Федеральный закон о полиции комментарии

Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции»

Авторы и инициаторы закона «О полиции» уверяют скептически настроенных граждан, что, став полицейскими, милиционеры сменят не только название, но и сущность своей работы. Представляемый сегодня комментарий поможет подтвердить или опровергнуть мнение «новаторов», так как раскрывает суть законодательных нововведений, касающихся статуса полиции, прав и обязанностей данного правоохранительного органа.

Автор комментария ранее неоднократно разъяснял содержание закона «О милиции», что позволяет ему хорошо ориентироваться в новеллах закона о полицейских.

  • Рыжаков Александр Петрович
  • Издательство: Издательство: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011 г.
  • Мягкая обложка, 384 стр.
  • ISBN 978-5-4257-0002-5
  • Тираж: 2500 экз.
  • Формат: 60×90/16

На кого рассчитана

  • Милиционеры, собирающиеся стать полицейскими
  • Должностные лица правоохранительных органов
  • Судьи
  • Адвокаты
  • Студенты и преподаватели юридических ВУЗов
  • Граждане, желающие узнать, защитит ли их полиция

В книге дан постатейный комментарий к тексту нового Федерального закона «О полиции», принятого Государственной Думой 28 января 2011 г. Помимо того разъяснены права и обязанности полиции.

Пояснения и рекомендации к статьям и пунктам статей 12-13 Федерального закона «О полиции» основаны на анализе законов и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности и статуса сотрудников (органов) внутренних дел, актов правоприменительной и судебной практики, Постановлений Пленума Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ.

  • Список сокращений
  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Назначение полиции
    • Статья 2. Основные направления деятельности полиции
    • Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
    • Статья 4. Организация полиции
  • Глава 2. Принципы деятельности полиции
    • Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
    • Статья 6. Законность
    • Статья 7. Беспристрастность
    • Статья 8. Открытость и публичность
    • Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
    • Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество
    • Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем
  • Глава 3. Обязанности и права полиции
    • Статья 12. Обязанности полиции
    • Статья 13. Права полиции
  • Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
    • Статья 14. Задержание
    • Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
    • Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов
    • Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах
  • Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Статья 20. Применение физической силы
    • Статья 21. Применение специальных средств
    • Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
    • Статья 23. Применение огнестрельного оружия
    • Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
  • Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции
    • Статья 25. Сотрудник полиции
    • Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции
    • Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
    • Статья 28. Основные права сотрудника полиции
    • Статья 29. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции
    • Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
    • Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
    • Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию
    • Статья 33. Ответственность сотрудника полиции
  • Глава 7. Служба в полиции
    • Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции
    • Статья 35. Поступление на службу в полицию
    • Статья 36. Испытание при поступлении на службу в полицию
    • Статья 37. Особенности режима служебного времени сотрудников полиции
    • Статья 38. Профессиональная подготовка сотрудников полиции
    • Статья 39. Служебная дисциплина в полиции
    • Статья 40. Увольнение со службы в полиции
    • Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления
  • Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции
    • Статья 42. Оплата труда сотрудника полиции
    • Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей
    • Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение
    • Статья 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обслуживание
    • Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции
  • Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции
    • Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции
    • Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции
  • Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции
    • Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции
    • Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции
    • Статья 51. Судебный контроль и надзор
    • Статья 52. Прокурорский надзор
    • Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции
  • Глава 11. Заключительные положения
    • Статья 54. Заключительные положения
    • Статья 55. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 56. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Комментарий к федеральному закону «о полиции»

Ю.Е. Аврутин, с.П. Булавин, ю.П. Соловей, в.В. Черников

Аврутин Ю.Е. — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации;

Булавин С.П. — кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации;

Соловей Ю.П. — доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации;

Черников В.В. — доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР — Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР

Ведомости СНД РФ и ВС РФ — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации

ВК РФ — Воздушный кодекс Российской Федерации

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

ЖК РФ — Жилищный кодекс Российской Федерации

ЗК РФ — Земельный кодекс Российской Федерации

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации

СААП РФ — Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации

ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации

УИК РФ — Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. «О полиции» (далее — Закон о полиции или Закон). Этим актом возрожден правоохранительный институт, просуществовавший в России почти два века — с 1718 г., когда Указом Петра I в Санкт-Петербурге была учреждена должность генерал-полицеймейстера , и до весны 1917 г.

СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900; N 27. Ст. 3880, 3881; N 30 (ч. I). Ст. 4595.

См.: Законодательство Петра I. М., 1997. С. 630 — 633.

Закон о полиции — без преувеличения эпохальное событие в развитии не только полицейского законодательства, но и всей правовой системы России. Он имеет основополагающее значение для организации практической работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в стране, отвечая на вопрос, кто это будет делать, на каких принципах, какими методами и при каких условиях. С принятием Закона о полиции завершилась эпоха милицейского законодательства, основанного на тотальном контроле за обществом, сформировавшемся еще в советский период.

Закон о полиции создает предпосылки для укрепления законности и правопорядка в обществе, повышения эффективности борьбы с противоправными посягательствами. Он восполняет имеющиеся пробелы в правовом регулировании сферы внутренних дел, содержит более надежные гарантии прав человека и гражданина, вовлекаемого в орбиту полицейской деятельности, устанавливает более жесткие требования к работе органов охраны правопорядка.

В Законе о полиции воплощены последние достижения теории права, и в первую очередь административно-правовой науки. В то же время он, несомненно, послужит источником и катализатором дальнейшего развития российского законодательства, пересмотра сложившихся воззрений на социальную роль и содержание не только полицейской деятельности, но и правоохраны в целом, на ее цели, принципы и организацию.

Закон о полиции принят в рамках реформы МВД России, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. N 208 «О некоторых вопросах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» .

СЗ РФ. 2010. N 8. Ст. 839; 2011. N 10. Ст. 1340.

Основная задача реформы — вывести систему МВД России на новый качественный рубеж развития. Функционально и организационно она должна обеспечивать удовлетворение потребностей общества в надежной защите прав и свобод граждан, эффективно противодействовать преступности, обеспечивать порядок на улицах и в других общественных местах.

В этих целях реализуется комплекс мер по оптимизации структуры управления, реорганизации системы ведомственного образования, кадрового, тылового и материально-технического обеспечения.

Особое внимание уделяется повышению научно-технической вооруженности органов внутренних дел, внедрению новейших достижений науки и техники, в том числе электронных систем и технологий.

Реформа призвана также решить наиболее острые социальные проблемы органов внутренних дел, в том числе существенно увеличить уровень заработной платы и пенсий сотрудников. Тем самым будет заложена необходимая основа для формирования стабильных, психологически и нравственно устойчивых, высокопрофессиональных полицейских коллективов.

Одним из ключевых звеньев в системе мер по реформированию органов внутренних дел является преобразование милиции в полицию. Создается новый правоохранительный институт, основным предназначением которого будут защита прав и свобод человека и гражданина, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности.

Созданная в начале XX в. рабоче-крестьянская милиция прошла большой исторический путь. С ее деятельностью связана целая эпоха в жизни нашей страны. Сотни тысяч судеб героев и рядовых сотрудников вместили несколько десятилетий работы советской, а затем российской милиции по защите граждан, охране правопорядка.

Но времена изменились. Милиция, создававшаяся изначально из числа народных ополченцев, все эти десятилетия выполняла в обществе традиционные полицейские функции специализированного профессионального органа по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Сегодня настало время возврата к традиционному для этого ключевого органа правоохранительной системы названию.

Переименование милиции в полицию — это не просто смена вывески, ребрендинг. Этот шаг предполагает глубокие преобразования, касающиеся сущности и содержания деятельности основного органа охраны правопорядка в государстве. Задача полиции — дать адекватный отпор криминальному миру, а также выстроить эффективную систему взаимодействия с населением на принципах открытости, взаимного уважения и социального партнерства.

