Финансовая полиция закон рк

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 4 июля 2002 года №336-II

Об органах финансовой полиции Республики Казахстан

(В редакции Законов Республики Казахстан от 20.12.2004 г., 08.07.2005 г. №76-III ЗРК, 15.05.2007 г. №253-III ЗРК, 22.05.2007 г. №255-III ЗРК, 28.08.2009 г. №192-IV ЗPK, 19.03.2010 г. №258-IV ЗРК, 06.01.2011 г. №379-IV ЗРК, 10.01.2011 г. №383-IV ЗРК, 05.07.2011 г. №452-IV ЗРК, 13.02.2012 г. №553-IV ЗРК, 27.04.2012 г. №15-V ЗРК, 03.07.2013 г. №121-V ЗРК, 07.03.2014 г. №177-V ЗРК, 10.06.2014 г. №206-V ЗРК)

Настоящий Закон определяет правовой статус, задачи, принципы организации и деятельности, полномочия органов финансовой полиции, а также систему органов финансовой полиции Республики Казахстан.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Органы финансовой полиции Республики Казахстан

Органы финансовой полиции Республики Казахстан (далее — органы финансовой полиции) являются правоохранительным органом, осуществляющим деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности, борьбы с коррупцией путем проведения оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания, административного производства в пределах их полномочий, установленных законом.

(Статья 1 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13.02.2012 г. №553-IV ЗРК)

Статья 2. Задачи органов финансовой полиции

Задачами органов финансовой полиции являются:

1) обеспечение в пределах полномочий экономической безопасности государства, законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, общества и государства;

2) предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование экономических, финансовых и коррупционных преступлений и правонарушений;

3) участие в разработке и реализации государственной и правовой политики в области борьбы с коррупцией и преступностью в сфере экономики;

4) осуществление международного сотрудничества по вопросам, отнесенным к ведению органов финансовой полиции.

Статья 3. Правовая основа деятельности органов финансовой полиции

Правовую основу деятельности органов финансовой полиции составляют Конституция Республики Казахстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Законопроект о финансовой полиции передан в Кабмин

17.01.2017 11:01

Министерство финансов подало на рассмотрение Правительства проект Закона о создании финансовой полиции. В ведомстве надеются на скорейшее согласование разработанного документа Правительством и Верховной Радой.

Об этом изданию «Закон и Бизнес» сообщила пресс-служба Минфина.

«Сегодня Минфин подал на рассмотрение Кабинета Министров законопроект о создании финансовой полиции — аналитической службы расследований, а не карательного органа. Как и было обещано, процесс запущен и все необходимые шаги осуществляются. Сейчас самое важное — это как можно скорее принять законопроект в КМУ и в Парламенте», — говорится в сообщении.

Как ранее заявлял министр финансов Александр Данилюк, в законопроекте о создании финансовой полиции планируют установить квоту на представителей силового блока и ограничить штат 2500 сотрудниками, что в шесть раз меньше действующей численности налоговой милиции.

Скорейшее принятие Закона и создание финансовой полиции разрешит правовую коллизию, которая произошла из-за ошибки в тексте закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине», который вступил в силу с 1 января и де-юре оставил налоговую милицию вне закона.

Какой будет финансовая полиция в Украине

Верховной Раде предстоит выбрать из нескольких принципиально разных вариантов

Сегодня Верховная Рада в первый раз может рассмотреть вопрос о создании финансовой полиции, или Национального бюро финансовой безопасности. Этот вопрос стоял в парламентской повестке дня 7 июня, но на него депутатам не хватило времени. Впрочем, если учесть, что закон о финансовой полиции ждал своего часа 10 лет – один день задержки роли уже не играет.

Десять лет раздумий

Идея финансовой полиции для Украины не нова. Создание органа досудебного расследования налоговых, таможенных и других финансовых преступлений было задумано еще 10 лет назад, когда страна огласила курс на Европу и вступление в НАТО. Собственно, как и создание Антикоррупционного суда. Подобные органы – норма не только для Европы, но для большинства цивилизованных стран.

Тогда, в 2008 году, решили реформировать систему органов уголовной юстиции, создав отдельно национальную, финансовую и военную полицию, а также следственный отдел СБУ и Антикоррупционный суд. Соответствующее решение Совета нацбезопасности было введено в действие указом президента 8 апреля 2008 года.

