Как вернуть временную финансовую помощь учредителю

Оглавление:

Как вернуть временную финансовую помощь учредителю

Есть ли ограничения при наличных расчетах (10000,00 или 150000,00 грн.) при внесении и возврате финансовой помощи от физического лица (директора и одновременно учредителя)? Есть ли разница при внесении в кассу или внесении на расчетный счет? Нужно эти суммы отражать в ф. № 1ДФ?

Если финансовую помощь получают и возвращают наличными, предприятие обязательно должно обратить внимание на предельную сумму расчетов.

Так, пунктом 2.3 Положения № 637 установлено, что предприятия (предприниматели) имеют право осуществлять расчеты наличными между собой и/или с физическими лицами в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам в рамках предельных сумм расчетов наличными, установленных Постановлением № 210.

Платежи сверх установленных предельных сумм проводятся через банки или небанковские финансовые учреждения, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод средств без открытия счета, путем перечисления средств с текущего счета на текущий счет или внесения средств в банк для дальнейшего их перечисления на текущие счета.

Это ограничение касается также расчетов во время оплаты за товары, которые приобретены на производственные (хозяйственные) нужды за счет наличных средств, полученных с помощью электронного платежного средства.

Количество предприятий (предпринимателей) и физических лиц, с которыми осуществляются расчеты, в течение дня не ограничивается.

Ограничения не распространяются на:

1) расчеты предприятий (предпринимателей) с бюджетами и государственными целевыми фондами;

2) добровольные пожертвования и благотворительную помощь;

3) использование средств, выданных на командировку.

В свою очередь, предельная сумма расчетов наличными определена Постановлением № 210, в соответствии с п. 1 которого предельная сумма расчетов наличными составляет:

• для предприятий (предпринимателей) между собой в течение одного дня в размере 10000,00 грн.;

физического лица с предприятием (предпринимателем) в течение одного дня за товары (работы, услуги) в размере 150000,00 грн.;

• физических лиц между собой по договорам купли-продажи, подлежащим нотариальному удостоверению, в размере 150000,00 грн.

Следует заметить, что вышеуказанные ограничения касаются также расчетов от имени предприятия подотчетными лицами как наличными средствами, которые предоставлены под отчет, так и собственными средствами подотчетного лица.

Физические лица имеют право осуществлять расчеты на сумму, превышающую 150000,00 грн., путем перечисления средств с текущего счета на текущий счет, внесения и/или перечисления средств на текущие счета.

Несмотря на то, что Постановлением № 210 расчеты наличными между физическим лицом и предприятием (предпринимателем) ограничены только расчетами за товары (работы, услуги), НБУ своими разъяснениями значительно расширяет перечень операций, при которых применяются такие ограничения.

Так, в письме от 24.03.2014 г. № 11-117/12189 НБУ утверждает, что требования относительно ограничения наличных расчетов физического лица с предприятием (предпринимателем), установленные п. 1 Постановления № 210 и п. 2.3 гл. 2 Положения № 637, касаются расчетов наличными в пределах 150000 гривен как физического лица – плательщика с предприятием (предпринимателем) – получателем, так и расчетов предприятия (предпринимателя) – плательщика с физическим лицом – получателем.

Кроме того, в письме указывается, что требования относительно ограничения наличных расчетов физического лица с предприятием (предпринимателем) касаются расчетов по сделкам, предметом которых являются какие-либо материальные и нематериальные блага, которые могут быть оценены в денежной форме, в том числе расчетов по договорам, связанным с корпоративными правами, предоставлением или возвратом займа, выплатой неустойки.

По мнению издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН, расширение термина «товары (работы, услуги)» на займы и неустойки, которое вводится вышеупомянутым письмом НБУ, незаконно, но позицию НБУ следует знать, поскольку во время проверок контролеры с большой вероятностью будут руководствоваться именно подобными разъяснениями.

Отражение отдельных операций в налоговом расчете по ф. № 1ДФ

Для налогового учета дата получения денежных средств от учредителя играет важную роль. О факте получения и возврата денежных средств будут свидетельствовать банковские выписки о зачислении или возврате денег с текущего счета, а также приходные и расходные кассовые ордеры в случае внесения денег в кассу предприятия.

Итак, относительно отражения в налоговом расчете по ф. № 1ДФ суммы возвратной финансовой помощи, предоставляемой физическим лицом юридическому, а потом возвращаемой юридическим лицом физическому, отметим, что в соответствии с пп. 165.1.31 НКУ в состав налогооблагаемого дохода налогоплательщика не включается основная сумма возвратной финансовой помощи, предоставленной налогоплательщиком другим лицам, которая возвращается ему, основная сумма возвратной финансовой помощи, получаемой налогоплательщиком.