Каковы причины принятия Закона о полиции?

Главенствующую роль здесь играют политические факторы. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (далее — Закон о милиции), на смену которому пришел Закон о полиции, хотя и является продуктом российской эпохи, но лишь самого первоначального ее этапа. В нем были заложены многие принципы и нормы, обслуживавшие еще советскую модель государственно-правовой охраны правопорядка.

Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 560; N 32. Ст. 1231; СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2964; 1999. N 14. Ст. 1666; N 49. Ст. 5905; 2000. N 31. Ст. 3204; N 46. Ст. 4537; 2001. N 1 (ч. II). Ст. 15; N 31. Ст. 3172; N 32. Ст. 3316; 2002. N 18. Ст. 1721; N 27. Ст. 2620; N 30. Ст. 3029; 2003. N 2. Ст. 167; N 27 (ч. I). Ст. 2700; N 28. Ст. 2880; N 50. Ст. 4847; 2004. N 30. Ст. 3087; N 35. Ст. 3607; 2005. N 13. Ст. 1078; N 14. Ст. 1212; N 19. Ст. 1752; 2006. N 24. Ст. 2555; N 31 (ч. I). Ст. 3420, 3425, 3452; N 52 (ч. I). Ст. 5498; 2007. N 10. Ст. 1151; N 41. Ст. 4845; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 52 (ч. I). Ст. 6227, 6235, 6248; 2009. N 48. Ст. 5715, 5717; 2010. N 1. Ст. 4; N 19. Ст. 2291; N 30. Ст. 3987, 3988; N 31. Ст. 4196.

Через два с половиной года после издания Закона о милиции была принята Конституция Российской Федерации, которая установила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина стали обязанностью государства (статья 2 Конституции Российской Федерации), приоритетным направлением деятельности всех государственных органов.

И хотя в последующем в Закон о милиции вносились соответствующие изменения, многие его положения перестали отвечать современным представлениям о стандартах правового демократического государства. Встал вопрос о замене милиции, во многом скомпрометировавшей себя в глазах общества, новым правоохранительным институтом — полицией.

Важнейшей причиной разработки Закона о полиции, безусловно, явились изменения в правовой жизни общества. На базе новой Конституции Российской Федерации осуществляется активный процесс обновления различных отраслей законодательства. Некоторые статусные законы уже переизданы, причем не по одному разу.

Закон о милиции был «старожилом» российской правовой системы. И хотя за свою бытность фактически все его статьи претерпели те или иные изменения, юридические недостатки закона, даже с учетом новых редакций ряда его норм, оставались достаточно очевидными.

Следует также отметить, что в последние годы правовое регулирование деятельности милиции все чаще осуществлялось помимо базового закона. В результате полномочия милиции и особенно ее обязанности оказались рассредоточенными по значительному количеству нередко конкурировавших между собой нормативных правовых актов. В итоге это, с одной стороны, стало затруднять правоприменение, а с другой — породило неоправданное расширение «милицейского присутствия» в жизнедеятельности общества и, как следствие, обременение милиции несвойственными и избыточными функциями.

В данной связи предпочтительной формой решения создавшихся проблем было признано не внесение очередных поправок в Закон о милиции, не изложение его в новой редакции, а разработка и принятие нового федерального закона.

Актуальность издания Закона о полиции обусловлена также потребностью в повышении уровня правового регулирования деятельности милиции. К сожалению, подзаконный материал все еще занимает доминирующее место в правовой основе ее работы. Закон о полиции в известной мере решил названную задачу: во-первых, за счет придания законодательного характера целому ряду подзаконных норм; во-вторых, за счет увеличения числа предписаний, в которых отсылка делается на действующий закон, а не на законодательство Российской Федерации в целом, что было присуще Закону о милиции.

