Федеральный закон о судебных приставах 2018

Оглавление:

Письмо Федеральной службы судебных приставов от 1 августа 2018 г. № 00011/18/84733 “О рассмотрении обращения”

Управлением организации исполнительного производства ФССП России рассмотрено обращение Ассоциации российских банков от 27.06.2018 N А-01/5-160 о разъяснении порядка исполнения требований статьи 99 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон). По результатам рассмотрения сообщаем следующее.

Вопросы, связанные с порядком исполнения исполнительных документов, направленных в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем, не входят в компетенцию Федеральной службы судебных приставов.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении находится проект федерального закона N 223147-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Указанным законопроектом предлагается внести изменения в статью 98 и статью 99 Закона.

В частности, предлагается, что лица, выплачивающие должнику заработную плату и иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.

Номер реквизита расчетного документа, в котором указывается сумма, взысканная по исполнительному документе, согласно законопроекту, определяется Банком России.

Также, законопроект предусматривает возможность заключения договора между банком и лицом, выплачивающим должнику заработную плату и иные доходы, по порядку предоставления сведений о сумме взысканных денежных средств.

Обзор документа

Сообщается о разработке проекта поправок к Закону об исполнительном производстве.

Лица, выплачивающие должнику зарплату и иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, будут обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.

Предполагается, что номер реквизита расчетного документа, в котором указывается взысканная сумма, будет определяться Банком России.

Также предусматривается возможность заключения договора между банком и лицом, выплачивающим должнику зарплату и иные доходы, по порядку предоставления сведений о сумме взысканных денежных средств.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Федеральный закон от 23.05.2018 № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»

23 мая 2018 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

И ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НОТАРИАТЕ

15 мая 2018 года

16 мая 2018 года

Статья 1

Главу IV Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1999, N 28, ст. 3459; 2005, N 1, ст. 45; 2007, N 45, ст. 5425; 2008, N 15, ст. 1447; 2010, N 8, ст. 775; N 27, ст. 3432; 2011, N 27, ст. 3873; 2013, N 51, ст. 6683; 2014, N 19, ст. 2317; N 26, ст. 3379, 3395; 2015, N 29, ст. 4385; 2016, N 27, ст. 4294, 4295; 2017, N 31, ст. 4754, 4761; 2018, N 1, ст. 66) дополнить статьей 34.1 следующего содержания:

«Статья 34.1. Обязательность открытия публичных депозитных счетов

Российские кредитные организации, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей, не вправе отказать в заключении договора публичного депозитного счета нотариусу, службе судебных приставов, суду и иным органам или лицам, которые в соответствии с федеральным законом могут принимать денежные средства в депозит.».

Статья 2

Внести в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 45, ст. 4377; 2011, N 50, ст. 7347; 2012, N 41, ст. 5531; 2013, N 14, ст. 1651; N 51, ст. 6699; 2015, N 1, ст. 10; N 13, ст. 1811; 2016, N 1, ст. 11; N 27, ст. 4293, 4294) следующие изменения:

1) часть первую статьи 22.1 дополнить пунктами 8.2 и 8.3 следующего содержания:

«8.2) за принятие на депонирование нотариусом на основании статьи 88.1 настоящих Основ указанных в этой статье объектов, за исключением денежных средств, предусмотренных пунктом 8.3 настоящей части, — 0,5 процента принятой денежной суммы, рыночной стоимости ценных бумаг или заявленной депонентом стоимости имущества, но не менее 1000 рублей;

8.3) за принятие на депонирование нотариусом на основании статьи 88.1 настоящих Основ денежных средств в целях исполнения обязательств сторон по сделке, удостоверенной нотариально, — 1500 рублей;»;

2) часть первую статьи 48 дополнить абзацем следующего содержания:

«у нотариуса отсутствует возможность обеспечения сохранности движимых вещей, передаваемых нотариусу на депонирование на основании статьи 88.1 настоящих Основ.»;

а) в наименовании слова «денежных сумм» заменить словами «денежных средств»;

б) в части первой слова «а также соглашением между должником и кредитором» исключить, слова «денежные суммы» заменить словами «денежные средства»;

в) в части второй слова «денежных сумм» заменить словами «денежных средств», слова «денежные суммы» заменить словами «денежные средства», слова «, если иное не установлено соглашением между должником и кредитором» исключить;

г) в части третьей слова «денежных сумм» заменить словами «денежных средств»;

д) дополнить частями четвертой — восьмой следующего содержания:

«Для целей принятия в депозит денежных средств нотариус обязан открыть публичный депозитный счет (параграф 4 главы 45 Гражданского кодекса Российской Федерации), зачисление на который собственных денежных средств нотариуса не допускается.

