Элективный курс закон и право

Элективный курс «Права человека» (9-й класс)

Начало XXI века ознаменовало новыми тенденциями в правовом образовании школьников:

  • Практико-ориентированный подход в изложении содержания правовых курсов;
  • Опора на социальный опыт ученика, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни;
  • Формирование активной гражданской позиции личности;
  • Уважение к правам человека и нормам международного права;
  • Обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника.

Программа элективного курса “Права человека” разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепции профильного обучения, а также с учетом основных требований к уровню правового образования выпускников основной школы. Предполагается, что для изучения курса “Права человека” ученик должен иметь базовый уровень знаний курсов “Граждановедение” (5-7класс) и “Обществознание” (8класс)

Программа элективного курса “Права человека” разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образование, основными положениями Концепции профильного обучения, а также с учетом основных требований к уровню правого образования выпускников основной школы. Предполагается, что для изучения курса “Права человека” ученик должен иметь базовый уровень знаний курсов “Граждановедение” (5-7 класс) и “Обществознание”(8 класс).

Цель курса: показать важность выработки единых правил жизни общества на основе критического осмысления гражданских прав, свобод и обязанностей в демократическом обществе.

Задачи:

  • Знакомство учащихся с основными нормами права, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
  • Развитие критического мышления учащихся применительно к реалиям нашей правовой жизни;
  • Воспитание ответственности за собственное благополучие и благополучие других людей;
  • Формирование умений вести дискуссию по правовым вопросам в области защиты своих прав(прав человека)
  • Направленность – курс предметный.

    Курс разработан с учетом потребностей образовательной среды.

    Содержание курса может быть использовано для:

    • Выбора учащимися профиля обучения в старшем звене;
    • Подготовки и представления творческих работ, выступлений.

    Структура курса представляет собой сюжетную модель. Сквозной сюжет курса – это работа. Всемирного конгресса, в котором участвуют представители (группы) разных стран, с целью разработки универсальной Декларации прав человека.

    Важным в программе курса является то, что курс выстраивается как система монологов в диалоге, что обеспечивается использованием сквозного игрового сюжета и методики дискуссионного общения.

    Предполагаемые формы ведения занятий – дискуссия, работа с текстом (документом), работа в малых группах, представление докладов по первоисточникам, ролевые игры.

    Курс интегрирует со спецкурсом “Основы исследовательской деятельности”, 9-й класс.

    Ожидаемый результат реализации программы. Предполагается, что, усвоив программу курса (17часов), учащиеся познакомятся с основными нормами права, регулирующих правовые отношения в России и в мировом сообществе.

    Учащиеся будут знать:

  • Правовые нормы, их отличия от моральных;
  • Основные конституционные права в демократическом обществе;
  • Прав ребенка;
  • Правозащитные организации ведения дискуссии.
  • Учащиеся будут уметь:

  • Выбирать и обобщать материал в ходе дискуссии;
  • Формулировать вопросы по предложенной проблеме (теме);
  • Делать выводы и формулировать пункты для Декларации прав человека (в соответствии с игровым сюжетом);
  • Уважительно относиться к мнению других в ходе дискуссии;
  • Принимать игровой сюжет и быстро включаться в игру.
  • Конкретный результат деятельности ученика – это разработанная Декларация прав человека (как итог реализации игрового сюжета).

    Содержание программы

    Тема 1. Человек среди людей (1 час).

    Человек – высшая степень развития живых организмов, субъект исторического прогресса.

    Уникальность человека. Формирование обычаев, традиции, правил поведения. Мораль. Правовые нормы и их отличия от моральных.

    Взаимосвязь морали и права.

    Понятия: личность, индивид, общество, мораль, право.

    Тема 2. Всеобщая Декларация прав человека (1 час)

    Исторические условия принятия Всеобщей декларации прав человека. Основные принципы и положения. Значение Всеобщей декларации прав человека.

    Тема 3. Дискуссия, как форма активизации деятельности в защиту прав человека.

    Дискуссия как организация совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия общего решения. Дискуссия как возможность проявить свою потребность в признании и уважении.