Реформой предусматривалось, что новый правоохранительный орган будет выделен из налоговой службы (сейчас – Государственная фискальная служба), переберет на себя полномочия всех ведомств, занимающихся финансовыми преступлениями (Нацполиции, СБУ и др.), и будет подчиняться Министерству финансов.

Первая попытка создать финансовую полицию была предпринята еще до Майдана, в 2012 году. Был разработан законопроект, который предусматривал создание финполиции на новых принципах, благодаря чему будет сведено до минимума общение добросовестных налогоплательщиков с проверяющими органами, сделан акцент на аналитической, а не карательной деятельности проверяющих – одним словом, были перечислены все те позитивы для бизнеса, о которых говорится и сейчас. Застопорилось все на вопросах подчинения финполиции: премьеру или президенту? В итоге до рассмотрения проекта так и не дошли.

В конце 2016 года о финансовой полиции вспомнили вновь. В марте 2016 года в Верховную Раду был подан проект закона «О финансовой полиции» (№4228), подготовленный группой депутатов из «Самопомощи», БПП, Радикальной партии и «Народного фронта». Но он ни разу не был вынесен на рассмотрение Верховной Рады. А в конце 2016 года Кабинет министров подал свой законопроект, который впервые попытался регламентировать деятельность будущей финансовой полиции. Он назывался «О внесении изменений в Налоговый кодекс (об улучшении инвестиционного климата в Украине)». И в этом документе название «финансовая полиция» не упоминается вообще, но ее создание запланировано на будущее. Некоторые эксперты полагали, что таким образом пытались затянуть создание финансовой полиции. Другие говорили, что это был «компромиссный вариант», который позволил хоть немного продвинуться в решении дискуссионного вопроса.

Кабминовский проект прошел парламент буквально за месяц и вступил в силу с 1 января 2017-го. При этом оказалось, что впопыхах ликвидировали и налоговую милицию. Как потом говорилось, «из-за технической ошибки». Которую, правда, решили не исправлять, а создать, наконец, новый орган финансовых расследований. «Стоит ли исправлять ошибку, опять легализуя репрессивную налоговую милицию? Очевидно, что нет. Нужно двигаться только вперед», – написал тогда на своей странице в Facebook новоназначенный глава Минфина Александр Данилюк (который был уволен вчера – в день, когда закон о финполиции впервые должен был рассматриваться парламентом).

В 2017-м в Верховную Раду поступило сразу 3 законопроекта о новой службе противодействия злоупотреблениям в сфере финансов. Правда, эта служба уже называлась не «финансовой полицией», а «Национальное бюро финансовой безопасности».

19 марта был подан в Раду проект Нины Южаниной – №8157. На следующий день, 20 марта, зарегистрирован одноименный законопроект группы депутатов «Самопомощи», БПП, «Народного фронта» и других – №8157-1. А 3 апреля появился третий законопроект – со старым названием («О правовых основах организации и деятельности финансовой полиции». Ему был присвоен номер 8157-2.

Законопроекты 8157 и 8157-1 планировалось рассмотреть в апреле, однако в парламенте не набралось голосов, даже чтобы включить их в повестку дня. Так что сейчас парламенту предстоит впервые высказаться по вопросу новой финансовой службы.

В чем разница между проектами

Одним из вопросов, который по-разному трактуется в проектах, стал, опять-таки, вопрос подчинения новой службы. В проекте Нины Южаниной декларируется «независимость Нацбюро финансовой безопасности от всех государственных институций», но подотчетность Верховной Раде и президенту. Назначение главы Нацбюро также возлагается на президента.

Оба альтернативных проекта предлагают подчинить Нацбюро финбезопасности (финполицию) Кабмину через Министерство финансов. Они акцентируют: среди полномочий гаранта отсутствует контроль над финансовым ведомством. А Конституция запрещает принимать законы, которые бы расширяли его полномочия.

