Досрочное погашение внешнего долга рф

За Путина В.В.

История одного Президента

Досрочная выплата и сокращение внешнего государственного долга

Среди заслуг и достижений В.В. Путина на посту Президента России очень важным и значимым для страны является досрочная выплата и значительное сокращение внешнего государственного долга.

Внешний государственный долг до 2000 года

Своего максимума внешний долг России достиг в 1998 году. После финансового кризиса 1998 г. его размер вырос до 146,4% от ВВП страны. В сумму внешнего долга РФ вошёл долг, оставшийся со времён бывшего СССР (более 50 млрд. долларов), а также заимствования, взятые в 90-х годах прошлого столетия. По состоянию на 1 января 2000 года сумма внешнего долга России составляла 158,7 млрд. долларов США.

Долговую проблему России кредиторы (страны-члены Парижского клуба и МВФ) пытались использовать для оказания давления на страну.

Досрочная выплата внешних долгов в 2004-2007 годах

• Первая досрочная выплата внешнего долга перед МВФ состоялась в 2001 году. Тогда была погашена задолженность Центробанка РФ в сумме 2,7 млрд. долларов США.

Благодаря увеличению мировых цен на сырьё, существенному росту доходов Российской Федерации от экспорта нефти и созданию в 2004 году Стабилизационного фонда РФ, стало возможным досрочно погасить многие внешние государственные долги. Их обслуживание обходилось стране довольно дорого. Досрочная выплата внешних долгов позволила России сэкономить гигантские суммы на процентах.

В период с 2004 по 2007 год России удалось погасить внешний государственный долг в следующих объёмах:

• 3,33 млрд. долларов. Долг МВФ, досрочно погашенный страной в 2005 году. Этот шаг не остался незамеченным международным рейтинговым агентством Standard & Poor’s, которое повысило рейтинг РФ до инвестиционного уровня.

• 22,5 млрд. долларов. Долг Парижскому клубу кредиторов, выплаченный РФ в 2006 году. Этому событию предшествовали длительные сложные переговоры о возможности и условиях досрочного погашения. По плану погашение указанного долга должно было состояться лишь в период 2012-2015 гг.

• 343,25 млн. долларов. Долг по сельхозкредиту перед США. Досрочно погашен Россией в 2007 году.

Таким образом, Россия избавилась от подавляющей части внешних долгов, в первую очередь, от наиболее обременительных, тех, что были взяты под высокие проценты.

Идея досрочного погашения Российской Федерацией государственного долга воспринималось в обществе неоднозначно и подвергалось критике многими политиками. Но запланированная программа была успешно завершена.

Последствия досрочного погашения Россией государственного внешних долгов

• Благодаря досрочной выплате внешних долгов, имидж России на мировой арене существенно укрепился. Российская Федерация смогла утвердить себя перед западными странами как страна с рыночной экономикой. Более того, в системе международных заимствований наша страна заняла позицию кредитора.

• Благоприятно сказалось досрочное погашение внешнего долга и на экономике России. Благодаря тому, что значительная часть долга была погашена досрочно, экономия денежных средств на процентных платежах составила крупную сумму (по оценкам Министерства финансов РФ – более 12 млрд. долларов). Высвобожденные средства были потрачены на финансирование ряда приоритетных социально-экономических проектов внутри России.

• Досрочное погашение РФ внешних долгов позволило стране значительно повысить и стабилизировать свой статус в «Большой восьмёрке» (G8) и финансовых организациях международного уровня.

Досрочная выплата Россией значительной части внешнего долга и его существенное сокращение – неоспоримое и важное достижение В.В. Путина как главы Российской Федерации.

Экономия от досрочного погашения внешнего долга РФ составит $2,15 млрд

МОСКВА, 3 апр — РИА Новости. Экономия бюджетных средств от досрочного погашения внешнего долга РФ в 2007-2008 годах составит около $2,15 миллиарда, говорится в материалах Минфина РФ, подготовленных к заседанию коллегии финансового ведомства в понедельник.

«Экономия расходов федерального бюджета за счет досрочного погашения части государственного внешнего долга РФ составит на период 2007-08 годов порядка $2,15 миллиарда», — отмечается в материалах.

По данным Минфина, в течение 2005 года объем государственного долга сократился до 14,8% ВВП с 23% ВВП. Доля государственного внешнего долга уменьшилась до 71,5% с 80,3% в общем объеме госдолга, внутреннего — соответственно выросла до 28,5% с 19,7%.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

​Надо ли России полностью погашать внешний долг?

Россия собирается полностью погасить внешний долг до конца этого года. Зачем это делается и к каким последствиям для экономики и валютного курса может привести?