Нотариус, принявший в депозит наличные деньги, должен внести их на свой публичный депозитный счет не позднее следующего рабочего дня после дня принятия наличных денег.

Принятие нотариусом в депозит безналичных денежных средств осуществляется путем распоряжения нотариуса о принятии денежных средств на публичный депозитный счет, выдаваемого нотариусом должнику для представления должником в банк, в котором открыт публичный депозитный счет нотариуса.

Выдача либо перечисление должнику или кредитору денежных средств, находящихся на публичном депозитном счете нотариуса, и процентов, причитающихся за пользование этими денежными средствами, производится банком по распоряжению нотариуса.

Денежные средства, находящиеся в депозите нотариуса более десяти лет со дня их внесения на публичный депозитный счет нотариуса и не востребованные должником или кредитором в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, подлежат передаче нотариусом в казну Российской Федерации на основании распоряжения нотариуса.»;

4) в статье 88 слова «лишь с письменного согласия лица, в пользу которого сделан взнос, по соглашению между должником и кредитором» заменить словами «по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством,»;

5) главу XV дополнить статьей 88.1 следующего содержания:

«Статья 88.1. Депонирование нотариусом движимых вещей, безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг

Стороны обязательства вправе обратиться к нотариусу с совместным заявлением о принятии от должника на депонирование движимых вещей, безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг в целях их передачи кредитору в порядке, в сроки и на условиях, которые указаны в таком совместном заявлении. Если сделка сторон обязательства, предусматривающая депонирование движимых вещей, безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг в целях их передачи кредитору в порядке, в сроки и на условиях, которые установлены этой сделкой, удостоверена нотариально, заявление о принятии от должника на депонирование движимых вещей, безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг в целях их передачи кредитору может подать должник.

Нотариус, принявший от стороны обязательства на основании заявления, указанного в части первой настоящей статьи, наличные деньги, должен внести их на свой публичный депозитный счет не позднее следующего рабочего дня после дня принятия наличных денег. Принятие нотариусом безналичных денежных средств на основании заявления, указанного в части первой настоящей статьи, осуществляется путем распоряжения нотариуса о принятии денежных средств на публичный депозитный счет, выдаваемого нотариусом стороне обязательства для представления в банк, в котором открыт публичный депозитный счет нотариуса, или направляемого нотариусом в указанный банк в электронной форме.

После получения требования кредитора о передаче ему депонированного имущества нотариус обязан проверить наступление условий передачи. Передача нотариусом безналичных денежных средств кредитору осуществляется путем распоряжения нотариуса о выдаче безналичных денежных средств или их перечислении с публичного депозитного счета нотариуса, выдаваемого кредитору для представления в банк, в котором открыт публичный депозитный счет нотариуса, или направляемого нотариусом в указанный банк в электронной форме.

В части, не урегулированной настоящими Основами, к нотариусу, принявшему на депонирование движимые вещи, безналичные денежные средства или бездокументарные ценные бумаги на основании заявления, указанного в части первой настоящей статьи, применяются правила гражданского законодательства об эскроу-агенте.».

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2018 года.

2. Публичные депозитные счета, указанные в параграфе 4 главы 45 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат открытию в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. В случаях внесения в депозит нотариуса денежных средств до дня вступления в силу настоящего Федерального закона предусмотренный частью восьмой статьи 87 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 срок подлежит применению и начинает течь со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Закон о судебных приставах и его значение в судебной системе РФ 2018 года

Для отслеживания выполнения предписаний судебных постановлений в России действует Федеральная служба судебных приставов (ФССП), сотрудники которой контролируют добровольное исполнение обязательств проигравшей по делу стороны, а в случае необходимости применяют меры принудительного взыскания к должникам. Закон 118 «О судебных приставах» и ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентируют права и обязанности служащих этой организации.

Чтобы понять, какие задачи в 2018 году стоят перед приставами-исполнителями, каков диапазон их прав и обязанностей, будут ли приняты поправки в федеральный законопроект № 118, и что они принесут для общей нормативно-правовой системы России, необходимо внимательно изучить ФЗ, акты и постановления, азы Конституции. Альтернативным вариантом в сложившейся ситуации станет обращение за помощью к опытным юристам. Только компетентный практикующий специалист в отрасли права знает особенности и детали применения законов о судебных приставах в 2018 году.

