Классификатор земли промышленности

Оглавление:

Классификатор земли промышленности

Украинский классификатор целевого использования земли
(УКЦИЗ)

1. Земли населенных пунктов

1.1. Для ведения товарного сельскохозяйственного производства

1.2. Для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, городничества, сенокошение и выпас скота

1.3. Для ведения исследовательских и учебных целей, пропаганды передового опыта, для ведения сельского хозяйства

1.4. Для ведения подсобного сельского хозяйства

1.5. Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

1.6. Для традиционных народных промыслов и предпринимательской деятельности

1.7. Для другого сельскохозяйственного назначения

1.8. Для индивидуального жилого, гаражного и дачного строительства

1.9. Жилых, жилищно-строительных, гаражно- и дачно-строительных кооперативов

1.10.1. Добывающей
1.10.2. Металлургии и обработки металла
1.10.3. По производству и распределению электроэнергии
1.10.4. По производству строительных материалов (за исключением строительных площадок)
1.10.5. Предприятий другой промышленности

1.11. Коммерческого использования

1.11.1. Автотехобслуживание
1.11.2. Оптовой торговли и складского хозяйства
1.11.3. Розничной торговли и коммерческих услуг
1.11.4. Рыночной инфраструктуры
1.11.5. Исследований и разработок
1.11.6. Другой коммерческой деятельности

1.12. Общественного назначения

1.12.1. Государственного управления и местного самоуправления
1.12.2. Обороны
1.12.3. Образования
1.12.4. Культуры
1.12.5. Здравоохранения и социальных услуг
1.12.6. Общественных и религиозных организаций
1.12.7. Физической культуры и спорта
1.12.8. Экстерриториальных организаций и органов
1.12.9. Другого общественного назначения

1.13. Смешанного использования

1.13.1. Жилой застройки и промышленности
1.13.2. Жилой застройки и коммерческого использования
1.13.3. Жилой застройки и общественного назначения
1.13.4. Промышленности, коммерческого использования и общественного назначения

1.14. Транспорта, связи

1.14.1. Железнодорожного транспорта
1.14.2. Автомобильного транспорта
1.14.3. Трубопроводного транспорта
1.14.4. Морского транспорта
1.14.5. Внутреннего водного транспорта
1.14.6. Воздушного транспорта
1.14.7. Трамвайного и троллейбусного транспорта
1.14.8. Метрополитена
1.14.9. Связи и телекоммуникаций
1.14.10. Другие земли транспорта и связи

1.15. Природоохранного назначения

1.16. Оздоровительного назначения (для организации профилактики и лечение)

1.17. Рекреационного назначения

1.18. Историко-культурного назначения

1.19. Для ведения лесного хозяйства

1.20. Водохозяйственных предприятий

1.21. Другого назначения

1.21.1. Резервного фонда

2. Земли сельскохозяйственного назначения

2.1. Для ведения товарного сельскохозяйственного производства

2.2. Для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошение и выпас скота

2.3. Для ведения исследовательских и учебных целей, пропаганды передового опыта, для ведения сельского хозяйства

2.4. Для ведения подсобного сельского хозяйства

2.5. Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

2.6. Для традиционных народных промыслов и предпринимательской
деятельности

2.7. Для другого сельскохозяйственного назначения

3. Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения

3.1.1. Добывающей
3.1.2. Металлургии и обработки металла
3.1.3. По производству и распределению электроэнергии
3.1.4. По производству строительных материалов ( за исключением строительных площадок)
3.1.5. Предприятий другой промышленности

3.2. Транспорта, связи

3.2.1. Железнодорожного транспорта
3.2.2. Автомобильного транспорта
3.2.3. Трубопроводного транспорта
3.2.4. Морского транспорта
3.2.5. Внутреннего водного транспорта
3.2.6. Воздушного транспорта
3.2.7. Трамвайного и троллейбусного транспорта
3.2.8. Метрополитена
3.2.9. Связи и телекоммуникаций
3.2.10. Другие земли транспорта и связи

3.3. Обороны (для размещения и постоянной деятельности военных частей, учреждений, учебных заведений, предприятий, организаций)

