Коап рф административный надзор

Оглавление:

Ответственность за несоблюдение устанавливаемых при административном надзоре ограничений может быть усилена

Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на усиление ответственности за повторное в течение года несоблюдение лицами, находящимися под административным надзором, установленных в отношении них административных ограничений.

Соответствующим положением предлагается дополнить ст. 19.24 КоАП РФ. Поправками за такое правонарушение предусматривается наказание в виде обязательных работ на срок до 40 часов либо административного ареста на срок от 10 до 15 суток.

Напомним, на сегодняшний день согласно ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ несоблюдение административных ограничений лицом, в отношении которого установлен административный надзор, если это действие (бездействие) не содержит признаков преступления, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. либо административный арест на срок до 15 суток.

При этом в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон) административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо если лицо признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в местах лишения свободы.

Согласно ст. 4 Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

  • запрещение пребывания в определенных местах;
  • запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них;
  • запрещение пребывания в определенное время суток вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица;
  • запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
  • обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Кроме того, законопроектом закрепляется уголовная ответственность за неоднократное несоблюдение поднадзорным лицом административных ограничений, сопряженное с совершением административного правонарушения против порядка управления, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или на здоровье населения и общественную нравственность. Наказание за указанное преступление предлагается установить в виде:

  • штрафа в размере до 60 тыс. руб.;
  • обязательных работ на срок от 100 до 180 часов,
  • исправительных работ на срок до одного года;
  • принудительных работ на срок до одного года;
  • ареста на срок до 6 месяцев;
  • лишения свободы на срок до одного года.

Соответствующим положением планируется дополнить ст. 314.1 УК РФ.

При этом несоблюдение административных ограничений лицом, в отношении которого установлен административный надзор, будет неоднократным в том случае, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два и более раза в течение года.

Текст законопроекта № 391791-6 размещен на официальном сайте Госдумы.

Статья 19.24 КоАП РФ. Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре

Новая редакция Ст. 19.24 КоАП РФ

1. Несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

3. Повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет обязательные работы на срок до сорока часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

Комментарий к Статье 19.24 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся при проведении надзора за лицами, освобожденными из мест отбывания лишения свободы.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного данной статьей, выражается в невыполнении лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, связанных с соблюдением ограничений, установленных в отношении его судом.

3. Ограничения в отношении лиц, освобожденных из мест отбывания лишения свободы, установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. N 5364-VI в Положении об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

4. Субъектом правонарушения являются граждане, освобожденные из мест отбывания лишения свободы.

5. С субъективной стороны правонарушение совершается умышленно.

6. Составляют протоколы и рассматривают дела о данном административном правонарушении должностные лица органов внутренних дел.

Другой комментарий к Ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок управления, а именно порядок административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Этот порядок закреплен в Положении об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г.

2. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выражающиеся в нарушении лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом: являться по вызову в органы внутренних дел в указанный срок и давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного надзора; уведомлять работников милиции, осуществляющих административный надзор, о перемене места работы или жительства, а также о выезде за пределы района (города) по служебным делам; при выезде по личным делам с разрешения органа внутренних дел в другой населенный пункт и нахождение там более суток — зарегистрироваться в органе внутренних дел; соблюдать установленные в отношении него ограничения (запрещение ухода из дома в определенное время, запрещение пребывания в определенных пунктах района (города), запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города), явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц).

3. Субъектом правонарушения признаются физические лица, освобожденные из мест отбывания лишения свободы, в отношении которого судом в соответствии с федеральным законом установлен административный надзор.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом, лицо сознает, что не выполняет возложенные на него обязанности, и желает этого.

Статья 19.24. Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре

СТ 19.24 КоАП РФ

1. Несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

3. Повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет обязательные работы на срок до сорока часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

Комментарий к Ст. 19.24 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Законом.

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения поднадзорными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных Законом, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия других оснований.

Административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия других оснований.

