Каким образом принцип гуманизма находит выражение в ук рф

Оглавление:

Каким образом принцип гуманизма находит выражение в ук рф

1.2. Соотношение принципов и общих начал назначения наказания / Назначение наказания (автор: Карпенко Наталья Викторовна)

Проблем назначения наказания, определения понятия принципов и общих начал назначения наказания, их соблюдение в судебной практике приобретают особое значение в настоящее время. Особенно в связи с вопросами, возникающими у судов при применении законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних. Принципы и общие начала назначения наказания взаимосвязаны. На наличие такой взаимосвязи указывали многие авторы. Однако суждения, высказанные ими по этому вопросу, разноречивы.

Большинство авторов принципы права определяют через категорию идеи. А.А. Прохоров определял принцип назначения наказания как «руководящая идея, воплощающая в себе ту или иную характерную черту всех норм Уголовного Кодекса, регламентирующих порядок назначения наказания» [1] . Спорным являлся вопрос о том, должны ли основные «руководящие идеи», чтобы считаться принципами права, быть закрепленными в законе. По этому поводу высказывались мнения, что руководящие идеи являются принципами права независимо от того, получили они свое нормативное закрепление или нет. Была и другая точка зрения, сторонники которой считали, что основанием для отнесения руководящих идей к числу принципов права является факт их нормативного закрепления.

Новый Уголовный кодекс Российской Федерации в отличие от прежнего непосредственно закрепляет принципы уголовного права. Это принцип законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма. В связи с тем, что сейчас принципы определены и закреплены в уголовном законе, утратила значение имевшая место в прошлые годы дискуссия о подразделении принципов (общеправовые, межотраслевые, специальные). Принцип вообще — это основополагающее начало. Применительно к уголовному праву считать « основополагающие идеи, которые закреплены в нормах уголовного права и определяют его содержание в целом и отдельных институтов, составляющих его систему» [2] . В соответствии со ст. 49 Конституции РФ только суду предоставлено право сделать окончательный вывод о виновности лица в совершении преступления и назначить за него наказание. Суд, принимая такое решение, излагает его в обвинительном приговоре если приходит к выводу, что нет предусмотренных законом оснований для освобождения совершившего преступление от уголовной ответственности и наказания. Назначая наказание, суд подводит итог всему судебному разбирательству. Поэтому необходимо руководствоваться общими началами назначения наказания, как основными положениями, но и необходимо соблюдать принципы назначения. Общие начала назначения показания определяют не только правовую возможность действия суда при назначении наказания, но и возлагают на суд обязанность учитывать при этом соответствующие требования.

Рассмотрим содержание принципов назначения наказания.

Законность наказания означает, что назначается только при указанных в уголовном законе основаниях и в точном соответствии с уголовным законом. Этот принцип закрепляется в ст. 3 Уголовного кодекса. Таким образом, наказанию подлежит лицо, виновное в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации. Наказание может быть назначено лишь по приговору суда в строгом соблюдении уголовного закона. Каждое наказание может назначаться лишь в порядке и приделах, указанных в Уголовном кодексе. Принцип законности пронизывает все нормы уголовного права, но поскольку в сфере назначения наказания законность находит свое специфическое выражение, то выделение данного принципа представляется обоснованным.

Гуманизм наказания как принцип его назначения требует от суда применения к подсудимому лишь таких мер наказания, которые в данном случае действительно необходимы. Наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ст. 722 Уголовного Кодекса). Оно должно исправлять осужденного, а цели наказания должны достигаться гуманными средствами. Принцип гуманизма, как и принцип законности проявляется во многих нормах уголовного права. Этот принцип закреплен в ст. 7 Уголовного Кодекса РФ. Его можно усмотреть в нормах, определяющих возможность применения отсрочки исполнения приговора, условного осуждения. Принцип гуманизма находит свое отражение в перечне смягчающих обстоятельств и ряде других норм. Гуманизмом обусловлены и те особенности, которые должны учитываться при назначении наказания несовершеннолетним. Уголовное законодательство имеет своей целью обеспечивать безопасность человека. Принцип гуманизма пронизывает многие нормы уголовного права.

Принцип справедливости назначения наказания непосредственно закреплен в ст. 6 Уголовного Кодекса РФ. В ней сказано: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершивших преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление». Этот принцип справедливости конкретизируется в общих началах назначения наказания. Ими установлена обязанность суда учитывать при назначении наказания те же обстоятельства, о которых сказано в ст. 6 Уголовного Кодекса. Справедливость наказания означает соответствие его тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Прежний Уголовный Кодекс РСФСР 1960 г. не содержал прямого указания на необходимость назначения именно справедливого наказания. Однако такой вывод вытекал из общих начал назначения наказания, которые перечислялись в ст. 37 Уголовного Кодекса. Он зафиксирован также в ст. 347 Уголовно-Процессуального Кодекса, в которой сказано: «…не соответствующим тяжести преступления и личности осужденного признается наказание, когда оно хотя и не выходит за пределы, предусмотренные соответствующим уголовным законом, но по своему характеру является явно несправедливым как вследствие мягкости, так и вследствие суровости». И нарушение принципа справедливости наказания является основанием для отмены или изменения приговора (ст. 342 Уголовно-Процессуального Кодекса). Наказание должно осознаваться преступником как необходимый результат его собственного деяния. Пределом наказания должен быть предел его деяния. Чрезмерно мягкое наказание способно породить как у самого преступника, так и у других лиц чувство безнаказанности. И это чувство не удерживает от совершения новых преступлений. И, естественно, не достигает стоящей перед ним (наказанием) цели — предупреждения новых преступлений. Кроме того, оно не соответствует цели восстановления социальной справедливости (ст. 43 Уголовного Кодекса). Завышенное же наказание создает чувство обиды, несправедливости, даже озлобления, недоверия в законность.

Принцип индивидуализации наказания, он находит свое выражение во многих нормах уголовного права, обязывающих учитывать при назначении наказания характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Основой для индивидуализации наказания при его назначении служат прежде всего пределы санкций статей Особенной части Уголовного Кодекса, по которой квалифицировано преступление. Они, как правило, позволяют учитывать различные обстоятельства, характеризующие особенности каждого преступления. Общие начала назначения наказания обязывают суд определить наказание в соответствии с уголовным законодательством. Эти положения (ст. 60 Уголовного Кодекса) выражают принцип индивидуализации наказания при его назначении. Принцип индивидуализации был отражен уже в первом кодексе — Уголовном Кодексе РСФСР 1922 г. в ст. 24, где говорилось, что «при определении меры наказания учитываются степень и характер опасности как самого преступника, так и совершенного преступления. Для изучения этого изучается обстановка совершенного преступления, выясняется личность преступника, поскольку таковая выявилось в учиненном им преступлении и его мотивах и поскольку возможно уяснить ее на основании его образа жизни и прошлого, а также устанавливается, насколько само преступление в данных условиях времени и места нарушает основы общественной безопасности». Далее принцип индивидуализации наказания был отражен и в Уголовном Кодексе РСФСР 1926 г. (ст. 45) и в Основах уголовного законодательства СССР и союзных республик (ст. 32) и Уголовном Кодексе РСФСР 1960 г.

Индивидуализация наказания в уголовном праве, — «это принцип, закрепляющий в учете характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, отягчающих и смягчающих обстоятельств, который позволяет посредством наказания, сочетающего в себе цели кары и воспитания, добиться в конечном счете исправления и перевоспитания преступника, а также предупредить совершение новых преступлений как осужденным, так и другим лицам» [3] .

В настоящее время большое внимание уделяется принципу индивидуализации. Этот принцип пронизывает, как уже говорилось, многие нормы уголовного законодательства. Очень важно, что при назначении наказания суд учитывает личность виновного. Ведь сознания человека индивидуально, у каждого своя система взглядов, убеждений, привычек, свое отношение к работе, семье и другим ценностям жизни.

