Дискриминация основания

Азбука преподавания прав человека в школе

Глава III
Тематика прав человека для старших классов начальной школы и младших и старших классов средней школы

Дискриминация

4. Дискриминация по признаку пола

В статье 2 Всеобщей декларации провозглашается действительность всех прав человека «без какого бы то ни было различия». Далее в ней конкретно упоминаются несколько признаков, которые используются для произвольного проведения различий между людьми. Один из них — это пол, причем существуют веские основания для того, чтобы говорить об этом особо, поскольку дискриминация по признаку пола («сексизм») остается одним из самых распространенных источников социальной несправедливости.

Сексизм, так же как и расизм, может быть присущ любому аспекту культуры и жизни общества. Он отражается в отношениях людей, многие из которых даже не осознают этого, что еще больше усиливает такой вид дискриминации. Отказывать одному полу в возможности пользоваться в полном объеме правами человека — это все равно, что считать, будто этот пол является не совсем человеческим.

а) Пол или гендер?

Разъясните разницу между полом (факторы, определяемые биологией) и гендером (факторы, определяемые культурой). Разбейте учащихся на две группы и предложите каждой из них составить перечень различий между мужчинами и женщинами таким образом, чтобы одни различия были основаны на поле (например, взрослые мужчины носят бороду; женщины живут дольше), а другие основаны на гендере (например, мужчины лучше разбираются в математике; женщины робкие). Каждая группа по очереди зачитывает одну из характеристик и все участники должны решить, идет ли речь о различии, основанном на поле или на гендере. Конечно возникнут разногласия (например, являются ли мужчины по природе более агрессивными?), однако связанное с этим обсуждение поможет студентам осознать свои собственные гендерные стереотипы. Исследуйте класс, учебники, средства массовой информации и общины на предмет наличия примеров гендерных стереотипов. (Статья 2 ВДПЧ; статья 2 КПР)

b) Кто есть кто?

Пусть учащиеся проведут обзор книг и других материалов, которые имеются в школе, на предмет следующего:

  • Содержится ли в них упоминание мужчин столь же часто, что и женщин?
  • Показаны ли женские персонажи смелыми в принятии решений, физически крепкими и любящими приключения, творческими и интересующимися широким кругом профессий?
  • Показаны ли мужские персонажи гуманными и заботливыми, которые могут прийти на помощь, которые открыто проявляют свои эмоции и не боятся, что другие могут подумать, что они не «мужественны»?
  • Уважают ли эти мужчины и женщины друг друга на равных?
  • Играют ли мужчины активную роль в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства?
  • Играют ли женщины активную роль вне дома и, если да, то в другом ли качестве, помимо занятия традиционной женской деятельностью (например, в качестве преподавателей, медсестер, секретарш), или неоплачиваемой или низкооплачиваемой работы?

(Статья 2 ВДПЧ; статьи 2, 29 КПР)

с) Гендерные клещи

Выберете семейную историю (например, из романа, фильма, телевизионного сериала или просто рассказа) и перескажите ее, изменив пол персонажей. Обсудите последствия такого изменения пола. (Статья 2 ВДПЧ; статьи 2, 29 КПР)

d) Что мне нравится/что я делаю 11

Попросите учащихся письменно ответить на следующие вопросы о них самих:

  1. Три вещи, которыми, как полагают, должны заниматься представители моего пола и которые мне нравятся.
  2. Три вещи, которыми, как полагают, должны заниматься представители моего пола и которые мне не нравятся.
  3. Три вещи, которые я хотел бы делать или существование которых я бы желал, если бы я был представителем другого пола.

Попросите учащихся обменяться своими ответами с партнером того же пола, затем предложите каждой паре обменяться с парой противоположного пола (или в классах с учащимися одного пола с другой парой).

Обсудите результаты. Как эта община реагирует на людей, которые не соответствуют гендерным представлениям? Ограничивают ли гендерные представления права человека? (Статья 2 ВДПЧ; статья 2 КПР)

е) Принятие решений

Попросите учащихся активно поразмышлять о некоторых важных решениях, которые должна принять семья и которые касаются всех ее членов. Напротив каждого решения напишите, принимается ли оно главным образом мужчинами, женщинами или совместно. Обсудите различия в видах решений, которые мужчины и женщины принимают в семье.

Затем попросите учащихся составить перечень некоторых важных решений, влияющих на все население, которые были приняты в их общине в последние несколько лет (например, создание нового клуба или команды, строительство или закрытие больницы, распределение земли, повышение платы за проезд на автобусе). Дайте задание каждой небольшой группе проанализировать одно из следующих решений:

  • Каковы гендерные последствия этих решений? Оказывают ли они какое-либо особое воздействие на женщин и девочек? Мужчин и мальчиков?
  • Напротив каждого решения напишите название группы, которая приняла данное решение, и приблизительное соотношение лиц мужского и женского пола в этой группе.
  • Насколько другим могло быть решение, если принимающая его группа состояла из равного количества мужчин и женщин?

