Гражданский кодекс 544

Статья 544. Оплата энергии

1. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

2. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Комментарий к статье 544 Гражданского Кодекса РФ

1. Своевременная оплата поставляемых энергетических ресурсов является одной из социально значимых правовых проблем. В рыночных условиях, когда собственником поставляемых ресурсов выступает конкретное юридическое лицо, чьи имущественные интересы напрямую зависят от поступления платы за поставленный товар, обязанность потребителя оплачивать в согласованные сроки потребленную энергию является необходимым условием оборота электроэнергии как товара.

2. В пакете законодательных актов по реформированию электроэнергетики России, включая Закон об электроэнергетике, содержится новый подход к правовому регулированию оборота электрической энергии: сужение административных методов в пользу расширения частноправовых.

Переходный период реформирования электроэнергетики характеризуется параллельным действием старых и новых правовых норм, регулирующих оборот электрической энергии, что обусловлено функционированием в рассматриваемый период двух секторов рынка — регулируемого и свободного (конкурентного).

В силу Закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ:
устанавливается предельный объем электрической энергии, продажа которого разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка — поставщику электрической энергии;
определяется перечень зон оптового рынка (ценовые зоны оптового рынка), совпадающих с территорией одного или нескольких субъектов РФ, в границах которых всем субъектам электроэнергетики предоставляется право купли-продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам.

В отношении остального объема электрической энергии до даты окончания реформирования электроэнергетики сохраняется государственное регулирование цен.

С даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики любые организации (за исключением гарантирующих поставщиков электрической энергии и организаций, в отношении которых Законом об электроэнергетике предусмотрен запрет на участие в отношениях, связанных с обращением электрической энергии), осуществляющие деятельность в качестве энергоснабжающих организаций, продают электрическую энергию по свободным ценам, имея лицензию на осуществление указанного вида деятельности.

———————————
Из внесенных Федеральным законом от 28.12.2004 N 178-ФЗ изменений следует, что указанный переходный период завершается 01.04.2006.

Под государственным регулированием цен на электрическую и тепловую энергию понимается установление компетентным государственным органом экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

———————————
Постановлениями Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 (СЗ РФ, 2004, N 29, ст. 3049) и от 04.03.2004 N 136 (СЗ РФ, 2004, N 10, ст. 875) утверждены Положение о Федеральной службе по тарифам и Типовое положение об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Государственное регулирование тарифов осуществляется с целью: защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов; создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии.

3. В рыночных условиях произошло изменение формы оплаты энергоресурсов. Установленная ранее действовавшими нормативными актами и применявшаяся в течение многих десятилетий безакцептная форма списания стоимости поставленной электрической и тепловой энергии (см., например, Указ Президента РФ от 18.09.92 N 1091 (СА РФ, 1992, N 13, ст. 1006)) теперь действующими нормами права не предусмотрена.

Оплата осуществляется за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено федеральным законом, иными нормативными актами или соглашением сторон. При этом оплату за электрическую энергию потребители производят до 15-го числа текущего месяца, если иное не установлено соглашением сторон (Федеральный закон от 26.03.2003 N 38-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (СЗ РФ, 2003, N 13, ст. 1180)).

Из этого следует, что норма права, определяющая форму и сроки оплаты за поставляемую энергию, является диспозитивной и действует, если соглашением сторон не определено иное. В договоре энергоснабжения стороны вправе определить иную приемлемую для них форму и сроки оплаты потребляемой энергии .

———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 04.04.2000 N 294 «Об утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ» // СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1594.

Постановлением Правительства РФ от 29.05.2002 N 364 утверждены особые условия поставки газа, подачи электрической и тепловой энергии и ее оплаты (СЗ РФ, 2002, N 23, ст. 2171), которые в обязательном порядке включаются в договоры, заключаемые газо- и энергоснабжающими организациями независимо от их организационно-правовой формы с финансируемыми за счет средств федерального бюджета организациями — потребителями топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства.

К числу организаций, обеспечивающих безопасность государства, отнесены: воинские части, учреждения, предприятия и организации федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятия, учреждения и организации уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службы. Приведенный перечень потребителей энергии является исчерпывающим.

В соответствии с указанными особыми условиями энергоснабжающая организация обязуется не производить ограничения подачи электрической и тепловой энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов в случае несвоевременного поступления платежей на ее счета.

