Клевета анна

Клевета анна

Анна Ахматова — стихи

И всюду клевета сопутствовала мне.
Ее ползучий шаг я слышала во сне
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
И отблески ее горят во всех глазах,
То как предательство, то как невинный страх.
Я не боюсь ее. На каждый вызов новый
Есть у меня ответ достойный и суровый.
Но неизбежный день уже предвижу я,-
На утренней заре придут ко мне друзья,
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат,
И образок на грудь остывшую положат.
Никем не знаема тогда она войдет,
В моей крови ее неутоленный рот
Считать не устает небывшие обиды,
Вплетая голос свой в моленья панихиды.
И станет внятен всем ее постыдный бред,
Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтоб в страшной пустоте мое осталось тело,
Чтобы в последний раз душа моя горела
Земным бессилием, летя в рассветной мгле,
И дикой жалостью к оставленной земле.

Анна Ахматова: клевета.
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

«Клевета» А. Ахматова

«Клевета» Анна Ахматова

И всюду клевета сопутствовала мне.
Ее ползучий шаг я слышала во сне
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
И отблески ее горят во всех глазах,

То как предательство, то как невинный страх.
Я не боюсь ее. На каждый вызов новый
Есть у меня ответ достойный и суровый.
Но неизбежный день уже предвижу я,-
На утренней заре придут ко мне друзья,
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат,
И образок на грудь остывшую положат.
Никем не знаема тогда она войдет,
В моей крови ее неутоленный рот
Считать не устает небывшие обиды,
Вплетая голос свой в моленья панихиды.
И станет внятен всем ее постыдный бред,
Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтоб в страшной пустоте мое осталось тело,
Чтобы в последний раз душа моя горела
Земным бессилием, летя в рассветной мгле,
И дикой жалостью к оставленной земле.

Анализ стихотворения Ахматовой «Клевета»

В начале 1920-х годов свет увидел пятый ахматовский сборник «Anno Domini». В него было включено стихотворение «Клевета». В тексте слышатся отголоски трагедии, произошедшей в конце лета 1921 года. В августе Гумилев – первый супруг Анны Андреевны – был арестован. Его подозревали в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». За поэта пытались бороться друзья – Лозинский и Оцуп. К сожалению, старания их не принесли никаких результатов. 26 августа Николая Степановича расстреляли. Место его захоронения по сей день точно не выяснено, так как в документах того времени оно не фигурирует. Много неясного и в самом деле, касающемся «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». В частности, доподлинно неизвестно, какое отношение к ней имел Гумилев.

Лирическая героиня рассматриваемого текста в первой же строке обозначает свою главную проблему: «И всюду клевета сопутствовала мне…». У клеветы – мерзкой, гадкой, отвратительной – ползучий шаг. Из-за нее героиня чувствует себя в городе, названном мертвым, одинокой. Впрочем, страха перед ней нет. На каждый наговор найдется достойный ответ. Зато есть предвидение страшного дня. Лирическая героиня боится, что клевета все-таки настигнет ее на собственных похоронах, ведь мертвые не способны защитить себя от наветов. Пришедшие проститься друзья и знакомые поверят в «постыдный бред», навсегда отвернувшись от покойницы.

Клевета, по мысли Ахматовой, — вещь страшная. Как только к поэтессе пришла слава, появилась необходимость бороться с различными слухами и сплетнями. Понятно, что их вокруг личной жизни Анны Андреевны, в частности, ее брака с Гумилевым, возникало предостаточно. Как бы ни была ужасна так называемая бытовая клевета, есть нечто похуже. Из рассматриваемого стихотворения можно сделать вывод – Ахматова полагала, что ее бывшего супруга оклеветали, что ни в какой контрреволюционной деятельности он участия не принимал. Есть еще один важный момент. «Клевета» выглядит как предсказание дальнейших кошмаров. Расстрелы и аресты, случившиеся в первые годы после революции, оказались только началом. Позже Сталин развернет масштабную кампанию по уничтожению врагов народов, неотъемлемой частью которой станут написанные простыми гражданами доносы. Клевета превратится в мощное оружие, способное уничтожить практически любого человека.

