Эж юрист 2014 7

Контрактная система без гарантий (Ф. Тасалов, «эж-ЮРИСТ», N 10, март 2014 г.)

Контрактная система без гарантий

Принципы контрактной системы в сфере государственных закупок не подкреплены правовыми гарантиями и правовыми механизмами реализации. Это приводит к тому, что они остаются декларациями, которые вряд ли имеет смысл закреплять на уровне закона.

Открытость и прозрачность

Формулировка ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» почти дословно дублирует положения ч. 4 ст. 4 Закона N 44-ФЗ, предусматривающей общедоступность и бесплатность информации, содержащейся в единой информационной системе (ЕИС).

Таким образом, содержание принципа открытости и прозрачности полностью совпадает с нормами, определяющими особенности функционирования ЕИС, что делает выделение данного принципа лишенным смысла. Другими словами, одно положение в рамках Закона N 44-ФЗ дублируется в виде правовой нормы и в качестве принципа.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона N 44-ФЗ одним из частных случаев, гарантирующих открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, является размещение такой информации в ЕИС. Следует учитывать то обстоятельство, что ч. 5 ст. 4 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что информация, составляющая ЕИС, подлежит обязательному размещению на сайте в сети Интернет. Очевидно, что комментируемое положение ч. 2 ст. 7 Закона N 44-ФЗ уже закреплено в ст. 4 данного Закона.

Содержащееся в ч. 3 ст. 7 Закона N 44-ФЗ требование полноты и достоверности информации, составляющей ЕИС, не подкреплено в рамках комментируемой статьи правовыми гарантиями.

В ранее действовавшем Законе N 94-ФЗ, в частности в ст. 1, законодатель рассматривал развитие добросовестной конкуренции в качестве одной из целей этого Закона.

Иной концептуальный подход обнаруживаем в Законе N 44-ФЗ, в соответствии с которым обеспечение конкуренции рассматривается как один из принципов контрактной системы (ст. 8), а не как одна из целей законодательства РФ о контрактной системе.

Принцип обеспечения конкуренции раскрывается законодателем через принцип добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок, в свою очередь направленной на определение лучших условий исполнения обязательств по контрактам.

Таким образом, из буквального толкования ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ трудно определить не только понятие конкуренции в сфере закупок, но и ее составляющей — другого определяющего, но не определенного в Законе N 44-ФЗ начала законодательства — принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции.

Гарантией реализации принципа обеспечения конкуренции должен служить запрет совершения участниками контрактной системы «любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок» (ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ).

Показательно, что предусмотренный ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ запрет не распространяется на действия контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и экспертов, что можно считать серьезным законодательным пробелом.

Сформулированный в Законе N 44-ФЗ в самом общем виде запрет на действия, ограничивающие конкуренцию, заимствован законодателем из ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем в ч. 1-3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, в отличие от ст. 8 Закона N 44-ФЗ, содержатся составы нарушений антимонопольных требований к торгам, а не только общий запрет на осуществление действий, ограничивающих конкуренцию. Однако в ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ отсутствует даже ссылка на требования по недопущению ограничения конкуренции, содержащиеся в Законе N 135-ФЗ.

Надо полагать, подход законодателя к ограничению конкуренции в рамках ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ только через один частный случай незаконного ограничения числа участников закупок, в то время как в антимонопольном законе указанные составы определены, вряд ли может быть поддержан.

Название ст. 9 Закона N 44-ФЗ не совпадает с ее содержанием, поскольку специализированная организация не является заказчиком, а контрольный орган в сфере закупок может рассматриваться в качестве заказчика только в рамках обеспечения государственных, муниципальных нужд.

Из анализа ч. 1 ст. 9 Закона N 44-ФЗ невозможно установить, какие именно лица являются квалифицированными специалистами.

Полагаем, речь должна идти о профессионализме должностных лиц заказчика, а не о профессионализме заказчика. Иначе говоря, понятие профессионализма применимо в отношении физических, должностных лиц, но не организации, включая заказчика.

В части 2 ст. 9 Закона N 44-ФЗ по непонятным причинам уже не содержится упоминание о контрольном органе в сфере закупок, а обязанность заказчика и специализированной организации по повышению квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок, сформулирована крайне расплывчато, посредством ссылки на законодательство РФ.

Так, к работникам контрактной службы, контрактному управляющему предъявляется требование наличия высшего профессионального или дополнительного профессионального образования в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). В то же время в состав комиссии по осуществлению закупок заказчик включает преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок (ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, вопреки установленному в ст. 9 Закона N 44-ФЗ принципу профессионализма заказчика законодатель устанавливает принципиально разные правовые гарантии реализации принципа профессионализма заказчика в зависимости от наличия или отсутствия контрактной службы в организации заказчика.