Наконец, нельзя не учитывать и то, что часть юридических аспектов взаимоотношений по линии «милиция — граждане» требовала, с одной стороны, дополнения действовавших правовых гарантий соблюдения прав человека и гражданина, с другой — конструирования новых законных механизмов и средств, обеспечивающих эффективную деятельность органов охраны правопорядка.

В Законе о полиции использован в адаптированном виде положительный опыт зарубежных стран в области строительства полицейских институтов. Сделан очередной шаг на пути сближения с международно-правовыми стандартами полицейской деятельности. Учтены нормы и рекомендации, содержащиеся во многих международных документах, в числе которых Декларация о полиции, Всеобщие стандарты борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах, Европейский кодекс полицейской этики, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию и ряд других.

Важно также отметить, что Закон о полиции сохраняет положения Закона о милиции, которые прошли проверку временем и подтверждены решениями Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского суда по правам человека. Это касается, например, норм о применении полицией силы, об отдельных ее обязанностях и правомочиях.

Новый Закон по сравнению с Законом о милиции отличают более совершенная юридическая техника, строгий понятийный аппарат и определенность юридических формулировок. Закон является удобным в пользовании за счет его комплексности и более совершенной юридической техники. В нем содержатся исчерпывающий перечень обязанностей и развернутый набор прав полиции, «извлеченных» в том числе из подзаконного материала. Заметно уменьшилось число отсылок к подзаконным актам. Формулировки норм стали более внятными и определенными. Все это имеет позитивное значение не только для личного состава полиции, но и для граждан, в отношении которых будут, как хочется надеяться, исключены возможные злоупотребления, допускаемые из-за нечеткости нормативного правового материала и сложности пользования им.

Федеральный закон «О полиции» — это самый «полновесный» юридический документ среди статусных законов. Он содержит 56 статей, объединенных в 11 глав. Новым в архитектонике Закона является выделение трех глав — главы 2 «Принципы деятельности полиции», главы 4 «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения» и главы 6 «Правовое положение сотрудника полиции».

Предлагаемый читателю комментарий выполнен в виде постатейных истолкований к Федеральному закону «О полиции». Основной упор при этом сделан на разъяснении узловых положений Закона относительно полномочий полиции, применения ею мер государственного принуждения и тех его норм, которые ранее отсутствовали в Законе о милиции.

В работе широко использованы акты Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, а также решения Европейского суда по правам человека.

Авторы комментария — ученые, непосредственно участвовавшие в разработке Закона о полиции. В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 27 октября 2010 г. N 715-рп статс-секретарь — заместитель министра внутренних дел Российской Федерации С.П. Булавин был назначен официальным представителем Президента Российской Федерации при рассмотрении проекта Федерального закона «О полиции» палатами Федерального Собрания Российской Федерации. Ю.Е. Аврутин, Ю.П. Соловей и В.В. Черников входили в состав Организационного комитета по подготовке указанного проекта. Их суждения, как представляется, лишены абстрактности, носят конкретный характер и основаны на аналитических оценках реальной практики «рождения» Закона. Авторы пытались избежать навязывания собственных воззрений, которые противоречат концепции Закона.

Оценки, рожденные собственным опытом нормотворческой работы и специальными знаниями, адресованы в первую очередь сотрудникам полиции. Но, думается, они будут полезны юристам-профессионалам других правоохранительных органов, преподавателям юридических вузов, научным сотрудникам и самому широкому кругу читателей, поскольку с деятельностью полиции ежедневно сталкивается каждый из нас.

Любой закон устаревает в момент его подписания полномочным должностным лицом. Это аксиома законотворчества. Динамизм социальной, политической, экономической, правовой жизни общества, постоянно происходящие в ней изменения требуют соответственно и корректировки законодательства.