Административный надзор также устанавливается, если:

— лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

— лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

2. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в частности, правоотношения, складывающиеся между органами и должностными лицами, осуществляющими административный надзор, и поднадзорными лицами.

3. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, состоит в совершении действий (бездействии), выразившихся в несоблюдении лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Под административными ограничениями следует понимать временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

— запрещение пребывания в определенных местах;

— запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

— запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток;

— запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

— обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Необходимо учитывать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре».

4. Субъектами правонарушения являются граждане (поднадзорные лица).

5. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умыслом.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со ст. 11 названного Закона поднадзорное лицо обязано:

— прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы;

— явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;

— явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст. 12 указанного Закона, разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;

— уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст. 12 указанного Закона;

— уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в течение трех рабочих дней о перемене места жительства или пребывания, а также о возвращении к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст. 12 указанного закона;

— уведомить орган внутренних дел в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;

— допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

Поднадзорное лицо обязано также являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в определенный этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных указанным Законом.

Статья 19.24 КоАП РФ. Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре (действующая редакция)

1. Несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

3. Повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет обязательные работы на срок до сорока часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 19.24 КоАП РФ

1. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.

В соответствии со ст. 183 УИК контроль за лицами, освобожденными из мест отбывания наказания, осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами, однако по смыслу комментируемой статьи ограничения, установленные судом в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, должны применяться в соответствии с федеральным законом.

2. По смыслу данной статьи имеется в виду назначение судом наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в том числе в случаях, когда данное наказание назначается в качестве дополнительного вида наказания к наказанию в виде лишения свободы.

Согласно ч. 1 ст. 47 УК наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

По смыслу ч. 4 ст. 47 УК срок исчисления наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента отбытия лишения свободы.

Несоблюдение лицом, освобожденным из мест лишения свободы, ограничений, связанных с назначением по приговору суда указанного дополнительного вида наказания, квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей.

3. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями — в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП; старшими участковыми инспекторами, участковыми инспекторами — согласно п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.

Указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, на рассмотрение мировым судьям (ср. ч. 2 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).

Административная ответственность за нарушение требований административного надзора

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 19.24 КоАП РФ, образуют: несоблюдение поднадзорным лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных данному лицу судом, а равно невыполнение данным лицом обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, так как наступление негативных последствий в результате невыполнения обязанностей лицами, освобожденными из мест лишения свободы, не является обязательным.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие надлежащее постпенитенциарное поведение лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость.

Объективная сторона выражается в несоблюдении административных ограничений, а равно в невыполнении обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, что проявляется как в виде действий, направленных на нарушение установленных ограничений, так и бездействии – несоблюдении ограничений без уважительных причин. Основным условием привлечения к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ является то, что действие (бездействие) не должно содержать признаков уголовно наказуемого деяния (ст. 314.1 УК РФ).

Субъектом административного правонарушения является вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста, в отношении которого судом установлен административный надзор.

Субъект данного административного правонарушения является специальным – это физическое лицо, освобожденное из мест отбывания лишения свободы за совершенное ранее тяжкое или особо тяжкое преступление или имеющее неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений или преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, достигшее возраста административной ответственности.

Субъективная сторона выражается только прямым умыслом, мотивы и цели лица при совершении им данного административного правонарушения не учитываются. Оконченным деяние считается с момента его совершения.