3.4. Другого назначения

4. Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения

4.1. Природоохранного
4.2. Оздоровительного (для организации профилактики и лечения)
4.3. Рекреационного
4.4. Историко-культурного

5. Земли лесохозяйственного назначения

5.1. Для ведения лесного хозяйства

6. Земли водохозяйственного назначения

6.1. Водохозяйственных предприятий

УТВЕРЖДЕНО
письмом Госкомзема Украины
от 24 апреля 1998 г.
N 14-1-7/1205

Если Вы хотите чтобы информация о Вас была отображена на официальном сайте
«Центр экспертных услуг (экспертная оценка имущества)»
напишите письмо на адрес:
[email protected]
с указанием своих данных или свяжитесь с нами по телефонам:
(0629) 47-47-85
( 050 ) 6000-300

On-line консультация
icq 331744379

Обзор нового Классификатора видов разрешенного использования земельных участков

Одним из важнейших критериев при определении правового статуса земельного участка является такой показатель, как вид разрешенного использования. Он непосредственно указывает действия владельца и определяет его права. Иначе говоря, обрабатывать землю, пасти на ней скот, строить или перестраивать уже имеющиеся объекты недвижимости собственник должен строго в соответствии с видом разрешенного использования. В настоящем материале мы рассмотрим особенности нового классификатора видов разрешенного использования земельных участков и поговорим о том, в каких случаях можно изменить этот показатель, если имеющаяся у вас в собственности земля понадобилась вам для других целей.

Согласно Земельному кодексу РФ функциональное назначение любых территорий в стране должно определяться исключительно на основании вида разрешенного использования. Кроме того, последний необходим для таких целей, как определение кадастровой стоимости участка, установление его предельных размеров и в случае смены собственника. Оценку вида разрешенного использования земли осуществляет орган кадастрового учета либо местная администрация.

ЗАЧЕМ ПОНАДОБИЛСЯ НОВЫЙ КЛАССИФИКАТОР?

Вот уже чуть более года вопрос определения вида разрешенного использования регламентирует новый Классификатор, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». Документ вступил в силу 24 декабря 2014 года.

Ранее законодательство делило земли по целевому назначению. Таковых категорий насчитывалось семь, а именно: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, особо охраняемых территорий, земли лесного и водного фонда; отдельно выделялись зоны, на которых невозможно вести какую-либо хозяйственную деятельность. Виды же разрешенного использования определялись согласно градостроительным регламентам, входящим в правила землепользования и застройки.

Однако на практике часто возникали случаи, когда в силу некоторой неопределенности либо неоднозначности власти на местах трактовали их по-разному, а порой и по-своему. Все это создавало серьезную неразбериху, сопровождавшуюся конфликтами и тяжбами. С целью устранения подобных разночтений на уровне регионов, приводящих к проблемам при оформлении и использовании земель, Минэкономразвития и разработало новый – единый, гораздо более четкий и подробный – классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который призван регулировать этот вопрос повсеместно на территории страны.

Как и большинство законодательных нововведений, поначалу регламент был принят довольно критично. В частности, в нем были найдены противоречия действующему Земельному кодексу России. Некоторыми экспертами были озвучены мнения, что введение единой системы не отвечает условиям обеспечения качества классификации. И действительно: не всегда можно привести в соответствие старую систему с новой, отсюда возникает немало сложностей. Тем не менее специалистам ничего не остаётся, как постепенно адаптировать свою практику к новому классификатору.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КЛАССИФИКАТОРА

Новый классификатор устанавливает 81 вид разрешенного использования земельных участков, каждому из которых присваивается определенный числовой код. В свою очередь все эти многочисленные виды входят в 12 групп. Рассмотрим их по порядку.

1. В первую группу входят земли, предназначенные для ведения сельскохозяйственной деятельности (код 1.1 – 1.18).

В ней выделяются такие виды работ, как растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных и цветочных культур, выращивание льна и конопли. В подразделе «Животноводство» свой код имеют следующие разновидности этой деятельности: скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство. Кроме того, выделены участки для научного обеспечения сельского хозяйства (под селекционирование и размещение коллекции генетических ресурсов растений); для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (с возможностью возводить на участке соответствующие постройки); для обеспечения сельскохозяйственного производства (позволяет размещать гаражи для спецтехники и ангары, трансформаторные будки и прочие сооружения подобного рода). Кроме того, есть такие виды целевого назначения, как ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках и, отдельно, питомники.