Не является исключением и Федеральный закон «О полиции». Как изначально реформаторский закон он предопределил разработку и принятие других законов. Данное обстоятельство потребовало согласования положений законодательных актов. В течение 2011 г. в Закон о полиции уже внесено 8 изменений.

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентировано предоставление необходимых сведений и документов по межведомственным запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги.

СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3880.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил более позднюю дату передачи возложенной на полицию обязанности по проведению технического осмотра транспортных средств.

СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3881.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о социальных гарантиях) уточнил вопросы, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением иных социальных гарантий.

СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4595.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее — Закон о службе в органах внутренних дел) внес изменения в главу 7. В целях устранения дублирования и противоречий признаны утратившими силу отдельные статьи и нормы данной главы.

СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. I). Ст. 7020.

Очевидно, процесс корректировки Федерального закона «О полиции» будет продолжаться и в дальнейшем.

В комментарии имеются ссылки на нормативные правовые акты, регламентирующие еще деятельность милиции. В данном случае нужно иметь в виду, что эти акты могут применяться и ими можно руководствоваться лишь в части, не противоречащей Закону о полиции.

Статья 13 ФЗ о полиции

В современной России полиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Задачи этой структуры регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О полиции», положением «О службе в органах внутренних дел», другими федеральными законами и международными договорами.

Общие сведения

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свободы населения и собственности граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Также полезная информация содержится в статье 23 закона о полиции РФ. Ссылка тут:

Федеральный закон N 3-ФЗ «О полиции» был принят Государственной Думой РФ в январе и одобрен Советом Федерации РФ в феврале 2011 года. В первую очередь тот период запомнился обывателю самим фактом переименования прежней милиции в полицию, после — реформированием структуры, переаттестацией и обновлением кадрового состава. Все эти действия производились с той целью, чтобы государственный орган, обеспечивающий безопасность и общественный порядок в России, отвечал требованиям к уровню подготовки — как физической, так и профессиональной.

Основные аспекты, регламентируемые законом о полиции:

  • Назначение, основные направления деятельности и ее правовая основа, а также организация полиции;
  • Принципы: соблюдение прав и свобод, законность, беспристрастность, открытость, взаимодействие и др.;
  • Права и обязанности;
  • Меры принуждения: задержание, проникновение на частную территорию, оцепление, формирование базы данных о гражданах;
  • Применение физической силы, спецсредств и оружия;
  • Правовое положение: статус полицейского, звания, специальные права, обязанности и ответственность;
  • Гарантии соцзащиты: страховые, оплата труда, медицинское обслуживание;
  • Финансовое и материально-техническое обеспечение;
  • Контроль за деятельностью полиции.

В данной статье мы рассмотрим права сотрудников полиции (прописаны в статье 13 закона) и обязанности сотрудников полиции, а также применение ими отдельных мер, в частности, в части проверки документов, условий досмотра и др.

Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ 103. Редакция 2018 года тут:

Часть 1 статьи 13 прописывает права полиции, предоставленные для выполнения возложенных обязанностей. Рассмотрим подробно ниже.

В части 2 статьи 13 указано, что права, обозначенные в пунктах 20 и 21 части 1 настоящей статьи могут быть предоставлены только специально уполномоченным сотрудникам полиции. Речь идет о следующих правах:

  • Остановка транспортных средств, проверка документов на право пользования и управления, на сам автомобиль и перевозимый груз (права, ОСАГО, ПТС и др.), задержание ТС, находящегося, к примеру, в розыске, временное ограничение, изменение или запрещение дорожного движения и др.
  • Проведение мероприятий, обеспечивающих дорожную безопасность, ограничение или запрет проведения ремонта дорог и других работ, задержание транспорта и отстранение водителя от управления, запрет эксплуатации транспорта в связи с техническими неисправностями, представляющими опасность и пр.

Часть 3 статьи 13 гласит о том, что порядок реализации прав определяет федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, если предоставленные права не являются предметом регулирования федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ или Правительства России.