Основная сумма возвратной финансовой помощи, предоставленной налогоплательщиком другим лицам, которая возвращается ему, отражается в налоговом расчете по ф. № 1ДФ под признаком дохода «153»*.

* В подтверждение этого см. вопрос-ответ из раздела 103.25 ресурса База налоговых знаний («ЗІР»).

Вместе с тем, если возвратную финансовую помощь получает юридическое лицо от физического лица и в соответствии со сроками, которые указываются в договоре займа, юридическое лицо возвращает часть полученной помощи физическому лицу, то в налоговом расчете по ф. № 1ДФ отражению подлежит только часть возвращенной помощи.

2. Положение № 637 – Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Возвратная финансовая помощь как инструмент пополнения оборотных средств субъектов хозяйствования

Любое предприятие заинтересовано в пополнении собственных оборотных средств. Одним из инструментов перераспределения временно свободных средств субъектов хозяйствования есть возвратная финансовая помощь.

Правовой основой для получения возвратной финансовой помощи является договор ссуды. Отношения по договору ссуды регулируются в соответствии со статьями 1046 — 1053 Гражданского кодекса.

В частности, в ст. 1046 этого Кодекса по договору ссуды одна сторона (заимодатель) передает другой стороне (заемщику) в собственность деньги или другие дела, определенные родовыми признаками, а заемщик обязывается вернуть такую же сумму денег или такое же количество вещей того же рода и качества. Заимодатель имеет право на получение от заемщика процентов от суммы ссуды, если другое не установлено договором или законом.

Согласно ст. 1048 Гражданского кодекса договор ссуды считается беспроцентным, если:

— он заключен между физическими лицами на сумму, которая не превышает пятидесятикратного размера необлагаемого налогом минимума доходов граждан, и он не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон;

— заемщику переданы вещи, определенные родовыми признаками.

Законодательство не устанавливает никаких ограничений относительно лиц по договору ссуды. Поэтому заимодателем может быть как юридическое, так и физическое лицо. Действующим гражданским законодательством не предвидено ограничение суммы ссуды.

В то же время, планируя заимствование, следует принимать во внимание такое: за гражданско-правовой природой возвратная финансовая помощь является ссудой и согласно части первой ст. 4 Закона о финансовых услугах является финансовой услугой.

В соответствии с частью первой ст. 5 вышеупомянутого Закона финансовые услуги оказываются финансовыми учреждениями, а также, если это прямо предвидено законом, физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности. Впрочем, в соответствии с п. 1 распоряжение № 5555 предусмотрена возможность предоставления юридическими лицами — субъектами хозяйстовования, которые за своим правовым статусом не являются финансовыми учреждениями, финансовых услуг по предоставлению средств взаймы (кроме на условиях финансового кредита) и предоставление поручительства в соответствии с нормами гражданского законодательства и с учетом требований законодательства Украины относительно предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Согласно ст. 1 Закона о финансовых услугах финансовым кредитом являются средства, которые предоставляются взаймы юридическому или физическому лицу на определенный срок и под проценты. Таким образом, предоставлять средства в ссуду под процент имеют право лишь финансовые учреждения.

В соответствии с частью первой ст. 15 Закона № 249 финансовая операция подлежит обязательному финансовому мониторингу в случае, если сумма, на которую она проводится, равняется или превышает 150 000 грн. и имеет одну или больше таких признаков:

— перевод средств на анонимный (номерной) счет за границу и поступление средств из анонимного (номерного) счета из-за границы, а также перевод средств на счет, открытый в финансовом учреждении в стране, которая отнесена Кабинетом Министров Украины к перечню оффшорных зон;

— покупка-продажа чеков, дорожных чеков или других подобных платежных средств за наличные;

— зачисление или перевод средств, предоставление или получения кредита (ссуды), проведения других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон — участников финансовой операции является физическим или юридическим лицом, которое имеет соответствующую регистрацию, местожительство или местонахождение в стране (на территории), которые не выполняют или неподобающим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, которые осуществляют деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, или одной из сторон есть лицо, которое имеет счет в банке, зарегистрированном в вышеупомянутой стране (территории). Перечень таких стран (территорий) определяется в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины, на основе выводов международных, межправительственных организаций, деятельность которых направлена на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;

— зачисление на счет средств в наличной форме с их дальнейшим переводом того же или следующего операционного дня другому лицу;

— зачисление средств на текущий счет юридического или физического лица — предпринимателя или списание средств из текущего счета юридического или физического лица — предпринимателя, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации, или зачисление средств на текущий счет или списание наличности из текущего счета юридического или физического лица — предпринимателя в случае, если операции на отмеченном счете не осуществлялись со дня его открытия;

