Коап рк с изменениями на 2014

Коап рк с изменениями на 2014

«О новшествах в Кодекс РК об административных правонарушениях»

С 01.01.2013 года в КоАП РК введены в действие ниже следующие изменения и дополнения.

Внесены 3 принципиальных новшества:

1) введение предупреждения по некоторым статьям КоАП, рассматриваемым органами налоговой службы;

2) исключение должностных лиц из субъекта административной ответственности;

3) введение упрощенного порядка уплаты штрафа в случае согласия лица с фактом административного правонарушения.

В целях проведения работы по повышению налоговой культуры в случае совершения административного правонарушения впервые предлагается по некоторым статьям КоАП, образующим формальный состав правонарушения, ввести в качестве меры взыскания «предупреждение» вместо налагаемого штрафа. Данное нововведение коснется следующих статей КоАП 88, 88-1, 205, 205-1, 205-2, 206, 206-2, 208, 215.

При совершении административного правонарушения по указанным статьям повторно в течение года после наложения административного взыскания в виде предупреждения налагается административное взыскание в виде штрафа.

По отдельным статьям КоАП РК исключены из субъекта административной ответственности «должностные лица», так как отношения по установлению вины должностного лица, действия которого привели к административной ответственности юридического лица, в рыночной экономике относятся к внутренним процедурам такого юридического лица. (статьи 88, 88-1, 166, 205, 205-1, 206, 206-1, 207, 208, 208-1, 210, 211, 215, 218-1 КоАП).

Предусмотрена новая упрощенная процедура уплаты штрафа в случае согласия лица с фактом административного правонарушения и готовностью уплатить штраф (введена ст.710-1 КоАП РК).

Так, в случае выявления административного правонарушения, лицу, совершившему правонарушение, должно быть направлено заказным письмом или телеграммой или электронным способом в Кабинет налогоплательщика извещение, содержащее в себе сведения о дате выдачи, должности, фамилия, инициалы должностного лица, сведения о личности лица, совершившего административную ответственность, статью настоящего Кодекса, предусматривающую ответственность за данное правонарушение, время и место совершения административного правонарушения, сумма административного штрафа, реквизиты для уплаты штрафа.

Получив такое извещение, в случае согласия с фактом совершения нарушения, налогоплательщик должен будет уплатить штраф в течение десяти рабочих дней.

Это позволит сэкономить время, как налогоплательщиков, так и налоговых органов на составление и рассмотрение (получение) постановления о наложении административного взыскания.

В случае несогласия лица с фактом правонарушения, либо не уплаты штрафа в установленный срок, производство по делу об административном правонарушении производится в общем порядке, предусмотренном КоАП.

Кроме указанных новшеств также необходимо отметить, что увеличен срок обжалования, опротестования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного по результатам налоговой проверки, до тридцати рабочих дней со дня вручения или получения копии постановления (часть 1 статьи 657 КоАП).

Существенным изменением является то, что наличие задолженности по ОПВ и соц.отчислениям в размеременее 1 МРП, действующего на дату выявления нарушения, не образует состава адм.правонарушения по ч.3 ст.88 и ч.2 ст.88-1 КоАП РК.

Далее, с 01.01.2013 года в ст.205 КоАП РК исключить части 2, 2-1, 4 и 5, объединив их в ч.1 ст.205 КоАП РК, предусмотрев в виде административного взыскания предупреждение. При этом, теперь нарушение сроков не будет делиться до девяноста и свыше девяноста дней, независимо от просрочки квалифицироваться деяние будет по ч.1 ст.205 КоАП РК.

Однако в случае повторного в течение года совершения нарушения сроков подачи налогового заявления лицо уже будет привлекаться к адм.ответственности по ч.2.ст.205 КоАП РК.

Не будет делиться до тридцати дней и свыше тридцати дней нарушение сроков подачи расчета на получение патента, независимо от просрочки действия будут охватываться ч.3 ст.205-1 КоАП РК, административное взыскание будет налагаться в виде предупреждения, при этом, ч.4 ст.205-1 КоАП РК исключается.

Исключение частей 6 и 7 ст.205-1 КоАП РК объясняется тем, что теперь эти нарушения охватываются состав правонарушения по ст.205-2 КоАП РК.