«И всюду клевета…»: стихотворение Анны Ахматовой о трагедии отвергнутого человека

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

И всюду клевета сопутствовала мне.
Ее ползучий шаг я слышала во сне
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
И отблески ее горят во всех глазах,
То как предательство, то как невинный страх.
Я не боюсь ее. На каждый вызов новый
Есть у меня ответ достойный и суровый.
Но неизбежный день уже предвижу я,-
На утренней заре придут ко мне друзья,
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат,
И образок на грудь остывшую положат.
Никем не знаема тогда она войдет,
В моей крови ее неутоленный рот
Считать не устает небывшие обиды,
Вплетая голос свой в моленья панихиды.
И станет внятен всем ее постыдный бред,
Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтоб в страшной пустоте мое осталось тело,
Чтобы в последний раз душа моя горела
Земным бессилием, летя в рассветной мгле,
И дикой жалостью к оставленной земле.

Кстати, последней известной дуэлью стала состоявшаяся перед революцией дуэль поэтов Льва Гумилева и Максимилиана Волошина. Весьма занимательная история.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/251113/19351/

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Диавол в переводе означает – клеветник.

Клевета страшнее смерти.
Клевета – оружие слабых.
Где трусость – там клевета.
Клеветники не те, кто злословят, а те, кто пользуется клеветой.
Против злословия клеветника нет лекарства.
Клевета двоих делает человека преступником, невинной жертвой. Клевета ужасна ещё и потому, что она греховна по отношению к тому, кто её распространяет, но и к тому, кто в неё верит.
Остерегайся клеветы ибо несведущие люди следуют за молвой.
Чужой поступок обсуждая, клеветник на себя принимает позор.
Самая худшая грязь – это грязь клеветы и невежества.
Лесть, высказанная в лицо, клеветой вонзается в спину.
Когда клевещут на твоего друга – клевещут на тебя. (Эфиопская п.)
Клевета, что уголь: не обожжёт, так замарает.
Чужой рот – не огород, не поставишь ворот.
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
Клеветника на том свете за язык вешают.
Землю обойдёшь, а от клеветы не уйдёшь.
Зависть и клевета вместе живут.
На волка клеветали, а бычка мухи съели.
Легко клеветать, да только за это отвечать.
Не всякий знает, кто на него лает.
Клевета произнесённая даже шёпотом, летит на крыльях быстрее ветра.
Клеветой совесть не замарать.
Змею обойдёшь, а от клеветы не уйдёшь.
Клевета, что уголь: не обожжёт, так замарает.
Если хотят убить собаку, говорят, что она бешеная.

«Хвалу и клевету приемли равнодушно».
А.С. Пушкин

Клевета равнодушна к ничтожествам.
Бальзак

Клевета похожа на докучливую осу: если у вас нет уверенности, что вы тут же на месте убьёте её, то и отгонять не пытайтесь, не то она вновь нападёт на вас с ещё большей яростью
Никола-Себастьян де Шамфор

Клеветой и речью ядовитой
Сколько раз в толпе передо мной
Осуждён бывал ты без защиты!
Я одна грустила над тобой…
А.Ф. Жодейко 1854 г.

Злопыхатели и клеветники – словно облачко, набежавшее на солнце: надолго затмить свет доброжелателям не могут. Льстецы и подхалимы – словно дуновение лёгкого ветерка: не заметишь их исчезновения.
Хун Цзычэн

Когда горит в твоей крови
Огонь действительной любви,
Когда ты сознаёшь глубоко
Свои законные права, —
Верь: не убьёт тебя молва,
Своею клеветой жестокой!
Н.А. Некрасов 1848 г.

Стихотворение Анны Ахматовой «Клевета»

А нна Ахматова – достойная дочь Cеребряного века. Искренне выносит она на суд читателя переживания, рожденные в глубинах своего лирического «я».

Гениальность любого поэта состоит в его умении предельно обнажить свою душу, попытке сродниться с читателем, увлечь его и быть с ним на равных. Ведь поэт берёт на себя ответственность сказать не только за себя, но и за читателя, обобщить, раскрыть те истины, которые доступны всем, но не всякому подвластны.