Формирование разных уровней цен на энергоресурсы в зависимости от их потребления в пределах согласованной величины (или в пределах социальной нормы потребления) либо с превышением этих величин становится тенденцией, обусловленной дефицитностью рассматриваемых энергетических ресурсов и необходимостью обеспечения баланса между их производством и спросом. Законодательно закреплено, что государственное регулирование тарифов может проводиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления (Федеральный закон от 26.03.2003 N 38-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 125-ФЗ (СЗ РФ, 2003, N 28, ст. 2894) споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Статья 544 ГК РФ. Оплата энергии

Новая редакция Ст. 544 ГК РФ

1. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

2. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Комментарий к Ст. 544 ГК РФ

Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30).

Другой комментарий к Ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Поскольку количество энергии в договоре не фиксируется, то оплата производится с учетом фактического использования, т.е. по показаниям счетчика. Однако эта норма носит диспозитивный характер, и в законе, ином правовом акте или соглашении сторон может быть установлено иное.

2. Порядок и сроки расчетов могут определяться как законодательством, так и соглашением сторон. Так, электрическая и тепловая энергия, газ и вода должны оплачиваться по соглашению сторон не позднее 10-го числа месяца, следующего за оплачиваемым (п. 2.4 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1099 (СЗ РФ. 1994. N 26. Ст. 2795)).

Статья 544. Оплата энергии

1. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

2. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Комментарий к Ст. 544 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи установлен основополагающий для расчетов за подаваемую энергию принцип оплаты за фактически принятое абонентом количество энергии, определяемое в соответствии с данными учета энергии. Оплата не за фактически принятое количество, а за количество энергии, определяемое иными, как правило, расчетными способами, допускается в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Допустимость оплаты энергии в количестве, определяемом указанными способами, как правило, связана с невозможностью определения фактически принятого количества энергии, которая в свою очередь возникает исключительно в случаях отсутствия либо неисправности соответствующих приборов учета.

Так, в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод в отсутствие или при неисправности средств измерения определяется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/сек. При этом объем водоотведения принимается равным объему водопотребления.

2. Ввиду недостаточно высокого уровня оснащенности приборами учета многоквартирных жилых домов наибольшее практическое значение положения п. 1 комментируемой статьи имеют в отношении определения подлежащего оплате количества энергии абонентами — гражданами, использующими энергию для бытового потребления.

Особенностью правового регулирования подачи бытовым потребителям различных видов энергии (электрической энергии, тепловой энергии, холодной воды и др.) является квалификация этих отношений по энергоснабжению в качестве отношений по предоставлению гражданам коммунальных услуг соответственно по электроснабжению, отоплению, горячему и холодному водоснабжению. Поэтому плата за различные виды энергии в сфере бытового потребления осуществляется в форме платы за коммунальные услуги. Размер этой платы в свою очередь определяется количеством потребленной энергии.

Жилищный кодекс РФ (ст. 157), так же как и п. 1 комментируемой статьи, в качестве общего правила устанавливает, что размер оплаты энергии рассчитывается исходя из объема ее потребления, определяемого по показаниям приборов учета. В случае отсутствия приборов учета объем подлежащей оплате энергии определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306. Таким образом, в отличие от п. 1 комментируемой статьи не допускает возможности определения по соглашению сторон количества энергии, подлежащего оплате абонентами — гражданами, использующими ее для бытового потребления.

Указанный порядок определения подлежащего оплате объема потребленной гражданами энергии применяется и в тех случаях, когда граждане заключают договоры энергоснабжения не напрямую с энергоснабжающими организациями, а через товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации. Такие организации выступают абонентами в договорах энергоснабжения и при наличии общедомовых приборов учета оплачивают фактически принятую энергию в соответствии с их показаниями. При отсутствии приборов учета количество подлежащей оплате энергии определяется нормативом потребления соответствующего коммунального ресурса.

Таким образом, с учетом приоритета норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения (ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», далее — Вводный закон к ЖК РФ), следует сделать вывод о том, что количество энергии, подлежащей оплате гражданами, абонентами, использующими ее для бытового потребления, должно определяться не диспозитивной нормой п. 1 комментируемой статьи, а императивным правилом ст. 157 ЖК РФ.