Как стало известно в середине февраля, Россия рассчитывает погасить весь внешний долг до конца 2017 года. Речь идет о 125 млн долларов долга, унаследованного от СССР, странам СЭВ и недавно выплаченных 60,1 млн долларов тем же странам. Сумма эта, на фоне общего внешнего долга России (более полутриллиона долларов, из которых 470 млрд приходится на корпоративный сектор), незначительна. А вот окончательное покрытие всего государственного долга в 51,2 млрд долларов, которые Министерство финансов готовится выплатить летом 2017 года, — куда более существенное событие.

Формального объяснения причины досрочного погашения задолженностей так и не поступило. Поэтому, похоже, март будет ознаменован гаданиями на кофейной гуще. И от точности догадок экономистов, хорошо это или плохо, может зависеть масса вещей, в том числе доходность государственных евробондов.

Самыми популярными точками зрения являются улучшение имиджа России и техническая сложность выплаты внешнего долга. По мнению члена наблюдательного совета группы АТБ Сергея Дубинина (кстати, бывшего председателя ЦБ РФ), это достаточно сложная процедура, и в том, что она растянулась на 20 лет, нет ничего удивительного. Впрочем, имидж России на финансовых рынках — понятие эфемерное, а техническая процедура выплаты внешнего долга является вопросом договоренностей российских властей с кредиторами и эффективности Внешэкономбанка и Международного банка экономического сотрудничества, созданного в рамках СЭВ и сейчас активно работающего со странами Восточной Европы.

Исходя из логики государственных взаимоотношений, причины досрочного погашения задолженности (которое, кстати, далеко не всегда выгодно кредиторам, в нашем случае — совсем не выгодно) могут быть политическими, техническими и стратегическими. Полагаю, в отношении текущего вопроса справедливы все три причины, но в разной степени.

Техническая причина — это стремление распорядиться накопившейся валютной ликвидностью, чтобы не создать переизбытка валюты на рынке и тем самым не позволить национальной валюте излишне укрепиться. Если эта причина является приоритетом, уже в апреле мы можем наблюдать более решительные интервенции монетарных властей на валютном рынке. Объективные причины для этого — неплохая динамика рубля. Средневзвешенный текущий биржевой курс рубля (то есть медиана, высчитанная из данных по максимальному и минимальному рублевому предложениям по SPOT-сделкам с расчетом на завтрашний день) по итогам января — февраля растет приблизительно на полрубля в месяц. И пока эта динамика не прервана. С точки зрения банковского регулятора представляется совершенно логичным выбрать момент очередных налоговых выплат экспортеров и провести несколько серьезных интервенций, чтобы снизить курс рубля, назвав его «коррекцией». Принимая во внимание стабильный приток капитала и хорошую динамику цен на нефть, рубль восстановится до комфортного для бюджета курса в 59—60 рублей за доллар в течение двух недель.

Политические причины куда сложнее. Если текущий разворот США от развитых стран (напомню, что из пяти крупнейших торговых партнеров США три — Германия, Швейцария и Япония — являются развитыми странами) к развивающимся примет не только экономический, но и политический характер, Россия, возможно, будет стремиться завязать новые торговые отношения на более выгодных для себя условиях, нежели они всегда существовали. Не имея государственного долга как фактора недоверия, российские власти, возможно, смогут выторговать ряд преференций для корпоративного сектора, долги которого в 9 раз больше государственного долга. Возможно, им даже удастся вернуть доступ российских компаний на рынок капитала и даже обговорить более надежные условия иностранных заимствований. Прямые инвестиции США в Россию маловероятны, российские власти к ним и не стремятся.

Наконец, стратегической причиной может быть подготовка к возобновлению внешних заимствований, в том числе и посредством выпуска еврооблигаций, и меры, направленные на приток внешних инвестиций. Впрочем, пока эта причина видится наименее вероятной. Портфельные инвестиции продолжают расти, однако ни деловой среде, ни финансовым рынкам от этого лучше пока не становится. Индекс производства, высчитываемый Росстатом ежемесячно, перестал расти еще в декабре, а ключевые проблемы России, всегда отпугивающие инвесторов (высокий уровень участия государства в экономике, слабая защита прав инвесторов, несовершенство судебной системы и прочее), с 2009 года не исчезли и менее актуальными не стали. Вкупе с резким падением цен на нефть, связанным с рекордным количеством запасов сырой нефти в США (под 8 марта они подскочили до более чем 9 млн баррелей), оживления прямых инвестиций в Россию, скорее всего, придется ждать еще долго. А вот направление денег на погашение внешнего долга, вместо внутренних инвестиций, вполне может остановить вроде бы начавшийся процесс диверсификации российской экономики. В любом случае, если эта причина — главная, то в момент выплаты госдолга ни финансовые рынки, ни граждане особых изменений не почувствуют. Однако связь между рублем и ценами на нефть укрепится еще больше, и тогда российская экономика станет более уязвимой.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Досрочное погашение внешнего долга рф

Данный платеж осуществлен в соответствии с условиями соглашения между правительством России и правительствами стран-кредиторов Парижского клуба о досрочном погашении части задолженности РФ. ВЭБ по поручению Минфина России произвел платеж Германии, крупнейшему кредитору России. Данный досрочный платеж является первым в рамках осуществления досрочного погашения, общая сумма которого составит 15 млрд долл.