В настоящее время применение принципов назначения наказания является обязательным условием рассмотрения дела в суде. Особенно важно «обратить внимание судов на необходимость повышенного внимания к своевременному и качественному рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних. Судопроизводство по делам этой категории должно основываться на строгом соблюдении требований материального и процессуального законодательства, максимально способствовать обеспечению интересов, защиты законных прав несовершеннолетних, назначению справедливого наказания, предупреждению совершения новых преступлений» [4] .

[1] Прохоров Л.А. Общие начала назначения наказания и предупреждение рецидивной преступности. — Омск, 1980. — С. 9.

[2] Уголовное право РФ. Общая часть. М., 1996. — С. 16

[3] Уголовное право: Общая часть / Отв. ред. И. Я. Козаченко, 3. А. Незнамова. – М., 2000

[4] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». Российская газета от 14 марта 2000 г.

Каким образом принцип гуманизма находит выражение в ук рф

Термин «принцип» происходит от латинского «principium» — «основа, первоначало».

Филология определяет «принцип» как «основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки». Следовательно, принципы уголовного права можно определить как выраженные в законе исходные, нормативно определенные, руководящие начала.

Уголовный кодекс РФ, в отличие от прежнего, непосредственно закрепляет принципы уголовного права. Это принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма. В принципах уголовного права находит выражение и закрепление уголовная политика государства.

В действующем УК РФ принцип законности сформулирован следующим образом: «Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом. Применение уголовного закона по аналогии не допускается». Данный принцип предполагает, что борьба с преступностью, привлечение к уголовной ответственности конкретного лица, совершившего преступление, и применение к нему уголовного наказания возможны только в рамках закона и в полном соответствии с ним. Принцип законности пронизывает все уголовно-правовые нормы.

Таким образом, законность как принцип уголовного права заключается в том, что единственным основанием уголовно-правовых отношений является нарушение норм Уголовного закона.

В ч. 2 ст. 3 УК РФ прямо запрещена аналогия закона, то есть его применение в жизненных ситуациях, прямо не указанных в законе, но похожих на таковые (с другой стороны, например, в УК РСФСР 1926 г. аналогия закона была разрешена, что способствовало «теоретическому обоснованию» массовых репрессий). В судебной практике еще в советский период прочно укоренилось понимание того, что любое деяние, не предусмотренное в уголовном законе, преступлением не является.

Принцип ответственности только при наличии вины (принцип вины, ст. 5 УК РФ) отражает особенности предмета регулирования уголовного права, определяя виновность деяния как необходимый признак юридического факта, порождающего уголовное правоотношение. Значение принципа вины состоит в том, что он является одним из важнейших средств обеспечения законности в уголовном праве. Принцип вины устанавливает, что лицо подлежит уголовной ответственности лишь тогда, когда установлено определенное психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию.

Запрет объективного вменения означает невозможность привлечения к уголовной ответственности лица без обязательного установления именно его вины в совершении деяния, не смотря на факт реально существующего (объективного) наличия последнего.

Так, еще в советский период в одном из решений Верховного Суда указывалось, что обвинение лица в совершении преступления, основанное только на факте наступивших последствий, при отсутствии умышленной или неосторожной вины, представляет собой объективное вменение, «чуждое уголовному праву».

Принцип справедливости, закрепленный в ст. 6 УК РФ, гласит, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Таким образом, принцип справедливости должен индивидуализировать ответственность и наказание. Применение к разным людям, совершившим одинаковые преступления, одинакового наказания было бы несправедливым, как и применение одинакового наказания к одинаково характеризующимся лицам, но совершившим разные по характеру и степени общественной опасности преступления. Принцип справедливости также означает, что суд при назначении наказания должен руководствоваться не эмоциями, не чувством мести, а объективной оценкой как совершенного преступления, так и личности виновного.

Принцип справедливости прямо запрещает повторное применение уголовно-правовых мер за одно и то же общественно опасное деяние.

Уголовно-правовой принцип равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ) вытекает из соответствующего конституционного принципа. Как известно, в соответствии с конституционными нормами, все люди равны перед законом независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, политических убеждений, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

В Конституции, иных федеральных законах, нормах международного права может быть предусмотрен особый порядок привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц (например, главы государства, дипломатов, консулов, депутатов, судей и пр.) Такое исключение из принципа равенства перед законом обосновано особенностью правового статуса этих лиц. Однако, уголовная ответственность последних может наступить при преодолении законодательно оговоренных препятствий (например, лишение дипломатического иммунитета главой представляемого государства, дача согласия соответствующей палатой Федерального Собрания РФ на наступление уголовной ответственности депутата и т.д.) К сожалению, на практике такие исключения часто превращаются в личную привилегию этих лиц, что недопустимо.

Ст. 7 УК РФ закрепляет принцип гуманизма: уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут быть иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Таким образом, принцип гуманизма имеет две стороны: обеспечение безопасности членов общества от преступных посягательств и обеспечение прав лица, совершившего преступление.

Во-первых, установление уголовной ответственности, во многих случаях достаточно жесткой, должно оказывать сдерживающее влияние на всех членов общества, предупреждать совершение преступлений, обеспечивая, таким образом, защиту общества и прав отдельного человека.

Во-вторых, к лицам, преступившим закон и подвергнутым уголовной ответственности, не должны применяться пытки и другие специально причиняющие физические страдания, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года.

Наряду с законодательно закрепленными принципами, в уголовно-правовой литературе выделяются также принципы демократизма, неотвратимости ответственности, дифференциации и индивидуализации ответственности и наказания, экономии уголовной репрессии и пр. Но указанные принципы имеют в основном теоретическое значение.

Каким образом принцип гуманизма находит выражение в ук рф

Принцип гуманизма

Гуманизм предполагает уважение человека, его интересов, призвание его как личности. На основе такого понимания гуманизма сформулирована ст.7 УК РФ. «1.Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

2. Наказание и иные меры уголовно — правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижений человеческого достоинства». Принцип гуманизма обращен к двум категориям лиц: гражданам правопослушным и переступившим и переступившим уголовный закон, т.е. к преступникам. Первая часть ст.7 закрепляет правило, согласно которому уголовное законодательство обеспечивает безопасность граждан. Такой императив полностью соответствует велениям Конституции РФ, прежде всего провозглашающей необходимость защиты и уважения интересов личности. Сравнительно недавно человек стал выступать в качестве цели, а не как средство её достижения. Ранее считалось, что человеческий материал необходим для более полного и успешного построения социализма и победы коммунизма. В то время существовало даже некое выражение, а точнее фраза «людской ресурс». В настоящее время личность начали рассматривать под иным углом зрения — она превратилась в цель, ради которой осуществляются социальные мероприятия. Конституция закрепила это новое отношение к человеку, а нормативные акты были приведены с конституционными постулатами. В Уголовном кодексе РФ принцип гуманизма по отношению к гражданину как к объекту всех социальных начинаний воплотился, прежде всего, в ст.2 УК РФ, где в качестве первоочередной задачи названа охрана прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, система Особенной части УК построена таким образом, что первая её глава посвящена защите наиболее важных человеческих ценностей, — жизни и здоровья Ветров Н.И. Уголовное право: учебное пособие / Н.И. Ветров. — М.: Книжный мир, 2013. -163 с..