(Статьи 2, 21 ВДПЧ; статьи 2, 12 КПР)

f) Класс, в котором нет предубеждений по признаку пола

Большинство предложений, касающихся создания нерасистского класса (см. раздел выше «Дискриминация по цвету кожи или расовой принадлежности»), могут быть использованы для формирования обстановки в классе, не допускающей проведения различий между полами. Заручитесь любой возможной помощью для ломки стереотипных представлений о полах. Никогда не допускайте исключений по признаку пола. Всегда задавайте вопрос: что справедливо? Ознакомьте учащихся с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ).

Исследования показывают, что сами преподаватели могут быть потенциальными источники дискриминации в отношении девочек, если они уделяют больше внимания мальчикам и просят их выступать в два раза чаще, чем девочек. Во многих классах мальчиков хвалят за их любознательность и упорство, а девочек за аккуратность, проворство и умение выполнять указания. Согласно этим исследованиям, большинство преподавателей не подозревали о том, что они отдавали предпочтение мальчикам, и были встревожены документальным подтверждением этого факта.

Средства информации, особенно реклама, дают хороший материал для гендерного анализа. Рекомендуется также тщательное изучение школьной программы и учебников (см. также раздел выше «Кто есть кто?»)

  • Уделяет ли «история» серьезное внимание роли не только мужчин, но и женщин?
  • Обсуждается ли в курсе «экономики» роль женщин на рынке рабочей силы (дома и вне дома)?
  • Рассматривает ли «право» вопрос о женщинах и собственности?
  • Рассматривается ли в курсе «государственное управление» вопрос о недостаточной представленности женщин?
  • Отдается ли должное при изучении «естественных наук» тому, что сделали женщины?
  • Поощряют ли девочек добиваться успехов в математике, науке и информатике?
  • Насколько разделение на мужской и женский пол отражается на преподавании «литературы», «языка» и «гуманитарных наук»?

Изучите также особенности школьной жизни вне учебной программы:

  • Имеют ли девочки равные возможности для занятия руководящих должностей в клубах и избираемых органах? Для деятельности в качестве общественных представителей школы?
  • Существуют ли виды деятельности, предусматривающие субсидирование школ, из которой исключены девочки?
  • Имеют ли девочки доступ к спортивным объектам и участию в спортивных командах наравне с мальчиками?
  • Чувствуют ли себя девочки в безопасности от сексуальных притязаний или физических угроз в школе?
  • Могут ли девочки на равной основе получать призы, стипендии, финансовую помощь и другие награды?

(Статьи 2, 26 ВДПЧ; статьи 2, 29 КПР)

11 Заимствовано из Local Action/Global Change: Learning about the Human Rights of Women and Girls by Julie Mertus, Nancy Flowers and Malika Dutt (UNIFEM, 1999).

Дискриминация в сфере труда, или Власть стереотипов

Вместе с тем, несмотря на то, что вопрос дискриминации является одним из наиболее важных, когда речь заходит об обеспечении равенства прав граждан на труд, со стороны государства эта проблема признания пока не находит. По фактам дискриминации даже отсутствует официальная статистика. «Ни один государственный орган не ведет учет, который давал бы возможность понять, какая картина складывается в стране с дискриминацией. Считается, что в России ее нет. Это все потому, что главный показатель ее наличия или отсутствия – судебные решения. А у нас минимум дел, в которых рассматривается вопрос о дискриминации», – заявила в ходе состоявшегося на прошлой неделе в ОП РФ круглого стола заместитель Председателя Общественного Совета Минтруда России, директор Центра социально-трудовых прав Елена Герасимова.

Тем не менее, по данным эксперта, на практике дискриминация встречается довольно часто, при этом проявляется она в разнообразных формах и касается различных аспектов трудовой деятельности от приема на работу и увольнения до оплаты труда. Так, работникам на период испытательного срока нередко устанавливают пониженный по сравнению с коллегами размер оклада, а сотрудникам, обладающим равной квалификацией и занимающим одну и ту же должность, выплачивают различную заработную плату.

Если речь идет о дискриминации при приеме на работу, то, как отметил начальник Юридического управления Роструда Роман Страхов, современный работодатель никогда не указывает истинную причину отказа – свое решение он обычно мотивирует либо отсутствием соответствующей вакансии, либо недостатком у соискателя требуемых профессиональных качеств. При этом, добавил представитель Роструда, доказать факт дискриминации на практике достаточно сложно, в связи с чем дела о дискриминации рассматриваются в пользу работника чрезвычайно редко.

Наиболее распространенными видами дискриминации являются:

  • гендерная (по признаку пола);
  • возрастная;
  • по инвалидности.

Достаточно часто основанием для дискриминации служат также религиозная принадлежность, профсоюзная деятельность и даже внешний вид человека (например, наличие лишнего веса, пирсинга, татуировок и др.).

Дискриминация по признаку пола

О том, обязан ли работодатель компенсировать кандидату заработок, не полученный им за период с момента отказа в приеме на работу до вынесения судом решения о признании такого отказа необоснованным, узнайте из материала «Последствия неправомерного отказа в приеме на работу» в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

По мнению Романа Страхова, гендерная дискриминация в сфере занятости на рынке труда, это проблема, связанная не столько с недостатками правового регулирования, сколько с низким уровнем правосознания россиян. Чаще всего такая дискриминация выражается в нежелании брать женщин на работу. «В условиях временных экономических трудностей работодатель стремится избежать дополнительных затрат – именно этим объясняются отказы в приеме на работу женщин, у которых есть или могут появиться маленькие дети, что потребует предоставления ей дополнительных льгот», – пояснил Страхов.

