Фз 273 статья 60

Оглавление:

Фз 273 статья 60

В соответствии с ч. 1 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ к документам об образовании и (или) о квалификации относятся три вида документов:

1) документы об образовании;

2) документы об образовании и о квалификации;

3) документы о квалификации.

Диплом о профессиональной переподготовке является документом о квалификации, который подтверждает присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (ч. 10 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).

При этом выдача документов образца, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки России), предусмотрено только для лиц, успешно прошедших государственную итоговую аттестацию (ч. 4 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 59 Закона, государственной итоговой аттестацией является итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных (не дополнительных) образовательных программ. В соответствии со ч. 14 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации, но не документы о квалификации.

Таким образом, новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает выдачу по результатам освоения программ профессиональной подготовки документа о квалификации (а не документа об образовании и о квалификации). Установление Минобрануки России образца документа о квалификации Законом не предусматривается. А лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по программам профессиональной подготовки, выдаются дипломы о профессиональной подготовке, образец которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (ч. 3 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).

Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении

Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы, определяющие вопросы, касающиеся документов об образовании, регламентировала ст. 27 Закона N 3266-1, а в части высшего профессионального образования — ст. 7 Закона N 125-ФЗ.

Однако в рамках комментируемой статьи данные вопросы значительно систематизированы и отражают современный нормотворческий опыт и перспективы развития образовательного законодательства в этой части.

Однако, как следует из названия статьи, речь идет как о документах, подтверждающих образование или квалификацию, так и подтверждающих завершение обучение по конкретной образовательной программе, что значительным образом расширяет представление об образовательных документах.

В статье перечислены конкретные документы, подтверждающие соответствующий образовательный уровень.

Существенным уточнением является то, что документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. При этом конкретно дается название документов, подтверждающих завершение обучения по определенной образовательной программе.

Исходя из особого, автономного статуса МГУ и СПбГУ, указанным образовательным организациям представляется право самостоятельно определять образцы документов об образовании, выдаваемых лицам, успешно выдержавшим итоговую государственную аттестацию.

Кроме того, в статье отдельно дается классификация и характеристика документов, подтверждающих освоение определенной образовательной программы (в частности, общего образования, профессионального образования соответствующего уровня, повышения квалификации и т.п.).

В качестве документа, подтверждающего факт обучения лиц в образовательной организации, не прошедших итоговой аттестации или получивших на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лиц, освоивших часть образовательной программы, является справка соответствующего образца. Образец справки определяется образовательной организацией самостоятельно.

Если образовательной программой не предусмотрено проведение итоговой аттестации, образовательная организация вправе выдавать документы об обучении по форме и в порядке, определенным данной организацией.

Важная гарантия получения документов об образовании содержится для лиц, с ограниченными возможностями (умственно отсталыми), которые не имеют основного общего и среднего общего образования, и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам. Таким лицам выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются Минобрнауки РФ.

Еще одной важной гарантией для обучающихся, успешно освоивших соответствующие образовательные программы, является право получить соответствующие документы об образовании бесплатно.

Комментарий к Ст. 60 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы, определяющие вопросы, касающиеся документов об образовании, регламентировала ст. 27 Закона N 3266-1, а в части высшего профессионального образования — ст. 7 Закона N 125-ФЗ.

Однако в рамках комментируемой статьи данные вопросы значительно систематизированы и отражают современный нормотворческий опыт и перспективы развития образовательного законодательства в этой части.

Однако, как следует из названия статьи, речь идет как о документах, подтверждающих образование или квалификацию, так и подтверждающих завершение обучение по конкретной образовательной программе, что значительным образом расширяет представление об образовательных документах.

В статье перечислены конкретные документы, подтверждающие соответствующий образовательный уровень.

Существенным уточнением является то, что документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. При этом конкретно дается название документов, подтверждающих завершение обучения по определенной образовательной программе.

Исходя из особого, автономного статуса МГУ и СПбГУ, указанным образовательным организациям представляется право самостоятельно определять образцы документов об образовании, выдаваемых лицам, успешно выдержавшим итоговую государственную аттестацию.

