Как обосновать списание основных средств

Как обосновать списание основных средств

Вопрос: Нужно ли для списания с забалансового счета 21 пришедших в негодность основных средств (огнетушителей, телефонов, электрочайников и т.д.) получать заключение о техническом состоянии этих объектов?

Ответ от 21.07.2015:

Согласно п. 373 Инструкции № 157н (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), выбытие объектов основных средств с забалансового учета, в том числе в связи с принятием решения о их списании (уничтожении), производится на основании Акта о списании по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.

Таким образом, Инструкция № 157н не устанавливает никаких специальных требований к списанию с забалансового счета 21, кроме оформления Акта о списании. Также не установлена специальная форма Акта о списании для этого случая. Ни одна из форм первичных документов, описанных в приложении № 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н (действовал до 18.06.2015) не указана как предназначенная для документального оформления списания основных средств, стоимостью до 3000 рублей включительно.

Следовательно в период действия Приказа № 173н, учреждение обязано было самостоятельно в своей учетной политике утвердить форму первичного документа для документального оформления списания основных средств с забалансового счета 21. Согласно п. 51 Инструкции № 157н, выбытие инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 рублей включительно, учитываемых на забалансовом учете, отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом (Актом). Значит, форма Акта должна была предусматривать заключение комиссии и подписи членов комиссии.

С 19.06.20 1 5 вступил в действие приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее Приказ № 52н). Как указано в письме Минфина России от 10.06.2015 № 02-07-07/33768, применение учреждением новых форм первичных документов, установленных Приказом № 52н, начинается с даты, установленной учетной политикой учреждения. Приказом № 52н введена унифицированная форма Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф.0504104), которая предназначена для документального оформления списания всех видов нефинансовых активов, кроме сырья, материалов, а также готовой продукции, произведенной учреждением. Значит, начиная с даты, установленной учетной политикой учреждения (но не ранее 19.06.2015), списание основных средств, числящихся в учете на счете 21, следует оформлять документально Актом о списании объектов нефинансовых активов (ф.0504104) Эта форма также содержит графы для указания причины списания и подписей членов комиссии.

Принимая решение о списании основных средств, числящихся на забалансовом счете 21, комиссия учреждения должна обосновать:

  • что основное средство более не пригодно к эксплуатации; очевидно, в заключении комиссии подробно должно быть описано, в чем именно заключается его неисправность/непригодность; если в отношении телефона комиссия напишет просто «не работает», это еще не подтверждает необходимость списания телефона (возможно, нарушился электрический контакт);
  • что основное средство невозможно или слишком дорого ремонтировать; если в телефоне нарушился контакт, то его может быть дешевле отремонтировать, чем списать.

Если члены комиссии имеют достаточную квалификацию, чтобы определить, какова неисправность телефона, какова возможность его ремонта, сколько может стоить такой ремонт, то заключение комиссии (где будет подробно описана неисправность и обоснована нецелесообразность ремонта) можно считать обоснованным. Если же у членов комиссии нет документально подтвержденной квалификации для определения неисправностей и возможностей ремонта офисной и бытовой техники, очевидно, что решения такой комиссии недостаточно обоснованные. В таком случае комиссия может привлекать сторонних экспертов.

Как задать вопрос

Как происходит списание неисправных основных средств: достаточно ли для этого решения комиссии, созданной внутри казенного, бюджетного, автономного учреждений, или для заключения о непригодности основного средства нужно обращаться к специализированной организации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отсутствии в нормативном правовом акте, устанавливающем порядок списания государственного (муниципального) имущества, обязательного требования о наличии заключения специализированной организации о состоянии подлежащих списанию объектов нефинансовых активов, основанием для их списания является акт профильной комиссии госучреждения, составленный без привлечения специализированной организации при условии наличия в составе комиссии лиц, обладающих необходимой квалификацией и познаниями в соответствующей области.

