Какой закон об инвентаризации

Инвентаризация основных средств: оформление

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ рассказали как правильно отражать основные средства в инвентаризационных ведомостях по форме № ИНВ-1 и в протоколе заседания инвентаризационной комиссии по рассмотрению результатов годовой инвентаризации.

Проведение инвентаризации основных средств

Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) определено, что активы и обязательства подлежат инвентаризации.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 11 Закона № 402-ФЗ).

Порядок проведения инвентаризации организациями установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее — Указания). Отметим, что Указания являются обязательными к применению в той части, в которой они не противоречат положениям Закона № 402-ФЗ и федеральным стандартам бухгалтерского учета (документам, их заменяющим) (ч.ч. 1, 2 ст. 21, ч. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ).

Согласно п. 1.4 Указаний основными целями инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия имущества;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверка полноты отражения в учете обязательств.

Документы по инвентаризации основных средств

Согласно п. 2.5 Указаний сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации (не менее чем в двух экземплярах), примерные формы которых приведены в приложениях №№ 6-18 к Указаниям.

В приложении № 6 к Указаниям приведена форма № ИНВ-1 «Инвентаризационная опись основных средств». Кроме того, постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 утверждена форма № ИНВ-1 «Инвентаризационная опись основных средств».

В указанных формах предусмотрено отражение стоимости основных средств по данным бухгалтерского учета.

Учет основных средств регулируется нормами ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания).

Согласно п. 7 ПБУ 6/01 и п. 23 Методических указаний основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Кроме того, учет основных средств ведется с использованием инвентарных карточек, в которых также указывается первоначальная стоимость объекта основных средств (п. 12 Методических указаний).

Следовательно, в инвентаризационных описях необходимо указывать стоимость основных средств по первоначальной стоимости.

Подтверждением тому, что в инвентаризационной описи основные средства указываются по первоначальной стоимости является также п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, согласно которому инвентаризация имущества и обязательств проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе нее проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Закон № 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

Таким образом, инвентаризационная опись основных средств может быть составлена по форме, определенной руководителем, причем за основу может быть принята форма № ИНВ-1.

Причем, по нашему мнению, при необходимости организация вправе дополнить разработанные формы инвентаризационных описей основных средств сведениями об остаточной стоимости основных средств.

Косвенным подтверждением тому, что в инвентаризационных описях могут приводиться сведения по первоначальной и остаточной стоимости основных средств служат судебные решения, в которых использовались данные таких документов (смотрите, например, постановления АС Московского округа от 12.08.2014 № Ф05-7277/14, ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2011 № Ф07-2833/11, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 № 11АП-228/16).

Протокол заседания инвентаризационной комиссии не является унифицированной формой и оформляется в произвольном порядке. При этом данные, приведенные в протоколе, на наш взгляд, должны соответствовать данным, указанным в инвентаризационной описи. Соответственно, если в инвентаризационной описи стоимость основных средств указывается по первоначальной стоимости, в протоколе также необходимо указать первоначальную стоимость основных средств. Причем в протоколе при необходимости также можно указать остаточную стоимость основных средств.

В любом случае формы инвентаризационной описи и порядок оформления протокола заседания инвентаризационной комиссии необходимо утвердить в учетной политике организации.

Башкирова Ираида, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер
Королева Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Порядок проведения инвентаризаций

Согласно ст. 10 Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее — Закон о бухучете) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние соответствие критериям признания и оценка.

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, а также оформления ее результатов определен Положением про инвентаризацию активов и обязательств, утвержденным приказом Минфина от 02.09.2014 № 879 (далее — Положение № 879).

Положение № 879 применяется юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (кроме банков), а также представительствами иностранных субъектов хозяйственной деятельности (далее — предприятия). Ранее действовавшая Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов, а также расчетов, утвержденная приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69 (далее — Инструкция № 69) утратила силу.

Положением № 879 определено, что проведение инвентаризации обеспечивается владельцем (владельцами) или уполномоченным органом (должностным лицом), осуществляющим руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами (далее — руководитель предприятия), который создает необходимые условия для ее проведения, определяет объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным. В этих случаях определенные на предприятии сроки проведения инвентаризации не могут превышать сроков, определенных данным Положением.

При проведении инвентаризации осуществляются:

  • выявление фактического наличия активов и проверка полноты отражения обязательств, средств целевого финансирования, расходов будущих периодов;
  • установление остатка или недостачи активов путем сопоставления фактического их наличия с данными бухгалтерского учета;
  • выявление активов, которые частично утратили свое первоначальное качество и потребительские свойства, устарели, а также материальных и нематериальных активов, которые не используются, неиспользованных сумм обеспечения;
  • выявление активов и обязательств, которые не соответствуют критериям признания.

Объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации в отчетном году утверждаются предписывающим документом руководителя предприятия.

Порядок обязательной инвентаризации перед составлением годовой финансовой отчетности

Пунктом 12 Порядка представления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419, определено, что перед составлением годовой финансовой отчетности проведение инвентаризации активов и обязательств предприятия является обязательным. При этом по всем видам обязательств и активам предприятия, независимо от их местонахождения, проводится сплошная инвентаризация.

Сплошной инвентаризации также подлежат предметы, переданные в прокат, аренду либо находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве, независимо от их технического состояния. Также инвентаризации подлежат активы и обязательства, которые учитываются на внебалансовых счетах, в частности ценности, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его пользовании, распоряжении или на хранении, объекты оперативной (операционной) аренды основных средств, материальные ценности на ответственном хранении, переработке, комиссии, монтаже, условные активы и обязательства (непредвиденные активы и обязательства) предприятия (залоги, гарантии, обязательства и т. п.), бланки документов строгой отчетности, прочие активы.