Напомним, что платежи осуществляются из средств Стабфонда РФ, объем которого, по неофициальным данным, на 1 июля 2005г. составил 617,9 млрд руб., и за июнь с.г. фонд уменьшился на 336,6 млрд руб.

Как известно, 13 мая с.г. Россия подписала соглашение с Парижским клубом стран-кредиторов о досрочном погашении части долга в размере 15 млрд долл. по номиналу. Планируется, что все платежи Россия проведет до 20 августа 2005г. Общий долг России перед Парижским клубом составляет 43 млрд долл., почти половина из этой суммы приходится на Германию. Плановое погашение долга РФ перед Парижским клубом назначено на 2012-2015гг.

Как заявил ранее министр финансов РФ А. Кудрин, в случае досрочного погашения долга перед Парижским клубом Россия сэкономит 2,25 млрд долл. на процентных выплатах в 2006-2008 гг., а общая экономия до 2020 года составит около 6 млрд долл. Члены Парижского клуба также взяли на себя обязательства не выпускать облигации, обеспеченные задолженностью России, в течение полутора лет. «В течение 18 месяцев все страны-кредиторы воздержатся от секъюритизации российского долга. После этого страны будут ожидать дополнительных предложений от России, и если такие поступят, то мораторий — еще на шесть месяцев», — отметил А. Кудрин.

Большинство аналитиков также сходятся во мнении, что России выгодно досрочное погашение внешнего долга, так как это повысит кредитный рейтинг РФ для международных рейтинговых агентств, а также может открыть для российских компаний возможности для большего привлечения инвестиций.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Внешний долг Российской Федерации

Структура внешнего долга России с точки зрения истории его возникновения (как он формировался) и состава имеет принципиальное, существенное значение, так как к «старому» (унаследованному от СССР) и «новому» (собственно российскому) внешнему долгу со стороны кредиторов применяются разные подходы: реструктурированию (или списанию) подлежит (или может подлежать) только унаследованная от СССР часть внешнего долга, а «новый» (собственно российский) внешний долг не списывается и не реструктурируется.

Бывший СССР в послевоенный период был и крупным кредитором, и практически идеальным заемщиком: свои внешние заимствования он осуществлял умеренными темпами и обслуживал внешний долг строго по графику, и только в период 1985—1991 гг., т.е. в последние годы существования СССР, произошел резкий рост масштабов внешнего долга страны. Следует отметить одновременно с этим, что подлинные фактические данные о размерах внешнего долга СССР и его обслуживании, а также внешних активах страны длительное время были в основном закрыты для объективного анализа и в полной мере были проанализированы только в 90-х гг. XX в.

Исторический экскурс. В первые послевоенные (после 1945 г.) годы Советский Союз имел возможность получить значительные финансовые ресурсы, присоединившись к так называемому плану Маршалла, рассчитанному на поддержку европейских государств, пострадавших в результате Второй мировой войны. Использование этих финансовых ресурсов позволило бы ускорить восстановление разрушенного народного хозяйства страны, однако руководство СССР избегало какой-либо внешней зависимости и ориентировалось на внутренние факторы экономического роста. В течение пяти послевоенных лет СССР получил только два кредита: от США в 1945 г. и от Швеции в 1947 г. Отсутствие внешних заимствований в этот период в определенной степени смягчалось поступлением репарационных платежей из Германии и ее бывших военных союзников.

В 1950-х гг. принципиальных изменений в политике СССР в отношении внешних заимствований не произошло. Правительство в относительно небольшом объеме использовало краткосрочные и среднесрочные фирменные кредиты для финансирования импорта, предоставляя со своей стороны банковские кредиты импортерам. Некоторое смягчение международного политического климата и одновременно рост экономического потенциала страны способствовали тому, что с начала 1960-х гг. для оплаты импортного оборудования для крупных объектов начали использоваться прямые долгосрочные кредиты банков ведущих промышленно развитых стран.