Впрочем, вопросы национальной безопасности – как раз компетенция президента. А новый вариант названия структуры – Национальное бюро финансовой безопасности – как раз содержит слово «безопасность»

Авторы законопроектов 8157-1 и 8157-2 критикуют проект 8157 также за то, что он позволяет набирать в новую структуру «старых» налоговиков и таможенников. Еще – за то, что назначенный президентом глава НБФБ сможет занимать эту должность неопределенный срок. Кроме того, НБФБ частично перебирает на себя функции НАБУ, чем закладывает основы неэффективной работы этой структуры, считают авторы альтернативных законопроектов. Есть у них и целый ряд других замечаний.

Основные положения законопроекта 8157 приведены в таблице.

Фото со страницы НБФБ в Facebook.

За основу разработки обоих альтернативных проектов был взят «старый» законопроект от 2016 года. Тексты проектов 8157-1 и 8157-2 совпадают процентов на 80, но 8157-2 является как будто дополненным и конкретизированным вариантом 8157-1.

Есть и более серьезные отличия. Например, проект 8157-1 предлагает установить предельную численность личного состава НБФБ в 3000 человек, а 8157-2 – в 1500 человек. При этом в обоих проектах есть ремарка, что «предельная численность личного состава может изменяться, в зависимости от уровня преступности», и увеличиваться по решению Кабмина.

По-разному альтернативные законопроекты предлагают формировать состав конкурсной комиссии по отбору кандидатов на руководящие должности НБФБ/финполиции. В проекте 8157-1 предлагается такой состав: 3 кандидата от общественного совета при НБФБ и по одному члену от комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности, от комитета ВР по налоговой политике, от министра финансов, от Нацагентства по вопросам госслужбы, от съезда адвокатов, от Всеукраинской конференции работников прокуратуры.

В проекте 8157-2 комиссия состоит из 3 представителей общественного совета при финансовой полиции, 3 представителей Кабмина и 3 представителей международных организаций, которых, впрочем, тоже назначет министр финансов: от Комитета экспертов Совета Европы по оценке средств борьбы с отмыванием денег (MONEYVAL), от Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) и Группы по разработке фин6ансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).

В первом варианте комиссия считается работоспособной при назначении 6 человек, во втором – 7. В обоих вариантах руководитель избирается на 5 лет и не может занимать эту должность более двух сроков подряд.

Какую финансовую полицию выберут для Украины народные депутаты – покажет обсуждение законопроектов и голосование.

Когда в Украине заработает финансовая полиция

Судьба налоговой милиции все еще не решена. Несмотря на то что Верховная Рада в декабре 2016 года, принимая поправки к Налоговому Кодексу, отправила налоговую милицию в отставку (пусть и досрочно), парламентский Комитет по налогам и таможенной политике выступает за возврат этой структуре ее полномочий. Представители комитета инициировали изменения в НКУ (законопроект №0940), согласно которым легитимность налоговой милиции должна быть восстановлена.

По словам главы профильного комитета Нины Южаниной, решение комитета не означает поддержку налоговой милиции в ее нынешнем виде. Но при этом Южанина выражает сомнения, что вопрос о создании финансовой полиции, которая заменит налоговую милицию, будет решен в ближайшем будущем. Соответственно, необходимо заполнить образовавшийся “вакуум“, чтобы не допустить массовых злоупотреблений со стороны недобросовестных налогоплательщиков.

Министр финансов Александр Данилюк со своей стороны продолжает жестко критиковать представителей комитета, считая, что они способствуют сохранению коррупции в стенах Государственной фискальной службы.

“И если парламент поддержит изменения (законопроект №0940 – прим. ред.), структура, которая годами “кошмарила“ бизнес, будет снова легитимизована“, – уверен Данилюк. При этом глава Минфина заверил, что законопроект о создании финансовой полиции, поддержанный бизнес-ассоциациями и экспертами, уже готов к передаче на согласование Кабинету Министров. Хотя, напомним, что Данилюк давал аналогичное обещание еще в начале января. Но законопроект на рассмотрение правительства так и не попал.

“Создана рабочая группа по доработке законопроекта о финансовой полиции. Но ее работа движется вяло, и процесс затягивается. Поэтому новый закон когда-то, конечно, будет, но когда – неизвестно. К тому же, неясно, какими будут полномочия финполиции, кто вообще за что будет отвечать, какой будет ответственность за злоупотребления и нарушения. Все это пока что вопросы, на которые нет ответа“, – говорит Юлия Дроговоз, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей.

