Дача взятки полицейскому статья

Оглавление:

Статья 369. Дача взятки

1. Дача взяткинаказывается штрафом от двухсот до пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Дача взятки, совершенная повторно, наказывается лишением свободы на срок от трех до

восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.

ответственности, если в отношении него имело место вымогательство взятки или если после дачи взятки оно добровольно заявило о том, что произошло, до возбуждения

уголовного дела в отношении него в орган, наделенный

законом правом на возбуждение уголовного дела.

1. Признаки предмета взятки аналогичны признакам

предмета получения взятки, так как передается и принимается один и тот же предмет.

2. С объективной стороны дача взятки заключается в

передаче должностному лицу материальных ценностей,

права на имущество или совершения в его пользу действий имущественного характера за выполнение или невыполнение действий, которые оно должно было или могло

совершить с использованием должностного положения.

Передача взятки должностному лицу может осуществляться лично взяткодателем или через посредника. При

передаче взятки через посредника или кого-либо из соучастников взяткодатель может и не знать, какому конкретно должностному лицу предназначена взятка.

Дача взятки признается оконченной с момента получения должностным лицом хотя бы части взятки. В том

случае, если предложенная взятка не принята, то действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на дачу взятки. Таким образом, оценка действий взяткодателя зависит от действий лица, которому предлагается взятка.

Руководители предприятий, учреждений или организаций, предлагающие своим подчиненным по службе и

другим лицам добиваться путем дачи взятки желаемого

действия или бездействия, несут ответственность как взяткодатели. Те лица, которые выступают по указанию таких руководителей в сговор с должностными лицами о

выполнении за взятку тех или иных действий и вручают

эту взятку, должны нести ответственность как соучастники этого преступления.

В том случае, если дача взятки связана со склонением

должностного лица к совершению иного должностного преступления по службе, то взяткодатель несет ответственность по совокупности преступлений — за дачу взятки и

подстрекательство к тому преступлению, которое за взятку совершено.

выполнение или невыполнение им каких-либо действий

с использованием своего служебного положения.

4. Субъектом дачи взятки может быть как частное, так

и должностное лицо (например, должностное лицо выдает

в виде взятки незаконную премию или вверенные ему материальные ценности, принадлежащие предприятию, учреждению или организации).

Повторной признается дача взятки, совершенная лицом, которое ранее совершило какое-либо преступление,

предусмотренное статьями 368 или 369, и при этом не

истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности за данные деяния.

Частью 3 ст. 369 предусмотрена поощрительная норма,

которая должна способствовать раскрытию фактов взяточничества и доказыванию вины взяточников. В ней говорится, что лицо, дающее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если относительно него имело место

вымогательство взятки или если после дачи взятки оно

добровольно заявило о том, что произошло.

Частью 3 ст. 369 предусмотрены два самостоятельных

основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: 1) если относительно него имело место вымогательство взятки; 2) если после дачи взятки он добровольно заявил о том, что произошло, для возбуждения уголовного дела.

Добровольное заявление о даче взятки представляет собой устное или письменное заявление в органы внутренних дел, прокуратуру, суд, иной государственный орган по

каким бы то ни было мотивам, но не в связи с тем, что о

даче взятки стало известно правоохранительным органам.

Для признания заявления взяткодателя добровольным и

освобождения его на этом основании от уголовной ответственности также не имеет значения, совершено такое заявление до возбуждения уголовного дела о взяточничестве или после этого. Немаловажным здесь является то, что

заявление должно быть сделано не в связи с тем, что о

совершенной даче взятки стало известно компетентным

Дача взятки должностному лицу

Содержание

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность за получение и дачу взятки должностному лицу. Какое наказание за данное деяние грозит человеку рассмотрим в данной статье.

Понятие дачи взятки должностному лицу

Под дачей взятки понимается действие, предполагающее за собой незаконное вручение материальных ценностей должностному лицу. Происходить это может лично, либо за счет применения 3-го лица, то есть посредника.

За дачу взятки каждая сторона этого преступления несет ответственность.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с дачей взятки, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Ответственность за дачу взятки должностному лицу по ст. 291 УК РФ

Данное преступление является уголовно наказуемым и влечет ответственность на основании ст. 291 УК РФ.