Аналогичное объединение частей претерпела и ст.206 КоАП РК: ч.7 ст.206 КоАП РК исключена, при этом, непредставление заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов следует квалифицировать по ч.1 ст.206 КоАП РК, по ч.1 ст.206 КоАП РК следует квалифицировать и непредставление отчетности мониторинговскими крупными налогоплательщиками. Адм.взыскание по ч.1 ст.206 КоАП РК будет налагаться в виде предупреждения.

При этом, квалифицирующим признаком предусмотрена повторность совершения правонарушения в течение года. В этом случае деяние следует квалифицировать по ч.1-1 ст.206 КоАП РК, за которое предусмотрено административное взыскание в виде административного штрафа.

Отдельно хочу обратить внимание на изменения, касающиеся примечания к ч.1 ст.209 КоАП РК, а именно: согласно вносимым изменениям теперь при наложении адм.штрафа по НДС должна учитываться переплата на лицевом счете по каждому проверяемому периоду и при наличии такой переплаты в размере большем, чем доначислено налога, административной ответственности не возникает..

Субъектом ст.215 КоАП РК с 01.01.2013 года становятся юридические лица и исключаются должностные лица. А это значит, что, если налоговые органы выявят после 01.01.2013 года нарушения контрольно – кассовой дисциплины, совершенные до 01.01.2013г., то должностное лицо не может быть привлечено к адм.ответственности, поскольку оно уже не является субъектом правонарушения, а юридическое лицо не может быть привлечено, потому что на период совершения нарушения оно не являлось субъектом правонарушения. В этих случаях будет действовать ст.6 КоАП РК иадм.производство не подлежит возбуждению.

Что касается порядка исполнения постановлений, то в ст.708 и 709 КоАП РК также внесены уточняющие поправки о том, что исполнение постановлений о наложении административного взыскания за налоговые правонарушения в отношении юридических лиц, ИП, частных нотариусов и частных судебных исполнителей, а также адвокатов независимо от органа, вынесшего постановление (суд или налоговое управление), осуществляется налоговыми органами путем принятия мер принудительного взыскания.

Пользуясь случаем, хотелось бы отметить о уже действующих изменениях, касающихся компетенции налоговых органов.

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные РК по вопросам организации деятельности Нац. Банка РК, регулирования финансового рынка и финансовых организаций от 5 июля 2012 года. (опубликован 21 июля 2012г.), вступившим в законную силу 1 августа 2012 г, внесены изменения в статью 635 КоАП.

Согласно данным изменениям в случае отсутствия или неявки надлежащим образом извещенного лица (прошу обратить внимание!), совершившего административное правонарушение, протокол об административном правонарушении подписывается лицом, его составившим, с отметкой в нем об отсутствии или неявке лица, совершившего административное правонарушение.

Так, с 1 января 2013 года вводится новая статья 161-2 КоАП, предусматривающая ответственность за отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек (Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и обналичивания денег» от 21.06.2012г.). Возбуждение и рассмотрение административных дел по этой статье отнесено к компетенции органов налоговой службы.

Также указанным Законом изменена статья 203 КоАП, предусматривающая административную ответственность юридического лица, осуществившего платеж в наличном порядке по гражданско-правовой сделке на сумму свыше тысячи месячных расчетных показателей в пользу другого юридического лица. Протокол об административном правонарушении по указанной статье КоАП составляется должностными лицами органов налоговой службы, с последующим направлением протокола и других материалов дела об административном правонарушении в суд. При этом отмечаем, что данное изменение в КоАП введено в действие с 23 сентября 2012 года.

В РК будет новый Кодекс об административных правонарушениях

Мажилис Казахстана принял поправки в действующий документ

Депутаты мажилиса Парламента РК на пленарном заседании палаты в среду приняли проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях». Об этом передает КазТАГ.

Таким образом, законопроект направляется на рассмотрение сената Парламента РК.

«5 июля 2014 года главой государства подписан Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) в новой редакции, который вводится в действие с 1 января 2015 года. Разработка законопроекта обусловлена необходимостью приведения положений нового кодекса в соответствие с положениями законов, принятых в 2014 году, которыми внесены поправки в действующий КоАП», – говорится в заключении Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе палаты.

Наряду с этим новый кодекс необходимо привести в соответствие с положениями проектов законов, находящихся на рассмотрении Парламента, которыми вносятся поправки в действующий кодекс.