Сроки проведения инвентаризации активов и обязательств

Перед составлением годовой финансовой отчетности инвентаризация проводится до даты баланса в период:

  • 3 месяцев (то есть по состоянию на 30 сентября) — для необоротных активов (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов основных средств, которые на момент инвентаризации будут находиться вне предприятия, в частности автомобилей, морских и речных судов, которые отправятся в длительные рейсы, и т. п.), запасов (кроме незавершенного производства и полуфабрикатов, прочих материальных ценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться вне предприятия), текущих биологических активов, дебиторской и кредиторской задолженностей, расходов и доходов будущих периодов, обязательств (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и отчислений на общеобязательное государственное социальное страхование);
  • 2 месяцев (по состоянию на 31 октября) — для незавершенных капитальных инвестиций, незавершенного производства, полуфабрикатов, финансовых инвестиций, денежных средств, средств целевого финансирования, обязательств в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и из отчислений на общеобязательное государственное социальное страхование;
  • до временного выбытия с предприятия объектов основных средств, в частности автомобилей, морских и речных судов, которые отправятся в длительные рейсы, других материальных ценностей, которые на дату инвентаризации будут находиться вне предприятия.

При этом инвентаризация земельных участков, зданий, сооружений и других неподвижных объектов может проводиться один раз в 3 года (кроме недвижимого имущества государственных предприятий, их объединений, учреждений и организаций, в том числе того, которое передано в аренду, концессию, а также государственного имущества, которое не вошло в уставный капитал хозяйственных организаций, образованных в процессе приватизации и корпоратизации, инвентаризация которых проводится в соответствии с требованиями законодательства относительно инвентаризации объектов государственной собственности).

По решению руководителя предприятия инвентаризация инструментов, приборов, инвентаря (мебели) может проводиться ежегодно в объеме не менее 30 % таких объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех инструментов, приборов, инвентаря (мебели) в течение трех лет.

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, которые содержатся в приборах, оборудовании и других изделиях, осуществляется одновременно с инвентаризацией этих активов.

Инвентаризация музейных ценностей проводится в соответствии со сроками, установленными центральным органом исполнительной власти, который осуществляет формирование и обеспечение реализации государственной политики в сферах культуры и искусств, охраны культурного наследия, вывоза, ввоза и возвращения культурных ценностей.

Инвентаризация библиотечных фондов по решению руководителя предприятия согласно установленному им графику может проводиться на протяжении года. Инвентаризация книжных достопримечательностей проводится ежегодно. При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризация может проводиться в течение пяти лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а свыше 500 тыс. единиц — в течение десяти лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц.

Отметим, что Минфин в письме от 03.06.2015 г. № 31-11420-08-10/18126 напоминает, что согласно п. 8 Положения № 879 предприятия, которые находятся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения АТО (либо их структурные подразделения, имущество), проводят инвентаризацию в случаях, обязательных для ее проведения, когда станет возможным обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий. Указанные предприятия обязаны произвести инвентаризацию по состоянию на 1 число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, и отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете соответствующего отчетного периода. Минфин в письме от 29.06.2016 г. № 31-11410-07-10/18732 указывает, что информацию об отсутствии доступа к активам и первичным документам предприятия следует отразить в примечаниях к финансовой отчетности.

Если основные средства, ТМЦ уничтожены в связи с боевыми действиями на территории АТО, то для того, чтобы списать с учета такой объект, следует получить сертификат Торгово-промышленной палаты Украины (см. также письмо Минюста от 15.04.2015 г. № 291-0-2-15/8.1). Об этом, в частности, идет речь в письме ГФСУ от 07.11.2014 г. № 6437/6/99-99-19-02-02-15, от 06.01.2016 г. № 157/6/99-99-19-02-02-15. В письмах указано, что единственным надлежащим и достаточным документом, подтверждающим наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), имеющих место на территории проведения АТО, является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины.

Дополнительные случаи для обязательного проведения инвентаризации

Проведение инвентаризации также является обязательным в следующих случаях:

  • передачи имущества государственного предприятия или бюджетного учреждения в аренду, приватизации имущества государственного предприятия, преобразования государственного предприятия, передачи государственного предприятия (его структурных подразделений) или бюджетного учреждения в сферу управления другого органа управления (на дату передачи), кроме передачи в пределах одного органа управления, в иных случаях, определенных законодательством;
  • изменения материально ответственных лиц, а также в случае изменения руководителя коллектива (бригадира), выбытия из коллектива (бригады) более половины его членов или по требованию хотя бы одного члена коллектива (бригады) при коллективной (бригадной) материальной ответственности (на день принятия-передачи дел) в объеме активов, которые находятся на ответственном хранении;
  • установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей (на день установления таких фактов) в объеме, определенном руководителем предприятия;
  • по судебным решениям или на основании должным образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации. В этих случаях инвентаризация должна начаться в срок и в объеме, определенных в должным образом оформленном документе этих органов, но не ранее дня получения предприятием соответствующего документа;
  • техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия (на день после окончания явлений) в объеме, определенном руководителем предприятия;
  • прекращения предприятия — (проводится сплошная инвентаризация);
  • перехода на составление финансовой отчетности согласно международным стандартам (на дату такого перехода);
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством. В частности, органы ГФС в соответствии с п.п. 20.1.9 п. 20.1 ст. 20 НКУимеют право требовать от налогоплательщиков проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, в том числе снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных денежных средств. В случае отказа налогоплательщика от проведения инвентаризации налоговым органом применяются меры, предусмотренные ст. 94 НКУ (административный арест имущества). При этом должностные лица соответствующего органа (по их согласию) могут присутствовать при проведении инвентаризации. Инвентаризация по требованию контролирующего органа проводится на основании должным образом оформленного документа. В этих случаях инвентаризация должна начаться в срок и в объеме, указанных в таком документе, но не ранее дня его получения налогоплательщиком. Как сообщает ГФС в письме от 13.04.2016 г. № 8191/6/99-99-19-03-02-15, требование о проведении инвентаризации оформляется отдельным документом в произвольной форме с указанием объемов и сроков проведения инвентаризации и направляется (вручается) налогоплательщику в порядке, изложенном в ст. 42 НКУ.