Важно отметить, что позиция Министерства экономического развития РФ по рассматриваемому вопросу сводится к тому, что принцип профессионализма заказчика распространяется на всех государственных и муниципальных служащих, в чьих должностных регламентах есть обязанности в сфере закупок (Письмо от 23.09.2013 N Д28-и-1070).

Это означает, что указанные лица до 1 января 2017 года обязаны пройти профессиональную подготовку или повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок (ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Обязанность по приоритетному обеспечению государственных и муниципальных нужд закупками инновационной и высокотехнологичной продукции возлагается законодателем только на заказчиков. Однако нет никаких оснований для отказа от распространения принципа стимулирования инноваций на поставщиков как одних из участников контрактной системы в сфере закупок.

Приоритетность закупок инновационной и высокотехнологичной продукции не обеспечена правовым механизмом реализации.

В частности, остается неясным, как следует поступить заказчику в случае, если заявки участников закупки содержат одинаковые условия в отношении предполагаемой к поставке продукции: следует ли отдавать приоритет товарам, которые являются инновационными, или необходимо руководствоваться правилом о том, что заявка, поступившая раньше, имеет приоритет перед заявками других участников.

Для реализации комментируемого принципа контрактной системы необходимо иметь четкое представление о том, что представляет собой инновационная и высокотехнологичная продукция.

Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» под инновациями понимаются введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

Из легального определения инноваций следует, что инновационная продукция должна быть ранее неизвестной (то есть не представленной на товарном рынке) либо существенно улучшенной (критерии такого улучшения не определены) и должна быть введена в имущественный оборот.

Закон N 44-ФЗ не предусматривает разработку и принятие подзаконных актов, определяющих критерии отнесения продукции к инновационной или высокотехнологичной. Подчеркнем, что речь идет именно о критериях такой продукции, а не о конкретном перечне инновационных или высокотехнологичных товаров.

Как представляется, для восполнения этого пробела следует применять критерии инновационной и высокотехнологичной продукции, установленные государственными органами в целях реализации положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 4 ст. 4) для размещения планов закупок данных товаров, работ, услуг.

В настоящее время такие критерии установлены Министерством промышленности и торговли РФ (Приказ от 01.11.2012 N 1618), Министерством образования и науки РФ (Приказ от 01.11.2012 N 881), Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ (Приказ от 14.12.2012 N 768) и Министерством здравоохранения РФ (Приказ от 31.07.2013 N 514н).

Правовой гарантией реализации принципа единства контрактной системы является иерархия нормативных и иных правовых актов в сфере контрактной системы (ст. 2 Закона N 44-ФЗ), обеспечивающая единство экономического пространства на территории РФ посредством требования соответствия норм федеральных законов, регулирующих контрактные отношения, положениям Закона N 44-ФЗ.

Другой правовой гарантией может служить создание ЕИС вместе с правом субъектов Федерации и муниципальных образований создавать региональные и муниципальные информационные системы, которые в обязательном порядке должны быть интегрированы с ЕИС (ст. 4 Закона N 44-ФЗ).

Эффективность и ответственность за результат

Статья 12 Закона N 44-ФЗ содержит два принципа контрактной системы — эффективности осуществления закупок и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Круг обязанных лиц в ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ находится в рассогласовании с понятием государственного заказчика, установленным в п. 5 ст. 3 Закона N 44-ФЗ. К указанному понятию относятся не только государственные органы, но и органы государственной власти. Причем данные понятия, как указал Конституционный Суд РФ, не идентичны (Определение от 29.05.1997 N 55-О). Между тем комментируемое положение ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ не содержит упоминания органов государственной власти.

К иным юридическим лицам в ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ при определенных обстоятельствах следует отнести бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

Содержание ч. 2 ст. 12 Закона N 44-ФЗ, предусматривающее персональную ответственность должностных лиц заказчика за соблюдение законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, является декларативным. Известно, что юридическая наука не знает понятия персональной ответственности, поэтому с юридико-технической и содержательной точки зрения комментируемое положение лишено юридического смысла.

Обращает на себя внимание тот факт, что ст. 12 Закона N 44-ФЗ не содержит определения принципа эффективности осуществления закупок, не говоря уже о правовых гарантиях его реализации.

Вместе с тем в бюджетном законодательстве РФ содержатся нормы, посвященные принципу эффективности использования бюджетных средств.