Судебная практика неоднократно подтверждала обоснованность расчетов между энергоснабжающими организациями, подающими тепловую энергию, горячую и холодную воду в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ТСЖ, жилищных, иных специализированных потребительских кооперативов либо управляющих организаций, и этими организациями исходя из фактического потребления на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 9 июня 2009 г. N 525/09 по делу N А31-333/2008-8; от 22 сентября 2009 г. N 5290/09 по делу N А45-4763/2008-4/92; от 15 июля 2010 г. N 2380/10 по делу N А47-4153/2008-9032/2008; от 23 ноября 2010 г. N 6530/10 по делу N А12-2657/2009). При этом условия договоров, предусматривающих иные, помимо двух названных, способы определения подлежащего оплате количества энергии, конечными потребителями которой являются граждане, признаются судами ничтожными как противоречащие требованиям жилищного законодательства. Ссылки энергоснабжающих организаций на п. 1 комментируемой статьи обоснованно отклоняются с учетом требований ст. 4 Вводного закона к ЖК РФ.

3. Комментируемая статья не упоминает о ценах, по которым происходит оплата количества энергии, определенного в соответствии с п. 1 комментируемой статьи.

В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ в сферах электроэнергетики и теплоснабжения Федеральными законами от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено государственное регулирование цен (тарифов). Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусматривает государственное регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения. Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утверждены Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520.

4. Пунктом 2 комментируемой статьи определен круг нормативных актов, регулирующих порядок расчетов за энергию.

Граждане-потребители, использующие энергию для бытовых нужд, вносят плату за соответствующие коммунальные услуги ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим, за который производится оплата, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом (п. 1 ст. 155 ЖК). Аналогичное правило содержится в п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307.

Порядок оплаты электрической энергии по-разному определяется Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530, в зависимости от субъектного состава абонентов-плательщиков. Граждане-потребители и организации, приобретающие электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг, вносят плату за электрическую энергию не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом (п. 73 Правил). Данное правило является императивным и не может быть изменено по соглашению сторон. Иные покупатели оплачивают половину договорного объема потребления электрической энергии в срок до 15-го числа месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии, если иное не установлено договором энергоснабжения (п. 70 Правил). Данное правило является диспозитивным, и стороны вправе не только согласовать иные объемы и сроки авансовых платежей, но и договориться об отказе от авансовой формы расчета. Правила относят на усмотрение сторон также установление сроков окончательного расчета на основании фактического потребления.

Порядком расчетов за тепловую энергию и природный газ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 294, установлены следующие правила оплаты потребителями тепловой энергии: 35% плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа этого месяца; 50% плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца; оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии за истекший месяц будет меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за следующий месяц. Указанные правила не применяются в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами, а также в отношении организаций, осуществляющих поставку тепловой энергии указанным потребителям, если доля поставки тепловой энергии в общем объеме поставляемых указанными организациями товаров и услуг составляет более 75%.

Гражданский кодекс 544

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 544 ГК РФ. Оплата энергии

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 544 ГК РФ. Оплата энергии

1. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

2. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 2 в действующей редакции

Комментарии к статье 544 ГК РФ, судебная практика применения:

В п. 3. Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах» содержатся следующие разъяснения:

Если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой

Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) энергии). Если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой, то указанная норма может быть истолкована лишь следующим образом: установление соглашением сторон иного количества энергии, которое оплачивает абонент (потребитель, покупатель), допускается только тогда, когда невозможно определить фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета, а закон или иные правовые акты не содержат порядка определения такого количества в отсутствие данных учета. Это правило направлено на защиту публичных интересов, обеспечиваемых государственным регулированием тарифов.

Определение объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды по показаниям коллективных приборов учета

В «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2016)»; утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016 года приведен ответ на следующий вопрос (извлечение):

Вопрос 3. Вправе ли ресурсоснабжающие организации использовать для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды показания коллективных приборов учета, самостоятельно установленных ими в ветхих и аварийных объектах?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

…Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.

Право на взыскание с исполнителя коммунальных услуг стоимости коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом в отсутствие у исполнителя письменного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения), принадлежит ресурсоснабжающей, а не сетевой организации.