Помимо этого дискриминация заметна и при определении уровня зарплаты. «Оклад женщин в среднем на 30% меньше, чем у мужчин, занимающих ту же должность», – поделилась информацией председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Наталья Починок. Самое удивительное в том, что многие женщины считают подобную практику нормальной.

И в том случае, если у женщины уже есть взрослые дети, она, по словам Починок, имеет даже больше шансов получить работу, чем соискатель-мужчина.

Некоторые эксперты называют дискриминационным даже список профессий, которыми запрещено заниматься женщинам (постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»). Среди них профессии плотника, камнетеса, машинист паровоза и др. Юрист Консорциума, адвокат Коллегии адвокатов г. Москвы «Московский юридический центр» Мари Давтян считает это одним из ярчайших проявлений стереотипного отношения к женщинам. «Этот список должен быть отменен. Женщины могут сами принимать решение о том, где и как им работать», – убеждена она. Более того, даже если не брать в расчет закрепленный в законодательстве перечень, есть ряд общедоступных профессий, которые стандартно воспринимаются обществом только как женские или мужские. Например, пилоты и бармены – как правило, мужчины, а секретари и няни – женщины. «Такое разделение происходит, когда естественные социальные роли мужчины и женщины механически переносятся на производственную сферу», – считает Роман Страхов.

Дискриминация по возрасту

Дискриминация по возрасту касается преимущественно двух групп работников: молодых и пожилых.

Дискриминация молодых работников во многом связана с законодательно закрепленной обязанностью работодателей предоставлять таким сотрудникам серию льгот – укороченный рабочий день, более продолжительный очередной отпуск и др. Подобные льготы, напомним, предоставляются лицам, совмещающим работу с обучением, и сотрудникам, не достигшим возраста 18 лет (ст. 173-177, ст. 265-272 ТК РФ).

Член ОП РФ, руководитель Центрального штаба МООО «Российские студенческие отряды» Михаил Киселёв также обратил внимание на то, что многие работодатели в связи с отсутствием трудового стажа у недавнего выпускника вуза снижают ему размер оклада.

Пенсионеров же, по словам Романа Страхова, также не спешат принимать работу, а вот увольняют в первую очередь. «Наше законодательство само по себе ведет к дискриминации пожилых людей. Взять, например, сами понятия «пенсия по старости» или «время дожития». Это что такое? То есть человек выходит на пенсию и «доживает» – с 55 лет начинает «доживать». Или у женщины в 55 лет, получается, старость наступает? К тому же поскольку у нас с некоторого времени отменена индексация пенсий работающим пенсионерам, мы экономически ставим в дискриминационное положение их право на труд», – возмутилась Наталья Починок. По ее мнению, именно это является причиной того, что около 5 млн пенсионеров трудоустроены неофициально: «Им невыгодно визуализироваться и выходить из серой плоскости».

Дискриминация инвалидов

По общему правилу, запрещено отказывать в заключении трудового договора инвалиду, направленному на трудоустройство в порядке квотированных рабочих мест (ст. 13 Федерального закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Тем не менее, отметил Роман Страхов, из-за укоренившегося в обществе ошибочного представления относительно возможностей и производительности лиц с ограниченными возможностями на рынке труда все же наблюдается дискриминация в отношении них.

Негативную роль стереотипов, сложившихся у работодателей об инвалидах, подчеркнул и юрист региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Артур Ушаков. «Работодатели не знают, какую работу способен выполнять человек с той или иной инвалидностью. Иногда в компании работодателя просто нет необходимых условий даже просто для того, чтобы человек мог попасть на свое рабочее место. Поэтому компании проще заплатить штраф, чем создавать рабочее место для инвалида», – заявил он. Отметим, что штраф за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой составляет от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).

Вместе с тем Наталья Починок назвала сам принцип квотирования рабочих мест неэффективным и дискриминационным: «Получается, что человека с инвалидностью будут защищать только тогда, когда он направляется на работу в порядке реализации своего права на квотированное место».

Совершенствование механизма борьбы с дискриминацией

Сдвинуть ситуацию с мертвой точки и сделать механизм борьбы с дискриминацией в сфере труда более эффективным, по мнению экспертов, можно. Но это будет непростой и многоступенчатый процесс, который потребует как внесения изменений в действующее законодательство, так и изменения общественного сознания россиян. Среди наиболее важных шагов в этом направлении специалисты отметили следующие.

Изменение процедуры доказывания события дискриминации. «У нас в противоречие со всеми международными рекомендациями и конвенциями не установлено специальное распределение обязанности по доказыванию по этой категории дел, а действует общий принцип о том, что каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается (ст. 56 ГПК РФ). Практика показывает, что доказать дискриминацию при таком раскладе невозможно», – заявила Елена Герасимова. Поэтому эксперты, в их числе и Мари Давтян, предлагают переложить бремя доказывания отсутствие дискриминации на работодателя как на более сильное звено.