Согласно ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств распространяется на участников бюджетного процесса и проявляется в двух моделях, которые могут сочетаться либо использоваться по отдельности.

Во-первых, достижение заданных результатов может обеспечиваться использованием наименьшего объема средств (экономность). Во-вторых, участник бюджетного процесса вправе поставить цель достижения наилучшего результата с использованием определенного объема денежных средств (результативность).

Важно подчеркнуть, что принцип эффективного использования бюджетных средств включает в себя результативность, в то время как в Законе N 44-ФЗ эффективность осуществления закупок и результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд являются самостоятельными принципами.

Тем не менее грань между данными принципами в Законе N 44-ФЗ не определена, а факт объединения законодателем указанных принципов в рамках ст. 12 Закона N 44-ФЗ позволяет утверждать, что нет ни теоретической, ни практической необходимости в таком разделении. Очевидно, что эффективность осуществления закупки не может быть определена без учета результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В настоящее время единая методика использования бюджетных средств отсутствует, что делает затруднительным практическую реализацию принципа эффективности осуществления закупок, поскольку в основе закупок лежит использование бюджетных средств.

Единственным нормативным правовым актом, регулирующим рассматриваемый вопрос, является Методика оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения (Приказ Минэкономразвития России от 24.02.2009 N 58).

В заключение отметим, что необходимость закрепления принципов контрактной системы в Законе N 44-ФЗ была вызвана потребностью законодателя сформулировать фундаментальные основы законодательства РФ о контрактной системе не только в виде правил, но и начал, составляющих основу контрактной системы в сфере закупок. Вместе с тем принципиально неверным представляется определение на уровне Закона N 44-ФЗ принципов контрактной системы без правовых гарантий и механизмов их реализации.

к.ю.н., преподаватель кафедры

гражданского и семейного права, г. Москва

«эж-ЮРИСТ», N 10, март 2014 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Издание: Российская правовая газета «эж-ЮРИСТ»

Учредитель: ЗАО ИД «Экономическая газета»

41019 — для индивидуальных подписчиков

41020 — для предприятий и организаций

Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14

Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41

Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41

Изменения в периодичности

Подписка на I полугодие 2016 года

    График выхода газеты «Труд-7″на январь 2016 г:

15/01/2016 № 1-2-т/1 (16 полос);
22/01/2016 № 3-4-т/2 (16 полос);
29/01/2016 № 5-6-т/3 (16 полос).

«По информации от издательства в 1-2016 вместо заявленных 3 номеров издания «Наша психология» (подписной индекс 12792) будет выпущено 6 номеров. Цена за номер при этом не меняется.
При подписке на индекс 12792 будут поставлены только заявленные 3 выхода (№1, №3 и №5).»

ЗАО «Аргументы и факты» информирует, что в связи с новогодними праздниками 2016 года изменяется график выхода первых номеров изданий ЗАО «Аргументы и факты»: еженедельник «Аргументы и факты» №1/2016 выйдет 30.12.2015 г.;
еженедельник «АиФ. Здоровье» №1-2/2016 выйдет 29.12.2015 г.;
газета «АиФ. На даче» №1-2/2016 выйдет 29.12.2015 г.
Издания предназначены для подписчиков января 2016 г. Еженедельник «Аргументы и факты» № 2/2016 выйдет 13.01.2016г. Еженедельник «АиФ. Здоровье» №3/2016 выйдет 19.01.2016 г.

С января 2016 меняется периодичность выхода газеты «Совершенно секретно» 32209 (99265). Периодичность была еженедельно, стала один раз в месяц. Каталожная цена при этом не меняется. График выхода:
№ 01/2016, дата выхода — 11.01.2016;
№ 02/2016, дата выхода — 29.01.2016;
№ 03/2016, дата выхода — 26.02.2016;
04/2016, дата выхода — 25.03.2016;
05/2016, дата выхода — 28.04.2016;
06/2016, дата выхода — 27.05.2016;
07/2016, дата выхода — 24.06.2016;
08/2016, дата выхода — 29.07.2016;
09/2016, дата выхода — 26.08.2016;
10/2016, дата выхода — 30.09.2016;
11/2016, дата выхода — 28.10.2016;
12/2016, дата выхода — 25.11.2016;
01/2017, дата выхода — 23.12.2016 .

По сообщению издательства, в связи с окончанием срока действия лицензии, следующие издания будут закрыты в 2016 г., но выйдут одним номером в январе 2016 г:
Gala Биография/Гала Биография 83905, 99919;
Гео / Gео 42892, 70173;
Геоленок/G еоленок 82511, 70172;
Gео + G еоленок / Гео + Г еоленок . Комплект 31063, 31064 .

