лицо в течение 6 месяцев с даты опубликования сведений о заявке может направить в Госкомиссию претензию в отношении новизны заявленного селекционного достижения.

Выдача патента производится после положительного результата испытаний селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность.

Каждому автору, не являющемуся патентообладателем, Госкомиссией выдается авторское свидетельство.

Исключительное право патентообладателя состоит в том, что любое лицо должно получить от обладателя патента лицензию на осуществление каких-либо действий с семенами, племенным материалом охраняемого селекционного достижения.

Срок действия патента на селекционное достижение составляет 30 лет (для некоторых сортов растений — 35 лет) с даты регистрации указанного достижения в Государственном реестре.

9.7. Недобросовестная конкуренция

Парижская конвенция по охране промышленной собственности [11] относит пресечение недобросовестной конкуренции к промышленной собственности. По сути, пресечение недобросовестной конкуренции является дополнением к институту интеллектуальной собственности. В России недобросовестная конкуренция регулируется Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [26].

Недобросовестная конкуренция [26] — это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить (или причинили) убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Наиболее точное и развернутое определение недобросовестной конкуренции содержится в Парижской конвенции по охране промышленной собственности (ст. 10-bis) [11].

В частности, подлежат запрету:
– все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента;
– ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты, промышленную или торговую деятельность конкурента;
– указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров 84 .

Данное определение конкуренции актуально и для преследования лиц, осуществляющих акты недобросовестной конкуренции, т. к. положения конвенции наряду с законом [26] могут применяться при привлечении нарушителей к ответственности.

Политику государства в области недобросовестной конкуренции проводит Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Министерство осуществляет также предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции путем возбуждения дел, по результатам рассмотрения которых принимает решения и выдает предписания.

80 Коммерческая тайна может быть у юридического и физического лица, термин «служебная тайна» относится к юридическому лицу.

81 В данном разделе термины «ноу-хау» и «служебная и коммерческая тайна» понимаются как синонимы.

82 В настоящее время федеральным органом исполнительной власти по регистрации топологий интегральных микросхем является Патентное ведомство РФ. Сведения о порядке регистрации можно получить на сайте ведомства: www.fips.ru.

83 Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений создана при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ (адрес: 107139, Москва, Орликов пер., 3а).

84 Действия, подпадающие под запрет недобросовестной конкуренции по российскому законодательству, см. в Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [26]. Выдержка из текста Парижской конвенции приведена потому, что наиболее сжато отражает действия недобросовестной конкуренции, в том числе и связанные с интеллектуальной собственностью.

Информация как объект гражданских прав. Служебная и коммерческая тайна

Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

«Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору».[28]

Статья 139 предусматривает защиту прав обладателя сведений, для определения которых применено широкое понятие «информация», не подпадающих под охрану норм патентного, авторско-правового или иного специального законодательства. Правила статьи распространяются также на охраноспособные решения (изобретения, полезные модели и др.), не запатентованные правообладателем по каким-либо, как правило, экономическим, мотивам.

Основами Гражданского Законодательства была введена защита технической, организационной и коммерческой информации, составляющей секреты производства («ноу-хау»), в качестве особого объекта гражданского права (ст. 151). Статья 139 ГК РФ не раскрывает содержание сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, и не приводит их перечень. Как и в Основах ГЗ, установлен один общий признак, которым должна обладать охраняемая информация – «коммерческая ценность», т.е. способность быть объектом рыночного оборота. Условием предоставления защиты служит принятие правообладателем всех необходимых мер для обеспечения ее конфиденциальности. При соблюдении этих требований под правила статьи подпадают, таким образом, любые знания, включая практический опыт специалистов, применяемые не только в производстве, но и в других областях хозяйственной деятельности: торговле, маркетинге, менеджменте, иных управленческих услугах. В зарубежной экономической и правовой литературе вся эта информация обозначается различными терминами: «коммерческая тайна», «секреты производства», «ноу-хау», которые в аспекте правовых категорий воспринимаются как синонимы.

Нормы о коммерческой тайне содержатся и в ряде других российских законов (Закон о конкуренции,[29] Закон РФ «О средствах массовой информации»[30]). Срок ее защиты не определен. Права на коммерческую тайну действуют, пока соблюдаются условия их защиты.