Тем временем налоговая милиция активизировалась, продолжает проверки, обыски, проводит неправомерные изъятия документации и оборудования (стр. 17). Правда, налогоплательщики оспаривают действия правоохранителей в судах. Но суды со своей стороны зачастую принимают сторону ГФС, ссылаясь на письмо Нины Южаниной, обнародованное в ответ на запрос фискальной службы.

В этом письме Южанина подтвердила законность существования налоговой милиции. Аналогичной позиции придерживается и глава налоговой милиции Сергей Билан, по мнению которого техническая ошибка парламента не повлияет на работу подведомственной ему структуры. Поэтому бизнесу не стоит питать никаких иллюзий: пока в Украине не будет создана финполиция, налоговые милиционеры продолжат ходить в “гости“, наплевав на любые запреты и предписания.

Мнения участников процесса

Нина Южанина, глава комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики:

Хотелось бы верить в скорую разработку законопроекта о финансовой полиции, но сложно. А время идет, и проблемы, касающиеся борьбы с уголовными правонарушениями в налоговой сфере, нужно решать сегодня. Именно поэтому комитетом по вопросам налоговой и таможенной политики на заседании 7 февраля 2017 года было принято решение исправить техническую неточность в отношении налоговой милиции и внести поправки в законопроект №0940.

Александр Данилюк, министр финансов Украины:

Этот репрессивный орган уже месяц находится вне закона. Состоялся ли за это время “разгул финансовой преступности“? Очевидно, что нет. Почему тогда такая спешка? Вчера (8 февраля – прим. ред.) на совещании под председательством премьер-министра была достигнута договоренность по доработке законопроекта Минфина о создании финансовой полиции в кратчайшие сроки. Законопроект уже публично поддержали основные бизнес-ассоциации и независимые эксперты.

Юлия Дроговоз, вице-президент УСПП:

Я бы не питала радужных иллюзий, что появление финполиции решит проблемы во взаимоотношениях с ГФС. Так как пока не изменится сама система ГФС, обеспечить нормальную работу финполиции невозможно. Риторика Южаниной основывается на том, что налоговая милиция необходима для избежания коллапса на тот период, пока будет формироваться новый орган. Но если вспомнить, как Минфин и ГФС боролись за право администрировать базы данных, в случае с финполицией разделение полномочий может вылиться в конфликт.

Что предусматривает альтернативный проект о Финансовой полиции

Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»

Со вступлением в силу 1 января 2017 г. Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата Украины» №1797-VIII из НК была исключена глава «Налоговая милиция». Следователи налоговой милиции были лишены каких-либо полномочий, в т. ч. на ведение досудебного следствия. Но хотя ее деятельность и не предусмотрена законом, налоговая милиция продолжает работать в составе ГФС и финансироваться из госбюджета. Например, проводить рейды по обнаружению фальсифицированной подакцизной продукции накануне пасхальных праздников.

И вот 3 апреля в Верховной Раде был зарегистрирован очередной проект, который предусматривает ликвидацию налоговой милиции. Это альтернативный проекту №8157 о Национальном бюро финансовой безопасности (авторства главы Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной) законопроект №8157-2 о правовых основах организации и деятельности Финансовой полиции. Среди его инициаторов — Татьяна Острикова, Роман Семенуха, Виктория Пташник и др. В основе этого законопроекта лежит законопроект №4228 «О финансовой полиции».

Как отмечают авторы, законом от 10.11.2015 о внесении изменений в УПК относительно выполнения рекомендаций ЕС по выполнению Украиной Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины об уточнении подследственности органов предварительного расследования Службу безопасности Украины лишили полномочий по расследованию преступлений в сфере хозяйственной деятельности. А в конце 2017 г. Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по обеспечению соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и других лиц правоохранительными органами при осуществлении досудебного расследования». Этот закон предусматривает, что судебное разбирательство и досудебное расследование автоматически фиксируются с помощью аудио- и видеозаписывающих средств, при проведении обысков обязательно должен присутствовать адвокат, а доказательства, полученные правоохранителями с нарушением этих норм, в суде будут признаны недопустимыми.