В соответствии со ст. 291 УК РФ, дача взятки должностному лицу при исполнении через посредника или самому — это уголовно наказуемое деяние, за которое уплачивается штраф в сумме от 15-кратной до 90-кратной по отношению к взятке. Либо осуждением на срок от 2-х до 12-ти лет, в зависимости от обстоятельств деяния и размеров суммы взятки.

Отягчающими обстоятельствами являются:

  • существенный размер взятки;
  • дача ее должностному лицу за то, чтобы он заведомо совершил противозаконные действия (бездействие).

В данных случаях наказание за это преступление будет намного серьезнее.

Взятка должностному лицу считается совершенной во время получения взяткополучателем хоть какой-то части материальных ценностей от взяткодателя либо через посредничество.

Уголовная ответственность за взятку должностному лицу наступает, начиная с 16-ти лет.

Наказание и срок за дачу взятки должностному лицу

Рассмотрим далее, сколько дают за взятку должностному лицу и каковы штрафные санкции по данному деянию. В зависимости от того, сколько денежных средств передал взяткодатель, и за что он уплатил, к нему могут быть использованы следующие санкции:

от 30-ти до 60-кратной суммы взятки

от 60-ти до 80- кратной суммы взятки *

от 70-ти до 90- кратной суммы взятки

Осуждение на срок + штраф

от пяти до 10-кратной суммы взятки

от пяти до 15-кратной суммы взятки

30-кратной суммы взятки **

от пяти до десяти лет

60-кратной суммы взятки **

от семи до двенадцати лет

70-кратной суммы взятки **

* Суд может дать еще и дополнительный вид наказания — лишить права работать в определенной сфере.

** Штрафные санкции в указанном размере выплачивают обязательно, если нарушителя осуждают на определенный срок, в остальном судья может ограничиться лишением свободы.

Дача взятки сотруднику ГИБДД

В РФ ежедневно возникают ситуации, когда сделав правонарушение, автовладелец предлагает «решить дело сразу на месте», не доводя до судебного процесса. К сожалению, случаев дачи взятки инспектору ГИБДД много. Быть может потому, что только некоторые знают, чем на самом деле грозит дача взятки сотруднику ГИБДД?

Отличие части 3 статьи 291 от иных состоит в том, что гаишнику предлагается некоторая сумма денег за то, что он не станет оформлять протокол.

Важно! В статье о взятке имеется примечание, освобождающее от уголовной ответственности взяткодателя, если автовладелец добровольно сообщит после совершения нарушения о даче взятки в соответствующий орган, а также будет способствовать активному раскрытию либо расследованию преступления. Возвращение суммы взятки не производится.

Если правоохранительные органы узнали о даче взятки раньше, чем о преступлении сообщил «взяткодатель», добровольным сообщением это уже не назовешь.

Кроме того, если автовладелец до передачи взятки уведомил соответствующие органы, и её передача осуществлялась под контролем с целью задержания с поличным лица, которое требовало взятку, то он освобождается от ответственности. В данном случае все средства возвращаются водителю.

Теперь, решив дать взятку полицейскому или сотруднику ГАИ, помните о том, что есть уголовная ответственность за данное деяние со всеми вытекающими последствиями. У ГИБДД есть свои способы по поимке взяткодателей.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Штраф за дачу взятки. Админ и уголовная ответственность

Про коррупцию в Украине не говорит только ленивый и сейчас в рамках данного материала говорить, о том насколько это влияет на дальнейшую жизнь граждан Украины не имеет смысла, но факт остается фактом большинство водителей давали взятки бывшему ГАИ с таким аргументом, а они же эти взятки брали. И практически все винили в коррупции именно полицию, но в уголовном кодексе Украины имеется статья в которой четко прописана ответственность за дачу взятки.

Штраф за дачу взятки должностному лицу

Согласно статьи 369 уголовного кодекса Украины – предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу, то бишь если отнести данную ситуацию к нарушения правил дорожного движения – дача взятки карается штрафом

В размере от 500 до 700 нмдг, то есть 8500- 11900 грн
Или ограничение, лишением свободы на срок от 2-х до 4-х лет

За повторное вышеуказанное нарушение согласно той же статьи 369 часть 2 предполагается

Лишение свободы на срок от 3 до 6 лет лишения свободы и штраф в размере 8500-17000 грн.