2. Вторая группа охватывает участки, предназначенные для размещения объектов жилой недвижимости (код 2.1 – 2.7).

В нее входят: малоэтажная жилая застройка (возведение домов высотой не более трех этажей, предназначенные для проживания одной семьи), приусадебный участок личного подсобного хозяйства, блокированная жилая застройка, передвижное жилье, среднеэтажная жилая застройка, многоэтажная (высотная) жилая застройка, обслуживание жилой застройки. Обращаем ваше внимание, что эти земли предназначены только для жилья; на таких участках запрещено строить гостиницы, санатории, служебные жилые помещения на производственных объектах, а также тюрьмы.

3. Участки третьей группы (код 3.1 – 3.10) предназначены для общественного использования объектов капитального строительства в сфере коммунального, социального и бытового обслуживания, здравоохранения и ветеринарии, образования и просвещения, культурного развития, религиозного использования, общественного управления, обеспечения научной деятельности (то есть для объектов ЖКХ, больниц, школ, учреждений культуры и искусства, церквей, зданий местных администраций и научных организаций).

4. Четвертая группа видов разрешенного использования посвящена предпринимательству (код 4.1 – 4.9).

Классификатор выделяет участки, предназначенные для объектов недвижимости делового управления (с целью размещения органов управления производством, торговлей, банковской и прочей неадминистративной деятельности); торговых и торгово-развлекательных центров (площадью свыше 5000 кв. м); рынков (при этом каждое отдельное торговое место не должно превышать 200 кв. м); магазинов (площадью до 5000 кв. м); для объектов банковской и страховой деятельности; для зданий общественного питания; гостиничного обслуживания; для развлечения (подразумеваются такие объекты, как танцплощадки, аквапарки, ночные клубы, аттракционы, ипподромы, игровые площадки и т.п. ); для объектов обслуживания автотранспорта (гаражи, мойки, стоянки, АЗС, ремонтные мастерские и проч.).

5. Пятая группа посвящена территориям для активного отдыха и здорового образа жизни (код 5.1 – 5.5).

Выделяются зоны, отведенные для природно-познавательного туризма, места для охоты и рыбалки, причалы для маломерных судов, поля для гольфа или конных прогулок.

6. Шестая группа включает земли, отведенные для производственной деятельности (код 6.1 – 6.9), сюда входят следующие сферы: недропользование, тяжелая промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность, нефтехимическая промышленность, строительная промышленность, энергетика, связь, склады. Здесь же отведены территории, предназначенные для ведения космической деятельности.

Так, на участках, предоставленных энергетикам, можно размещать атомные станции и ядерные установки. На землях, выделенных для тяжелой промышленности, разрешается возводить автомобильные заводы и горно-перерабатывающие предприятия. На участках легкой промышленности можно строить заводы по производству одежды, лекарств и любых других товаров повседневного спроса, и т.п.

7. Земли седьмой группы предназначены для организации транспортных путей с целью перевозки пассажиров и грузов (код 7.1 – 7.5).

Сюда входят участки для размещения железнодорожных линий и станций (а также всех сопутствующих объектов капитального строительства), автомобильных дорог, прокладки водных путей, воздушного транспорта (аэродромы и пр.), а также трубопроводных линий.

8. Восьмая группа видов разрешенного использования посвящена обеспечению обороны и безопасности (код 8.0 – 8.4).

Здесь можно найти участки для возведения объектов недвижимости, необходимых для поддержания боевой готовности Вооруженных Сил РФ, а также военных учебных заведений; зоны для полигонов, разработки или испытания вооружения, места для захоронения отходов и т.п. ; для размещения пограничных зданий, пунктов пропуска и т.п. ; для возведения зданий службы спасателей и органов внутренних дел; а также для мест лишения свободы (следственных изоляторов, тюрем, поселений).

9. Девятая группа содержит земли, отведенные для изучения природных ресурсов, исторических объектов, курортной деятельности (код 9.0 – 9.3).