Кроме того, отметим, что инвентарные списки и акты инвентаризации являются документами, которые подтверждают фактическое осуществление хозяйственной операции и используются при фиксировании в актах проверок нереальных хозяйственных операций (см. Методические рекомендации по фиксированию в актах проверок результатов отработки документально оформленных налогоплательщиками нереальных хозяйственных операций с товарами — письмо ГФС от 16.05.2016 г. № 16872/7/99-99-14-02-02-17).

Организация проведения инвентаризации

Для проведения инвентаризации на предприятии предписывающим документом руководителя предприятия создается инвентаризационная комиссия, а также при необходимости рабочие инвентаризационные комиссии. Образцы документов:

Председатель и члены инвентаризационной комиссии (рабочих инвентаризационных комиссий) обеспечивают соблюдение правил проведения инвентаризации, полноту и точность внесения в инвентаризационные описи (акты инвентаризации) данных о фактических остатках активов и полноте отражения обязательств, правильности и своевременности оформления материалов инвентаризации.

Порядок создания инвентаризационных комиссий

Как было указано выше, для проведения инвентаризации на предприятии предписывающим документом руководителя предприятия создается инвентаризационная комиссия. Она создается из представителей аппарата управления предприятия, бухгалтерской службы (представителей аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, субъекта предпринимательской деятельности — физического лица, которое осуществляет ведение бухгалтерского учета на предприятии на договорных принципах) и опытных работников предприятия, которые владеют информацией об объектах инвентаризации, ценах, первичных документах (инженеры, технологи, механики, исполнители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры). То есть, создавая комиссии, каждое предприятие исходит из того объема работ, который необходимо выполнить.

По решению руководителя предприятия в состав инвентаризационной комиссии могут быть включены члены ревизионной комиссии хозяйственного общества. Если на предприятии есть служба внутреннего аудита или специальное подразделение, занимающееся налоговым учетом, работников этих структур также целесообразно включать в состав комиссий. Кроме этого, в состав комиссий могут быть включены представители независимых аудиторских организаций.

Инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем предприятия.

В тех случаях, когда бухгалтерский учет ведется непосредственно руководителем предприятия, инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия самостоятельно. Отметим, что Минфин в письме от 27.05.2014 г. № 31-08410-07-29/12918 разъясняет, что если в штате предприятия единственный работник — руководитель, то для проведения инвентаризации он в соответствующем распорядительном документе утверждает состав инвентаризационной комиссии из одного лица или включает в комиссию специалистов, работающих по гражданско-правовому договору.

В случае проведения инвентаризации по судебному решению или на основании должным образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации, должностные лица соответствующего органа (по их согласию) могут присутствовать при проведении инвентаризации.

Инвентаризация проводится полным составом инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и в присутствии материально ответственного лица.

В случае создания рабочих инвентаризационных комиссий такая комиссия:

  • организует проведение инвентаризаций и проводит инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;
  • осуществляет контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации активов и обязательств по решению руководителя предприятия;
  • проверяет правильность определения инвентаризационных разниц, обоснованность предложений относительно зачетов пересортицы ценностей во всех местах их хранения;
  • при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и в иных случаях проводит по решению руководителя предприятия повторную инвентаризацию;
  • рассматривает причины выявленных недостач и потерь от порчи активов, формирует предложения относительно зачета в результате пересортицы, списание недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер относительно предотвращения таких потерь и недостач и отражает соответствующую информацию в протоколе(см. образец).

В статье также освещаются следующие вопросы:

    • Порядок создания рабочих инвентаризационных комиссий
    • Подготовка к проведению инвентаризации
    • Основные правила проведения инвентаризации
    • Документальное оформление инвентаризации
    • Правила заполнения инвентаризационной описи и актов инвентаризации
    • Порядок проставления в инвентаризационных описях и актах инвентаризации количественных и ценовых показателей по данным бухгалтерского учета и выявление расхождений
    • Инвентаризация основных средств
    • Правила отражения в инвентаризационной описи отдельных сведений об основных средствах
    • Инвентаризация отдельных видов необоротных активов
    • Инвентаризация имущества государственных предприятий
    • Инвентаризация нематериальных активов
    • Инвентаризация незавершенных капитальных инвестиций
    • Инвентаризация запасов
    • Инвентаризации незавершенного производства (НЗП)
    • Инвентаризация незавершенных научно-исследовательских работ
    • Инвентаризация биологических активов
    • Инвентаризация наличных денежных средств, денежных средств и их эквивалентов, бланков документов строгой отчетности
    • Инвентаризация ценных бумаг
    • Инвентаризация долгосрочных и краткосрочных финансовых инвестиций
    • Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженностей
    • Инвентаризация расходов и доходов будущих периодов, обеспечений и резервов
    • Инвентаризация драгоценных металлов и изделий из них
    • Проверка и оформление результатов инвентаризации

Инвентаризация основных средств: наиболее важные аспекты

by admin · Грудень 4, 2015

Инвентаризация основных средств — один из наиболее ответственных этапов работы инвентаризационной комиссии. Ведь нужно проверить и документально подтвердить не только фактическое наличие активов, но и состояние каждого объекта, достоверность его оценки. Все это требует от работников опыта и определенных профессиональных навыков. Тем более что палитра необоротных активов на предприятии может быть разнообразной: от недвижимости до обычных канцелярских принадлежностей. В данном материале мы ознакомим вас с главными организационными моментами инвентаризации основных средств и учетом выявленных расхождений

Задачи инвентаризации основных средств

Инвентаризацию активов (в т.ч. основных средств) и обязательств проводят, чтобы обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Это достигается благодаря проверке и документальному подтверждению наличия, состояния и оценки таких объектов учета (ч. 1 ст. 10 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV, далее — Закон о бухучете).