Признание тех или иных сведений конфиденциальными является прерогативой правообладателя. Также примерный перечень таких сведений привёл Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».[31] Исключения из этой общей нормы устанавливаются законом или иным правовым актом. Так, Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»,[32] к ним, в частности, отнесены: сведения, содержащиеся в учредительных документах хозяйственных обществ, сведения по установленным нормам отчетности о планово-хозяйственной деятельности, сведения, необходимые для проверки исчисления и уплаты налогов, нарушения антимонопольного законодательства и др. Предприятия и предприниматели обязаны представлять эти сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других организаций, обладающих таким правом в соответствии с законодательством.

Вызывает сомнение правомерность распространения условий охраны коммерческой тайны на служебную. Это разноплановые понятия. Сохранение в тайне служебной информации, как правило, не обусловлено ее коммерческой ценностью (хотя такая информация и может содержать сведения коммерческого характера). Запрет ее разглашения основывается на законодательстве, регламентирующем отдельные сферы деятельности (например, Закон РФ «О связи»[33]). Определенные категории работников такой сферы деятельности обязаны сохранять в тайне сведения, к которым они имеют доступ в связи с выполняемой работой (банковские служащие, работники связи, налоговые инспекторы, страховые агенты, врачи и др.).

Закрепление исключительных прав обладателя коммерческой тайны хотя и конструируется по модели охраны промышленной собственности, однако имеет свои особенности. Эта защита основывается на системе конфиденциальности, ее нарушение влечет прекращение прав. Условием же предоставления охраны изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, напротив, служит их опубликование. Кроме того, основанием возникновения права на защиту коммерческой тайны признается фактическое правомерное обладание информацией при соблюдении условий, установленных данной статьей. В то же время любое лицо, самостоятельно и добросовестно ставшее обладателем такой же информации, вправе распоряжаться ею по своему усмотрению.

Охраняемая информация может быть использована другими лицами при соблюдении двух условий: получения самой информации законным путем и получения разрешения правообладателя на такое использование («беспатентная лицензия»). Отношения между правообладателем (лицензиаром) и пользователем (лицензиатом) оформляются лицензионным договором. Типичным является договор на передачу готовых научно-технических разработок – технологий, конструкций, содержащих незапатентованные технические решения, дизайн и т.п. Права на коммерческую информацию входят в комплекс исключительных прав, составляющих предмет договора коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ).

Элементы лицензионного договора могут включаться в другие гражданско-правовые договоры (на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, подряда, о создании акционерного общества и др.). Во всех договорах, предусматривающих передачу прав на использование сведений, составляющих коммерческую тайну, на пользователя должна быть возложена обязанность по соблюдению ее конфиденциальности. Для отдельных видов договором такое условие прямо предусмотрено ГК РФ (ст. 727, 771, 1032).

Защита служебной и коммерческой тайны от неправомерных посягательств может осуществляться на основе норм гражданского, административного либо уголовного права.

В качестве основного гражданско-правового способа защиты статья 139 ГК РФ указывает возмещение причиненных правообладателю убытков. При определении их размера может быть учтен как реальный ущерб, так и упущенная выгода (ст. 15 ГК РФ). Наряду с этим возможно применение и других способов защиты, из указанных в ст. 12 ГК РФ.

Существенной новеллой ГК РФ является введение имущественной ответственности лица перед своим работодателем за разглашение служебной или коммерческой тайны, что предполагает необходимость включения соответствующих условий в трудовое соглашение. До принятия ГК РФ нормы гражданского права об имущественной ответственности не могли применяться в аналогичных случаях, поскольку работник, разгласивший информацию и причинивший тем самым ущерб работодателю, был связан с ним трудовыми отношениями, которые подпадали под действие норм трудового права. Вместе с тем санкции за нарушение служебной тайны устанавливаются также нормами законов о соответствующих видах деятельности.