Эти кредиты пошли на оплату поставок оборудования для химической и легкой промышленности, при этом кредиты обеспечивали 85% всех поставок, а остальные 15% СССР оплачивал самостоятельно. Подобная практика получила свое развитие и в дальнейшем, благодаря чему были построены многие крупные промышленные предприятия, игравшие структурообразующую роль в своих отраслях (например, кредиты на оплату товарных поставок и услуг автомобильного концерна «Фиат» для строительства Волжского автомобильного завода в Тольятти).

В результате нерешенности накопившихся экономических проблем, ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры в конце 1980-х гг. экономическое положение СССР начало быстро ухудшаться. Например, цена на нефть упала с 30 долл, за баррель в начале 1980-х гг. до 10 долл, в 1986 г. Резко снизились цены на газ и ряд других важнейших топливно-сырьевых товаров. Произошло резкое сокращение золотовалютных резервов — с 15,3 млрд долл, в 1988 г. до 7,6 млрд долл, в 1991 г. В 1990 г. было продано золота на 2,7 млрд долл, ив 1991 г. — на 3,8 млрд долл. Правительство СССР для решения платежных проблем даже пошло на массированную продажу золотых запасов государства. Возникли сложности с погашением взятых иностранных кредитов.

Впервые о масштабах внешнего долга СССР было объявлено в конце 1990 г. при обсуждении Государственного бюджета на 1991 г., где отмечалось, что для обеспечения предусмотренных доходов бюджета необходимо увеличить задолженность до 39 млрд руб. по официальному курсу (55 коп. за 1 долл.), т.е. до 71 млрд долл. Свой вклад в возрастание внешнего долга СССР внесла проводившаяся в этот период экономическая политика, не обеспеченная соответствующими ресурсами. В частности, осуществление «политики ускорения» во второй половине 1980-х гг. привело к резкому увеличению государственных капиталовложений, в основном в тяжелую промышленность, росту незавершенного капитального строительства, уменьшению доли потребительских товаров в импорте. При этом осуществление крупных социальных программ и заметное повышение заработной платы не обеспечивалось необходимыми товарными ресурсами. Развитию экономического кризиса способствовали и другие факторы: непродуманная антиалкогольная кампания, приведшая к потере значительной части доходов госбюджета, чернобыльская катастрофа, землетрясение в Армении, ошибки в финансовой политике (стирание граней между безналичным и наличным денежным оборотом, сохранение огромных дотаций неэффективным производствам, распыление инвестиций), усиливавшие инфляционные процессы.

Еще одной причиной усиления долговой зависимости СССР стала сама необходимость выплаты внешней задолженности. В структуре последней преобладали кратко- и среднесрочные кредиты коммерческих банков, что делало достаточно высокой цену этих кредитов (в среднем около 8% годовых). Платежи по внешнему долгу выросли в 1986-1991 гг. в 2,5 раза и составили около 60 млрд долл. Однако это не привело к сокращению долга: значительная часть вновь привлекаемых внешних ресурсов уходила на его обслуживание (что, как уже отмечалось в настоящем учебнике, является существенным признаком долговой экономики).

Реальный анализ динамических рядов внешнего долга Российской Федерации стал возможным только с 1993 г., когда был урегулирован вопрос о правопреемстве внешнего долга СССР.

Если считать внешний долг РФ по международной методологии, когда в его состав включается внешний долг федеральных органов управления, регионов (субъектов Федерации), банковской системы России, нефинансовых предприятий (как это осуществляется Центральным банком РФ), то на 1 января 2001 г. он оценивался в 157,4 млрд долл.

По методологии Министерства финансов РФ (в соответствии с которой в состав внешнего долга России включался долг Парижскому клубу, долг государствам — не членам Парижского клуба, долг бывшим странам — членам СЭВ и Югославии, коммерческий долг, долг международным финансовым организациям, ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, долг по кредитам Центрального банка РФ) внешний долг РФ оценивался на 1 января 2001 г. в 143,3 млрд долл. Затем он начал сокращаться и на 1 января 2002 г. он составлял 130,0 млрд долл., на 1 января 2003 г. — 122,1 млрд долл., а на 1 января 2004 г. — 119,1 млрд долл. На 1 января 2007 г. он уже сократился до 52 млрд долл.

Однако следует отметить, что внешний долг РФ (как по оценкам Центрального банка РФ, так и Министерства финансов РФ) в начале XXI в., как уже отмечалось в настоящей главе, даже в наиболее сложном 2001 г. был не самым крупным. В настоящее время в мире есть десятки стран, тяжесть обслуживания внешнего долга у которых в несколько раз превышает тяжесть этой проблемы у России. По имеющимся оценкам, даже в 2003 г. (год самых больших выплат по внешнему долгу) выплаты России по внешнему долгу составляли лишь 6% ВВП (по этому показателю РФ находилась на 62-м месте в мире).