Обоснование вывода:
Согласно требованиям п. 51 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета. «, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется в том числе по причине морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления.
При этом согласно п. 52 Инструкции N 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств допускается только после наступления следующих событий:
— утверждение в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основного средства;
— реализация мероприятий, предусмотренных Актом о списании.
Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности*(1), — соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления).
В частности, собственник может предусмотреть:
— обязательное получение разрешения на списание определенного имущества в уполномоченном органе;
— обязательное согласование списания определенного имущества с главным распорядителем бюджетных средств (учредителем, уполномоченным органом);
— различный порядок списания основных средств в зависимости от их стоимости (в том числе возможность списания какого-либо имущества по решению руководителя организации без получения разрешений и согласований);
— случаи, в которых для списания основного средства необходимо оформлять заключение о техническом состоянии, подтверждающее его непригодность к дальнейшей эксплуатации, выданное специализированной организацией (экспертом).
К сожалению, нам не удалось обнаружить в открытых источниках нормативных актов, регламентирующих порядок списания особо ценного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями Славянского района Краснодарского края.
Напомним, что положение о постоянно действующей комиссии, создаваемой в госучреждении в целях подготовки и принятия решения о списании имущества, а также ее состав утверждаются приказом руководителя госучреждения (п. 34 Инструкции N 157н).
Итогом работы комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества, которые подлежат утверждению, а также согласованию в определенных действующими нормативными правовыми актами случаях.
Списание объектов основных средств включает в себя следующие общие мероприятия:
1) определение технического состояния каждой единицы основных средств;
2) оформление необходимой документации;
3) получение разрешения на списание;
4) демонтаж, разборка;
5) утилизация объектов основных средств и постановка на учет материалов, полученных от их ликвидации;
6) списание объекта с учета учреждения.
Первоначальное заключение о техническом состоянии объекта основных средств дается комиссией учреждения по поступлению и выбытию основных средств. В случае, если квалификация специалистов, состоящих в комиссии, позволяет сделать однозначный вывод о непригодности объекта к дальнейшей эксплуатации, первоначальное решение о необходимости списания принимается данной комиссией.
Если в штате учреждения отсутствуют специалисты необходимой квалификации, рассматривается возможность их привлечения из других учреждений, подведомственных учредителю. И только в случае, если обосновать необходимость списания основных средств возможно только с привлечением специализированной организации, учреждением заключается соответствующий договор.
Таким образом, списать объекты основных средств возможно на основании акта, составленного профильной комиссией управления без привлечения специализированной организации, но при наличии в составе комиссии лиц, обладающих необходимой квалификацией и познаниями в соответствующих областях.
В то же время подчеркнем, что такой вывод справедлив в случае, если нормативным правовым актом уполномоченного органа власти (местного самоуправления) о порядке списания государственного (муниципального) имущества не установлено обязательное требование о наличии заключения специализированной организации о состоянии имущества, подлежащего списанию.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Моральный и физический износ имущества госучреждения;
— Энциклопедия решений. Реализация металлолома госучреждениями.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

26 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Согласно действующему законодательству имущество может принадлежать на праве собственности различным публично-правовым образованиям — Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям (ст.ст. 214, 215 Гражданского кодекса РФ).

Как обосновать списание основных средств

Данная тема всегда была актуальной, тем более, что недавно внесли коррективы в Порядок № 1314 и обновили формы для списания необоротных активов, да и методология бухучета изменилась с 01 января 2017 года. Поэтому остались не только старые, но и появились новые вопросы относительно отражения списания активов в бухучете. В статье подробно рассмотрим процедуру списания и учетные нюансы.

Списание госимущества: основные правила

При списании объектов основных средств (далее – ОС) и прочих необоротных материальных активов (далее – прочие НМА) нужно руководствоваться прежде всего Порядком № 1314.

Порядок № 1314 применяется при списании имущества, переданного казенным предприятиям, государственным коммерческим предприятиям (их объединениям), учреждениям и организациям, закрепленного за предприятиями, учреждениями и организациями, которые находятся в ведении Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук.

Не применяется Порядок № 1314 для имущества, порядок списания которого определяется отдельными законами. В частности, это объекты жилищного фонда, военное имущество, государственный материальный резерв, объекты гражданской обороны, целостные имущественные комплексы предприятий и т. п.

Нормы Порядка № 1314 обязательно применяются при списании:

• объектов незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы);

• материальных активов, признанных объектами ОС;

Можно выделить следующие условия списания госимущества. В соответствии с п. 4 Порядка № 1314 госимущество можно списывать, если оно:

не может быть в установленном порядке отчуждено, бесплатно передано государственным предприятиям, учреждениям или организациям и по которому не могут быть применены другие способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразно);

морально или физически изношено, непригодно для дальнейшего использования, в частности, в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением;

повреждено в результате аварии или стихийного бедствия и восстановлению не подлежит;

• выявлено в результате инвентаризации как недостача.