К этой группе относятся территории заповедников и национальных парков, памятников природы, ботанических садов и дендрологических парков, санаторные зоны и участки, на которых расположены исторические объекты.

10. Группа видов с числовыми обозначениями 10.0 – 10.4 охватывает участки для работы с лесными ресурсами, заготовкой и обработкой древесины, насаждений резервных лесных фондов.

На землях лесного хозяйства можно только выращивать лесные плантации, заготавливать древесину и охранять леса от воздействия вредных человеческих и природных факторов.

11. Одиннадцатая группа (код 11.0 – 11.3) посвящена размещению объектов гидротехнического фонда.

Сюда входят как непосредственно водные объекты (ледники, снежники, ручьи, реки, озера, болота, территориальные моря и др.), так и примыкающие к ним земельные участки для размещения объектов капитального строительства, позволяющих обслуживать их и вести соответствующие работы.

12. Наконец, группа с числовыми обозначениями 12.0 – 12.3 предназначена для проведения видов деятельности нехозяйственного использования.

Здесь можно найти участки, выделенные для тротуаров и автомобильных дорог в пределах населенных пунктов, парков, набережных, прогулочных зон и других открытых территорий, не подразумевающих взимание платы. Сюда же входят зоны для размещения кладбищ и строительства ритуальных объектов; территории для скотомогильников и складирования отходов промышленного производства, в том числе радиоактивных; а также земли запаса.

КАК УЗНАТЬ ВИД РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВАШЕГО УЧАСТКА

Таблица Классификатора содержит гораздо более подробное описание, чем мы привели в нашем обзоре, с тем чтобы любой желающий имел возможность самостоятельно выяснить, правильно ли определен вид разрешенного использования его участка. В ситуации, когда обнаружены неточности или нарушения, собственник вправе подать иск в судебные инстанции.

Сведения о виде разрешенного пользования территорией обязательно должны быть внесены в Единый государственный кадастр недвижимости, и поэтому всегда можно запросить информацию в кадастровой палате – в виде выписки из ГКН. В случае отсутствия кадастрового паспорта на землю вам придется его оформить.

Напомним, что теперь не обязательно обращаться с этим запросом в ведомство лично – существует такой электронный ресурс, как публичные кадастровые карты (размещен на официальном портале Росреестра). Вам нужно вести номер или адрес земельного участка, и данные об объекте отобразятся на экране. Вид разрешенного использования участка относится к общедоступным сведениям о территории.

КАК ИЗМЕНИТЬ ВИД РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Если вы планируете вести на участке деятельность, не связанную с установленным ранее видом разрешенного использования, вам необходимо изменить этот показатель, и прежде всего — узнать, возможно ли это.

Скажем, если вы намерены сдавать в своем трехэтажном коттедже один из этажей в аренду, необходимо привести это в согласие с законодательством. Как ясно из вышеприведенного обзора нового Классификатора, земли, предназначенные для малоэтажных жилых домов, к которому относится ваша постройка, имеют условием проживание только одной семьи. Либо вы намерены открыть на участке малое производство, но земли относятся к категории жилых. Возможно ли изменить в этом случае вид разрешенного использования?

Чтобы определить это, вы должны иметь четкое представление о делении земли на территориальные зоны, состоящие из основных, вспомогательных и условно разрешенных видов использования. Если вы не владеете этой информацией, лучше прибегнуть к помощи профессионалов. Консультация грамотного специалиста поможет получить ответ на этот вопрос.

Если изменение вида разрешенного использования в вашем случае позволяет законодательство, ваш следующий шаг — обращение в органы кадастрового учета. Чтобы получить нужный вам код использования земельного участка, вам предстоит переоформить кадастровый паспорт. Для этого необходимо подать в кадастровую палату заявление об изменении вида разрешенного использования участка и приложить к нему следующие документы:

  • удостоверение личности собственника объекта недвижимости;
  • документы, устанавливающие право владения землей;
  • технический паспорт и территориальный план участка;
  • выписку из ЕГРП;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Следует знать, что даже если вид разрешенного использования может быть изменен в соответствии с вашим заявлением законодательно, органы кадастрового учета могут отказать вам в этом по следующим причинам:

1 – вами представлены не все документы из вышеуказанного перечня;

2 – и-за отсутствия в ГКН сведений о межевании территориальной зоны, на которой расположен ваш участок.