С 01.01.2015 г. процедуру инвентаризации регулирует Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина Украины от 02.09.2014 г. № 879(далее — Положение об инвентаризации). С указанной даты утратила силу Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Минфина Украины от 11.08.1994 г. № 69 (далее — Инструкция № 69).

Принципы Положения об инвентаризации позволяют конкретизировать основные задачи инвентаризации основных средств, а именно выявить:

фактическое наличие основных средств, сопоставить его с данными бухгалтерского учета и установить расхождения (излишки или недостачи) либо их отсутствие;
объекты, непригодные к использованию по каким-либо причинам или неиспользуемые;
основные средства, которые не соответствуют критериям признания.

Все вышеперечисленное должна реализовывать инвентаризационная комиссия во главе с руководителем предприятия либо его заместителем.

Периодичность инвентаризации основных средств

Часть 2 ст. 10 Закона о бухучете устанавливает, что объекты и периодичность инвентаризации определяет собственник (руководитель) предприятия, кроме случаев, когда она обязательна согласно законодательству. Перечень таких случаев приведен в п.п. 7 та 8 р. І Положения об инвентаризации. Упоминания о них содержат и прочие законодательные акты, например, Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419. Так, инвентаризация обязательна:

при смене материально ответственных лиц. Если речь идет о коллективной (бригадной) материальной ответственности, то при смене руководителя коллектива (бригадира), выбытия из коллектива (бригады) более половины его членов, а также по требованию хотя бы одного члена коллектива или бригады (на день приемки-передачи дел);
при установлении фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей (на день установления таких фактов);
по судебному решению либо на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации. В данном случае инвентаризация должна начаться в срок и в объеме, которые прописаны в документе указанных органов, но не ранее дня получения предприятием такого документа. Яркий пример инициаторов обязательной инвентаризации — налоговики, которые согласно пп. 20.1.9 НКУ имеют право требовать в ходе проверок проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств;
в случае техногенных аварий, пожара либо стихийного бедствия (на день по окончании явлений);
в случае прекращения предприятия;
перед составлением годовой финансовой отчетности с учетом особенностей проведения инвентаризации в сроки, определенные п. 10 р. I Положения об инвентаризации.

Так, касательно основных средств в п. 10 р. I Положения об инвентаризациипредусмотрены некоторые нюансы, а именно — инвентаризация перед составлением годовой финотчетности проводится до даты баланса в период:

3 месяцев для необоротных активов (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов основных средств, которые на момент инвентаризации будут находиться вне предприятия, в частности, автомобилей, морских и речных судов, которые отбудут в длительные рейсы, и т.д.);
до временного выбытия с предприятия объектов основных средств, в частности, автомобилей, морских и речных судов, которые отбудут в длительные рейсы, других материальных ценностей, которые по состоянию на дату инвентаризации будут находиться вне предприятия.

При этом инвентаризация земельных участков, зданий, сооружений и прочих недвижимых объектов может проводиться один раз в 3 года. Исключение из этого правила — инвентаризация недвижимого имущества госпредприятий, их объединений, учреждений и организаций, в т.ч. того, что передано в аренду, концессию, и госимущества, не вошедшего в уставный капитал хозорганизаций, образованных в процессе приватизации и корпоратизации, инвентаризация которых проводится в соответствии с требованиями законодательства по инвентаризации объектов госсобственности.

По решению руководителя предприятия инвентаризация инструментов, приборов, инвентаря (мебели) может проводиться ежегодно в объеме не менее 30% всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех инструментов, приборов, инвентаря (мебели) в течение 3 лет.

Инвентаризация библиотечных фондов по решению руководителя предприятия по установленному им графику может проводиться в течение года. Инвентаризация книжных достопримечательностей проводится ежегодно. При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризация может проводиться в течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20% единиц, а более 500 тыс. единиц — в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10% единиц.

Других обязательных случаев инвентаризации указанные послабления не касаются. Допустим, если налоговики при выездной документальной проверке требуют проведения инвентаризации недвижимости, законно избежать ее на основании того, что вы решили инвентаризировать такие активы раз в 3 года, не удастся.

Важно, что в обязательных случаях инвентаризации переучитывать придется не только собственность предприятия. Под инвентаризационный прицел также должно попасть имущество, которое ему не принадлежит и учитывается на забалансовых счетах (п. 6 р. ІПоложения об инвентаризации). То есть отдельно нужно проинвентаризировать и необоротные активы, которыми предприятие пользуется по договорам аренды либо ссуды.

Источники информации и подготовка к инвентаризации

Поскольку данные о фактически имеющихся основных средствах будем сопоставлять с данными бухучета, нужно четко осознавать, что речь идет об инвентаризации активов, отраженных в статье «Основные средства» Баланса (Отчета о финансовом положении) (строка 1010 «Основные средства», 1011 «первоначальная стоимость» и 1012 «износ»).

Информация по данным статьям формируется на основании данных по субсчетам:

100 «Инвестиционная недвижимость»;
101 «Земельные участки»;
102 «Капитальные расходы на улучшение земель»;
103 «Здания и сооружения»;
104 «Машины и оборудование»;
105 «Транспортные средства»;
106 «Инструменты, приборы и инвентарь»;
107 «Животные»;
108 «Многолетние насаждения»;
109 «Прочие основные средства»;
131 «Износ основных средств»;
132 «Износ прочих необоротных материальных активов».