Задачи и правовые инструменты судебных приставов в 2018 году

После окончания судебного разбирательства дело переходит к приставам, именно так устанавливает основной названный федеральный законопроект. Изначально они дают проигравшей стороне 5-10 дней на добровольное исполнение постановления. Затем откроется исполнительное производство. На основании официально подписанных бумаг сотрудники ФССП смогут применять к неплательщикам различные методы взыскания, прописанные и закрепленные ФЗ. В 2018 году самыми распространенными и эффективными мерами влияния на должников являются:

  • увеличение суммы штрафа в два раза;
  • арест счетов и имущества;
  • общественные и принудительные работы;
  • лишение прав на управление ТС;
  • ограничение возможности пользования государственными услугами;
  • запрет на выезд за границу.

Помимо этого у судебных приставов в 2018 году есть много других вариантов воздействия на лиц, уклоняющихся от исполнения судебного решения. Часто сотрудники ФССП прибегают к методу морального давления, общаясь с родственниками, работодателем, коллегами и соседями должника. Все методы, которые ФЗ разрешает применить к лицу, направлены на исполнение основных задач, которые также закрепляет перед приставами федеральный законопроект. Основными функциями судебных приставов-исполнителей в 2018 году является обеспечение порядка работы судебной системы страны, осуществление принудительного исполнения судебных актов и контроль за соблюдением гражданского, административного и уголовного законодательства.

Права и полномочия сотрудников ФССП согласно закону о судебных приставах

Федеральный закон о судебных приставах, который был принят в 1997 году, содержит статьи, устанавливающие права и обязанности сотрудников ФССП. Каждый государственный служащий должен придерживаться регламентированных правил и условий работы. В противном случае у граждан будет право подавать жалобы и судебные иски против некомпетентного пристава-исполнителя, что чревато должностным взысканием, административными штрафами, увольнением.

Согласно действующим в 2018 году ФЗ, обязанностями федерального пристава-исполнителя являются:

  • принятие мер по правильной и своевременной реализации исполнительных документов;
  • предоставление участникам производства материалов, выписок, справок и другой информации;
  • рассмотрение заявлений сторон, их жалоб и претензий;
  • взятие самоотвода от дела, в котором пристав имеет личную заинтересованность.

Одновременно федеральный законопроект устанавливает и права приставов. Государственный служащий ФССП может получать необходимую информацию по делу, проводить проверки, давать поручения участникам исполнительного производства, входить в закрытые помещения и здания, если для этого есть законные основания, применять арест имущества лиц, обращаться в суд, объявлять должника в розыск, вызывать для беседы задействованных в судопроизводстве лиц.

Приставы обязаны в полной мере использовать свои права и обязанности, но при этом не ущемлять интересы и права россиян.


Все органы, структуры, организации, инстанции и граждане РФ обязаны выполнять требования и предписания судебных приставов, как того требует федеральный закон, который был принят в 1997 году с поправками на текущее время. Отказ от выполнения просьбы пристава влечет за собой гражданскую, административную или уголовную ответственность.

ФЗ 118 и его дополнение в 2018 году о судебных приставах

На судебных приставах лежит огромная ответственность, и нагрузка растет с каждым годом. В связи с этим Госдума рассмотрела дополнение к ФЗ, регулирующим деятельность ФСПП в России в 2018 году. Изменения были согласованы, и федеральный закон со всеми инновациями был принят. Новые правила коснулись возможностей судебных приставов. Теперь сотрудники ФССП получили полномочия применять оружие и физическую силу, если в этом возникнет необходимость.

ФЗ длительное время не одобрялся, т. к. считалось, что введение таких радикальных мер приведет к произволу со стороны судебных исполнителей. Однако преимуществ у нововведения больше, чем недостатков, и депутаты одобрили дополнение. Чтобы государственные служащие в ФССП обоснованно применяли новые возможности, закон четко регулирует данный порядок и ответственность за превышение полномочий. В ситуации, когда приставу потребуется применить оружие или физическую силу, он обязан предупредить гражданина о своих намерениях. Затем в течение суток он должен письменно отчитаться о совершенных действиях перед старшим приставом.

ФЗ, который был принят 19 лет назад, предусматривает, что приставы получат звания как военнослужащие. По новым правилам требования к сотрудникам Федеральной службы судебных приставов будут ужесточены. Специалистам предстоит пройти переаттестацию, проводить постоянные медицинские осмотры и обследования на наличие в крови алкоголя и наркотиков. При необходимости должностное лицо могут проверить на детекторе лжи. Поправки также касаются образования специалистов — теперь претендент, который желает быть принят в ФССП, должен иметь экономический или юридический диплом. Также в службе будут сформированы отдельные группы и введены дополнительные должности. Инновации призваны улучшить функционирование существующей системы, повысить ее эффективность и укрепить репутацию ФССП.

