Историческая граница земельного участка

Историческая граница земельного участка

Документ : Установление границ земельного участка

Установление границ земельного участка

Споры между владельцами (пользователями) соседних земельных участков возникают исконно, они являются одними из самых распространенных видов земельных споров. Как правило, причинами конфликтов являются нарушения правил добрососедства и определения пределов соседних земельных участков.

На практике очень часто возникают проблемные ситуации, когда сосед отказывается от подписания акта землепользования и согласования пределов земельного участка без всяких причин, что делает невозможным должное оформление «земельной документации». Автор этих строк как практикующий юрист довольно часто представляет интересы той или иной стороны и с данной проблемой знаком непонаслышке. Итак, что делать в таком случае?

Законодательная база и полномочия
территориальных громад в разрешении споров

Обратимся к действующему законодательству.

Собственность на землю — экономическая категория, отражающая процесс приобретения земельных богатств отдельными субъектами (гражданами и юридическими лицами, государством, территориальными громадами). В правовом государстве процесс отчуждения земельных участков в пользу отдельных субъектов носит упорядоченный характер и регулируется правовыми средствами. Главенствующая роль среди этих средств принадлежит таким категориям, как право собственности и иные вещные права, законодательно признаваемые за правообладателями земельных участков.

Согласно ч. 1 ст. 106 ЗК Украины собственник земельного участка имеет право требовать от собственника соседнего земельного участка содействия в установлении твердых границ, а также восстановлении межевых знаков в случаях, когда они исчезли, переместились или стали невыраженными. При осуществлении межевки владелец земельного участка реализует свое право. Однако такое участие является также обязанностью каждого из соседних владельцев и землепользователей, ведь приступать к использованию земельного участка до установления его пределов в натуре (на местности) запрещается.

По общепризнанным нормам, владельцы и землепользователи смежных земельных участков должны жить по правилам добрососедства, то есть обязаны сотрудничать при совершений действий, направленных на обеспечение прав на землю каждого из них, не нарушать законные права друг друга (ст.ст. 91, 96, 103 ЗК Украины). Отказ в согласовании пределов земельного участка может помешать другому лицу (соседу) в оформлении прав на земельный участок.

Так в какие компетентные органы обратиться? Кто может помочь развязать конфликт с соседом, который не хочет подписывать Акт установления и согласования пределов земельного участка?

Гражданин или юридическое лицо, признанное собственником земельного участка, вправе владеть им и иметь в наличии. Чтобы осуществлять такое владение, субъект должен иметь земельный участок как реальность. Лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка и имеющие на это законное право, подают об этом заявление органам государственной власти или органам местного самоуправления, в ведении которых находятся земельные участки.

В соответствии с ч. 3 ст. 158 ЗК Украины органы местного самоуправления решают земельные споры в пределах населенных пунктов относительно пределов земельных участков, которые находятся в собственности и пользовании граждан, и соблюдения гражданами правил добрососедства.

Такими органами местного самоуправления, к полномочиям которых относится решение земельных споров, являются исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов (ч. 1 ст. 33 Закона о местном самоуправлении). Законодатель в указанной норме установил правило, в соответствии с которым, к компетенции исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов, в частности, относятся:

— собственные (самоуправляемые ) полномочия:

— подготовка и внесение на рассмотрение совета предложений по установлению ставки земельного налога, размеров платы за пользование природными ресурсами, изъятию (выкупу), а также предоставлению под застройку и для других нужд земель, находящихся в собственности территориальных громад; определение в установленном порядке размеров возмещения предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности за загрязнение окружающей среды и других экологических убытков; установление платежей за пользование коммунальными и санитарными сетями соответствующих населенных пунктов;

— взимание платы за землю;

— осуществление контроля за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, использованием и охраной земель, природных ресурсов общегосударственного и местного значения, воспроизводством лесов;

— регистрация субъектов права собственности на землю; регистрация права пользования землей и договоров на аренду земли; выдача документов, удостоверяющих право собственности и право пользования землей;

— координация деятельности местных органов земельных ресурсов;

— решение земельных споров в порядке, установленном законом;

— организация и осуществление землеустройства, согласование проектов землеустройства.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона о местном самоуправлении установлен круг вопросов, которые решаются районными и областными советами исключительно на их пленарных заседаниях.

Так, исключительно на пленарных заседаниях районного, областного совета решаются вопросы создания, избрания и ликвидации постоянных и других комиссий совета, изменения их состава, избрания председателей комиссий. То есть для разрешения земельных разногласий создается специальная комиссия.

Лицо, заинтересованное в решении земельного спора, может обратиться в такую комиссию с заявлением о невозможности согласования пределов земельного участка в натуре в связи с отсутствием смежных землепользователей, непредставлением ими согласия на согласование или по иным причинам. При наличии такой просьбы (заявления) и других необходимых документов этот спор рассматривается коллегиально комиссией по вопросам землепользования, а при необходимости совместно с другими комиссиями, например, с комиссией архитектуры, градостроения и охраны исторической среды. На заседании комиссии (комиссий) могут присутствовать стороны, собственники и землепользователи смежных земельных участков, между которыми возник спор.