Конечно, этих данных недостаточно для организации инвентаризационного процесса (в частности, для составления инвентаризационных описей), поэтому перед инвентаризацией нужно проверить наличие и правильность оформления регистров аналитического учета. А именно — типовых форм:

ОЗ-6 «Инвентарная карточка учета основных средств»;
ОЗ-7 «Опись инвентарных карточек по учету основных средств»;
ОЗ-8 «Карточка учета движения основных средств»;
ОЗ-9 «Инвентарный список основных средств» и пр.

Основным источником информации будут инвентарные карточки (ф. № ОЗ-6), которые ведут на каждый объект или группу объектов. И уже по ним можно проследить все изменения состояния и судьбу конкретных объектов основных средств, ведь в таких документах, среди прочего, отмечают:

название объекта;
дату ввода в эксплуатацию;
документ, на основании которого произошла операция с объектом основных средств;
первоначальную стоимость;
местонахождение объекта в эксплуатации (цех, отдел, участок);
метод и нормы амортизации;
краткую индивидуальную характеристику объекта;
информацию о его ремонтах и улучшениях и т.п.

Из инвентарных списков (ф. № ОЗ-9) можно почерпнуть необходимые данные о пообъектном учете основных средств по местам их нахождения (эксплуатации).

Кроме того, нужно найти и проверить правоустанавливающие документы (договоры купли-продажи, аренды и т.п.) и техническую документацию на объекты основных средств (технические паспорта, чертежи, технические описания, инструкции и т.д.).

Также надо поднять первичные документы по необоротным активам, полученным в пользование, например, по договору аренды. Пригодятся и акты приемки-передачи имущества, и копии инвентарных карточек, полученные при передаче имущества от его собственника. То же самое касается документов об основных средствах, которые временно находятся за пределами предприятия, скажем, переданы в аренду либо в ремонт.

Заметим, до начала инвентаризации основных средств необходимо:

1) проверить наличие и состояние технических паспортов и прочей технической документации на основные средства, а также наличие документов на основные средства, сданные или принятые предприятием в аренду, на хранение, во временное пользование;

2) убедиться, что все хозяйственные операции с основными средствами, осуществленные в отчетном периоде, подтверждены соответствующими первичными документами, а последние — переданы в бухгалтерию и обработаны (внесены записи во все необходимые учетные регистры, сделаны бухгалтерские проводки). Это должно гарантировать достоверность информации (в т.ч. остатков основных средств), с которой предприятие войдет в инвентаризационный процесс;

3) удостовериться в правильности формирования и профессионализме инвентаризационной комиссии. Это особенно актуально для инвентаризации основных средств, учитывая их разнообразие и специфику использования. Согласно п. 1 р. ІІ Положения об инвентаризации, для проведения инвентаризационной работы на предприятии распорядительным документом руководителя создают инвентаризационную комиссию из представителей аппарата управления предприятия, бухгалтерской службы (представителей аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, ФЛП, ведущего бухучет на предприятии) и опытных работников предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, исполнители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры). Инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем предприятия. По решению руководителя предприятия в состав инвентаризационной комиссии могут быть включены члены ревизионной комиссии, представители структурного подразделения (службы) по внутреннему аудиту. В соответствии с п. 2 р. ІІ Положения об инвентаризации, в случае если на предприятии много основных средств и одна комиссия не в состоянии своевременно их проинвентаризировать, руководитель приказом может создать рабочие инвентаризационные комиссии в составе инженера, технолога, механика, исполнителя работ, товароведа, экономиста, бухгалтера и прочих опытных работников, хорошо знающих объект инвентаризации, цены и первичный учет. Их возглавляют представители руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию. Такие комиссии будут инвентаризировать основные средства непосредственно в местах их хранения и в местах производства. При любых обстоятельствах следует убедиться, что в комиссию вошли профессионалы, разбирающиеся в технических особенностях основных средств, способные оценить их состояние и реальность учетной стоимости.

Помните

Инвентаризация проводится в полном составе инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и в присутствии материально ответственного лица (п. 1 р. ІІ Положения об инвентаризации).

Этапы инвентаризации основных средств и документальное оформление

1. Определяем объекты, их количество и сроки проведения инвентаризации, создаем инвентаризационную комиссию (рабочую инвентаризационную комиссию).

Все указанное можно оформить одним или несколькими приказами (распоряжениями)руководителя предприятия. К тому же напомним: именно руководитель должен создать необходимые условия для проведения инвентаризации, определить объекты, периодичность и сроки ее проведения, кроме случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным (п. 4 р. I Положения об инвентаризации).

2. Устанавливаем фактическое наличие основных средств, оцениваем их пригодность к эксплуатации (условия эксплуатации, техническое состояние), реальность стоимости, оформляем инвентаризационные описи.

В п. 14 р. I Положения об инвентаризации указано: инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сверочные сведения оформляются с учетом требований к первичным документам, установленных Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина от 24.05.1995 г. № 88 (далее —Положение № 88).

Форму инвентаризационной описи отечественные чиновники еще не разработали. Поэтому на практике обычно используют Инвентаризационную опись основных средств (ф. № инв-1), утвержденную постановлением Госкомстата СССР от 28.12.1989 г. № 241 (далее —Постановление № 241). Впрочем, предприятие может самостоятельно разработать форму инвентаризационной описи под собственные нужды. Ведь документирование хозяйственных операций может осуществляться с использованием самостоятельно изготовленных бланков, которые должны содержать обязательные реквизиты либо реквизиты типовых, специализированных форм (п. 2.7 Положения № 88). То есть, создавая собственный бланк инвентаризационной описи, позаботьтесь, чтобы он содержал обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете.