Зарплата судебных приставов

Деятельность приставов, требования к ним, а также другие детали их работы регламентируются Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ. Более подробно требования к специалистам такого рода содержатся в Приказе ФССП России от 07.03.2018 № 80.

Права и полномочия

Судебные приставы являются государственными служащими. Из этого следует, что на них распространяются нормы Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Существуют два вида приставов:

  • исполнители — именно в их полномочиях обеспечение вступления в силу решений суда;
  • по обеспечению установленного порядка деятельности судов — следят за соблюдением порядка ведения заседаний суда.

Среди основных обязанностей этих служащих:

  • исполнение судебных решений;
  • рассмотрение заявлений относительно исполнительного производства и ходатайств;
  • объявления в розыск должников и т. д.

Служащие этого рода наделены весьма широкими правами в рамках достижения поставленной цели. В частности, они имеют право:

  • запрашивать у работодателя информацию о должнике;
  • проникать в помещение, занимаемое должником и арестовывать имущество;
  • арестовывать счета и ценности;
  • пользоваться помощью сотрудников органов внутренних дел, ФСБ, а также миграционной службы;
  • применять физическую силу и огнестрельное оружие, если иные методы воздействия не привели к положительному результату.

Судебный пристав: зарплата 2017-2018

Познакомившись с некоторыми нюансами деятельности этих служащих, можно сделать вывод, что их работа сопряжена с высокими рисками, а также психическим и физическим напряжением. В связи с этим можно сделать поспешный вывод, что их труд должен быть весьма достойно вознагражден.

Однако изучив вакансии на официальном сайте Роструда по трудоустройству, можно отметить, что зарплата судебных приставов в 2017 году, так же как и в нынешнем, не столь велика. Она варьируется в пределах от 15 000 до 70 000 рублей. При этом самые высокие зарплаты работодатели сулят специалистам, планирующим работать в Магаданской, Мурманской, Архангельской областях, а также в Красноярском, Хабаровском краях и других регионах севера и Дальнего Востока России.

Зарплата у судебных приставов в 2017 году в Москве и Санкт-Петербурге была на уровне от 16 000 рублей до 40 000 рублей. Такие же цифры сохранились и в этом году.

Несмотря на последнее повышение зарплаты судебным приставам в 2018 году, которое состоялось на основании Приказа от 27.02.2018 № 63, зарплата служащим была поднята на 4 %.

Какая зарплата у судебных приставов и из чего она состоит

Согласно статье 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, оплата труда гражданских служащих слагается из следующих составляющих:

  • должностного оклада;
  • оклада за классный чин;
  • ежемесячных дополнительных выплат.

Размеры первых двух компонентов установлены Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763. Что касается дополнительных выплат, то они могут включать:

  • надбавку за выслугу лет — от 10 до 30 %;
  • ежемесячное денежное поощрение;
  • надбавку за особые условия службы;
  • премии за выполнение сложных задач;
  • надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и т. д.

Нередко львиную долю заработной платы госслужащих составляют именно разнообразные стимулирующие и дополнительные выплаты. Посмотреть, сколько получают судебные приставы и другие сотрудники ФССП, а также какие надбавки положены разным категориям сотрудников, можно, ознакомившись с документом представленным ниже.

Приказ Федеральной службы судебных приставов от 12 июля 2018 г. № 318 «О внесении изменений в Положение о специальной подготовке в Федеральной службе судебных приставов, утвержденное приказом Федеральной службы судебных приставов от 29.11.2016 № 620” (не вступил в силу)