В части 4 статьи 13 указан перечень требований полиции (в виде запросов, предписаний и пр.), обязательных к исполнению для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан в установленные сроки.

С 1 января 2018 года из этого перечня были исключены требования, прописанные в пунктах 23 и 24 ч. первой 13-ой статьей закона, в связи с признанием тех утратившими силу.

Права сотрудников полиции

Обязанности и права полиции прописаны в статьях 12 и 13 закона соответственно. Рассмотрим подробнее права сотрудника, находящегося при исполнении (ч. 1 статьи 13 закона о полиции).

Сотрудник полиции, будучи при исполнении, вправе:

  • Требовать прекращения противоправных действий от лиц, их совершающих;
  • Проводить проверку документов граждан;
  • В рамках расследуемых преступлений и нарушений, а также на основании заявлений:
    • Вызывать или подвергать приводу граждан в отделение, проводить допросы;
    • Получать по мотивированному запросу требуемые сведения, документы, персональные данные и др. от гос. органов, общественных объединений, организаций и граждан;
    • Беспрепятственно посещать государственные органы, объединения и организации, знакомиться с интересующими документами и материалами, в т.ч. персональными данными лиц, имеющих отношение к расследованию;
  • Патрулировать улицы, публичные места, в случае необходимости — организовывать КПП, посты, заслоны и др. формы охраны порядка;
  • Требовать от граждан покинуть место преступления или происшествия, если это необходимо для обеспечения безопасности или проведения неких следственных или разыскных мероприятий;
  • Составлять протоколы о нарушениях, собирать доказательства;
  • Руководствуясь уголовно-процессуальным законодательством РФ, проводить следственные и иные мероприятия;
  • В процессе оперативно-разыскной деятельности производить изъятие документов, предметов, материалов и сообщений. Объявлять розыск и принимать соответствующие меры;
  • В рамках надзора примерять меры наблюдения за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
  • Вносить руководству и должностным лицам организаций предложения по устранению факторов, представляющих угрозу безопасности и несущих риск совершения преступлений или нарушений, обязательные к исполнению;
  • Доставлять граждан в полицию в целях решения вопроса о задержании, установления личности, защиты от непосредственной угрозы жизни и здоровью данного гражданина в порядке, предусмотренной частями 14 и 15 статьи 14 закона;
  • Доставлять граждан, которые находятся в общественном месте в сильном алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении в медицинские организации, также доставлять в больницу или полицию гражданина, находящегося в таком состоянии в помещении — по заявлению об угрозе жизни и здоровью от находящихся с ним людей; доставлять или направлять на медобследование граждан, подозреваемых в совершении преступления или нарушения, если заключение необходимо для установления неких существенных обстоятельств;
  • Доставлять лиц, не достигших совершеннолетия, если те совершили преступление, а также беспризорных и безнадзорных детей в центры временного содержания, специализированные учреждения либо отделение полиции;
  • При поступлении данных о наличии у гражданина запрещенных предметов (оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, наркотики, психотропы, яды и др.) — осуществлять досмотр граждан, транспортных средств, вещей, при обнаружении таких предметов и в случае отсутствия соответствующего разрешения на ношение и хранение — изымать. Также сотрудник полиции вправе участвовать в досмотре пассажиров железнодорожного, водного или воздушного транспорта, метрополитена а также досмотре багажа этих граждан в целях изъятия запрещенных к перевозке предметов и веществ;
  • Истребовать у различного рода производителей, организаций и т.д. образцов продукции, каталоги, технологическую документацию и др. информацию, необходимую для производства экспертиз;
  • Исследовать предметы и документы, свидетельствующие о готовящемся или совершенном преступлении или нарушении, документы, изъятые в связи с наличием признаков подделки, а также вещи с ограниченной оборотоспособностью, изъятые по причине отсутствия соответствующего разрешения. В зависимости от результатов проверки, перечисленные предметы возвращаются, приобщаются к материалам дела, передаются другим службам в соответствии с назначением или уничтожаются согласно законодательству РФ;