Для того чтобы объективно оценить современную ситуацию с внешним долгом России, необходимо обратиться к истории распада СССР, наследования Россией союзного долга и формирования собственного долга России. После распада СССР на 1 января 1992 г. внешний долг страны составлял 81 млрд долл. Затем с учетом накопившихся процентов он оценивался уже в 103 млрд долл. Этот старый советский долг на 64% состоял из долга правительствам зарубежных государств и на 36% — из долга коммерческим банкам и фирмам.

В 1991 г. после распада СССР проблемой стали не только сами масштабы внешнего долга страны, но и исчезновение прежнего должника как юридического лица и субъекта международных экономических отношений, со всей очевидностью встал вопрос о том, кто наследует советский внешний долг.

Примеры из истории. В мировой практике ранее были примеры того, как при распаде некогда крупных государств на несколько самостоятельных стран приходилось решать проблему старого долга. Так, после распада Османской империи окончательное решение о разделе внешнего долга между новыми государствами (Грецией, Югославией, Сирией, Ливаном, Ираком и др.) было принято на международной конференции лишь в 1924 г. [1] [2]

• примерно половина этого долга относилась к категории так называемых безнадежных долгов (связанных прежде всего с поставкой в эти страны вооружений и др.).

Ясно, что если при этом исчезал субъект, которому нужно было возвращать долг (СССР), то еще яснее было, что по частям (России, Украине, Грузии и другим республикам бывшего СССР) получить долги других государств оказывается практически невозможным или чрезвычайно сложным. Поэтому позитивным шагом явилось то, что в 1992 г. Россией был подписан ряд двусторонних соглашений с другими республиками бывшего СССР о переоформлении на нее соответствующих долей как внешнего долга, так и активов бывшего союзного государства. Дольше других переговоры в данной области велись с Украиной, однако в 1993 г. эти вопросы удалось урегулировать и с ней.

Однако в последующий период начал расти уже собственный внешний долг России. При этом соотношение между старым (союзным) и новым (собственно российским) внешним долгом стало изменяться в пользу собственно российского (удельный вес которого в совокупном долге возрастал): если в 1996 г. на него приходилось примерно 19%, в 1999 г. — более ‘/3 совокупного внешнего долга России, а в 2002 г. — уже 45%.

В 2000-х гг. в масштабах и структуре внешнего долга РФ произошли существенные изменения, связанные с отношениями России с основными кредиторами, к которым относятся.

1. Так называемые официальные кредиторы — страны, входящие в состав Парижского клуба ведущих стран-кредиторов, и вне-клубные кредиторы (страны, не входящие в состав Парижского клуба).

2. Коммерческие банки, входящие в состав так называемого Лондонского клуба.

3. Коммерческие фирмы (так называемый Токийский клуб).

Парижский клуб, объединяющий ведущие страны-кредиторы,

возник в 1956 г., когда руководители этих государств стали проводить нерегулярные совещания, связанные с решением долговых проблем. Первое подобное совещание прошло в Париже с целью избежания банкротства Аргентины. Основной задачей Парижского клуба является предоставление рассрочки государственных или гарантированных государством долгов с тем, чтобы помочь стране, переживающей экономические трудности, избежать объявления ее несостоятельным должником, восстановить ее кредитоспособность, чтобы она вновь получила возможность брать займы за рубежом. Парижский клуб имеет тесные связи с МВФ. На практике ни одно правительство не может прибегнуть к арбитражу и помощи Парижского клуба, не получив предварительного резервного кредита от МВФ (это должно гарантировать стремление страны-должника исправить финансово-экономическое положение в кратчайший срок). Для того чтобы отсрочить выплаты по долговым обязательствам или изменить их структуру, и Парижский клуб, и коммерческие банки ведущих стран мира требуют от должников согласиться выполнять соответствующие стабилизационные программы МВФ.

К 2001 г. Парижский клуб принял решения о рассрочке долгов 77 государств на сумму около 400 млрд долл, (всего 348 соглашений).

В 1997 г. Российская Федерация стала 19-м членом Парижского клуба. На первых этапах Россия занимала в нем двойственное положение — она выступала в качестве крупного кредитора и одновременно в качестве крупного должника. Действительно, долг РФ странам — членам Парижского клуба на 1 января 2002 г. составлял 41,2 млрд долл. При этом долговые обязательства по отношению к России других стран, имеющих официальные соглашения с Парижским клубом, в момент вступления РФ в указанный клуб оценивались в 52 млрд долл. Наиболее крупными должниками России в рамках Парижского клуба являлись Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия (их совокупный долг России составлял около 20 млрд долл.).

