Договор услуги на стоянку авто

Оглавление:

Договор услуги на стоянку авто

_______, именуемый в дальнейшем «Исполнитель», в лице ________ действующего на основании ________, с одной стороны, и гр-н ________, именуемый в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, заключили между собой настоящий договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. По настоящему договору «Исполнитель» обязуется предоставить «Заказчику» на своей территории по адресу: ________ бокс для стоянки автомашины марки ______ госномер ______ и осуществлять охрану указанного автомобиля своими силами и средствами за все время нахождения автомобиля на стоянке, в период с «___»__________ 200__ г. по «___»___________ 200__ г.

2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

2.1. Обязанности «Исполнителя»:

— принимать указанный автомобиль на стоянку в любое время в период с «___»_________ 200__ г. по «___»_________ 200__г. с отметкой лица, осуществляющего пропуск автомобилей на охраняемую территорию, на бланке согласованной сторонами формы времени нахождения автомобиля на охраняемой стоянке «Исполнителя» и подписи указанного лица;

— за все время нахождения автомобиля на охраняемой стоянке «Исполнителя»последний осуществляет охрану указанного автомобиля с целью недопущения порчи, гибели, разукомплектования автомобиля, иного причинения «Заказчику» имущественного ущерба;

— нести полную материальную ответственность за ущерб, причиненный Заказчику порчей, гибелью, разукомплектованием или иными причинами за все время нахождения автомобиля на охраняемой стоянке «Исполнителя», в том числе угоном и иными преступными посягательствами третьих лиц.

2.2. Обязанности «Заказчика»:

— за услуги, предусмотренные п.п. 1.1., 2.1. настоящего договора ежемесячно оплачивать «Исполнителю» вознаграждение в размере ________ рублей из расчета ________ за _______.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

3.1. За ненадлежащее или неисполнение обязанностей, возложенных на Исполнителя настоящим договором, последний несет имущественную ответственность в полном объеме, включая неполученную прибыль и упущенную выгоду.

От ответственности за причиненный материальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем своих обязанностей, последний освобождается только в случае умысла Заказчика, способствовавшего причинению такого ущерба.

3.2. За нарушение Заказчиком п. 2.2. настоящего договора Исполнитель вправе потребовать от Заказчика уплаты пени за просрочку оплаты вознаграждения в размере _____________ % за каждый день просрочки.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до «___»____________ 200__ г.

4.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон.

4.3. Досрочное расторжение договора допускается по соглашению сторон.

5. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА СТОРОН

5.1. «Исполнитель» — ___________________________________________

5.2. «Заказчик» — ______, проживающий ______, имеющий паспорт серии ____ №___, выданный ________.

Договор хранения автомобиля на стоянке: образец оформления

Деятельность относительно хранения автомобилей на стоянке регламентируется положениями Гражданского кодекса РФ, а также специализированными актами — Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 795 от 17 ноября 2001 года.

По длительности хранения автостоянки различаются на:

  • долгосрочные — хранение транспортного средства осуществляется на постоянной основе и предусмотрено для лиц, проживающих в соответствующем населенном пункте;
  • сезонные — предназначены для временного хранения автомобилей в зонах отдыха;
  • дневные — преимущественно соответствующие стоянки расположены при вокзалах, портах, спортивных, торговых, зрелищных учреждениях и в местах массового отдыха;
  • ночные — предусмотрены для временного хранения транспортных средств на тупиковых и малонагруженных улицах.

Лицо (заказчик), которое имеет намерение воспользоваться услугой по хранению автомобиля на стоянке для личных, семейных и других нужд должен обратиться к исполнителю — учреждению или индивидуальному предпринимателю, которые оказывают услуги в сфере хранения автотранспортных средств, для заключения специального договора.

Особенности договора

Исполнитель до официального заключения договора на стоянку транспортного средства обязан предоставить потенциальному клиенту полную и достоверную информацию о соответствующих услугах. Сведения должны быть представлены в наглядной форме (информационные стенды, объявления и т.д), должна располагаться в удобном для обозрения месте и обязательно содержать следующие материалы:

  • список оказываемых главных и вспомогательных услуг;
  • нормы пользования стоянкой, требования относительно техники безопасности, а также противопожарные и санитарные постановления;
  • реквизиты правовых документов, правила которых должны соответствовать оказываемой услуге;
  • стоимость главного и вспомогательного сервиса;
  • список категорий клиентов, которые могут рассчитывать на получение льгот;
  • бланки договоров, актов, сохранных доверенностей и другой документации, подтверждающие прием и передачу транспортного средства исполнителем и своевременную оплату услуг;
  • текущий адрес и номер телефона исполнителя, включая филиал (уполномоченный гражданин), который реализовывает прием претензий;
  • режим работы стоянки;
  • адрес и номер телефона горячей линии организации по защите прав потребителей службы областного самоуправления.

Как составить?

Заключить договор на стоянку транспортного средства возможно по предварительной заявке или без нее, которая может быть подана потенциальным клиентом в простой письменной или другой форме. После того как соответствующая заявка будет рассмотрена, исполнитель назначает потребителю дату и время оформления документа. Если потребитель пропустил назначенное время, дальнейшее обслуживание будет реализовываться в порядке общей очередности.

Унифицированного образца договора хранения на законодательном уровне не предусмотрено. Соглашение на стоянку транспортного средства должно оформлять в 2 экземплярах — один хранится у потребителя, второй — у исполнителя.

Содержание договора хранения автомобиля на стоянке:

  • предмет договора — дата оформления документа;
  • существенные условия соглашения о хранении автомобиля — срок хранения транспортного средства и промежуточные сроки;
  • права и обязанности представителей автостоянки;
  • права и обязанности владельца авто;
  • размер и процедура уплаты услуг стоянки;
  • гарантии и ответственность сторон сделки — марка, модель и общегосударственный номер регистрирования, а также общая стоимость машины;
  • срок действия настоящего договора;
  • дополнительные положения;
  • юридические адреса, полные реквизиты и подписи участников договора хранения автомобиля — ФИО, наименование организации, текущий адрес регистрации и т.д.

Между юридическими лицами

Аналогичные действия предпринимаются при заключении договора на стоянку транспортного средства между юридическими лицами. В этом случае предпочтение отдается многократному въезду на стоянку и выезду с нее. Для этого оформляется специальный пропуск, в котором указываются следующие обязательные данные:

  • марка и модель автомобиля;
  • общегосударственный регистрационный знак;
  • номер места на стоянке;
  • максимальный срок действия пропуска.

Условия оплаты

Порядок и условия оплаты услуг по договору на стоянку транспортного средства осуществляются в соответствии с общепринятыми правилами, а именно по тарифам, утвержденным в регламентированном порядке с использованием кассового чека, вне зависимости от срока эксплуатации автостоянки. Обычно размер вознаграждения составляет не более 80 рублей в сутки, включая 18% НДС — 12, 20 рублей.

Оплата сервисных услуг должна производиться до десятого числа текущего месяца. В последний день календарного месяца участники сделки заверяют своими подписями договор об оказании услуг и устанавливают состояние взаиморасчетов. В соответствии с 169 статьей Налогового кодекса и Постановлением Правительства РФ, по окончании календарного месяца предоставления услуг исполнитель отправляет заказчику документ исполненных работ и счет-фактуру. При несвоевременной оплате оказанных услуг исполнитель вправе расторгнуть договор на стоянку транспортного средства в одностороннем порядке с 10 числа предстоящего месяца.