В последнем случае потребуется обратиться к лицензированным специалистам-оценщикам, чтобы провести работы по установке, описанию и регистрации границ в государственном кадастре недвижимости, что откроет возможности для изменения вида разрешенного использования вашего участка.

Виды разрешенного использования земельного участка: можно ли поменять?

Вид разрешенного использования является одной из важнейших характеристик земельного участка, поскольку именно он определяет, какие объекты капитального строительства могут быть возведены правообладателем на данном участке. О том, как он устанавливается, какие обязательства налагает на собственника земельного участка и как его можно поменять, читайте в материале.

Как правило, виды разрешенного использования утверждаются в составе градостроительных регламентов, содержащихся в правилах землепользования и застройки, которые применяются в пределах границ соответствующей территориальной зоны в отношении определенной категории земель и являются обязательными для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (ст. 85 ЗК РФ, ст. 9, 36 ГрК РФ). Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и/или разрешенным использованием является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Как известно из положений ст. 1, 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории (земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса). При этом градостроительный регламент может быть утвержден только в отношении земель определенных категорий, а именно земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения за исключением сельскохозяйственных угодий, земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель иного специального назначения. В отношении же земельных участков, входящих в состав таких категорий земель, как сельскохозяйственные угодья, земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), земель запаса, земель, покрытых поверхностными водами, а также земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития, градостроительный регламент не устанавливается (ст. 36 ГрК РФ).

Как определить и изменить вид разрешенного использования земельного участка, на который распространяется утвержденный градостроительный регламент?

В случае если в отношении земель, в состав которых входит земельный участок, градостроительный регламент утвержден, он может предусматривать три категории видов разрешенного использования такого участка:

Основные виды разрешенного использования предусматривают размещение на участке объектов капитального строительства, назначение которых предпочтительно в рамках данной территориальной зоны и соответствует целям ее выделения. Правообладатель земельного участка, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, вправе выбирать любой из предусмотренных градостроительным регламентом основных видов разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований (п. 4 ст. 37 ГрК РФ).

Вспомогательные виды разрешенного использования также разрешены к выбору правообладателями участков без дополнительных разрешений и согласований, но только в качестве дополнительных по отношению к основным или условно разрешенным видам использования в силу прямого указания п. 1 ст. 37 ГрК РФ. Это означает, что застраивать земельный участок исключительно объектами, соответствующими вспомогательному виду разрешенного использования, недопустимо. Указанные объекты могут быть размещены на участке только совместно с объектами, соответствующими основным или условно разрешенным видам использования. Как правило, вспомогательные виды использования допускают размещение на участке объектов, необходимых для использования или обслуживания объектов, построенных в рамках основного вида разрешенного использования участка. При этом в правилах землепользования и застройки обычно предусматриваются ограничения по использованию участка в соответствии со вспомогательными видами его использования. Например, может быть предусмотрено, что площадь, занятая соответствующими объектами, не может превышать 30% от общей площади земельного участка.

Порядок выбора основных или вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков такими их правообладателями, как органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, в настоящее время законодательством не определен. Однако согласно п. 56 информации Минэкономразвития России «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ „О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“», если земельный участок находится в публичной собственности, то выбор основного и вспомогательного видов разрешенного использования осуществляется в особом порядке: уполномоченный орган принимает решение об установлении вида разрешенного использования участка в соответствии с правилами землепользования и застройки и направляет его в орган кадастрового учета в рамках информационного взаимодействия. Аналогичное разъяснение содержится в письме Росреестра от 03.03.2015 № 14-исх/02858-ГЕ/15 «О видах разрешенного использования земельных участков».

Применительно к государственным и муниципальным учреждениям и предприятиям в письме Росреестра от 03.03.2015 № 14-исх/02858-ГЕ/15 указано на то, что в связи со специальной правоспособностью указанные юридические лица могут осуществлять на земельных участках только предусмотренные учредительными документами виды деятельности. Следовательно, говорить о выборе названными юридическими лицами вида разрешенного использования земельным участком не приходится: они осуществляют только ту деятельность, которая соответствует целям их создания.