    Правила ведения дискуссии. Формы организации дискуссии: мозговые штурмы, дебаты, дискуссия “В аквариуме”, “Микрофон”, внутренний круг, “Гайд-парк”.

    Личностные качества, необходимые для ведения дискуссии.

    Тема 4. Основные (конституционные) права человека в демократическом обществе (10 часов)

    4.1. Система прав и свобод человека (2 часа)

    Сущность и систематизация прав и свобод человека. Критерии систематизации. Деление прав и свобод: личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные.

    Конституционные права и свободы человека – база правового положения личности в государстве.

    4.2. Личные (гражданские) права (2 часа)

    Право на жизнь как первооснова всех других прав и свобод. Право на свободу и личную неприкосновенность. Свобода мысли, совести и религии. Право на неприкосновенность личности и семейной жизни. Неприкосновенность жилища. Частная жизнь. Тайные переписки. Семейные и личные тайны.

    Право на свободное передвижение. Свобода выбора места жительства в пределах государство.

    Понятия: свобода совести, гражданские свободы.

    4.3. Политические права (2 часа)

    Взаимосвязи и различия гражданских и политических прав. Право на гражданство. Свобода слова. Идейные плюрализм. Права на свободное проведение мирных собраний и ассоциаций. Право на участие в управления делами государства. Избирательное право: активное и пассивное.

    Понятия: Гражданство, Гражданин, поданный, ассоциация.

    4.4. Социально экономические права (2 часа)

    Специфика экономических прав. Право собственности. Право на труд, свободный выбор занятий, благоприятные условия труда. Защита от безработицы.

    Право на достойный уровень жизни. Неравномерность развития разных стран мира.

    Право на физическое и психическое здоровье. Право на медицинскую помощь.

    Право на благоприятную окружающую среду. Экологические проблемы.

    Защита отцовства, материнства, детства.

    Понятия: достойный уровень жизни.

    4.5. Культурные права (2 часа)

    Право на образование. Право на участие в культурной жизни. Свобода научных исследований и творческой деятельности.

    Понятия: Культурные права, реституция культурных ценностей.

    Тема 5. Права ребенка (2часа)

    Отличия прав ребенка от прав взрослых. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Права в школе и семье.

    Правовой статут несовершеннолетнего.

    Понятия: правоспособность, дееспособность, декларация, конвенция.

    Тема 6. мировое сообщество на защите6 прав человека(1час)

    Система мировой защиты прав человека. Источники права в этой сфере.

    Международные организации в борьбе за права человека.

    Понятия: международное право, ООН.

  • Конституция РФ, 1993.
  • Всеобщая Декларация прав человека, 1948.
  • Конвенция о правах ребенка, 1989.
  • Административный кодекс РФ.
  • Гражданский кодекс РФ.
  • Семейный кодекс РФ.
  • Трудовой кодекс РФ.
  • Уголовный кодекс РФ.
  • Закон РФ “Об образовании”, 1992.
  • Азаров А.Я. Права человека. – М., 1995.
  • Гуревич П.С. Человек. Учебное пособие для 9 кл. – М., 1995.
  • Дженис М. и др. Европейское право в области прав человека. – М., 1997.
  • Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.,1997.
  • Мой выбор. Книга методик. – М., 2002.
  • Мушиновский В.О. Азбука гражданина. – М., 1999.
  • Никитин А.Ф. права человека. – М., 1993.
  • Никитин А.Ф. Права человека. Хрестоматия. – М. 1993.
  • Основы правовых знаний. Учебник. – М., 2000.
  • Права человека в свободной стране. Учебное пособие по правоведению. 8-9 кл. – СПб, 1998.
  • Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Учебные программы элективных курсов по социально-гуманитарным. М., 2003.
  • Селевко Г.К. Современных образовательные технологии, Учебные пособия. – М., 1998.
  • Сёмина Я., Фесуненко И. Право на каждый день. – М., 1997.
  • Словарь по правам человека 5-9 класс. – М., 1998.
  • Соколов Я.В. Права человека. – М., 2002.
  • Шабельник Е., Карширцева Е. Права на всякий случай. – М., 1995.
  • Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребёнка, М., 1997.
  • Элективный курс «Основы права»

    В условиях демократизации общества нужно воспитывать юридически грамотную личность. Добиться этого можно путем изучения основ правового государства, основных законов страны.