Если при рассмотрении земельного спора будет доказано, что отказ соседа о согласовании пределов является безосновательным или действительно невозможно подписание Акта из-за отсутствия смежных собственников или землепользователей, то комиссией принимается решение о необходимости подписания Акта соседом или, соответственно, о согласовании пределов земельного участка без подписей смежных владельцев или землепользователей. Протокол комиссии прилагается к Акту установления и согласования пределов земельного участка и далее документы оформляются в общем порядке.

Однако решение органа местного самоуправления не является окончательным, потому что нет механизма его принудительного исполнения. Иными словам, вывод комиссии по вопросам землепользования имеет рекомендательный, а не императивный характер.

Кроме того, в соответствии со ст. 19 Конституции Украины, правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. В таком случае, если рассмотрение земельного спора соответствующим органом местного самоуправления не принесло позитивного результата, то лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего нарушенного, непризнанного или оспариваемого права на землю.

Возвращаясь к вышеупомянутой ст. 158 ЗК Украины, отметим, что, согласно ч. 2 данной статьи, исключительно судом решаются споры по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц.

Следует отметить, что суды, как правило, удовлетворяют исковые заявления к смежному собственнику или землепользователю, который безосновательно уклоняется от согласования пределов земельного участка, или же по другим объективным основаниям. В таких случаях суды исходят из необходимости защиты законных прав и интересов субъекта землепользования, который просит согласовать пределы его земельного участка, ведь, как отмечалось выше, к этому корреспондирует обязанность владельца соседнего земельного участка, предусмотренная ст. 106 ЗК Украины.

Установление пределов земельного участка
в натуре (на местности) и межевые знаки

Рассматривая вопросы о земельных спорах, следует обратить внимание на алгоритм действий по установлению пределов земельного участка в натуре (на местности).

В соответствии с положениями Инструкции N 376 установление (восстановление) пределов земельного участка осуществляется с целью определения в натуре (на местности) метрических данных земельного участка, в том числе местоположения поворотных точек его пределов и их закрепления межевыми знаками.

Ранее этот вопрос не был конкретно определен, хотя владельцы земельных участков расписывались за получение каких-то виртуальных межевых знаков. Однако все же те — ранее «установленные» виртуальные межевые знаки или просто колышки, согласно Инструкции N 376, являются действительными и подлежат замене только при добровольном обращении владельца (пользователя) земельного участка соответственно за отдельную плату.

В соответствии с Инструкцией N 376 комплекс работ по установлению границ земельного участка в натуре (на местности) включает:

— топографо-геодезические, картографические работы и работы по землеустройству;

— составление и оформление материалов технической документации по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре (на местности);

— установление границ земельного участка в натуре (на местности) и закрепление их межевыми знаками. Топографо-геодезические, картографические работы и работы по землеустройству выполняются, а результаты этих работ оформляются согласно Закону N 353, Закону о землеустройстве, Инструкции N 56. Границы земельного участка в натуре (на местности) закрепляются межевыми знаками конкретно установленных видов.

Каждый межевой знак имеет номер, который не повторяется на всей территории Украины и состоит из десяти символов, из которых:

— первые три — арабские цифры;

— четвертый — буква украинского алфавита;

— последние шесть — арабские цифры.

Выбор вида межевого знака осуществляется владельцем (пользователем) земельного участка с учетом местных климатических и физико-геологических условий. Понятно, что и цена имеет немаловажное значение. Наиболее дешевыми считаются пластиковые знаки.

Межевые знаки устанавливаются в поворотных точках границ земельного участка, но не реже чем через 200 м. Минимальное расстояние между межевыми знаками в поворотных точках границ земельного участка не должно быть менее 1 м. Установление межевых знаков осуществляется таким образом, чтобы обеспечить возможность их сохранности и создать по возможности минимум препятствий для движения пешеходов и транспортных средств.

В местах, где установка межевых знаков может создавать неудобство в использовании земель сельскохозяйственного назначения, межевые знаки закладываются на глубину не менее 0,65 м от поверхности земли (грунта). Границы земельных участков, которые выделяются владельцам земельных частей (паев) в натуре (на местности) и которые будут использоваться их владельцами самостоятельно, закрепляются межевыми знаками каждая отдельно. Если же их владельцы или иные лица будут использовать участки единым массивом, то их закрепляют межевыми знаками по окружной границе единого массива.

Следует отметить, что межевые знаки не устанавливаются:

— в общих поворотных точках границ сопредельных земельных участков, на которые ранее были установлены межевые знаки. В таких случаях ранее установленный межевой знак используется для описания каждого сопредельного земельного участка (сопредельных земельных участков) в составе соответствующей документации по землеустройству;

— в местах, где их установка невозможна (на водных объектах, при запрете производства земляных работ). В таком случае поворотные точки границ земельного участка могут обозначаться маркированием краской;

— по желанию владельца (пользователя) — в случае если границы земельных участков совпадают с естественными и искусственными линейными сооружениями и рубежами (реками, ручьями, каналами, лесными полосами, путями, дорожными сооружениями, заборами, изгородями, фасадами зданий и другими линейными сооружениями и рубежами и т. п.). Межевые знаки можно дополнительно привязывать путем проведения линейных промеров к углам домов и сооружений, центров люков обзорных колодцев, опор линий электропередачи и связи. Закрепление межевыми знаками границ земельного участка осуществляется исполнителем в присутствии владельца (пользователя) земельного участка, владельцев (пользователей) сопредельных земельных учас-тков или уполномоченных им (ими) лиц.