В этой связи в целях обеспечения функционирования внесенных и вносимых поправок в действующий кодекс законопроектом предлагается их перенести в новый кодекс.

В частности, законопроектом предполагается внесение изменений и дополнений в 90 статей нового кодекса.

Как сообщил депутат мажилиса Парламента Арман Кожахметов, представлявший законопроект, парламентом с апреля текущего года по настоящее время было принято 6 законодательных актов, которыми были внесены изменения и дополнения в действующий кодекс.

«Это такие законы, как о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам: государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, физической культуры и спорта, дальнейшего совершенствования системы государственного управления, передачи таможенным органам функций ветеринарно-санитарного контроля по карантину растений в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза, дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур, разграничения полномочий между уровнями государственного управления», — перечислил он.

Кроме того, обеими палатами Парламента рассмотрены проекты законов, вносящие изменение в законодательство о недропользовании и жилищных отношениях и также предусматривающие новый состав административных правонарушений.

«Проект состоит из 2 статей и предполагает внесение поправок в 90 статей нового Кодекса об административных правонарушениях», – сказал Арман Кожахметов.

«Пункт 1 статьи 44 КоАП предусматривает исчисление размера административного штрафа, исходя из МРП (минимального расчетного показателя. – КазТАГ), действующего на момент составления протокола, такая редакция у нас была принята, однако статья 807 кодекса предусматривает в том числе случай, когда протоколы не составляются. Например, на основании постановления прокурора, если административное правонарушение зафиксировано контрольно-измерительными приборами, работающими в автоматическом режиме, если правонарушение совершено в области налогообложения», — привел он пример.

«В этом случае государственный орган не составляет протоколы, и поэтому, чтобы этот пробел нам устранить, было принято решение о том, чтобы внести в новую редакцию данную статью. Теперь у нас расчет МРП будет производиться на момент составления административного дела», — добавил депутат.

1 МРП составляет 1 тыс. 852 тенге.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Статистический анализ Кодекса РК от 5 июля 2014 года № 235-V «Об административных правонарушениях» (по состоянию на 1 января 2018 г.) (Тукиев А.С. к.ю.н., доцент, директор Института законодательства РК; Досмырза Д., к.ю.н., начальник отдела Института законодательства РК)

Дата: 05 февраля 2018 в 12:39 2018-02-05T12:39:07+06:00

По сообщению сайта Zakon.kz

Статистический анализ Кодекса Республики Казахстан

от 5 июля 2014 года № 235-V «Об административных правонарушениях»

(по состоянию на 1 января 2018 г.) [1]

Тукиев А.С. к.ю.н., доцент,

директор Института законодательства Республики Казахстан

начальник отдела конституционного, административного законодательства и

государственного управления Института законодательства Республики Казахстан

Первый в истории суверенного Казахстана Кодекс об административных правонарушениях был принят 30 января 2001 года и действовал до 1 января 2015 года. До такой систематизации (кодификации) законодательство об административных правонарушениях долгое время регулировались отдельными разрозненными нормативными актами, не существовало единых процедур привлечения к административной ответственности. Поэтому анализируя положения Кодекса об административных правонарушениях необходимо иметь ввиду его многоаспектность и неоднозначность.

За время действия Кодекса об административных правонарушениях от 2001 года поправки в него вносились более 185 раз. Причем в последние годы такая практика возросла — начиная с 2012 года было принято свыше 63 законов, которыми Кодекс был дополнен свыше 250 статьями.

В качестве предмета исследования выступил Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V «Об административных правонарушениях» (далее — КоАП).

Предварительное исследование содержит изложение основных выводов о динамике изменений вышеуказанного законодательного акта с описанием его эффектов, а также анализ стабильности данного кодекса. В работе также использовались теоретические и эмпирические методы, в том числе анализ и синтез, систематический, сравнительно-правовой и др.

1. Общие показатели стабильности Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»

С 5 июля 2014 года по 1 января 2018 года (42 месяца) изменения в КоАП внесены 74 законами (Диаграмма 1).

При этом наибольшее количество поправок в КоАП были внесены в 2015 году — 36 законов, что составляет 48,6% от общего количества законов, вносивших изменения и дополнения в КоАП.