Кроме того, в статье отдельно дается классификация и характеристика документов, подтверждающих освоение определенной образовательной программы (в частности, общего образования, профессионального образования соответствующего уровня, повышения квалификации и т.п.).

В качестве документа, подтверждающего факт обучения лиц в образовательной организации, не прошедших итоговой аттестации или получивших на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лиц, освоивших часть образовательной программы, является справка соответствующего образца. Образец справки определяется образовательной организацией самостоятельно.

Если образовательной программой не предусмотрено проведение итоговой аттестации, образовательная организация вправе выдавать документы об обучении по форме и в порядке, определенным данной организацией.

Важная гарантия получения документов об образовании содержится для лиц, с ограниченными возможностями (умственно отсталыми), которые не имеют основного общего и среднего общего образования, и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам. Таким лицам выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются Минобрнауки РФ.

Еще одной важной гарантией для обучающихся, успешно освоивших соответствующие образовательные программы, является право получить соответствующие документы об образовании бесплатно.

Статья 60. Закона РФ Об образовании в Российской Федерации
Документы об образовании и(или) о квалификации. Документы обобучении

1. В Российской Федерации выдаются:

1)документы об образовании и (или) о квалификации, к которымотносятсядокументы об образовании, документы об образовании и оквалификации,документы о квалификации;

2) документы об обучении, к которымотносятся свидетельство обобучении, свидетельство об освоении дополнительныхпредпрофессиональныхпрограмм в области искусств, иные документы,выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями,осуществляющимиобразовательную деятельность.

2. Документы об образовании и (или) оквалификации оформляютсяна государственном языке Российской Федерации, если иное неустановлено настоящим Федеральным законом, Законом РоссийскойФедерации от 25 октября 1991 года N 1807-I «О языках народовРоссийской Федерации», и заверяются печатями организаций,осуществляющих образовательную деятельность. Документы обобразованиии (или) о квалификации могут быть также оформлены наиностранном языке в порядке, установленном организациями,осуществляющимиобразовательную деятельность.

3. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаютсядокументыоб образовании и (или) о квалификации, образцы которыхсамостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющимиобразовательнуюдеятельность.

4. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговуюаттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящимФедеральным законом, документы об образовании и документы обобразовании и о квалификации. Образцы таких документов обобразовании, документов об образовании и о квалификации (заисключением образцов дипломов об окончании ординатуры илиассистентуры-стажировки)и приложений к ним, описание указанныхдокументов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачиуказанныхдокументов и их дубликатов устанавливаются федеральныморганомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственнойполитики и нормативно-правовому регулированию всфере образования. Образец диплома об окончании ординатуры,описаниеуказанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачиуказанногодиплома и его дубликатов устанавливаются федеральныморганомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственнойполитики и нормативно-правовому регулированию всфере здравоохранения. Образец диплома об окончанииассистентуры-стажировки, описание указанного диплома, порядокзаполнения,учета и выдачи указанного диплома и его дубликатовустанавливаются федеральным органом исполнительной власти,осуществляющимфункции по выработке государственной политики инормативно-правовомурегулированию в сфере культуры.

5. По решению коллегиального органауправления образовательнойорганизации,а также в случаях, предусмотренных Федеральным закономот 10 ноября 2009 года N 259-ФЗ «О Московском государственномуниверситете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургскомгосударственном университете», лицам, успешно прошедшимгосударственную итоговую аттестацию, выдаются документы обобразовании и о квалификации, образцы которых самостоятельноустанавливаютсяобразовательными организациями.

6. Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешнопрошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждаетполучениеобщего образования следующего уровня:

1) основное общее образование (подтверждается аттестатом обосновномобщем образовании);

2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом осреднемобщем образовании).