Создание специализированного органа по рассмотрению вопросов о дискриминации. На сегодняшний день рассмотрение вопросов о дискриминации в сфере труда относится исключительно к прерогативе судов (ч. 3 ст. 391 ТК РФ). «Никакие другие госорганы проблемами защиты от дискриминации не занимаются вообще. Если вы чувствуете, что вас дискриминировали, единственное, что вы можете сделать – пойти в суд», – подчеркнула Елена Герасимова. Обращение в прокуратуру, по мнению Герасимовой, не даст результатов: «Прокуратура смотрит только с точки зрения, есть ли основания для возбуждения уголовного дела по ст. 136 Уголовного кодекса («Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина»). И если мы посмотрим на статистику, у нас уголовные дела по этой статье практически не возбуждают». При этом эксперт полагает, что заниматься подобными спорами могла бы и ГИТ, но для этого необходимо внести соответствующие изменения в законодательство.

Рассматривать жалобы о дискриминации, по ее мнению, могли бы также общественные организации и/или омбудсмены. И помимо рассмотрения конкретных ситуаций им, добавила Мари Давтян, следовало бы передать право на защиту интересов граждан в судах.

В свою очередь, Наталья Починок предложила подумать над созданием в ОП РФ рабочей группы, которая взяла бы на себя рассмотрение подобных споров. Это положило бы начало созданию первой внесудебной площадки по вопросам дискриминации. А президент Союза социальных педагогов и социальных работников Антонина Дашкина высказала идею об открытии в ОП РФ специализированной горячей линии.

Более детальный подход законодателя к дискриминации. Так, по мнению специалистов, можно будет гораздо эффективнее защищать интересы граждан в суде. «Судьи не всегда понимают, как рассматривать дела о дискриминации, потому что опираются исключительно на очень узкое определение дискриминации, которое есть в законе (ст. 3 ТК РФ). Они не понимают, что такое состав дискриминации, какие признаки можно выявить, когда дискриминация есть и когда ее нет. Если судьи сами не могут понять, что это такое, как они могут объективно разрешить такой спор?!», – заметила Елена Герасимова.

Разработка механизмов защиты от дискриминации. Даже если суд примет решение в пользу истца, кроме морального удовлетворения, он не получит ничего, отметила Герасимова. «Например, если соискателю было отказано в приеме на работу, суд вряд ли обяжет работодателя принять его. Единственное, на что он может рассчитывать, – это компенсация морального вреда. Но все хорошо осведомлены, какие размеры компенсации морального вреда взыскиваются российскими судами. Обычно это 3-5 тыс. руб., а в регионах могут быть еще более смешные суммы», – пояснила она.

Вместе с тем еще в 2009 году Европейский Суд по правам человека обратил внимание на то, что в России отсутствуют механизмы защиты работников от дискриминации и рекомендовал их разработать (дело «Даниленков и другие (Danilenkov and Others) против Российской Федерации» от 30 июля 2009 г. по жалобе № 67336/01). Однако с тех пор в законодательство было внесено лишь одно существенное изменение в этой части – запрет на публикацию объявлений, содержащих дискриминационные требования (ст. 13.11.1 КоАП РФ, п. 6 ст. 25 Федерального закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Усиление участия образовательных учреждений в устройстве студентов на работу. Это позволило бы бороться с дискриминацией как молодых специалистов, так и инвалидов, прошедших обучение в конкретном учебном заведении. «В вузах должны быть эффективно работающие центры трудоустройства выпускников», – заявил Михаил Киселёв. Кроме того, он предложил сделать студенческую практику оплачиваемой, пусть и в небольшом размере – это, с одной стороны, стимулировало бы работодателей яснее подбирать практиканту задачи, не взваливая на него не имеющие отношения к его будущей профессии функции, а с другой стороны, обеспечило бы будущему выпускнику требуемый опыт работы в нужной сфере.

Формирование у общества нетерпимости к дискриминации. Любая дискриминация основана на стереотипном отношении к тому или иному человеку. Так, например, чем больше общество пропагандирует основную роль женщины как роль матери, тем выше дискриминация на рынке труда, уверена Мари Давтян. «С проблемой дискриминации только силами госорганов справиться невозможно. Должно быть очень сильное участие общества, гражданских организаций и активистов. У нас не только судьи не очень понимают, что такое дискриминация. Общество в принципе к этому не готово, так как транслирует очень много дискриминационных отношений и практик», – согласна Елена Герасимова. В связи с этим эксперты советуют продумать меры, которые позволили бы бороться со стереотипным отношением к той или иной категории граждан, будь то женщины, инвалиды, пенсионеры или выпускники вузов. Поскольку, как уже было отмечено, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Что такое дискриминация?

Дискриминация запрещена рядом законов. Лица, пребывающие в Финляндии, обладают основным правом на равноправное обращение. Обеспеченные конституцией основные права относятся ко всем людям, находящимися в сфере юрисдикции Финляндии. Никого нельзя подвергать дискриминации на основании пола, возраста, этнического или национального происхождения, гражданства, языка, религии, убеждений, взглядов, состояния здоровья, инвалидности, половой ориентации или по другому признаку, имеющему отношение к человеку. Требование равного обращения в соответствии с законом о равноправии распространяется как на деятельность должностных лиц, так и предпринимателей.