  • Проводить с применением техсредств (металлодетектеров) личный осмотр посетителей различных массовых и публичных мероприятий при входе на территорию по договоренности с организаторами;
  • Производить аудио-, фото- и видеосъемку, снимать отпечатки пальцев лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления и др. причинам, если установить их личность не удалось;
  • Останавливать транспорт, проверять документы на право пользования и управления а также проверять само транспортное средство и груз (права, ОСАГО, ПТС и др.), задерживать ТС, находящееся, например, в розыске, временно ограничивать, менять или запрещать дорожное движение и др.;
  • Проводить мероприятия по обеспечению безопасности на дорогах,ограничивать или запрещать проведение ремонта дорог и другие работы, задерживать транспорт и отстранять водителя от управления, запрещать эксплуатацию транспорта в связи с техническими неисправностями, представляющими опасность и пр.
  • Проверять места хранения, продажи а также соответствующие коллекции и выставки оружия и его составных частей, проверять документы на владение или пользование оружием;
  • Примечание: пункты 23 и 24 статьи 13-ой закона с 1 января 2018 года утратили свою силу. Однако вкратце следует отметить, что п. 23 прописывал порядок выдачи и аннулирования лицензии на оружие, а п. 24 — право беспрепятственного вхождения по служебному удостоверению в офисы частных детективов и профильные образовательные учреждения;
  • Обеспечивать безопасность в рамках защиты от террористической угрозы, используя специальные техсредства, здания и сооружения МВД, требовать от граждан соблюдения пропускного режима на охраняемых полицией объектах и территориях, осуществлять осмотр граждан, их транспортных средств и вещей при въезде-выезде и т.д.;
  • Участвовать в проверках, организуемых органами госконтроля в области транспортной безопасности;
  • Участвовать по запросу налогового органа или службы социального страхования в проверках, получая в том числе в качестве предупреждения или доказательства совершения преступления сведения, которые составляют налоговую тайну;
  • Применять меры по защите граждан (потерпевших, свидетелей, участников судебного процесса, судей, прокуроров, следователей и др. лиц);
  • В период военного или чрезвычайного положения применять временные ограничения, предусмотренные для таких ситуаций законодательством;
  • Получать, хранить и использовать базу геномной информации и отпечатков пальцев;
  • Использовать аудио-, фото- и видеофиксирующую аппаратуру и др. специальные техсредства, вести базы информации о лицах, проходивших по делам и материалам проверок, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах, в том числе банки данных других государственных органов и организаций и персональные данные граждан, если законодательством не установлено иное;
  • Привлекать граждан в качестве внештатных сотрудников, содействовать с лицами, конфиденциально оказывающими помощь полиции, награждать и поощрять граждан, оказавших содействие в раскрытии преступлений, задержании подозреваемых и т.д., привлекать в качестве консультантов специалистов различного профиля в случае необходимости;
  • Использовать возможности СМИ, сети Интернет и др. источников для размещения информации о розыске и в целях установления определенных обстоятельств;
  • Пользоваться беспрепятственно средствами связи госпредприятий и учреждений, а в случае безотлагательных обстоятельств — принадлежащими негосударственным организациям или гражданам;
  • То же касается транспорта: в случаях, не терпящих отлагательств (в целях пресечения преступлений, преследования лиц, доставления пострадавших в медицинское учреждение, отбуксировки пострадавших в ДТП транспортных средств, проезда к месту совершения преступления и т.д.) сотрудник полиции вправе воспользоваться транспортным средством, принадлежащим как государственному предприятию или учреждению, так и частной компании или гражданскому лицу. Предусмотрено возмещение понесенных расходов или материального ущерба по требованию владельца ТС;
  • Проводить проверку юрлиц и ИП, деятельность которых связана с оборотом наркотических средств или психотропных веществ.Выдавать соответствующие предписания и заключения.