    Программа элективного курса адресована педагогам и учащимся школ, которые в перспективе получают возможность выхода на один из гуманитарных профилей. Она служит дополнением к правовому блоку образовательной области “Общественные дисциплины”, изучаемому в основной школе и углубляет очень важный аспект правовой подготовки
    личности, связанный с механизмами защиты гражданином своих прав.

    • максимально способствовать развитию правовой культуры школьников – граждан Российской Федерации на основе освоения ими основных правовых норм
    • заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону. Речь идет о воспитании ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.

    К задачам данного курса относятся:

    • знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
    • развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;
    • воспитание ответственности за собственное благополучие.

    Рабочая программа по праву (9 класс) на тему:
    Элективный курс «Подросток и закон»

    Предварительный просмотр:

    Программа элективного курса

    «Подросток и закон»

    Учитель: Арчегова А.А

    Элективный курс «Подросток и закон»

    Правовая подготовка является неотъемлемой частью образовательного ценза современного выпускника школы. Вступив в рыночные отношения, формируя демократическое государство, мы наконец-то задумались о своих правах, о возможности их реализации. Действительно, право способно помочь как отдельному гражданину, так и стране в целом. Ведь, справедливость важнее всего в этом мире. Поэтому важным элементом современного школьного образования становится приобщение учащихся к правовой культуре. Чем раньше начать знакомить и приобщать школьников к знаниям по праву, тем крепче станут знания со временем, тем грамотнее с точки зрения реализации прав будет человек, что в полной мере отвечает букве и духу Закона РФ и Концепции модернизации российского образования.

    Данный курс рассчитан на учащихся 9 класса. Его изучение призвано содействовать формированию у учащихся подросткового возраста целостного представления о современных тенденциях, особенностях развития правового законодательства в целом и непосредственно в отношении подростков. Что в значительной степени помогает становлению правосознания учащихся, формированию их гражданской позиции в будущем. В связи с этим предполагается реализовать следующие цели и задачи:

    Формирование у учащихся умений анализировать социальную действительность, жизненные ситуации с правовой точки зрения.

    Задачи: — Способствовать вовлечению учащихся в познавательную деятельность по праву. — Развитие познавательной активности по праву. — Реализация познавательных потребностей в области права. — Помочь школьникам успешно подготовиться к олимпиадам. — Углубить имеющиеся знания в образовательной области право. — Отработать имеющиеся навыки по предмету (анализ правовых источников, аргументировано отстаивать свою точку зрения, доказывать собственную правоту, опираясь на правовые источники, перекладывать теорию на практику при решении правовых задач и т.д.). — Познакомить учащихся с материалами правовых источников. Сформировать понимание необходимости знания права в современных условиях развития общества. Новизна данного элективного курса заключена в том, что отдельно отобран материал, который непосредственно касается учащихся подростковой возрастной группы. Это позволяет ученикам, которые изучили данный курс применять полученные правовые знания в жизни, иметь представления о правовой ответственности за свои проступки и возможно преступления. Тематика занятий курса подобрана таким образом, чтобы познакомить учащихся с их правами в следующих правовых областях: трудовое право и подросток, права подростка в решении политических вопросов, экономика и права подростка, подросток в системе уголовного права, подросток и семья с точки зрения права и т.д.

    Изучение курса проводится за17 часа. Отличительной чертой курса является широкое привлечение дополнительных материалов из различных пособий по праву, правовых источников, популярной правовой литературы и СМИ. Теория закрепляется практическими заданиями к каждой теме, а также проверкой основных понятий темы. Материал программы основан на базовых предметных компетенциях (право, обществознание) и расширяет их в соответствии с методами теоретического и эмпирического познания.