Принцип гуманизма представлен ст. 7 УК РФ в трёх аспектах. Во — первых, обеспечение безопасности граждан, во — вторых, возможность правомерного причинения вреда ради достижения социально полезных целей и, в — третьих, отношение к лицу, виновному в совершении преступления. Обеспечение безопасности граждан проявляется в наказании или в привлечении к уголовной ответственности лица, совершившего преступление, изоляция злоумышленника от общества, а также иные меры уголовно правового воздействия на субъекта, совершившего противоправное деяние, исключает или затрудняет возможность вновь совершить преступление субъектом. Сам же факт применение мер уголовного или уголовно — процессуального принуждения представляет собой впечатляющую картину для неустойчивых граждан, склонных разрешать собственные проблемы преступным путём. Таким образом, наказывая виновного, государство обеспечивает безопасность граждан, максимально купируя криминальные проявления. Принцип гуманизма по отношению к правопослушному гражданину находит своё выражение в предусмотренных в УК возможностях, позволяющих правомерно, не боясь наказания, отражать преступные посягательства или совершать иные полезные поступки для общества. Речь идет о таких обстоятельствах, которые указаны в главе 8 УК. Это необходимая оборона:

— задержание лица, совершившего преступление;

— физическое или психическое принуждение;

— исполнение приказа или распоряжения.

Например, если ученый производил эксперимент итог, которого обещал принести неслыханную выгоду обществу, и при соблюдении необходимых правил предосторожности всё же потерпел неудачу, фактический вред, он освобождается от уголовной ответственности, поскольку его риск будет в таком случае считаться обоснованным (исключения из этого правила отмечены в норме ст.41 УК РФ). Другой аспект принципа гуманизма — отношение к виновному. Наказание есть отчасти кара за совершенное преступление. Однако эта кара не должна превышать определенных пределов, когда она превращается в постыдную и безобразную месть. В этой связи принцип гуманизма самым тесным образом сопрягается с принципом равенства всех перед законом и принципом справедливости. Если требования равенства граждан перед законом требуют непременного привлечения к уголовной ответственности любого лица, совершившего преступление, положения справедливости заключаются в соразмерности наказания, но всё же в применении репрессии. Принцип гуманизма состоит в применении такой репрессии, которая бы не имела целью причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства. Любое наказание, а в особенности лишение свободы, доставляет в определенной мере физические страдания. Однако задачи наказания состоят не в этом. Они необходимы для исправления осужденного, предотвращения новых преступлений, восстановление социальной справедливости. Ели бы цели лишения свободы заключались в причинении физических страданий, тогда вряд ли существовала необходимость в институтах освобождения от наказания, условного осуждения и т.п. Причиняя осужденному страдания, правоприменитель учитывает все обстоятельства дела и личности виновного для того, чтобы мера страдания могла бы выполнить воспитательную роль. В этом смысле страдания заключенного в наказании. Сознавая, что получил справедливое наказание и гуманную меру репрессии, правонарушитель легче осознает негативность совершенного, будет стремиться быстрее исправится, не озлобится, что очень важно для профилактики преступлений. В свою очередь предупреждение преступления — важнейшее средство защиты граждан и всего общества от преступных посягательств. Внешне кажущееся противоречие принципа гуманизма, в сущности, направлено на благородные цели — защиту человека от преступных посягательств. Принцип гуманизма находит яркое воплощение в правовых институтах амнистии (ст.84 УК) и помилования (ст.85 УК). Гуманное отношение актов амнистии заключается в том, что от ответственности освобождаются категории граждан, которые имеют несовершеннолетних детей, нуждающихся в надзоре, и т.п. Помилование адресовано каждому конкретному субъекту, осужденному за совершенное преступление. Акт помилования, пожалуй, как и акт амнистии, означает полное или частичное прощение лицу его прежнего преступного поведения. Помимо названных институтов принцип гуманизма реализуется в нормах об уголовной ответственности несовершеннолетних (раздел 5 УК, освобождение от уголовной ответственности и наказания). Принцип гуманизма не означает всепрощения. Виновному в преступлении лицу назначается наказание, но мера его репрессивности должна соответствовать необходимой мере страдания как фактору воспитательного воздействия, а не как первобытной каре.

Все принципы уголовного права тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве единой системы. Требования этой системы направлены только к одной цели — наиболее надежным образом защитить интересы граждан и общества.

Принципы уголовного права

Принципы уголовного права

Принципы уголовного права — это вытекающие из социально-экономической природы российского общества, его интересов и особенностей культуры, нравственных, этических, политических, правовых и иных воззрений, основанные на положениях Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права основополагающие начала, руководящие идеи, которые, получив воплощение в нормах отечественного уголовного права, определяют характер и содержание уголовного права в целом, всех его институтов и норм, всего уголовного законодательства и практики его применения.

Принципы служат регуляторами, призванными обеспечивать не только целесообразное, но и одновременно разумное, наиболее рациональное осуществление уголовно-правовых задач, чтобы социальный и в том числе уголовно-правовой эффект от использования уголовно-правовых средств был наивысшим, а отрицательные последствия их применения были сведены к минимуму.

В УК сформулированы пять принципов уголовного права: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма (ст. 3-7). Каждый из принципов качественно определен, имеет свое специфическое содержание и самостоятельное значение, но при этом все они тесно взаимосвязаны, представляют собой целостную систему принципов, во взаимодействии оказывающих определяющее влияние как на процесс создания уголовно-правовых норм, так и на процесс их применения.

Принцип законности

Принцип законности — это конституционный принцип государственной и общественной жизни Российской Федерации (ст. 4, 15, 54, 55 и др. Конституции РФ). Содержание уголовно-правового принципа законности раскрывается в ст. 3 УК, согласно которой преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно- правовые последствия определяются только УК. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. Это означает, что:

  • только действующий уголовный закон, т.е. УК, определяет, какие деяния (действия или бездействие) признаются преступными;
  • к уголовной ответственности может быть привлечено лишь лицо, совершившее преступление;
  • за совершение преступления могут быть применены только такие меры уголовно-правового воздействия и в таких пределах, которые предусматриваются уголовным законом.

Принцип законности содержит запрет применения к лицу, совершившему деяние (даже если оно общественно опасное), ответственность за которое в УК не предусмотрена, сходной нормы уголовного закона по аналогии (ч. 2 ст. 3 УК).

Принцип равенства граждан перед законом

Согласно ст. 4 УК «лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Это фундаментальный конституционный (ст. 19 Конституции РФ) принцип жизнедеятельности российского общества, устройства и функционирования правового государства, лежащий в основе всех отраслей права и системы права России в целом. В уголовном праве он означает равенство всех перед уголовным законом, равное право всех лиц, находящихся на территории страны, на уголовно-правовую защиту, а также равную ответственность всех и каждого за совершенное преступление, т.е. равенство оснований уголовной ответственности и применения мер уголовно-правового воздействия. Вместе с тем данный принцип не означает уравнительность в уголовно-правовом воздействии на виновных в одинаковых преступлениях, их равной ответственности и наказания. Этот принцип предполагает индивидуализацию уголовно-правового воздействия, когда суд принимает в расчет характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения и личность виновного.

Принцип вины

В соответствии со ст. 5 УК «лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается». Согласно этому принципу уголовная ответственность может быть возложена лишь налицо, виновное в совершении преступления, т.е. умышленно или по неосторожности совершившее указанное в законе общественно опасное деяние. Соответственно, не подлежит уголовной ответственности лицо, причинившее своими действиями (бездействием) общественно опасные последствия при отсутствии его вины. Объективное вменение не допускается. Возможна только личная (персональная) ответственность тех, кто своими виновными действиями (бездействием) причинил вред право- охраняемым объектам, она не может возлагаться вместо виновного на других лиц (например, родителей, супругов), даже если последние выразят готовность понести ее вместо виновного.

Принцип справедливости

Согласно ст. 6 УК «наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление». В соответствии с данным принципом как явная несправедливость рассматривается привлечение к ответственности невиновного или непривлечение к ней виновного; несправедливо также чрезмерно строгое наказание лица, совершившего преступление небольшой тяжести или необоснованно мягкое наказание лица, виновного в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Явная несправедливость наказания рассматривается законом (ст. 379, 383, 387 УПК) как одно из оснований отмены или изменения приговора.