Инвентаризационную опись составляют по объектам основных средств или группам и отдельно по каждому материально ответственному лицу. Однотипные по техническим характеристикам, назначению и условиям использования, одинаковой стоимости объекты основных средств, которые поступили одновременно на предприятие и касательно которых ведется групповой учет, в инвентаризационной описи приводятся по наименованию с указанием количества данных объектов (пп. 1.2 п. 1 р. ІІІ Положения об инвентаризации).

В аналогичном порядке могут составляться инвентаризационные описи прочих необоротных материальных активов.

Основные средства следует вносить в инвентаризационную опись понаименованиям в соответствии с основным назначением объекта с указанием (пп. 1.3 п. 1 р. III Положения об инвентаризации):

инвентарного номера;
изготовителя;
заводского номера (в случае наличия);
года выпуска;
первоначальной (переоцененной) стоимости;
суммы износа;
срока полезного использования и прочих сведений.

В инвентаризационной описи также следует указывать сведения о наличии драгоценных металлов. Если у вас таковые имеются, примите к сведению требования Инструкции о порядке получения, использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной приказом Минфина от 06.04.1998 г. № 84. Указанная инструкция утратила силу, но ее можно взять за основу (приказ Минфина Украины от 22.06.2015 г. № 587).

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в приборах, оборудовании и иных изделиях, осуществляется в одночасье с инвентаризацией данных активов (п. 10 р. I Положения об инвентаризации).

На основные средства, полученные в аренду, инвентаризационные описи составляются отдельно (по каждому арендодателю). Владельцам таких объектов можно предоставить копии составленных описей.

Инвентаризационная опись также должна содержать информацию о дате снятия фактических остатков основных средств и о дате начала и окончания инвентаризации. А еще в ней указывают номера документов в случае движения основных средств (например, выбытие, ликвидация) при инвентаризации.

Если при инвентаризации комиссия обнаружит объекты, не указанные в инвентаризационной описи, или объекты, по которым отсутствуют данные, она должна внести соответствующую информацию в такую опись. В частности, в пп. 1.5 п. 1 р. III Положения об инвентаризации предлагают это сделать так: о зданиях — указывают их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (внешний или внутренний обмер), площадь (общая полезная площадь), число этажей, подвалов, полуподвалов, год постройки и т.п.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная инвентаризационная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, которые довели до состояния непригодности данные объекты (пп. 1.8 п. 1 р. IIIПоложения об инвентаризации).

Также при инвентаризации проверяют наличие документов на земельные участки, здания, сооружения, прочую недвижимость, водоемы и прочие объекты природных ресурсов, подтверждающие право собственности предприятия на них.

В случае выявления пригодных для использования объектов основных средств, остаточная стоимость которых равна нулю, инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) передает соответствующие материалы руководителю предприятия (пп.пп. 1.3, 1.4 п. 1 р. III Положения об инвентаризации).

Как только инвентаризационная опись составлена, с материально ответственных лиц берут еще одну расписку о том, что все ценности, указанные в описи, проверены в присутствии членов комиссии и внесены в опись. В связи с этим претензий к инвентаризационной комиссии нет, а все перечисленные в описи ценности находятся на ответственном хранении таких лиц.

3. Сопоставляем фактические остатки основных средств с учетными данными, составляем Протокол инвентаризационной комиссии и Сличительную ведомость.

Проинвентаризировав наличие основных средств, оценив техническое состояние и реальность стоимости, заполнив инвентаризационные описи, можно переходить к установлению и документированию результатов инвентаризации.

Выводы касательно выявленных расхождений между фактическим наличием основных средств и данными бухгалтерского учета приводят в Сличительных ведомостях (п. 1 р. IVПоложения об инвентаризации). Современной формы такого документа нет, поэтому на практике обычно используют ф. № инв-18, утвержденную еще во времена СССР Постановлением № 241. Хотя, опять же, предприятие может самостоятельно разработать такой документ, наделив его всеми обязательными реквизитами из ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете. В Сличительной ведомости указывают только данные о тех основных средствах, по которым выявлены расхождения между данными инвентаризационных описей и данными бухгалтерского учета.

После оформления Сличительных ведомостей и инвентаризационных описей на их основании инвентаризационная комиссия составляет Протокол в произвольной форме, в котором документирует все существенные моменты проведенной инвентаризации. В нем, как правило, указывают:

выявленные отклонения фактических данных от учетных, причины отклонений, предложения по их урегулированию, виновников недостач или излишков основных средств, меры по возмещению ущерба. Также, при наличии, приобщают письменные объяснения материально ответственных лиц и других работников предприятия;
сведения об объектах, непригодных к дальнейшей эксплуатации, — оценку их фактического состояния, причины потери эксплуатационных качеств, рекомендации по списанию;
информацию об отклонении справедливой стоимости объектов основных средств от стоимости, по которой они учитываются на балансе, предложения по переоценке определенных групп основных средств;
рекомендации по устранению выявленных нарушений в условиях эксплуатации и учета основных средств, а также любую другую информацию, которая, по мнению членов комиссии, заслуживает внимания и должна быть учтена.

Протокол подписывают члены комиссии и утверждает председатель (руководитель предприятия) в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации. Затем инвентаризационные описи и Протокол инвентаризационной комиссии передают в бухгалтерию, где результаты инвентаризации отражают в бухучете и финансовой отчетности того отчетного периода, в котором закончена инвентаризация (п.п. 2, 3 р. IV Положения об инвентаризации).

Заметьте

Материалы инвентаризации (описи, акты, сличительные ведомости, протоколы) оформляются не менее чем в двух экземплярах (п. 21 р. ІІ Положения об инвентаризации).