Общая динамика принятия законов, вносящих изменения и дополнения, подчиняется собственным закономерностям и практике внесения изменений и дополнений в КоАП при разработке и принятии отраслевых законов, предусматривающих соответствующие изменения в сфере административно-деликтного законодательства. Основными правоприменителями КоАП являются 64 уполномоченных государственных органа, которые реализуют политику в конкретных сферах государственного регулирования. Именно эти органы являются инициаторами поправок в КоАП и с учетом своей правоприменительной практики вырабатывают меры по его совершенствованию.

За период действия КоАП было принято всего 2 закона, инициированных Министерством юстиции, которыми целенаправленно внесены изменения и дополнения в КоАП:

1) Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 272-V

«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»;

2) Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2017 года № 127-VI

«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях».

При этом, необходимо отметить, что последний закон принят во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана от 31 января 2017 года, положения которого были направлены на принятие мер по гуманизации административно-деликтного законодательства.

Таким образом, в 2017 году проведена самая масштабная гуманизация норм КоАП (порядка 330 статей) с момента его принятия.

Закон от 28 декабря 2017 года № 127-VI «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» содержит в себе 3 направления:

— гуманизация (61% от всех поправок);

— совершенствование отдельных институтов производства по делам об административных правонарушениях (8% от всех поправок);

— систематизация процедурных и процессуальных норм КоАП (31% от всех поправок).

В целях гуманизации норм КоАП приняты следующие новеллы:

Во-первых, институт сокращенного производства теперь применяется в отношении должностных и юридических лиц, а также по правонарушениям, зафиксированным специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме (50% скидки — 7 дней).

До принятия Закона сокращенное производство действовало только в отношении физических лиц. Таким образом, данный институт распространил свое действие дополнительно на 673 состава административных правонарушений.

Кроме этого, ранее часть вторая статьи 810 КоАП запрещала применять сокращенное производство по делу об административном правонарушении в случаях, когда санкцией статьи предусмотрены иные виды взыскания. Автоматически это распространяется на санкции, в которых, на альтернативной основе предусматривается «штраф» либо «предупреждение», что является нецелесообразным в виду незначительности взыскания. В связи с чем, Законом распространено сокращенное производство и на эти случаи.

Во-вторых, по 339 составам административных правонарушений смягчены санкции. В частности, снижены размеры штрафов по 158 составам, расширено «предупреждения» по 31 составам и заменено на менее репрессивное взыскание по 150 составам.

Наряду с этим, Закон предусматривает положение, обязывающее налагать предупреждение (когда предупреждение предусмотрено на альтернативной основе наряду со штрафом), если отсутствуют отягчающие обстоятельства.

В-третьих, введен институт освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения.

Так, КоАП дополнен статьей 64-1 в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

При решении вопроса об освобождении лица от административной ответственности будут учитываться конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, в том числе личность правонарушителя, а также объект посягательства, а при наличии вреда — его размер.

В целях совершенствования отдельных институтов производства по делам об административных правонарушениях, в КоАП внесена поправка, предусматривающее лишение или приостановление действия не всего разрешительного документа, а только его отдельных подвидов (это потенциально 120 составов КоАП).

Также предусмотрено досрочное возобновление действия разрешения при устранении нарушений, явившихся основанием для приостановления (это потенциально 107 составов КоАП).

Кроме этого, внесены поправки, направленные на решение проблемных вопросов, связанных с применением норм КоАП. В частности, увеличен срок административного задержания с 3 до 24 часов по составам, влекущим административный арест.

Средний период стабильности данного КоАП равен значению 0,56[2], из чего следует, что в среднем в КоАП вносятся поправки 1 раз в 17 дней.

Это свидетельствует о недостаточной стабильности законодательства в сфере административных правонарушений. Преобладает политика внесения в него изменений и дополнений.

Анализ изменений КоАП по месяцам 2014-2017 гг. показал, что наибольшее количество законов было принято в ноябре 2015 года (16 законов) и апреле 2016 года (11 законов). Кроме того, тенденция принятия большого количества законов наблюдается в конце года (Таблица 1).

Основные новеллы Кодекса РК об административных правонарушениях

Кодекс об административных правонарушениях в новой редакции (далее – КоАП в новой редакции) разработан во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан — 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года.

Основные подходы КоАП в новой редакции были озвучены и одобрены на заседаниях Межведомственной рабочей группы при Администрации Президента, Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан и Главой государства.