График выхода журнала «Эксперт» в 2016 г:
№ 1-2/2016, дата выхода – 21.12.2015;
№ 3/2016, дата выхода – 18.01.2016;
№ 4/2016, дата выхода – 25.01.2016;
№ 5/2016, дата выхода – 01.02.2016;
№ 6/2016, дата выхода – 08.02.2016;
№ 7/2016, дата выхода – 15.02.2016;
№ 8/2016, дата выхода – 22.02.2016;
№ 9/2016, дата выхода – 29.02.2016;
№ 10/2016, дата выхода – 07.03.2016;
№ 11/2016, дата выхода – 14.02.2016;
№ 12/2016, дата выхода – 21.03.2016;
№ 13/2016, дата выхода – 28.03.2016;
№ 14/2016, дата выхода – 04.04.2016;
№ 15/2016, дата выхода – 11.04.2016;
№ 16/2016, дата выхода – 18.04.2016;
№ 17-18/2016, дата выхода – 25.04.2016;
№ 19/2016, дата выхода – 09.05.2016;
№ 20/2016, дата выхода – 16.05.2016;
№ 21/2016, дата выхода – 23.05.2016;
№ 22/2016, дата выхода – 30.05.2016;
№ 23/2016, дата выхода – 06.06.2016;
№ 24/2016, дата выхода – 13.06.2016;
№ 25/2016, дата выхода – 20.06.2016;
№ 26/2016, дата выхода – 27.06.2016;
№ 27/2016, дата выхода – 04.07.2016;
№ 28/2016, дата выхода – 11.07.2016;
№ 29/2016, дата выхода – 18.07.2016;
№ 30-33/2016, дата выхода – 25.07.2016;
№ 34/2016, дата выхода – 22.08.2016;
№ 35/2016, дата выхода – 29.08.2016;
№ 36/2016, дата выхода – 05.09.2016;
№ 37/2016, дата выхода – 12.09.2016;
№ 38/2016, дата выхода – 19.09.2016;
№ 39/2016, дата выхода – 26.09.2016;
№ 40/2016, дата выхода – 03.10.2016;
№ 41/2016, дата выхода – 10.10.2016;
№ 42/2016, дата выхода – 17.10.2016;
№ 43/2016, дата выхода – 24.10.2016;
№ 44/2016, дата выхода – 31.10.2016;
№ 45/2016, дата выхода – 07.11.2016;
№ 46/2016, дата выхода – 14.11.2016;
№ 47/2016, дата выхода – 21.10.2016;
№ 48/2016, дата выхода – 28.11.2016;
№ 49/2016, дата выхода – 05.12.2016;
№ 50/2016, дата выхода – 12.12.2016.

График выхода журнала «Русский репортер» в 2016 г:
№ 1-2/2016, дата выхода – 24.12.2015;
№ 3/2016, дата выхода – 21.01.2016;
№ 4/2016, дата выхода – 04.02.2016;
№ 5/2016, дата выхода – 18.02.2016;
№ 6/2016, дата выхода – 03.03.2016;
№ 7/2016, дата выхода – 17.03.2016;
№ 8/2016, дата выхода – 31.03.2016;
№ 9/2016, дата выхода –14.04.2016;
№ 10/2016, дата выхода – 28.04.2016;
№ 11/2016, дата выхода – 12.05.2016;
№ 12/2016, дата выхода – 26.05.2016;
№ 13/2016, дата выхода – 09.06.2016;
№ 14/2016, дата выхода – 23.06.2016;
№ 15/2016, дата выхода – 07.07.2016;
№ 16-17/2016, дата выхода – 21.07.2016;
№ 18/2016, дата выхода – 18.08.2016;
№ 19/2016, дата выхода – 1.09.2016;
№ 20/2016, дата выхода – 15.09.2016;
№ 21/2016, дата выхода – 29.09.2016;
№ 22/2016, дата выхода – 13.10.2016;
№ 23/2016, дата выхода – 27.10.2016;
№ 24/2016, дата выхода – 10.11.2016;
№ 25/2016, дата выхода – 24.11.2016;
№ 26/2016, дата выхода – 8.12.2016.