Вместо заключения

Другими словами любое действие, включая обещание, можно рассматривать как нарушение и согласно уголовному кодексу попасть под данную статью.

Дача взятки полицейскому статья

Другое дело, если взятка должностным лицом вручается кому бы то ни было посредством указания, распоряжения, приказа о выдаче, к примеру, взяткополучателю незаконной премии; бесплатной или льготной путевки; квартиры вне очереди. В подобных случаях ответственность наступает по совокупности содеянного и за должностное злоупотребление, что, естественно, должно учитываться судом при назначении наказания субъекту преступления.

Дача взятки является оконченным преступлением с момента передачи должностному лицу хотя бы части взятки. В случае, когда взятка, предлагаемая должностному лицу, не принята, отвергнута им, со стороны взяткодателя имеет место покушение на дачу взятки. Так же должны оцениваться и случаи, когда в силу тех или иных обстоятельств, не зависящих от воли виновного, взятку не удалось передать «адресату».

В случае если «адресат» готов был ее принять, но по причинам от него не зависевшим этого ему сделать не удалось, имеет место покушение на преступление — на получение взятки, а со стороны дающего — на ее дачу.

Если же он не был осведомлен о стремлении кого бы то ни было дать ему взятку, ответственность исключается.

Дача взятки совершается исключительно с прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что оно вручает какие-либо материальные ценности должностному лицу и желает совершить эти действия. По сути дела взяткодатель по собственной ли инициативе, по инициативе, а возможно, и по требованию самого должностного лица или пособника во взяточничестве совершает «подкуп» этого должностного лица, желая именно этого.

Цели преступного поведения могут быть самые различные, но чаще всего это получение каких-то выгод для себя или для близких взяткодателю лиц.

Ч. 2 ст. 170 УК Украины предусматривает ответственность за дачу взятки повторно. Вопрос о повторности этого состава рассмотрен выше при анализе повторности получения взятки (см. ч. 5 ст. 164 УК Украины).

После краткого анализа состава дачи взятки в том виде, как он существует в нашем действующем уголовном законодательстве, автор хотел бы обратить внимание вот на какой момент: неоднократно уже отмечалось, что нет лучшей защиты, нет лучшей брони для взяткополучателя-вымогателя, нежели наличие в Уголовном Кодексе статьи, предусматривающей ответственность за дачу взятки. И взяткополучатель-вымогатель, и не знающий своих прав проситель-взяткодатель находятся в одной лодке уголовной репрессии, они скованы одной цепью уголовного наказания.

А ведь нередко взяткодатель, вручая взятку вершащему его судьбу чиновнику — «взяткозагребателю», полагая, что «так и положено», действует в состоянии крайней необходимости (при получении, к примеру, за взятку путевки для отправления на лечение за рубеж безнадежно больного ребенка).

Есть множество примеров, когда взяткодателей и взяткополучателей привлекли к уголовной ответственности за дачу — получение ничтожных сумм или подарков. При этом и следствие, и суд удовлетворялись ссылкой на то, что в Законе не указан низший предел взятки, тогда как здравый смысл подсказывает, что в подобных случаях следует вспоминать о ч. 2 ст. 7 УК Украины о малозначительности.

А.Я. Светлов приводит, пожалуй, уникальный пример, когда за попытку дачи взятки в сумме 3 (три. ) рубля к году исправительных работ был осужден некто М., торговавший на разлив вином и уличенный а этом общественным контролером, которому он и пытался дать упомянутую «взятку».

Об этом следовало бы вспомнить и законотворцу, и законодателю, и работникам правоохранительных органов. Думается, что в Уголовном Кодексе цивилизованного правового государства эта статья, предусматривающая ответственность за дачу взятки, неуместна.

Ч. 3 ст. 170 УК Украины предусмотрела специальный вид освобождения от уголовной ответственности при даче взятки: лицо, давшее взятку, в том числе и валютными ценностями, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки или после дачи взятки оно добровольно заявило об этом до возбуждения уголовного дела в отношении него.