Нормы административного права применяются, если права обладателя коммерческой тайны нарушены должностными лицами органов государственного управления (налоговых, контролирующих, правоохранительных и др.), имеющими доступ к такой информации в установленных законом случаях. Например, «За разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, должностные лица федерального антимонопольного органа (территориального органа) несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда, если эти деяния не влекут иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством».[34]

УК РФ[35] установил уголовную ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений, а также за их разглашение или незаконное использование, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб правообладателю (ст. 183, гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности»).

Служебная и коммерческая тайна как объект гражданских прав. Государственная тайна.

Между юридическими лицами, юридическими и физическими лицами могут складываться отношения, при которых нежелательно разглашение определенных сведений. Должностные лица, работники различных учреждений и организаций в силу служебных обязанностей не должны давать информацию, которая подпадает под категорию служебной и коммерческой тайны.

Согласно п. 1 ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. [20]

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Вопросы государственной тайны регулируются Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О Государственной тайне» (Российская газета 1993. 21 сентября. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 41. Ст. 4673).

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; носителями сведений, составляющих государственную тайну, являются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях. Допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений. Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, есть санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну. Гриф секретности – реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него. Средства защиты информации – технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состояния их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфрастуктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружений, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание — введение в предусмотренном законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с Законом РФ «О Государственной тайне».

Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.

Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием.

Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее – собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.

Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписания договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с действующим законодательством.

Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством.

Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.

Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

При невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению).

Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.

На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные:

о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;

об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;

о регистрационном номере;

о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.

Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.

Помимо перечисленных в настоящей статье реквизитов на носителе и (или) в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся эти сведения.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. Их руководители несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.

Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан — соответствующего допуска.

Предприятия, учреждения или организации, в том числе и негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ (получении государственных заказов) и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать с государственными предприятиями, учреждениями или организациями договоры об использовании услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается соответствующая отметка в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обеих договаривающихся сторон.

В договоре на проведение совместных и других работ, заключаемом в установленном законом порядке, предусматриваются взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите сведений, составляющих государственную тайну.

Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при проведении совместных и других работ возлагается на заказчика этих работ в соответствии с положениями заключенного сторонами договора.

При нарушении исполнителем в ходе совместных и других работ взятых на себя обязательств по защите государственной тайны заказчик вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушений, а при повторных нарушениях — поставить вопрос об аннулировании заказа и лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, нанесенный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит взысканию в соответствии с действующим законодательством.

Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений.

К органам защиты государственной тайны относятся:

органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах;

органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласия на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона РФ «О Государственной тайне»;

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных настоящим Законом;

ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.

Устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных законом.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляют органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах, на которые эта функция возложена законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти, наделенные в соответствии с настоящим Законом полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных им органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации, в аппаратах палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации организуется их руководителями.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в судебных органах и органах прокуратуры организуется руководителями этих органов.

Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Еще по теме:

  • 18 Судебное разбирательство гражданских дел uristinfo.net Глава XVII. Судебное разбирательство гражданских дел Литература: Жилин Г.А. Гражданское дело в суде первой инстанции. М., 2000; Комментарий к Гражданскому процессуальному […]
  • Отпуск за свой счет после декретного Можно ли после декрета взять отпуск за свой счет, если ребенок еще не ходит в детский сад? Здравствуйте,ситуация такая: ребёнку 24 июля 3 года,соответственно 25 июля я должна выйти на […]
  • 7 принципы гражданского процессуального права понятие система классификация uristinfo.net Глава II. Принципы гражданского процессуального права Литература: Семенов В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. М., 1982; Основные принципы […]
  • Билеты пдд онлайн категории cd в гибдд Билеты ПДД CD 2018 Билеты ПДД категорий «CD» и подкатегорий «C1» «D1» для подготовки к экзамену в ГИБДД. Содержание билетов по Правилам Дорожного Движения полностью соответствует […]
  • Гк рф к 4 части от 2008 Гк рф к 4 части от 2008 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское […]
  • Закон об амнистии беларусь Адвокат Якушев Виталий Викторович +375 (29) 667-35-78 +375 (17) 327-79-75 Минск Список публикаций Закон об амнистии 2015 в Беларуси В настоящей статьей я расскажу об основных положениях […]