График выхода газеты «Гудок» январь 2016 г:
№ 1, дата выхода – 13.01.2016 (8 полос);
№ 2, дата выхода – 14.01.2016 (8 полос);
№ 3, дата выхода – 15.01.2016;
№ 4, дата выхода – 18.01.2016 (8 полос);
№ 5, дата выхода – 19.01.2016 (8 полос);
№ 6, дата выхода – 20.01.2016 (8 полос);
№ 7, дата выхода – 21.01.2016 (8 полос);
№ 8, дата выхода – 22.01.2016;
№ 9, дата выхода – 25.01.2016 (8 полос);
№ 10 , дата выхода – 26.01.2016 (8 полос);
№ 11, дата выхода – 27.01.2016 (8 полос);
№ 12, дата выхода – 28.01.2016 (8 полос);
№ 13, дата выхода – 29.01.2016.

  • График выхода первых номеров в январе 2016:
    №1/П «Коммерсантъ», дата выхода – 11.01.2016;
    № 1-2 «Коммерсант Власть», «Коммерсант Деньги», «Огонек», дата выхода – 18.01.2016.
  • Подписка на II полугодие 2015 года

    • Журнал «Информкурьер-связь» (индекс 73172, 71512), распространяемый по адресной системе экспедирования, будет разослан следующим порядком:

    № 7-8 – подписчикам сентября-октября;

    Журнал «Русский репортер» (36097, 48375) будет рассылаться следующим порядком: — № 16 и № 17 – подписчикам июля;

    Горячая линия

    (347) 291 20 70

    «ЭЖ-Юрист», 2013, N 10

    Статья: Курить или не курить — не в этом вопрос!

    («ЭЖ-Юрист», 2013, N 10)

    Примечание к документу

    Информация о публикации

    Стрельников В. Курить или не курить — не в этом вопрос! // ЭЖ-Юрист. 2013. N 10. С. 1, 3.

    КУРИТЬ ИЛИ НЕ КУРИТЬ — НЕ В ЭТОМ ВОПРОС!

    Владилен Стрельников, кандидат юридических наук, г. Саратов.

    Отсутствие закрепленного в Законе четкого порядка финансового обеспечения станет причиной следующей основной проблемы. Если читать его нормы внимательно, то налицо идея создать еще один «самоокупаемый законодательный проект», который, по мнению отдельных государственных чиновников, способен даже принести стране прибыль.

    В N 8 за 2013 год О. Пшеницын в статье «Табачок с Россией врозь» рассказал, как изменится ситуация для курильщиков и окружающих их граждан. А сейчас мы предлагаем разобраться, в чем же значимость Федерального закона N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и будет ли он работать.

    Основные положения и принципы

    Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон) вовлекает в круг регулирования всех жителей нашей страны, формально разделяя их на курящих и некурящих. Кроме этого, в нем отражены все без исключения органы власти, предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, а точнее их обязательное участие в мероприятиях по защите от негативного воздействия табачного дыма. Разработчики этого нормативного акта, на наш взгляд, продемонстрировали весьма высокий уровень владения юридической техникой.

    В статье 2 Закона разъяснены важнейшие понятия, с помощью которых возможна исчерпывающая юридическая фиксация факта курения табака. К ним относятся следующие:

    — курение табака — использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;

    — окружающий табачный дым — табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;

    — последствия потребления табака — причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;

    — потребление табака — курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий.

    Также отметим фундаментальную проработку принципов охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма, обозначенную в ст. 4 Закона. Согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41), а также на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42).

    Вместе с тем в ч. 1 ст. 34 Конституции гарантируется свобода предпринимательской деятельности. Данные положения Основного Закона в антитабачном Законе получили не имеющую аналогов в российской правовой системе интерпретацию — в п. 5 ст. 4 Закона гарантирован приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций.

    Важно отметить, что в числе указанных принципов обозначена необходимость взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями, по вопросам защиты от табачного дыма (п. 7 ст. 4 Закона).

    Весомым новшеством является закрепление открытости и независимости оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака (п. 8 ст. 4 Закона), а также принцип обязательности возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (п. 10 ст. 4 Закона).

    Законодатель осознает необходимость постепенного введения всех норм Закона и в целях подготовки общества к жизни без табака вводит 4 этапа:

    1) основная часть Закона вводится в действие с 1 июня 2013 года;

    2) статья 13 Закона, определяющая ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия, начинает действовать с 1 января 2014 года;

    3) запрет курения табака в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров; в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания; в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах; на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении вступает в силу с 1 июня 2014 года.

    С этого момента начинает действовать запрет следующего содержания: при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы. С указанного времени будет применен ряд ограничений при торговле табачной продукцией и табачными изделиями;

    4) с 1 января 2017 года вводятся в действие такие формы предотвращения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, как обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, а также отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий.

    Обратите внимание, что после введения в действие Закона действующий ныне Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» утрачивает свое действие (ст. 24 Закона).

