Коллективный иск трудовой спор

Коллективные трудовые споры в судебной практике

Коллективные споры в практике встречаются не так часто, как индивидуальные. О чем спорят с работодателями коллективы работников сегодня и чью сторону суд признает правой, рассмотрим на примерах из практики последних лет.

Трудовое законодательство определяет коллективный трудовой спор как неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (или представителями тех и других) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).
На практике руководители и юристы достаточно редко сталкиваются с коллективными трудовыми спорами. Однако понимание структуры таких видов споров, а также распределение «популярности» споров по видам и специфике решений по ним будет нелишними для общего кругозора данных должностных лиц. Ведь ни одно предприятие не застраховано от риска возникновения коллективного трудового спора.
Рассмотрим коллективные споры по видам их требований на основе изучения судебной практики.

Признать ЛНА недействительным или незаконным

Нередкими стали коллективные споры относительно оспаривания законности локальных актов или их отдельных пунктов. Участником спора от имени работников выступает, как правило, профсоюз. Противником в споре может быть как работодатель, так и прокурор, защищающий интересы неопределенного круга лиц.
И если в первом варианте соотношения сторон одинаково возможны решения как в пользу работников (профсоюза), так и в пользу работодателя, то во втором варианте соотношения сторон (профсоюз — прокурор) можно отметить динамику решений судов в пользу требований прокурора, защищающего интересы неопределенного круга лиц, а по сути — просто стоящего на страже четкого исполнения закона.

Судебная практика. Суд обязал Профессиональный союз авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России внести изменения в устав и типовое положение о первичной организации профсоюза, приведя их в соответствие с требованиями законодательства. В частности, суд указал, что оспариваемые прокурором положения противоречат действующему законодательству в части, предусматривающей возможность объявления забастовки авиационным персоналом, осуществляющим деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения (ч. 4 ст. 37 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Жалоба профсоюза на данное решение была оставлена без удовлетворения (Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 07.08.2012; Апелляционное определение Московского городского суда от 28.11.2012 по делу N 11-25228).

Признать забастовку незаконной

Работники имеют право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора (ст. 37 Конституции РФ, ч. 1 ст. 409 ТК РФ). Однако законом установлены определенные требования к порядку принятия решения об объявлении забастовки, порядку ее объявления и проведения (ст. ст. 409 — 413 ТК РФ).

При несоблюдении указанных требований забастовка может быть признана судом незаконной (ст. 413 ТК РФ). Согласно положениям ст. 413 ТК РФ суд вправе рассматривать дела о признании незаконными забастовок — как начавшихся, так и еще не начавшихся, но объявленных. Несмотря на то что сам способ разрешения коллективного трудового спора в виде забастовки не самый популярный, однако работодатели в ситуации начавшейся или грядущей забастовки спешат в суд с требованиями признать забастовку незаконной.
Стоит отметить, что суды склонны признавать забастовки незаконными чаще по причине несоблюдения представительным органом работников порядка принятия решения и объявления забастовки (т.е. фактически по формальным признакам), нежели по тем основаниям, что предусмотрены ст. 55 Конституции РФ и ч. 1 ст. 413 ТК РФ.

Судебная практика. Работодатель обратился в суд с иском об оспаривании решения трудового коллектива об объявлении забастовки, признании забастовки незаконной. Суд установил, что забастовка была объявлена более чем за два месяца до ее проведения, что противоречит требованиям и срокам ст. 410 ТК РФ. Учитывая это, суд удовлетворил требования истца-работодателя, признав ее незаконной (Решение Ленинградского областного суда от 25.01.2013 по делу N 3-5/2013).

Но не только формальные основания являются причиной признания забастовки незаконной. Бывает, что суд признает ее незаконной по причине принятия решения об объявлении забастовки неуполномоченным органом, при отсутствии достаточного количества голосов за ее проведение, и пр.
Статьей 410 ТК РФ предусмотрено, что решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора. Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции (ч. 1 и 3 ст. 410 ТК РФ). При несоблюдении требований указанной нормы законность забастовки работодателю легко оспорить в суде.