7. Документ об образовании и оквалификации, выдаваемый лицам,успешнопрошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждаетполучение профессионального образования следующих уровня иквалификации по профессии, специальности или направлениюподготовки,относящимся к соответствующему уровню профессиональногообразования:

1) среднее профессиональное образование (подтверждаетсядипломомо среднем профессиональном образовании);

2) высшее образование — бакалавриат (подтверждается дипломомбакалавра);

3) высшее образование — специалитет (подтверждается дипломомспециалиста);

4) высшее образование — магистратура(подтверждается дипломоммагистра);

5) высшее образование — подготовка кадроввысшей квалификации,осуществляемая по результатам освоения программ подготовкинаучно-педагогическихкадров в аспирантуре (адъюнктуре), программординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом обокончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры,ассистентуры-стажировки).

8. Уровень профессионального образования и квалификация,указываемые в документах об образовании и о квалификации,выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговуюаттестацию, дают их обладателям право заниматься определеннойпрофессиональнойдеятельностью, в том числе занимать должности, длякоторых в установленном законодательством Российской Федерациипорядке определены обязательные требования к уровнюпрофессиональногообразования и (или) квалификации, если иное неустановленофедеральными законами.

9. Лицам, освоившим программы подготовкинаучно-педагогическихкадровв аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленномзаконодательством Российской Федерации порядкенаучно-квалификационнуюработу (диссертацию) на соискание ученойстепеникандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наукпосоответствующей специальности научных работников и выдаетсядипломкандидата наук.

10. Документ о квалификации подтверждает:

1) повышение или присвоение квалификации по результатамдополнительного профессионального образования (подтверждаетсяудостоверением о повышении квалификации или дипломом опрофессиональнойпереподготовке);

2) присвоение разряда или класса, категории по результатампрофессионального обучения (подтверждается свидетельством опрофессиирабочего, должности служащего).

11. Квалификация, указываемая в документео квалификации, даетего обладателю право заниматься определенной профессиональнойдеятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, длякоторых в установленном законодательством Российской Федерациипорядкеопределены обязательные требования к наличию квалификациипорезультатам дополнительного профессионального образования илипрофессионального обучения, если иное не установленозаконодательствомРоссийской Федерации.

12. Лицам, не прошедшим итоговойаттестации или получившим наитоговойаттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам,освоившимчасть образовательной программы и (или) отчисленным изорганизации,осуществляющей образовательную деятельность, выдаетсясправка об обучении или о периоде обучения по образцу,самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющейобразовательнуюдеятельность.

13. Лицам с ограниченными возможностямиздоровья (с различнымиформамиумственной отсталости), не имеющим основного общего исреднего общего образования и обучавшимся по адаптированнымосновнымобщеобразовательным программам, выдается свидетельство обобучении по образцу и в порядке, которые устанавливаютсяфедеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим функциипо выработке государственной политики и нормативно-правовомурегулированиюв сфере образования.

14. Лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональныепрограммы в области искусств и успешно прошедшим итоговуюаттестацию,выдается свидетельство об освоении этих программ пообразцуи в порядке, которые устанавливаются федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственнойполитики и нормативно-правовому регулированию всферекультуры.

15. Организации, осуществляющиеобразовательную деятельность,вправевыдавать лицам, освоившим образовательные программы, покоторымне предусмотрено проведение итоговой аттестации, документыобобучении по образцу и в порядке, которые установлены этимиорганизациямисамостоятельно.

16. За выдачу документов об образовании и (или) оквалификации, документов об обучении и дубликатов указанныхдокументовплата не взимается.

Фз 273 статья 60

Комментарий к статье 60

Статья 60 Закона № 273-ФЗ регламентирует формы и порядок выдачи документов, подтверждающих освоение лицом определенной образовательной программы. К документам об образовании относятся:

1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся:

а) документы об образовании;

б) документы об образовании и о квалификации;

в) документы о квалификации;

2) документы об обучении, к которым относятся:

а) свидетельство об обучении;

б) свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств;

в) иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Образцы и описания документов об образовании и (или) квалификации, а также порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются и утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации (в сфере дополнительного образования – ведомственными органами исполнительной власти – Министерством культуры Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и т. д. В настоящее время формы документов об образовании утверждены следующими нормативными актами:

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.07.2013 № 531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему»[1];

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.08.2013 № 989 «Об утверждении образцов и описаний аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложений к ним»[2];

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 № 1186 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов»[3];

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.02.2014 № 112 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов»[4];

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.05.2000 № 1509 «Об утверждении Инструкции о выдаче документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации и академической справки (справки об обучении в образовательном учреждении)»[5];

— Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.09.2013 № 634н «Об утверждении образца диплома об окончании ординатуры, описания диплома об окончании ординатуры, порядка заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов»[6];

— Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 19.08.2013 № 1191 «Об утверждении образца и описания диплома об окончании ассистентуры-стажировки и приложения к нему»[7];

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2013 № 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним»[8] и др.