Принцип гуманизма

Принцип гуманизма вытекает из основ конституционного строя России, в которых провозглашается приоритет личности. Согласно ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Идея гуманизма нашла отражение в ст. 2 УК, где приоритетной задачей российского уголовного закона провозглашена охрана от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 7 УК уголовное законодательство РФ обеспечивает безопасность человека. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. В уголовном законе подчеркнуты две стороны принципа гуманизма: с одной стороны, он предполагает надежную охрану от преступных посягательств прав и законных интересов законопослушных членов общества; с другой стороны, гуманизм выражается в определенном смятении карательного воздействия на преступника при наличии в деле смягчающих обстоятельств и предполагает тот минимум правоограничений, который необходим для обеспечения всесторонней охраны интересов российского общества и защиты прав граждан от преступных посягательств и достижения целей уголовно-правового воздействия.

Принцип неотвратимости уголовно-правового воздействия

Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г., Модельный Уголовный кодекс для стран — участниц СНГ (рекомендательный законодательный акт, принятый Межпарламентской ассамблеей СНГ в феврале 1996 г.), большинство уголовных кодексов государств СНГ и ряд отечественных ученых относят к числу принципов уголовного права также принцип неотвратимости ответственности. Этот принцип, который точнее было бы именовать принципом неотвратимости уголовно-правового воздействия, состоит в требовании обеспечить обязательную справедливую реакцию (уголовно-правовое воздействие) государства на каждый акт совершения преступления и имеет очень важное значение для эффективного предупреждения преступлений.

Задачи и принципы уголовного законодательства

Задачи уголовного закона определяют содержание уголовного законодательства и выражаются в правоохранительной функции уголовного закона, которая прежде всего заключается в защите конституционных прав и свобод, личных и общественных интересов. Задачи уголовного закона сформулированы вч. 1 ст. 2 УК РФ, и ими являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя России от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Часть вторая ст. 2 УК РФ устанавливает, что задачи, стоящие перед уголовным законодательством, решаются на основе его принципов. Принципы уголовного закона представляют собой основные, исходные начала, идеи, обязательные для законодателя, правоприменительных органов и граждан. Непосредственно в Кодексе (ст. 3-7) выделены пять основных принципов: законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности, справедливости, гуманизма.

Принцип законности (ст. 3 УК РФ) выражается в том, что преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только уголовным законом, а правоохранительные органы, решая вопрос о привлечении лиц к уголовной ответственности, назначении и исполнении наказания, обязаны руководствоваться только им.

Принцип равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ) означает, что лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и служебного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Данный принцип отражает положения ст. 19 Конституции РФ, подчеркивая тем самым его значение для решения задач по охране общественных отношений от преступных посягательств. Любое лицо, совершившее преступление, независимо от других каких-либо обстоятельств, должно быть привлечено к ответственности за содеянное, либо к нему должны быть приняты иные меры уголовно-правового характера.

Принцип равенства перед уголовным законом означает, что при наличии в действиях лица состава преступления социальные данные о его личности не могут служить препятствием для привлечения этого лица к ответственности.

Принцип вины (ст. 5 УК РФ) предполагает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Таким образом, уголовное законодательство исходит из субъективного вменения, т.е. привлечения к ответственности только за то деяние и те последствия, в отношении которых проявляются определенная воля лица, что находит свое отражение в умышленной или неосторожной вине, причем лицо, виновно совершившее общественно опасное деяние (действие или бездействие), отвечает лишь за то, что было совершено им лично. Невиновное причинение вреда, сколь бы тяжким оно ни было, исключает уголовную ответственность.

Объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, в уголовном праве не допускается (в отличие от гражданского права).

Принцип справедливости (ст. 6 УК РФ) воплощается в том, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Определяя меры уголовно-правового воздействия, в том числе и наказания лица, виновного в совершении преступления, следует исходить из того, что как чрезмерно суровая, так и чрезмерно мягкая мера ответственности будет несправедливой не только по отношению к виновному, но и в целом к обществу. Принцип справедливости сочетается с понятием достаточности, когда за совершенное преступление лицо получает то наказание, которого заслуживает.

Принцип справедливости закрепляет также положение, что никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ) устанавливает, что уголовное законодательство РФ обеспечивает безопасность человека. Обеспечение безопасности человека уголовно-правовыми средствами имеет двустороннюю направленность.

Принцип гуманизма предполагает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Воплощается принцип гуманизма в том, что правовое воздействие на лиц, совершивших преступление, не преследует цель возмездия. Напротив, устанавливая наказание виновному, уголовный закон требует, чтобы каждое из них преследовало цель исправления осужденного, а тем самым оказывало предупредительное воздействие на других лиц. При этом более строгий вид наказания из числа предусмотренных за содеянное применяется только в случае, если менее строгий вид не может обеспечить общие цели наказания. Даже лишение или ограничение прав и свобод лица, составляющие содержание наказания, не носят характера причинения физических страданий либо унижения человеческого достоинства.

Принцип гуманизма

Понятие принципа гуманизма. Основное положение принципа в уголовном праве Российской Федерации. Гуманизм как этическая и философская категория. Запрет жестоких наказаний в самом тексте уголовного закона. Особенности английского Билля о правах в 1689 г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Принцип гуманизма в уголовном праве

О том, что применение уголовного права должно быть основано на началах гуманизма, писали еще теоретики права эпохи Нового времени: Чезаре Беккариа, Шарль Луи Монтескьё и другие.

Хотя Гуманизм не исключает карательной направленности наказания, ориентированной на причинение не являющихся чрезмерными страданий, в литературе отмечается, что не следует абсолютизировать карательное воздействие уголовного права, поскольку оно во многом не позволяет достичь целей, которые оно призвано решать. Еще Маркс писал: «…история и такая наука, как статистика, с исчерпывающей очевидностью доказывают, что со времени Каина мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием. Как раз наоборот!» Указывается, что значительных достижений в вопросах борьбы с преступностью позволяет добиться применение таких мер, которые не связаны с традиционным представлением о уголовно-правовой каре, в том числе не являющихся наказанием иных мер уголовно-правового характера.

1.1 Понятие принципа гуманизма

Принцип гуманизма — это юридическое признание и закрепление высшей ценности человеческой жизни. Гуманизм находит свое выражение в закреплении и защите широких социальных и политических прав и свобод. В принципе гуманизма как выражении гуманизма права заключено рациональное отношение к человеку. В гуманности же выражено в большей степени чувство — сочувствие, милосердие Гуманизм означает прежде всего, разумные и справедливые меры наказания. Они могут применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо для воспитания самого правонарушителя и других неустойчивых членов общества, и не должны быть жестокими, связанными с излишними правоограничениями виновного.

Принцип гуманизма подразумевает защиту интересов не только отдельной личности, но и всего общества в целом. Гуманизм — это система нормативно закрепленных нравственно-правовых требований, выражающих признание человека высшей ценностью, охраняющих интересы общества, права, свободы, честь и достоинство человека и гражданина в юридически значимых обстоятельствах».

Сам гуманизм, проявляется через следующие требования:

* отсутствие обратной силы действия закона, устанавливающего или усиливающего ответственность;

* сочетание убеждения и принуждения; воспитание граждан;

* непричинение физических страданий или унижения человеческого достоинства;

* охрана и защита нематериальных благ человека и гражданина;

* признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина.

Существует несколько аспектов проявления гуманизма, причем именно такое понимание гуманизма позволяет выделить его среди других принципов. Первый аспект вполне ясно и недвусмысленно выражен в требованиях о запрете применения пыток, насилия, унижающего человеческое достоинство обращения. Собственно говоря, это формализованное закрепление гуманизма.