При рассмотрении вопроса о виновности лица, в отношении которого установлен административный надзор, и привлечении его к административной ответственности за несоблюдение административных ограничений или ограничений, установленных судом (ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ), или за невыполнение обязанностей, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ), необходимо учитывать следующее:

1) административная ответственность поднадзорного лица по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ наступает только за нарушение тех ограничений, кото

рые перечислены в ст. 4 Закона об административном надзоре и закреплены решением суда, таких как:

– запрещение пребывания в определенных местах;

– запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

– запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

– запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

– явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;

2) административная ответственность поднадзорного лица согласно ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ наступает только за невыполнение обязанностей, указанных в ст. 11 Закона об административном надзоре, в соответствии с которой лицо обязано:

– прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному данным лицом месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы; явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному данным лицом месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;

– явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст. 12 Закона об административном надзоре, разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;

– уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст. 12 Закона об административном надзоре;

– уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в течение трех рабочих дней о перемене места жительства или пребывания, а также о возвращении к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст. 12 Закона об административном надзоре;

– уведомить орган внутренних дел в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;

– допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения;

– являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в определенный этим органом срок, давать объяснения в уст

ной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных Законом об административном надзоре.

При подтверждении факта совершения поднадзорным лицом административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. Следует отметить, что при написании фабулы протокола об административном правонарушении необходимо правильно фиксировать обстоятельства допущенного нарушения.

Согласно ст. 23.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.24 КоАП РФ, вправе рассматривать начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) полиции, их заместители, а также старшие участковые уполномоченные полиции и участковые уполномоченные полиции.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ, может быть рассмотрено судьей (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ), если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает это дело на рассмотрение судье [1] .

  • [1] См.: Порядок организации работы территориальных органов МВД России с лицами, подпадающими под действие Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»: методические рекомендации / И. А. Зайцев [и др.]. М.: ВНИИ МВД России, 2013.

Коап рф административный надзор

Административный надзор

Бывает так, что проблемы человека не заканчиваются с окончанием срока заключения в местах лишения свободы. Российский законодатель изобретателен на всевозможные ограничительные меры для граждан, и часто вместе с окончанием срока уже бывший заключенный получает в довесок еще одно наказание – административный надзор.

Что же это такое — административный надзор, кто, как и за что его назначает, и чем это чревато для поднадзорного?

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор — это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным законом.

Статья 2 указанного закона уточняет, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения поднадзорными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Административный надзор может устанавливаться в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего или двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ. Для указанных категорий осужденных административный надзор назначается, если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (о понятии «злостного нарушителя» смотрите ст. 116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ);

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП РФ.

Вне зависимости от приведенных выше оснований, закрепленных в ч. 3 ст. 3 указанного закона, административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Полный перечень лиц, которым назначается административный надзор, содержится в ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Административный надзор устанавливает суд по заявлению исправительного органа или органа внутренних дел. Дела об установлении административного надзора рассматриваются в порядке Главы 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 270 КАС РФ, административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд: 1) исправительным учреждением — в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы; 2) органом внутренних дел — в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения. Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства, месту пребывания или месту фактического нахождения этого лица.

Административное исковое заявление исправительного учреждения должно быть подписано его начальником, заявление органа внутренних дел — его руководителем. В исковом заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора. К исковому заявлению прилагается копия приговора суда, а также копия постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (ч. 4 ст. 271 КАС РФ).

В административном исковом заявлении органа внутренних дел об установлении административного надзора указываются сведения об образе жизни и о поведении лица, которому устанавливается надзор, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора. К исковому заявлению прилагаются копия приговора суда и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.

Административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение десяти дней со дня поступления искового заявления в суд. Административные дела об установлении надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы (ч. 7 ст. 272 КАС РФ).

Срок административного надзора, установленный судом, может быть разным в зависимости от того, по какому основанию устанавливается надзор (ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы») и от конкретных обстоятельств дела. При этом суд не связан доводами и сроком, указанным в исковом заявлении, ни при рассмотрении дела, ни при назначении срока надзора. Суд может назначить административный надзор или отказать в этом, а также установить тот срок административного надзора, который сочтет нужным.

Осуществление административного надзора законодатель возложил на орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица. Порядок осуществления надзора установлен Приказом МВД РФ от 8 июля 2011 г. N 818.