При списании имущества учитываются также особенности правового режима имущества, наличие установленных законодательными актами обременений или ограничений относительно распоряжения имуществом.

Согласование списания имущества с субъектом управления имуществом* предусмотрено абз. 5 п. 5 Порядка № 1314.

* Субъектами управления госимуществом являются: КМУ, Фонд госимущества, министерства, ведомства, коллегиальные органы, другие органы власти, НАНУ, отраслевые академии наук, государственные предприятия и организации (ч. 1 ст. 4 Закона № 185).

Без согласования с субъектом управления – по решению руководителя учреждения можно списывать полностью амортизированные ОС, прочие НМА, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее 20 тыс. грн.

Если же стоимость объекта списания выше или списываются объекты ОС, на которые 100 %-й износ не начислен, то нужно получить согласие субъекта управления.

Органы (учреждения), которые КМУ определил субъектами управления, списывают госимущество, находящееся на их балансе, по решению руководителей этих органов (учреждений).

Морально устаревшее и физически изношенное имущество, пригодное для дальнейшего использования, можно передавать в сферу управления местных органов исполнительной власти, в дальнейшем закрепляя его за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями (абз. 3 п. 4 Порядка № 1314).

Процедура и документальное оформление

Для принятия решения о списании имущества по приказу руководителя учреждения создается комиссия по списанию имущества.

В ее состав включают: главного бухгалтера (или его заместителя), работников инженерных, технических, технологических, строительных, учетно-экономических та других служб, а также представителей субъекта управления имуществом (если он это требует) и других специалистов (п. 9 Порядка № 1314).

Далее рассмотрим пошагово процедуру списания госимущества.

Комиссия по списанию имущества осуществляет осмотр имущества, устанавливает факт его непригодности, а также невозможность и неэффективность проведения восстановительного ремонта или его использования иным образом.

Комиссия по списанию имущества принимает решение о списании ОС и прочих НМА по результатам инвентаризации, оформив свое решение протоколом, где указывает свои выводы и предложения.

В соответствии с п. 14 Порядка № 1314 комиссия по списанию имущества оформляет следующие документы:

акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию;

акты технического состояния имущества, предлагаемого к списанию;

акты на списание имущества, то есть типовые формы на списание основных средств, утвержденные Приказом № 818.

Перечисленные документы добавляются к протоколу заседания комиссии по списанию имущества вместе с другими документами (копией акта об аварии, заключениями соответствующих инспекций, госорганов и т. д.).

Для получения согласия на списание имущества учреждение представляет субъекту управления вместе с обращением относительно списания имущества следующие документы:

1) технико-экономическое обоснование необходимости списания имущества, отмечая также направления использования средств, которые предполагается получить в результате списания;

2) сведения об имуществе, которое предлагается списать по данным бухучета (кроме объектов незавершенного строительства), по форме согласно приложению 1 к Порядку № 1314;

3) акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию, по форме согласно приложению 2 к Порядку № 1314;

4) акт технического состояния имущества, утвержденный руководителем субъекта хозяйствования (не представляется в случае списания имущества, выявленного в результате инвентаризации как недостача);

5) сведения о наличии обременений или ограничений по распоряжению имуществом, которое предлагается списать (вместе с соответствующими подтверждающими документами);

6) в случае списания недвижимости – сведения о земельном участке, на котором расположено недвижимое имущество, отмечая направления дальнейшего использования земельных участков, которые высвобождаются, а также копии соответствующих подтверждающих документов, в частности, государственного акта на право постоянного пользования землей, кадастрового плана;

7) сведения об объектах незавершенного строительства.

Субъект управления в течение 30 дней с даты поступления вышеперечисленных документов принимает решение о согласии (оформив распорядительный документ) или об отказе (в форме письма).

После получения согласия на списание имущества (в виде приказа или распоряжения субъекта управления) учреждение может начать разборку и демонтаж имущества (п. 21 Порядка № 1314).

В соответствии с п. 23 Порядка № 1314 полученные в результате списания разобранного и демонтированного оборудования:

• узлы, детали, материалы и агрегаты, пригодные для ремонта другого оборудования или для дальнейшего использования, а также материалы оприходуются с отражением на счетах бухучета запасов;

• основные средства – отражаются на счетах бухучета ОС;

• узлы, детали, материалы и агрегаты, непригодные для использования, оприходуются как вторичное сырье (металлом и т. п.).