Критика проекта о НБФБ

Однако принятие вроде бы прогрессивных законов не способствовало улучшению бизнес-климата в стране и уменьшению неправомерного силового давления на предпринимателей. «СБУ и другие правоохранительные органы продолжают вмешиваться в работу субъектов предпринимательской деятельности и безосновательно блокировать их работу… Анализ действующего законодательства и практики свидетельствует, что функции по противодействию преступлениям в сфере финансов неоправданно рассеяны по разным ведомствам и часто дублируются. В частности, такими полномочиями наделены подразделения Национальной полиции (департамент защиты экономики), Службы безопасности Украины, налоговой милиции», — отмечают авторы законопроекта №8157-2.

Они раскритиковали проект «О Национальном бюро финансовой безопасности Украины». По их мнению, он расширяет полномочия Президента Украины в части назначения/увольнения руководителя НБФБ, что не предусмотрено действующей Конституцией и требует одновременного или заблаговременного внесения изменений в Основной Закон; не обеспечивает прозрачный и беспристрастный отбор кандидатов на должность руководителя НБФБ.

«Фактически выбран один из наиболее критикуемых способов отбора кандидата, при котором только политические силы определяют кандидатов в конкурсной комиссии по избранию руководителя органа, который будет расследовать уголовные производства в отношении всех ветвей власти. При этом ухудшается возможность избрания качественного состава конкурсной комиссии: закрывается возможность участия в конкурсной комиссии авторитетных зарубежных специалистов, допускается возможность быть членом комиссии государственному служащему, что создает конфликт интересов», — отмечают авторы.

Также законопроект Южаниной, по их мнению, не содержит фильтров, которые помешали бы попасть в новую службу непрофессиональным и коррумпированным сотрудникам правоохранительных органов. Кроме того, документ не решает основные запросы общества по снижению давления силовых структур на бизнес («маски-шоу стоп»), ведь предусматривает функционирование в пределах НБФБ подразделения физической защиты; создает конфликт интересов между НАБУ и НБФБ, а также с другими институтами и органами исполнительной власти и дублирует их функции, задачи и полномочия.

Именно так аргументируют авторы необходимость подать альтернативный законопроект, в котором следует урегулировать все спорные вопросы и создать предпосылки для надлежащего функционирования единого правоохранительного органа по расследованию преступлений в сфере публичных финансов.

По их словам, на сегодня оптимальной моделью является ликвидация налоговой милиции и создание финансовой полиции, деятельность которой направляется и координируется Кабмином через министра финансов Украины.

Какие преступления будет расследовать Финполиция

Законопроектом предлагается создать Финансовую полицию, которая будет осуществлять мероприятия по предотвращению, выявлению, пресечению, расследованию и раскрытию преступлений, отнесенных к ее подследственности. А это, согласно предлагаемым изменениям в ст. 216 УПК, нарушение порядка финансирования политической партии, предвыборной агитации (ст. 159-1); присвоение, растрата или завладение бюджетными средствами путем злоупотребления служебным положением (ст. 191-1); фиктивное предпринимательство (ст. 205); уклонение от уплаты налогов, сборов (ст. 212); уклонение от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ст. 2121); доведение банка до неплатежеспособности (ст. 2181); доведение до банкротства (ст. 219); нарушение порядка ведения базы данных о вкладчиках или порядка формирования отчетности (ст. 220-1); фальсификация финансовых документов и отчетности финансовой организации (ст. 220-2); мошенничество с финансовыми ресурсами (ст. 222); манипулирование на фондовом рынке (ст. 222-1); незаконная приватизация государственного, коммунального имущества (ст. 233); финансирование терроризма (ст. 258-5).

Кроме того, если в ходе расследования вышеуказанных преступлений будут установлены другие связанные преступления (указан конкретный перечень), Финансовая полиция сможет их также расследовать, кроме случаев, когда эти преступления отнесены к подследственности НАБУ.

Систему Финансовой полиции будут составлять центральный аппарат и до 7 территориальных управлений (ч. 1 и 3 ст. 13 проекта). Установлено и максимальное количество работников — не более 1500 человек, для которых определен исчерпывающий перечень оснований для прекращения полномочий, их особая правовая и социальная защита, надлежащие условия оплаты труда.