В п. 17 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2016)»; утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016 года, содержатся следующие разъяснения (извлечение):

Поскольку ответственность за бездоговорное потребление гражданами коммунальных ресурсов жилищным законодательством не установлена, п. 84 Основных положений N 442, предусматривающий право сетевой организации взыскать с абонента, у которого отсутствует письменный договор с энергоснабжающей организацией, стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в объеме, определяемом исходя из величины допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного провода (кабеля), не подлежит применению к отношениям между управляющей организацией и сетевой организацией, как противоречащий ЖК РФ, и принятым в соответствии с ним правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.

Из изложенного следует, что сетевая организация не вправе взыскивать с исполнителя коммунальных услуг стоимость соответствующего коммунального ресурса.

Право на взыскание с исполнителя коммунальных услуг стоимости коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом в отсутствие у исполнителя письменного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения), принадлежит ресурсоснабжающей организации.

Статья 544 ГК РФ. Оплата энергии (действующая редакция)

1. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

2. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 544 ГК РФ

1. Для расчета размера оплаты за количество энергии применяются два основных показателя:

— показатель, характеризующий фактически принятое абонентом количество энергии, который может рассчитываться самостоятельно энергоснабжающей организацией;

— показатель принятой энергии, содержащийся в приборах учета энергии.

Рассчитывается размер платы за энергию в соответствии с федеральным законодательством. Так, согласно Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, расчеты за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения осуществляются с учетом того, что:

— стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

— стоимость электрической энергии (мощности) по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), сбытовую надбавку, стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и не включает стоимость услуг по передаче электрической энергии.

В свою очередь, согласно Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по определенному тарифу за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:

— 35% плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемых в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца и 50% плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца;

— оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.

2. Применимое законодательство:

— Указ Президента РФ от 28.12.1996 N 1782;

— Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808;

— Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442;

— Постановление Правительства РФ от 04.04.2000 N 294;

— Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

3. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 11.01.2010 N ВАС-17072/08;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16;

— Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.10.2014 N Ф04-9315/14 по делу N А70-10164/2013;

— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.10.2014 N Ф09-5457/14 по делу N А60-47354/2013;

— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.10.2014 N Ф09-6514/14 по делу N А50-23567/2013;

— Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.10.2014 N Ф10-3638/14 по делу N А35-7556/2011;

— Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.10.2014 N Ф07-7758/14 по делу N А66-1446/2014;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.10.2014 N Ф05-11909/14 по делу N А40-124097/2013;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 N 18АП-572/2009;

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.07.2003 N Ф04/3517-648/А70-2003;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.01.2002 N А33-10214/99-С1-Ф02-3344/01-С2.

Гражданский кодекс РК (Особенная часть)
Статья 544. Форма договора имущественного найма

1. Договор имущественного найма на срок более одного года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.

2. Исключен Законом РК от 25.03.2011 № 421-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

3. Договор имущественного найма между гражданами на срок до одного года включительно может быть заключен в устной форме.

4. Договор имущественного найма, предусматривающий переход в последующем права собственности на имущество к нанимателю, заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества.

Сноска. Статья 544 с изменениями, внесенными Законом РК от 25.03.2011 № 421-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Еще по теме:

  • Норма рабочего времени в августе 2018 года Производственный календарь, нормы рабочего дня, праздничные и выходные дни в Украине на 2018 год «1С:Підприємство» — лучший помощник для бухгалтера и руководителя Статья: Инструкция по […]
  • Статья увольнение по соглашению сторон украина Увольнение по собственному желанию или по соглашению сторон: преимущества и отличия Наверное, многие из наших читателей сталкивались с проблемами увольнения. Когда встает вопрос об […]
  • Мировой суд раменское московской области Судебный участок мирового судьи №215 (Раменский суд) Мировой судья Бехтева Елена Михайловна Руководитель аппарата Пугачева Татьяна Викторовна Секретарь суда Чурилова Наталья Петровна […]
  • Каким числом уволить работника по решению суда Восстановление работника на работе по решению суда Если суд принял решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, то оно должно быть немедленно исполнено […]
  • Как делится имущество по завещанию при разводе Квартира по завещанию при расторжении брака Здравствуйте!У моего брата такая ситуация.Он получил квартиру по завещанию находившийся в браке.У него один ребенок.Ребенок еще не стоит на […]
  • Тк рф рабочее время педагогических работников Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников СТ 333 ТК РФ. Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более […]