КоАП в новой редакции содержит 920 статей (дейст.КоАП – 966). В нем сохранены проверенные временем основные положения действующего Кодекса об административных правонарушениях и структура с делением на Общую, Особенную и Процедурную части.

Основные изменения в Общей части

1) пересмотрен круг лиц, которые несут ответственность как должностные лица. Так, должностными лицами в КоАП в новой редакции признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения административного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения административного правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления.

Это обусловлено, прежде всего, необходимостью исключения условий для проявления коррупции при определении субъекта административной ответственности и устранения проблемы одновременного привлечения должностных и юридических лиц к ответственности за одно и тоже правонарушение. (ст.30)

2) исключен вид административного взыскания как возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения.(ст. 41);

3) исключены нормы (ст. 67, 68, 71), регламентирующие порядок освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения, в связи с деятельным раскаянием, изменением обстановки и болезнью.

Основные изменения в Особенной части

1) Министерством юстиции совместно с Генеральной прокуратурой из КоАП в УК новой редакции переведены в качестве уголовных проступков полностью 44 статьи и части 13 статей.

Также из КоАП в новой редакции исключены 2 статьи, которые должны рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства, и 1 статья в дисциплинарном порядке;

2) предусмотрена дифференцированная ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку у субъектов среднего предпринимательства стоимость активов больше более чем в пять раз, а штрафные санкции – такие же как для субъектов малого предпринимательства;

3) сокращены отсылочные нормы. Действующий Кодекс содержит большое количество статей, в которых установлена ответственность за нарушение законодательства в какой-либо сфере в целом (ссылки на правила, законодательство). В результате фактически административная ответственность наступает за нарушение норм, содержащихся в подзаконных нормативных правовых актах. Указанное идет вразрез с Конституцией, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами (например, в статье устанавливающую ответсвенность за нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей слова «в установленный законодательством срок» изменены на «не рассмотрение в день поступления заявления» и т.д.).

В связи со структурой действующего законодательства, не представляется возможным полностью отказаться от исключения ссылок на подзаконные акты. Вместе с тем рабочей группой были предприняты все меры, чтобы данные отсылочные нормы не носили характер двоякого толкования;

4) для исключения коррупциогенного фактора предусмотрен абсолютно определенный размер штрафа.

Основные изменения в Процедурной части

1) согласно утвержденной Концепции, а также в рамках рекомендации Администрации Президента введена дифференцированная процедура привлечения лиц к административной ответственности (сокращенный и общий порядок) (глава 42).

Вместе с тем, сохранены исключения для действующего в настоящее время особого порядка привлечения к ответственности по правонарушениям, совершенным в области налогового законодательства и правонарушениям, зафиксированным сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме (ст. 810).

Сокращенное производство по делу об административном правонарушении осуществляется в случаях, когда оплата штрафа производится по квитанции, которую физическое лицо получает вместе с протоколом об административном правонарушении (лицо согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину и готово добровольно уплатить штраф и не имеет претензий).

При этом для сокращенного порядка будет предусмотрен стимулирующий механизм в виде возможности в семидневный срок с момента вручения лицу протокола оплатить 50 % от общей суммы штрафа. В случае, когда лицо не согласно с фактом совершенного правонарушения, дело рассматривается в общем порядке (ч.3 ст.811);

2) в КоАП в новой редакции систематизированы административно-процессуальные нормы путем исключения:

— главы 26 ГПК «Производство по делам об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях» и переноса ее положений в главу 45 КоАП в новой редакции по пересмотру не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях;

— ряд норм с главы 27 ГПК «Производство по делам об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих» в самостоятельную главу 44 КоАП в новой редакции по обжалованию действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении»;

3) введен институт пересмотра вступивших законную силу постановлений по делу об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам, тем самым дается возможность реализации защиты прав физических и юридических лиц путем подачи заявления (глава 47 ст. 852-860);

4) введены положения о порядке взаимодействия органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, с компетентными учреждениями и должностными лицами иностранных государств, что соответствует поручению заместителя руководителя Администрации Президента Донакова Т.С. № 1070-1 от 28 марта 2013 года (глава 50 ст. 880-882);

5) пересмотрен институт исчисления сроков. Так, для четкого и однозначного правоприменения при исчислении срока в него включается и нерабочее время, за исключением случаев, когда срок исчисляется сутками (ст. 739);