Как нравственно-юридическая категория гуманизм предполагает уважительное, человеколюбивое отношение к людям, независимо от того, какое было их поведение — правомерным или противоправным. В этом смысле гуманизм очень тесно соприкасается с принципом справедливости, т.к. гуманизм и справедливость являются нравственно-юридическими категориями. В ч. 1 ст. 7 (принцип гуманизма) УК РФ отмечается, что «уголовное законодательство обеспечивает безопасность человека». Обеспечение безопасности человека так или иначе выражается в совокупности всех норм, предусматривающих ответственность, а гуманизм в этом смысле заключается в охране прав и свобод человека. Реально действующий гуманизм — это гуманизм, который умеет себя защитить. Гуманизм должен выражаться как по отношению к правонарушителю и к потерпевшему, так и по отношению к обществу в целом. Конституция РФ, руководствуясь принципом гуманизма, ограничила карательное воздействие, установив, что «смертная казнь впредь то ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни…» (ч. 2 ст. 20). Это установление повлекло изменения в действовавшем тогда УК РСФСР. Так, из санкций норм, предусматривающих наказание в виде смертной казни, за преступления, не посягающие на жизнь человека, этот вид наказаний был исключен. Категория гуманизма не есть нечто неизменное. Изменение понятия гуманизма вполне объяснимо исторически изменчивым характером принципов юридической ответственности. Поэтому под гуманизмом понимается исторически меняющаяся система воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Подчеркивается, что данный принцип отражает взаимоотношение общества и личности, это неотъемлемое качество законности, правосудия, уголовной и исправительно-трудовой политики государств. Собственно говоря, гуманизм «вкрапливается» в любую деятельность. Принцип гуманизма реализуется прежде всего путем защиты человека, его прав и законных интересов, иначе говоря — его безопасности от правонарушений. Система норм, устанавливающих ответственность, представляет собой юридическую базу для сложной и ответственной работы суда, прокуратуры, полиции и других правоохранительных органов по выполнению этой задачи. Гуманистическая цель ответственности и его направленность на защиту потерпевшего находят свое выражение в первую очередь в формулировании составов правонарушений против личности, предусмотренных в различных нормативно-правовых актах. В повышенной охране интересов несовершеннолетних, беременных женщин, лиц, находящихся в беспомощном состоянии, и т.д.

Именно гуманное отношение к лицу, совершившему правонарушение, является общепризнанным в мировой практике показателем реализации гуманистических начал.

В силу того, что гуманизм является не только юридической, но и нравственной категорией, его невозможно закрепить в одной юридической формулировке. В связи с этим нельзя согласиться с учеными, трактующими гуманизм практически тождественно запрету применения насилия, пыток и жестокого обращения с правонарушителями, гуманизм, понимаемый только в таком смысле, практически тождественен принципу законности. Некоторые понимают принцип гуманизма вместе с особенностями действия закона во времени, но этот аспект по своей сути отражает принцип законности. В таком понимании гуманизма из него «выхолащивается» нравственное, этическое содержание. Гуманизм отрывается от милосердия, человеколюбия и уважения.

Другой аспект принципа гуманизма заключается в особенностях соотношения принципов неотвратимости ответственности за преступление и принципа формального равенства. С нравственно-этической стороны эти аспекты гуманизма состоят в прощении, милосердии по отношению к правонарушителю. Гуманизм в этом смысле выражается в льготах для отдельных субъектов правонарушения или в применении к ним амнистии и помилования. Эти льготы, как правило, смягчают меры государственного принуждения, которые обязано понести лицо в связи с совершенным правонарушением. Беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания (ст. 82 УК). Уголовный закон устанавливает льготные условия уголовной ответственности несовершеннолетних (гл. 14 УК). Ряд наказаний не назначается женщинам и престарелым мужчинам (смертная казнь, пожизненное лишение свободы). Гуманизм может выражаться в освобождении от юридической ответственности или наказания на основании актов амнистии и помилования. В самих актах амнистии подчеркивается, что законодатель, принимая постановление об амнистии руководствуется принципом гуманизма.

Принцип гуманизма — это основополагающее начало (идея), закрепленная в действующем законодательстве, заключающаяся в человечном, милосердном, уважительном отношении к субъектам юридической ответственности при ее установлении и применении.

Принцип гуманизма выражается в следующих требованиях: запрете применения пыток, насилия и унижающего человеческое достоинство обращения; установление юридической ответственности с учетом уважения прав человека и нравственных норм; функциональное осуществление юридической ответственности исходя из критериев человеколюбия, милосердия, уважения; установление системы льгот (изъятий из принципов неотвратимости, равенства) в зависимости от особых характеристик субъекта (старость, инвалидность, несовершеннолетие, болезнь и т.д.) или вне зависимости от них, проявляющихся в актах амнистии и помилования.

Итак, принцип гуманизма применяется ко всем без исключения субъектам, действует он во всех сферах законодательства, но особенно важен в уголовном праве.

1.2 Основное положение принципа гуманизма в уголовном праве РФ

Перечень руководящих идей и начал уголовного права, отраженных в законодательстве, завершает принцип гуманизма. Указанный принцип является конституционным и основывается на общепризнанных нормах международного права. Содержание данного принципа следует рассматривать в контексте обеспечения безопасности человека. Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным либо унижающим его достоинство обращению и наказанию (ст. 5). Конвенция о защите прав человека и основных свобод исключает пытки, бесчеловечное либо унижающее достоинство обращение либо наказание (ст. 3). Международных пакт о гражданских и политических правах развивает данное положение, отмечая, что без свободного согласия лица невозможно проведение медицинских или научных опытов. Лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (ст. 7, 10). Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека регламентирует категории лиц, в отношении которых не допускается вынесение смертного приговора. Оформляется запрет на пытки, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение либо наказание. Медицинские или научные опыты требуют свободного согласия личности (ст. 2, 3) Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп органов поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы предоставляет право каждому человеку пользоваться эффективными средствами правовой защиты. Декларация о защите всех лиц от пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, отражает действие указанного принципа. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Основные принципы обращения с заключенными ориентированы на его реализацию. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних подтверждают значение исследуемого принципа.

Основной закон развивает положение ратификационных международных нормативно-правовых актов в части регламентации охраны государством личности. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанности государства. В этой связи никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Обязательным является добровольное согласие лица, подвергнутого медицинским, научным или другим опытам (ст. 21). Приоритет общечеловеческих ценностей, неотъемлемых прав и свобод личности определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Определенным гарантом обеспечения безопасности личности в Российской Федерации является уголовный закон, ориентирующий правоохранительные и правоприменительные органы на защиту прав, свобод и законных интересов. Гуманизм уголовного права проявляется в двух смысловых значениях — применительно к членам общества, права и свободы которых поставлены под защиту от преступных посягательств, и к лицам, признанным виновными в совершении преступлений.

В соответствии с принципом гуманизма уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека (ч. 1 ст. 7 УК РФ). Руководствуясь данным положением, следует заключить, что действие принципа гуманизма, прежде всего, обеспечивает безопасность человека и гражданина, охрану от преступных посягательств гарантированных государством прав и свобод. Указанный аспект гуманизма проявляется при оформлении приоритетной роли личности в сравнении с иными объектами уголовно-правовой охраны. В известном смысле, гарантом защиты членов общества от угрозы посягательств является наличие таких обстоятельств, исключающих преступность деяния, как необходимая оборона или причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление. Вероятность отражения общественно опасного посягательства, причинения вреда виновному представляются эффективными меры противодействия преступности.