Стихотворение Ахматовой «Клевета» написано спустя год после смерти мужа, Н.С. Гумилёва. В это время в России было много таких семей, «безвинно виноватых», только потому, что они были жёнами, детьми, братьями и сёстрами так называемых врагов народа. Им не подавали руки при встрече, «не узнавали». Но никто из этих людей не сумел поэтически описать трагедию отвергнутого человека, так как это сделала Анна Ахматова в стихотворении «Клевета».

«И всюду клевета сопутствовала мне» – это звучит как приговор и зачин для дальнейшего повествования.

«Её ползучий шаг я слышала во сне». «Ползучий шаг» – эпитет-образ, вызывающий у нас самые мерзкие, отвратительные ассоциации. Ахматова олицетворяет клевету, одушевляет её, придавая ей вездесущность, беспредельность. Она становится тенью лирической героини, которая даже во сне «слышит её ползучий шаг», и «в мёртвом городе под беспощадным небом, // Скитаясь наугад за кровом и за хлебом». Оксюморонное выражение «мёртвый город» помогает нам почувствовать весь ужас одиночества героини. Для неё город мёртв, потому что в нём нет ни единой родственной души, во всех глазах лишь предательство и страх, равнодушие, рождённые горящими отблесками клеветы. Не зря отблески её «горят». Огонь – это не только символ жизни, но и символ уничтожения, испепеления всего живого.

Но «я не боюсь её!» – утверждает лирическая героиня, пытаясь противостоять клевете, убеждая себя в своём бесстрашии. Синтаксически это оформлено предложениями без многоточий, восклицательных и вопросительных знаков, а значит, это полновесное утверждение. Аргументируя это далее, она говорит: «. на каждый вызов новый // Есть у меня ответ достойный и суровый».

Но есть ли на самом деле этот «достойный ответ»? Может быть, это честь и достоинство или преждевременный уход из жизни несломленной души.

Здесь у Ахматовой большое «но» – противоречие самой себе, так как последующие строки полны смирения и покорности.

Но неизбежный день уже предвижу я, –
На утренней заре придут ко мне друзья,
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат.

Полное смирение со своей судьбой, которое подчёркивается эпитетом «неизбежный» и глаголом «предвижу». В русской поэзии заря всегда ассоциировалась с пробуждением природы – у Тютчева, рождением новой жизни – у поэтов-революционистов. Ахматова употребила это слово в том же значении. Естественно, возникает вопрос: «Как можно соединить рождение нового дня и смерть, когда «образок на грудь остывшую положат»?»

В том-то и чудо поэтического слова, что истина рождается из противоречий, сопоставления несопоставимого. Со смертью телесной наступает рождение духовного, освобожденного от земных реалий, возвышенного – души.

Поэтесса намеренно называет смерть «сладчайшим сном», так как это избавление от суровой яви под «беспощадным небом» в «мёртвом городе». У Ахматовой здесь небо «беспощадно», что необычно воспринимается нами, так как мы привыкли считать его символом величия, чистоты и милосердия или открытием истины, как это было у Андрея Болконского и Наташи Ростовой.

Казалось бы, что ещё может сделать клевета? Что может быть страшнее для человека, чем потеря собственной жизни? Но оказывается, может быть, и даже после смерти. Мы видим это в полуфантастической, гротесковой форме, впечатляющей до внутреннего содрогания.

«Никем не знаема тогда она войдет» уже к остывшему телу.

В моей крови её неутолённый рот
Считать не устаёт небывшие обиды,
Вплетая голос свой в моленья панихиды.

Отравлен последний путь усопшей, нарушены покой и умиротворённость, достигаемые моленьями панихиды, отвергается святость обряда. И далее она пишет: «И станет внятен всем её постыдный бред».

Клевета вновь достигает своей цели, разобщает людей, собравшихся у гроба.

Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед.
Чтобы в последний раз душа моя горела.

Горело не только тело живого человека, но и душа, продолжая томиться в неземных муках, но «земным бессилием», «летя в рассветной мгле».

Последняя строчка звучит как гимн любви к жизни, которая, несмотря ни на что, даже на вынужденный уход, есть самая высокая ценность, так как душа «горела» «дикой жалостью к оставленной земле».