Согласно исследованиям, большая часть случаев дискриминации остаётся не опознанной, и о них не сообщается дальше. Для этого существует много причин. Дискриминацию не всегда легко идентифицировать и представить доказательства. Жертва дискриминации, возможно, не знает, куда обратиться, или не верит, что его заявление может к чему-либо привести. С точки зрения прекращения дискриминационных действий, всё-таки важно, чтобы в эти ситуации вмешивались. Как же, таким образом, опознать дискриминацию?

Этническая дискриминация заключается в неравноправном обращении на основании того, что люди относятся к определённой этнической или национальной группе. Этническая дискриминация может быть связана также с тем, что человека ставят в особое положение на основании его религии или цвета кожи, или гражданства. Дискриминацией, помимо неравноправного обращения, является также создание угрожающей, враждебной, оскорбительной или унизительной атмосферы, а также приказ или указание дискриминировать.

Дискриминацией, однако, не являются правила, касающиеся въезда в страну иностранцев и их пребывания в ней, или разное положение иностранцев по причине, связанной с их правовым статусом, основанным на законе. Другими словами, например, отказ в выдаче разрешения на пребывание не является сам по себе дискриминацией.

Согласно закону о равноправии запрещённой дискриминацией является:
• непосредственная или прямая дискриминация: например, клиента не обслуживают в магазине, так как он относится к этническому меньшинству;
• опосредованная или косвенная дискриминация: например, работодатель требует от соискателя рабочего места знания финского языка в совершенстве, хотя в этом нет необходимости, с точки зрения выполнения работы;
• домогательство: например, травля в школе, если в неё не вмешиваются, а также написание оскорбительных в расистском отношении текстов и разрешение на их публикацию в дискуссионных колонках;
• указание или приказ дискриминировать: например, работодатель или начальник заставляет работников действовать дискриминирующим образом. Вопрос идёт о дискриминации, даже если работник ещё и не начал исполнять указания.

Предпосылкой для вмешательства в этническую дискриминацию является дискриминация, происходящая в каких-то из следующих жизненных ситуаций:
• трудовая жизнь: дискриминация на рабочем месте, при приёме на работу, в деятельности организации;
• образование: например, дискриминация при выборе учащихся или при оценке учебных резуль-татов; травля, происходящая во время учёбы;
• предложение социальных и медицинских услуг: например, муниципалитет при организации услуг ставит этническое меньшинство или другие меньшинства в худшее, по сравнению с другими, положение;
• предоставление льгот по социальному обеспечению, других видов поддержки, скидок или льгот, оказываемых по социальным основаниям: например, если этническое происхождение является основанием для отказа в льготах по социальному обеспечению;
• предложение услуг: например, если при аренде квартир, аренде машин, в выдаче страховок и кредитных карточек или при обслуживании в ресторанах людей ставят в иное положение на основании этнического происхождения;
• отбывание воинской обязанности, добровольной воинской службы женщинами или гражданской службы: например, если лица, получившие гражданство Финляндии, находятся в ином положении, чем коренные граждане Финляндии.

Плохое обращение не всегда является дискриминацией

Не все неуместные действия, однако, являются дискриминацией, подразумевающейся в законе о равноправии. Например, плохое обслуживание — не обязательно дискриминация. Предпосылкой этнической дискриминации служит то, что с человеком в пригодной для сравнения ситуации обращаются хуже, чем с другими, именно из-за его этнического происхождения. Таким образом, например, невежливое, неуместное или медленное обслуживание со стороны производителя услуг или чиновника является дискриминацией только в том случае, если причиной такого обращения служит этническое происхождение клиента.

За поведение, оскорбляющее или задевающее другого человека, можно, однако, подвергнуться наказанию как за преступление, предусмотренное уголовным кодексом, например, с формулировкой «оскорбление чести и достоинства». Оскорбительные или поносящие публичные действия, направленные на представителей какой-то национальности, также могут быть подвергнуты наказанию, как преступление с формулировкой «подстрекательство против представителей другой национальности».

Как действовать в случае дискриминации?

Для вмешательства в случаи проявления дискриминации, Вам необходимо предоставить для подкрепления подозрений в дискриминации отчёт о произошедшем, из которого будет видно, как на практике произошла дискриминация. В случаях дискриминации, подразумеваемых законом о равноправии, существует облегчённый порядок обязательного предоставления доказательств. И если возникнет предположение о дискриминации, противная сторона должна доказать, что она не виновна в дис-криминации. В случаях дискриминации Вам может оказать помощь или дать совет уполномоченный по делам меньшинств. Также Вы можете подать заявление на рассмотрение Вашего дела в комиссии по вопросам дискриминации. В случае дискриминации на рабочем или служебном месте можно обратиться в ближайший округ охраны труда (www.tyosuojelu.fi) или в защищающий Ваши интересы профсоюз.

В случаях дискриминации между частными лицами и в отношении ранее упомянутой этнической дискриминации можно обратиться в полицию и подать прошение о проведении расследования. Так как в этом случае дело будет рассматриваться как уголовное, следует обратить внимание на более высокий порог для доказательств.