Учитывая отмеченные направления и механизм деятельности Парижского клуба, вступление России в эту организацию имело позитивные моменты, связанные с возможностью увеличения выплат по долгам других стран (имеющих официальные отношения с Парижским клубом) России. Если эти страны не выполнят своих обязательств по долгам, то может произойти свертывание в них международных финансовых программ (кроме того, к ним могут быть применены другие меры воздействия со стороны государств, входящих в Парижский клуб).

Однако вступление России в Парижский клуб было сопряжено с рядом проблем негативного характера. В частности, Россия должна была списать определенную часть долгов странам, имеющим отношения с Парижским клубом. При этом дисконт (скидка) при списании зависит от уровня развития страны-должника и удельного веса военных поставок в сумме долга (от 35 до 80%). В целом в связи с присоединением России к Парижскому клубу общая сумма задолженности развивающих стран (имеющих отношения с данным клубом) перед РФ сокращалась с 52 млрд долл, до 12 млрд долл.

В целом присоединение России к Парижскому клубу повысило объем платежей, которые РФ получает от стран-должников (Алжира, Вьетнама, Индонезии, Монголии и др.). Увеличилось и число стран-должников, выполняющих свои обязательства перед Россией. Так, например, Йемен не платил по своим долгам России уже с начала 1990-х гг. (так же как и остальным своим кредиторам), а на РФ при-холилось 80% (6,5 млрд долл.) всего внешнего долга Йемена. С 2001 г. платежи Йемена возобновились. Остальные четыре крупнейших должника России в рамках Парижского клуба выплачивали на протяжении 1990-х гг. в лучшем случае */5 оговоренной в соглашениях суммы. (В целом в 1992—2000 гг. Россия должна была получить из развивающихся стран в погашение долгов почти 96 млрд долл., однако реальные выплаты за весь этот период составили менее 16 млрд долл.)

Серьезной проблемой для России было реструктурирование долга Парижскому клубу. Поиски согласия Парижского клуба на пересмотр и реструктуризацию обязательств России по внешнему долгу бывшего СССР были затруднены тем, что Россия формально не относилась к категории стран, которые по методологии Парижского клуба могут рассчитывать на льготные варианты переоформления своего долга. Россия претендовала на списание ‘/3 задолженности клубу (по аналогии с соглашением с Лондонским клубом 2000 г.), однако это осуществить не удалось, поскольку существенно возросли мировые цены на традиционные товары российского экспорта (прежде всего нефть и газ), финансовые возможности России улучшились, что дало странам-кредиторам аргументы для того, чтобы не списывать часть российского долга, а поставить вопрос о его выплате российской стороной.

На 1 января 2005 г. долг России Парижскому клубу составлял 43,1 млрд долл, (в том числе на Германию приходилось 20,3 млрд долл., на Италию — 5,7 млрд, Японию — 3,7 млрд, США — 3,5 млрд, на Францию — 3,4 млрд долл.). 2005—2006 гг. стали периодом полных и окончательных расчетов Российской Федерации с Парижским клубом, а также с МВФ. В январе 2005 г. РФ досрочно выплатила МВФ 3,3 млрд долл, и ликвидировала свою задолженность перед Международным валютным фондом. В июле 2005 г. Россия досрочно выплатила Парижскому клубу 15 млрд долл., а в августе 2006 г. рассчиталась с Парижским клубом окончательно. При этом Россией была выплачена премия крупнейшим странам-кредиторам (Германии, Франции, Нидерландам и Великобритании) в размере 1 млрд долл, за досрочное погашение долга (как частичная компенсация за недополученные ими проценты по кредитам). По оценкам, общая экономия для России от досрочного погашения долга перед Парижским клубом составляет 7,7 млрд долл.

Лондонский клуб кредиторов занимается вопросами урегулирования задолженности перед частными коммерческими банками. Именно на этом рынке проводятся активные операции по скупке долговых обязательств, игре на повышение и понижение при их покупке и продаже, при этом ведущие банки нередко проводят свои операции во взаимодействии со своими правительствами.

Основными методами решения долговых проблем у Лондонского клуба являются:

• отсрочка погашения долгов;

• предоставление возобновляемых (так называемых ролловерных) кредитов;

• списание определенной части (или всего) долга;

• погашение кредитов должниками (наиболее простой способ решения долговых проблем).

В 1994 г. на сессии МВФ в Мадриде было решено, что в качестве должника от России перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк (ВЭБ). В 1995 г. Правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР на сумму 32,3 млрд долл, (основной долг — 24 млрд и 8,3 млрд долл. — проценты по долгу) сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом (в течение которого нужно было уплачивать лишь проценты по льготной ставке). Одновременно с этим была начата работа по выверке задолженности, что включало анализ около 27 тыс. отдельных долговых требований в 15 валютах.