6) изменена и уточнена дефиниция «административного задержания», что соответствует поручению заместителя руководителя Администрации Президента Донакова Т.С. (№ 51-16.43-2 от 14 марта 2013 года) и пункта 1 Нормативного постановления Конституционного совета от 13 апреля 2012 года №2 (ст.787);

7)усовершенствован институт уведомления участников производства по делам об административных правонарушениях по аналогии с главой 11 ГПК «Судебные извещения и вызовы» (ст. 743);

8)введена норма, позволяющая при установлении обстоятельств, смягчающих ответственность, судье, органу (должностному лицу) сократить сумму административного штрафа, налагаемого на физическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, но не более чем на 30 % от общей суммы штрафа (ст. 819).

Согласно действующему Кодексу при рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 819), а также при наложении административного взыскания на физическое лицо судья, орган (должностное лицо) должны учитывать обстоятельства смягчающие ответственность. (ст. 56).

9) пересмотрена компетенция судов, а также органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (глава 36 ст. 684-735).

В частности, к подведомственности уполномоченных государственных органов отнесены дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается административное взыскание в виде штрафа.

За судами осталось рассмотрение дел об административных правонарушениях, за которые в качестве одного из видов административного взыскания предусмотрены административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев либо лиц без гражданства, конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения, лишение специального права, лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) на определенный вид деятельности, либо совершение определенных действий, приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности;

10) по аналогии со статьей 129 УПК РК введен институт использования научно-технических средств. Это позволит решать вопросы допустимости данных, полученных посредством автомобильных видеорегистраторов, видеокамер в общественных местах и т.д(ст. 778);

11) усовершенствован институт мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В частности приведены в соответствие с их содержанием такие меры обеспечения как осмотр и личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств (порядок их производства различен и предусмотрен различными статьями КРКоАП– ст.785 — 801).

Введена новая мера в виде временного запрещения деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя либо юридического лица, что обусловлено предотвращением негативных последствий, таких как возникновение опасности жизни и здоровью людей, причинения вреда окружающей среде, предотвращения аварий техногенного характера, эпидемий и т.д. (ст. 801)

Указанные меры предусматриваются в связи с тем, что согласно части 4 статьи 48 «Приостановление либо запрещение деятельности или отдельных ее видов» приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов без судебного решения допускается в исключительных случаях на срок не более семи суток с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении деятельности или отдельных видов деятельности действует до вынесения судебного решения (ст. 801)

Закреплена возможность применения к лицу, совершившему административное правонарушение двух и более мер обеспечения производства по делу, так как это имеет место в деятельности правоохранительных органов;

12) для предотвращения повсеместного временного изъятия у граждан водительских удостоверений сотрудниками дорожной полиции в целях обеспечения взыскания наложенного штрафа КоАП в новой редакции оговариваются конкретные случаи признания водительского удостоверения документом по делу об административном правонарушении (ст. 795).

Старший прокурор Управления Института Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан

Кодекс РК Об административных правонарушениях
Статья 652. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области воинской службы

Сноска. Заголовок статьи 652 в редакции Закона РК от 29.12.2014 № 272-V (вводится в действие 01.01.2015).

1. Оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей воинской службы –

влечет штраф в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей или административный арест до десяти суток.

2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влечет штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей или административный арест до пятнадцати суток.

3. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим воинскую службу по призыву или по контракту, в мирное время, –

влекут штраф в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей или административный арест на срок до десяти суток.

4. Действия, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца –

влекут штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Нарушение лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, правил несения службы, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, –

влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей либо административный арест до пяти суток.

6. Неповиновение, то есть открытый отказ от исполнения приказа начальника, а равно иное умышленное неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, не причинившее

существенный вред интересам службы, –

влекут штраф в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Сноска. Статья 652 с изменениями, внесенными Законом РК от 29.12.2014 № 272-V (вводится в действие 01.01.2015).

В Казахстане ввели изменения в Кодекс об административных правонарушениях

Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев 5 июля 2014 года подписал Кодекс об административных правонарушениях в новой редакции, сообщает Today.kz. Обновленный Кодекс состоит из 920 статей, он будет введен в действие с 1 января 2015 года.