    Мотивирующий потенциал программы заключается в том, что в процессе ознакомления с темами курса: — активизируются социально-правовой и познавательный мотивы учащихся; — повышается уровень познавательного интереса учащихся к изучению правовой сферы; — происходит формирование у учащихся ценностного отношения к собственному — правовому образованию, вследствие чего у школьников может возникнуть желание и в будущем продолжить освоение правовой теории при выборе профессии уже на более высоком уровне.

    Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует: формированию теоретического и эмпирического мышления обучающихся, формированию способностей красиво и правильно говорить, используя правовую лексику, отстаивать собственные позиции с опорой на правовые источники. В процессе изучения тем курса, ученики развивают умение работать с материалами правовых документов, учатся анализировать их и соотносить теорию с действительностью. Задания, предложенные к темам курса, предполагают развивать творческие способности учащихся (составление кроссвордов, написание сочинений). Развивать логическое мышление школьники могут при заполнении кроссвордов по теме занятия. Адекватность данного курса состоит в том, что изучение каждой темы закрепляется решением проблемных юридических задач и разбором ситуаций, с которыми современные учащиеся сталкиваются в повседневной жизни. Это помогает самоопределению и самореализации учащихся в настоящем и будущем. Адаптивность: В идеальном варианте при знакомстве с материалами данной программы приветствуется наличие базовых знаний учащихся в правовой области, тогда ознакомление с курсом пройдет более эффективно. Но программу можно так же предложить для учащихся без базовой правовой подготовки и специального профиля, т.к. изложение материала проводится последовательно в соответствии с законами формальной логики: сначала происходит знакомство с общими «Правовыми основами общества», а затем дифференцированно «Право и подросток». Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что такая последовательность и системность освоения содержания программы способствует её эффективному усвоению и применению на практике. Здоровьесберегающая направленность курса заключается в том, что занятия проходят в спокойной, доверительной обстановке. Учитель в доступной форме объясняет материал каждой темы, что создает ситуацию психологической предрасположенности учеников к познавательной деятельности на занятиях. Также может рассматриваться вариант группового знакомства учащихся с данным курсом. При такой форме ведения занятий, у преподавателя появляется возможность индивидуальной работы с учениками. На усмотрение учителя количество часов курса может быть сокращено (объединение близких по смыслу тем Раздела 1 и Раздела 2) или наоборот, может быть увеличено (если учащимся требуется больше времени для усвоения материала). Программа рассчитана на год обучения и поэтому не создаёт учебных перегрузок школьников 8-9 класса. Программа курса интегративна – она легко вписывается в учебный процесс образовательной области «Обществознание» (как отдельные темы, теория, так и дидактический материал). Некоторые темы курса могут встраиваться во внеклассную воспитательную работу. Отдельные темы могут быть рассмотрены на уроках истории при изучении разделов: «Россия на современном этапе развития».

    Важным является то, что курс не привязывается к какому-либо конкретному учебнику, это позволяет преподавателю на свое усмотрение использовать учебно-методическую литературу и разнообразить формы, методы и приёмы ведения занятий. Нужно так же отметить, что в планировании учебного курса имеется графа: «Методическое оснащение темы». В ней указываются правовые источники с указанием основных статей, которые учитель должен использовать в первую очередь для подготовки к занятию, чтобы как можно полнее раскрыть для учащихся тему занятия.

    Результаты изучения курса: Знать основные правоведческие понятия и использовать их в различном контексте Уметь выделять существенные признаки права как особого вида социальных норм Знать существенные элементы системы права, его источники Знать основные виды юридической ответственности и уметь распознавать их на основании приведенных примеров Знать основные понятия и нормы отраслевого права (государственного, семейного, трудового, гражданского, уголовного, административного) Уметь на основании приведенных ситуаций определить вид правонарушений Уметь характеризовать место и роль Конституции РФ в системе источников права Уметь на основании приведенных сведений распознавать полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ, правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата Изучение данного курса поможет учащимся в последующие годы (9,10,11 классы) достигнуть хорошего уровня в их политико-правовом, гражданском образовании, что возможно станет базой для дальнейшего изучения права в профессиональных учебных заведениях.