Проверка документов по закону о полиции

Сотрудникам полиции предоставляется право проверять документы, удостоверяющие личность граждан (п. 2 ч. 1 статьи 13 закона), если имеются основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если есть повод к возбуждению в отношении них дела об административном правонарушении, основание для административного задержания (статья 27.3 КоАП РФ) либо задержания в качестве подозреваемого (статья 92 УПК РФ).

В части 4 статьи 5 рассматриваемого нами закона о полиции прописан порядок обращения сотрудника полиции к гражданину. Так, в этой ситуации полицейский обязан:

  • Назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
  • В случае применения мер, ограничивающих права и свободы гражданина, разъяснить ему причину и основания применения этих мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности.

Условия досмотра вещей и багажа

Правовое регулирование проведения досмотров обеспечивается положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ (статья 27.7) и рассматриваемым нами федеральным законом.

Проведение досмотра личных вещей проводится с соблюдением следующих правил:

  • Лицо, осуществляющее проверку, должно быть того же биологического пола, что и досматриваемое;
  • Досмотр должен проводиться в присутствии двоих понятых или фиксироваться на видео. Примечание: если есть подозрения о том, что у досматриваемого лица имеется оружие, взрывчатые вещества и др. опасные предметы, это требование может быть проигнорировано;
  • По факту проведения досмотра в обязательном порядке составляется протокол с указанием всех вещей, подвергавшихся досмотру;
  • Не допускается нарушение целостности (порча) вещей;
  • Протокол обязательно должен быть предоставлен для ознакомления досматриваемому лицу под подпись. Если гражданин отказался подписать документ, — выполняется соответствующая отметка;
  • Гражданин, чьи вещи или багаж были досмотрены, может требовать копию составленного протокола.

Обстоятельства, при которых сотрудники полиции вправе прибегнуть к личному осмотру гражданина:

  • Задержание, связанное с подозрением в совершении преступления или административного правонарушения;
  • Подозрение в совершении преступления или административного правонарушения без задержания лица в целях обнаружения орудия нарушения или преступления.

Также сотрудники полиции вправе проводить досмотр транспортных средств.

Скачать текст ст 13 ФЗ о полиции

Безусловно, роль полиции в обеспечении общественного порядка и безопасности крайне важна. Однако стоит учитывать человеческий фактор и пристрастие отдельных сотрудников полиции к превышению собственных полномочий.

Чтобы встреча с полицией не обернулась нарушением Ваших прав, предлагаем скачать Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О полиции» полностью или отдельно статью 13 закона, чтобы ознакомиться с правами и обязанностями стражей порядка России.

Комментарии и разъяснения к статье

Комментарии не являются нормативно-правовыми актами — это просто способ толкования норм права для их более удобного применения на практике.

Ввиду большого объема информации, широкого спектра регулируемых аспектов и положений, а также актуальности, изучающим Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» могут понадобиться дополнительные комментарии.

Еще по теме:

  • Все организации сухого лога Заводы и промышленные предприятия Сухого Лога Промышленность Сухого Лога на нашем сайте представлена следующими предприятиями: Промышленность Свердловской области в других […]
  • Пленум неустойка алименты Пленум неустойка алименты Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК […]
  • Защите прав потребителей страхование Защите прав потребителей страхование Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры […]
  • Ст 80 закона о центральном банке Статья 80. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации. Банк России […]
  • Просрочена лицензия на травматическое оружие штраф Штраф за просрочку лицензии на травматическое оружие Срок действия лицензии на травматическое оружие заканчивается 28 мая. 10 мая улетаю в отпуск,продлить не успеваю.Что делать? (Кто […]
  • Комментарий к уголовный кодекс рф 2014 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации Чтить Уголовный кодекс легче, если хорошо знаком с его содержанием. Предлагаем ознакомиться с научно-практическим комментарием к УК, […]