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3590; 2000, № 46, ст. 4537; 2004, № 27, ст. 2711, № 35, ст. 3607; 2007, № 10, ст. 1156; 2008, № 30 (ч. I), ст. 3588, № 30 (ч. II), ст. 3616, № 52 (ч. I), ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3631, № 48, ст. 5717; 2010, № 31, ст. 4182; 2011, № 29, ст. 4287, № 49 (ч. V), ст. 7067, № 50, ст. 7352; 2013, № 14, ст. 1657, № 27, ст. 3477, № 52 (ч. I), ст. 6953; 2014, № 6, ст. 558, № 11, ст. 1094, ст. 1099, № 19, ст. 2331, № 52 (ч. I), ст. 7552; 2015, № 1 (ч. I), ст. 50, № 10, ст. 1427; 2016, № 1 (ч. I), ст. 45, № 27 (ч. I), ст. 4160; 2018, № 1 (ч. I), ст. 62), подпунктом 4 пункта 10 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4111; 2006, № 5, ст. 527, № 8, ст. 895; 2008, № 17, ст. 1815, № 43, ст. 4921; 2009, № 6, ст. 718, № 31, ст. 3928; 2010, № 19, ст. 2300; 2011, № 18, ст. 2597, № 37, ст. 5198, № 39, ст. 5458; 2012, № 23, ст. 2992, № 35, ст. 4779; 2013, № 7, ст. 635, № 49 (ч. VII), ст. 6403, № 52 (ч. II), ст. 7137; 2014, № 30 (ч. II), ст. 4286; 2015, № 4, ст. 641; 2016, № 1 (ч. II), ст. 211, № 15, ст. 2070, № 37, ст. 5480, № 51, ст. 7357; 2018, № 6, ст. 862) в целях совершенствования порядка проведения специальной подготовки в Федеральной службе судебных приставов приказываю:

Внести в Положение о специальной подготовке в Федеральной службе судебных приставов, утвержденное приказом Федеральной службы судебных приставов от 29.11.2016 № 620 (зарегистрирован Минюстом России 15.12.2016, регистрационный № 44736), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы судебных приставов от 05.10.2017 № 445 (зарегистрирован Минюстом России 19.10.2017, регистрационный № 48612), изменения согласно приложению.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июля 2018 г.
Регистрационный № 51732

Приложение
к приказу ФССП России
от 12.07.2018 № 318

Изменения,
которые вносятся в Положение о специальной подготовке в Федеральной службе судебных приставов, утвержденное приказом Федеральной службы судебных приставов от 29.11.2016 № 620

1.1. Абзац второй изложить в следующей редакции:

«Инструкторско-методические занятия со старшими судебными приставами и их заместителями проводит руководитель территориального органа не реже одного раза в полугодие в период с 10 февраля по 5 марта, с 1 октября по 20 октября.»;

1.2. Абзац третий признать утратившим силу.

2. Абзац второй пункта 11.3 изложить в следующей редакции:

«Тренировка проводится в соответствии с планом проведения тренировки при возникновении чрезвычайных ситуаций в зданиях, помещениях судов (далее — план проведения тренировки) и тематикой тренировок по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций в зданиях, помещениях судов под руководством старшего судебного пристава ежемесячно в течение одного учебного часа по пятницам третьей недели месяца, за исключением периодов проведения комплексного зачета на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (далее — комплексный зачет).».

3. Абзац первый пункта 11.4 изложить в следующей редакции:

«Занятия по предметам специальной подготовки проводятся в форме практических занятий и семинаров под руководством старшего судебного пристава (далее — руководитель занятия) ежемесячно, продолжительностью не менее одного учебного часа по средам первой и второй недели месяца, за исключением периодов проведения комплексного зачета. Продолжительность учебного часа составляет 50 минут.».

4.1. В абзаце первом слова «на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (далее — комплексный зачет)» исключить;

4.2. Абзац третий изложить в следующей редакции:

«Комплексный зачет проводит заместитель руководителя территориального органа два раза в год в период с 10 марта по 30 марта, с 10 сентября по 30 сентября.».

5. Абзац первый пункта 11.6 изложить в следующей редакции:

«Контрольные занятия проводятся с целью проверки готовности к выполнению задач по обеспечению установленного порядка деятельности судов под руководством старшего судебного пристава ежемесячно в течение двух учебных часов по пятницам четвертой недели месяца, за исключением периодов проведения комплексного зачета. Контрольные занятия проводятся по тактико-специальной, физической и правовой подготовке, а при наличии условий для организации и проведения стрельб — по огневой подготовке.».

Обзор документа

Скорректировано положение о специальной подготовке в ФССП России.

Предусмотрено проведение инструкторско-методических занятий со старшими судебными приставами и с их заместителями совместно. Уточнены сроки.

Комплексные зачеты проводятся не ежеквартально, а один раз в полугодие.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Изменится ли закон о судебных приставах в 2018 году

Судебные приставы — должностные лица, в ведении которых находятся принудительное исполнение постановлений и обеспечение установленного порядка проведения заседаний. Их деятельность регулируется федеральным законом № 118, который был принят еще в 1997 г. По мнению многих чиновников, в том числе руководства самого ФССП, он давно нуждается в изменении.

О новых разработанных законопроектах, призванных коренным образом поменять положение судебных приставов и сменить действующий ФЗ № 118, Минюст рапортует ежегодно, начиная с 2007 г. Текст документов, как и результат, не меняется. Так будет или нет проведена реформа ФССП в 2016–2018 гг.?