В соответствии с ч. 5 ст. 60 Закона № 273-ФЗ по решению коллегиального органа управления образовательной организации, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»[9], лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.

В соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2014 № АК-213/05О «О заполнении бланков дипломов»[10] даются указания по выдаче дипломов новых образцов. Бланки дипломов образца (формы), установленного утратившими силу нормативными правовыми актами, с 1 января 2014 г. признаны утратившими силу и подлежат списанию в установленном порядке. В связи с указанным выпускникам, окончившим образовательные организации после 1 января 2014 г., могут выдаваться документы об образовании на бланках, утвержденных после принятия Закона № 273-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 60 Закона № 273-ФЗ документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено Законом № 273-ФЗ, Законом Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-I «О языках народов Российской Федерации»[11], и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Распространенной трудностью при оформлении документов об образовании после вступления в силу Закона № 273-ФЗ являлось использование печати с изображением государственного герба государственными и муниципальными образовательными организациями.

Закон № 273-ФЗ, в отличие от утратившего силу Закона Российской Федерации «Об образовании», не содержит положений об официальном использовании Государственного герба Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»[12] допускает помещение Государственного герба Российской Федерации на печатях государственных организаций либо на печатях организаций, наделенных государственно-властными полномочиями (ст. 4). Муниципальные образовательные организации в этот перечень не входят.

Нарушение порядка официального использования Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации или Государственного гимна Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей (ст. 17.10 КоАП РФ).

Согласно ч. 6 и 7 ст. 60 Закона № 273-ФЗ документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подразделяются в зависимости от уровня образования на:

а) подтверждающие получение основного общего образования – аттестат об основном общем образовании;

б) подтверждающие получение среднего общего образования – аттестат о среднем общем образовании;

в) подтверждающие получение среднего профессионального образования – диплом о среднем профессиональном образовании;

г) подтверждающие получение высшего образования – бакалавриат – диплом бакалавра;

д) подтверждающие получение высшего образования – специалитет – диплом специалиста;

е) подтверждающие получение высшего образования – магистратура – дипломом магистра;

ж) подтверждающие получение высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки, – диплом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки.

В соответствии с ч. 8 ст. 60 Закона № 273-ФЗ уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации.

Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук.

Документ о квалификации выдается лицам, прошедшим курсы повышения квалификации или дополнительное профессиональное образование, по завершении которого присваивается квалификация. Повышение квалификации подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. По результатам профессионального обучения присваивается разряд или класс и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

Согласно ч. 11 ст. 60 Закона № 273-ФЗ квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения.

В некоторых случаях повышение квалификации предусмотрено нормативными актами для определенных категорий граждан. Так, п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»[13] предусмотрено прохождение гражданским служащим обучения по образовательной программе в случае:

а) назначения гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;

б) включения гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе;

в) решения аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы;

г) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы.

В соответствии с п. 4 данного Указа профессиональная переподготовка гражданского служащего осуществляется с учетом профиля его образования, а также в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности.

По результатам профессиональной переподготовки гражданскому служащему может быть присвоена дополнительная квалификация. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих.

Согласно ч. 12 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Таким образом, обучающимся, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего образования и отчисляемым из образовательной организации по различным основаниям, должна быть выдана справка об обучении, образец которой устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации.

Образец (форма) академической справки, действующей для обучающихся образовательных организаций высшего образования, установленный постановлением Госкомвуза России от 30.11.1994 № 9[14], не используется с 1 сентября 2013 года как противоречащий Закону № 273-ФЗ, а сам указанный приказ Госкомвуза России утрачивает силу с 1 января 2014 г. в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2013 № 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним»[15].