— перевод лицом средств за границу при отсутствии внешнеэкономического договора (контракта);

— обмен банкнот, особенно иностранной валюты, на банкноты другого номинала;

— проведение финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не депонируемыми в депозитарных учреждениях;

— проведение финансовых операций с векселями с бланочным индоссаментом или индоссаментом на предъявителя;

— осуществление расчета за финансовой операцией в наличной форме;

— проведение финансовых операций за правовыми сделками, форму расчетов за которыми не определено;

— получение (уплата, перевод) страхового (перестрахового) платежа (страхового взноса, страховой премии);

— проведения страховой выплаты или страхового возмещения;

— выплата (передача) лицу выигрыша в лотерею, приобретение фишек, жетонов, внесение другим способом платы за право участия в азартной игре, выплата (передача) выигрышу субъектом хозяйствования, который проводит азартные игры;

— осуществление расчетов по внешнеэкономическим контрактам, который не предусматривает фактической поставки на таможенную территорию Украины товаров, работ и услуг;

— предоставление кредитных средств лицу, которое является членом небанковского кредитного учреждения, в один и тот же день несколько раз при условии, что общая сумма финансовых операций равняется или превышает вышеупомянутую сумму.

Бухгалтерский учет возвратной финансовой помощи

Сумма полученной возвратной финансовой помощи не включается в состав дохода плательщика налога, поскольку учитывая ПБО 15 «Доход» получение заимствованных средств не приводит к увеличению активов или уменьшению обязательств, которое обусловливает рост собственного капитала.

Предприятие отображает полученную им возвратную финансовую помощь в составе кредиторской задолженности, руководствуясь нормами пунктов 6 и 7 ПБО 11 «Зобов ‘язання» :

— текущие обязательства (учитываются на субсчете 685 «Расчеты с другими кредиторами», если задолженность будет погашена в течение 12 месяцев);

— долгосрочные обязательства (учитываются на счете 55 «Другие долгосрочные обязательства», если задолженность будет погашена в течение срока, который превышает 12 месяцев, начиная с даты баланса).

Если на дату баланса срок погашения по договору не больше года, такую задолженность следует перевести в состав текущих обязательств записью:

— Дт 55 «Другие долгосрочные обязательства»;

— Кт 611 «Текущая задолженность по долгосрочным обязательствам».

В соответствии с разъяснениями, предоставленными в письме № 31-04200-30-25/5432, сумма условно начисленных процентов в бухгалтерском учете не отображается. На основании бухгалтерской справки такие суммы отображаются в налогообложении прибыли предприятий.

Налог на прибыль

Перед тем, как сосредоточиться на порядке отображения таких операций в налогообложении прибыли заемщика, обратимся к определению срока, приведенного в Налоговом кодексе.

Финансовая помощь — финансовая помощь, предоставленная на безвозвратной или возвратной основе.

Возвратная финансовая помощь — сумма средств, которая поступила налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисления процентов или предоставления других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и является обязательной к возвращению.

Учитывая пп. 136.1.20 п. 136.1 в. 136 Налогового кодекса получение возвратной финансовой помощи не приводит к увеличению дохода плательщика налога. В дальнейшем налоговые последствия такой операции имеют определенные особенности, обусловленные налоговым статусом займодателя и сроком возвращения финансовой помощи последнему.

Возвратная финансовая помощь, полученная от лиц, которые не являются плательщиками налога на прибыль или имеют льготы относительно его уплаты

В соответствии с пп. 135.5.5 п. 135.5 в. 135 Налогового кодекса в другие доходы включаются суммы возвратной финансовой помощи, полученной плательщиком налога в отчетном налоговом периоде, что остаются не возвращенными на конец такого отчетного периода, от лиц, которые не являются плательщиками налога на прибыль (в том числе нерезидентов), или лица, которые согласно этому Кодексу имеют льготы относительно его уплаты, в том числе право применять ставки налога ниже, чем установлен п. 151.1 в. 151 Кодекса.

Под действие отмеченной нормы подпадают плательщики налога, которые получили возвратную финансовую помощь от нерезидентов Украины, юридических лиц — плательщиков единого налога, физических лиц — предпринимателей, независимо от избранной ими системы налогообложения, физических лиц (кроме учредителей), а также плательщиков налога на прибыль, деятельность которых :

— освобождена от налогообложения согласно ст. 154 Налогового кодекса, в том числе плательщиков налога на прибыль за ставкой 0 % (с 01.04.2011 г. по 01.01.2016 г.);

— частично освобождена от налогообложения согласно ст. 158 этого Кодекса;

— осуществляется согласно договору о распределении продукции на основании п. 336.1 в. 336 Кодекса;

— временно освобождена от налогообложения согласно подпунктам 15 — 20 подразделения 4 раздела XX отмеченного Кодекса.