Определена также процедура конкурсного отбора руководителя, его заместителей и других работников финансовой полиции конкурсной комиссией, в состав которой входят представители, делегированные из разных сфер.

Финансовая полиция будет иметь достаточные полномочия для эффективной работы — детективы будут осуществлять оперативно-розыскную деятельность, а также досудебное расследование преступлений. Кроме того, этот орган получит право прямого доступа к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и банкам данных, держателями (администраторами) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, а также достаточные финансовые и материально-технические ресурсы.

Ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что команда Президента Украины обнародовала свое видение создания органа для борьбы с финансовыми преступлениями, взамен налоговой милиции и всевозможных экономических подразделений силовых структур.

Финансовая полиция в Украине: как это будет работать и чем будет отличаться от предшественников

Украинские парламентарии «из-за технической ошибки» ликвидировали налоговую милицию. Это подразделение в Украине заменит обновленная финансовая полиция. Что это за орган, как он будет влиять на бизнес и когда заработает – узнавали журналисты сайта «24».

Закон «Про Финансовую полицию» президент Украины подписал еще в конце 2016 года. «За» законопроект №5368 проголосовали 240 народных депутатов.

Как отметил в комментарии сайту «24» Юрий Федчишин, эксперт по вопросам налоговой политики Института общественных исследований, этот закон является продолжением изменений в Налоговый кодекс проголосованных в декабре, в нем речь идет о создании финансовой полиции – нового правоохранительного органа, который призван расследовать все финансовые преступления , в том числе и налоговые, и заменить налоговую милицию и соответствующие подразделения по расследованию экономических преступлений МВД.

Однако финансовая полиция, в отличие от налоговой милиции, не будет иметь права применять силовые методы, использовать оружие и принудительно изымать документацию.

Однако, хоть и будет иметь новосозданный орган кое в чем меньше полномочий, чем его ликвидированный «предшественник», работать будет эффективнее, отмечают эксперты.

Что это будет за структура?

Это будет правоохранительный орган со значительно меньшим штатом, чем налоговая милиция. Правда, отмечает Федчишин, этот орган должен быть демилитаризован по сравнению с налоговой милицией и МВД.

Предполагается, что финансовая полиция будет координироваться Кабмином через министра финансов. В финполиции будут работать 2,5 тысячи сотрудников (для сравнения в налоговой милиции сейчас работает около 5,5 тысячи человек). Также новую структуру разделят на госслужащих и детективов, которые будут иметь спецзвания. Руководство полиции будет избираться на 5 лет, второй срок полномочий не предусмотрен. Сотрудников и детективов будут отбирать на конкурсной основе.

Новая служба будет иметь и обновленный кадровый состав. В частности, установлено ограничение, согласно которому в новой структуре может работать не более 25% от тех лиц, которые в течение года работал в ГФС, МВД или СБУ на должностях следователей или оперативников. И на целых 70% финансовая полиция будет состоять из новых сотрудников.

Какая зарплата?

Предполагается, что глава финансовой полиции будет получать около 64 тысяч гривен в месяц. Минимальная зарплата в финполиции составит 16 тысяч гривен. Кроме того, предусмотрена ежемесячная доплата за выслугу лет, за доступ к гостайне, знание иностранных языков.

Один реестр НДС вместо двух

Также в законе речь идет о создании единого реестра НДС, который, несомненно, должен быть полностью прозрачным. Главный эксперт группы Налоговой и бюджетной реформ РПР Владимир Дубровский в комментарии сайту «24» отметил: если раньше существовали два реестра НДС, что позволяло злоупотреблять с налогом на добавленную стоимость, то в новом Законе о внесении изменений в Налоговый кодекс по улучшению инвестиционного климата в Украине такую возможность ликвидировали.

Однако, по словам Федчишина, один реестр НДС вместо двух должен был быть введенным еще в прошлом году. Однако проблема была не только в количестве списков, говорит он, ведь даже внутри списка, в том формате как он публиковался, невозможно было отследить реальный прогресс заявок на возмещение. Это проблема, подчеркивает эксперт по вопросам налоговой политики, не решится автоматически даже с появлением одного списка. Сейчас законодательство более детально требует от ГФС порядка в ведении реестра на возмещение, главное, подчеркивает эксперт по вопросам налоговой политики, чтобы эта норма была выполнена без манипуляций.