В отличие от основных и вспомогательных, условно-разрешенные виды использования участка не могут быть выбраны правообладателем участка по своему усмотрению. Для осуществления на участке строительства в соответствии с условно разрешенным видом использования правообладателю участка необходимо пройти специальную процедуру согласования, установленную ст. 39 ГрК РФ.

В общем виде данная процедура выглядит следующим образом: правообладатель земельного участка — физическое или юридическое лицо — направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования участка в комиссию, уполномоченную производить подготовку проекта правил землепользования и застройки территории, на которой расположен участок. По вопросу предоставления разрешения проводятся публичные слушания в порядке, установленном уставом и/или нормативными правовыми актами муниципального образования. На основании заключения по итогам публичных слушаний и подготовленных комиссией рекомендаций глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения или же об отказе в предоставлении. В случае предоставления разрешения правообладатель земельного участка вправе размещать на участке объекты в соответствии с условно разрешенным видом использования.

Следует отметить, что в большинстве случаев условно разрешенные виды использования даже после получения разрешения на их применение дают владельцу земельного участка меньше возможностей для его использования по сравнению с аналогичным видом разрешенного использования, если он является основным.

Как определить и изменить вид разрешенного использования земельного участка, в отношении которого должен быть утвержден градостроительный регламент?

Если земельный участок входит в состав земель, в отношении которых градостроительный регламент только должен быть утвержден, то в этом случае нельзя говорить о наличии основных, вспомогательных и условно разрешенных видах разрешенного использования, и до принятия градостроительного регламента виды разрешенного использования участка определяются в особом порядке.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 191-ФЗ) в редакции, вступившей в силу с 1 сентября 2016 г., до 1 июля 2017 г. разрешенное использование земельных участков определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки. А в подпункте 2 п. 1 ст. 4 Закона № 191-ФЗ предусмотрено, что орган власти обязан указать информацию о разрешенном использовании в составе градостроительного плана земельного участка (далее — ГПЗУ). На практике уполномоченные органы заполняют ГПЗУ в отсутствие утвержденного проекта планировки территории, внося вид разрешенного использования на основании данных Государственного кадастра недвижимости. Обоснованность таких действий подтверждается судебной практикой (см., например, постановление АС Московского округа от 05.11.2014 № Ф05-12322/14 по делу № А40-188082/13-84-1662).

Отдельно подп. 3 п. 1 ст. 4 Закона № 191-ФЗ регулируются вопросы изменения вида разрешенного использования таких земельных участков. До 1 июля 2017 г. решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования по общему правилу принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Без проведения публичных слушаний возможно принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков, предусматривающих жилищное строительство, а также земельных участков, вид разрешенного использования которых уже был изменен на другой до введения в действие ГрК РФ в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, при условии, что выбранный вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.

Как определить виды разрешенного использования земельных участков, в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, и участков, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов?

Вид разрешенного использования земельных участков, сформированных на землях таких категорий, в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется на основании данных Государственного кадастра недвижимости.

Если участок еще не образован, то вид разрешенного использования будет внесен в Государственный кадастр недвижимости с учетом содержания схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 11.10 ЗК РФ). Как предусмотрено подп. 4 п. 14 ст. 11.10 ЗК РФ, в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указывается в том числе вид разрешенного использования, если в отношении образуемого земельного участка градостроительный регламент не устанавливается.

Процедура изменения вида разрешенного использования земельных участков, в отношении которых градостроительный регламент не устанавливается, федеральным законодательством не предусмотрена, несмотря на прямое указание необходимости этого в п. 5 ст. 37 ГрК РФ.