В случае, если в будущих отчетных налоговых периодах плательщик налога вернет такую возвратную финансовую помощь или ее часть займодателю, такой плательщик налога увеличивает сумму расходов на сумму такой возвратной финансовой помощи (ее части) по результатам отчетного налогового периода, в котором состоялось такое возвращение. При этом с целью налогообложения плательщик налога не насчитывает условные проценты.

Возвратная финансовая помощь, полученная от плательщика налога на прибыль на общих основаниях

Учитывая нормы п. 135.1 в. 135 Налогового кодекса сумма возвратной финансовой помощи, полученная плательщиком налога от лица, которое является плательщиком налога на прибыль на общих основаниях (платят налог на прибыль за ставкой, установленной п. 151.1 в. 151 этого Кодекса), не включается в доходы, которые учитываются при рассчете объекта налогообложения.

Таким образом, в случае, если плательщик налога не возвращает сумму полученной возвратной финансовой помощи на конец отчетного периода лицу, которое является плательщиком налога на прибыль предприятий на общих основаниях, к доходам отчетного периода, которые учитываются при рассчете объекта налогообложения, включается сумма процентов, условно начисленных на сумму возвратной финансовой помощи, которая остается не возвращенной на конец такого отчетного периода. Условные проценты рассчитываются в соответствии с пп. 14.1.257 п. 14.1 в. 14 Налогового кодекса.

Насчитываются условные проценты таким образом: сумму невозвращенной на конец отчетного периода возвратной финансовой помощи умножить на количество дней пользования и на учетную ставку Нацбанка Украины и разделить на 365 дней.

С целью налогообложения условные проценты в соответствии с пп. 14.1.257 п. 14.1 в. 14 Налогового кодекса отнесено в состав безвозвратной финансовой помощи. Соответственно, сумма условно начисленных процентов подлежит включению к доходу плательщика налога в период их начисления согласно пп. 135.5.4 п. 135.5 в. 135 Налогового кодекса.

Возвратная финансовая помощь, полученная от учредителя

В случае получения возвратной финансовой помощи от учредителя плательщика налога действует отдельный порядок, предусмотренный пп. 135.5.5 п. 135.5 в. 135 Налогового кодекса, а именно: не отображаются в налогообложении суммы возвратной финансовой помощи, полученной от учредителя/участника (в том числе нерезидента) такого плательщика налога, в случае возвращения такой помощи не позже 365 календарных дней с дня ее получения.

Особенное внимание следует обратить в случае выхода займодателя возвратной финансовой помощи из числа основателей в период 365 календарных дней со дня ее получения. Ведь в таких случаях финансовая помощь не всегда возвращается займодателю в момент его выхода.

В таком случае сумма возвратной финансовой помощи, которая остается не возвращенной на конец такого отчетного периода, учитывается в составе других доходов при определении объекта налогообложения плательщика налога. В случае, если в будущих отчетных налоговых периодах плательщик налога возвращает такую возвратную финансовую помощь (ее часть) лицу, которое ее предоставило, такой плательщик налога увеличивает сумму расходов на сумму такой возвратной финансовой помощи (ее части) по результатам отчетного налогового периода, в котором состоялось такое возвращение.

Возвратная финансовая помощь в пределах одного юридического лица

В соответствии с пп. 135.5.5 п. 135.5 в. 135 Налогового кодекса операции получения/предоставления финансовой помощи между плательщиком налога и его отделенными подразделениями, которые не имеют статуса юридического лица, не приводят к изменению их расходов или доходов.

Возвратная финансовая помощь в учете займодателя

В соответствии с пп. 135.5.5 п. 135.5 в. 135 Налогового кодекса налоговые обязательства лица, которое оказало возвратную финансовую помощь, не изменяются как при ее выдаче, так и при ее обратном получении.

В бухгалтерском учете займодатель отображает оказанную возвратную финансовую помощь в составе дебиторской задолженности как:

— краткосрочную, если она будет погашена в течение 12 месяцев, на счете 377 «Расчеты с другими дебиторами»;

— долгосрочную, если она будет погашена в течение срока, который превышает 12 месяцев, начиная с даты баланса, на счете 183 «Другая дебиторская задолженность».

Если на дату баланса срок погашения по договору не превышает 12 месяцев, то такая дебиторская задолженность рассматривается как краткосрочная, что отображается записью:

— Дт 377 «Расчеты с другими дебиторами»;

— Кт 183 «Другая дебиторская задолженность».