    Нет предела совершенству

    Наряду с достоинствами антитабачного Закона в нем имеется ряд недостатков, которые, на наш взгляд, будут являться существенным тормозом к противодействию курению табака.

    Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона запрещено курение в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 м от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов.

    Возникает вопрос: как должен курильщик определить расстояние от входа, чтобы курить в безопасной зоне? Носить 15-метровую рулетку и самостоятельно производить замер? Статьи 6 — 10 Закона не содержат указаний на мероприятия, которые должны осуществлять органы государственной власти и местного самоуправления, а также собственники предприятий и организаций применительно к установлению зоны для курения на открытом воздухе.

    Возможно, они должны обозначить такие зоны на асфальте с помощью бросающихся в глаза линий с надписью: «Здесь курить запрещено!». Но, как известно, в холодное время года большая часть Российской Федерации покрывается снегом, который скроет эти линии и надпись. Значит, необходимо будет постоянно очищать указанные обозначения. Но на кого эта обязанность будет возложена и кто должен будет финансировать эти мероприятия, из норм Закона не ясно. Также можно ставить столбики с соответствующими указателями и предупреждениями, но они будут мешать пешеходам. При этом может возникнуть ситуация, когда 15-метровая зона закончится на автомобильной дороге.

    Однако Правила дорожного движения Российской Федерации не предусматривают нанесения на проезжую часть иных, не отраженных в приложении 2 обозначений, тем более установку каких-либо конструкций. Таким образом, если точно следовать букве закона, то вероятна весьма неоднозначная ситуация с исполнением этой нормы.

    Как правило, входы на транспортные объекты — вокзалы, станции метро и прочие, указанные в п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона, — это многолюдные места. Даже если курильщики будут соблюдать подобный запрет, то проходящие мимо них потоки людей, среди которых есть некурящие, неизбежно вдохнут табачный дым, исходящий от лиц с сигаретами. Как же тогда замысел законодателя по ограждению от вредного воздействия табака будет воплощен в жизнь?

    Закон содержит многочисленные организационные средства его реализации. В нем подробно описываются конкретные действия органов власти, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые они обязаны осуществлять в рамках широкомасштабной антитабачной кампании. Однако ни слова не говорится о том, на какие средства будет организовано его исполнение. Финансовая основа, которая важна для успеха воплощения в жизнь любого государственного начинания, в Законе полностью отсутствует. Финансовый механизм антитабачного Закона в принципе понятен.

    По аналогии исполнения Федеральных законов от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» можно предположить, что основная нагрузка ляжет на федеральный бюджет, из которого в рамках проводимых федеральных программ будут выделяться необходимые дотации регионам и местным органам власти. Негосударственные предприятия и организации, индивидуальные предприниматели должны будут самостоятельно и за счет собственных средств бороться с курением.

    «Побочные эффекты» нам также хорошо известны: коррупция при реализации антитабачных мероприятий, неправильное истолкование и применение Закона муниципальными образованиями, совершенствование маркетинговой стратегии табачных компаний по продвижению табачной продукции, предполагающее законное вовлечение новых курильщиков, прогнозируемое необоснованное в отдельных случаях давление на продавцов сигарет и иные негативные моменты.

    Отсутствие закрепленного в Законе четкого порядка финансового обеспечения станет причиной следующей основной проблемы. Если читать его нормы внимательно, то налицо идея создать еще один «самоокупаемый законодательный проект», который, по мнению отдельных государственных чиновников, способен даже принести стране прибыль. Его суть заключается в поэтапном повышении акцизов на табачную продукцию. После полного введения в действие анализируемого нормативного акта стоимость одной пачки сигарет будет составлять около 5 евро в рублевом эквиваленте. Акцизные сборы будут перечисляться в федеральный бюджет, а часть из них будет направлена на реализацию программ по борьбе с курением. Таким образом, курильщики, покупая сигареты, будут оплачивать защиту иных граждан от табачного дыма, а также пополнять федеральный бюджет.

    На первый взгляд подобный механизм выглядит логично и справедливо. Но ни для кого не является секретом, что уровень жизни в России невысок и в невыгодную сторону отличается от западных стран и США. Последствия законодательного введения такого механизма также очевидны: появление на рынке дешевой некачественной и еще более вредной для здоровья табачной продукции, от потребления которой возрастут заболеваемость и смертность населения с низкими доходами, которое не избавилось от этой вредной табачной зависимости.

    Как мы уже отмечали, скорее всего, коммерческие структуры должны будут самостоятельно организовывать исполнение антитабачного Закона за счет собственной прибыли от основной деятельности. Однако, к сожалению, малый и средний бизнес в настоящее время переживает не лучшие времена. Чем же обернется исполнение Закона для предприятий и организаций?