Судебная практика. Работодатель обратился в суд с иском о признании забастовки незаконной. Суд удовлетворил исковые требования, признав, что были нарушены требования, установленные ТК РФ для организации и проведения забастовки, что в силу ч. 3 ст. 413 ТК РФ является достаточным основанием для признания ее незаконной. Из дела видно, что решение профсоюзной организации об объявлении забастовки в порядке, предусмотренном ст. 410 ТК РФ, ни собранием, ни конференцией работников не принималось. При рассмотрении спора судом установлено, что численность работников составила более 230 человек, однако первичной профсоюзной организацией собрано 68 подписей работников в поддержку выдвинутых первичной профсоюзной организацией требований к работодателю, что составляет менее половины работников общества.
Кроме того, из подписных листов не следует, что работники выразили волю на объявление оспариваемой работодателем забастовки. Таким образом, как правильно указал суд в Решении, оснований считать, что при направлении требований работников и предупреждении о начале предстоящей забастовки профсоюзный комитет действовал в соответствии с имеющимися у него полномочиями и в интересах всех работников предприятия, не имеется. При этом доказательств того, что первичной профсоюзной организацией принималось решение о выдвижении требований, а профсоюзным комитетом — решение об объявлении забастовки, соответствующие требованиям ст. 410 ТК РФ, ответчиками представлено не было. С учетом вышеизложенных обстоятельств суд признал забастовку незаконной, удовлетворив требования работодателя (Решение Ленинградского областного суда от 22.11.2013, Определение Верховного Суда РФ от 28.03.2014 N 33-АПГ14-3).

Споры и недоразумения

Довольно часто работники обращаются в суд с исковыми требованиями, по которым суд просто прекращает дело с формулировкой, что данный спор не подлежит рассмотрению как индивидуальный трудовой спор. Например, в ТК РФ отсутствуют нормы, позволяющие работнику оспорить в суде коллективный договор в порядке, установленном для разрешения индивидуальных трудовых споров.
Часть споров заключаются в обращении одного работника в интересах всего трудового коллектива без наличия у него полномочий представителя.
Согласно ст. 399 ТК РФ правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со ст. ст. 29 — 31 и ч. 5 ст. 40 ТК РФ.
Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме, направляются работодателю.
Статьей 37 ТК РФ предусмотрено три случая, когда профсоюзные организации выступают от имени всех работников данного работодателя:
— две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, создали единый представительный орган (ч. 2);
— в организации действует первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников (ч. 3);
— на общем собрании (конференции) работников избрана первичная профсоюзная организация, которой поручено вступить в коллективные переговоры от имени работников.
В практике можно встретить случаи, когда работник обращается в суд с иском об оспаривании локального нормативного акта работодателя (который к тому же может и не быть признан судом таковым), хотя это относится к полномочиям представительного органа работников. В подобных спорах инициатор чаще всего не обладает полномочиями выступать от имени всего коллектива либо превышает свои полномочия или явно ошибается в их объеме.

Судебная практика. Работница обратилась в суд с иском о признании незаконным и не подлежащим применению приказа работодателя о сокращении штата работников, об отзыве уведомлений работникам об их сокращении. Исковые требования мотивировала тем, что директором предприятия издан приказ о сокращении штата работников, который является незаконным, поскольку вынесен без учета мнения выборного профсоюзного органа, без проведения переговоров с профсоюзом. Кроме того, сокращение штата имеет место в период неразрешенного коллективного трудового спора, что противоречит закону.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что само по себе оспариваемое решение работодателя о возможном сокращении численности или штата работников организации не является локальным нормативным актом, для принятия которого необходим учет мнения представительного органа работников. Поскольку ликвидации организации, полной или частичной приостановки производства, изменения формы собственности на предприятии не производилось, поэтому и не требовалось предварительного уведомления профсоюзной организации за три месяца.
Кроме того, оспариваемый приказ не нарушает прав работницы, поскольку не содержит императивных норм о расторжении с ней трудового договора. На момент рассмотрения спора не был издан приказ об увольнении истицы, поэтому работодатель не нарушил нормы ст. 415 ТК РФ о запрете на увольнение работников в связи с их участием в коллективном трудовом споре (Решение Подольского городского суда Московской области от 10.06.2010; Определение Московского областного суда от 14.09.2010 по делу N 33-17902).

В практике коллективных споров нередки ситуации, когда требования выдвигает коллектив, например объединение рабочих, который в рамках ТК РФ не обладает правами представительного органа, т.е. не имеет права выдвигать какие-либо требования от имени всего персонала, объявлять забастовки или заставлять (понуждать) работодателя принять участие в примирительных процедурах. В данном случае суд всегда указывает на то, что данный орган, не подпадающий в силу норм ТК РФ под понятие «представительный орган работников», представляет интересы лишь части коллектива — сотрудников, входящих в его состав. На этом основании суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований.

Судебная практика. Межрегиональное объединение рабочих профсоюзов «Защита» обратилось в суд с иском к работодателю о признании наличия коллективного трудового спора и понуждении работодателя принять участие в примирительных процедурах по его разрешению. В обоснование иска истец указал, что конференция работников приняла решение выдвинуть ряд требований к ответчику в связи с нарушением им условий коллективного договора. Поэтому истец обратился в адрес завода с указанными требованиями, однако работодатель отклонил требования трудового коллектива об участии в примирительной комиссии.
Суд определил, что истец не является надлежащей профсоюзной организацией, которая может выдвигать требования в адрес работодателя относительно проведения коллективных переговоров, заключения или изменения коллективного договора, осуществления контроля за его исполнением от имени работников предприятия. В силу ст. 31 ТК РФ надлежащей профсоюзной организацией является только первичная организация — профсоюз машиностроителей, объединяющая более половины работников завода, являющаяся представителем стороны коллективного договора. Как видно из материалов дела, названный профсоюз машиностроителей не участвовал в принятии решений о выдвижении требований, указанных в письме истца, в адрес работодателя от имени всех работников завода. Иной представительный орган, который в соответствии со ст. 31 ТК РФ мог быть сформирован для осуществления полномочий представления интересов всех работников завода, а не представления интересов их незначительной части, не избирался. При таких обстоятельствах суд отказал в удовлетворении заявленных требований (Решение Коломенского городского суда Московской области от 11.05.2010; Определение Московского областного суда от 01.07.2010 по делу N 33-12897).

Как видите, в практике по-прежнему встречаются споры о признании забастовок незаконными, что свидетельствует не только о популярности такого способа разрешения коллективного спора, как забастовка, но и о постоянстве стремления работодателей признать любую забастовку — и только объявленную, и уже начавшуюся — незаконной.
Исходя из того что доля индивидуальных споров, выдаваемых за коллективные (и наоборот) стала намного меньше, чем два-три года назад, можно констатировать, что уровень правовой подготовленности представительных органов работников стал значительно выше.
Постоянное наличие в общем составе коллективных трудовых споров, совмещающих индивидуальные и коллективные, говорит об общей непрекращающейся тенденции попытки защиты отдельными работниками интересов большинства.

Порядок решения коллективных трудовых споров

Согласно ст. 2 закона Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 3 марта 1998 г. коллективный трудовой спор (конфликт) — это расхождения, которые возникли между сторонами социально-трудовых отношений, относительно:

а) установление новых или изменения существующих социально-экономических условий работы и производственного быта;

б) заключение или изменения коллективного договора, соглашения;

в) выполнение коллективного договора, соглашения или отдельных их положений;

г) невыполнение требований законодательства о работе. Рассмотрение коллективного трудового спора (конфликта) осуществляется по вопросам, предусмотренных:

— пунктами «а» и «бы» ст. 2 Закона, примиряющей комиссией, а в случае непринятия решения в сроки, установленные ст. 9 Закона, — трудовым арбитражем;

— пунктами «в» и «г» ст. 2 Закона, — трудовым арбитражем.

Примиряющая комиссия — это орган, предназначенный для изготовления решения, которое может удовлетворить стороны коллективного трудового спора (конфликта), и который состоит из представителей сторон (ч. 1 ст. 8 Закона Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)»). Согласно статей 7-10, 13, 14 Закон разработан и утверждено приказом Национальной службы посредничества и примирение(далее — НСПП) от 4 мая 1999 г. №36 Положение о примиряющей комиссии, которым определен порядок образования примірної комиссии; порядок рассмотрения коллективного трудового спора (конфликта) и принятие решения; статус члена примірної комиссии, его права. Примиряющая комиссия образовывается по инициативе одной из сторон на производственном уровне — в 3-дневной, на отраслевом или территориальном уровне — в 5-дневной, на национальном уровне — в 10-дневной срок с момента возникновения коллективного трудового спора (конфликта) из одинакового количества представителей сторон.

Порядок определения представителей к примиряющей комиссии определяется каждой из сторон коллективного трудового спора (конфликта) самостоятельно.

Коллективные трудовые споры (конфликты) рассматриваются производственной примиряющей комиссией в 5-дневной, отраслевой и территориальной примиряющими комиссиями — в 10-дневной, примиряющей комиссией на национальном уровне — в 15-дневной срок с момента образования комиссий. По соглашению сторон эти сроки могут быть продолжены.

Решение примиряющей комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и выполняется в порядке и в сроки, которые установлены этим решением.