Получение возвратной финансовой помощи от лиц, которые не являются плательщиками налога на прибыль или имеют льготы относительно его уплаты


из/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налог на прибыль
(декларация)

Дт

Кт

Доходы

Расходы

Получена возвратная финансовая помощь 02.04.2011 г.

Проводки: финансовая помощь учредителя (100% доля)

Единственный учредитель ООО оказал финансовую помощь организации для уплаты долгов. оформлено все в виде Решения об оказании финансовой помощи. не могу разобраться какие при этом делать проводки в 1С.
В интернете наткнулась на две ссылки, в одной говорится о том, что необходимо провести финансовую помощь как «вклад в имущество общества» и сформировать проводки:
1) Д75-К83 (отражена сумма задолженности участника по вкладам в имущество на основании Решения участника)
2) Д51-К75 (получены средства в качестве вклада в имущество общества)

А по второму варианту так:
1) Д76-К91.1 (начислена сумма материальной помощи)
2) Д51-К76 (поступили средства от учредителя)

как быть? Подскажите опытные бухгалтера
Заранее всем спасибо!

Цитата (Финдиректор): Единственный учредитель ООО оказал финансовую помощь организации для уплаты долгов. оформлено все в виде Решения об оказании финансовой помощи. не могу разобраться какие при этом делать проводки в 1С.
В интернете наткнулась на две ссылки, в одной говорится о том, что необходимо провести финансовую помощь как «вклад в имущество общества» и сформировать проводки:
1) Д75-К83 (отражена сумма задолженности участника по вкладам в имущество на основании Решения участника)
2) Д51-К75 (получены средства в качестве вклада в имущество общества)

А по второму варианту так:
1) Д76-К91.1 (начислена сумма материальной помощи)
2) Д51-К76 (поступили средства от учредителя)

как быть? Подскажите опытные бухгалтера
Заранее всем спасибо!

Прежде всего, не советую использовать термины. которые до конца не поняли.
Взнос учредителя в имущество — специально оговоренное в гражданском законодательстве термин.
Взнос в имущество делается на основании решения учредителя и о возможности принятия такого решения должна быть запись в Уставе.
Другими словами, вклад в имущество оформляется чуть ли не как взнос в уставный капитал. Его отличие лишь в том, что величина взноса в имущества не указывается в уставе и, естественно, вклад в имущество не влияет на величину уставного капитала.
Однако, даже в этом случае, использование для взноса в имущество счета 75 весьма спорное решение, хотя и вполне объяснимое.

В большинстве случаев «материальная помощь» учредителя оформляется не так сложно, как вклад в имущество. Поэтому для таких поступлений использование счета 75 ничем не оправдывается. То, что вноситель является учредителем, на бухгалтерские проводки не влияет. Это важно только для налогового учета.
Тем более, без специального решения учредителей (и упоминания в Уставе) нельзя полученную сумму относить на счет 83.
Так что, Вам подходит только второй вариант.
Безусловно, я исхожу из собственной оценки ситуации, насколько это возможно из столь краткого изложения вопроса.

PS. Ваша ссылка на «проводки 1С» сбивает с толку. Мы отвечаем Вам, исходя из общих требований методологии бухучета.
Если Вас интересует особенности проводок в 1С — задавайте вопрос в соответствующем разделе.

Возвратная финансовая помощь: на что стоит обратить внимание

Последние поступления

На сегодняшний день практика предоставления и получения возвратной финансовой помощи (так называемого беспроцентного займа) является достаточно распространенной. Ведь это очень хороший способ пополнить оборотные денежные средства, особенно когда есть острая необходимость. Тонкости учета и налогообложения данной финпомощи напрямую зависят от того, кто и кому ее предоставляет. Не последнюю роль также играет и то, вернули данную помощь или нет. Итак, давайте вкратце рассмотрим, какие же налогово-учетные последствия создает возвратная финансовая помощь

Согласно определению НКУ, возвратная финансовая помощь — сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисления процентов или предоставления прочих видов компенсаций в виде платы за пользование данными денежными средствами и является обязательной к возврату (пп. 14.1. 257 НКУ).

Субъект хозяйствования (предприятие или предприниматель) может как получать, так и предоставлять возвратную финпомощь. При этом размер данной помощи законодательно не ограничен. Более подробно о правилах предоставления ВФП читайте в материале «Возвратная финпомощь в жизни предприятия: наведем резкость». В этом же материале вы найдете также образец Договора о предоставлении возвратной финансовой помощи.

Налогово-учетные последствия зависят от многих факторов. Давайте рассмотрим их схематически.