Важно! Оплата за кратковременное хранение (в течение суток) осуществляется сразу при приеме автомобильного средства на стоянку.

Обязанности сторон

Обязанности заказчика:

  • ежемесячно оплачивать исполнителю денежное вознаграждение за оказанные услуги;
  • эксплуатировать только предоставленное исполнителем место для стоянки транспортного средства;
  • при возникновении аварийных ситуаций на парковочной территории немедленно принимать меры по их устранению и своевременно ставить в известность о случившемся администрацию стоянки;
  • заблаговременно извещать исполнителя (не позднее, чем за 7 суток) об освобождении парковочного места;
  • при въезде на территорию стоянки предъявлять паспорт гражданина РФ и высаживать пассажиров;
  • не осуществлять разборку и ремонтные работы автомобиля на соответствующей территории;
  • соблюдать нормы по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и правилам дорожного движения.

Обязательства исполнителя:

  • принимать конкретный автомобиль на хранение и осуществлять его выдачу законному владельцу на протяжении всего срока действия договора;
  • обеспечивать охрану указанному транспорту с целью недопущения его порчи, гибели, раскомплектования и другого причинения имущественного вреда автовладельцу;
  • оформить по требованию собственника соответствующий акт об утрате (угоне), повреждении или нарушении комплектности автомобиля, произошедших во время его нахождения на стоянке;
  • нести полную имущественную ответственность за ущерб, причиненный авто;
  • предоставить пропуск на посещение стоянки, на установленный договором срок;
  • в случае нужды осуществлять чрезвычайные расходы только при получении согласия собственника транспортного средства.

Оцениванием нанесенного ущерба занимается специализированная организация. Уполномоченные лица осуществляют независимую экспертизу, о сроках проведения которой исполнителя заранее уведомляют телеграммой или заказным письмом с уведомлением. Если администрация стоянки проигнорировала экспертный осмотр автомобиля, он будет произведен без их участия.

Ответственность

За ненадлежащее исполнение обязательств по договору на стоянку автомобиля стороны сделки будут нести ответственность, которая регламентирована действующими законодательными актами Российской Федерации. Также в положения документа возможно включить определенные обстоятельства, при наступлении которых будет возникать ответственность разной степени.

Согласно Правилам хранения автомобиля на стоянке, установленные Постановлением Правительства РФ, администрация автостоянки обязана гарантировать полную сохранность транспортных средств. В соответствии с 950 статьей ГК РФ, в случае исчезновения или повреждения машины стоянка будет нести ответственность на общепринятых правилах. При исчезновении — представители автомобильной стоянки будут обязаны возместить полную стоимость автомобиля, при повреждении — выплачивается сумма, на которую снизилась ее общая цена.

Если при хранении транспорта на стоянке был причинен ущерб, следует вызвать сотрудников ГАИ и настаивать на регистрировании дорожно-транспортного происшествия. Это необходимо для того, чтобы получить возмещение ущерба. В качестве доказательства, что в течение конкретного временного отрезка автомобиль находился на стоянке, потребуется приложить заключенный договор.

Ответственность заказчика возникает в случае нарушений прав и обязанностей, установленных в настоящем договоре. Исполнитель на законных основаниях будет иметь право потребовать от клиента оплаты пени в размере 0,5 % за каждый день.

Образец договора на стоянку транспортного средства

Как составление договора на стоянку транспортного средства, так и его расторжение возможно по инициативе одной из сторон сделки. Если в течение исполнения договорных обязательств между участниками возникли разногласия или претензии, то ситуация может быть урегулирована следующими способами:

  • путем мирного соглашения.Сторона, имеющая претензии относительно действий другой стороны, должна направить письменную претензию, которая согласно правовым актам РФ, будет рассмотрена в течение 30 дней;
  • путем судебных разбирательств. Если жалоба была проигнорирована или полученный ответ не удовлетворяет требования сторон сделки, соответственно заказчик/исполнитель вправе направить исковое заявление в судебную инстанцию.

В соответствии с общепринятыми правилами, подобные делопроизводства рассматриваются в Арбитражном суде по месту регистрирования ответчика. Судебная комиссия будет принимать решение на основании положений заключенного соглашения на стоянку транспортного средства.

Зразки юридичних документів

Договір на надання стоянки для автомобіля

____________________________, іменований надалі «Виконавець», в особі ______________________,

діє на підставі _________________, з одного боку, і

гр-н _______________________________________________________, іменований надалі «Замовник», з іншого боку, уклали між собою цей Договір про наступне:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРУ

1.1. За цим договором «Виконавець» зобов’язується надати «Замовнику» на своїй території за адресою: _______________________________________________________________________ бокс для стоянки автомашини марки _________________________________ держномер ___________________, здійснювати охорону вказаного автомобіля своїми силами і засобами за весь час знаходження автомобіля на стоянці, в період з _____________ р. по _____________ р.

2. ЗОБОВ’ЯЗАННЯ СТОРІН

2.1. Обов’язки «Виконавця»:

— приймати зазначений автомобіль на стоянку в будь-який час в період з _____________ р. по ____________ р. з відміткою особи, що здійснює пропуск автомобілів на територію, що охороняється, на бланку узгодженої сторонами форми часу перебування автомобіля на стоянці, що охороняється «Виконавця» і підписи зазначеної особи;

— за весь час знаходження автомобіля на стоянці, що охороняється «Виконавця» останній здійснює охорону вказаного автомобіля з метою недопущення псування, загибелі, розукомплектування автомобіля, іншого заподіяння «Замовнику» майнового збитку;

— нести повну матеріальну відповідальність за шкоду, заподіяну Замовнику псуванням, загибеллю, розукомплектуванням чи іншими причинами за весь час знаходження автомобіля на стоянці, що охороняється «Виконавця», в тому числі викраденням та іншими злочинними посяганнями третіх осіб.

2.2. Обов’язки «Замовника»:

— за послуги, передбачені п.п. 1.1., 2.1. цього договору щомісячно оплачувати «Виконавцю» винагороду у розмірі ____________________ гривень з розрахунку ___________________________ за _____________________________________________.

3. ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ СТОРІН

3.1. За неналежне або невиконання обов’язків, покладених на Виконавця цим договором, останній несе майнову відповідальність у повному обсязі, включаючи неотриманий прибуток і упущену вигоду.

Від відповідальності за заподіяну матеріальну шкоду, що виник в результаті невиконання або неналежного виконання Виконавцем своїх обов’язків, останній звільняється тільки в разі наміру Замовника, що призвів до заподіяння такої шкоди.

3.2. За порушення Замовником п. 2.2. цього договору Виконавець має право вимагати від Замовника сплати пені за прострочення оплати винагороди в розмірі __________% за кожен день прострочення.

4. ПРИКІНЦЕВІ ПОЛОЖЕННЯ

4.1. Цей договір набуває чинності з моменту підписання його сторонами і діє до _____________ р.

4.2. Цей договір складено у двох примірниках, по одному для кожної із сторін.

4.3. Дострокове розірвання договору допускається за угодою сторін.