Итогом этой работы стало подписание в конце 1997 г. Россией с Лондонским клубом соглашения о реструктуризации задолженности бывшего СССР (т.е. старого долга) членам Лондонского клуба, учитывающего все предварительные договоренности.

Сумма долга России Лондонскому клубу была разбита на две части: 1) долг (Principal Loan) был оформлен в ценные бездокументарные бумаги; 2) проценты по этому долгу были оформлены в бумажные процентные облигации (Interest Accrual Notes, IAN). Эмитентом этих бумаг был Внешэкономбанк, но они были приравнены по своему статусу к долговым обязательствам государства и зарегистрированы на Люксембургской бирже. Агентом по обслуживанию реструктуризации основного долга стал Bank of America, агентом по обслуживанию процентных облигаций — Chase Manhattan Bank, агентом по завершению сделки и осуществлению первоначальных платежей по Лондонскому клубу — Deutsche Bank.

В феврале 2000 г. с представителями Лондонского клуба было подписано соглашение, в соответствии с которым России было списано 36,5% с общей суммы долга, составлявшей 31,8 млрд долл. (Россия при этом настаивала на списании 40% общей суммы долга, а представители Лондонского клуба — на только 35%. Поэтому списание долга на 36,5% означало фактически минимальную уступку со стороны кредиторов.) При этом изменились качество и ответственность по оставшейся несписанной части долга — если раньше по этому долгу отвечал Внешэкономбанк, то после подписания указанного соглашения — Правительство РФ. Были выпущены новые еврооблигации (евробонды) России на общую сумму 21 млрд долл., из них облигации со сроком погашения в 2010 г. на сумму 2,8 млрд долл, и в 2030 г. — на сумму 18,2 млрд долл. Проценты по этим новым еврооблигациям стали начисляться с 31 марта 2000 г.

Третья группа российских долгов — коммерческая торговая задолженность (в 2001 г. она оценивалась в 9,3 млрд долл.) — долг так называемому Токийскому клубу. Правительство РФ признало эту группу долгов позже всех остальных частей долга бывшего СССР — в октябре 1994 г. Из-за того что переговоры по коммерческой торговой задолженности начались только в декабре 1996 г., образовался большой временной интервал, в течение которого кредиторы были в неведении относительно реальности погашения этой задолженности. В связи с этим некоторые фирмы-кредиторы продавали задолженность по ценам 15—20% от номинала или самостоятельно искали другие пути решения своих проблем в Правительстве РФ. Одновременно с этим соответствующая комиссия Правительства РФ составляла списки первоочередных платежей и одновременно принимала решения о расходовании активов бывшего СССР, не учтенных в доходной части государственного бюджета вообще или учтенных по официальному курсу рубля еще Госбанка СССР с пересчетом в рубли по текущему валютному курсу. В настоящее время торговые операции с данной категорией задолженности разрешены при следующем условии: после выверки Внешэкономбанка возможна только переуступка прав требования без изменения держателя в реестре ВЭБ. Поэтому данный инструмент еще не имеет форму ценной бумаги.

В последние годы России удалось на двусторонней основе решить ряд проблем внешнего долга и с другими кредиторами. Это касается, в частности, долговых обязательств СССР другим странам — бывшим членам Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Так, успешным было решение долговых проблем в отношении Чехии и Германии. Достигнутое в 2001 г. соглашение России и Чехии включало продажу долга по низкой цене, означающей фактическое списание значительной его части, использование свопа «долг — поставки электричества». Правительство Чехии продавало обязательства по долгу в сумме 2,5 млрд долл, чешской компании «Фалькон» за 545,7 млн долл., которую компания обязывалась полностью выплатить ему в 2002 г. При этом Россия оплачивала компании «Фалькон» эти обязательства поставками электричества от РАО «ЕЭС», которые по рыночным ценам оценивались примерно в 800 млн долл., причем Правительство РФ оплачивало эти поставки РАО «ЕЭС» из государственного бюджета. Кроме того, в соответствии с заключенным соглашением, Россия выплатит Чехии 400 млн долл, по графику до 2020 г. без начисления процентов. Также без начисления процентов 700 млн долл, будет возмещено до 2020 г. поставками российских товаров в Чехию. По оценкам специалистов, фактический размер сокращения долговых обязательств России по этому соглашению составил 46% начальной суммы.

В переговорах между Россией и Германией по поводу долга бывшей ГДР немецкая сторона оценивала его в размере 6,5 млрд долл., российская же сторона соглашалась на сумму несколько больше — 3 млрд долл. Германия даже предлагала воспользоваться для урегулирования этой задолженности механизмом свопа «долг — инвестиции». В конечном итоге в апреле 2002 г. было достигнуто согласие об итоговой сумме в 500 млн евро, которую Россия выплачивала в течение трех лет. Такого рода договоренность создала важный прецедент на будущее с точки зрения дальнейшего решения долговых проблем России.