    Элективный курс по праву для 10 класса

    Муниципальное образовательное учреждение

    средняя школа №140 Советского района Волгограда

    от «____»_________20 г.

    на Педагогическом совете

    от «____»_________20 г.

    Директор МОУ СШ №140

    Приказ № ______ от «___»__________20 г.

    «Право. Основы правовой культуры»

    Белоножкина Тамара Викторовна,

    учитель истории и обществознания

    (Ф.И.О. учителя, должность, квалификация )

    Программа элективного курса «Право. Основы правовой культуры » для учащихся 10 класса общеобразовательной школы разработана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.), авторской программы Е.А.Певцовой и И.В. Козленко «Русское слово», 2006 г.

    Нормативно-правовая основа рабочей программы

    1) Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)

    2) Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

    3) Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

    5) Учебный план общеобразовательного учреждения на 2014-2015 учебный год.

    6) Годовой календарный график МБОУ СОШ №54 на 2014-2015 учебный год.

    Общая характеристика курса

    Содержание курса учитывает современные взгляды ученых на самые актуальные вопросы правоведения и государствоведения, обеспечивая адекватное уровню подростков познание характера эволюции важных общественных институтов, осуществление ис­следовательской, проектной и иной творческой деятельности в рамках позитивного преобразования мира. Элективный курс «Право. Осно­вы правовой культуры» позволяет изучить не только нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права. К ведущим темам курса относятся те, которые более всего ориентированы на право­вую жизнь несовершеннолетних в настоящем и будущем. Однако при выстраивании логики правового обучения обращено внима­ние на мировой опыт правовой подготовки граждан, а потому признано целесообразным включить в программу обучения тео­ретические вопросы, ставшие основой для понимания норм пра­ва: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоот­ношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; консти­туционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологиче­ское право; международное право; правосудие; юридическое обра­зование.

    Реализация общеучебных умений и навыков

    Обучение праву в рамках курса формирует целостный ком­плекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьни­кам овладеть важными способами деятельности. Так, например, школьники знакомятся со спецификой профессиональной юри­дической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта. Это обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования пра­вовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позво­ляет выработать доказательную аргументацию собственной по­зиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осу­ществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследо­вания, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.

    Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активно­сти, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навы­ков правового поведения, необходимые для эффективного выпол­нения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, соб­ственника, потребителя, работника).

    В этой связи содержание курса ориентировано на формирова­ние умений осмысленно употреблять правовые понятия и катего­рии, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; пол­номочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, а также порядок рассмотрения споров в сфере отно­шений, урегулированных правом.

    Программа курса «Право. Основы правовой культуры» обеспечивает на уровне средней школы углубленное изучение основ юриспруденции, знакомит выпускников с современным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности.

    Место в учебном плане

    Элективный курс рассчитан на 34 часа в течение 1 года + 17 часов (во втором полугодии).

    Изучение права направлено на достижение следующих целей:

    развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

    воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

    освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

    овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

    формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

    Опыт познавательной и практической деятельности

    ознакомление со спецификой профессиональной юридической деятельности, основными юридическими профессиями;

    самостоятельный поиск, анализ и использование правовой информации;

    сравнительный анализ правовых понятий и норм; объяснение смысла конкретных норм права, характеристика содержания текстов нормативных актов;

    оценка общественных событий и явлений, действий людей с точки зрения их соответствия законодательству;

    выработка и доказательная аргументация собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права;

    использование норм права при решении учебных и практических задач; осуществление исследований по правовым темам в учебных целях; представление результатов самостоятельного учебного исследования, ведение дискуссии;

    самостоятельное составление отдельных видов юридических документов;

    выполнение ролей адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта в смоделированных ситуациях;

    анализ собственных профессиональных склонностей, способов их развития и реализации.