Согласно письму Минэкономразвития России от 26.06.2015 № Д23и-2963 порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются до принятия федерального закона, может быть определен законодательством субъекта РФ. Необходимо отметить, что данная позиция не в полной мере соответствует п. 7 ст. 36 ГрК РФ, который предусматривает, что решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Кроме того, рассматриваемое письмо Минэкономразвития России противоречит позиции Верховного суда РФ, который в Обзоре судебной практики за IV квартал 2013 г. указал, что запрет на установление градостроительного регламента в отношении определенных категорий земель (земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения) исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 191-ФЗ (ответ на вопрос № 5). Иными словами, по мнению Верховного суда РФ, в отсутствие федерального регулирования виды разрешенного использования земельных участков, в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются или не применяются, не могут быть изменены.

Таким образом, до принятия специального федерального закона, регулирующего данный вопрос, изменение вида разрешенного использования таких участков сопряжено с существенными рисками для правообладателя, связанными с использованием участка в соответствии с новым видом использования. В качестве примеров таких рисков можно привести возможный отзыв градостроительного плана участка и разрешения на строительство, а также признания возведенных строений самовольными постройками (ст. 222 ГК РФ).

В таких условиях юридически безопасным способом изменения вида разрешенного использования является изменение категории земельного участка на ту категорию, которая предполагает утверждение градостроительного регламента. Порядок и условия такого изменения регулируются положениями Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

О Федеральном классификаторе видов разрешенного использования земельных участков

Согласно ч. 2 ст. 7 ЗК РФ вид разрешенного использования земельных участков определяется в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» утвержден соответствующий классификатор, содержащий закрытый перечень возможных видов разрешенного использования, а также коды к ним, подлежащие применению на всей территории РФ в случаях определения видов разрешенного использования земельных участков, устанавливаемых после вступления указанного приказа в силу. При этом согласно п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия классификатору.

В случае несоответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору правообладатель может обратиться в уполномоченный орган с заявлением об устранении такого несоответствия, которое должно быть рассмотрено в течение месяца. Принятое решение об установлении соответствия является основанием для внесения изменений в сведения кадастрового учета земельного участка, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости.

Классификатор также содержит пояснения по деятельности, допустимой по каждому виду разрешенного использования. Необходимо отметить, что некоторые из этих пояснений противоречат ГрК РФ, например, согласно п. 3 ст. 48 ГрК РФ под объектами индивидуального жилищного строительства понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. В то же время согласно классификатору объект ИЖС должен быть пригодным для постоянного проживания (без дополнительных уточнений) и высотой не выше трех надземных этажей.

Поскольку ГрК РФ имеет большую юридическую силу по сравнению с утвердившим классификатор приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 № 540, создается неопределенность возможности применения классификатора в части, противоречащей ГрК РФ.

Следует иметь в виду, что в ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрена необходимость проведения кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов, состав и порядок представления которых установлен ст. 21 и 22 указанного -закона.

В случае изменения вида разрешенного использования правообладатель участка обязан внести соответствующие сведения в Государственный кадастр недвижимости. За уклонение от исполнения данной обязанности правообладатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, то есть за использование участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и/или разрешенным использованием (см., например, постановление Верховного суда РФ от 18.05.2015 по делу № 308-АД15-3776, А53-21352/2014).

Кроме того, согласно устоявшейся судебной практике изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования. В случае когда фактическое использование участка осталось неизменным (отсутствуют доказательства использования участка по иному назначению), изменение разрешенного использования земельного участка не допускается (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 № 13016/11 по делу № А27-12216/2010).

Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 41, ст. 3993; № 52, ст. 5276; 2005, № 1, ст. 15, 17; № 10, ст. 763; № 30, ст. 3122, 3128; 2006, № 1, ст. 17; № 17, ст. 1782; № 23, ст. 2380; № 27, ст. 2880, 2881; № 31, ст. 3453; № 43, ст. 4412; № 50, ст. 5279, 5282, 5498; 2007, № 1, ст. 23, 24; № 10, ст. 1148; № 21, ст. 2455; № 26, ст. 3075; № 31, ст. 4009; № 45, ст. 5417; № 46, ст. 5553; 2008, № 20, ст. 2251, 2253; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3597, 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 19; № 11, ст. 1261; № 29, ст. 3582, 3601; № 30, ст. 3735; № 52, ст. 6416, 6419, 6441; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 47, 54; № 13, ст. 1688; № 15, ст. 2029; № 25, ст. 3531; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4284; № 30, ст. 4562, 4563, 4567, 4590, 4594, 4605; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7027, 7043; № 50, ст. 7343, 7365, 7359, 7366; № 51, ст. 7446, 7448; 2012, № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4322; № 53, ст. 7643; 2013, № 9, ст. 873; № 14, ст. 1663; № 30, ст. 4080; 2014, № 26, ст. 3377) приказываю:

1. Утвердить классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

2. Установить, что в соответствии с классификатором, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа, определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 сентября 2014 г.