Если изъятые после демонтажа и разборки имущества узлы, детали, материалы и агрегаты содержат драгоценные металлы или камни, они подлежат сдаче субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность по сбору и первичной обработке такого лома и отходов на основании лицензий (п. 25 Порядка № 1314).

В месячный срок после окончания процедуры разборки, демонтажа и оприходования материалов, полученных от ликвидации, бюджетное учреждение должно представить субъекту управления отчет о списании имущества по форме согласно приложению 3 к Порядку № 1314.

Если же у субъекта управления есть замечания по отчету, то его возвращают учреждению для учета замечаний, а учреждение после их учета в течение 10 рабочих дней представляет снова отчет для нового рассмотрения.

Бухучет списания госимущества

Порядок отражения операций по списанию имущества по сравнению с прошлым годом почти не изменился, но есть определенные особенности, связанные с изменением методологии бухучета и переносом остатков со старых субсчетов на новые по состоянию на 01.01.2017 года.

Напомним, что с 01 января 2017 года появился новый субсчет 5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств». Увеличение капитала осуществляется на сумму целевого финансирования в результате оприходования необоротных активов, а уменьшение – в случае списания (изъятия необоротных активов).

Однако в соответствии с Методрекомендациями № 1127 по состоянию на 01.01.2017 года на субсчет 5111 был перенесен остаток с субсчета 401 (то есть не первоначальную, а остаточную стоимость необоротных активов на эту дату). Поэтому об этом стоит помнить при списании необоротных активов, приобретенных в прошлые года.

Не забывайте также, что в месяце выбытия объекта ОС и прочих НМА начисляется амортизация (абз. 3 п. 4 разд. V Методрекомендаций по учету ОС).

Проиллюстрируем на примерах, как отразить операции по списанию необоротных активов в различных ситуациях.

Бюджетное учреждение списывает в июле 2017 года:

• кардиограф первоначальной стоимостью 16000 грн со 100 %-м износом;

• холодильник (после получения разрешения субъекта управления) первоначальной стоимостью 6200 грн, начислен износ на 01.01.2017 года – 4960 грн, начислен износ за 7 месяцев 2017 года – 361,67 грн. На субсчет 5111 была перенесена сумма остаточной стоимости, которая образовалась на субсчете 401 (на 01.01.2017 года), в сумме 1240 грн;

• 20 стульев, первоначальная стоимость каждого – 210 грн, начислен 50 %-й износ. На субсчет 5111 была перенесена сумма остаточной стоимости, которая образовалась на субсчете 401 (на 01.01.2017 года), в сумме 2100 грн.

Бухучет операций отражен в таблице (в скобках для лучшего понимания приведены старые субсчета).

Составляем приказ на списание основных средств — образец

Приказ на списание основных средств — образец рассматривается в данной статье — необязателен по законодательству, однако может быть запрошен, например, налоговыми органами.

Основные моменты оформления списания ОС

Причинами списания ОС могут быть:

  • продажа;
  • дарение;
  • обмен;
  • моральное или физическое устаревание;
  • ликвидация при чрезвычайных ситуациях или частичная ликвидация;
  • передача в виде вклада в уставный капитал;
  • недостача или порча, обнаруженные по итогам инвентаризации и т. д.

Рассмотрим необходимые действия для осуществления процедуры списания ОС, которые содержатся в пп. 75–86 Методических указаний по бухучету ОС, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н.

Как создается приказ о списании основных средств – пример и образец заполнения

Предприятие при списании ОС должно действовать последовательно, чередуя следующие этапы:

  1. Создается комиссия по выбытию ОС, которая утверждается приказом главы организации.

В приказе закрепляется список участников, среди которых должен быть главный бухгалтер и лица, за которыми закреплены объекты. Комиссия проверяет, как работает ОС, можно ли его починить; определяет причины выбытия; устанавливает, какие детали можно будет использовать повторно и т. д.

  1. Комиссия оформляет свое заключение после проверки ОС.
  2. На основании выводов комиссии руководитель делает заключение о дальнейших действиях с ОС и подписывает приказ на списание или частичную ликвидацию.

Методические указания не обозначают необходимость приказа. Они требуют создать единственный документ — акт о списании, который утверждается всеми участниками процесса: комиссией и руководителем. Однако, например, унифицированная форма акта о списании ОС-4 предусматривает указание основания для его составления. Кроме того, приказ о списании основных средств может быть затребован налоговыми органами для подтверждения расходов на списание ОС. Минфин также поддерживает оформление приказа в своем письме от 09.07.2009 № 03-03-06/1/454.