По окончании инвентаризации предприятие выходит на один из 4 возможных результатов:

1. Учетные данные полностью совпадают с фактически имеющимися основными средствами.

2. Выявлена недостача основных средств.

3. Обнаружен излишек основных средств.

4. Выявлены как недостача, так и излишек основных средств.

С излишками основных средств бухгалтерия сталкивается редко, да и проявляются они преимущественно вследствие банальных учетных ошибок. Объект могли приобрести, но не оприходовать на баланс, или работники «посеяли» правоустанавливающие и первичные документы. Поскольку подобные ситуации нетипичны и не вызывают специфических последствий (в основном речь идет о восстановлении документов и/или исправлении прошлых учетных ошибок, которое происходит по стандартной процедуре), рассмотрим учет недостачи основных средств.

Итак, речь пойдет о случаях хищения, недостачи, уничтожения (порчи) объектов основных средств работниками предприятия (в т.ч. материально ответственными) или посторонними лицами, выявленных при инвентаризации и подтвержденных инвентаризационными описями, Сличительной ведомостью и Протоколом инвентаризационной комиссии. Но прежде чем перейти к учету, остановимся на общеправовых нюансах, касающихся возмещения ущерба.

Правовые аспекты возмещения ущерба

В случае если в упомянутых проблемах обвиняют работника предприятия, следует помнить, что согласно ст. 130 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) работники несут материальную ответственность за ущерб, причиненный предприятию вследствие нарушения возложенных на них трудовых обязанностей. В свою очередь, права и законные интересы работников гарантированы путем установления ответственности лишь за прямой действительный ущерб, только в пределах и порядке, предусмотренных законодательством, и при условии, когда такой ущерб причинен предприятию противоправными действиями (бездеятельностью) работника. Более того, для возложения на работника материальной ответственности за ущерб собственник или уполномоченный им орган должен доказать наличие условий, предусмотренных ст. 130 КЗоТ (ст. 138 КЗоТ). То есть вина работника обязательно должна быть доказана в установленном законодательством порядке. И только после этого может идти речь о взыскании причиненных убытков.

Касательно размера возмещения — в основном работника ждет ответственность в полном размере ущерба, причиненного по его вине предприятию. Такие последствия наступают, когда ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в т.ч. при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и иных предметов, выданных предприятием, учреждением, организацией в пользование.

Однако нужно помнить и о том, что без привлечения суда (по распоряжению собственника или уполномоченного им органа) с работника можно взыскать возмещение в размере, не превышающем его среднего месячного заработка. В случае если сумма возмещения больше — взыскание возможно только через суд (ст. 136 КЗоТ).

Учитывая это, очевидно, что предприятию для определения размера убытков придется руководствоваться Порядком определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденным постановлением КМУ от 22.01.1996 г. № 116 (далее — Порядок № 116). Согласно его п. 2, размер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей определяется путем проведения независимой оценки в соответствии с национальными стандартами оценки. При определении размера убытков, которые привели к нанесению имущественного ущерба государству, территориальной общине или субъекту хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (складочном) капитале, руководствуются методикой оценки имущества, утвержденной КМУ. То есть, обнаружив по итогам инвентаризации хищение, недостачу или уничтожение матценностей (в т.ч. основных средств), предприятию нужно обратиться к субъекту оценочной деятельности за определением размера убытков.

Далее из сумм, взысканных в соответствии с Порядком № 116, возмещают убытки, причиненные предприятию (с учетом фактических расходов предприятия на восстановление поврежденных или приобретение новых материальных ценностей и стоимости работ по их восстановлению). Остаток денежных средств предприятие перечисляет в государственный бюджет (п. 10 Порядка № 116).

Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью либо частично (ч. 5 ст. 130 КЗоТ). По согласию собственника или уполномоченного им органа работник может передать для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное. Поскольку компенсация равноценным имуществом на практике встречается редко, внимание акцентируем на возмещении убытков денежными средствами.

Если хищение, недостача, уничтожение (порча) основных средств состоялись при участии посторонних лиц, предприятию стоит обратиться в правоохранительные органы с заявлением о совершении преступления. Вина таких лиц и обязанность возместить убытки должны быть доказаны через суд. Хотя, конечно, виновник может не доводить дело до суда и возместить убытки добровольно.

Учет результатов инвентаризации

Налог на прибыль . Как недостача основных средств и возмещение убытков повлияет на расчет налога на прибыль, зависит:

• во-первых, от того, как данная операция будет отражена в бухучете. Ведь объектом налогообложения является прибыль, определяемая корректировкой (уменьшением или увеличением) прибыли или убытка, определенного в финотчетности предприятия согласно П(С)БУ или МСФО, на разницы, приведенные в ст.ст. 138–141 НКУ (пп. 134.1.1 НКУ). Без разниц (кроме убытков прошлых лет) определять базу по налогу на прибыль могут плательщики, у которых бухгалтерский доход за последний год не превышает 20 млн грн;

• во-вторых, предусмотрены ли в НКУ разницы, связанные с указанной операцией.

В НКУ не предусмотрено отдельных разниц, связанных именно с недостачей основных средств, вместе с тем, существуют разницы, которые применяют при ликвидации основных средств (ст. 138 НКУ). А в случае кражи основных средств, их уничтожения или разрушения (когда нецелесообразно проводить ремонт) предприятие должно отразить ликвидацию таких основных средств. А поэтому нужно откорректировать финрезультат на разницу между бухгалтерским и налоговым учетом.