Уведомление владельцев (пользователей) сопредельных земельных участков о дате и времени проведения работ по закреплению межевыми знаками границ земельного участка осуществляется исполнителем заранее, не позднее чем за 5 рабочих дней до начала работ. Уведомление направляется заказным письмом, курьерской почтой, телеграммой или при помощи иных средств связи, которые обеспечивают фиксацию уведомления.

Владельцы (пользователи) сопредельных земельных участков, местожительство или местонахождение которых неизвестно, уведомляются о времени проведения работ через объявление в печати по местонахождению земельного участка. За все это владелец участка должен будет заплатить исполнителю.

Закрепление межевыми знаками границ земельного участка в натуре (на местности) может осуществляться при отсутствии владельцев (пользователей) сопредельных земельных участков в случае их неявки, если они были надлежащим образом уведомлены о времени проведения работ, о чем отмечается в акте приема-передачи межевых знаков на хранение.

Границы других земельных участков, вкрапленных в земельный участок, устанавливаются и закрепляются межевыми знаками в том же порядке, как и внешние границы такого земельного участка.

Передача межевых знаков на хранение владельцу (пользователю) земельного участка осуществляется по акту приема-передачи межевых знаков на хранение.

Расходы по установлению сопредельных границ несут владельцы земельных участков в равных частях, если иное не установлено соглашением между ними.

Восстановление границ земельного участка в натуре (на местности) осуществляется при полной или частичной утере в натуре (на местности) межевых знаков, при их повреждении, которое делает невозможным использование межевых знаков, а также при рассмотрении земельных споров между владельцами (пользователями) сопредельных земельных участков.

Владелец земельного участка имеет право потребовать от владельца соседнего земельного участка содействия в установлении твердых границ, а также в восстановлении межевых знаков, если они исчезли, переместились или стали невыразительными. Восстановление границ земельного участка в натуре (на местности) осуществляется на основании ранее разработанной и утвержденной, в соответствии со ст. 186 ЗК Украины, документации по землеустройству.

При отсутствии такой документации разрабатывается техническая документация по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре (на местности).

В случае невозможности выявления реальных границ установка их осуществляется по фактическому использованию земельного участка. Если фактическое использование участка установить невозможно, то каждому выделяется одинаковая по размерам часть спорного участка. В случае если такой способ определения границ не согласуется с выявленными обстоятельствами, в частности с установленными размерами земельных участков, границы определяются с учетом этих обстоятельств.

Таким образом, при возникновении сложностей с согласованием пределов земельного участка, подписанием Акта установления и согласования пределов земельного участка можно смело обращаться в суд. Однако в любом случае, принимая во внимание необходимость мирного сосуществования соседей, автор данных строк советовал бы находить более позитивные методы решения спорных вопросов.

Список использованных документов

ЗК Украины — Земельный кодекс Украины

Закон N 353 — Закон Украины от 23.12.1998 г. N 353-XIV «О топографо-геодезической и картографической деятельности»

Закон о землеустройстве — Закон Украины от 22.05.2003 г. N 858-IV «О землеустройстве»

Закон о местном самоуправлении — Закон Украины от 21.05.1997 г. N 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине»

Инструкция N 56 — Инструкции по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500 (ГКНТА-2.04-02-98), утвержденная приказом Укргеодезкартографии от 09.04.1998 г. N56

Инструкция N 376 — Инструкция об установлении (восстановлении) границ земельных участков в натуре (на местности) и их закреплении межевыми знаками, утвержденная приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 18.05.2010 г. N 376

«Экспресс анализ законодательных и нормативных актов», N 45 (879),
1 ноября 2012 г.
Подписной индекс 40783

Споры по границам земельных участков, изменение и установление границ

Споры по границам — это классический вид юридического конфликта, при этом это одна из наиболее сложных категорий споров. Между соседями всегда возникали конфликты относительно того как изначально выглядел участок, где нужно установить межевой знак или забор, кто и когда пользовался спорной землей и т.д.

Общей чертой таких споров является принципиальность позиций, желание защитить свой земельный участок от посягательств соседа, восстановить и зафиксировать границы земельного участка.

До введения в действие Федерального закона «О землеустройстве» от «18» июня 2001 года в российском законодательстве не было четких указаний относительно порядка описания и удостоверения границ земельных участков.

Информация о границах земельного участка содержится в самых разных документах:

— первичных документах о предоставлении земельного участка (договор о праве застройки, договор о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, акт органов власти);

— ситуационных планах, содержащихся в технических паспортах на здания;

— топографических съемках земельных участков, схемах расположения границ земельного участка и т.д.