После принятия решения относительно решения коллективного трудового спора (конфликта) примиряющая комиссия прекращает свою работу. В решении коллективных трудовых споров могут принимать участие независимые посредники. Независимый посредник — определенная по общему выбору сторон лицо, которое оказывает содействие установлению взаимодействия между сторонами, проводке переговоров, принимает участие в изготовлении примиряющей комиссией взаимоприемлемого решения (ст. 10 Закона). Приказом Национальной службы посредничества и примирение от 11 ноября 1999 г. №106 утверждено Положения о посреднике, которое закрепляет условия и порядок отбора посредников, обретение и прекращение полномочий; порядок привлечения посредников; порядок привлечения посредника к участию в примиряющих процедурах; его права, обязанности, квалификационные требования к посреднику, ответственность. НСПП будет заключен Список посредников в Украине с целью обеспечения сторон коллективных трудовых споров, конфликтов информацией о посредниках.

Трудовой арбитраж — это орган, который состоит из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц и принимает решение по сути трудового спора (конфликта).

Трудовой арбитраж образовывается по инициативе одной из сторон или независимого посредника в 3-дневной срок в случае:

— непринятие примиряющей комиссией согласованного решения относительно решения коллективного трудового спора (конфликта) об установлении новых или изменение существующих социально-экономических условий работы и производственного быта, а также о заключении или изменении коллективного договора, соглашения;

— возникновение коллективного трудового спора (конфликта) о выполнении коллективного договора, соглашения или отдельных их положений, о невыполнении требований законодательства о работе.

Количественный и персональный состав трудового арбитража определяется по согласию сторон. Если стороны не достигнут согласия, то трудовой арбитраж состоит из трех арбитров (п. 2.2 Положение о трудовом арбитраже, утвержденном приказом Национальной службы посредничества и примирение от 4 мая 1999 г. №37). В состав трудового арбитража не могут входить лица, которые являются представителями сторон коллективного трудового спора (конфликта), или лица, которые той или другой мерой заинтересованы в его одностороннем решении (п. 2.6 Положение).

В Украине НСПП будет заключен Список арбітражів. Согласно п. 1.2 Положение об арбитре, утвержденном приказом Национальной службы посредничества и примирение от 11 ноября 1999 г. №105, арбитр — это подготовленная НСПП лицо, которое в случае привлечения ее сторонами коллективного трудового спора (конфликта) для участия в работе трудового арбитража получает статус члена трудового арбитража и имеет право рассмотрения коллективного трудового спора (конфликта) с целью принятия решения по его сути. Арбитр предлагается для участия в работе трудового арбитража органом НСПП по письменному заявлению одной из сторон коллективного трудового спора (конфликта) (п. 3.1. Положение). Положением определено условия и порядок отбора арбитров, обретение и прекращение полномочий; порядок привлечения арбитров к участию в работе трудового арбитража; права и обязанности арбитра, квалификационные требования к нему; ответственность арбитра.

Глава трудового арбитража избирается из числа его членов. В состав трудового арбитража также могут входить народные депутаты Украины, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления и другие лица.

Коллективный трудовой спор (конфликт) рассматривается трудовым арбитражем с обязательным участием представителей сторон, а в случае потребности — представителей других заинтересованных органов и организаций.

Трудовой арбитраж должен принять решение в 10-дневной срок со дня его создания. По решению большинства членов трудового арбитража этот срок может быть продолжено до 20 Дней. Решение трудового арбитража состоит из вступительной, описательной, мотивационной и резолютивной части (п. 6 Положение о порядке подготовки и принятие решения трудового арбитража при решении коллективного трудового спора (конфликта), утвержденного приказом Национальной службы посредничества и примирение от 20 сентября 1999 г. №88). Решение трудового арбитража принимается большинством голосов его членов, оформляется протоколом и подписывается всеми его членами. Оно есть обязательным для выполнения если стороны об этом предварительно договорились.

С целью предотвращения возникновения коллективных трудовых споров, их прогнозирование и содействие своевременному их решению, осуществление посредничества для решения таких споров (конфликтов) Указом Президента Украины от 17 ноября 1998 г. №1258/98 образованная Национальная служба посредничества и примирение (Работа и зарплата. — 1998. — №23 (159). — Декабрь). Согласно п. 1 Положение о Национальной службе посредничества и примирение Национальная служба посредничества и примирение є постоянно действующим органом, созданным Президентом Украины для содействия урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов).

НСПП согласно положенным на нее задач:

1) изучает и обобщает причины возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов) и возможные их следствия на национальном, территориальном и отраслевом уровнях, вырабатывает предложению относительно предотвращения возникновения коллективных трудовых споров;

2) осуществляет регистрацию выдвинутых работниками требований и коллективных трудовых споров (конфликтов);

3) анализирует выдвинутые работниками требования и осуществляет оценку их обоснования;

4) оказывает содействие установлению контактов между сторонами коллективного трудового спора (конфликта);

5) проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора (конфликта);

6) консультирует стороны коллективного трудового спора (конфликта);

7) за обращением сторон (стороны) коллективного трудового спора (конфликта) рассматривает материалы относительно коллективного трудового спора (конфликта) с целью его решения;

8) в случаях, предусмотренных ст. 24 Закона Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)», и когда рекомендации НСПП относительно решения коллективного трудового спора (конфликта) не учтено, обращается с заявлением о решении коллективного трудового спора (конфликта) согласно Верховному Суду Автономной Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов;

9) формирует списки независимых посредников и арбитров и т.п..

НСПП имеет право:

— принимать участие в решении коллективного трудового спора (конфликта) на всех его стадіях;

— координировать работу трудового арбитража, направлять своих специалистов, экспертов для участия в работе примиряющих органов;

— безвозмездно получать от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, профсоюзов, работодателей и их объединений, сторон коллективного трудового спора (конфликта) информацию, необходимую для использования во время проводки примиряющих процедур;

— предупреждать стороны о нарушении ими требований действующего законодательства во время рассмотрения коллективного трудового спора (конфликта) и возможные следствия таких нарушений;

— присылать органам исполнительной власти и органам местного самоуправления рекомендации относительно употребления мер по решению коллективного трудового спора (конфликта), реализация которых принадлежит к их компетенции.

НСПП в пределах своих полномочий принимает решение, которые имеют рекомендательный характер и должны рассматриваться сторонами коллективного трудового спора (конфликта), соответствующими центральными или местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (п. 6 Положение).

Раздел 5. Тема 10. Индивидуальные трудовые споры.

  1. Понятие и причины трудовых споров.
  2. Организация комиссий по трудовым спорам.
  3. Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС.
  4. Судебный порядок рассмотрения трудовых споров.

1. Трудовые споры – это неурегулированные разногласия между работником и владельцем или уполномоченным им органом, независимо от форм трудового договора и формы собственности предприятия, возникшие по поводу применения законодательства о труде или установления условий труда работников и служащих.
Все трудовые споры можно классифицировать по ряду оснований.
По субъекту трудового спора они делятся на: индивидуальные и коллективные. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законные интересы. В коллективных – права, интересы, полномочия всего трудового коллектива (части трудового коллектива), профсоюзного органа по вопросам труда, быта, культуры. Коллективные споры возникают: из правоотношений администрации (органы управления предприятием) и трудового коллектива; правоотношений администрации и профсоюзного органа; социально-партнерских правоотношений представителей работников и работодателей с участием органов власти на государственном, республиканском, региональном, отраслевом уровнях.
По характеру споров их можно делить на:

  • споры о применении норм трудового законодательства, коллективного или трудового договора;
  • споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством;
  • споры, связанные с отказом в приеме на работу.

По правоотношениям, из которых возникает спор, все трудовые споры делятся на:

  1. споры из трудовых правоотношений;
  2. споры из отношений по трудоустройству;
  3. споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда;
  4. споры из правоотношений по подготовке и повышению квалификации на производстве;
  5. споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятия;
  6. споры из правоотношений по возмещению предприятием вреда работнику в связи с повреждением его здоровья на работе;
  7. споры из правоотношений профсоюза с администрацией по вопросам труда, быта, культуры;
  8. споры из правоотношений трудового коллектива с администрацией;
  9. споры из социально-партнерских соглашений.

Для определения подведомственности трудового спора необходимо отталкиваться от его содержания (то есть характера, вида, содержания трудового спора, правоотношения, из которого возник трудовой спор, конкретного субъекта спора).
Все индивидуальные трудовые споры делят на:

  1. рассматриваемые в общем порядке, то есть первоначально КТС (комиссией по трудовым спорам), а затем в суде (если решение КТС обжалуется в суде). В этом порядке рассматриваются исковые трудовые споры по применению законов и иных нормативно-правовых актов о труде, коллективного договора и иных соглашений о труде;
  2. судебный порядок, то есть рассматриваемые непосредственно судом, исковые трудовые споры.

2. Комиссии по трудовым спорам являются первичным органом, имеющим право рассматривать трудовой спор. Они избираются общим собранием (конференцией) трудового коллектива с численностью состава не менее 15 человек. Избранными считаются кандидатуры, получившие большинство голосов и за которые проголосовало более половины присутствующих. Порядок избрания, численность и состав КТС, срок ее полномочий определяется общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации. При этом количество рабочих в составе КТС должно быть не менее половины ее состава.
Комиссия из своего состава избирает председателя, его заместителей и секретаря. Она могут создаваться и в подразделениях предприятия, учреждения, организации. КТС рассматривает трудовой спор, если работник самостоятельно или с участием профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией. КТС рассматривает трудовые споры работников, работающих в организации по трудовому договору, в том числе временных, совместителей, надомников. В эту комиссию может обратиться уволившийся работник, если индивидуальный трудовой спор относится к его прошлой трудовой деятельности.

3. Работник обращается в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал, или должен был узнать о нарушении своего права.
Если срок был пропущен по уважительным причинам, он может быть восстановлен этой комиссией. В КТС работник обращается с письменным заявлением, где раскрывает содержание трудового спора и доказательства нарушенного права. Все заявления работников в КТС регистрируются в журнале регистрации, с указанием срока поступления заявления, его содержание и срок принятия решения комиссией по существу спора.
Комиссия рассматривает заявление в десятидневный срок со дня его подачи, в присутствии работника, подавшего заявление и представителя администрации. Без работника спор рассматривается по его письменному заявлению. В случае вторичной неявки без уважительной причины Комиссия может вынести решение о снятии заявления с рассмотрения. КТС может вызывать на заседание свидетелей, специалистов, представителей профсоюза, требовать от администрации необходимых расчетов и документов.
Заседание правомочно, если на нем присутствует не менее 1/2 членов. Заседания проводятся в нерабочее время. Решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Принятое решение – окончательно, и КТС уже не может пересмотреть свое решение, вступившее в законную силу.
Копия решения вручается работнику и работодателю в 3-дневный срок со дня принятия. Любая из сторон может обжаловать решение комиссии в суде.
Решение КТС исполняются администрацией в 3-дневный срок по истечении 10 дней со дня их обжалования.

4. Одной из важнейших гарантий охраны прав граждан в соответствии с Конституцией Украины (ст. 55 и ст. 124) является их право на судебную защиту. Правильное и быстрое разрешение трудовых споров способствует восстановлению нарушенных прав и укреплению законности, правопорядка в области труда.
Перечень трудовых споров, подлежащих рассмотрению непосредственно в судах, дает ст. 232 КЗоТ. Причинами данных обращений в суд могут быть: отсутствие на предприятии КТС, заявления о восстановлении на работе, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о возмещении материального ущерба, об отказе в приеме на работу и т.д.
При судебном рассмотрении трудовых споров имеет место императивная подведомственность, когда закон определяет категорично, что данное дело подлежит разрешению в суде и только в суде.
Все остальные споры относятся к компетенции КТС, так как в соответствии со ст. 224 КЗоТ Украины — она является общеобязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров. В данном случае используется альтернативная подведомственность, т.е. работнику предоставляется право выбора, в силу которого он может обратиться за восстановлением своего нарушенного права как в комиссию по трудовым спорам, так и в суд.
Судебный порядок рассмотрения трудовых споров предполагает, что все споры рассматриваются по месту нахождения ответчика (за исключением случаев, когда подается иск о возмещении вреда в связи с увечьем и по жалобам на действия органов и должностных лиц – спор может быть рассмотрен судом и по месту нахождения ответчика). Истцом является лицо, возбудившее процесс по трудовому спору в целях восстановления или защиты нарушенного трудового права. Ответчик – лицо, привлекаемое к ответственности по иску.
Истец подает исковое заявление в суд в письменной форме. К исковому заявлению прилагаются необходимые документы: копии приказов, справки о зарплате и т.д. При этом должен быть соблюден исковой или давностный срок, установленный законом. Например, по спорам об увольнении – месяц, исчисляемый со дня вручения работнику приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки. За разрешением непосредственно в суде иных трудовых споров работник может обратиться в 3-месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Суд, в случае пропуска сроков по уважительным причинам, может их восстанавливать (ст. 234 КЗоТ).
Срок исковой давности не распространяется на споры, связанные с причинением работником ущерба предприятию, учреждению, организации и споры о причинении вреда здоровью работника. В первой ситуации администрация может обратиться с иском в течение года со дня обнаружения ущерба, а во второй — срок исковой давности вообще не установлен.
Дела в суде рассматриваются не позднее 10 дней, если стороны находятся в одном городе или районе, а в других случаях — не позднее 20 дней со дня подготовки дела к судебному разбирательству.
В 10-дневный срок любая из сторон может обжаловать решение суда в вышестоящий суд или опротестовать решение в вышестоящий суд.