Как будут выявлять «скрутки»?

Точечных изменений много. Они несут как усиление контроля так и облегчение для бизнеса. Весомое место занимает новая практика администрирования НДС, объясняет Федчишин. Так, вводится код УКТ ВЭД (код товаров по Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности) в налоговую накладную, что позволит автоматически выявлять все конвертационные центры, действующие по схеме скрутки (90% злоупотреблений с НДС). Соответствующие накладные будут блокироваться.

Специалист объясняет, как же действуют эти скрутки – одно предприятие имеет налоговый кредит и занимается продажей кирпича, другое предприятие нуждается в налоговом кредите и занимается закупкой и продажей музыкальных инструментов. Между обеими встает конвертцентр, который купит кирпич у одних, а продаст гитары другим. По новой системе, все товары и услуги будут классифицированы, поэтому эти схемы будут выявляться автоматически.

Впрочем, подводный камень в том, что систему могут настроить несовершенно и реальные конвертационные центры будут выявлять не автоматически, а настоящий бизнес почувствует необоснованное давление. Однако, несмотря на эти риски, отмечает Федчишин, любая проверка сможет «засечь» реальную ситуацию, ведь новый реквизит налоговой накладной в сочетании с СЕА НДС (системой электронного администрирования налога на добавленную стоимость) будет оставлять все сведения в базе данных.

По принципу патрульной полиции

В то же время финполиция будет иметь больший круг подследственных статей, по сравнению с тем, что сейчас имеет налоговая милиция, например, финансовая полиция сможет заниматься досудебным расследованием фактов, которые привели банк к банкротству, махинациями на фондовом рынке или незаконным использованием инсайдерской информации.

По словам Владимира Дубровского, принципиальное отличие созданного органа от налоговой заключаться в том, что это будет чисто аналитическая служба, которая не будет сочетать в себе сразу и следствие, и силовой захват или что-то подобное. Этим будут заниматься другие органы.

Возможно, финансовая полиция не будет столь оперативной, но в наших условиях, такая оперативность и сочетание многих функций в самой службе, имеет обратную сторону: такая служба легко коррумпируется, ее начинают использовать для рейдерства,
– говорит Дубровский.

Поэтому, добавляет он, лучший вариант, чтобы функции были разделены между различными ведомствами, как и предполагается. Не менее важно то, что финансовая полиция не будет подчиняться Государственной фискальные службе и будет создана по принципу НАБУ или патрульной полиции.

Почему налоговая милиция себя дискредитировала?

Налоговая милиция у предпринимателей ассоциируется с давлением. Это происходит по многим причинам, подчеркивает Федчишин, иногда это связано с «карательными» особенностями самого законодательства, а не реагировать налоговая милиция не имеет права.

В частности статья 212 Уголовного кодекса Украины не соответствует мировой практике, говорит эксперт. Ибо, по сути, у нас любое сомнение о неуплате налогов более установленной суммы является основанием для возбуждения уголовного дела. В то время как за рубежом большинство таких случаев являются административными проступками. По словам Федчишина, уголовная ответственность там зависит не от суммы неуплаченных налогов, а от характера совершенных действий, например, уголовным там двойная бухгалтерия, сокрытие операций, подделка документов и тому подобное. В Украине же криминализированно практически все случаи неуплаты налогов на сумму более 800 тысяч гривен.

Также налоговая милиция является составной ГФС, а потому отвечает за наполнение бюджета, заставляет более активно искать нарушения в сфере уплаты налогов,
– отмечает Федчишин.

Не последнюю роль, говорит эксперт, играет несовершенное уголовно-процессуальное законодательство, а точнее, практика его трактовки правоохранительными органами. Бизнесу страшны не так штрафы уплаченные в результате нарушений, как безнаказанное применение правоохранительными органами своих полномочий – обыски, выемки документов, аресты, допросы. И это проблема всех действующих правоохранительных органов.

По мнению Федчишина, в таких органах должна быть сильная система внутреннего контроля, бороться с коррупционными проявлениями и неправильным использованием полномочий.