    Но вопрос нужно ставить иначе: как отразится борьба с курением на работниках этих предприятий и организаций? Ответ на него очевиден: возможная дискриминация курильщиков по отношению к некурящим, наложение на них незаконных штрафных санкций, необоснованное привлечение к дисциплинарной ответственности, «добровольно-принудительное» взимание различных «поборов на организацию здорового пребывания в помещениях компаний» и неоплачиваемое трудовое участие в проводимых руководством мероприятиях по предотвращению пагубного воздействия табачного дыма.

    Примечательно, что ст. 21 Закона подчеркивает повсеместный государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, который осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, контролю и надзору в сфере здравоохранения, специальные функции по борьбе с контрабандой, контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

    Указанные органы, исходя из полномочий, закрепленных в нормативных актах, регламентирующих их деятельность, должны надзирать за производством и распространением табачной продукции и недопущением ее рекламы. Но из смысла этой нормы трудно понять, кто же должен ловить курильщиков за руку, а точнее за прикуренную сигарету в неположенном месте. Закон недвусмысленно намекает об ужесточении административной ответственности за подобное правонарушение и видит КоАП РФ как наиболее эффективное средство борьбы с табачным дымом.

    Кто будет штрафовать?

    Очевидна идея законодателя возложить привлечение к административной ответственности курильщиков на органы внутренних дел. Однако и здесь не все так просто, как кажется. Государство и общество потребуют исполнения Закона не только от юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в данной сфере, но и от простых граждан, имеющих эту вредную привычку. Вся тяжесть этого требования ляжет на плечи российской полиции. Сегодня это ведомство, пережившее этапы кадровых сокращений, к решению таких задач явно не готово, также к этому не готово и общество.

    Повсеместное исполнение этого нормативного акта потребует значительной активизации работников полиции по поиску и наказанию курильщиков. Кадровые и иные ресурсы государственного органа, обеспечивающего законность и правопорядок в стране, ограничены. Может получиться, что полицейских, задействованных в раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений, вместо этого обяжут ловить и штрафовать курильщиков. Да и вопрос о том, кто же будет штрафовать полицейских, инспекторов Роспотребнадзора и таможни, которые курят на рабочем месте либо в процессе исполнения своих должностных обязанностей по борьбе с курением, также остается открытым.

    В заключение отметим следующее. Мы признаем важность борьбы с табачным дымом для всего общества и государства. Здоровье и жизнь российских граждан являются высшей ценностью. Полностью поддерживая законодательную инициативу, направленную на введение жестких мер в данной сфере, укажем, что без надлежащих корректировок рассмотренный антитабачный Закон, равно как и его предшественник — декларативный Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», может остаться без фактического исполнения.

    Информация предоставлена компанией «КонсультантПлюс»

    Предоставленные документы включены в Системы КонсультантПлюс

    Эж юрист 2014 7

    17. Апелляционное определение Омского областного суда «Дело по апелляционной жалобе представителя С.И.П. — Ш.И.А. на решение Кировского районного суда г. Омска». URL: https://rospravosudie.com.

    18. Адаев И.К., Нестерова Т.И. Брачный договор: понятие, правовая природа и содержание // Нотариус. 2014. N 6. С. 3 — 6.

    19. Акимова И.Ю. Брачный договор: проблемы реализации // Нотариус. 2016. N 8. С. 26 — 29.

    20. Альбиков И.Р. Брачный договор по российскому и зарубежному законодательству: сравнительно-правовой анализ // Нотариус. 2012. N 1. С. 22 — 24.

    21. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник/под ред. М.В. Антокольской.-М.: Юрист, 2012.

    22. Афонасенко Ю.В. Нотариальное удостоверение брачного договора // Нотариус. 2015. N 1. С. 4 — 7.

    23. Бычков А. Супруг в помощь // ЭЖ-Юрист. 2016. N 26. С. 14.

    24. Виноградова Р.И. Образцы нотариальных документов: Практическое пособие. М.: Российское право, 1992. С. 84 — 85.

    25. Вишнякова А.В. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный). 3-е изд., испр., доп., перераб.-М.: Контракт, 2011. 317 с.

    26. Вишнякова, А.В. Семейное и наследственное право: учебное пособие / отв. ред. В.М. Хинчук. М.: Контракт, Волтерс Клувер, 2010. 384 с.

    27. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

    28. Грудцына Л.Ю. Семейное право: Краткий курс / Л.Ю. Грудцына.- М., 2013.268с.