5. ЮРИДИЧНІ АДРЕСИ СТОРІН

Схожі новини

Філіп Карбер — Україну чекає воєнна агресія навесні 2015

Україні варто чекати можливого потужного військового вторгнення з боку Росії через півроку, навесні 2015-

Олег Мусій розповів про реформи в сфері охорони здоров’я

Систему охорони здоров’я України необхідно серйозно оновити за допомогою введення обов’язкового медичного

GRECO порадила українській владі прийняти проект щодо запобігання корупції

Група держав проти корупції (GRECO — Group of States against corruption) на 63-му пленарному засіданні,

Рада ухвалила зміни до бюджету — 2014 і провалила пакет антикризових заходів для порятунку української економіки

Верховна Рада підтримала внесення змін до державного бюджету на 2014 рік. За проголосували 228 народних

Тимошенко хоче дозволити українцям записувати розмови з чиновниками

Юлія Тимошенко запропонувала Раді на розгляд законопроект про розширення прав громадян України у питанні

За что отвечает автостоянка

Ставить автомобиль на охраняемую стоянку или нет, вопрос выбора автомобилиста. Если у вас автомобиль редкой марки или просто дорогой, то альтернативы как правило нет, только платная стоянка может гарантировать, что никто нарочно не сломает дорогое зеркало или не снимет дворники.

Стоянки – какие они бывают

Мало кто знает, что автомобильные стоянки отличаются не только ценой и уровнем хамства парковщиков, но и наличием или отсутствием таких атрибутов как: твердое покрытие (асфальтовое, бетонное, гравийное, щебеночное), ограждение, освещение, телефонная связь, помещение для обслуживающего персонала, въездные-выездные ворота со шлагбаумом, а также запасные ворота на случай срочной эвакуации транспортных средств. В уважающей себя автостоянке, в служебном помещении, где размещается очередной приемщик, должны быть вывешены Правила хранения транспортных средств, распорядок работы, информация о тарифах за предоставление услуг, план-схема автостоянки с указанием направления движения транспорта и номеров мест хранения, план срочной эвакуации транспортных средств, номера телефонов собственника автостоянки, государственных органов по делам защиты прав потребителей, милиции, пожарной охраны, медпомощи, книга жалоб и предложений.

В зависимости от длительности хранения автостоянки различаются на:

· долгосрочные — для постоянного хранения транспортных средств граждан, которые проживают в данном населенном пункте;

· сезонные — для временного хранения транспортных средств граждан в зонах отдыха;

· дневные — которые расположены при вокзалах, портах, спортивных сооружениях, торговых, зрелищных, других предприятиях и организациях, в местах массового отдыха;

· ночные — для временного хранения транспортных средств на тупиковых и малозагруженных улицах;

Деятельность по хранению транстпортных средств регламентируется нормами Гражданского кодекса Украины, а также специальным актом — Правилами хранения транспортных средств на автостоянках, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Правил хранения транспортных средств на автостоянках» от 22.01.96г. № 115 (с изменениями и дополнениями). Эти Правила регламентируют организацию и порядок предоставления услуг по хранению транспортных средств (автомобилей, автобусов, мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, прицепов), которые принадлежат гражданам, а также транзитных транспортных средств, которые осуществляют международные и междугородные перевозки, и распространяются на все охраняемые автостоянки независимо от форм собственности, которые являются субъектами предпринимательской деятельности или принадлежат этим субъектам.

Вместе с тем, для организации автостоянки не требуется получать лицензию на этот вид деятельности. Если же владелец автостоянки привлекает для ее охраны другого субъекта хозяйствования, то этот субъект должен вести деятельность, связанную с охраной автостоянки, на основании лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по предоставлению услуг, связанных с охраной государственной и другой собственности.

Прием автомобиля на хранение

В соответствии со ст. 977 Гражданского кодекса Украины хранение автомобиля на стоянке осуществляется на основании публичного договора. Это означает, что для постановки автомобиля не нужно заключать договор в виде письменного документа, достаточно выдать владельцу автомобиля квитанцию или жетон. Кроме того, если автомобиль принадлежит физическому лицу и расчет производится наличными, то охранник обязан выдать владельцу кассовый чек. Поскольку применение кассового аппарата в соответствии с Законом Украины от 06.06.96 г. № 227/96-ВР “О внесении изменений и дополнений в Закон Украины “О применение электронных контрольно-кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг при расчетах с потребителями в сфере торговли, общественного питания и услуг” в этом случае является обязательным.

Следует обратить внимание, что к отношениям по хранению автомобилей на стоянках применяются и общие правила Гражданского кодекса Украины о хранении. Например, по ст. 937 ГК договор хранения должен заключаться в письменной форме. К таковой приравнивается выдача расписки, квитанции или иного документа подписанного уполномоченным лицом. Из этого следует, что поставив автомобиль на платную стоянку необходимо потребовать такой документ. Поскольку это будет единственным доказательством заключения договора хранения вашего авто. Вместе с тем, выдача кассового чека будет лишь подтверждать оплату услуг стоянки, но никак не заключение договора хранения автомобиля. По этому пути кстати идет и судебная практика, не признавая кассовый чек подверждением факта заключения договора с автостоянкой.

Отдельный письменный договор хранения автомобиля может быть составлен по договоренности администрацией стоянки и автовладельцем. Например предприятие может заключить с администрацией стоянки такой договор, и оплачивать услуги хранения по безналичному расчету.

Во время оформления приема автомобиля на хранение, очередной приемщик вносит необходимые данные о владельце транспортного средства и транспортном средстве в соответствующий журнал учета транспортных средств и расписывается в нем. Запись должна содержат такие сведения: название предприятия-стоянки; номер места постановки автомобиля на территории стоянки; фамилию, имя и отчество лица, поставившего машину на стоянку; марку, государственный номер, цвет автомобиля; время постановки транспортного средства на стоянку; подпись должностного лица, принявшего машину на хранение.

В случае сдачи на хранение транспортного средства с аварийными повреждениями, он может быть принят после регистрации в журнале учета характера повреждения, времени въезда на автостоянку, марки и номера транспортного средства и фамилии собственника.

Вместе с тем Правила хранения транспортных средств устанавливают обязанности и для владельцев. Так транспортные средства, которые находятся на автостоянках, должны быть закрыты на замки, сняты с тормозов и передач и зафиксированы от произвольного движения. Стекло дверцы должно быть зафиксировано в поднятом положении, внешние зеркала и щетки с стекла сняты, аккумуляторная батарея отключена.

Кроме этого автовладелец должен:

· ознакомиться Правилами хранения транспортных средств, расписаться об этом в журнале учета транспортных средств и выполнять требования Правил;

· оформить транспортное средство на хранение в соответствии с требованиями Правил, подать при этом очередному приемщику перечень предметов, которые находятся в салоне (кабине) транспортного средства, но не входят в комплект оснащения и приборов, предусмотренных заводом-производителем (телевизор, магнитофон, холодильник и прочее имущество). Перечень должен быть внесен в журнал учета транспортных средств удостоверен подписями владельца и очередного приемщика;

· предъявить транспортное средство к осмотру очередному приемщику и после надлежащего оформления поставить его на место сохранения, зафиксировав от произвольного движения;

· внести плату, получить соответствующую квитанцию или пропуск;

· в случае срочного выезда во время снеговых заносов самостоятельно обеспечивать себе расчистку проезда;

· в случае выявления некомплектности транспортного средства немедленно сообщить об этом очередному приемщику и подать по этому вопросу письменное заявление в двух экземплярах, один из которых с отметкой очередного приемщика о его получении оставить у себя;

Автомобиль выдается с автостоянки после сдачи очередному приемщику пропуска или предъявления квитанции об оплате и после того, как получатель распишется в журнале учета. Следующая постановка транспортного средства на хранение заверяется отметкой и росписью очередного приемщика в этом журнале. При этом пропуск или квитанция возвращается владельцу транспортного средства. В случае потери пропуска или квитанции автомобиль выдается владельцу по его письменному заявлению, предъявлении документов удостоверяющих личность и подтверждающих права на принадлежность транспортного средства. Сведения о предъявленных документах заносятся в журнал учета.

Ответственность администрации стоянки

В соответствии с Правилами хранения транспортных средств автостоянка гарантирует сохранность автомобилей, принятых на хранение, а в случае их исчезновения, разукомплектования или повреждения во время хранения несет за это ответственность. Согласно ст. 950 ГК за утрату или повреджения автомобиля стоянка отвечает на общих основаниях. То есть в случае исчезновения – возмещает стоимость автомобиля, а в случае повреждения – возмещает сумму на которую снизилась стоимость машины.

Таким образом, если во время вашего отсутствия автомобилю причинен ущерб, то необходимо вызвать ГАИ и настаивать на регистрации ДТП. Чтобы были какие-либо шансы получить возмещение ущерба, ДТП должно быть оформлено в установленном порядке. Сотрудник ГАИ сможет взять с работника автостоянки свидетельские показания и внести их в протокол ДТП. Установление личности человека, совершившего ДТП и скрывшегося с места происшествия, входит в обязанности ГАИ. Если все случилось на охраняемой стоянке, то именно юридическое лицо, которому стоянка принадлежит, несет ответственность за повреждение имущества. Следовательно, администрации этой стоянки нужно предъявлять претензии, а в случае ее отказа возместить ущерб стоит подавать иск в суд.

Аналогичные действия следует предпринять и в случае угона автомобиля с охраняемой стоянки. Необходимо составить заявление в двух экземплярах на имя администрации стоянки, изложив обстоятельства дела и свои претензии. Далее обратиться в орган милиции с заявлением о краже автомобиля.

Безусловно, идеальные случаи встречаются редко, однако еще раз подчеркнем: поставив авто на стоянку потребуйте квитанцию содержащую все необходимые данные, если не с подписью охранника, то хотя бы с печатью автостоянки (а желательно и то и другое). Поскольку только в этом случае можно будет доказать заключение договора хранения и в дальнейшем рассчитывать на компенсацию ущерба.

Автостоянка или парковка: ВС объяснил, кто отвечает за сгоревший автомобиль

Можно ли возместить ущерб от поджога автомобиля с владельца стоянки, если с ним нет договора, а квитанции сгорели вместе с машиной? Апелляция решила, что это невозможно без предъявления документов, но Верховный суд ее поправил. Он продемонстрировал жесткий подход к распределению бремени доказывания, который усложнит жизнь платным стоянкам, комментирует эксперт.

Если припаркованной машине причинен ущерб, должен ли владелец автостоянки его компенсировать? Все зависит от юридической квалификации отношений, решил Верховный суд в деле Ирины Сошенко* из Калининграда. Она подала в суд на владельца своей стоянки, ООО «Скам», и требовала выплатить ей 525 910 руб. – стоимость автомобиля, которого она лишилась в результате поджога неизвестными лицами.

Первая инстанция (дело № 2-2838/2014) удовлетворила требования Сошенко, но апелляция (дело № 33-2993/2015) отменила это решение. Калининградский областной суд прислушался к доводам стоянки о том, что истица не представила ни самого договора хранения, ни доказательств его заключения. По утверждению Сошенко, она каждый месяц оплачивала услуги и получала квитанцию, которая служила пропуском на стоянку, но представить документ женщина не смогла (он сгорел вместе с автомобилем, пояснила автовладелица). Договора у нее и вовсе не было. Но эти доводы не убедили облсуд. Он решил, что Сошенко лишь пользовалась парковочным местом за плату, а охрану ей никто не гарантировал. Таким образом, апелляция в иске отказала.

Верховный суд решил по-другому распределить бремя доказывания (71-КГ16-3). Стороны не отрицали, что машина во время пожара находилась на стоянке. Это подтверждает факт заключения договора. А что касается документов, хранить их должна была не клиентка, а фирма. Именно последняя обязана оформить договор оказания услуги и огранизовать кассово-бухгалтерский учет оплаты, разъяснил Верховный суд. Он указал, что утрата квитанции сама по себе не является основанием для лишения потребителя прав, предусмотренных законом.

В чем разница между парковкой и стоянкой?

Как указал суд апелляционной инстанции, определение которого отменил ВС, автомобиль истца находился не на стоянке, а на парковке. Разница в том, что в первом случае машина помещается на хранение «автоматически», а во втором владелец мест не несет за нее ответственности.

Исходя из норм п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса и п. 1.2 ПДД, парковка, как правило, является принадлежностью автомобильной дороги, подэстакадных или мостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений, создаётся как элемент их благоустройства и выполняет вспомогательную роль по организованной стоянке транспортных средств.

Автостоянка жеэто здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств (п. 2 Правил оказания услуг автостоянок, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 года). В п. 32 этих же Правил прямо сказано, что исполнитель услуг несет ответственность за надлежащее хранение транспортного средства, если иное не предусмотрено договором, и обязан в случае его хищения, повреждения или утраты комплектности возместить убытки.

Как отличить автостоянку от парковки, разъяснил ВС в своем определении:

Судам следует учитывать назначение данной площадки, здания, сооружения, части здания или сооружения, в частности – самостоятельность, обособленность данных объектов либо их принадлежность к другим объектам улично-дорожной сети, зданиям, строениям, сооружениям, их обозначение на местности, ограждение, оборудование, охраняемость, организацию въезда и выезда транспортных средств и их учёта, а также другие обстоятельства, характеризующие назначение постановочного места.

Стоянка, на которую ставила машину Сошенко, является обособленной, охраняемой, имеет ограждение, оборудована въездом с контрольно-пропускным пунктом, констатировал ВС.

«СКАМ» пытался защищаться со ссылкой на внутренние Правила оказания услуг автостоянки. В п. 2 этого документа говорится, что компания оказывает клиенту услуги по предоставлению в аренду парковочных мест для стоянки автотранспорта по возмездному договору. А п. 22 и 27 снимают с владельца стоянки всякую ответственность за утрату или повреждение находящихся на ней машин. Однако ответчик не представил доказательств того, что заключил с Сошенко договор аренды парковочного места, предварительно ознакомив ее с внутренними правилами оказания услуг, как того требует закон о защите прав потребителей, указал ВС.

Мнения экспертов

Эксперты, опрошенные «Право.ru», поддержали позицию ВС, однако не сошлись во мнении относительно ее новизны и важности для судебной практики.

Адвокат Алексей Михальчик считает, что постановление ВС является крайне важным для правоприменительной практики по делам о защите прав потребителей, так как демонстрирует крайне жесткий подход к распределению бремени доказывания по этой категории споров. «Если ответчик «молчит» в ответ на утверждения потребителя о значимых для дела обстоятельствах, такие обстоятельства нужно признавать доказанными, – говорит юрист. – Ранее, пользуясь различными уловками, платные автостоянки зачастую уходили от ответственности в случаях, когда автовладельцам причинялся ущерб при схожих обстоятельствах, теперь это будет сделать значительно сложнее».

«Данная позиция ВС РФ не нова и полностью отражает сложившуюся практику», – спорит с коллегой Сергей Литвиненко, адвокат бюро «Деловой фарватер». Его слова подтверждаются решениями судов по схожим делам. Так, например, в январе прошлого года Черняховский горсуд Калининградской области взыскал с владельцев автостоянки, на которой сгорел автомобиль истца, порядка 518 000 руб. ущерба (см. Платная парковка возместит клиенту 518 000 руб. за сгоревшую из-за непрошенного визитера машину). В ноябре прошлого года в Красноярском крае владельцев стоянки, на которой был совершен поджог, также обязали компенсировать ущерб хозяину пострадавшей машины (см. За поджог автомобиля парковка выплатит клиенту 290 000 руб.).

По мнению Павла Хлюстова, адвоката, партнер КА «Барщевский и партнеры», нет универсального правила, которое позволяет разграничить, когда территория является парковкой, а когда автостоянкой, – суд должен решать данный вопрос в каждом конкретном случае. По словам Чермена Дзотова, основателя сервиса по подбору узкоспециализированных юристов «Найдем Адвоката», подобные конфликты между владельцами автостоянок и собственниками автомобилей нередки. Правила оказания услуг автостоянок, утвержденные Правительством РФ 17 ноября 2001 года, предусматривают, что владелец автостоянки отвечает за хранение автомобилей и иных транспортных средств, за исключением случаев, когда иное оговорено в договоре. «Но этих случаев практически нет – никакой здравомыслящий водитель или хозяин автомобиля такой договор составлять не будет. Поэтому суд обычно выносит решения в пользу истцов-автовладельцев, обращающихся с исками к владельцам автостоянок», – рассказал Дзотов.

При этом владельцы автостоянок пользуются рядом хитростей, чтобы уйти от ответственности. Так, например, они могут не прописывать в договоре ответственность за кражу с автостоянки автомобиля или его составных частей, магнитол и иных видов имущества. «Поэтому необходимо очень внимательно читать подписываемый с представителями автостоянки договор. Если там отсутствуют вышеперечисленные пункты – настаивать на их подписании», – советует юрист.

Илья Рыбалкин: непредсказуемость, напряженность и связанная с этим нервозность – это плохие спутники бизнеса. Крупный российский бизнес, имеющий международное присутствие, не исключение. У российских клиентов, которым нужны консультации в связи с их международной деятельностью, нет уверенности в том, что юристы, которым они доверяли много лет, будут с ними в это трудное время. Именно поэтому мы создали свою юридическую практику. Мы российская юридическая фирма, которая в состоянии предоставить те юридические услуги, которые российский бизнес хотел бы получить от международных консультантов. Именно за этим к нам и приходят.

Востребовано консультирование по вопросам применения санкций и торговых ограничений. В последнее время намечается новый тренд: российский бизнес не готов мириться с санкциями, маскирующими протекционизм и недобросовестную конкуренцию в международной торговле. Бизнесмены и частные компании все чаще интересуются возможностями обжалования или другими мерами реагирования.

Сурен Горцунян: также растет число комплаенс-запросов, это глобальная тенденция. Регуляторы наращивают активность, компании же хотят соответствовать требованиям законодательства. В целом на рынке сделок меньше, чем споров. Эта кризисная черта сохраняется.

ИР: заметен еще один интересный тренд, который зависит не от санкций, а от естественного хода вещей. Это наследственные вопросы и передача бизнеса следующим поколениям. Немалое число российских бизнесменов, которые с 90-х годов, не покладая рук, создавали свои бизнес-империи, задумываются о преемственности. Это очень конфиденциальные запросы и проекты, но их число неумолимо растет. Замечу, что и в подобных проектах появляется геополитический элемент: посмотрите, что происходит в Лондоне в связи с приказами о «происхождении состояния, которое не объяснено». Снова, но уже по-другому задается вопрос: откуда у вас столько денег, товарищи? Вроде всех уже проверили, дорогие сердцу юристы исписали не одну тонну бумаг, суды вынесли немало решений и «снова здорово». Как юриста это меня несколько расстраивает, но не удивляет. Геополитика.

О востребованности российских юрфирм

ИР: Если говорить в очередной раз о геополитике. Весьма актуальной в современных реалиях становится защита интересов Российской Федерации в международных инвестиционных спорах с участием иностранных инвесторов. В этой связи возрастает спрос на юристов-международников, которые разбираются в инвестарбитражах и могут выступать «навигаторами» в сравнительно новых для нашего государства вопросах. Традиционно эту нишу в качестве консультантов занимали исключительно иностранные специалисты, но в силу ряда причин status quo должен поменяться. Мы уже наблюдаем серьёзные изменения: российские юридические фирмы все больше оказываются вовлечёнными в подобные проекты.

В последнее время много говорят о том, чтобы усилить давление на международных консультантов и ввести дополнительное регулирование их деятельности в России. Это неправильно, на мой взгляд. Пусть расцветает сто цветов. Конкуренция – это хорошо. Российская или международная фирма – это не так важно, если юристы могут сделать работу и достигнуть того результата, который ожидает от них клиент.

О переменах на юридическом рынке

ИР: рынок уже меняется. Геополитическая реальность существует помимо нас. Вряд ли кто-то понимает объективные критерии отбора кандидатов в санкционные списки того или иного уровня. Если в них неожиданно попадает многолетний клиент международной юридической фирмы, то это ставит её перед непростым выбором. В подобной ситуации западные офисы опасаются работать с таким клиентом из-за риска уголовной ответственности и возможных репутационных проблем в США. Российский офис рискует лишиться большого объема работы. Но сложнее всего партнерам, которые «привели» подобного клиента и поддерживают с ним отношения от имени фирмы. Один партнер будет руководствоваться принципом «ничего личного, только бизнес», и тогда фирма перестанет работать с клиентом. Другой – лояльностью и своим представлением об этике отношений с клиентом. Скорее всего, такой партнер перейдет в юридическую практику, которая не имеет жесткого санкционного регулирования, или создаст свою.

Это очень тяжелый выбор. Но если кто-то из партнеров международных юридических фирм когда-нибудь попадет в подобную ситуацию, я готов поделиться своим опытом.

СГ: мы рады, что сегодня находимся в гибкой платформе: если возникнут неблагоприятные последствия для российских клиентов, нам не придется думать об американском законодательстве так, как если бы мы были партнерами американских фирм, или отказываться от клиентов. К тому же мы не связаны какой-либо лояльностью к собственным офисам и можем идти в любые компании за экспертизой – географически, индустриально или юридически.

О пути к юриспруденции

СГ: есть семейная история и история случайных совпадений. Семейная в том, что юристом был мой дедушка. После девятого класса я поступал на экономический факультет в новое экспериментальное учебное заведение перестроечных лет – Христианский гуманитарный лицей. Экономический факультет в нем так и не открыли – желающим, которых похоже, было немного, предложили выбрать между историческим факультетом и юридическим. Вот так я пошел по юридической стезе.

ИР: у меня все очень просто. Мой отец был дипломатом (юристом-международником), дедушка был дипломатом, поэтому в семье не стоял вопрос, куда пойти учиться: в МГИМО, конечно, на международно-правовой факультет.

О выборе в пользу консалтинга

ИР: в конце 90-х в среде молодых выпускников юридических факультетов считалось «крутым» работать в международной юрфирме – мои старшие товарищи работали кто в Norton Rose, кто в Cleary. Я подал несколько резюме и меня пригласили работать в немецкую юрфирму (я хорошо знал немецкий язык, потому что прожил в Германии восемь лет). Я втянулся, и, наверное, у меня проявился талант юридического консультанта. Признаться, слово «консультант» я не очень люблю. Стоит поодаль, отстраненно наблюдает и советует. Я – часть команды моих клиентов. В любом проекте.

СГ: у меня, кстати, тоже подобная история из 90-х – be careful what you wish for. Тогда действительно было модно хотеть стать партнером международной юрфирмы – я тоже хотел стать партнером. Я не сразу попал в мир международных юрфирм, был эпизод участия в российской правовой реформе – написания законопроектов для РФ, в 1995–1997 я работал в thinktank-ах, которые разрабатывали законодательство. Потом я попал в программу интернов White & Case, затем было много лет в Herbert Smith (в настоящее время Herbert Smith Freehills) – они только открыли офис, и я был первым российским юристом-непартнёром, которого они наняли.

О борьбе с профвыгоранием и особенностях российского рынка

ИР: я никогда не стремился к партнерству, отчасти меня даже не спрашивали. В определенной кризисной ситуации я сыграл, по мнению партнеров той юридической фирмы, значимую роль в ее стабилизации, проявив морально-волевые и иные полезные качества. И стал партнёром. Работа партнёра сопряжена с очень большой ответственностью и занимает очень много времени. Но мне до сих пор очень нравится развивать бизнес, делать работу руками и общаться с людьми. Где еще такая возможность – ну не чиновником же мне быть?

СГ: я, наоборот, сразу представлял карьерную цель – быть партнером. Достиг этого не в таком юном возрасте, как Илья, но тоже до 30 лет. Для английских партнеров это было очень необычным, и нам с Оксаной, которая предложила мне партнерство в Lovells [Оксана Балаян, упрпартнер Hogan Lovells в России – ред.], приходилось составлять статистику и ссылаться на реалии молодой экономики, приводя в пример молодых олигархов и юристов.

ИР: я честно всегда говорю, это надо признавать, что отчасти мне повезло. Но еще, чтобы повезло, надо много поработать и попахать. Как говорил Константин Райкин: «Бог сверху награждает того, кто выпрыгивает ему навстречу».

СГ: в борьбе с выгоранием помогали две вещи. Первая – особенности российского рынка: у нас нет такой сегментации и узкой специализации, которая присутствует на развитых рынках Лондона или Нью-Йорка, где в течение семи лет человек может делать только, например, derivative taxation. У нас была возможность работать над разными вещами: в течение своей карьеры я занимался и спорами, и сделками, и проектами, и нефтесервисом, и розницей, и недвижимостью. Это делало жизнь более разнообразной и не позволяло дойти до точки, когда ты приходишь к выгоранию. Второе – клиенты видят в нас не просто юристов, а trusted advisors. Возможность быть частью чего-то большего, чем просто юридическая работа, когда ты находишься в доверительных отношениях с клиентом – это то, что всегда оберегало меня от выгорания в профессии.

ИР: мне тоже везло на клиентов, я встречался, как правило, с хорошими, умными и благодарными людьми. Это настолько важно в нашей профессии – когда тебе просто говорят спасибо или поддерживают, когда тебе сложно. Кроме того, интересные проекты позволяют развиваться личностно и профессионально. Я начинал работу как налоговый юрист, потом появились сделки M&A, затем – сложные трансграничные споры.

Как-то мне показалось, что я устал от юридической профессии, мне захотелось уйти в инвестиционный банк или в бизнес. И очень быстро пришло озарение: современная юридическая практика и есть бизнес. Как только ты это понимаешь, видишь, что им надо управлять, развивать, конкурировать, все мысли о выгорании выгорают. Я считаю, что я занимаюсь своим делом. Это мое призвание.

О доверии клиентов

СГ: большинство клиентов, например, согласились перейти за нами в «РГП». И это не просто смена бренда на бренд. Когда ты говоришь, я ухожу из White & Case в Latham Watkins – это одна история. Когда ты говоришь: я встаю и ухожу из Akin Gump в «Рыбалкин, Горцунян и Партнеры» – здесь проявляется доверие.

Компании сейчас (и в России, и глобально) все больше хотят использовать внутренних консультантов. Где-то это вопросы секретности, где-то экономии – мотивация различна. Но нам удалось сформировать длящиеся отношения с клиентами.

О том, где лучше жить и судиться

ИР: в Москве сложно бывает зимой, когда солнца мало. Еду тогда за солнцем на моря и океаны ненадолго. Или раскладываю в офисе апельсины. Жить мне нравится здесь. Тут моя семья, друзья и работа. И в нашей стране судиться становится интереснее. Появляются масштабные проекты с участием флагманов российского бизнеса, «Роснефти», «Газпрома», «Транснефти» или Сбербанка, споры по которым разрешаются в российских судах с привлечением легиона талантливых российских судебных юристов. Российская судебная система созрела для судебных баталий такого масштаба. Безусловно, с учетом международной активности российского бизнеса разбирательства в иностранных судах и арбитражных центрах будут нередкими.

СГ: я очень люблю свою родину, Москву – это экзистенциальный выбор в пользу России. А судиться бывает эффективнее в Англии, и я сейчас не имею в виду разницу в квалификации судей и традиции применения права или разницу между правовыми системами, а такой простой, но организующий и часто определяющий поведение сторон в процессе институт, как расходы, поскольку в российском процессуальном законодательстве все еще нет важного акцента на расходы. Этого, кстати, нет во многих юрисдикциях. После реформы Лорда Вульфа в 2000-е английская система была реформирована таким образом, чтобы заставлять всех более эффективно и прагматично структурировать свои аргументы и достигать быстрого решения эффективно.

О непрактичности юридического образования

ИР: когда учился я, образованию не хватало практической составляющей. По крайней мере, я могу сравнивать с немецким подходом к профессиональному образованию, проработав семь лет в немецкой юридической фирме. Образовательный процесс построен не столько на запоминании информации, сколько на ее самостоятельном осмыслении и формировании навыка правоприменения.

Этой же цели служит референдариат, погружение в практическую работу адвоката, нотариуса, судьи или чиновника. Я никогда не встречал слабых немецких адвокатов. Работал ли я с неубедительными российскими, американскими или английскими адвокатами? Да. Хотел бы, однако, отметить, что, судя по молодым сотрудникам нашей фирмы, уровень и направленность юридического образования в нашей стране качественно изменились. У нас работают блестящие юристы.

Об авторитетах в профессии

ИР: авторитетом для меня является Генри Маркович Резник. Он многое делает для воплощения идеи культуры права в нашем обществе, поднимая очень важные и глубинные этические вопросы в нашей профессии. Это очень мощный человек, каких мало в юридической профессии.

СГ: у меня нет одного такого человека, я встречался со многими талантливыми юристами, мой перечень менторов, которые на меня повлияли, может исчисляться десятками – там точно есть необычные люди. Например, Сергей Анатольевич Шишкин, вице-президент АФК «Система», адвокат Александр Робертович Шуваев. Для меня жизненными ориентирами были и являются многие мои коллеги по White & Case – это и Хью Верье, и Эрик Михайлов, и Игорь Остапец. И многому я научился, работая с другой стороны стола, у таких выдающихся юристов, как Брайан Зимблер (теперь в Morgan Lewis) или Мелисса Шварц (Akin Gump).

О причинах отказа от клиента

СГ: отказываться от клиентов приходится сплошь и рядом. Первая и главная причина – это конфликт. Он бывает нескольких типов – этические конфликты, бизнес-конфликты, что более сложно, и для этих целей хорошо, что мы маленькая фирма и вероятность конфликта невелика.

ИР: я не буду работать над делом, в успех которого не верю. Я откажусь от клиента, который меня обманывает или недоговаривает. Юристу врать нельзя, если ты хочешь, чтобы тебе помогли.

О будущем профессии

СГ: хотелось бы, чтобы наша профессия была востребована через какое-то время, а имидж ее был позитивным. Чтобы было больше благодарности и положительного восприятия.

ИР: я хотел бы создать в России юридический бизнес нового поколения, используя мой 20-летний опыт и знания, полученные в лучших международных юридических практиках.

СГ: в российских фирмах исторически отношение к юристу сложилось словно к художнику. Опыт работы в международных фирмах научил нас относиться к юриспруденции как к бизнесу. В России мы видим много талантливых юристов, которые не понимают, как его структурировать. Ситуация должна поменяться.

Краснодарский адвокат Михаил Беньяш почти месяц просидел в одиночке спецблока СИЗО из-за обвинений по двум уголовным делам (см. «Суд отправил адвоката Беньяша в СИЗО»). Первое – о применении насилия в отношении полицейского. Следствие считает, что 9 сентября 2018 года Беньяш три раза ударил сотрудника правоохранительных органов в лицо, а также укусил за руку. Второе уголовное дело – о воспрепятствовании правосудию, которое, по версии следствия, произошло в мае этого года. Тогда Беньяш представлял интересы участника протестной акции Каролины Задойновой, в ходе чего «неоднократно перебивал, давал указания, высказывал требования и возражения против решений судьи, о чем ему делались замечания, на которые адвокат не реагировал» (см. «На краснодарского адвоката Беньяша завели два уголовных дела»).

Помимо двух уголовных дел, Беньяша привлекли к административной ответственности за нарушение порядка организации публичного мероприятия и за невыполнение требований сотрудников полиции (ст. 19.3 и ст. 20.2 КоАП). Ленинский районный суд Краснодара назначил Беньяшу наказание в виде 40 часов обязательных работ и 14 суток ареста, а Краснодарский краевой суд подтвердил законность этого решения. В ближайшее время оно будет обжаловано в ЕСПЧ.

История преследования Беньяша так возмутила адвокатское сообщество, что в его защиту было подписано коллективное обращение от 316 адвокатов из 50 регионов России, интересы об избрании меры пресечения представляли 11 адвокатов, а жалобы на арест подали не менее 30 человек. По словам адвоката Беньяша Алексея Аванесяна, на каждом процессе лично присутствуют в среднем 10–12 защитников, а всего в деле около 20 ордеров. Помочь вызвались адвокаты со всей России: Кондрат Горишний и Евгений Кочубей из Краснодара, Александр Пиховкин из Москвы, Александр Попков из Сочи, Григорий Афицкий из Ростова-на-Дону, Татьяна Третьяк из Геленджика, Алексей Иванов из Твери, Александр Морозов из Санкт-Петербурга. «Большинство этих людей лично не знают Беньяша, и многие не разделяют его политических взглядов. Я сам видел Беньяша всего два раза в жизни, мы познакомились в суде. Когда его задержали, я просто оказался неподалеку и смог оперативно приехать», – рассказал Аванесян. Он акцентировал внимание на следующих моментах: «Михаила задержали в 4 км от места проведения митинга, и идти туда он не собирался. Сейчас Беньяша подозревают в преступлении средней тяжести, у него двухмесячный ребенок, жена находится на операции в другом регионе, есть обязательства перед клиентами, и тем не менее из всех возможных мер пресечения суд избирают арест».

Президент ФПА Юрий Пилипенко 12 сентября на личной встрече с главой МВД Владимиром Колокольцевым обсуждал ситуацию с Беньяшем. «Министр внутренних дел ответил, что он разберется в этой ситуации», – рассказал Пилипенко. Правда, впоследствии на Беньяша завели уголовные дела. После задержания Беньяша ФПА сообщила: «Мы взаимодействуем с руководством АП Краснодарского края и с комиссиями по защите прав адвокатов. Дано поручение взять это дело под свой оперативный контроль, в случае обнаружения обстоятельств, требующих оперативного, незамедлительного вмешательства, принять соответствующие меры». Председатель Комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов Генри Резник рассказал, что лично контролирует развитие ситуации по уголовному делу, созванивается с адвокатами, осуществляет их методическую и юридическую поддержку.

Адвокатская палата Краснодарского края направила в процесс своего представителя – председателя Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Ростислава Хмырова. «Я присутствовал и на административных процессах в отношении Беньяша, и на избрании ему меры пресечения. Я также был среди 13 адвокатов, которые лично поручились за Михаила. Помимо личного поручительства, мы предлагали суду назначить домашний арест, ограничение свободы или залог – и на каждое ходатайство подготовили свой пакет необходимых документов. Тем не менее какие бы доводы мы не приводили, суд их все проигнорировал и отправил Михаила в СИЗО. Понятно, что это политическое дело, но нельзя же игнорировать закон! Этот процесс показывает: сколько бы ни было адвокатов, для суда они просто декорация – решение все равно будет таким, каким его хочет видеть прокурор», – уверен Хмыров.

Зампред Комиссии по защите прав адвокатов АП Москвы адвокат Александр Пиховкин рассказал, что выступил в защиту Беньяша по своей инициативе: «Нарушение прав адвоката Михаила Беньяша – это нарушение и моих профессиональных прав. Личное участие в защите коллеги является для меня и для других защитников естественной реакцией на происходящее беззаконие и безобразие по отношению к адвокату. Я не разделяю ни взглядов Беньяша, ни его способов оказания юридической помощи. Но когда его профессиональные права попираются и отрицаются в самой своей основе, я вынужден рассматривать это как попрание и отрицание моих профессиональных прав». По словам Пиховкина, защита в полном объеме использует арсенал установленных законом средств, чтобы возвращать процесс в правовое поле, но это получается не всегда. «Например, в ходе избрания меры пресечения суд отказал в ходатайстве защиты об объявлении часового перерыва для ознакомления с материалами дела. Судья ограничила время ознакомления с 60 листами двумя минутами, сказав, что не позволит устраивать тургеневские чтения. Вот этот запрет на тургеневские чтения – довольно точная метафора отношения судебной системы к правам вообще и к правам адвоката в частности. А ведь речь идет о лишении на несколько месяцев свободы человека, который еще не признан виновным», – объяснил Пиховкин.

Президентский совет по правам человека потребовал тщательно расследовать обстоятельства задержания адвоката. В СИЗО Беньяша посетил председатель совета Михаил Федотов: «Мы довольно подробно побеседовали с Михаилом Беньяшем о его деле. Он рассказал, что претензий к условиям содержания в СИЗО нет, но он совершенно не согласен с обвинениями, которые ему предъявлены. Он опасается, что если эти обвинения будут доведены до конца, то будет создан опасный для всех адвокатов прецедент. Я заверил Михаила, что совет будет внимательнейшим образом следить за развитием его дела и сделает все необходимые обращения в Следственный комитет и прокуратуру».

На обжаловании меры пресечения 23 октября присутствовали 18 адвокатов, самих жалоб было около 20. В итоге Краснодарский краевой суд пересмотрел решение нижестоящего суда и отпустил Беньяша под залог в 600 000 руб. Его внесла Адвокатская палата Краснодарского края. Об освобождении адвоката просила не только его защита, но и сторона обвинения (см. «Адвоката Беньяша отпустили из СИЗО под залог»).

По данным ФПА, за последние 15 лет было убито 49 защитников, при этом только 12 преступлений раскрыто. В мае 2017 года в Москве погиб французский адвокат Марк Соловье. По мнению следствия, с юристом расправился уроженец Дагестана Даньял Алирзаев, который намеревался приобрести у него квартиру в столице. В июле этого года Гагаринский районный суд Москвы вернул это дело на доследование (см. «Суд вернул следователям дело об убийстве французского адвоката»).

26 апреля 2017 года в подъезде дома, расположенного на Алтуфьевском шоссе Москвы, была убита из огнестрельного оружия глава адвокатской коллегии «Дельфи», адвокат Наталья Вавилина. Преступники произвели по крайней мере два выстрела, от которых женщина скончалась на месте. Вавилина занималась сопровождением сделок с недвижимостью, долговыми процессами, а также защищала интересы частных строительных фирм, к которым подавали иски РЖД, мэрия Москвы и Москомархитектура (см. «В Москве убита адвокат Наталья Вавилина»).

В марте 2016 года адвокат Юрий Грабовский был найден мертвым возле трассы в Киевской области. Следствие установило, что 5 марта Грабовский по частному делу выехал в Одессу, где отдыхал в одном из ресторанов со своими недавними знакомыми, а затем отправился на встречу, с которой уже не вернулся.

В сентябре 2014 года в Москве застрелили адвоката Татьяну Акимцеву, которая защищала одну из сторон в имущественном споре ООО «Одинцовское подворье», а также пострадавших от действий ореховской ОПГ. Ее коллега Александр Карабанов рассказал, что им с Акимцевой угрожали по ряду дел. В апреле 2016 года обвинение в убийстве Акимцевой и ее водителя было предъявлено двум киллерам ореховской ОПГ – Сергею Фролову и Игорю Сосновскому (см. «В убийстве адвоката Акимцевой обвинили киллеров ореховской группировки»).

Адвокат межреспубликанской коллегии адвокатов г. Москвы Станислав Маркелов был застрелен 19 января 2009 года на улице Пречистенка в центре Москвы спустя полчаса после окончания пресс-конференции. Находившаяся рядом с ним журналистка издательства «Новая газета» Анастасия Бабурова была тяжело ранена и позднее скончалась в больнице. Спустя год СК РФ завершил расследование уголовного дела – виновными признаны Никита Тихонов и Евгений Хасис. Установлено, что придерживающиеся радикальных националистических взглядов и идей Тихонов и Хасис совершили преступление по мотивам идеологической ненависти и вражды в связи с активным участием Маркелова в антифашистском движении и осуществлением им профессиональной деятельности по уголовным делам по защите прав потерпевших и обвиняемых, придерживающихся антифашистской идеологии (см. «Адвоката Маркелова убили за профессиональную деятельность – расследование дела окончено»).

Четыре года назад именно адвокатское сообщество помогло защитникам Мураду Мусаеву и Дарье Трениной, которые подозревались в подкупе свидетелей и давлении на присяжных по делу полковника Юрия Буданова. Тогда Мусаева вызвались защищать 93 адвоката, а Тренину – 40 адвокатов, среди которых был Александр Гофштейн. В феврале 2015 года Преображенский суд Москвы прекратил это уголовное дело в связи с истечением срока давности.

Гофштейн знает, что такое уголовное преследование адвокатов. В 2006 году он сам был задержан в Испании за оказание помощи русской мафии. По сути, адвокату вменялось осуществление профессиональных обязанностей. Несмотря на это, Гофштейн около года провёл в испанской тюрьме, прежде чем был оправдан.

Адвокат из Хакассии Владимир Дворяк в 2016 году был осуждён за разглашение тайны предварительного следствия при оказании услуг по защите одного из руководителей регионального управления МЧС. Его приговорили к 400 часов обязательных работ. Вмешательство адвокатского сообщества, а также непосредственное участие в защите Резника позволили обжаловать приговор и оправдать Дворяка.

Адвокат АП Ленинградской области Лидия Голодович стала фигурантом дела о применении насилия в отношении сотрудника власти. В середине июля этого года приставы отказались пропустить в Невский районный суд Санкт-Петербурга свидетеля в укороченных брюках: сотрудники сочли его штаны шортами. Голодович с этим не согласилась и попыталась добиться разрешения на проход у председателя суда. В итоге её вывели из приемной в наручниках и доставили в отдел полиции (см. «Задержанный в суде адвокат стал фигурантом дела о насилии над приставами»).

Барнаульский адвокат Роман Ожмегов вел дела о репостах в социальных сетях, после чего его обвинили в причинении телесных повреждений четырём сотрудникам Центра «Э». Сейчас дело в отношении Ожмегова находится на доследовании.

В Москве заведено уголовное дело на адвоката Андрея Маркина, который подозревается в мошенничестве – якобы он вымогал деньги у своего несостоявшегося клиента. Бутырский районный суд начал рассматривать дело Маркина еще в 2017 году, но в начале 2018 года вернул в прокуратуру. Маркин будет находиться под стражей до января 2019 года (см. «В Москве за вымогательство судят адвоката»).

Еще одного московского адвоката, председателя АК «Третьяков и партнеры» Игоря Третьякова обвиняют в мошенничестве путем получения 330 млн руб. гонорара по соглашению с доверителем – госкорпорацией «Роскосмос». В то же время прокурор заявил гражданский иск о признании соглашения об оказании юридической помощи ничтожной сделкой и применении последствий ее недействительности (см. «Прокуратура объяснила, почему требует с адвоката Третьякова 330 миллионов»). По решению Бабушкинского районного суда Третьяков находится под стражей (см. «Объявленного в розыск адвоката арестовали по делу о хищениях»).

ФПА давно работает над внесением поправок в УК о введении уголовной ответственности за воспрепятствование законной деятельности адвоката. «Вместе с тем очевидно, проблема не в нормах права, а в их применении. И УК, и УПК не такие плохие, как может показаться неофитам. Но проблема в том, что они очень творчески прочитываются и применяются правоохранительными органами. Гораздо больше будет пользы, если изменится государственная политика в отношении защитников и их подзащитных», – отметили в ФПА.

Еще по теме:

  • Купить дом под залог дома Кредит под залог недвижимости в Киеве и по всей Украине Условия: до 50 000 000 грн. - без справок о доходах ежемесячно проценты, тело кредита - на Ваше усмотрение (должно быть выплачено […]
  • Самая жёсткая статья в ук рф Из УК РФ предлагают исключить статью об уголовной ответственности за угон транспортных средств без цели хищения С указанной инициативой выступила группа депутатов Госдумы. Внесенным ими […]
  • Сосновый бор воинская часть Командир в/ч 3705 полковник А. Крючков: «Стояли и стоим на охране тишины и спокойствия» Внутренние войска МВД России отмечают в эти дни 200-летие своего образования. 18 марта полуденный […]
  • Договор реализации путевок с физическим лицом Договор на санаторно-курортное обслуживание с физическим лицом Главная > Документ ДОГОВОР НА САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ г. Белокуриха «_____»___________ 20___ […]
  • Воинская часть 01480 печенга фото Печенга воинская часть 08275 – 200-ая ОМСБр В ч 08275 (200 омсбр) находится в Мурманской области в поселке Печенга. Подчиняется командованию Северного флота. Официальный сайт отсутствует. […]
  • Необоснованный отказ в заключение трудового договора может быть обжалован Статья 64. Гарантии при заключении трудового договора Информация об изменениях: Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 200-ФЗ в статью 64 настоящего Кодекса внесены изменения Статья 64. […]