Таким образом, в случае ликвидации основных средств, которые уничтожены, разрушены или которых недосчитались, финрезультат к налогообложению нужно:

увеличить на сумму остаточной стоимости объекта, определенную в соответствии с П(С)БУ (п. 138.1 НКУ). Напомним: остаточная стоимость основных средств по данным бухучета — разница между первоначальной (переоцененной) стоимостью необоротного актива и суммой его накопленной амортизации (износа) (п. 4 П(С)БУ 7 «Основные средства»);

уменьшить на сумму остаточной стоимости объекта, определенную по правилам налогового учета (п. 138.2 НКУ) Напомним: остаточная стоимость основных средств по данным налогового учета — стоимость, которая определяется как разница между первоначальной стоимостью и суммой рассчитанной амортизации в соответствии с положениями р. III НКУ (пп. 14.1.9 НКУ).

Начисление амортизации на списанный объект прекращают, начиная с месяца, следующего за месяцем ликвидации (п. 29 П(С)БУ 7).

Касательно операции по возмещению убытков в случае недостачи основных средств, тоНКУ не содержит никаких особенностей, а потому все зависит от бухучета, о котором — далее.

Налог на добавленную стоимость . Если основные средства ликвидируют по самостоятельному решению налогоплательщика, такая ликвидация для целей налогообложения рассматривается как поставка данных основных средств по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации (п. 189.9 НКУ).

Как исключение из упомянутого правила: налоговые обязательства не начисляются, если основные средства ликвидируют в связи с их уничтожением или разрушением вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, в остальных случаях, когда ликвидация осуществляется без согласия налогоплательщика, в т.ч. при хищениях основных средств или когда налогоплательщик подает в налоговый орган документ об уничтожении, разборке или преобразовании основных средств иным способом, вследствие чего их нельзя использовать по первоначальному назначению.

Недостачу основных средств, выявленную при инвентаризации, можно отнести к случаям, не вызывающим начисления налоговых обязательств по НДС согласно п. 189.9НКУ. Ведь такая недостача явно произошла без согласия налогоплательщика, что надлежащим образом будет подтверждено не только инвентаризационными документами (Сличительной ведомостью и Протоколом), но и Актом на списание основных средств (ф. № ОЗ-3 или ф. № ОЗ-4).

Однако под прицел попадает налоговый кредит, отраженный при приобретении «пострадавших» основных средств. Контролеры уже давно придерживаются мнения, что такие основные средства использованы не в хоздеятельности, а поэтому нужно начислить налоговые обязательства на основании пп. «г» п. 198.5 НКУ. В частности, в подкатегории 101.02 «ЗІР» они указали: «если при инвентаризации налогоплательщиком установлен факт недостачитоваров, основных средств, то в связи с тем, что такие товары, основные средства использованы не в хозяйственной деятельности, налогоплательщик должен начислить налоговые обязательства, независимо от того, установлены виновные лица и взимаются ли с таких лиц потери». Поэтому, если при инвентаризации установлен факт недостачи основных средств, при приобретении которых был сформирован налоговый кредит, нужно начислить налоговые обязательства по НДС исходя из балансовой (остаточной) стоимости, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции, а в случае отсутствия учета необоротных активов — исходя из обычной цены (п. 189.1 НКУ). Очевидно, что именно так налоговики хотят компенсировать налоговый кредит в недоамортизированной части списанных необоротных активов.

Впрочем, хорошей новостью является то, что, по словам самих контролеров, возмещение причиненных потерь виновными лицами не приводит к дополнительному возникновению налоговых обязательств по НДС. И это логично, ведь получение возмещения от виновников недостачи нельзя расценивать как поставку услуг или товаров (пп.пп. 14.1.185, 14.1.191 НКУ).

Бухгалтерский учет

Во-первых , списание основных средств должно быть оформлено типовой первичной документацией — Актом на списание основных средств (ф. № ОЗ-3) или Актом на списание автотранспортных средств (ф. № ОЗ-4). Во-вторых — бухгалтерской корреспонденцией, которую мы рассмотрим на примере .

Пример

По результатам инвентаризации выявлена недостача перфоратора. Его первоначальная стоимость — 4000 грн, ликвидационная стоимость — 400 грн, начисленная амортизация — 1000 грн. Виновным в недостаче признали материально ответственное лицо (начальника цеха), добровольно возместившего причиненный ущерб (оценочная стоимость ущерба от недостачи — 3200 грн) в кассу предприятия. Бухгалтерский и налоговый учеты приведены в таблице.

Бухгалтерский учет по отражению недостачи основных средств и возмещения понесенных убытков

Еще по теме:

  • Аванс неосновательное обогащение Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 ноября 2014 г. N Ф05-13143/14 по делу N А40-7145/2014 (ключевые темы: аванс - порядок начисления процентов - неосновательное […]
  • Юрист вакансии мурманская область Работа юриста в Мурманске По запросу работа юристом в Мурманске на сайте HotWork.ru собрано 16 вакансий. За эту неделю добавлено 49 свежих вакансий. Успешно закрыто 33 вакансий. Новые […]
  • Билеты пдд онлайн категории cd в гибдд Билеты ПДД CD 2018 Билеты ПДД категорий «CD» и подкатегорий «C1» «D1» для подготовки к экзамену в ГИБДД. Содержание билетов по Правилам Дорожного Движения полностью соответствует […]
  • Как написать письмо немецкий Письмо на немецком языке Для начала необходимо определить, официальное или неофициальное письмо следует написать. От этого зависят те выражения, которые мы будем использовать в […]
  • Система права курсовая работа 2014 Соотношение системы права и системы законодательства Готовая курсовая работа по Теории государства и права Выполнена в 2015 г., 32 стр., 43 сноски по тексту. СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА 1. СИСТЕМА […]
  • Государственный инспектор по охране труда выслуга лет Маслов Сергей Васильевич Инженер по охране труда, пожарной безопасности и гражданской защите , 14 000 грн Возраст: 49 лет Город: Кривой Рог Контактная информация Соискатель указал […]