Какие последствия может иметь дискриминация?

Установив, что вопрос касается запрещённой дис-криминации, уполномоченный по делам меньшинств призывает или рекомендует прекратить продолжение дискриминации. В некоторых случаях уполномоченный по делам меньшинств может оказать помощь в достижении примирения сторон. Если дело будет передано на рассмотрение в комиссию по вопросам дискриминации, комиссия может назначить штраф, чтобы возможный запрет на дискриминацию стал более эффективным. Если случай дискриминации передан на рассмотрение в полицию, то после проведения предварительного расследования и досудебного рассмотрения прокурором вопроса о предъявлении обвинения, дело рассматривается в суде. Согласно уголовному кодексу, за дискриминацию может последовать наказание в виде штрафа или тюремного заключения максимум на 6 месяцев.

Часто в связи с дискриминацией в течение двух лет с момента события может быть подан также отдельный иск о возмещении морального ущерба. Согласно закону о равноправии в качестве возмещения вреда за причинённую дискриминацию может быть назначено не более 15 000 евро. На практике суды назначали компенсацию от 50 евро до нескольких тысяч евро. Жертва дискриминации может потребовать, кроме этого, компенсацию экономического ущерба в соответствии с законом о возмещении убытков.

Уполномоченный по делам меньшинств помогает человеку, подвергнувшемуся дискриминации

Если Вы подозреваете, что подверглись дискриминации на основании своего этнического или иностранного происхождения, обратитесь в службу для клиентов офиса уполномоченного по делам меньшинств. Телефон справочной 071 878 8666 обслуживает клиентов в будние дни с 10 до 12. Дежурящий на телефоне старший инспектор даёт консультации для выяснения вопроса и договаривается о возможных дальнейших действиях для продвижения дела. По телефону мы можем обслужить Вас на финском, шведском или английском языках. При необходимости, организуем телефонный перевод на Ваш родной язык. С нами можно связаться также по электронной почте: [email protected] или прислать письмо по адресу:

Vähemmistövaltuutetun toimisto,
PL 26, 00023 VALTIONEUVOSTO.

Дискриминация. Против дискриминации

Согласно традиционному определению, под дискриминацией понимается ограничение прав и свобод людей по определенному признаку. Возникнув еще во времена античности, дискриминация остается весьма распространенным явлением и в

современном обществе. Наиболее распространенной в мире была и остается расовая дискриминация, когда ограничиваются права национальных меньшинств и утверждается превосходство одной нации над другой. Дискриминация по гендерному и возрастному признаку наиболее распространена в отношении приема на работу женщин и детей. Религиозная дискриминация означает ограничение в правах представителей той или иной религии (не являющейся основной на территории той или иной страны).

Дискриминация по какому бы то ни было признаку противоречит системе ценностей современного общества, сдерживая стремление к более высокому уровню развития и лишая защиты отдельные слои населения без законных оснований. В ряде случаев дискриминация (в особенности расовая) может привести к вооруженным конфликтам, подрывающим основы безопасности. Рост дискриминации в разных странах, а также политика ряда стран, основанная на дискриминации, поставила перед мировым сообществом задачу – преодолеть это негативное явление, применяя все возможные меры против дискриминации.

Борьба против дискриминации, которую проводили и проводят крупные международные организации, выражается в принятии ряда нормативных документов. С 1951 по 1995 годы был принят целый ряд конвенций и соглашений, регулирующих вопросы расовой дискриминации, дискриминации женщин, дискриминации в сфере образования и т.д.

Совет Европы, одна из старейших политических организаций на территории Европы, активно выступает против дискриминации. Это выражается в ряде активных мер. Вопросы борьбы против дискриминации в любых ее формах отражаются в Европейской конвенции по правам человека. Протокол № 12 к Европейской конвенции по правам человека связан с неприятием любых форм дискриминации. Вопросы расовой дискриминации также регулируются Европейской комиссией против расизма и нетерпимости, созданной при Совете Европы. Кроме того, во всех сорока семи странах-членах Совета Европы и в Беларуси была развернута кампания «Скажи «НЕТ!» дискриминации», направленная на решение этой актуальной проблемы. Во многих странах Европы кампанию публично поддержали многие деятели искусства и известные спортсмены.

Определяем дискриминацию

Случается, какой-нибудь барбершоп отказывает в услугах гомосексуалам, предприниматель публикует вакансию ассистента “только для девушек от 20 до 25″ (или наоборот). Или в качестве старост в вузе выбирают только парней, а женщинам отказывают в продаже определенных сортов мороженого. За время написания этого поста количество свежих примеров выросло в два раза и продолжит, видимо, увеличиваться.

Общественность раскалывается в спорах: дискриминация ли это, или же частный бизнес “в своем праве” отказывать клиентам и выбирать сотрудников по любым параметрам? В итоге каждый остаётся при своем мнении.

Чтобы понять кто прав, участникам таких дискуссий очевидно не хватает юридической аргументации. Спешу на помощь!