ФЗ № 118 о судебных приставах

Федеральный закон № 118 от 21.07.1997 содержит положения:

  • о территориальной и кадровой структуре ФССП;
  • о требованиях к кандидатам в приставы и процедуре занятия должности;
  • о полномочиях руководящих должностных лиц ФССП;
  • о правах, обязанностях, задачах приставов разных категорий;
  • о социальном, финансовом и материальном обеспечении работы ФССП.

Помимо закона, деятельность судебных приставов регулирует ФЗ № 229 от 02.10.2007. Он содержит процедуры исполнительского производства, сроки, порядок ареста и реализации имущества и т. д. Общие положения о Федеральной службе, ее задачах, территориальной и кадровой структуре описаны в Указе Президента № 1316 от 13.10.2004 г.

Основной ФЗ № 118 был принят еще в 1997 г. Последняя редакция относится к июню 2018 г. Все планы по поводу замены этого ФЗ более новым, который кардинальным образом изменит статус ведомства с гражданского на правоохранительный, а также введет новую систему мотивации, остались на уровне разговоров. В феврале 2018 г. была принята последняя на сегодняшний момент попытка внести на рассмотрение Госдумы, законопроект «О ФССП». Далее обсуждения на одном заседании Правительства он не прошел. Таким образом, в конце 2018 г. действующей остается редакция ФЗ № 118 от 03.07.2016 г.

Федеральный закон критикуется с 2007 г. Существующая система позволяет добиваться исполнения только 50 % постановлений о взыскании, из них половина — это внесудебные решения. Причина невыполнения планов — плохая мотивация приставов, большая текучка кадров на фоне постоянного увеличения нагрузки. Каким образом государство планирует исправить это положение?

ФССП сегодня

ФССП — подведомственная Минюсту РФ государственная гражданская структура. Возглавляется директором. В каждом субъекте РФ (Архангельская область и Ненецкий АО «объединены» в один) действует территориальный орган (аппарат управления), который контролирует работу подразделений на местах.

  • обеспечивает деятельность судов (доставляет ответчиков, охраняет залы заседаний, арбитров, свидетелей и присяжных, помогает в розыске и дознании и т. д.);
  • принудительно приводит в исполнение судебные и иные акты (взыскивает долги по налогам, алиментам, штрафам, возмещениям);
  • исполняет в пределах своей компетенции решения судов по уголовным делам.

Сотрудники Федеральной службы имеют право входить в помещения, в том числе жилые (а при необходимости и вскрывать их), проверять документы у подозреваемых, проводить личный досмотр. Приставы-исполнители вправе также запрашивать и получать сведения о должнике от работодателя, задерживать и арестовывать имущество, оценивать, учитывать и реализовывать его. При розыске гражданина информация о нем ищется через другие госведомства (налоговую, миграционную службу) и по иным каналам, в том числе с помощью социальных сетей и родственников.

Все требования ФССП должны беспрекословно выполняться; в противном случае уклонистам грозит административная ответственность. Если действия приставов кажутся гражданину или организации незаконными, они вправе оспорить их у вышестоящих сотрудников службы или в суде.

В приставы берут граждан России от 21 года, обладающих достаточной квалификацией, личными и деловыми качествами, физическим и психологическим здоровьем. Перед приемом на работу кандидаты проходят тестирование на предмет алкогольной и наркотической зависимости. Каждый судебный пристав, вступивший в ряды ФССП, приносит присягу верности.

Сотрудники ФССП — должностные лица на гражданской службе. В соответствии с этим, они получают классные чины (юрист или советник юстиции, если требование к должности — высшее юридической образование, которое скоро станет обязательным для исполнителей).

Приставы, обеспечивающие функционирование судов, после прохождения специальной подготовки вправе носить оружие на службе. Исполнители, если необходима защита при изъятии вещей, привлекают к работе сотрудников МВД.

Необходимость перемен

  • кадрового состава;
  • вознаграждения за работу;
  • расширения полномочий судебных приставов;
  • перевода ФССП с гражданской структуры в правоохранительную.

Все эти реформы описаны в законопроекте, который Минюст уже несколько лет пытается провести через Госдуму. Так, сейчас зарплата и соцпакет рядовых работников Федеральной службы сравнимы с тем, что получает за свою работу охранник в супермаркете (15–20 тыс. руб. оклада в зависимости от региона), при этом нагрузка на приставов возрастает из-за текучки кадров и увеличения количества исполнительных дел. После изменений сотрудникам ведомства будут даны дополнительные отпуска и надбавки к зарплате за выслугу лет (от 10 % к окладу), за допуск к гостайне (до 65 %), за выполнение плана (до 100 %).