И всегда (до момента проведения межевания) указанные документы в отношении одного и того же земельного участка будут содержать противоречивые данные.

Ни земельное законодательство, ни судебная практика до сих пор не выработали единого и четкого порядка для разрешения споров о границах земельных участков. На практике от данной ситуации страдают все пользователи земельных участков, чьи права нарушены действиями смежных землепользователей и органов власти. Отсутствие в законе четкой логики разрешения подобных ситуаций не позволяет собственникам земельных участков самостоятельно защищать свои права.

Межевание: определение, история, практика

И. Н. Иванеженкова,
редактор газеты «Земельная газета», г. Брянск

Межевание — один из видов геодезических работ, ставящий целью установление (или восстановление) границ земельного участка, закрепление их на местности, определение координат и площади надела. Термин этот у всех на слуху, но мало кто имеет ясное представление о том, что же, собственно, это за работы, как и для чего они проводятся.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО МЕЖЕВАНИЕ

Межевание является неотъемлемым звеном земельно-кадастровых отношений. В ходе межевых работ границы участка закрепляются специальными межевыми знаками, определяются их точные координаты. С точки же зрения функциональности более общего плана, межевание обеспечивает условия для рационального и бережного использования земельных ресурсов, охраны земли, способствует грамотному планированию этих вопросов.

Закон позволяет межевать земельные участки любых размеров и всех категорий, независимо от целевого назначения и вида разрешённого использования.

Межевание земли в Москве нужно заказывать в следующих случаях:

  • если требуется уточнить границы участка,
  • при разделе крупного надела на два или несколько участков,
  • при объединении двух или нескольких участков,
  • в процессе перераспределении земель,
  • в случае образования участков из земель государственной или муниципальной собственности,
  • выделяя участок в счёт доли/долей в праве общей долевой собственности на землю сельскохозяйственного назначения.

Обязательное межевание земельных участков отменено Законом «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года, вступившим в силу 1 марта 2008 года. Тем не менее каждый землепользователь отдаёт себе отчёт в том, что своевременно установленные и согласованные границы участка — самая прочная защита от возможных посягательств на землю собственника.

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Когда и при каких обстоятельствах возник этот вид работ? Заглянем в историю.

Земля во все времена была самым ценным ресурсом. Испокон веков за землю велись постоянные междоусобные войны, и обозначение границ было делом государственной важности ещё в период Древней Руси. К XVI-XVII векам благодаря развитию феодального землевладения сложилась система межевания, при которых измерялись только основные элементы наделов — пашня, сенокос и лес. Полученные результаты заносили в так называемые писцовые книги, общая площадь при этом не указывалась. Тогда же стали появляться и межевые книги, в которых описывались границы владений.

В XIX веке в Москве даже появился Межевой институт, выпускающий квалифицированных специалистов — землемеров, которые очень пригодились в эпоху Крестьянской реформы 1861 года и, позднее, Столыпинской аграрной реформы.

Межевание в России было непосредственно связано с установлением земельного кадастра — иначе говоря, с учётом производительности земли, качества почв и целевого назначения. Значительные изменения в системе землепользования произошли в советскую эпоху, когда дореволюционное межевание сменило землеустройство, основанное на современных методах, используемых в сфере геодезии и картографии.

КАК ВЫПОЛНЯЕТСЯ МЕЖЕВАНИЕ

Межевые работы проводятся согласно требованиям законодательства РФ, которое определяет порядок выполнения, устанавливает технические нормы и правила, допустимые погрешности измерений.

Правовая основа регулирования отношений, возникающих при проведении кадастровых работ, связанных с межеванием:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский, Земельный, Лесной, Водный, Градостроительный и Жилищный кодексы Российской Федерации;
  • Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ.

Основанием для проведения кадастровых работ по межеванию является заявление собственника земельного участка или расположенного на нём строительного объекта. Если собственник не может заниматься этим лично, заявление допускается подать также от доверенного лица собственника (на основании доверенности). Вместе с заявлением необходимо представить ряд документов, в том числе свидетельство на право собственности, свидетельство о праве на наследство по закону или завещанию, выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок и другие, в зависимости от ситуации.

Собственнику предстоит провести встречи с владельцами всех соседних участков с целью определения и согласования границ. По факту согласования оформляется акт, который должен быть подписан всеми участниками встречи. Здесь же можно подкорректировать нецелесообразные изгибы забора или канавы, если это изменение не принципиально и будет удобно владельцам обоих участков. Для собственника межуемого участка данный нюанс имеет значение, поскольку каждый изгиб и поворот границы увеличивает стоимость межевых работ. Если хотя бы на одном из смежных участков ранее проводилось межевание, граница с ним считается согласованной и уточнять её уже не нужно, что позволит заказчику работ сэкономить.

После закрепления границ при помощи межевых знаков проводятся геодезические измерения, результатом которых является определение координат установленных поворотных точек на местности. После этого вычисляется площадь участка, и в результате уточнения границ она может не совпасть с той, что была указана в свидетельстве на землю. В этом случае в документы необходимо внести соответствующие изменения.

Конечным результатом работ является межевой план. Этот документ подробно описывает участок, его наличие является основание для постановки земельного участка на кадастровый учёт и, соответственно, получения кадастрового паспорта. Земельному участку присваивается индивидуальный кадастровый номер.

Границы дачного участка: как их правильно узаконить

Что делать, если в кадастре ваша земля по ошибке оказалась посередине озера?

01.10.2015 в 15:43, просмотров: 30164

Проблемы, связанные с уточнением границ земельных участков, по просьбе «МК» комментирует Константин ЛИТВИНЦЕВ, и.о. директора Федеральной кадастровой палаты Росреестра.

— Константин Александрович, каков масштаб проблемы? Сколько земельных участков в стране не имеют точных границ?

— В Государственном кадастре недвижимости сегодня более 56 млн участков. Значительная часть их не имеет границ, определенных с точностью, удовлетворяющей требованиям законодательства. Это неприятное последствие исторической перестройки земельно-имущественных отношений в постсоветскую эпоху. Создавался целый класс собственников земельных участков, законодательство дорабатывалось на ходу, под новые реалии экономики и новую модель общества, а жизнь шла своим чередом — люди покупали, меняли и продавали землю, оформляя свои участки так, как складывалось на тот момент. И нередко без границ.

В основном это участки под индивидуальными жилыми домами в населенных пунктах, садовых, дачных товариществах. Так же, как правило, без границ — участки лесного фонда. Сейчас проводится их инвентаризация, сведения вносятся в ГКН. Но поскольку у нас примерно 67% страны покрыто лесом, понятно, что инвентаризацию будут делать еще много лет.

Кроме того, без границ — участки бывших колхозов и совхозов. В 90-е годы граждане наделялись паями на этих землях, но большая их часть до сих пор не имеет границ. Это тоже актуальная проблема.

— Если участок уже стоит на кадастровом учете, но владелец не знает, верные там у него границы или нет, как ему это узнать?

— Прежде всего — зайти на Публичную кадастровую карту, которая есть в открытом доступе на сайте Росреестра. После того как она начала работать, мы получили вал обращений, и он не прекращается. Люди смотрят на электронную карту из любопытства и обнаруживают неверное расположение участка или ошибки, на которые годами никто не обращал внимания. И у них возникают вопросы, возникает повод, чтобы обратиться в кадастровую палату и проверить сведения.

Если же владелец по какой-либо причине не может проверить границы на сайте Росреестра, он может прийти в офис кадастровой палаты или заказать выписку из ГКН онлайн — также на сайте Росреестра. Имея такую выписку, можно пригласить кадастрового инженера и попросить вынести точки в натуре — то есть показать, где границы на местности.

— Достоверность сведений о своей собственности, хранящихся в государственных системах учета, люди должны проверять сами?

— Не должны, но могут. Такая возможность у них появилась. На публичной карте любой гражданин может увидеть: тут мои соседи, тут улица, угол, — и убедиться, что его участок стоит там, где должен стоять, а не в лесу и не на середине озера. Заодно можно проверить кадастровую стоимость и другие характеристики участка. Кроме того, на сайте Росреестра можно получить справочные сведения из ГКН в режиме онлайн, можно узнать, как выполнялась кадастровая оценка, есть и другие сервисы.

Часть сведений предоставляется бесплатно, за другие надо будет заплатить. Некоторую информацию можно получить за считаные минуты, другую — как, например, кадастровую справку — в течение нескольких дней.

— Мой участок в кадастре занимает половину соседского. Другой сосед наезжает на мой участок. Ясно, что нам придется их растаскивать. Множество людей — в таком же положении. И проблема у всех одна: чтобы исправить границы по своему участку, надо сдвинуться всем соседям на целой улице, а то и на двух. А соседи и слышать об этом не хотят.

— Естественно, чем больше людей, тем труднее договориться. Поэтому законодатель ввел норму, позволяющую органу кадастрового учета в некоторых случаях самому принять решение. В этом году она вступила в силу. Теперь орган кадастрового учета с использованием картографической основы вправе сам исправлять кадастровые ошибки. Но не сразу. При обнаружении кадастровой ошибки мы направляем уведомление всем заинтересованным сторонам о необходимости ее исправления. Если они в течение полугода ее не исправляют и если у нас есть достаточно картографических материалов, чтобы своими силами ее исправить, мы будем исправлять сами.

— Можно на примере?

— Есть два земельных участка, которые в ГКН пересекаются. Мы сопоставляем эти участки с тем картматериалом, который у нас есть, и видим, что один участок имеет смещение, а второй находится там, где и должен быть. И мы вправе исправить сведения кадастра через полгода, если стороны сами этого не сделают.

Вот другой пример: мы видим в ГКН, что участок расположен посреди озера. На самом деле, разумеется, он находится на твердой почве. Мы имеем картографический материал на эту местность и межевой план и можем переместить его по правильному адресу.

— И много таких участков — посреди озера.

— Встречаются. Мы же работали все эти годы без картографической основы. Сейчас она появляется. Например, Московская область имеет полностью картографическую основу, Владимирская область, и до конца года у нас появятся планы масштаба 1:10000 примерно на 400 городов России. По сути, это все города с населением более 50 тысяч.

— Почему нельзя исправить кадастровые ошибки прямо по аэрофотосъемке? Сделать сверху снимки поселков и СНТ и по тем границам участков, которые будут на снимках, выправить кадастровые записи?

— Аэрофотосъемка не всегда покажет границы. Ведь зачастую на местности даже заборов нет: кусочки водопроводных труб врыты, и соседи знают, где чья земля. А кроме того, есть же еще проблема самозахватов. Устанавливая границы по аэрофотосъемке, мы их узаконим. Это будет неправильно.

Тем более, в СНТ самозахваты — обычное дело. Землевладельцы переставляют заборы, прихватывая себе полоски общественной земли. Дороги, например. Сначала занимают канавы, потом их засыпают, потом удивляются, что у них подтопление, а потом вылезают на дорогу так, что двум машинам уже не разъехаться. И внешние границы — лес, поле — тоже часто прихватывают. Такова психология людей.

— Да, самозахваты — тоже проблема. Но нет же рычагов, чтоб ее разрешить.

— Рычаги есть, хотя раньше — это правда — они были не очень действенные. Есть Государственный земельный надзор, он вправе накладывать административные взыскания. Но до 2015 года штрафы были настолько малы, что нарушитель мог штраф заплатить и следующие три года пользоваться захваченной площадью — у нас же проверки раз в три года только можно проводить. Через три года — еще раз заплатит.

А сейчас, во-первых, штраф определяется в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка — это более справедливо и уже не копейки, от которых легко отмахнуться. Во-вторых, инспекторы получили возможность проводить так называемое административное обследование, то есть устанавливать нарушение без обязательного участия собственника.

Мне кажется, эти меры помогут навести порядок в землевладении и будут бороться с хамством земельных захватчиков, от которого нередко страдают добропорядочные граждане.

— Возможность, которую сейчас получили органы кадастрового учета — исправлять ошибки самостоятельно, без участия собственников земли, — распространяется на садовые и дачные товарищества, где участки надо передвигать целыми блоками?

— Если говорить о садоводствах, на мой взгляд, там целесообразнее всего заказывать комплексные кадастровые работы. Наиболее дешевый способ решить все проблемы. Себестоимость геодезических работ будет в разы ниже, чем по одному участку.

— И опять люди должны будут платить? Один раз они уже платили за межевание, а сейчас будут платить второй раз — за то, чтобы его переделать, потому что кадастровые инженеры в первый раз ошиблись, а государственный кадастровый орган не увидел ошибки. Это же несправедливо.

— Кадастровая палата исправляет ошибки бесплатно. Другое дело, если для исправления ошибки владельцу потребуются документы, которые можно подготовить только с привлечением кадастрового инженера. Эти услуги оказываются не бесплатно. При заказе этих услуг, как и при любых других, нужно следить, чтобы исполнитель точно выполнял взятые обязательства, контролировать его работу. Обязательно заключайте договор.

— А если кадастровый инженер во второй раз ошибется?

— Имея дело с кадастровыми инженерами, нужно в первую очередь помнить, что они — не госслужащие и не работают в кадастровой палате. У нас общее слово в названии, и это сбивает с толку. На самом деле это люди бизнеса: индивидуальные предприниматели или наемные работники частной фирмы. Кадастровые органы за них не отвечают. Нам на них жалуются, но это не наши сотрудники. Мы на них не влияем.

— И мы не влияем. Но кто-то же должен контролировать их работу?

— контролировать должны саморегулируемые организации — СРО. Контроль за работой кадастровых инженеров — актуальная тема. Среди них есть люди, которые работают некачественно, которым лишь бы получить по договору деньги, а дальше хоть трава не расти. Но они постепенно будут отсеиваться. С этого года для них вводится усиление ответственности, вплоть до уголовной.

Кроме того, готовится законопроект об обязательном членстве кадастровых инженеров в саморегулируемой организации. Есть еще законодательная инициатива о том, что результатом кадастровых работ должен быть не межевой план, а постановка на кадастровый учет и получение кадастрового паспорта. Тогда кадастровый инженер будет отвечать за конечные результаты своей работы.

А иначе гражданин оказывается меж двух огней. С одной стороны у него кадастровый инженер, с которым он заключил договор и отдал деньги, а тот ему дал за это «волшебный» диск с межевым планом. С другой — орган кадастрового учета, который говорит гражданину, что этот диск, например, не читается, или на нем неправильные сведения. Коротко говоря, еще много с чем надо работать. Но большая часть этих проблем — наследие прошлых лет. Придется это преодолевать.