Согласно ч. 2 ст. 7 УК РФ наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страдание или унижение человеческого достоинства. В следствии этому законодательному оформлению подлежит проявление человечности по отношению к лицу, совершившему преступление. Исследуемый аспект гуманизма направлен на экономию мер уголовной репрессии, проявляющуюся при регламентации малозначительного деяния. Действие названного принципа применительно к подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, осужденным позволяет исключить жестокие, мучительные, позорящие меры пресечения, процессуального принуждения и наказания, содействуя установлению нормативно определенный пределов вмешательства уполномоченных государственных органов в личную жизнь граждан. Внимания заслуживает последовательность законодательной регламентации наказаний, ориентирующая суды на более гуманные виды, имеющие приоритет над строгими мерами государственного принуждения. Позитивной оценки заслуживает оформление наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, а также иных мер уголовно-правового характера, исключающих содержание в пенитенциарных учреждениях. Особое значение имеют институты освобождения от уголовной ответственности, наказания и его отбывания. Гуманизм уголовного права проявляется в открытом перечне смягчающих и исчерпывающем перечне отягчающих наказание обстоятельств. Указанный принцип распространяется на отдельные категории лиц, совершивших преступление, заслуживающих более гуманного отношения вследствие присущих особенностей.

Реализации принципа гуманизма способствуют руководящие разъяснения постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации. Постановление Пленума Вероятного Суда РФ от 11.01.2007 г. №2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» ориентирует на гуманное отношение к подсудимым. Регламентация в санкции уголовно-правовой нормы наряду с лишением свободы на определенный срок должно быть соответствующим образом мотивировано в приговоре. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 г. №20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» указывает на необходимость реализации наряду с другими руководящими идеями и началами принципа гуманизма. В этой связи предлагается целесообразность осуждения судом при постановлении приговора вопроса о применении наказания, не связанного с лишением свободы. Кроме того, в отношении отдельных категорий лиц предусматривается специфика уголовно-правового регулирования. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» раскрывает гуманный под к исследуемой категории лиц. Несовершеннолетним может быть назначено наказание только в том случае, если исчерпанным оказались иные меры уголовно-правового характера. Присущие исследуемой категории лиц возрастные и социально-психологические особенности предопределяют законодательное оформление специфических форм и последовательность реализации уголовной ответственности. Вместе с тем указанная рекомендация представляется приемлемой для всех возрастных категорий осужденных. Модернизация правоприменительной деятельности предполагает последовательное совершенствование нормативных предписаний уголовного закона. Вследствие с этим, наряду с наказанием в нормах Общей часть УК РФ должны фигурировать и иные меры уголовно-правового характера. Законодательное оформление названных форм реализации уголовной ответственности формирует альтернативу при принятии решения по уголовному делу. Признание лица виновным в совершении преступления может повлечь назначение иной меры уголовно-правового характера или наказания при условии отсутствия основания для освобождения от уголовной ответственности или наказания. Предлагаемая позиция соответствует положениям международных нормативно-правовых актов и принципам национального законодательства.

Руководство проанализированными принципами уголовного права, регламентированным УК РФ, отражается на нормотворческой деятельности, структуризации норм, институтов и уголовного закона. Информационное значение имеют разработанные доктриной, но не нашедшие отражение в законодательстве иные принципы уголовного права. Реализация указанной системы принципов обеспечивает совершенствование правоприменительной деятельности уполномоченных государственных органов и должностных лиц в целях повышения эффективности уголовно-правового регулирования.

1.3 Практическое положение принципа гуманизма в уголовном праве РФ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД, КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 10 октября 2012 г. №22-13385

Осуждена по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы.

«…Вопреки доводам кассационной жалобы, при назначении К. наказания судом были учтены все обстоятельства, на которые осужденная ссылается в своей жалобе.

Определяя меру наказания, суд в приговоре указал, что К. на момент совершения преступления не судима, вину свою признала полностью, раскаялась в содеянном, имеет на иждивении троих малолетних детей, страдает гепатитом С, по месту жительства характеризуется положительно, что признано судом обстоятельствами, смягчающими наказание осужденной. Как следует из приговора, наказание назначено с учетом данных о личности К., состояния ее здоровья и семейного положения, влияния назначенного наказания на исправление осужденной и условия жизни ее семьи, а также обстоятельств, смягчающих наказание.

Выводы суда о мере наказания, назначенного К. и невозможности применения к ней иной, не связанной с лишением свободы меры наказания или назначения наказания в соответствии с положениями ст. 73 УК РФ в приговоре суда мотивированы, основаны на требованиях уголовного закона и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.

Наказание, назначенное осужденной, соответствует общественной опасности совершенного преступления и личности виновной, отвечает закрепленным в уголовном законодательстве РФ целям исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений, а также принципам справедливости и гуманизма, учитывает влияние назначенного наказания на исправление осужденной и на условия жизни ее семьи, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для смягчения приговора, как об этом ставится вопрос в кассационной жалобе…».

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД, КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 29 октября 2012 г. по делу №22-14454/12.

А., не судимый, осужден по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 3 годам лишения свободы, по ч. 2 ст. 325 УК РФ к исправительным работам сроком на 10 месяцев с удержанием 10% заработка в доход государства.

«…На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности совершенных преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно А. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима; Судом первой инстанции дело рассмотрено с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ, в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон, при этом нарушений уголовного или уголовно-процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену либо изменение приговора, допущено не было. Как видно из представленных материалов, показания свидетеля С3 были оглашены с согласия сторон. Кроме того, судом были приняты необходимые меры для вызова в суд свидетелей С1 и С2, являющихся гражданами других государств, однако обеспечить явку указанных лиц в суд не представилось возможным, в связи с чем их показания также были в установленном законом порядке оглашены.

При назначении наказания А. и М. суд, исходя из положений ст. 60 УК РФ, учел характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о личности осужденных, влияние назначаемого наказания на их исправление и на условия жизни их семей. Также судом была принято во внимание и мнение потерпевшего. Документов, подтверждающих наличие у подсудимых малолетних детей, либо нахождение на иждивении иных лиц, суду представлено не было. Также отсутствуют доказательства возмещения А. и М. потерпевшему причиненного ущерба. Выводы суда о необходимости назначения осужденным наказания в виде реального лишения свободы, а также об отсутствии оснований для применения ст. 64, 73 УК РФ, либо изменения категории совершенного ими преступления, надлежаще мотивированы в приговоре.

Судебная коллегия находит назначенное наказание справедливым и соразмерным содеянному, соответствующим общественной опасности совершенного преступления, личности виновных, закрепленным в уголовном законодательстве РФ принципам гуманизма и справедливости и полностью отвечающим задачам исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений, а потому не усматривает оснований для снижения назначенного наказания…».

В обоих делах отсутствует рецидив и ранние судимости, присутствует раскаяние. В обоих делах кассационные жалобы отклонены. Однако, в первом случае «покушение на совершение кражи» — осужденной является женщина, мать троих малолетних детей, по месту жительства характеризуется положительно, что подтверждено судом. Тем не менее, учитывая все смягчающие обстоятельства и характер преступления суд назначает реальный срок лишения свободы. Казалось бы, суд учитывая обстоятельства проявляет снисходительность назначая год лишения свободы. Но, давайте посмотрим на следующее дело.

Осужденный мужчина, по ст. 162 ч. 2. «Разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия»; ст. 325 ч. 2 «Похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа». В сухом остатке присуждают 3 года лишения свободы, 10 месяцев исправительных работ с 10% з.п. Осужденный не предоставил справки о наличии несовершеннолетних детей, хоть и утверждал о них. Осужденный явно склонен к антисоциальным действиям, так как обзавелся соответствующей компанией на момент совершения преступления по ст. 162 ч. 2. Тем не менее, суд снисходителен и дает три года лишения свободы. Несмотря на отказ в кассационной жалобе, наказание за разбой совершенный группой лиц по предварительному сговору является очень гуманным.