Согласно ч. 13 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»[16].

Фактически статус данного свидетельства об обучении соответствует статусу свидетельств об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и свидетельств об окончании специального (коррекционного) класса образовательного учреждения.

Лица, получившие такие свидетельства об обучении, юридически не могут быть отнесены к лицам, имеющим соответствующий уровень общего образования, а, следовательно, не могут поступать для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования.

Между тем, согласно ч. 9 ст. 79 Закона № 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с различными формами умственной отсталости, не имеющими основного общего или среднего общего образования. Требования наличия основного общего или среднего общего образования при приеме на программы профессионального обучения Законом № 273-ФЗ не устанавливается.

В соответствии с ч. 14 ст. 60 Закона № 273-ФЗ для лиц, освоивших дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств (музыка, актерское мастерство, изобразительное искусство, скульптура и пр.) выдается свидетельство об освоении этих программ. Свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ выдается при условии успешного прохождения итоговой аттестации. Форма такого свидетельства утверждена Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 10.07.2013 № 975 «Об утверждении формы свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств»[17].

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно. С другой стороны, такие организации могут вовсе не выдавать документы по завершении обучающимися освоения образовательной программы.

Такие документы, как правило, подтверждают факт участия лица в подготовительных курсах, краткосрочных мероприятиях, курсах по обучению непрофессиональным видам деятельности (ремеслам).

На практике вопрос о статусе таких сертификатов часто связан с вопросами прохождения педагогическими работниками аттестации. Отметим, что набор сертификатов, предъявляемый работником свидетельствует лишь о его профессиональной активности по самосовершенствованию, но не может иметь статус документов о квалификации, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.

В ч. 16 ст. 60 Закона № 273-ФЗ устанавливается принцип бесплатности документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов. За выдачу данных документов плата не взимается.

Порядок выдачи дубликатов документов об образовании устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации.

Так, например, в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 04.07.2013 № 531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему» утверждены новые образцы диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к ним. При этом старые формы, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.08.2009 № 315 «Об утверждении форм документов государственного образца о среднем профессиональном образовании и технических требований к ним», утрачивает силу с 1 января 2014 г. (п. 2 указанного приказа). До 1 января 2014 года дубликаты соответствующих дипломов и приложений к ним оформлялись в соответствии со старыми формами.

[1] Российская газета. № 193. 30.08.2013.

[2] Российская газета. № 243. 29.10.2013 (прил. 1, 2, 4, 5 не приводятся).

[3] Российская газета. № 279. 11.12.2013.

[4] Российская газета. № 62. 19.03.2014.

[5] Российская газета. № 126. 30.06.2000.

[6] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 50. 16.12.2013 (прил. 1 к Приказу не приводится).

[7] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 48. 02.12.2013 (прил. 1, 2 не приводятся).

[8] Российская газета. № 227. 09.12.2013.

[9] Собрание законодательства РФ. 2009. № 46. Ст. 5418.

[10] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[11] Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

[12] Собрание законодательства РФ. 2000. № 52 (Часть I). Ст. 5021.

[13] Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 203.

[14] Российские вести. № 127. 11.07.1996.

[15] Российская газета. № 277. 09.12.2013.

[16] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 50. 16.12.2013 (прил. 1 к Приказу не приводится).

[17] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 41. 14.10.2013.

Автор — Янкевич Семён Васильевич,
канд. юрид. наук, младший научный сотрудник
Федерального центра образовательного законодательства
[email protected]

Комментарий по состоянию на 01.06.2016

Печать школы содержит полное наименование школы, а также надпись «Для документов». Специалист по кадровой работе учредителя образовательной организации говорит, что такая надпись делает печать недействительной. Так ли это?