Приложение
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 1 сентября 2014 г. № 540

Про затвердження Класифікації видів цільового призначення земель

ДЕРЖАВНИЙ КОМІТЕТ УКРАЇНИ ІЗ ЗЕМЕЛЬНИХ РЕСУРСІВ

Зареєстровано в Міністерстві
юстиції України
01 листопада 2010 р.
за № 1011/18306

Про затвердження Класифікації видів цільового призначення земель

Відповідно до пункту «г» статті 15 та статті 19 Земельного кодексу України, пункту «ґ» статті 14 Закону України «Про землеустрій», підпункту 11 пункту 4 Положення про Державний комітет України із земельних ресурсів, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 19.03.2008 № 224, та з метою забезпечення обліку земель за видами їх цільового призначення у державному земельному кадастрі НАКАЗУЮ:

2. Голові Республіканського комітету по земельних ресурсах Автономної Республіки Крим, начальникам головних управлінь Держкомзему в областях, містах Києві та Севастополі, керівникам підприємств, що належать до сфери управління Держкомзему забезпечити використання Класифікації видів цільового призначення земель при веденні державного земельного кадастру та державного реєстру земель, функціонуванні автоматизованої системи державного земельного кадастру.

3. Відділу інформаційного забезпечення роботи з громадськістю та засобами масової інформації (Зінківська Л.М.) забезпечити розміщення цього наказу на веб-сайті Держкомзему.

4. Департаменту державного земельного кадастру (Славін І.В.) та Юридичному департаменту (Юрець О.І.) у встановленому порядку забезпечити подання цього наказу на державну реєстрацію до Міністерства юстиції України.

5. Цей наказ набирає чинності через три місяці з дня його офіційного опублікування.

6. Контроль за виконанням цього наказу залишаю за собою.

Міністр охорони навколишнього
природного середовища України

Міністр культури і туризму України

В.о. Міністра аграрної політики України

Перший заступник
Міністра охорони здоров’я України —
головний державний санітарний лікар України

В.о. Міністра промислової політики України

Міністр оборони України

Міністр палива та енергетики України

Міністр транспорту та зв’язку України

Голова Державного комітету України
з питань регуляторної політики та підприємництва

Голова державного комітету України
по водному господарству

Голова Державного комітету
лісового господарства України

Еще по теме:

  • Статья 111 часть 2 пункт з ук рф что грозит Какой срок грозит по ст 111ч 2 п "з", если обвиняемый ранее был судим? у моего мужа были две судимости по 111ст.был условный срок.во время усл.срока он совершил преступление по ст.105 по […]
  • Не ставят на учет по беременности без узи Не ставят на учёт В 5 недель пошла встать на учёт по беременности и меня не поставили, сейчас 7, скоро даже 8 и меня опять не поставили. Сказали поставят в 11-12. А то что надо витамины […]
  • Аванс сцена мытищи Аванс сцена мытищи ДО «Лучики» гр.1 . Вот и наступила осень, но на душе радостно и тепло. Именно такие чувства оставил праздник осени. Всегда ждёшь , чтобы осень быстрее. Хочу выразить […]
  • Уголовный кодекс рк 2018 года статьи Уголовный Кодекс РКСтатья 194. Вымогательство 1. Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера […]
  • Купить конфискованное имущество в екатеринбурге Непрофильные активы, залоговое, арестованное и конфискованное имущество от банков в регионе Екатеринбург (Свердловская область) Продажа непрофильных активов, залогового имущества от банков […]
  • Займ денег у теле2 Займ денег у теле2 Одним из главных приоритетов Теле2 является предоставление бесперебойной связи и доступа в интернет при любых условиях, даже если на счёте абонента закончились деньги. […]