Понятие вымогательства взятки сформулировано в ч. 6 ст. 164 УК Украины и было рассмотрено выше при анализе ч. 2 ст. 168 УК Украины.

Добровольное заявление о даче взятки — это само инициативное обращение с таким заявлением в любой форме (устно, письменно, с использованием технических средств) в правоохранительные органы, в суд либо в любой иной орган власти или управления. При этом на практике добровольное заявление о даче взятки может быть стимулировано ближайшим окружением взяткодателя, возможно, и сотрудниками правоохранительных органов, но до возбуждения уголовного дела. В любом случае при этом не должно иметь место принуждение (психическое или физическое) к такому заявлению. Мотивы заявления при этом могут быть самые различные, что ив правовую оценку подобной ситуации влияния не оказывает.

В упоминавшемся Постановлении Верховного Суда Украины отмечалось, что “освобождение лица, давшего взятку, от уголовной ответственности на основаниях, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УК Украины, не означает, что в его действиях нет состава преступления. В связи с этим оно не может признаваться потерпевшим, и претендовать на возвращение ему предмета взятки”.

Поскольку ч. 3 ст. 170 УК Украины говорит об освобождении от уголовной ответственности лица за дачу взятки при указанных в этой норме обстоятельствах, в том числе и при даче взятки валютными ценностями, следует отметить, что эта уголовно-правовая норма является не только специальным основанием освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки, но и частично специальным основанием освобождения от уголовной ответственности за специальный вид нарушения правил об валютных операциях — дачу взятки валютными ценностями, когда уже имел место факт использования указанных ценностей в качестве средства платежа как орудий взятки.

Трудно понять, почему в подобных случаях не освобождается от уголовной ответственности за незаконные действия с веществами и предметами, изъятыми из гражданского оборота (огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, холодного оружия, наркотических средств, отравляющих или сильнодействующих веществ и др.), лицо, давшее взятку такими веществами и предметами.

Как следует расценивать факт дачи взятки за границей гражданином Украины?

В том случае, если эта взятка дается должностному лицу украинского предприятия, организации, учреждения, действия виновного подпадают под признаки ст. 170 УК Украины — дача взятки, поскольку при этом нарушается нормальная деятельность органов власти и управления Украины, а в силу принципа гражданства действия Уголовного Закона Украины гражданин Украины несет ответственность по нашему Уголовному Закону, независимо от места совершения преступления. Взяткополучатель при тех же обстоятельствах подлежит ответственности по ст. 168 УК Украины за получение взятки.

Дача при тех же условиях взятки (подарка) должностному лицу иностранного государства состава преступления не образует, так как в подобных случаях отсутствует посягательство на нормальную деятельность органов власти и управления Украины.

Наказание и штрафы за дачу взятки инспектору ГИБДД

В России ежедневно возникают десятки ситуаций, когда совершив правонарушение, водитель предлагает «решить дело на месте», не доводя его до суда. К сожалению, случаев, когда инспектор ДПС соглашается на данное противоправное действо не меньше.

Все осведомлены, что это плохо, противоречит законодательству, но продолжают повторять из раза в раз. Быть может именно потому, что лишь единицы знают, чем реально грозит дача взятки сотруднику ГИБДД? Давайте разбираться.

Взятка: понятие и признаки

Взятка представляет собой передачу должностному лицу каких-либо материальных ценностей за действие/бездействие, совершаемое им в интересах взяткодателя. Объективные и субъективные признаки дачи взятки подробно прописаны в ст. 30 и 290 УК РФ. Первые рассматривают ее с точки зрения процесса, а вторые с позиции умыслов и цели.

Наказание за дачу взятки сотруднику ГИБДД в 2018 г

Наказание за дачу взятки при наличии доказательств этого факта получает как водитель, так и инспектор. Определение его размеров напрямую зависит от переданной денежной суммы и, согласно статье 291 УК РФ для водителя (для сотрудника ДПС см. ст. 290 УК РФ) подразделяется на 4 категории:

Штраф за дачу взятки, превышающий ее размер в 15-30 раз/принудительные работы (до 3 лет)/штраф, превышающий в 10 раз размер взятки в совокупности с лишением свободы до 2 лет.