Личная драма, показанная через переживания лирической героини, перерастает в философское обобщение вечной борьбы добра со злом, человека с обстоятельствами.

Стихотворение предельно короткое, всего 22 строчки, но очень ёмкое и многоплановое. Здесь не только ощущения героини в её исповеди, – автор прибегает и к сценической образности, вызывающей у читателя яркую картину жизненных реалий. Мы видим, как на утренней заре приходят к ней друзья, слышим их рыдания.

Поэтесса тщательно отбирает эпитеты-символы, эпитеты-образы: «сон сладчайший», «город мёртвый», «беспощадное небо»; метафоры: «душа горела». Личное местоимение «я», неоднократно повторяющееся по ходу повествования, усиливает эмоциональный накал, подчёркивает глубину переживания: «сопутствовала мне», «я не боюсь её», «есть у меня», «предвижу я», «придут ко мне», «мой сон», «в моей крови», «душа моя». Чувствуется вселенское одиночество человека, и этому «я» противопоставлены отблески клеветы «во всех глазах». Слово «всех» и подчёркивает степень отверженности героини, трагедию одиночества.

Кажущаяся простота стихосложения (рифмовка парная, мужская) несёт в себе глубокий смысловой подтекст: небом–хлебом. Символ возвышенного, духовного сочетается с символом земного, насущного. Глаза–страх, тело–горело, мгле–земле, обиды–панихиды отражают суть всего произведения.

Удачное использование анафоры в придаточных предложениях, начинающихся с союза «чтобы», усиливает их побудительное значение:

Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтоб в страшной пустоте моё осталось тело,
Чтобы в последний раз душа моя горела.

Показывая отвратительную сущность клеветы, сравнивая её с «ползучим» пресмыкающимся, Ахматова прибегает к аллитерации, чередуя звуки [з]–[ш], [с]–[ч].

Её ползучий шаг я слышала во сне.

Это стихотворение как нельзя лучше показывает незащищённость души лирической героини перед невзгодами жизни, хотя она и восклицает: «Я не боюсь её». Оно вызывает сочувствие к ней и негодование не только к клевете, но и к поверившим в неё.

C тихи Ахматовой близки нам. Они написаны женщиной бессильной и сильной в слабости своей, отвергнутой и любимой, бесстрашной и побежденной, мятежной и смиренной.

Из этих противоречий состоит не только поэтическое обаяние А.Ахматовой, но и обаяние её как личности. На её хрупкие женские плечи выпали огромные жизненные испытания. Она не только выдержала их, но и продолжала творить, перебросив поэтический мостик из девятнадцатого в двадцатый век.

Стихотворение «Клевета» Ахматова Анна Андреевна

И всюду клевета сопутствовала мне.
Ее ползучий шаг я слышала во сне
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
И отблески ее горят во всех глазах,
То как предательство, то как невинный страх.

Я не боюсь ее. На каждый вызов новый
Есть у меня ответ достойный и суровый.
Но неизбежный день уже предвижу я,-
На утренней заре придут ко мне друзья,
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат,
И образок на грудь остывшую положат.
Никем не знаема тогда она войдет,
В моей крови ее неутоленный рот
Считать не устает небывшие обиды,
Вплетая голос свой в моленья панихиды.
И станет внятен всем ее постыдный бред,
Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтоб в страшной пустоте мое осталось тело,
Чтобы в последний раз душа моя горела
Земным бессилием, летя в рассветной мгле,
И дикой жалостью к оставленной земле.

Еще стихотворения:

КлеветаЧестон был поражен кинжалом, но слегка. Дан промах, так и быть! Злодей вскричал: “Отселе По крайней мере знак останется на теле”. – Черта клеветника.

Андрей-70Беру трагическую тему и окунаю в тему темя, дальше начинается невероятное. Вера? Яд? Ной? Я? Верую! Профанирую, блефуя. Фуй… Чихая нейлоновыми стрекозами, собаки планируют касторкой на вельвет, таракашки-букашки кашляют глюкозой.