Обслуживание внешнего долга — серьезная проблема для экономики России. Фактические платежи по внешнему долгу составляли: в 1992 г. — 3,6 млрд долл., а в 2002 г. — уже 17,3 млрд долл. Только в 2001—2003 гг. Россия выплатила (вместе с процентами) 56 млрд долл. Вместе с тем степень остроты этой проблемы с начала 2000-х гг. в значительной мере снизилась. В целом за период 1998—2008 гг. государственный внешний долг России сократился более чем в 5 раз. Успешным выплатам по долговым обязательствам и сокращению суверенного внешнего долга России способствовало существенное улучшение внешнеэкономической конъюнктуры (связанное прежде всего с ростом мировых цен на нефть и другие топливно-сырьевые ресурсы начиная с 1999 г.).

Однако одновременно с сокращением государственного внешнего долга России растет частный (корпоративный) внешний долг. Если в начале 1999 г. государственный внешний долг был в 5 раз больше, чем корпоративный внешний долг, то к середине 2005 г. корпоративный внешний долг уже был на 16,5% больше государственного внешнего долга.

По данным Банка России, на 1 января 2012 г. совокупный внешний долг России составил 545 млрд долл. При этом государственный внешний долг составлял только 33,0 млрд долл. В результате за счет быстрого роста корпоративного внешнего долга характерной становится негативная тенденция к росту совокупного (государственного и корпоративного) внешнего долга России. В кризисный период с начала 2009 г. несколько возрос и государственный внешний долг.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте содержание понятия «современная долговая экономика».

2. Покажите различия в методах подхода к определению внешнего долга.

3. Охарактеризуйте масштабность проблемы внешнего долга в современной мировой экономике.

4. По каким основным показателям можно судить о степени тяжести внешнего долга для экономики стран современного мира?

5. Раскройте суть экономической ситуации, которую определяют как «долговая петля».

6. Охарактеризуйте проблемы государственного внешнего долга в экономике СССР.

7. Покажите изменения в соотношении старого (советского) и нового (собственно российского долга) в совокупном государственном внешнем долге Российской Федерации.

8. Что представляет собой Парижский клуб, и как складываются отношения России с этим клубом?

9. Охарактеризуйте отношения России с Лондонским клубом кредиторов.

10. Оцените изменения в динамике внешнего долга России в период с начала 1990-х гг.

  • [1] От общей суммы союзного долга к началу 1992 г. на Россию (РСФСР) приходилось 61,3% (на Украину — 16%, на остальные республики бывшего СССР приходились меньшие доли). При этом реально по своим долгам платила только Россия (около 9 млрд долл, в год), остальные республики бывшего СССР свою долю (около
  • [2] млрд долл.) не платили. Однако при этом существовала другая проблема — кроме пассива — внешнего долга СССР — были и активы — обязательства других стран по отношению к СССР, золотовалютные резервы СССР, имущество СССР за рубежом. В начале 1992 г. обязательства других стран по отношению к СССР оценивались более чем в 142 млрд долл. При этом существовал ряд проблем: • только 40% этих союзных активов были выражены в свободно конвертируемой валюте;

Еще по теме:

  • Каким органом производится усыновление ребенка Статья 125. Порядок усыновления ребенка Информация об изменениях: Федеральным законом от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ в статью 125 настоящего Кодекса внесены изменения Статья 125. Порядок […]
  • Дополнительные услуги страхования Что делать, если вам навязывают дополнительную страховку Автовладельцы продолжают обвинять страховые компании в навязывании дополнительных услуг при покупке ОСАГО и сетовать на трудности с […]
  • Статьей 236 ук рф Статьей 236 ук рф Почему бы не купить платья с доставкой? Говорят тут она бесплатная Статья 236. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил Комментарий к статье 236 УК РФ. 1. Объект […]
  • Доверенность у нотариуса для адвоката Как составить заявление нотариусу об отзыве доверенности, оформленной на адвоката? Я проживаю с 1991 года в Германии. В России имеется квартира, приватизированная в 1992году моими […]
  • График развода мостов дворцовый Александра Невского Год основания: 1959 — 1965Длина моста: 629 м.Ширина: 35 м. Стратегически постройка моста была необходима для того, чтобы решить транспортные проблемы Малой Охты. […]
  • Земельный участок в белгороде купить Купить земельный участок в Белгороде Вчера 15:30 | Купить земельный участок большой площади в Белгороде переулок Томаровский 1-й, дом 20 Продаётся участок ИЖС в м-не Юго-Западный. Все […]