Коллективный иск к работодателю как он подается

Как известно из экономической теории, работник и работодатель находятся, скажем так, по разные стороны баррикад. Что бы ни говорили о социальной ответственности бизнеса и «встречной» ответственности работников за результаты их труда, работник всегда будет стремиться получать больше денег за меньший труд, а предприниматель будет стараться уменьшить издержки производства, в том числе за счет снижения затрат на выплату заработной платы работникам. Поэтому отношениям работник-работодатель имманентна конфликтность, на уменьшение уровня которой в целом и направлено трудовое законодательство с самых первых дней своего существования. Для тех случаев, когда противоречия между сторонами трудового договора, коллективного договора не могут быть урегулированы путем непосредственной договоренности между сторонами, существуют механизмы разрешения трудовых споров, индивидуальных и коллективных.

В соответствии с абз. 1 ст. 398 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) [1], коллективный трудовой спор (КТС) – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Чтобы подать коллективный иск, нужно приложить некоторые усилия, так как здесь работает уже не один человек, а несколько, а это требует некоторой координации между участниками.

Прежде чем обратиться к анализу положений гл. 61 ТК о рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров, отметим, что реальной картины практики разрешения коллективных трудовых споров не знает, вероятно, никто. Зарегистрированные в Федеральной службе по труду и занятости коллективные трудовые споры исчисляются единицами. Выборочно проверенные нами сайты региональных органов по труду и занятости не содержат информации по регистрации КТС. Судебной статистики по разрешению коллективных трудовых споров тоже нет, поскольку они не подлежат разрешению в судебном порядке.

Статистика обращений по трудовым спорам в суд показывает, что предметом большей части обращений является взыскание заработной платы (492,4 тыс. дел из 577 тыс. всего по трудовым спорам в 2014 году). Исследования коллективных трудовых протестов являются, как правило, нормативными, хотя в них есть и некоторый количественный анализ. Так, по данным одного из таких исследований, из всех форм протеста, правовых и не правовых (не имеются в виду законные или незаконные), в 2010 году 54% составляло выдвижение требований (видимо, без дальнейшего развития КТС), остановка предприятия – 21%, митинг вне предприятия – 32%, обращение к властям – 21%. Коллективные трудовые споры с забастовками составили 4% из всех форм протестов, КТС без забастовки – 2%.

Как видно из приведенных данных, работники предпочитают не правовые способы разрешения конфликтов, т.е. не урегулированные в законодательстве (проведение забастовки, например, урегулировано статьями 409-414 ТК РФ, а если работники не соблюдают установленный данными нормами порядок, то это «стихийный» митинг). Данные другого исследования демонстрируют, что на долю легитимных форм протеста (приостановка работы из-за невыплаты заработной платы, коллективные трудовые споры, завершающиеся и не завершающиеся забастовкой) в 2008 и 2009 годах приходилось 11% от числа всех протестов, а в 2010 году – 9%, т.е., 9 из 10 акций протеста проходят в не правовых формах, и только одна — в той или иной форме из числа предусмотренных трудовым законодательством. Видимо изучение подобных данных и приводит исследователей к заключению, что существующий в трудовом законодательстве механизм разрешения КТС используются редко и неохотно.

Как отмечается в литературе, практика показывает, что изначально процедура разрешения коллективных трудовых споров направлена на подавление намерения работников по защите своих прав. Действительно, сопоставление приведенных выше данных показывает, что если работники и прибегают к помощи закона, то делают это путем личного обращения в суд или в ином индивидуальном порядке. Как правило, если в суд обращаются группы работников, профсоюзы, прокуроры в защиту прав группы лиц в сфере трудовых правоотношений, то суды отказывают в принятии заявлений по причине того, что коллективные трудовые споры неподведомственны суду. Так, профсоюз ЗАО «Группа компаний «Электрощит» — ТМ Самара обратился в суд с иском о защите трудовых прав группы работников (около 50 чел.). В иске отказано по упомянутой причине. Между тем, возможно, здесь вовсе не имелось в виду никакого коллективного спора.

Обращение в защиту трудовых прав конкретных работников с конкретными претензиями к работодателю можно было бы и не расценивать как коллективный трудовой спор. Законная процедура рассмотрения и разрешения КТС настолько сложна (особенно для предприятия с многотысячным коллективом), что эти работники, скорее всего, даже не помышляли о такой форме защиты своих прав.

Важно! По всем вопросам подачи коллективного иска, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Юристы по трудовым вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Виды и специфика подсудности трудовых споров

Варианты подсудности трудовых споров

В частности, в них обращаются с исками о:

  • восстановлении на работе;
  • необоснованном отказе принять на работу;
  • переводе на другую должность;
  • изменении статьи увольнения;
  • выплате зарплаты за прогул не по вине работника;
  • дискриминации работника.

Сотрудники организаций и предприятий должны отстаивать свои права в случае их нарушения. Однако, судебное рассмотрение дел является только одним из способов защиты своих интересов. Причем суд является последней инстанцией в случае, если другие методы не принесли результата. Об иных способах защиты трудовых прав работников можно узнать из статьи https://otdelkadrov.online/11025-primery-narushenii-trudovyh-prav-rabotnikov-osnovnye-sposoby-ih-zashhity.

Работодатель может обратиться с иском о взыскании с работника ущерба, причиненного по его вине.

Куда подается исковое заявление

Если в роли ответчика выступает организация (юридическое лицо), иск работник подает в районный суд по месту нахождения ответчика. Если трудовой спор возник с работодателем-индивидуальным предпринимателем, заявление подается по месту жительства ответчика. Если иск о восстановлении на рабочем месте, которое находится в филиале или ином подразделении работодателя, истец выбирает районный суд, расположенный по месту нахождения филиала или основного производства. Выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.

Чтобы правильно подать исковые требования, надо помнить, в каком суде рассматриваются трудовые споры. Определяется подсудность с учетом вида отрасли права, к которой относится иск, стоимости иска, места проживания истца и ответчика. Порядок определения подведомственности и подсудности трудовых споров устанавливают кодексы. Поданный не в тот суд иск не рассматривается. Арбитражные суды иски по трудовым спорам не рассматривают. Исключение составляют случаи, когда несколько работников подают иск в отношении одного работодателя, при этом претензии у каждого к начальству разные. В этом случае оформляется коллективный иск. Суды общей юрисдикции коллективные иски по трудовым спора не рассматривают, поэтому нужно обращаться в трудовой арбитраж. Исковое заявление подается в районный суд по месту регистрации ответчика, по месту регистрации истца, по месту расположения предприятия или его филиала.

Что делать, если место жительства ответчика неизвестно

Если оно неизвестно, суд инициирует розыск ответчика в случае рассмотрения дел по:

  • защите интересов публичных образований;
  • взысканию алиментов;
  • возмещению вреда в результате нанесения увечья;
  • смерти кормильца.

Во всех остальных случаях розыск ведется правоохранительными органами.

В какой срок рассматриваются трудовые споры

  1. болезнь истца;
  2. осуществление ухода за тяжелобольными членами семьи;
  3. пребывание в командировке;
  4. воздействие непреодолимой силы.
  1. Восстановление на работе — не больше 30 дней.
  2. Иные трудовые споры — не больше 2 месяцев.

В случае, когда дело является трудным, с точки зрения суда, срок рассмотрения продлевается.

О сроках подачи искового заявления и подсудности трудовых споров смотрите далее в видео

Еще по теме:

  • Уголовный кодекс рк 2018 года статьи Уголовный Кодекс РКСтатья 194. Вымогательство 1. Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера […]
  • Займ денег у теле2 Займ денег у теле2 Одним из главных приоритетов Теле2 является предоставление бесперебойной связи и доступа в интернет при любых условиях, даже если на счёте абонента закончились деньги. […]
  • Купить конфискованное имущество в екатеринбурге Непрофильные активы, залоговое, арестованное и конфискованное имущество от банков в регионе Екатеринбург (Свердловская область) Продажа непрофильных активов, залогового имущества от банков […]
  • Практика по ст 154 ук рф Статья 154. Незаконное усыновление (удочерение) СТ 154 УК РФ. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, […]
  • Мировой суд участок 408 Мировой суд участок 408 Фаюстова Мария Михайловна Телефон: 8(495) 408-23-95 Руководитель аппарата мирового судьи Захарчук Анна Александровна секретарь суда Пестова Ксения […]
  • Ст 265 кзот Кодекс законов о труде Украины Статья 265. Ответственность за нарушение законодательства о труде Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, […]