Хорошие новости — у дискриминации есть юридическое определение. Источников у этого определения много — это и международные нормы, и национальное право, судебная практика, но сводятся они к следующему:

Дискриминация — это разное поведение по отношению к различным социальным и иным группам без объективного основания

Вот примеры таких источников права:

Статья 5.62 КоАП РФ / статья 136 УК РФ:
Дискриминация [—] нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

Определение дискриминации в российском праве характеризуется двумя деталями:

  • под ней поднимается именно нарушение прав или иное ущемление интересов,
  • перечислены примеры и характеристики дискриминационных оснований для таких ущемлений — в основном принадлежность или непринадлежность к какой-то группе.

П. 41 Решения ЕСПЧ по делу “Инце против Австрии” (+ аналогичная логика в делах Маркин против России, “Belgian Linguistics” и других):
А difference of treatment is discriminatory if it “has no objective and reasonable justification”, that is, if it does not pursue a “legitimate aim” or if there is not a “reasonable relationship of proportionality between the means employed and the aim sought to be realised” Мой перевод: разница в обращении является дискриминационной, если “не имеет объективного и разумного обоснования”, то есть, если не преследует “законную цель” или если “принятые меры не пропорциональны в разумной мере целям, для достижения которых они были введены”

Определение ЕСПЧ более широкое — любая необоснованная разница в отношении означает дискриминацию. Причем, необязательно речь идет об ущемлении права. “Позитивная дискриминация”, то есть предоставление кому-то дополнительного объема прав, тоже может быть незаконной, и является законной только если пропорциональна тем обстоятельствам (физическим или социальным ограничениям), которые призвано компенсировать.

Статья 1 Конвенции МОТ “ о дискриминации в области труда и занятий”:
1. […] Дискриминация включает:
a) всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;
b) всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей в области труда и занятий, определяемое соответствующим Членом по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.
2. Любое различие, недопущение или предпочтение в отношении определенной работы, основанной на специфических требованиях таковой, не считается дискриминацией.

Определения несколько отличаются, но пересекаются в главном, повторюсь: “дискриминация — это разное поведение по отношению к различным социальным и иным группам без объективного основания”.

Классическая дискриминация случается на основании качеств, которые принадлежат человеку независимо от его воли (пол, раса, национальность) и не объясняют объективно разницу в поведении (социальный статус, религиозные убеждения).

Определение дискриминации в российском праве кажется мне не слишком удачным, так как упирает на ущемление прав на основании принадлежности к социальной группе. Представляется, что с учетом международных норм и позиции ЕСПЧ, понятие “социальная группа” должна включать любые признаки, не объясняющие справедливость разного обращения (теоретически может быть социальная группа из одного человека), а ущемлением прав может считать в том числе непредоставление благ, которые достались человеку в аналогичной ситуации (внезапный внеочередной бонус, например).

Пошаговый план выявления дискриминации:

Допустим есть Субъект А и Субъект Б. Назовем их гендерно-нейтрально: Саша и Женя.

Саша и Женя и работают в одной компании. У Саши зарплата 100 000 рублей, у Жени — 10 000.

  1. Нужно определить есть ли разница в отношении к сравниваемым субъектам.
    В данном случае есть: Женя получает зарплату в десять раз больше.
  2. Находятся ли Саша и Женя в одинаковых условиях?
    Вариант I: Саша — технический директор, Женя — стажер. Понятно, условия разные и сравнивать зарплату стажера нужно с зарплатами других стажеров, а директора — с другими директорами.
    Вариант II: оба работают грузчиками. Раз должность одна, нужно разобраться, почему разная зарплата, нет ли здесь дискриминации.
  3. Есть ли объективное объяснение разнице в отношении?
    Вариант I: Саша и Женя работают грузчиками одинаковое количество времени, выполняют работу одинаково качественно и грузят одни и те же грузы. Попахивает дискриминацией (независимо от пола, возраста, веры и национальности, кстати).
    Вариант II: Саша грузит хрустальные люстры и получает хорошие оценки за свою работу, Женя грузит ватные шарики, половину из них теряет. Люстры тяжелые и могут разбиться, с ними работать сложнее, Саша получает оценки выше чем Женя. Вот и объяснение почему Саша получает больше. Но теперь требуется определить, пропорциональна и разумна ли десятикратная разница в зарплате. Если нет — это все равно дискриминация.

Параллельно с шагом 3 следует уточнить, нет ли признаков, которые указывают на дискриминационность оценки работы Саши и Жени. Может быть Саша получает ответственные задания и хорошие оценки, потому что он определенного пола, цвета и возраста, а Женя не имеет возможности себя проявить, потому что “рожей не вышел”. Или не вышла.

Мораль: разница в обращении к двум субъектам разного пола или национальности не обязательно означает дискриминацию, как и наоборот, отсутствие видимых дискриминационных признаков, еще не доказывает ее отсутствие.

Что же тогда имеет значение? Равенство. Не фактическое, но потенциальное. Если достижение равенства невозможно из-за препятствий, не являющихся объективными или зависящих от человека, скорее всего, имеет место дискриминация. Например, если женщина не может купить определенный сорт мороженного, просто потому что она женщина, то это дискриминация. Смешная и нелепая, но настоящая и незаконная.