Теперь давайте посмотрим на два дела одновременно. Где здесь гуманность? Мать троих детей получает реальный срок заключения за «покушение на совершение кражи». Осужденный, явно склонный к антисоциальной деятельности отделывается тремя годами за разбой по п. 2. Не гуманней было бы по «сумме» двух предъявленных дел освободить мать троих детей от реального заключения? В чем здесь гуманизм? Гуманизм все таки локален или он шире рассматриваемого дела? Во всяком случае, логичней было бы дать осужденному по 162 п. 2 гораздо больше из-за его явных склонностей.

Что бы понять что такое гуманизм, где он, нужно выйти за рамки уголовного права Российской Федерации и судопроизводства РФ. Необходимо взглянуть свысока на место гуманизма в мире.

1.4 Гуманизм как этическая и философская категория

Гуманизм представляет собой наличие в обществе мировоззрения, выражающего необходимость духовного, нравственного и физического развития личности, создание ей необходимых возможностей для достижения благополучия и счастья, определяющего необходимость уважительного отношения к ее правам и личному достоинству.

Впервые о гуманизме заговорили в эпоху Возрождения, когда после насаждения в обществе идей религиозного аскетизма и преобладания интересов церкви во всех сферах общественной жизни, интерес общества повернулся в сторону человека, его прав, нужд, земных потребностей. 1

Далее гуманистические идеи перешли в утопический социализм, где идея высокого духовного развития личности и ее благополучия связывалась с ликвидацией социального неравенства.

В современном мире гуманизм трактуется, как признание ценности личности человека и его права на свободное развитие и самовыражение. Это общечеловеческая основа развития современного общества.

Гуманизм предусматривает доброе, внимательное и сочувственное отношение к каждому человеку. Но теперь это понятие дополнено еще средой обитания. Идеи гуманизма предусматривают, чтобы человек жил и развивался в среде, которая не наносит вреда его здоровью. Поэтому с гуманизмом связаны идеи бережного отношения к окружающей среде и доброе и заботливое отношение ко всему живому.

Но гуманизм — это не только философское мировоззрение, но и определенные правила жизни. Хоть в обществе проживают разные по нравственным приоритетам личности, в мире существует зло, войны и катастрофы, человечество все же развивается на основах человеколюбия, на государственном уровне во многих странах закрепляются принципы гуманизма и права человека.

Необходимо также, чтобы каждый человек сознательно принял принципы гуманизма, осмыслил их и поставил перед собой определенные обязательства. К их числу относятся: определение смысла жизни, нравственные, интеллектуальные, правовые и экологические обязательства.

Согласно принципам гуманизма, каждая личность должна развиваться, получить набор соответствующих знаний и умений, которые она будет возвращать обществу через профессиональную и общественную деятельность, соблюдать правовые и моральные нормы общества, с уважением относится к основным общественным ценностям, сохранять экологическую обстановку и бережно относится к природе.

Гуманизм из мировоззрения постепенно превращается в систему знаний, базирующуюся на антропологии, социологии, истории, этике, психологии, юриспруденции.

Таким образом, гуманизм очень важен в жизни общества, сопутствует ему с древнейших времен и является неотъемлемой частью настоящего времени.

2. Вызовы современности

2.1 Философские основания гуманизма

Из обзора истории формирования всемирного гуманистического движения и анализа основных разновидностей современного гуманизма следует вывод, что современный гуманизм не связан с какой-то одной интеллектуальной традицией, а питается различными гуманистически ориентированными философскими, художественными, научными, правовыми и другими традициями культуры. Одной из наиболее заметных среди них является философия. Связь философии и гуманизма очевидна, поскольку тема о человеке и его жизненном мире является одной из главных в философии и ключевой в гуманизме. Но далеко не очевидны механизмы «перетекания» идей из философии в гуманизм и обратно. Если философия призвана раздвигать метафизические, этические, гносеологические и иные горизонты человеческого знания, то гуманизм в своей практической направленности является скорее потребителем и «утилизатором» этих знаний, не ставя себе в долг заниматься специальными философскими исследованиями. Ведь по определению, гуманизм — это не философская доктрина. Даже если мы встречаем выражения типа «гуманизм — это философия жизни», то, строго говоря, это не имеет никакого отношения к школьному значению этого термина, который связан с философией Ф. Ницше, Л. Клагеса, А. Бергсона, В. Дильтея, О. Шпенглера. Значит ли это, что гуманистическое мировоззрение обращено просто к человеку и области культуры как области его тотального бытия? Значит ли это, что оно обречено на теоретическое бесплодие? Возможно, это было бы так, живи мы в платоновском мире чистых идей, где идея гуманизма и идея философии существуют в своей идеальной и вечной автономии. Но здесь, в мире нежной и грубой действительности, нас выручают те самоочевидные вещи, к которым так охотно апеллирует гуманизм — носитель здравого смысла. Ведь, говоря о гуманизме и философии, мы в данном случае едва ли должны иметь в виду бесплотные призраки. Гуманизм обязывает видеть конкретного живого человека в конкретном культурном контексте. Это значит, что если теоретически и есть какой-то зазор между философией, антропологией, этикой и гуманизмом, то в жизни они могут реально бытовать только вот в этом живом человеке и в его реальном жизненном мире как живом и неразрывном синтезе и взаимодействии. Поэтому, когда мы обсуждаем вопросы философских и иных оснований гуманизма, то имеем в виду, что фактически эти темы решаются людьми, имеющими соответствующую профессиональную подготовку, но неизбежно остающимися людьми, которым не чуждо ничто человеческое, в том числе и гуманизм.

Тем не менее, историко-философский процесс дает нам большой фактический материал асимметричного симбиоза гуманизма и философии. Особенно тесно, если говорить о западном гуманизме, он оказался связанным со скептико-рационалистической линией в философии, с марксизмом, экзистенциализмом, натурализмом (естественнонаучным, эволюционным и др.), прагматизмом, персонализмом. На это обстоятельство указывают многие исследователи. Так, например, Е.А. Толстая в работе «Истоки гуманистической философии двадцатого века» обращает внимание на бытование естественнонаучных версий гуманизма, различных вариантов прагматистски фундированного гуманизма, на марксистские интерпретации гуманизма. Выявление взаимосвязей гуманизма с вышеназванными направлениями философии представляется чрезвычайно важной процедурой философско-методологического анализа гуманизма, поскольку позволяет рассмотреть его отличительные и существенные моменты, несмотря на все его историко-философские разновидности. Научные исследования философских оснований гуманизма немногочисленны, однако, они особенно интенсивно предпринимались в последние два десятилетия ХХ века.

гуманизм уголовный билль наказание

2.2 Принцип гуманизма в современном мире

Используемая в УК РФ категория «принцип гуманизма» не известна законодательству абсолютного большинства стран мира.

Вместо нее в зарубежном уголовном праве применяется более конкретный международно-правовой и конституционный принцип запрета жестокого, бесчеловечного или уничижающего достоинство человека обращения и наказания, который может быть назван также «принципом гуманности» (при том, что понятие гуманности абстрактно и поэтому значительно шире).

Исторически появление вышеуказанного запрета восходит к эпохе французской и американской буржуазных революций, воплотивших прогрессивные идеи Просвещения об упразднении пыток, членовредительских наказаний и квалифицированных видов смертной казни как атрибутов феодального права. «Отец» современного уголовного права Ч. Беккариа писал: «следует употреблять только такое наказание, которое производило бы наиболее сильное впечатление на душу людей и было бы наименее мучительным для тела преступника».

Хотя первыми реализацию указанных идей начали «просвещенные» абсолютные монархи, именно буржуазные революции возвели отказ от жестоких наказаний в ранг конституционного принципа.

Еще в 1689 году в английском Билле о правах было провозглашено: «недопустимо ни требование чрезмерных судебных залогов, ни наложение чрезмерных штрафов или жестоких и необычных наказаний».