1. Предприятие предоставляет возвратную финансовую помощь

В этой ситуации налогово-учетные последствия зависят от того, на какой системе налогообложения находится предприятие — предоставитель ВФП: на общей или упрощенной. Кроме того, не последнюю роль играет статус получателя финпомощи: если ВФП получает обычное физлицо или ФЛП, то возникают последствия в части НДФЛ. Также не стоит забывать, что невозвращенная финансовая помощь фактически является дебиторской задолженностью, которая отражается в учете по своим правилам.

Итак, чтобы было более понятно, отразим нюансы предоставления ВФП предприятием на рис. 1.

Рис. 1. Налогово-учетные последствия у предприятия, которое предоставляет ВФП

* Ссылки на материалы, упомянутые в рис. 1:

2. Возвратную финпомощь предоставляет ФЛП

В данном случае прежде всего логически возникает вопрос правомерности предоставления предпринимателем ВФП. Отметим: налоговики не всегда «ЗА» возможность такого предоставления. А особенно — касательно ФЛП на упрощенной системе налогообложения. Однако это не совсем так, ведь законодательство не ограничивает круг поставщиков ВФП только юрлицами. Более подробно об этом читайте в материале «ФЛП & предоставление возвратной финпомощи: налоговые последствия».

Налоговые последствия здесь будут несколько иными, чем у юрлиц, учитывая в первую очередь то, что предприниматели не обязаны вести бухучет. Однако если получателем ВФП является физлицо или ФЛП, то последствия в части НДФЛ будут аналогичными, как и у предприятий. Помимо прочего, все зависит от системы налогообложения, на которой находится предприниматель — предоставитель ВФП. Покажем схематически данные последствия на рис. 2.

Рис. 2. Налоговые последствия у предпринимателя (ФЛП), который предоставляет ВФП

* Ссылки на материал, упомянутый в рис. 2:

3. Предприятие получает ВФП

Тут получается диаметрально противоположная ситуация. При этом важно обратить внимание на следующее:

  • при получении ВФП в бухучете отражаем кредиторскую задолженность;
  • плательщик налога на прибыль данную кредиторскую задолженность отражает согласно бухучетным правилам;
  • плательщик единого налога должен вернуть такую ВФП в течение года, в противном случае контролеры будут настаивать на отражении дохода.

Рассмотрим возможные последствия схематично (см. рис. 3).

Рис. 3. Налогово-учетные последствия у предприятия, получившего ВФП

* Ссылки на материал, упомянутый в рис. 3:

4. ФЛП получает возвратную финансовую помощь

В этом случае все достаточно просто: ФЛП-общесистемщик не отражает в доходах полученную ВФП в течение действия договора, а плательщик единого налога — на протяжении 12-ти календарных месяцев со дня ее получения.

Если же ВФП не будет возвращена, то ФЛП-общесистемщик должен отразить доход. А что же касается ФЛП — плательщика единого налога, то существует вероятность двойного налогообложения данного дохода, поскольку списанная кредиторская задолженность попадает в доход (а, как мы помним, доход уже был отражен по истечении 12 месяцев).

Отразим данные налоговые последствия на рис. 4.

Рис. 4. Налоговые последствия у предпринимателя (ФЛП), получившего ВФП

* Ссылки на материал, упомянутый в рис. 4:

Оставить отзыв к материалу

ВНИМАНИЕ!
Редакция не принимает на себя обязательства отвечать на вопросы, заданные через окно отзывов
(с этой целью предусмотрен сервис «Персональные консультации»).
Однако в любом случае мы не оставим без внимания ваши отзывы и учтем их при дальнейшей работе.

Возвратная финпомощь от учредителя: как избежать признания дохода, когда вскоре истечет 365 дней

Последние поступления

Возвратная финпомощь от учредителя: как избежать признания дохода, когда вскоре истечет 365 дней

Учредитель предоставил предприятию финпомощь в размере 100 тыс.грн по договору от 25.06.2013 г. В договоре предусмотрено, что предприятие должно возвратить данную помощь в течение года с момента ее поступления, то есть не позднее 24.06.2014 г.
Допустим, предприятие заключит новый договор с учредителем на сумму 130 тыс.грн, и данную сумму учредитель внесет в кассу предприятия. Из них 100 тыс.грн предприятие до 24.06.2014 г. вернет в счет старого долга по договору от 25.06.2013 г. Будет ли на новый договор с учредителем распространяться условие НКУ о необложении финпомощи при ее возврате в течение 365 дней или данная сумма по новому договору сразу попадет в доход?

ОТВЕТ: Для второго договора будет новый отсчет 365 дней, а потому и показывать доход не придется. К тому же таким образом предприятие избежит налогообложения возвратной финпомощи и по первому договору. Но главное все сделать вовремя и правильно оформить. Объясним.