Процент от взысканного пойдет также на формирование Фонда развития ФССП. Средства из него будут идти на социальные льготы приставов: расширенную медстраховку, санаторно-курортное лечение, образование.

Законопроект предусматривает обязательное требование к кандидатам в ФССП — диплом юриста или экономиста. Сотрудники, которые не имеют высшего образования, будут уволены или переведены на низшие должности помощников (секретарей). Кроме того, всех соискателей планируют проверять на детекторе лжи. Уклонистам от армии по неуважительным причинам в приставы хода не будет.

Планируется также изменить статус службы с гражданской на правоохранительную с введением новых званий и разрешением использовать оружие и физическое давление гораздо чаще, чем сейчас. Прежде всего это касается приставов, которые обеспечивают функционирование судов.

Согласно законопроекту, планируется ввести новую должность — пристав-дознаватель. В его компетенции будет проведение досудебного расследования по делам, отнесенным УПК РФ к преступлениям малой или средней тяжести.

Бесплатная круглосуточная поддержка юриста по телефону:

Мск +7 (499) 938-51-18, СПб +7 (812) 425-69-08, РФ 8 (800) 350-83-46 (звонок бесплатен)

Часть из этих планов была принята в 2018 г. (требование высшего образование для судебных приставов-исполнителей), часть — предположительно будет в 2018 и 2018 гг.

Реформирование ФССП: перспективы

О необходимости преобразования ФССП, как и других государственных гражданских служб, говорится и в Указе Президента РФ от 11.08.2016 г. № 403. В качестве основных направлений реформирования в документе установлены:

  • повышение зарплаты и престижа госслужбы;
  • упрощение исполнительской деятельности за счет введения электронного документооборота, что позволит приставам проделывать большую часть работы, не выходя из кабинета;
  • совершенствование процедур набора персонала, повышения его квалификации и профессионального роста.

На проведение мероприятий дается срок до 2018 г.

Крупномасштабные перемены, по самым скромным подсчетам, обойдутся государству в 9,5 млрд руб. Началу реформ мешает недостаточность бюджета. Минфин пока не готов платить за такие реорганизации, поэтому законопроект второй год не переходит из Правительства на обсуждение в Госдуму.

Перевод службы в разряд правоохранительных структур повлечет расширение ее полномочий на оперативно-розыскную деятельность, доставление подсудимых, применение физической силы и оружия (в настоящее время для осуществления таких методов воздействия судебные приставы-исполнители вызывают сотрудников полиции). У Министерства юстиции появится своя силовая структура.

Это неизбежно повлечет за собой необходимость расширения штата. Но в 2018 г., когда вступит в силу закон об обязательном образовании для приставов, каждый четвертый сотрудник ФССП покинет службу как несоответствующий требованиям. Таким образом, в ходе проведения реформ неизбежно случится кадровый кризис, выраженный в уменьшении количества специалистов при увеличении нагрузки на них.

Частично рост зарплаты предполагается обеспечивать процентами от исполнительского сбора. Половина этой суммы будет идти на премии особо отличившихся приставов. Это улучшит условия труда работников ФССП, замедлит текучку кадров. По оценкам, зарплата сотрудников вырастет в 2,6–3 раза. Законопроект, как и остальные, не прошел дальше обсуждения в Правительстве, и на рассмотрение в Госдуму даже не вносился. Некоторые боятся, что зависящая от размера взысканного система мотивации превратит судебных приставов в новых коллекторов, которые «выбивают» долги не всегда правовыми методами.

Планы, которые ранее рассчитывали привести в жизнь к началу 2018 г., продлены до 2020 г. Сейчас реформирование Федеральной службы входит в госпрограмму «Юстиция». Она предполагает, кроме прочего, улучшение социальных и материальных гарантий для приставов хотя бы до уровня МВД, ФСБ и других правоохранительных структур. Поэтапные финансирование и реализация имеют гораздо больший шанс на успех, чем резкое и кардинальное изменение существующего ФЗ № 118.

Нововведения 2018 г.

В 2018 г. была реорганизована территориальная структура ФССП. Так как в некоторых подразделениях службы осталось менее 300 человек, финансирование руководящих отделов в отдельных районах и городах признано нерациональным. Теперь местные отделения в субъекте РФ действуют под началом единого регионального аппарата управления, расположенного в административном центре. Соответственные изменения в ФЗ № 118 были приняты 30 декабря 2015 г.