Чтобы пользователям сайта было удобней понять, что собой представляет такой приказ, мы приводим пример этого документа. Скачать образец приказа о списании основных средств можно на нашем сайте:

Приведенный пример приказа о списании основных средств – образец свидетельствует, что составление такого распоряжения не представляет больших трудностей. Тем не менее, чтобы в дальнейшей работе вновь не задумываться о содержании документа, рекомендуем составить свой образец приказа на списание основных средств и хранить его в шаблонах.

Предусмотрены типовые формы актов:

  • ОС-4 — при выбытии одного ОС (не для автотранспорта);
  • ОС-4а — при выбытии автотранспорта;
  • ОС-4б — при выбытии группы ОС (не для автотранспорта).

Эти документы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7, однако они не являются обязательными. Организация может использовать первичные документы, разработанные самостоятельно при соблюдении требований их составлению (ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Акт должен быть одобрен руководителем.

  1. На основании акта делаются пометки в инвентарной карточке ОС и записи в бухучете.

Если ОС передается в собственность других владельцев, то документальным обоснованием для его списания является акт приемки-передачи.

Бухгалтерский учет списания ОС

Остаточная стоимость ОС формируется в бухучете на отдельном субсчете записями:

  • Дт 01 «ОС», субсчет «Выбытие основных средств» — Кт 01 «ОС»;
  • Дт 02 «Амортизация ОС» — Кт 01 «ОС», субсчет «Выбытие основных средств».

Далее в зависимости от основания выбытия остаточная стоимость списывается записями:

  • Дт 91.2 «Прочие расходы» — Кт 01 «ОС», субсчет «Выбытие основных средств» при продаже, ликвидации при ЧС, в связи с устареванием;
  • Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — Кт 01 «ОС», субсчет «Выбытие основных средств» при вкладе в уставный капитал;
  • Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — Кт 01 «ОС», субсчет «Выбытие основных средств» при недостачах и потерях, обнаруженных во время проверки.

Об особенностях списания ОС для организаций на упрощенке читайте в статье «Как правильно списать основные средства при УСН?»;

О том, как ОС показываются в отчетности, читайте в статье «Отражаем основные средства в бухгалтерском балансе».

Выбытие ОС важно правильно оформить документально. В том числе стоит уделить внимание составлению приказа руководителя на списание ОС, который является основанием для оформления акта. За основу можно взять образец приказа на списание основных средств, размещенный на нашем сайте, или создать свой шаблон. Также приказ может потребоваться для подтверждения соответствующих расходов, связанных с процедурой списания объекта.

Обоснование списания основных средств

Вопрос-ответ по теме

Вопрос: на балансе находится оборудование, вышедшее из строя. существуют ли нормативные документы для того чтобы самостоятельно определить экономическую целесообразность списания или ремонта этого оборудования предварительно перед обращением за получением заключения специализированной организации о техническом состоянии данного оборудования? (в случае если ремонт составит 50-90% от стоимости оборудования, можем ли мы на основании каких либо документов принять решении что затраты на ремонт равны стоимости нового оборудования)

Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:

Бюджетная классификация: КОСГУ от А до Я

Узнайте верный КБК

Учетная политика для госсектора

Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы

Обычно основные средства ликвидируют и списывают с учета при следующих обстоятельствах:

выявлена порча имуществ

Прежде чем ликвидировать имущество, которое невозможно или невыгодно использовать, придется соблюсти ряд процедур и заполнить необходимые документы. Обычно списание основного средства оформляют в следующей последовательности:

1.материально ответственное лицо доводит до сведения руководства информацию о необходимости списания основного средства (например, служебной запиской);

4. комиссия составляет акт о списании основного средства (либо дает заключение о нецелесообразности списания объекта);

Для подтверждения целесообразности списания основного средства в некоторых случаях учреждение должно провести техническую экспертизу. Ее результаты оформляются актом. Данное требование, как правило, устанавливают вышестоящие ведомства.

Если Ваше вышестоящая организация не установила, что при списании оборудования необходимо обязательно проводить техническую экспертизу в специализированной организации, то комиссия о списании может провести её самостоятельно, при условии, что в составе комиссии есть сотруднику, обладающих специальными знаниями.

Если таких специалистов в комиссии по списанию нет, то рекомендуем провести техническую экспертизу в специализированной организации.