Правовые основы заключения договора займа

Прежде чем выяснять налоговые последствия приведенной ситуации, кратко напомним основные моменты получения возвратной финансовой помощи, в частности, от учредителя предприятия.

Правовые основы оформления финпомощи регулируют ст.ст. 1046–1053 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ). В правовом поле возвратная финансовая помощь — это заем: «По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или такое же количество вещей того же рода и такого же качества» (ч. 1 ст. 1046 ГКУ).

В ст. 1048 ГКУ прописано, что заимодавец имеет право на получение от заемщика процентов от суммы займа, если иное не установлено договором или законом. Если договором не установлен размер процентов, их размер определяется на уровне учетной ставки Нацбанка. Поэтому чтобы получить по договору займа возвратную финпомощь, в договоре займа следует обязательно указать, что заем является беспроцентным.

Заключенным договор считается с момента передачи денег. Для налогового учета дата получения денежных средств от учредителя играет важную роль. О факте получения и возврата денежных средств будут свидетельствовать банковские выписки о зачислении или возврате денег с текущего счета, а также приходные и расходные кассовые ордера в случае внесения денег в кассу предприятия. Если финансовую помощь получают и возвращают наличными, предприятие должно обратить внимание на предельную сумму расчетов. В соответствии с п. 2.3 Положения № 637 1 , предприятия имеют право осуществлять расчеты наличными между собой и/или с физическими лицами в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам в рамках предельных сумм расчетов наличными, определенных постановлением Правления НБУ «Об установлении предельной суммы наличных расчетов» от 06.06.2013 г. № 210 (далее — Постановление № 210). Так, предельная сумма расчетов наличными составляет для предприятий (предпринимателей) между собой в течение одного дня в размере 10 тыс.грн, а для физлица с предприятием (предпринимателем) в течение одного дня за товары (работы, услуги) — 150 тыс.грн. Поскольку возвратная финпомощь не является расчетом за товары, работы, услуги — на ее предоставление не распространяются нормы п. 1 Постановления № 210. В то же время Нацбанк в письме от 24.01.2014 г. № 11-116/3159 разъяснил, что ограничения п. 1 Постановления № 210 касаются расчетов по правочинам, предметом которых являются какие-либо материальные и нематериальные блага, которые могут быть оценены в денежной форме, в том числе расчетов по договорам, связанным с корпоративными правами, предоставлением или возвратом займа, выплатой неустойки. Данное утверждение НБУ слишком расширяет круг операций, на которые распространяется наличное ограничение. Подробнее об этом читайте в материале «Ограничение наличных расчетов: новое разъяснение», опубликованном в газете «Интер­активная бухгалтерия» № 34/2014. Но если все же выбирать осторожный вариант, то следует учитывать разъяснения от Нацбанка. А тогда — если учредителем-заимодавцем является юридическое лицо, предельная сумма наличных в течение одного дня составляет 10 тыс.грн. Когда же учредителем является физическое лицо, предприятию для избежания нарушений кассовой дисциплины, следует ограничиться суммой в 150 тыс.грн. Суммы, превышающие указанные ограничения, перечисляются только по безналу.

По гражданскому и налоговому законодательству понятие «заем» очень отличается. Так, согласно пп. 14.1.267 НКУ, заем — денежные средства, предоставляемые резидентами, являющимися финансовыми учреждениями, или нерезидентами, кроме нерезидентов, имеющих оффшорный статус, заемщику на определенный срок с обязательством их возврата и уплатой процентов за пользование суммой займа. Как видим, ГКУ объединяет более широкое понятие займа, нежели НКУ. Вместе с тем НКУ использует отдельный термин «возвратная финансовая помощь». В соответствии с пп. 14.1.257 НКУ, это: «сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисление процентов или предоставление прочих видов компенсаций в виде платы за пользование данными средствами, и является обязательной к возврату». Вот поэтому для налогового учета важно, чтобы заем считался возвратной финпомощью, в договоре займа должно быть четко указано, что он беспроцентный.

Порядок налогообложения возвратной финпомощи установлен пп. 135.5.5 НКУ. В частности, в настоящем подпункте предусмотрен отдельный порядок налогообложения, если денежные средства получают от учредителя. Кроме того, в подпункте нет ограничений касательно количества заключенных с учредителем договоров, но важно соблюдать установленные повременные требования по каждому договору займа. Так, для того чтобы иметь возможность не облагать возвратную финпомощь от учредителя (участника, в т.ч. нерезидента), предприятие — получатель помощи должно вернуть денежные средства не позднее 365 календарных дней со дня их получения. В случае нарушения данного условия возвратную финпомощь следует облагать налогом на прибыль в порядке, установленном пп. 135.5.5 НКУ. А это значит, что в дальнейшем порядок налогообложения, в частности, признание суммы доходов, зависит уже от налогового статуса заимодавца-учредителя. Подробно об этом — в материале «Истек 365-дневный срок возврата учредителю финпомощи: налоговые последствия» в газете «Интерактивная бухгалтерия» № 95/2014.