В феврале 2018 г. начала действовать норма, по которой пристав может ограничить должника в специальном праве, в том числе в праве управлять машиной. Это не означает изъятие водительского удостоверения, лишь приостановление его действия. Такую меру не применяют к тем, для кого авто — единственный источник существования или обеспечения жизнедеятельности его и его семьи, инвалидам и гражданам, чей долг не превышает 10 тыс. руб. О возможном ограничении должник узнает из заказного письма-уведомления. Однако вручать копию постановления положено лично, под подпись или в присутствии двух понятых. Наказание за езду в этот временного отстранения — арест или реальное лишение прав на срок до года.

В работу приставов-исполнителей был внедрен электронный документооборот. Граждане, должники и взыскатели, смогут подавать заявления через личный кабинет, а также следить за исполнением постановлений. Онлайн-сервис на сайте ФССН интегрирован с порталом госуслуг.

Исполнительное производство по делам теперь требует гораздо меньше времени: раньше оно тратилось на коммуникации между ведомствами (пересылку писем) и заполнение бумаг (ходатайств, жалоб, отводов) вручную. Кроме того, уменьшились служебные расходы (в 2015 г. только на почтовые марки было потрачено 1,25 млн руб. В 2018 г. эта цифра, по подсчетам, сократится вдвое). Большую часть работы приставы-исполнители делают, не выходя из кабинета. Соответствующие поправки об электронном документообороте вносились в ФЗ № 118 с 2014 г., но только два года спустя работа над созданием единого информационного пространства между Федеральной службой и судами была завершена.

Планы на 2017–2018 гг.

В 2018 г. будут приняты поправки к ФЗ № 118 об обязанности судебных приставов вести реестр коллекторских агентств и о надзоре за их деятельностью. В ведомстве планируется создать новое структурное подразделение — управление по контролю. Из «выбивателей» долгов на законных основаниях продолжат работу лишь те, кто занимался этим раньше профессионально и «непринудительно». По оценкам, из более чем полумиллиона таких организаций останется лишь 10 тысяч. На практике это означает, что между выкупом долга у банков и МФО до суда над должником будет проходить гораздо меньше времени, чем сейчас, однако, действия коллекторов будут контролироваться и оставаться в рамках закона.

Реформы обойдутся ведомству в 1,6 млрд руб., в том числе на зарплаты новым работникам. Планируется увеличить штат Федеральной службы на 1 тыс. человек. Поправки в закон о судебных приставах, скорее всего, будут приняты в январе 2018 г.

Требование о высшем юридическом или экономическом образовании для кандидатов в приставы-исполнители, которое было введено в ст. 3 ФЗ № 118 еще в 2014 г., приостановлено до 2018 г. Связано это с тем, что такая перемена повлечет за собой кадровые перестановки и увольнения, чего в настоящее время ФССП себе позволить не может. На фоне ограничения бюджета и увеличения трат на надзор за коллекторами неизвестно, будет ли реформирована система вознаграждения сотрудников в ближайшие два года.

Необходимость перемен в Федеральной службе понимают его руководители и на себе ощущают рядовые приставы. Однако, из-за дефицита средств радикальных изменений ни в 2018 г., ни в следующем году не произойдет. По мнению экспертов, реальное улучшение может дать только реализация программы «Юстиция», которая предполагает плавные и поэтапные реформы вплоть до 2020 г.

Внимание! В связи с правками в законодательство, юридическая информация в данной статье могла потерять актуальность!

Наш юрист бесплатно проконсультирует Вас — задайте вопрос в форме ниже:

Еще по теме:

  • Земельный участок слово Глава 16. ПРАВО ЗЕМЕЛЬНОГО СЕРВИТУТА. Статья 98. Содержание права земельного сервитута. 1. Право земельного сервитута — это право собственника или землепользователя […]
  • Статья 103 уголовного кодекса Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441 Стаття 103. Призначення покарання 1. При призначенні […]
  • Ст 98 ст 100 гпк рф Статья 100. Возмещение расходов на оплату услуг представителя СТ 100 ГПК РФ 1. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой […]
  • Авито ру деньги в долг под расписку Деньги в долг у частного лица: контакты и номера телефонов «Частные кредиторы» так и манят заемщиков, желающих получить легкие деньги, листовками на автобусных остановках, объявлениями в […]
  • Закон о сельскохозяйственных кредитных кооперативах Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы Вопросы и ответы, связанные с порядком расчета финансовых нормативов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов […]
  • Соглашение на алименты в браке у нотариуса Как заключить соглашение об уплате алиментов? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Соглашение об уплате […]