На основание акта технической экспертизы комиссия принимает решение можно ли

восстановить объект или дальнейшее его использование и ремонт экономически нецелесообразен.

Так же обратите внимание, что казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, без согласия собственника ( п. 4 ст. 298 ГК РФ). Это значит, что при выбытии любого имущества казенное учреждение должно получить согласие собственника на списание.

То есть помимо технической экспертизы Вам необходимо получить разрешение на списание в Росимуществе, порядок согласования приведен ниже.

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Списание основных средств в связи с их полным износом

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

В соответствии с пунктом 77 Методических указаний №91н, для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования основных средств, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия. В состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которых, в соответствии с законодательством, возложены функции регистрации и надзора за отдельными видами имущества.

В компетенцию комиссии входит:

· осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления;

· установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и другое);

· возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости; контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад; осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;

· составление акта на списание объекта основных средств.

В акте на списании основных средств должны содержаться данные, характеризующие объект основных средств:

— дата принятия объекта к бухгалтерскому учету;

— год изготовления или постройки;

— время ввода в эксплуатацию;

— срок полезного использования;

— первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации;

— проведенные переоценки, ремонты;

— причины выбытия с их обоснованием;

— состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации.

На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

§ Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма ОС-4);

§ Акт о списании автотранспортных средств (форма №ОС-4а);

§ Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма №ОС-4б).

Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.

Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Акт на списание основных средств может выступать не только как документ бухгалтерского учета, но и как регистр налогового учета.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

В соответствии с пунктом 29 ПБУ 6/01 стоимость выбывающего объекта основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Расходы от списания основного средства с бухгалтерского учета являются операционными расходами согласно пункту 11 ПБУ 10/99.

Мы уже отмечали, что для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» целесообразно открывать отдельный субсчет «Выбытие основных средств», в дебет которого следует переносить стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумму накопленной амортизации.

Остаточная стоимость объекта списывается с кредита счета 01, субсчет «Выбытие основных средств», в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы». В данном случае, остаточная стоимость оборудования равна нулю, так как амортизация по нему начислена полностью.

Расходы, связанные с ликвидацией оборудования списываются в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции со счетом 23 «Вспомогательные производства».

Материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. Такой порядок учета материальных ценностей, полученных в результате списания основных средств, установлен пунктом 54 Положения №34н.

Принятие к учету пригодных к дальнейшему использованию запасных частей, металлолома отражается по дебету счета 10 «Материалы», в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».

Организация в октябре 2004 года ликвидирует производственное оборудование, амортизация по которому начислена полностью, первоначальной стоимостью 270 000 рублей. Работы по демонтажу и вывозу оборудования осуществлялись силами вспомогательного производства. Расходы цеха вспомогательного производства составили 18 000 рублей. При разборке оприходованы годные запасные части по рыночной стоимости 11 600 рублей, а также металлолом по стоимости 800 рублей.

В приведенной ниже таблице использованы следующие наименования субсчетов:

Еще по теме:

  • Ст 2 5 коап рф Статья 2.5 КоАП РФ. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания Новая редакция Ст. 2.5 КоАП РФ 1. За […]
  • Минимальная сумма кражи для возбуждения уголовного дела в 2018 году Определение минимальной суммы кражи, за которую наступает уголовная ответственность в 2017 году 02.03.2017 4585 0 0 Данную сумму определяют, устанавливая границу между административным и […]
  • Как усыновить ребенка из дома малютки в перми Как усыновить ребенка из дома малютки в перми Отдел опеки и попечительства над несовершеннолетними Министерства социального развития Пермского края: 614006, Пермь, ул. Ленина, 51, […]
  • Военный комиссариат г мичуринска Военный Комиссариат Города Мичуринск, Мичуринского, Никифоровского и Петровского Районов, ГУ Военный Комиссариат Города Мичуринск, Мичуринского, Никифоровского и Петровского Районов, ГУ […]
  • Мировой суд г лыткарино Мировой суд г лыткарино Лучков Александр Михайлович руководитель аппарата Сарычева Виктория Викторовна Телефон: 8 /495/ 555 51 90 секретарь судебного заседания Агеева Лариса […]
  • Протокол очной ставки образец заполнения Протокол очной ставки (образец заполнения) ПРОТОКОЛ очной ставки 29 сентября 201* г. Очная ставка начата в 16 час. 00 мин. Очная ставка окончена в 17 час. 10 мин. Старший следователь […]