В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток (как правило, в ночное время);

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

При этом в обязательном порядке назначаются следующие ограничения:

1) обязательная явка поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;

3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 16 мая 2017 г. № 15 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”, выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер. Он должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Верховный суд подчеркивает, что назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

В этом же Постановлении раскрываются и некоторые виды ограничений, предусмотренных законом. Верховный суд указывает, что суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах, с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления и поведения лица в период и после отбытия наказания. Так, например, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков. Что касается, запрета на посещение «массовых и иных мероприятий», Верховный суд разъясняет, что под ними понимаются спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования). При этом уточняется, что суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них.

Нарушение установленных судом ограничений грозит нарушителю административной ответственностью. Ст. 19.24 КоАП РФ указывает, что несоблюдение ограничений, установленных при административном надзоре, влечет за собой штраф или административный арест. Невыполнение обязанностей поднадзорного лица (ст. 11 ФЗ «Об административном надзоре) влечет предупреждение или наложение административного штрафа. А повторное несоблюдением ограничений, установленных при административном надзоре, наказывается обязательными работами или административным арестом на срок до 15 суток.

В уголовном кодексе также есть статья, связанная с административным надзором – ст. 314.1 («Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений»). Согласно ч. 1 данной статьи «неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора» наказывается обязательными либо исправительными работами или же лишением свободы на срок до одного года. Часть 2 указанной статьи устанавливает уголовную ответственность за неоднократное несоблюдение поднадзорным лицом, установленных ему ограничений, сопряжённое с совершением административного правонарушения по некоторым статьям КоАП РФ. За данное преступление нарушителю грозит наказание в виде штрафа, обязательных, исправительных либо принудительных работ или лишения свободы на срок до одного года.

Необходимо также помнить, что административный надзор может быть продлен м в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП РФ. Так, например, самым простым способом получить продление административного надзора является управлением транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения у водителя.

  1. Административный надзор прекращается по следующим основаниям:

1) истечение срока административного надзора;

2) снятие судимости с поднадзорного лица (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», то есть, совершеннолетнего лица, совершившего преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости);

3) осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 ст. 3 указанного закона);

4) вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;

5) смерть поднадзорного лица;

6) прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в ч. 2.1 ст. 3 указанного закона, если имеющаяся у него судимость погашена или снята;

7) погашение или снятие судимости, если применение принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в ч. 2.1 ст. 3 указанного закона, было прекращено ранее.

Кроме того, административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения. В случае отказа в досрочном прекращении надзора, можно подать повторное заявление, но не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении надзора.

Административный надзор не может быть прекращен досрочно у лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.

После прекращения административного надзорного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел.

Еще по теме:

  • Ломбард новогиреево аванс Аванс ломбард м.Новогиреево Ломбарды Москвы Все ломбарды на карте М ломбарды вблизи метро Аванс ломбард м.Новогиреево на карте Перейти на интерактивную карту Как доехать: ст. метро […]
  • Земельный участок в нижегородском районе Земельные участки в Нижегородском районе 29.10.2018 12:52 | Большой участок в Нижегородском районе ТСЖ Лагуна, Александровская слобода, ул.Политехническая, вид на Волгу, престижное […]
  • Процент разводов по россии Статистика бракоразводных процессов в России в 2018 году В настоящее время разводы в России перестали быть редкостью и всеми осуждаться. Теперь эта процедура стала «обыденной» для […]
  • Региональный материнский капитал кому дают Региональный материнский капитал в Оренбурге и Оренбургской области в 2018 году Региональный материнский капитал в Оренбургской области установлен Законом Оренбургской области от […]
  • Ст 1515 коап срок давности Постановление Московского городского суда от 13.12.2012 N 4а-2657/12 (ключевые темы: товарный знак - срок давности привлечения к административной ответственности - административное […]
  • Что из перечисленного характеризует главные моральные нормы Задание 6. Что из перечисленного характеризует моральные нормы? Что из перечисленного характеризует моральные нормы? Выберите несколько из 6 вариантов ответа: 1) собраны в […]