Отчеты на частые вопросы:

  1. Можно ли брать на работу только людей определенного пола или национальности, если мне захочется? Написать об этом прямо в вакансии?
    Нельзя, если нет объективного объяснения. Например, на мужскую роль в фильме логично пригласить мужчину, это не будет дискриминацией. Или, поскольку личный досмотр в аэропорту должен вести человек одного пола с досматриваемым, логично указать соответствующий критерий в вакансии.
    Обосновать критерий национальности еще сложнее — даже в заявке на прием преподавателей в языковую школу критерий именно “национальность” представляется чрезмерным. “Носитель языка” — да, но свободно говорить на любом языке теоретически может представитель любой национальности.
    Во избежание сомнений в российском праве предусмотрена прямая норма, запрещающая дискриминационные условия в объявлениях о работе (см. статью 13.11.1 КоАП РФ). Но и без этой специальной нормы, это было бы запрещено.
  2. В американских барах пишут “мы можем отказать вам в обслуживании без объяснения причин”. Можно сделать так же в России?
    Нельзя. Ни в баре, ни в магазине, ни в барбершопе. Ценники, меню, товар на прилавке, перечисление услуг на витрине считаются публичной офертой (предложением заключить договор), поэтому продать товар и оказать услуг должны всем и на одинаковых условиях.
  3. Я всю свою жизнь встречался только с блондинками. Собираюсь жениться на блондинке, может ли брюнетка с аналогичным образованием, профессиональными и личными качествами заявить о дискриминации?
    Нет. Такие отношения связаны непосредственно с личностью, поэтому любые субъективные критерии в данном случае могут быть обоснованными. Принудительное заключение брака или поход на свидание невозможны.
  4. 100% одинаковое отношение к людям, независимо от их особенностей, — гарантия отсутствия дискриминации?
    Не всегда. ЕСПЧ считает, что отсутствие разницы в обращении к лицам, которым объективно это требуется, — тоже дискриминация. Например для человека с инвалидностью могут требоваться специальные условия труда, непредоставление их такому человеку, создает неравенство по сравнению с теми, кому особые условия не требуются. См. дело Тлимменос против Греции.
  5. Как доказать дискриминацию?
    Доказать дискриминацию сложно, если мотивация для разного обращения осталась скрытой, а критерии оценки были субъективны. Например, прием на работу на основании собеседования. Повлиял ли пол собеседуемого на его оценку, возможно, не сможет понять иногда и сам собеседующий.
    Дискриминация может быть выявлена в ситуациях, когда есть объективные критерии оценки людей, к которым проявлено различное отношение (итоги тестирования, объективные результаты работы или учебы, спортивные показатели). Косвенным доказательством дискриминации могут быть статистические показатели — уровень зарплат, частота повышений, условия труда в зависимости от пола или национальности.

Удивительно, но открытая дискриминация встречается нередко: смотри примеры в первом абзаце поста. Плюс чуть ли не каждое третье объявление о вакансии содержит дискриминационные условия… Да, я проговорился, во всех перечисленных случаях, по моему мнению имеет место дискриминация. В таких случаях сбор доказательств сводится к фиксации нарушения.

Скрытая дискриминация существует во всем мире, особенно в сфере труда. В России при этом достаточно часты случаи именно открытой дискриминации, что, вероятно, указывает на низкий уровень корпоративной и правовой культуры в целом, так и непонимание критериев дискриминации.

При этом отношение к таким случаям в целом меняется: неудачные шутки, предрассудки, традиции, которые могут кого-то обидеть, все это может создать, извините, негативный пиар-кейс и негативные экономические последствия. Поэтому, думаю, описанные в этом посте критерии будут полезны в том числе для бизнеса и тех, кто не хотел бы быть обвинен в дискриминации.

Быть шовинистом (или шовинисткой) невыгодно!

Еще по теме:

  • Гпк рф и его структура Общая характеристика ГПК РФ. Основным источником гражданского процессуального права является Гражданский процессуальный кодекс. Он был принят 14 ноября 2002 г. и вступил в действие с 1 […]
  • Как написать аналитическую справку для аттестации логопеда школы Аналитическая справка мониторинга о наличии стабильных результатов коррекции развития воспитанников Аналитическая справка мониторинга о наличии стабильных результатов коррекции развития […]
  • Часть 4 гк рф 2012 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского […]
  • Материальная помощь иностранным студентам Материальная помощь иностранным студентам Стипендии и иные виды материальной поддержки Наличие и условия предоставления стипендий Стипендии подразделяются на: государственные […]
  • Как заполнить декларацию по ндс по экспортным операциям КАК ЗАПОЛНИТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ ПО НДС ПРИ ЭКСПОРТЕ (ПО СТАВКЕ 0%) Порядок заполнения декларации по НДС экспортерами зависит от того, собраны ли в срок документы, подтверждающие нулевую […]
  • Статья 32 мк Державна фіскальна служба України Глава 32. Митні формальності на залізничному транспорті (ст.218-220) 1. ЗМІНИ ТА ДОПОВНЕННЯ 2. Розділ I. Загальні положення (статті 1-35) 3. Розділ […]