Через век американские «отцы-основатели» повторили те же слова в Статье VIII Билля о правах 1791 года (т.е. Восьмой поправке к Конституции США): «Не должны требоваться непомерно большие залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания».

Спустя полтора столетия указанный запрет получил широкое признание в международном праве. Так, Всеобщая декларация прав человека 1948 года (ст. 5) провозгласила, что «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию».

Эту формулу почти дословно воспроизвел Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или уничижающему его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам».

В настоящее время основанный на вышеуказанных международно-правовых нормах запрет жестокого обращения и наказания содержится в конституциях большинства стран мира. При этом в отдельных случаях формулировки могут несколько отличаться от международно-правовых. Так, согласно ст. 27 Конституции Италии «наказания не могут состоять в мерах, противных чувству гуманности».

Иногда запрет жестоких наказаний можно найти в самом тексте уголовного закона (например, в УК Сальвадора, Словении, Хорватии).

В некоторых странах уголовный закон специально выделяет принцип уважения человеческого достоинства. Так, УК Колумбии и Панамы провозглашают, что в основе уголовного права (в УК Панамы — Уголовного кодекса) лежит уважение человеческого достоинства. Этот же принцип назван в преамбуле к УК Парагвая. По УК Сальвадора каждый, кому вменяется преступление, имеет право на обращение с должным уважением достоинства, неотъемлемо присущего личности. Согласно УК наказание и иные уголовные меры должны применяться всегда с должным уважением к человеческому достоинству.

УК Афганистана запрещает любые наказания, противоречащие человеческому достоинству. По УК Швейцарии каждый осужденный, отбывающий лишение свободы или в отношении которого исполняется уголовная мера, имеет право на уважение его достоинства. Кроме того, в подавляющем большинстве стран мира неприкосновенность достоинства человека возведена в ранг конституционного принципа, который определяет содержание уголовного законодательства.

Так, в ФРГ Конституционный Суд в 1977 году признал, что пожизненное лишение свободы без возможности условно-досрочного освобождения несовместимо с положением ст. 1 Конституции о неприкосновенности человеческого достоинства.

Содержание самого принципа уважения человеческого достоинства представляется весьма многогранным.

С одной стороны, вышеуказанный принцип вытекает из запрета унижающих человеческое достоинство обращения и наказания (соответственно, является частным случаем принципа гуманности). С другой стороны, в уголовно-правовой теории и практике органов конституционного контроля принцип уважения человеческого достоинства рассматривается как широкая категория, эквивалентная принципу гуманности или даже поглощающая его.

Более того, в международном праве человеческое достоинство вообще является основополагающей категорией. В главных международно-правовых актах о правах человека признание человеческого достоинства предшествует изложению всех прав и свобод. Так, согласно преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года «в соответствии с принципами, провозглашенными Уставом Организации Объединенных Наций, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».

Все толкователи гуманизма примерно схожи в своих точках зрения, однако мне больше импонирует марксистская точка зрения. Согласно марксистской теории, гуманизм — мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие.

Как бы не толковали в мире гуманизм, процессы происходящие в мире переступили через гуманизм широким шагом. В социальной сфере государств и межгосударственных отношениях. Чего только стоит восторженный «Вау» Хилари Клинтон на информацию об зверской расправе над ливийским лидером Мауаммаром Каддафи.

Несомненно, гуманизм — как ценность, не может существовать полноценно в государстве без национальной идеи. Наличие прописанной законодательно ценности, не подкрепленной целью лишает ценность значимости. Цель рождает ценность, а не наоборот. Карандаш ценен постольку, поскольку вы им можете писать или сиюминутно захотите воткнуть кому-то в глаз. Если вы не умеете/не хотите писать он для вас представляет нулевую ценность. Так дело обстоит и с такими фундаментальными ценностями как гуманизм.

К сожалению, в России нет национальной идеи. Политики заявили, что любая идея агрессивна. Пусть деньги будут национальной идеей, решили они. Что несомненно является прямой формулой криминального государства. Любое государство, любое общество держится на том, что не продается и не покупается. Как только все становится деньгами, т.е. сфера нематериальных идей становится — материальной, жизнь кончается. И это не локально. Весь мир сходит сума. Человек — как базовая ценность, отодвинут на второй план. Первый план, все чаще занимают интересы узких групп и деньги. Высокопоставленные чиновники не отвечают перед законом за тяжкие преступления против государства. Пример: Сердюков. Дети высокопоставленных чиновников также избегают меры наказания. В этом ключе необходимо защищать все возможные ценности, в том числе и право — как регулятор отношений внутри общества. Причем не исключительно государственное право, но и международное. Нельзя сохранить общечеловеческие ценности в рамках одного государства.

Защита права в мире, где от понятия гуманизм осталось одна форма без содержания — задача не из легких, но тем не менее, нам нужно сохранить право в этот не легкий исторический промежуток времени.

Итак, сделаем некоторые выводы:

1. Гуманизм является естественным свойством личности, нравственной категорией, в основе которой лежит нравственное начало, то есть начало, реализующееся в нравственном выборе, в выборе не по соображениям выгоды, а по велению совести, по критерию справедливости и добра.

2. Суть понятия гуманизма заключается в том, что, во-первых, гуманизм — это мировоззрение; во-вторых, гуманизм признает такие права, которые направлены на благо человека и позволяют ему всесторонне развиваться; в-третьих, благо человека считается критерием оценки всех социальных институтов; в-четвертых, нормой взаимоотношений между людьми признаются принципы равенства, справедливости, уважения и нравственности.

3. Гуманизм как принцип уголовного права имеет конкретное содержание и заключается в требовании обеспечения прав и свобод человека путем реализации правовых норм.

1) Уголовный кодекс Российской Федерации от 25 января 2013 года.

2) Авдеев В.А. Уголовное право Российской Федерации: Общая часть, краткий курс лекций. Иркутск 2012 год.

3) Авдеев В.А. Уголовное право Российской Федерации, методические указания для написания курсовой работы. Иркутск 2004 год.

4) Авдеев В.А. Назначение наказаний в российском уголовном праве. Иркутск 2007 год.

5) Авдеев В.А. Уголовное право Российской Федерации. Программа курса и методические указания по общей части. 2003 год.

6) Конституция Р.Ф., от 2012.

7) КонсультантПлюс. 2013 год. — Режим доступа: http://www.consultant.ru

8) Разин А.В. Идея гуманизма в западной философии // Философия и общество. — М.: 1995.

Еще по теме:

  • Ищу работу юриста в якутске Работа юриста в Якутске По запросу работа юристом в Якутске на сайте HotWork.ru собрано 5 вакансий. За эту неделю добавлено 30 свежих вакансий. Успешно закрыто 25 вакансий. Новые вакансии […]
  • Переоформить автомобиль на себя после смерти мужа Переоформить автомобиль на себя после смерти мужа Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Переоформление […]
  • Как выписать из муниципальной квартиры бывшую жену Выписываем бывшую жену из муниципальной квартиры без ее согласия Здравствуйте. Я приглашенный адвокат с юридического бюро «Бессонов и партнёры». Специализируюсь на выписке граждан по […]
  • Права прописанного человека в приватизированной квартире Права жильца, прописанного в приватизированной квартире и можно ли приватизировать жильё без прописки? Если человек прописался в каком-либо жилье, то он получает определённые права. Каковы […]
  • Развод если ребенок инвалид детства Юридическая онлайн консультация Главная Семейное и наследственное право Алименты на ребенка-инвалида в Украине Алименты на ребенка-инвалида в Украине Все знают, что […]
  • Купить дом под залог дома Кредит под залог недвижимости в Киеве и по всей Украине Условия: до 50 000 000 грн. - без справок о доходах ежемесячно проценты, тело кредита - на Ваше усмотрение (должно быть выплачено […]