Бизнес ассоциирует налоговую милицию с силовым давлением

Системная причина дискредитации налоговой полиции как таковой, отмечает главный эксперт группы Налоговой и бюджетной реформы РПР Владимир Дубровский, заключается в том, что создавал ее Николай Азаров по «российско-византиской» традиции. Бывший премьер-министр Украины откровенно пренебрегал распределением полномочий, поэтому в налоговой милиции соединились все возможные функции, которые только можно было только собрать вместе. Она же писала под себя налоговые законы, давала им разъяснения, ходила с проверками.

Есть или нет?

А вот есть ли сейчас налоговая полиция или ее нет – вопрос спорный. С одной стороны, де-факто она есть, сотрудники налоговой ходят на работу, зарплаты выплачиваются.

Однако есть две трактовки относительно «реальности» существования этого органа. Все потому, говорит Федчишин, что в переходных положениях перепутали цифры. В первом говорится о том, что налоговая милиция должна прекратить свою работу. Второе говорит, что налоговая остается и ничего в ее работе пока не меняется. Вместе с тем, ни одна сторона не отрицает тот факт, что когда заработает финансовая полиция, то налоговая милиция будет ликвидирована.

В частности, первый заместитель председателя Государственной фискальной службы Украины Сергей Билан на своей странице в Facebook написал, что налоговая милиция в дальнейшем продолжает работать, защищая экономические интересы государства.

Разочарую тех комбинаторов, которые на днях уже нафантазировали себе глобальные планы, чтобы не платить налоги и вести теневой бизнес. Мы и в дальнейшем продолжаем работать, защищая экономические интересы государства,
– написал он.

Такое мнение на своей странице в Facebook высказала народный депутат Украины, член парламентской фракции «Объединение «Самопомич» Татьяна Острикова. Она напомнила, что соответствующий раздел ХVIII-2 «Налоговая милиция» исключен из Налогового кодекса, который вступил в силу с 1 января 2017 года. Планировалось, что норма о ликвидации налоговой милиции вступит в силу вместе с новым законом о создании финансовой полиции, вероятность принятия которого этим составом Рады близка к нулю.

Однако в законопроекте изменили номер пункта о налоговой полиции, объясняет Острикова, а в переходных положениях, касающихся вступления в силу соответствующих норм – номер изменить забыли. И получается, что пункт 134 об исключении из Налогового кодекса раздела XVIII – 2 «Налоговая милиция» вступил в силу.

Собственно, добавляет Юрчишин, идея заключалась в том, что налоговая милиция прекращает свое действие через 8 месяцев после принятия закона о финансовой полиции. То, что произошло – это фактически ошибка. За разъяснением Комитета, которое, правда не имеет юридической силы, налоговая милиция пока остается работать, уточняет эксперт.

Еще по теме:

  • Курсовая работа по теме трудовые пенсии по случаю потери кормильца Трудовые пенсии по случаю потери кормильца Готовая авторская курсовая работа Данные о работе: 34 страницы, 18 сносок по тексту, выполнена в 2013 году. Внимание! Тема может быть […]
  • По п2 ст245 коап Статья 12.36 КоАП РФ. Утратила силу. - Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ. (действующая редакция) Комментарий к ст. 12.36 КоАП РФ 1. О мерах обеспечения производства по делам об […]
  • Статьей 236 ук рф Статьей 236 ук рф Почему бы не купить платья с доставкой? Говорят тут она бесплатная Статья 236. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил Комментарий к статье 236 УК РФ. 1. Объект […]
  • Октябрьский мировой суд участок 1 мурманск Cудебный участок № 1 Октябрьского судебного района г. Мурманска В соответствии с Законом Мурманской области от 04 октября 2002 года № 363-01-ЗМО «О создании судебных участков и должностей […]
  • Ч3 ст7323 коап рф Представительство адвокатом интересов доверителя в конституционном судопроизводстве (Дидык Э.М.) Дата размещения статьи: 26.05.2015 Одна из важнейших функций адвокатов заключается в […]
  • Представитель потерпевшего в административном процессе Комментарии к СТ 25.5 КоАП РФ Статья 25.5 КоАП РФ. Защитник и представитель Комментарий к статье 25.5 КоАП РФ: 1. Статья 48 Конституции РФ закрепляет право каждого на получение […]