Кроме того, отметим, если договором займа установлен больший срок пользования денежными средствами, чем 365 календарных дней, для необложения следует соблюдать предельную дату возврата, хотя у контролеров и могут возникнуть вопросы (см. материал «Возвратная финпомощь от учредителя: как использовать 365 дней, чтобы не признавать доход», опубликованном в газете «Интерактивная бухгалтерия» № 94/2013).

Подытожим!

Таким образом, чтобы избежать налогообложения суммы возвратной финпомощи, полученной от учредителя, предприятие может до истечения срока в 365 дней заключить второй договор о предоставлении возвратной финпомощи и за счет полученных средств погасить долг по первому договору. Тогда будет соблюден срок в 365 дней по первому договору и не нужно будет показывать доход. А по второму договору начнется новый отсчет в новые 365 дней для возврата возвратной финпомощи от учредителя. Главное — успеть это сделать до истечения 365 дней после получения денежных средств по первому договору. При этом важно четко прописать, по какому именно договору возвращается финпомощь, чтобы не возникало сомнений, что задолженность закрыта именно по первому договору.

На заметку!

Несколько слов о том, нужно ли при получении возвратной финпомощи заполнять Отчет о льготах (форма которого утверждена постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233). В данном отчете указываются суммы налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот. Сумма возвратной финансовой помощи, полученной от учредителя плательщика налога на прибыль, согласно Справочнику прочих налоговых льгот № 70/2 (письмо Миндоходов от 31.03.2014 г. № 70/2) имеет код льготы 11020226. Вместе с тем, по нашему мнению, «льгота» в виде возвратной финпомощи от учредителя, полученной и возвращенной в пределах 365 дней, не должна отражаться в Отчете о льготах, поскольку данная льгота не повлияла на то, что бюджет какую-то сумму недополучил. Подробнее об этом читайте в материале «Возвратная финпомощь от учредителя: нужно ли отражать в Отчете о льготах», опубликованном в газете «Интерактивная бухгалтерия» № 31/2014.

Бухучет рассмотрим на примере.

Пример

Предприятие — плательщик налога на прибыль 25.06.2013 г. получило от учредителя — юрлица на общей системе налого­обложения возвратную финансовую помощь в размере 100 тыс.грн по договору на год. Подтверждением полученной суммы займа является банковская выписка о зачислении денежных средств на текущий счет.

Заемщик находится в трудном финансовом положении и не может вернуть сумму, поэтому для того чтобы избежать налогообложения по полученной и невозвращенной сумме финпомощи, предприятие принимает решение заключить еще один договор займа. По новому договору, сумма финансовой помощи в размере 130 тыс.грн была получена от этого же учредителя 13.06.2014 г. Денежные средства поступили на счет в банке (есть выписка банка). В этот же день предприятие возвращает полученную ранее сумму возвратной финпомощи в размере 100 тыс.грн, о чем свидетельствует выписка банка.

Еще по теме:

  • Смена ген директора в ооо документы в налоговую Смена директора ООО. Как уведомить госорганы о смене руководителя? Стоимость смены директора предприятия (ООО, ЧП): 800 грн. * Срок смены руководителя ООО: 2-3 рабочих дня. В ходе […]
  • Что такое альтернативная служба и как на нее попасть Что предусматривает альтернативная служба в армии по мотивам религиозных убеждений - законопроект В Верховную Раду внесен проект новой редакции Закона Украины "Об альтернативной […]
  • Кто выдает свидетельство о праве собственности на землю Оформляем земельные участки, выдача сведений государственной регистрации прав Кадастровая группа инженеров – оформляем земельные участки в собственность ☏ 8 (495) 649-94-39 Выписки из ЕГРН […]
  • 2004 материнский капитал Можно ли получить материнский капитал при получении паспорта РФ? У меня имеется двое несовершеннолетних детей: 2002г.р. и 2004 г.р., тогда материнский капитал не давали. А теперь я могу […]
  • Расторжение договора осаго дар Как расторгнуть договор ОСАГО по своей инициативе и вернуть деньги? Есть множество жизненных ситуаций, когда страхователь больше не нуждается в полисе ОСАГО на свой автомобиль, а действие […]
  • Отказ от прохождения медицинского освидетельствования 2014 гибдд Отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения Отказ от медицинского освидетельствования Статья 12.26 КоАП Российской Федерации Порядок и правила оформления […]