    29. Дякиев А. Неблагоприятные положения брачного договора // ЭЖ- Юрист. 2016. N 42. С. 10.

    30. Зайцева Т.И. Настольная книга нотариуса: в 4 томах / под ред. И.Г. Медведева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2015. Т. 3: Семейное и наследственное право в нотариальной практике. 717 с.

    31. Зинковский М.А. Фактические пределы брачного договора и соглашения о разделе имущества // Современное право. 2014. N 5. С. 79 — 81.

    32. Имансу А.С. Брачный договор как способ защиты прав женщин и детей // Нотариус. 2016. N 1. С. 16 — 18.

    33. Колоколов Н., Потапова А. Мало подписать, важно соблюдать // ЭЖ-Юрист. 2015. N 7. С. 14.

    34. Корнаухов Е. Брачный договор. Что важно знать при его заключении // Юрист спешит на помощь. 2014. N 4. С. 26 — 28.

    35. Максимович Л.Б. Брачный договор в российском праве: Дис. канд. юрид. наук. М., 2002.

    36. Мыскин А.В. Брачный договор в системе российского частного права.- М.: Статут, 2012. 172 с.

    37. Мыскин А.В. Юридическое действие брачного договора при расторжении и прекращении брака // Нотариус. 2013. N 1. С. 43.

    38. Мыскин А.В. Юридическое действие брачного договора при расторжении и прекращении брака // Нотариус. 2013. N 1. С. 41 — 44.

    39. Низамиева О.Н. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Низамиева. М.: Проспект, 2013.

    40. Оськина И., Лупу А. Брачный договор: у нас и у них // ЭЖ-Юрист. 2014. N 32. С. 16.

    41. Петров В. Брачный договор: хроника супружеской войны // Административное право. 2015. N 3. С. 109 — 116; N 4. С. 93 — 98.

    42. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: НОРМА, 2013.

    43. Ралько В.В., Репин Н.В., Дударев А.В., Фомин В.А. Нотариат: учебник. М.: Юстиция, 2016. 214 с.

    44. Романовская О.В. Российский нотариат и современные проблемы семейного права // Нотариус. 2015. N 4. С. 23 — 27.

    45. Сабитова Э.Н. Брачный договор как способ защиты прав супругов в нотариальной деятельности // Нотариус. 2015. N 6. С. 17 — 20.

    46. Семейное право: учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп.

    М.: Статут, 2016. 270 с.

    47. Сорокина Ю. Брачный договор: в чем смысл? // Административное право. 2014. N 3. С. 23 — 29.

    48. Степанов С.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) (постатейный) / О.Г. Алексеева, Л.В. Заец, Л.М. Звягинцева и др.; под ред. С.А. Степанова. Москва: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2015. 352 с.

    49. Тарасенкова А.Н. Правовые аспекты семейных отношений: ответы на вопросы и комментарии. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. Вып. 13. С.76.

    50. Тарасенкова А.Н. Правовые аспекты семейных отношений: ответы на вопросы и комментарии.- М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. Вып. 13. 144 с.

    51. Трофимова Г.А. Брачный договор как основание индивидуального регулирования имущественных отношений супругов // Нотариус. 2014. N 1. С. 29 — 36.

    52. Федорова О.А. Понятие и содержание брачного договора: актуальные проблемы правоприменительной практики в нотариальной деятельности // Нотариальный вестник. 2012. N 6. С. 17 — 27.

    53. Чефранова Е.А. Имущественные отношения супругов: Научно- практическое пособие. М., 2008.

    Еще по теме:

    • Ст 112 ч30 44 фз Правительство Иркутской области Официальный портал Главная > Сайты органов государственной власти Иркутской области > Министерство по регулированию контрактной системы в сфере […]
    • Подсудность суда по защите прав потребителей В какой суд и в какой срок обращаться за защитой прав потребителей? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо […]
    • Картинка права гражданина рф Путешествие в страну «Правознайка». «Конституция Российской Федерации – основной закон государства» 6+ 2015. - презентация Презентация была опубликована 3 года назад пользователемВера […]
    • Сколько платят в москве при рождении второго ребенка Лужковские выплаты молодым семьям в Москве В целях поддержки молодых семей в решении их социально-бытовых проблем, связанных с рождением ребенка, органы исполнительной власти города Москвы […]
    • Выписка из егрп по россии адреса Контакты Росреестра Москвы Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии: г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15 Центральный административный округ: г. […]
    • 1592 ук рф пленум Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 мая 2018 г. № 10 “О практике применения судами положений части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации” В связи с вопросами, […]