Как исправляются кадастровые ошибки

КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА САМА ИСПРАВЛЯЕТ ОШИБКУ

■ если выявляется ошибка в данных о земельном участке

■ владельцы участка оповещаются о необходимости исправления

■ если в течение 6 месяцев они не исправляют ошибку, это делает кадастровая палата

КОМПЛЕКСНЫЕ КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ

■ оплачивают муниципальные власти на площадь, занимающую не меньше кадастрового квартала

■ на оплату ККР муниципальные власти могут получить субсидии, но порядок их выделения не установлен

■ ни в одном районе Подмосковья пока еще ККР не заказывались и не проводились

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК

■ если выявляется ошибка в определении границ участка

■ владелец подает заявление в суд

■ оплачивает независимую экспертизу 70 тыс. руб. плюс судебные издержки

■ получает положительное решение суда, фиксирующее его права на участок в реальных границах (по опыту прошедших этим путем он занимает порядка 3 лет)

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРЯДОК — ДЛЯ ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЛИ

■ все члены СНТ совместно финансируют работы по установлению реальных границ

■ все члены СНТ одновременно подают заявление в КП об уточнении границ

■ если участки накладываются не только внутри границ СНТ, но и имеются наружные наложения, все члены СНТ скидываются и оплачивают суды с теми, на кого СНТ наложилось (обычно это земли лесхоза и сельских поселений)

■ на практике этот вариант неосуществим: поскольку в каждом СНТ найдутся люди, которые заподозрят, что их хотят обмануть, а заставить здесь никого нельзя

Заголовок в газете: Если ваш дачный участок оказался в середине озера, его переместят на твердую почву
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №26927 от 2 октября 2015 Тэги: Общество Места: Россия, Подмосковье — Московская область

Восстановление границ земельных участков, подача искового заявления

В 2002г. мною приобретён земельный участок с жилым домом, к свидетельству о праве собственности на землю приложен план земельного участка. В 2012г соседи сделали межевание, т.к. у них не было документов и оформили в собственность 2 размежованных участка, граничащих с моим. Забора у нас фактически не было (старый сгнил и разрушен), но я в соответствии с планом на купленный мною участок пользовалась им в пределах границ. После соседского межевания (план их участка я не видела) нынче осенью они стали возводить забор по своему плану и выяснилось, что в соответствии с их планом 2 метра моей земли вдоль предполагаемого забора принадлежит им. Что мне делать в данной ситуации и с каким заявлением обращаться в суд по поводу восстановления границ земельных участков, так как мои права землепользователя нарушены?

Ответы юристов (12)

Добрый день, Людмила Михайловна.

Вам необходимо обратиться с иском в суд об установлении границ Вашего земельного участка. В суде необходимо запросить документы, на основании которых ваши соседи провели межевание принадлежащего им участка. Из того, что Вы описали, усматривается нарушение Ваших прав, так как соседи обязаны были получить Вашу подпись в межевом плане.

Есть вопрос к юристу?

Вам нужно разрешить эту ситуацию путем предъявления в суд иска об установлении границ земельного участка.

При обращении в суд правильным будет приложить к исковому заявлению межевой план с описанием местоположения границ земельного участка истца и в исковом заявлении просить суд установить границы земельного участка в соответствии с данным межевым планом.

До суда возможно и вам провести межевание, с указание границы участка не только по документам, но и на местности, что Вам может понадобится в суде.

Уточню свой ответ.

Нужно также проверить соответствие геодезических координат, указанных в плане, вашим представлениям. Вы уверены в том, что границы вашего земельного участка соответствуют вашим представлениям о нем? Может быть реальная граница проходит именно там, где указывает сосед? Во всяком случае, нужно первоначально понимать, где в натуре проходит граница вашего земельного участка. Тут необходимо провести замеры при помощи геодезиста.

Здравствуйте Людмила Михайловна!

В таких случаях обращаются в суд с иском о установлении границ земельного участка, об истребовании части участка из чужого незаконного владения, о переносе забора. Все эти требования можно заявить в одном иске. Исковое заявление подается в суд по месту нахождения земельных участков. При рассмотрении дела, как правило, назначается судебно строительная экспертиза. Которая достаточно недешевая.

Обосновать свои требования Вы можете ст. 301 Гражданского Кодекса РФ:

Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Здравствуйте, Людмила Михайловна!

Перед тем, как обратиться в суд, Вам нужно провести межевание, определить границы Вашего участка. Скорей всего будет установлено наложение границ.

После подготовки межевого плана нужно обратиться в земельную кадастровую палату для постановки принадлежащего Вам земельного участка на кадастровый учет. Кадастровая палата в свою очередь приостановит осуществление кадастрового учета. А приостановят на том основании, что одна из границ Вашего земельного участка будет пересекать одну из границ соседского земельного участка.

Затем Вам нужно будет обращаться в суд с исковым заявление к соседям и кадастровой палате о прекращении права собственности на земельный участок, устранении кадастровой ошибки и проведении кадастрового учета.

Вообще кадастровый инженер и собственники участка смежного с Вашим участком при проведении межевания должны были провести с Вами согласование границ участков. Так в соответствии со ст.39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с собственниками, землепользователями, арендаторами смежных земельных участков. О чем должен был составлен акт согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана, акт подписывается всеми заинтересованными сторонами.