Штраф за дачу взятки, превышающий ее размер в 20 — 40 раз /штраф, превышающий в 15 раз размер взятки в совокупности с лишением свободы до 3 лет.

Штраф за дачу взятки, превышающий ее размер в 60 — 80 раз и лишение права занимать некоторые должности (до 3 лет)/лишение свободы на 5-10 лет в совокупности со штрафом, превышающим в 60 раз размер взятки.

Штраф за дачу взятки, превышающий ее размер в 70 — 90 раз и лишение права занимать некоторые должности (до 3 лет)/лишением свободы на 7-12 лет в совокупности со штрафом, превышающим в 70 раз размер взятки .

Посредничество при даче взятки – до 12 лет лишения свободы.

Подстрекательство, и как с ним бороться

Как подтверждает судебная практика, нередко сотрудники ГАИ сами открыто провоцируют водителя на дачу взятки. Причем не надейтесь услышать от него прямое предложение уплатить n-ную сумму. Напротив, он лишь подтолкнет вас к нужному решению, а остальное будет зависеть уже от вас.

Так довольно часто сотрудники ДПС нарочито медленно оформляют протокол, в красках расписывая нарушителю все, что того ожидает, и раздувая из мухи слона. Или действуют на пару: один останавливает, другой предлагает уладить проблему с несговорчивым коллегой за вознаграждение.

Вот тут многие нарушители и заглатывают ловушку, добровольно расставаясь с деньгами. А ведь подобные действия должностных лиц незаконны, и их вполне можно избежать. Для этого:

  • Проводите запись (либо открытую, либо скрытую) на любое имеющееся под рукой записывающее устройство. В дальнейшем она может стать вашем главным доказательством в суде. Если сотрудник ГИБДД потребует прекратить запись, сошлитесь на п. 5 закона «О полиции» и потребуйте дать пояснения касательно того, на каком основании он на этом настаивает.
  • Не перемещайтесь в патрульную машину, где вы будете лишены свидетелей, а инспекторам будет легче на вас давить. По закону вы обязаны сесть в нее лишь в том случае, если были задержаны или арестованы на основании закона.
  • Запишите данные о сотруднике, потребовавшем у вас взятку (фамилию, номер значка) и обратитесь в службу собственной безопасности по так называемым «телефонам доверия» ГИБДД.

Видео: Эрик Давидович выводит взяточников в ГИБДД на чистую воду

Дача взятки: уход от ответственности

Как видите, не всегда дача взятки носит добровольный характер. Поэтому для водителей в УК РФ предусмотрена возможность ухода от ответственности за нее, но только в 2 случаях:

  • Когда должностное лицо вымогало взятку, а водитель активно способствовал раскрытию данного преступления;
  • Когда водитель добровольно дал взятку, после чего сам сообщил об этом факте в соответствующие органы и активно помогал следствию.

Заметим, что сотрудники ГИБДД стараются никогда не брать денег из рук в руки. Чаще они предлагают «забыть» их в постовой машине или выронить в слепой зоне видеорегистраторов. Даже если вы решили откупиться, ни в коем случае так не делайте. Подобные манипуляции могут быть выданы инспектором за покушение на дачу взятки (мол деньги были оставлены, но мною не взяты), что в случае неожиданной проверки станет решающим доказательством против вас на суде, тогда как сам сотрудник ГАИ никакого наказания не понесет.

Помните, независимо от того, нарушили вы правила ПДД или нет, взятка – это не выход. Наказание за дачу взятки может лишить вас свободы. Разве хоть один штраф или лишение прав того стоят?

Что надо знать о взятке

2015 — 2016 годы знаменуются борьбой с коррупцией и взяточничеством. Cоздано немало органов государственной власти, которые показательно борются с коррупцией, а следственные действия в отношении взяточников осуществляют с участием камер и представителей СМИ.

Первое, и главное, что нужно знать — вопрос получения взятки регулируется статьей 368 Уголовного кодекса Украины «принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом».

То есть, называть взятку взяткой не совсем корректно, правильнее будет — получение неправомерного вознаграждения.