Необходимость обновить Кодекс об административных правонарушениях появилась в связи с требованиями, закрепленными в Послании Главы государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», а также Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.

В новом Кодексе обновили и модернизировали административное законодательство, он призван повысить защищенность граждан. В Кодексе пересмотрели размеры штрафов, расширили применение предупреждения как вида административного взыскания, снизили нагрузки на суды и модернизировали саму процедуру привлечения к административной ответственности.

Важное нововведение – сокращенный и общий порядок привлечения лиц к административной ответственности. По новому порядку, сокращенное производство по административным делам происходит в том случае, когда гражданин согласен с тем, что он совершил правонарушение, не имеет претензий и готов оплатить 50% штрафа в течение недели. Тогда дело считается рассмотренным, а человека освобождают от уплаты половины штрафа. Такое производство позволит гражданам выплачивать штрафы своевременно и безболезненно, уровень взыскаемости штрафов возрастет, следовательно, пополнится государственная казна.

В общем порядке дело рассматривается, если гражданин не согласен с фактом правонарушения.

Еще одним нововведением является то, что при смягчающих обстоятельствах сумма административного штрафа сокращается до 30%.

Чтобы исключить коррупционные риски, в Кодексе определены размеры штрафов, соизмеримые со степенью общественной опасности административного правонарушения.

Благодаря нововведениям также добавлены дополнительные возможности по защите своих прав: введены дополнительные основания для приостановления производства по делу об административном правонарушении, пересмотр постановлений по делу по вновь открывшимся обстоятельствам.

Теперь на основе жалоб вводится кассационный порядок пересмотра постановлений по делам.

Около 40 составов административных правонарушений были полностью или частично переданы в уголовные проступки.

В новом Кодексе об административных правонарушениях пересмотрена компетенция судов, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Также в новом Кодексе определен порядок взаимодействия госорганов и должностных лиц с компетентными госорганами и должностными лицами иностранных государств.

Для обеспечения производства по делу об административном правонарушении были усовершенствованы такие меры как осмотр, личный досмотр, досмотр вещей, которые находятся при физическом лице и его транспорта.

В новом кодексе некоторые составы были отведены к уголовным, но также появились и новые составы. Появился состав «назойливое обращение в общественных местах в целях покупки, продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, совершенное лицом, не являющимся субъектом предпринимательства, а также в целях гадания, попрошайничества, оказания услуг сексуального характера либо навязывания иных услуг». За него полагается штраф в 5 МРП, а за повторное его нарушение в течение года – 10 МРП либо арест на 5 суток. Есть также такие составы правонарушений, как нарушение трудовых прав работника, непредоставление трудового отпуска в течение двух лет, дискриминация работника по праву равных условий труда и равной оплате.

Эти и другие новшества административного кодекса будут стимулировать профилактику правонарушений, обеспечат неотвратимость административной ответственности, упростят избыточно сложные законы и снизят коррупционные факторы.

Еще по теме:

  • Как написать письмо чтобы узнать результат собеседования Как узнать о том, как прошло собеседование и стоит ли самому звонить работодателю? Собеседование осталось позади, начинаются дни томительного ожидания решения руководителя. Неуверенные […]
  • Ст 1135 коап Ст 1135 коап ПИСЬМОот 26.12.17 N 14-3/В-1135 Вопрос: В организации в связи с тяжелым материальным положением не проводилась индексация заработной платы работников в порядке и в сроки, […]
  • Технический осмотр пассажирских вагонов Большая Энциклопедия Нефти и Газа Технический осмотр - вагон Технический осмотр вагонов производится с целью выявить и устранить неисправности, угрожающие безопасности движения поезда. […]
  • Статья в гпк 99 Статья 99 ГПК РФ. Взыскание компенсации за потерю времени Новая редакция Ст. 99 ГПК РФ Со стороны, недобросовестно заявившей неосновательный иск или спор относительно иска либо […]
  • Как наказать банк Коварный заемщик Тинькова Заемщик ТКС-банка нашел способ наказать банк его же оружием Владелец ТКС-банка Олег Тиньков обрушился с угрозами уголовного преследования на владельца кредитной […]
  • Какие нужны документы при покупки комнаты на материнский капитал Материнский капитал на покупку комнаты Материнский капитал уже помог и продолжает помогать очень многим в решении жилищного вопроса. В большинстве случаев его суммы достаточно для […]