Пробралась в нашу жизнь клеветаПробралась в нашу жизнь клевета, как кликуша глаза закатила, и прикрыла морщинку у рта, и на тонких ногах заходила. От раскрытых дверей – до стола, от стола – до дверей.

Девушка из деревниКолеблющийся голос не похож На прежний голос. Смотрит дикой серной. И сердце глухо, точно ржавый нож Тупым концом стучит неравномерно. Как страшно здесь! И вспышки фонарей. И суетня, и улицы.

Мысленно, да!Мысленно, да! но с какой напряженностью Сквозь окна из книг озираем весь мир мы! Я пластался мечтой над огромной сожженностью Сахары, тонул в знойных зарослях Бирмы; Я следил, веки сжав.

Отцепись от меняОтцепись от меня, отвяжись, венский жид, Зигмунд Фрейд. Бред не я, бред оно. Решено, говоришь? Врешь! Я – не отцеубийца.

В лабораторииИз темноты углов ее молчащих И из приборов, всюду видных в ней, Из книг ученых, по шкапам стоящих, Не вызвать в жизнь ни духов, ни теней! Сквозь ряд машин, вдоль.

Все равно мне: человек и каменьВсе равно мне: человек и камень, Голый пень и свежий клейкий лист. Вечно ровен в сердце вещий пламень И мой Дух непобедимо чист. Всем терзаньям, всем усладам тело Я без.

Исчезнет мир в тот самый часИсчезнет мир в тот самый час, Когда исчезну я, Как он угас для ваших глаз, Ушедшие друзья. Не станет солнца и луны, Поблекнут все цветы. Не будет даже тишины, Не.

Не трогать“Не трогать, свежевыкрашен”,- Душа не береглась, И память – в пятнах икр и щек, И рук, и губ, и глаз. Я больше всех удач и бед За то тебя любил.

Никого не решайся видетьНикого не решайся видеть Закрывай свои взоры стеклом и цветами Отстраняя лучи водопада И красивые флаги С белой чистой страницей бумаги На черном лице Будь похож на часы золотые Где.

К чему внимание заострятьК чему внимание заострять На том, что вместе мы и поврозь? Стрела амура – чтобы застрять. Стрела Господня – чтобы насквозь. Сквозь щель поменее, чем ушко, В какое тщился верблюд.

К ЖуковскомуУже бьет полночь – Новый год,- И я тревожною душою Молю подателя щедрот, Чтоб он хранил меня с женою, С детьми моими – и с тобою, Чтоб мне в тиши.

И. Е. РепенуКак жароцвет Чугуевских степей, Как синие стожары ночи южной, Живут и пламенеют силой дружной Созданья кисти сказочной твоей. Пусть сыплется на кудри иней вьюжный: Неколебим великий чародей Над серой рябью.

Додумать не дай, оборвиДодумать не дай, оборви, молю, этот голос, Чтоб память распалась, чтоб та тоска раскололась, Чтоб люди шутили, чтоб больше шуток и шума, Чтоб, вспомнив, вскочить, себя оборвать, не додумать, Чтоб.

Еще по теме:

  • Уголовный кодекс рк 2018 года статьи Уголовный Кодекс РКСтатья 194. Вымогательство 1. Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера […]
  • Займ денег у теле2 Займ денег у теле2 Одним из главных приоритетов Теле2 является предоставление бесперебойной связи и доступа в интернет при любых условиях, даже если на счёте абонента закончились деньги. […]
  • Купить конфискованное имущество в екатеринбурге Непрофильные активы, залоговое, арестованное и конфискованное имущество от банков в регионе Екатеринбург (Свердловская область) Продажа непрофильных активов, залогового имущества от банков […]
  • Практика по ст 154 ук рф Статья 154. Незаконное усыновление (удочерение) СТ 154 УК РФ. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, […]
  • Мировой суд участок 408 Мировой суд участок 408 Фаюстова Мария Михайловна Телефон: 8(495) 408-23-95 Руководитель аппарата мирового судьи Захарчук Анна Александровна секретарь суда Пестова Ксения […]
  • Ст 265 кзот Кодекс законов о труде Украины Статья 265. Ответственность за нарушение законодательства о труде Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, […]