Данная проблема не столько формально-юридическая, сколько связана с обычаями делового оборота. В законодательстве Российской Федерации содержится норма, устанавливающая, что у некоммерческой организации должна быть печать (в единственном числе, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Описание печати содержится в уставе организации, существуют требования к печати, для некоммерческой организации этим требованием является полное наименование организации на русском языке (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Вместе с тем, законодательство не запрещает организации иметь и другие печати. На практике их называют специальными или дополнительными. Это печати с надписями, например, «для документов», «бухгалтерия» и т. д. Судебная практика в спорных вопросах приравнивает оттиски дополнительных печатей к основным (например, такая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 ноября 2010 г. по делу № А70-4089/2010).

В данном случаеосновная печать своим видом напоминает дополнительную, что ввело в заблуждение специалиста по кадровой работе учредителя образовательной организации. Необходимо отметить, что использование печатей внешним видом напоминающих дополнительные, не противоречит законодательству Российской Федерации, однако, велика вероятность, что такая печать может вызывать сомнения, в том числе, в подлинности самого документа об образовании.

В дипломе о среднем профессиональном образовании по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих квалификационный разряд по полученной профессии указывается или нет?

Порядком заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов, утвержденным Приказом Министерства образования.

Какой порядок выдачи дубликатов дипломов о среднем профессиональном образовании, полученных до принятия Федерального закона № 273-ФЗ? Имеет ли образовательная организация право требовать плату с выпускников за выдачу дубликата диплома?

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 4 июля 2013 г. № 531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном.

Обязана ли профессиональная образовательная организация выдавать выпускникам по образовательной программе среднего профессионального образования, реализуемой на базе основного общего образования, с одновременным получением среднего общего образования, вм

В соответствии с частью 3 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется.

Какой код профессии следует указывать в дипломе о среднем профессиональном образовании, выдаваемом обучающимся, принятым в 2012 году на обучение по программам начального профессионального образования и проходящим в этом учебном году государственную итогов

Согласно ч. 2 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, которые реализовывались.

Что считается итоговой, но не государственной, аттестацией обучающихся и по всем ли предметам учебного плана её нужно проводить?

Исходя из положений ст. 59 Федерального закона № 273-ФЗ под итоговой, но не государственной, аттестацией обучающихся следует понимать.

Можно ли оставить на повторное обучение учащегося с ограниченными возможностями здоровья по причине академической задолженности?

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или).

Каким образом оформляются дубликаты документов государственного образца о дополнительном профессиональном образовании, выданных до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в период действия свидетельства о государствен

В соответствии с прежним Законом РФ «Об образовании» (п. 2 ст. 27) документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации выдавались.

Какой документ выдается студентам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего образования и отчисляемым из образовательной организации высшего образования? Кем устанавливается образец такого документа?

Согласно ч. 12 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты.

Вправе ли учреждение повышения квалификации использовать бланки документов о квалификации, выпущенные до 1 сентября 2013 года?

Организации, реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы, вправе выдавать.

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий. Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2018, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2018. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Еще по теме:

  • Освобождение имущества от ареста и об исключении из описи Освобождение имущества от ареста и об исключении из описи Введите ваш e-mail: Иски об освобождении имущества из-под ареста Бюро переводов ТРАНСЛЕКС: точный юридический перевод и […]
  • Ликвидация ооо комиссия Ликвидация ооо комиссия К сожалению, во время финансового кризиса все большее количество предприятий вынуждено закрываться. Ликвидация – достаточно хлопотная процедура, сопровождаемая […]
  • Гражданский кодекс российской федерации гк рф часть 2 от Гражданский кодекс российской федерации гк рф часть 2 от ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с изменениями на 29 июля 2018 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2018 […]
  • Екатеринбург нет воды куда жаловаться Каждый день и через день отключают ВСЮ. воду.Куда жаловаться? На подъезде висит обьява,что меняют в подвале трубы,и будет это длиться все до 31 марта.Но там написано что будут отключать […]
  • Покупка квартиры материнский капитал на кого оформляется Материнский капитал: на кого оформляется квартира? На меня и мужа? Добрый день. Скажите пожалуйста, очень переживаю. Мы покупаем квартиру 1 к.к Цена квартиры 1280000, с материнского […]
  • Статья 24 44-фз Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. (Ч. 4 ст. 24 […]