Исходя из того, что Вы пояснили, видимо такого согласования по поводу границы смежных участков с вами не проводилось. Вследствие чего могла возникнуть ошибка при межевании. Так как при межевании принимаются во внимание в силу ч.9 ст.38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение, сведения, которые, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельном участке, так и данные фактического землепользования.

То есть перед судом нужно ставить вопрос о фактически сложившейся смежной границе спорных участков с учетом расположения на данных участках объектов недвижимости.

И подтвердить факт переноса границы смежного с Вашим участка на сторону Вашего участка не только межевым планом, который Вам нужно получить, проведя межевание, но и показаниями свидетелей и представленными письменными доказательствами, что и будет свидетельствовать о нарушении фактически сложившейся границы и нарушении прав собственника смежного участка.

В суд нужно идти в случае если собственники смежного с Вашим участка, после проведенного Вами межевания, не согласятся с Вашими требованиями.

Здравствуйте Людмила Михайловна!

. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее — согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее — заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа.

То есть, при межевании земельных участков Ваших соседей, должны были согласовываться местоположения границ их зем. уч. с Вами.

Поэтому если границы зе. участков соседей не были согласованы с Вами, то Вы вправе признать межевой план соседей недействительным.

Согласно п. 9 ст.38 закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства,лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

То есть, при уточнении границ Вашего земельного участка их местоположение будет установлено на основании Вашего св-ва о праве собственности на зем. уч.

Таким образом, сейчас Вам следует подавать иск об установлении границ Вашего зем. уч. и признании недействительным док-в на зем. уч. Ваших соседей.

Смогу оказать услугу по составлению иска, а также проконсультировать по успешному решению вопроса в Чате.

С уважением Ф. Тамара

Уважаемая Людмила Михайловна.

К совершенно справедливо сказанному выше коллегами добавлю, что при разрешении споров об установлении границ земельных участков имеет значение не только содержание документов, но и то как границы участков были «исторически» установлены на местности. Т.е. как фактически складывались отношения смежных землепользователей.

Подписывались ли ими акты установления границ?

Как фактически проходила граница? Не было ли захвата земли одним из землепользователей за счет другого. Эти обстоятельтсва могут устанавливаться любыми доказательствами. Часто используются показания свидетелей. Предыдущих собственников. Можно использовать фотографии и т.п.

Не лишним будет сделать геотопосъемку с нанесением на ней фактической границы и границы согласно данным земельного кадастра.

Здравствуйте, Людмила Михайловна.

Согласно Инструкции о порядке межевания земель (утверждена Комитетом Российской Федерации
по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года),

1.2. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле — продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
1.3. Восстановление границ земельного участка выполняют при
наличии межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им земельных участков.

Попробуйте провести восстановление границ земельного участка. Межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ.

1. очень важно где находился старый забор, который сгнил

2. есть ли ваши подписи о согласовании границ участков в межевом деле соседей?

Уточнение клиента

соседка давала подписать чистый листок (без плана) для согласования, поскольку я была уверена, что межевание будет проводиться в соответствии с планом границ моего участка, — я поставила подпись, а по каким знакам (точкам) проводилось их межевание фактически — мне не известно.

21 Октября 2013, 19:19

соседка давала подписать чистый листок (без плана) для согласования,
поскольку я была уверена, что межевание будет проводиться в соответствии
с планом границ моего участка, — я поставила подпись, а по каким знакам
(точкам) проводилось их межевание фактически — мне не известно.

Это не очень хорошо для Вас. Теперь Вам придется доказывать, что именно так дело и было. Но здесь уже нужно смотреть, за что же Вы, все-таки, там расписались и как это можно интерпретировать в вашу пользу.

Людмила Михайловна, при наличии межевых споров проводят восстановление границ земельных участков. Возможно, произошла ошибка в кадастровом учете. Тем более, что вы не уверены в том, что межевание проводилось фактически.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Еще по теме:

  • Статья 192 тк рф пункт 2 Статья 192. Дисциплинарные взыскания За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых […]
  • Улучшение жилищных условий гк Как улучшить жилищные условия в Петербурге? Существует несколько способов улучшить жилищные условия, когда уже есть отправная точка в виде объекта недвижимости (комната в коммуналке или […]
  • Сизо сидеть день за два СИЗО приблизит к свободе Один день в СИЗО будет засчитываться за полтора дня в колонии общего режима и за два — в колонии-поселении. Такая норма предусмотрена законопроектом, который в […]
  • Юрист по взысканию ущерба в дтп Консультация юриста по ДТП Безопасность дорожного движения во многом зависит от уровня подготовки водителей, а также их опыта и мастерства вождения. Дорожно-транспортные происшествия […]
  • Содержание коллективного договора и соглашений 18.3. Коллективный договор и соглашения Соглашения и коллективные договоры в настоящее время являются важнейшими правовыми формами договорного метода регулирования трудовых отношений. В […]
  • 3 ндфл при продаже квартиры более 3-х лет Налоговики разъяснили, когда нужно подать декларацию при продаже квартиры Декларацию за 2015 год физлицу подавать не надо, если в прошлом году налогоплательщик продал квартиру, которая […]