    Формирование умений, навыков и виды деятельности

    Курс направлен на формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятель­ность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осущест­вление их проверки, владение приемами исследовательской дея­тельности, элементарными умениями прогноза, умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если. ». В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания инфор­мации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Владение основными навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценива­ние своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в кол­лективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям совре­менной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или буду­щей профессиональной деятельности. Общеобязательными по курсу являются следующие виды деятельности:

    работа с источниками права, в том числе новыми норматив­ными актами;

    анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации; выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

    изложение и аргументация собственных суждений о право­вых явлениях общественной жизни;

    решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    10 класс (51 час)

    Раздел I . Система российского права (5 часов)

    Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования.

    Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.

    Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Структура Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя России. Выборы Президента Российской Федерации.

    Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве.

    Раздел II . Государство и право (10 часов)

    Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Проис­хождение древневосточного государства. Происхождение антич­ного государства. Происхождение государства у древних герман­цев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущ­ность государства. Функции государства. Виды функций госу­дарства. Формы государства и ее элементы. Монархия как фор­ма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава го­сударства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Су­дебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Призна­ки правового государства.

    Раздел III . Основные конституционные права и обязанности (5 часов)

    Право граждан РФ участвовать в управление делами государства. Выборы. Референдум. Местное самоуправление. Право на образование. Право на благоприятную окружающую среду. Защита окружающей среды. Воинская обязанность и военная служба. Альтернативная служба. Права и обязанности налогоплательщика.

    Раздел IV . Правосудие и правоохранительные органы (4 часа)

    Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.

    Раздел V . Гражданское право и правоотношения (9 часов)

    Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права (исключительные — имущественные; неимущественные; иные — право доступа, право следования). Авторское право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав.

    Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону.

    Раздел VI . Семейное, жилищное, трудовое право (7 часов)

    Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Договорной режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства. Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жилье. Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних.

    Раздел VII . Административное право и административный процесс(2 часа)

    Административное право и административные отношения. Особенности административного права. Административные правоотношения. Понятие административного правоотношения. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных наказаниях.

    Раздел VIII . Уголовное право и уголовный процесс (4 часа)

    Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство.

    Раздел IX . Международное право (5 часов)

    Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека.

    Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность. Международное гуманитарное право и права человека.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

    В результате изучения права на базовом уровне ученик должен

    права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

    правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

    характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

    объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

    различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

    приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

    анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

    выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

    изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

    решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций)

    Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2012;

    Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2012;

    Кожин Ю.А.Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Ос­новы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC », 2007.

    Кожин Ю.А.Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Ос­новы правовой культуры». Для 11 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC », 2007.

    Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. «Права человека»10—11 класс, методическое пособие для учителя, М, «Русское слово» 2008.

    Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. Ч.2. – 10-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 232 с.

    Певцова Е.А., Козленко С.И. Право. Основы правовой культуры: Программа курса для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «русское слово – РС», 2008. – 52 с.

    Кожин Ю.А. Практикум по праву: к учебнику Е.А. Певцовой «Право: основы правовой культуры». 10 класс. Базовый и профильный уровни. – М.: ООО «ТИД «русское слово – РС», 2010. – 144 с.

    Интернет-ресурсы для учителя по праву

    Еще по теме:

    • Статья 196 гк с комментариями Статья 196 гк с комментариями Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское […]
    • Военный комиссариат кировского района г ростова на дону Военкоматы Ростова-на-Дону: адреса и телефоны На данной странице находятся адреса и контактные телефоны военных комиссариатов в Ростове-на-Дону. С помощью данного списка вы можете с […]
    • Заключение эксперта статья упк Комментарий к СТ 204 УПК РФ Статья 204 УПК РФ. Заключение эксперта Комментарий к статье 204 УПК РФ: 1. Заключение эксперта - это представленные в письменном виде содержание исследования и […]
    • Статья конституции рф о доходах Статья 57 Конституции РФ Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не […]
    • Если земельный участок в собственности более 3 лет 2018 Земельный налог-2018. Кто, когда и сколько должен платить Земельный налог – обязательный платеж, который входит в состав налога на имущество. «Минфин» разбирался, как начисляется земельный […]
    • Военный комиссариат собинского района владимирской области ВК Города Собинка и Собинского района Владимирской области информация актуальна на 31.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета […]