Договор концессионного соглашения образец

Оглавление:

КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ — НОВЫЙ ВИД ДОГОВОРА В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

Сосна Сергей Андреевич — старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.

Российскому праву в ближайшем будущем предстоит пополниться новым видом предпринимательских договоров — концессионным соглашением (договором, контрактом). Законопроект о концессионных соглашениях, или, как еще принято говорить, о концессиях, уже много лет подготавливается Государственной Думой, другими федеральными органами, и нет сомнения, что он вот-вот будет принят. Кстати, за рубежом концессионное соглашение, как правило, тоже упрощенно именуется концессией (concession).

Главная особенность концессионного соглашения состоит в том, что объекты договорных отношений (имущество, отдельные виды деятельности) находятся в безраздельном, монопольном обладании только одной из сторон соглашения, а именно государства или иного публично — правового образования. Другая сторона соглашения — это всегда частное лицо, принимающее на себя определенные обязательства в обмен на предоставляемые ему права. Вот почему в отличие, например, от обычного гражданско — правового договора, по которому стороны просто обмениваются правами и обязанностями, концессионное соглашение, по представлениям правовой теории, изначально выступает, скорее, как акт наделения (дарения, пожалования, уступки) со стороны государства правами, которые недоступны или ограниченно доступны в гражданском обороте .
———————————
См.: Сосна С.А. Концессионные соглашения. Теория и практика. М., 2002. С. 27 — 28.

В этой связи нелишне отметить, что вначале концессия зачастую вообще не была договором. Это был односторонний акт дарования прав феодальным сувереном своему подданному на совершение каких-либо действий, составляющих прерогативу суверена. Ныне концессия — это соглашение двух равноправных сторон, но в обиходе по-прежнему широко используются выражения типа «предоставить концессию», «выдать концессию», «уступить в концессию» и т.п.

Сфера применения концессионных соглашений

Могут возразить, что гражданская правосубъектность государства и других публично — правовых образований, в частности по российскому гражданскому законодательству, вполне реализуема посредством существующих гражданско — правовых договоров и что поэтому нет необходимости изобретать какие-то новые договорные формы, предусматривающие «дарование прав» или иные действия сторон, сомнительные с позиций гражданско — договорного права или не свойственные ему.

Это возражение справедливо, но только в отношении тех объектов договорных отношений, которые универсально оборотоспособны, или тех видов предпринимательской деятельности, которые не находятся в исключительном ведении государства или других публично — правовых образований. Для них законодательство РФ предусматривает несколько видов гражданских договоров: государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд, государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, договор о закупках и поставках сельхозпродуктов, сырья и продуктов для государственных нужд.

Но что касается объектов прав, полностью или частично ограниченных в обороте, то их договорный статус в российском законодательстве четко не прописан. В частности, пункт 2 ст. 129 ГК РФ говорит лишь, что объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. В отношении видов объектов, которые могут принадлежать только определенным участникам оборота (иными словами, только публично — правовым образованиям) либо нахождение которых допускается по специальному разрешению, то такие объекты определяются в порядке, установленном законом. Из приведенных положений явствует, что передача прав (в том числе на хозяйственное использование) объектов, не участвующих или ограниченно участвующих в обороте, частично или полностью регулируется не гражданско — правовыми, а какими-то иными нормами. Такой вывод подтверждается и п. 3 ст. 129 ГК, которая устанавливает: «Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах».

Помимо богатейших природных ресурсов России другая обширная группа необоротоспособных или ограниченно оборотоспособных объектов сосредоточена в сферах экономической и социальной инфраструктуры (железные и автомагистрали, мосты, тоннели, транспортные развязки и т.п. сооружения, гидротехнические системы, жилищно — коммунальное хозяйство, инженерные сети, системы электро-, тепло-, водо- и газоснабжения, общественный транспорт, благоустройство территорий, объекты «социалки» и т.д.). Третья сфера изъятых или ограниченных в обороте объектов — монопольные и иные не подлежащие приватизации виды деятельности.

В зарубежных государствах, принадлежащих к континентальной правовой семье, основная масса таких объектов составляет так называемые публично — правовые имущества государства и других публично — правовых образований (domaine public d»Etat, domaine public municipal). Они неотчуждаемы, неотъемлемы, не могут быть арестованы по суду. Договоры по использованию таких имуществ являются не гражданскими, а публичными (как, например, в Германии) или административными (как во Франции). Административный (публичный) договор государства (муниципального образования) с частным лицом, имеющий своим предметом предоставление такому лицу прав пользования публичным государственным или муниципальным имуществом либо прав на осуществление деятельности, составляющей прерогативу государства, — это и есть концессионное соглашение. Орган публичной власти предоставляет такие права на ограниченный срок и на возмездной основе. Тем самым концедент сохраняет полный контроль над надлежащим использованием объекта, перекладывая в то же время на концессионера бремя расходов по содержанию и эксплуатации объекта. В качестве вознаграждения концессионер получает в собственность произведенную им продукцию.

Государственные и муниципальные имущества, не относящиеся к категории публично — правовых, составляют так называемую частную собственность государства и муниципальных образований (domaine prive d»Etat, domaine prive municipal). Они неограниченно участвуют в обороте в соответствии с нормами гражданско — договорного права.

За рубежом концессионное соглашение широко распространено в сферах природопользования (горные, лесные, водные и иные концессии), в уже упоминавшихся сферах экономической и социальной инфраструктуры (так называемые концессии публичной службы, концессии общественных работ и т.п.), в отправлении некоторых функций, зарезервированных за государством или муниципальными образованиями. Концессии широко практиковались и в дореволюционной России, и в первые годы существования СССР. Современное законодательство о концессиях достаточно давно существует во многих странах — бывших республиках СССР (Украине, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Молдове, в Литве), а также в Венгрии и многих других государствах.

Российская экономика сегодня нуждается в концессиях, потому что действующий в стране уже десять лет административно — разрешительный, лицензионный порядок природопользования оказался неэффективным, не сумел создать организационно — правовых предпосылок для массового притока частных инвестиций в ключевые сырьевые отрасли экономики. Концессионная, договорная система, уравнивающая в правах частного инвестора и государство и гарантирующая стабильность договорных условий концессии, должна привлечь в природопользовательские отрасли российской экономики столь необходимые для них частные инвестиции. Но это только часть задачи. Другая ее часть заключается в том, чтобы создать правовую основу для договорного использования государственной и муниципальной собственности за пределами природопользовательских отраслей.

Таким образом, концессионное соглашение призвано закрыть огромную нишу договорно — предпринимательских отношений, регулирование которых не обеспечивается гражданско — договорным законодательством РФ. Чтобы убедиться в этом, достаточно показать специфические отличия концессионного договора, позволяющие ему опосредовать отношения, недоступные гражданским договорам, прежде всего арендному и подрядному. Между тем в зарубежной литературе (иногда и в законодательстве) концессия и аренда, концессия и подряд нередко отождествляются.

Имеется два вида таких отличий. Одни из них становятся очевидными при анализе сопоставимых понятий концессионного и арендного договоров и не выходят за рамки общего для них гражданско — правового пространства. Другие связаны с публично — правовыми особенностями концессий и, как следствие, не имеют сопоставимых, сравнимых понятий и условий не только в арендном, но и в других гражданско — правовых договорах.

Наиболее крупным, своего рода обобщающим различием первого вида следует считать существенно разные трактовки юридической природы прав арендатора и концессионера. В частности, ГК РФ придает, как представляется, заметно иной смысл правам арендатора, чем тот, который придается праву пользования природными ресурсами по законодательству РФ. Согласно статье 606 ГК РФ арендатору предоставляется ИМУЩЕСТВО (здесь и далее выделено мною. — С.С.) во временное владение и пользование или во временное пользование. Речь, таким образом, идет о передаче имущества как такового. В том случае, когда арендатору имущество передается во владение и пользование, он становится титульным владельцем арендованного имущества. Когда имущество передается только в пользование, его владельцем остается арендодатель.

В отличие от ГК, российское природопользовательское законодательство, как и аналогичное зарубежное, а также концессионное законодательство, предоставляют концессионеру не имущество как таковое, А ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ИЛИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВОМ. В данном случае право пользования, тем более исключительное право пользования — это вовсе не аналог одноименного арендного права. Оно сопоставимо лишь с титульным арендным владением и пользованием, но в действительности полнее, весомее, «качественнее» арендных прав.

Уместно в этой связи отметить, что по законодательству Германии, Франции и ряда других стран концессионеру предоставляется право на «горную собственность» и, хотя это понятие достаточно условно (уже хотя бы потому, что предоставляется временно), оно тем не менее выводит концессионное право пользования за пределы арендных отношений. То обстоятельство, что понятие «горной собственности» неизвестно российскому праву, не меняет сути дела. Ведь действующее российское законодательство предоставляет недропользователю исключительные права того же типа и объема, которые соответствуют зарубежному праву «горной собственности». Так, согласно закону о соглашениях о разделе продукции (представляющих собой специфическую разновидность горной концессии), инвестору предоставляются исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья и ведение связанных с этим работ, а также на транспортировку, обработку, хранение, переработку, использование, реализацию или распоряжение сырьем иным образом.

Подобные разнородные имущественные права в комплексе образуют своеобразное «синтетическое» вещное право (или права). Известный специалист Б.Д. Клюкин тоже считает, что права пользования участками недр и месторождениями полезных ископаемых реализуют вещные права недропользователей . Напомним, что по российскому гражданскому законодательству арендатор — обладатель обязательственных прав. Нет нужды пояснять принципиальную разницу между вещными правами концессионера и обязательственными правами арендатора.
———————————
См.: Клюкин Б.Д. Горное законодательство в странах Западной Европы и Америки. М., 2000. С. 42.

Резко контрастирует с арендой и общепринятое в концессионном договоре положение, согласно которому право собственности на имущество концессионера, приобретенное или созданное им для концессионных целей, подлежит безвозмездной передаче концеденту (государству или иному публично — правовому образованию) по истечении срока действия договора. Арендным отношениям такое правило неизвестно.

Еще одно отличие аренды от концессии становится очевидным из ст. 613 ГК РФ, согласно которой передача имущества в аренду не является основанием для прекращения или изменения прав третьих лиц на это имущество. Концессионная практика исходит из иной посылки: имущество, право пользования которым предоставляется концессионеру, должно быть предварительно очищено от любых чужих прав на него. Это означает, что в концессию передается, как правило, казенное имущество государства или муниципальных образований.

Кроме того, концедент ПРЕДОСТАВЛЯЕТ право пользования концессионеру, тогда как арендодатель согласно ст. 606 ГК РФ лишь ОБЯЗУЕТСЯ ПРЕДОСТАВИТЬ имущественный объект арендатору. Это малозаметное, на первый взгляд, различие по-разному определяет момент перехода прав. Концессионер обретает свои права с момента заключения (или регистрации) соглашения, тогда как арендатор — с момента реальной передачи ему арендованного объекта, который в принципе может быть не привязан к моменту заключения или регистрации договора.

В экономическом плане аренда не отвечает требованиям инвестиционного проекта (тем более — условиям проектного финансирования), которым как раз полностью соответствует современная концессия. Традиционно аренда — это найм имущества, должное состояние которого обязан поддерживать арендодатель. Это не выход для российской экономики, отчаянно нуждающейся в немедленном притоке капитальных вложений. И хотя арендным договором тоже можно предусмотреть обязанности арендатора по приумножению и обновлению арендованного имущества, подлинный инвестиционный проект может быть реализован только в концессионной форме с предоставлением концессионеру индивидуальных рентных, налоговых, валютных режимов.

Что касается невозобновляемых природных ресурсов, то в отношении них возникает противоречие между требованием Гражданского кодекса (ст. 607) о сохранении арендованными вещами своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) и возможным полным истощением используемого участка недр, в результате чего вещь (участок недр) не просто теряет свои натуральные свойства, но перестает существовать как таковая. Концессионный договор, не связанный требованиями о непотребляемых вещах, устраняет это потенциальное препятствие на пути использования ресурсов.

Проект Решения о заключении концессионного соглашения

Приложение 1 к Методическим рекомендациям по применению частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ О ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ (Правительства субъекта Российской Федерации, Администрации муниципального образования) от ____ (месяц) 201_ г. N ___

О заключении концессионного соглашения

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в целях привлечения внебюджетных инвестиций и эффективного использования находящегося в собственности (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) имущества (Правительство субъекта Российской Федерации, Администрация муниципального образования) постановляет:

1. Согласиться с предложением Министерства (комитета, отдела) имущества (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) о проведении в 201_ г. конкурса на право заключения концессионного соглашения на реконструкцию (описание, в том числе технико-экономические показатели, здания (строения, сооружения)) (вариант — и (или) создание (описание, в том числе технико-экономические показатели, здания (строения, сооружения)), расположенного по адресу: (адрес) (далее — объект концессионного соглашения)), и осуществление концессионером (указать конкретный вид образовательной деятельности).

2. Принять к сведению, что:

2.1. Здание (строение, сооружение) в составе объекта концессионного соглашения, подлежащее реконструкции, и иное имущество, образующее единое целое с объектом концессионного соглашения и/или предназначенное для использования по общему назначению для осуществления концессионной деятельности, находится в собственности (субъекта Российской Федерации, муниципального образования). Функциональное назначение объекта изменению не подлежит.

2.2. Здание (строение, сооружение) в составе объекта концессионного соглашения, подлежащее созданию, будет принадлежать (субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию) на праве собственности. Создание здания (строения, сооружения) подлежит согласованию с собственником.

2.3. Объект концессионного соглашения расположен на земельном участке площадью _____ кв. м, кадастровый номер _______.

Указанный земельный участок находится в собственности (субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

3. Установить, что полномочия концедента при заключении и исполнении концессионного соглашения от имени (субъекта Российской Федерации, муниципального образования), собственника объекта концессионного соглашения осуществляет Министерство (комитет, отдел) имущества (субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

4. Министерству (комитету, отделу) имущества (субъекта Российской Федерации, муниципального образования):

4.1. Разработать и утвердить конкурсную документацию по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — конкурс), а также утвердить персональный состав конкурсной комиссии.

4.2. Опубликовать в официальном издании, разместить на официальном сайте в сети «Интернет» (Правительства субъекта Российской Федерации, Администрации муниципального образования) сообщение о проведении открытого конкурса в срок до (указывается срок).

4.3. Заключить в установленном порядке с победителем конкурса концессионное соглашение в отношении объекта концессионного соглашения и иного имущества.

5. Утвердить ставку ежегодной арендной платы, определенной по результатам независимой оценки за земельный участок площадью ______ кв. м, кадастровый номер ________ в размере __________ руб. (отчет независимого оценщика).

Установить, что размер арендной платы не чаще одного раза в год подлежит изменению, которое производится на основании независимой оценки.

6.1. Срок действия концессионного соглашения: ______ лет с даты его заключения.

6.2. Критерии и условия конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения:

— размер концессионной платы — не менее ________ руб. в год;

— срок реконструкции здания (строения, сооружения) из состава объекта концессионного соглашения ________ — месяцев (лет) ((вариант — и (или) создания здания (строения, сооружения) в составе объекта концессионного соглашения), ________ — месяцев (лет)).

7. Министерству (комитету, отделу) земельных отношений (субъекта Российской Федерации, муниципального образования):

7.1. Подготовить и представить в Министерство (комитет, отдел) имущества (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) проект договора аренды земельного участка, на котором расположен объект концессионного соглашения.

7.2. В течение 60 рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения с победителем конкурса заключить с победителем конкурса договор аренды земельного участка.

8. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на ______.

Председатель Правительства (Глава Администрации)

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 14 июня 2016 г. № АД/40064/16 «О передаче прав владения и (или) пользования объектов теплоснабжения, систем горячего или холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности»

В соответствии с пунктом 48 Плана оказания Методической помощи территориальным органам ФАС России в 2016 году, утвержденного приказом ФАС России от 30.03.2016 № 379/16, а также в связи с поступающими обращениями, в том числе территориальных органов ФАС России, о разъяснении применения антимонопольного законодательства по вопросу передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, путем предоставления государственной или муниципальной преференции (далее — преференции), то есть без проведения соответствующих процедур торгов, на основании положений Главы 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), по результатам проведенного анализа практики рассмотрения территориальными органами ФАС России заявлений о даче согласия на предоставление указанных преференций ФАС России направляет настоящие разъяснения.

I. С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении) и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении).

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении.

Согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных Законом о теплоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, если все объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае — только концессионное соглашение.

При этом, согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.

Аналогичные требования содержатся в части 3 и 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Таким образом, договор аренды, заключенный с нарушением требований части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в том числе путем предоставления муниципальной преференции, является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения.

Кроме того, в соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица — передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках).

Согласно подпункту «а» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица — передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.

Таким образом, в случае представления в орган регулирования договора аренды объектов ЖКХ, заключенного с нарушением требований части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, хозяйствующий субъект не может подтвердить законное основание владения и пользования в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.

Обращаем внимание, что в соответствии с частями 5 и 6 статьи 5 Закона № 103-ФЗ с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, по договору аренды объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

С учетом изложенного передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, при условии, что срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объекта теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, до 01.01.2015 могло осуществляться посредством заключения договора аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, Законом о защите конкуренции.

При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения.

Таким образом, в настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности передавать объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения путем предоставления преференции.

С учетом изложенного, ФАС России обращает внимание на то, что письмо от 13.12.2013 № ЦА/50686/13 утратило актуальность и сообщает о необходимости руководствоваться нормами действующего законодательства Российской Федерации.

II. Следует отметить, что согласно Федеральному закону от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессии) конкурсная документация разрабатывается, в том числе на основании схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Согласно положениям пункта 3 статьи 29 Закона о теплоснабжении (вступившим в силу 30.07.2010) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов уполномоченными в соответствии с Законом о теплоснабжении органами должно быть осуществлено до 31 декабря 2011 года.

Согласно положениям пункта 2 статьи 42 Закона о водоснабжении (вступившим в силу 10.12.2011) до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен достаточный срок для реализации государственной политики по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, а также для введения института концессий.

III. Кроме того, обращаем внимание, что 01.02.2015 вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 265-ФЗ).

Законом о концессии (в редакции Закона № 265-ФЗ) предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. Так, согласно части 4.1 статьи 37 Закона о концессии с 01.05.2015 допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 указанного Федерального закона, в порядке, установленном частями 4.2-4.10 и 4.12 указанной статьи.

Таким образом, в настоящее время в Законе о концессии предусмотрены основания и порядок передачи объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в концессию без проведения торгов и без использования механизма предоставления преференций.

IV. ФАС России по результатам проведенного анализа практики рассмотрения территориальными органами ФАС России заявлений о даче согласия на предоставление указанных преференций также обращает внимание на то, что решение по результатам рассмотрения таких заявлений антимонопольный орган, являясь юридическим лицом, принимает самостоятельно, основываясь на нормах действующего законодательства Российской Федерации. Указанное решение может быть оспорено исключительно в судебном порядке.

В силу положений части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции решение о возможности предоставления хозяйствующим субъектам преференции принимают указанные в данной норме права органы и организации. Дача антимонопольным органом согласия на предоставление преференции не влечет обязанности указанных органов и организаций по ее предоставлению, в связи с чем последние вправе уведомить антимонопольный орган об отказе в предоставлении такой преференции.

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу передачи прав владения и (или) пользования объектов теплоснабжения, систем горячего или холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Так, указано, что передача прав владения и (или) пользования возможна по договорам аренды или по концессионным соглашениям.

Если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта (системы) и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию не может быть определена, то передача прав владения и (или) пользования осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением некоторых случаев).

Таким образом, если все объекты были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до опубликования извещения о проведении конкурса, то в отношении них может быть заключен договор аренды, в ином случае — только концессионное соглашение.

Договор аренды, заключенный с нарушением установленных требований, в т. ч. путем предоставления муниципальной преференции, является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения.

В настоящее время законодательство не предусматривает возможности передавать объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения путем предоставления преференции.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Концессионное соглашение

Специфической формой взаимодействия государства и частных лиц в области эффективного использования недвижимости, находящейся в государственной или муниципальной собственности, является концессионное соглашение, заключаемое на основании Федерального закона «О концессионных соглашениях».

Понятие концессионного соглашения

Концессионное соглашение представляет собой один из видов государственно-частного партнерства, которое направлено на привлечение инвестиций в создание или реконструкцию объектов недвижимости.

Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» регулирует отношения, которые возникают в связи с разработкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, провозглашает права, обязанности, а также гарантии прав и интересов сторон соглашения.

Согласно концессионному соглашению, концессионер — хозяйствующий субъект обязуется за собственные средства возвести или реконструировать объект недвижимого имущества, а в результате осуществления таких работ, когда определенный концессионным соглашением объект недвижимости будет создан или реконструирован, получить его на определенный срок во владение и пользование от концедента с условием внесения ему соответствующих платежей — концессионной платы.

Данный договор является смешанным, то есть он содержит в себе элементы других договоров, например, элементы договора строительного подряда и аренды.

Таким образом, концессионное соглашение содержит в себе несколько сделок, которые осуществляются в определенной последовательности.

На первом этапе концедент предоставляет концессионеру недвижимое имущество – земельный участок или объект строительства (здание или сооружение). В зависимости от вида предоставленного недвижимого имущества и условий договора, концессионер обязуется возвести на земельном участке здание или сооружение либо реконструкцию уже имеющегося объекта строительства.

На следующем этапе концессионер использует возведенный или реконструированный объект недвижимости в своих целях в течение всего срока, установленного соглашением.

По своей юридической природе концессионное соглашение является:

  1. Консенсуальным – вступает в силу с момента заключения, а исполняется уже после подписания.
  2. Срочным – всегда заключается на определенный срок.
  3. Взаимным — обе стороны имеют права и несут обязанности.
  4. Возмездным – наличие материальной выгоды в результате исполнения соглашения у каждой из сторон.
  5. Двусторонним – наличие прав и обязанностей двух равноправных сторон, а также необходимость выражения согласованной воли обеих сторон для его заключения.

Типовые формы концессионных соглашений для различных видов деятельности устанавливаются Правительством РФ, однако, в отношении гидротехнических сооружений, аэродромов и других особых отраслей приведены в соответствующих законах.

Существенные условия концессионного соглашения

Для концессионных соглашений законодательством предусмотрены определенные условия, по которым должно быть достигнуто согласие сторон, при отсутствии которых договор не может считаться заключенным. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» называет такие условия существенными и относит к ним следующие условия:

  • Предмет концессионного соглашения;
  • Обязанности сторон по осуществлению деятельности, которая предусмотрена соглашением;
  • Срок концессионного соглашения;
  • Объект концессионного соглашения (его описание и состав);
  • Порядок предоставления концессионеру недвижимого имущества, которое предназначено для осуществления деятельности, определенной соглашением сторон.
  • Цели и срок использования объекта соглашения.
  • Иные существенные условия, предусмотренные законодательством.

Перечень существенных условий является открытым, поскольку концессионные соглашения в отдельных отраслях деятельности, помимо Федерального закона «О концессионных соглашениях», регулируются специальным законодательством, в котором предусмотрены дополнительные условия, присущие конкретному виду деятельности.

Помимо существенных, законодательство устанавливает иные условия концессионного соглашения, которые в большинстве случаев предусмотрены соглашением. Такой перечень условий не является исчерпывающим, это означает, что стороны концессионного соглашения по своей воле могут включить в концессионное соглашение и иные условия. К ним относятся:

  • Объемы оказания услуг, выполнения работ, производства товаров при осуществлении деятельности, которая предусмотрена соглашением.
  • Порядок установления и изменения цен на выполненные работы, оказанные услуги и произведенные товары.
  • Объем денежных средств, инвестированных в создание либо реконструкцию объекта соглашения.
  • Срок сдачи в эксплуатацию объекта концессионного соглашения, с предусмотренными в договоре техническими и экономическими показателями.
  • Обязанности концессионера по реализации выполненных работ, оказанных услуг, произведенных товаров на внутреннем рынке в течение срока, предусмотренного соглашением сторон, а также другим условием.

Стороны концессионного соглашения

Сторонами концессионного соглашения, в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях», признаются концедент и концессионер.

Обладателем права собственности на объект такого соглашения является концедент, в качестве которого могут выступать:

  • Государство, от имени которого действует Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти, который был уполномочен на то Правительством, в случае если соглашение заключено в отношении объектов, право собственности на которые принадлежит государству или в отношении объектов соглашения, которые имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности и обороноспособности государства.
  • Субъект РФ, интересы которого представляет орган государственной власти субъекта РФ, в случае, когда концессионное соглашение заключено в отношении объектов, принадлежащих на праве собственности субъекту РФ.
  • Муниципальное образование, от имени которого действует орган местного самоуправления, в случае, когда концессионное соглашение заключено в отношении объектов, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Концессионером признается организация, индивидуальный предприниматель либо, действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества, два и более юридических лица. При этом, концессионер может как являться резидентом РФ, так и не быть таковым.

Исходя из положений законодательства, стороны концессионного соглашения должны обладать общей правоспособностью.

В науке выделены некоторые проблемы относительно субъектов концессионного соглашения. Например, на стороне концедента могут выступать Российская Федерация, ее субъекты либо муниципальные образования. Однако, полномочия различных органов власти не конкретизированы законодательством. Также множественность лиц на стороне концедента недопустима, но несмотря на это договор может затрагивать одновременно интересы как муниципального образования, так и Российской Федерации или ее субъектов.

Срок концессионного соглашения

Концессионное соглашение является срочным договором. Такой признак вытекает из определения концессионного соглашения, которое предусматривает предоставление концессионеру прав владения и пользования объектом соглашения на срок, установленный концессионным соглашением. Исходя из этого срок действия соглашения признается его существенным условием.

Срок действия концессионного соглашения определяется соглашением сторон, с учетом срока создания или реконструкции объекта концессионного соглашения, а также объема денежных вкладов в создание или реконструкцию такого объекта. Помимо этого, учитывается срок окупаемости таких денежных вкладов и других обязательств сторон по концессионному соглашению.

Как правило, концессионные соглашения являются продолжительными – обычно 25 лет. Мировая практика основывается на таких же принципах, что и национальная. Например, в большинстве стран Европы обычный срок концессионного соглашения составляет 30-50 лет.

Российское законодательство же не содержит конкретных требований к максимальному сроку концессионного соглашения. Поэтому срок концессионного соглашения определяется сторонами.

Ответственность сторон концессионного соглашения

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» предусматривает положения, касающиеся ответственности субъектов договора. Ответственность концессионера за качество объекта соглашения предусмотрена статьей 12 вышеуказанного закона.

Концессионер ответственен перед концедентом за допущенное при возведении либо реконструкции объекта соглашения нарушение требований, предусмотренных договором, или требований проектной документации, технических регламентов, иных обязательных требований.

При нарушении установленных соглашением требований, концедент имеет право требовать от концессионера устранения такого нарушения безвозмездно в установленные концедентом сроки. Концедент имеет право требовать от концессионера возмещения причиненных убытков, если нарушение установленных требований не было устранено в установленный концедентом разумный срок, а также, если такие нарушения являются существенными.

Ответственность за качество предоставленного объекта концессионер несет перед концедентом в течение срока, предусмотренного концессионным соглашением. В случае, если такой срок не предусмотрен, то в течение 5 лет со момента передачи объекта.

Еще по теме:

  • Ст 115 ч 2 п в с комментариями Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью 1. Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату […]
  • Ук рф ст 30 ч3 ст 161 ч1 Муниципальное образование Павловское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 161 УК РФ Кировским городским судом […]
  • Ввод мостового крана в эксплуатацию Оформление ввода кранов в эксплуатацию Порядок эксплуатации грузоподъемных машин регламентирован правилами Госгортехнадзора. Все грузоподъемные машины, кроме стреловых и башенных кранов […]
  • Доверенность на обращение в бти Доверенность в бти от юридического лица образец Ваши документы, получаете результат, ваш вопрос, составление доверенностей в Москве, доверенность официальный письменный юридический […]
  • Ч3 ст86 гпк рф Статья 188. Консультация специалиста СТ 188 ГПК РФ 1. В необходимых случаях при осмотре письменных или вещественных доказательств, воспроизведении аудио- или видеозаписи, назначении […]
  • Выплата материальной помощи не сотруднику проводки Оформление выдачи материальной помощи: бухгалтерский и налоговый учет Выдача материальной помощи работникам, действующим и бывшим, может повлечь за собой вопросы, связанные с порядком […]