Теперь давайте определимся с ответственностью за такое преступление.

Так, согласно ч. 1 ст. 368 УК Украины, принятие предложения, обещания или получение должностным лицом неправомерной выгоды, а так же просьба предоставить такую ​​выгоду для себя или третьего лица за совершение или несовершение таким должностным лицом в интересах того, кто предлагает, обещает предоставляет неправомерную выгоду, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения, — наказывается штрафом от 17 000 до 25 500 гривен, или арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Согласно п. 1 Примечания ст. 368 УК Украины, неправомерной выгодой в значительном размере считается выгода, большая от 1700 грн., неправомерным вознаграждением в крупном размере считается выгода, большая от 3400 грн., неправомерным вознаграждением в особо крупном размере считается выгода, большая от 8500 грн .

Так, за получение взятки в сумме от 1700 грн. до 3400 грн. вы можете быть лишены свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Получение неправомерного вознаграждения, согласно ч. 3 ст. 368 УК Украины, в крупном размере, то есть на сумму от 3400 до 8500 гривен, или если такое вознаграждение получило служебное лицо, которое занимает ответственное положение, или по предварительному сговору группой лиц, или повторно, или если получение такого неправомерного вознаграждения сопряжено с ее вымогательством, — влечет за собой лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

И, соответственно, если взяточник получает неправомерное вознаграждение в размере превышающем 8500 гривен, то есть в особо крупном размере и такое лицо занимает особо ответственное служебное положение, — может наступить наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

По особо ответственному служебному положению — здесь все просто, лица, занимающие такое особо ответственное служебное положение перечисленны в примечании к статье 368 УК Украины с соответствующими ссылками на различные законы.

Самыми распространенными на практике являются уголовные преступления, предусмотренные ч. 2 и ч. 3 статьи 368 Уголовного кодекса Украины и очень часто стоит вопрос, как правильно квалифицировать такое правонарушение. Принципиальная разница в санкциях между ч.2 и ч.3 данной статьи заключается в конфискации имущества по части 3.

Чаще всего приходится доказывать факт того, что лицо, получившее неправомерное вознаграждение, не требовала ее от лица, которое давало взятки. Ведь в 80% дел, именно этот момент является краеугольным камнем в квалификациях.

Факт вымогательства очень сложный с точки зрения доказывания и документирования. Такое доказывания зачастую ложится на плечи стороны защиты. С одной стороны, лицо, дававшее служащему взятку, никогда не признается, что давало его по собственной воле и даст показания о том, что с него стали требовать взятку. С другой стороны, следователи, получив показания взяткодателя сразу же меняют предварительную квалификацию ч.2 на ч.3 и считают протокол допроса взяткодателя достаточным основанием для этого.

Итак, из опыта и практики следует, что такой признак, как «вымогательство взятки», может быть поставлен ​​в вину при наличии трех основных факторов:

  1. инициатором дачи (получения) взятки является должностное лицо — взяткополучатель;
  2. предложение о даче (получении) взятки имеет характер требования (принуждения), что подкрепляется: или
    • а) открытой угрозой, или
    • б) созданием таких условий, которые убеждают взяткодателя в наличии реальной опасности (скрытая угроза) его правам и законным интересам, что заставляет его согласиться с требованием взяткополучателя;
  3. действия, исполнением (неисполнением) которых угрожает вымогатель, обусловленные его служебным положением и, главное, имеют противоправный характер и направлены на причинение вреда правам и законным интересам взяткодателя.

Правильное определение границ вымогательства взятки пролегает через содержание прав и интересов лица (их законности или незаконности), возможность реализации (защиты) этих прав и интересов с помощью взятки, законность или незаконность действий должностного лица, которыми оно угрожает, в случае отказа от дачи взятки, а также через направленность угроз должностного лица на причинение вреда правам и законным интересам взяткодателя.

Так, Верховный Суд Украины в одном из своих постановлений констатировал, что вымогательство взятки исключается, если взяткодатель заинтересован в незаконном, неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, достичь удовлетворения своих незаконных интересов, получить незаконные льготы, преимущества, избежать заслуженной ответственности. В отличие от этого, в случае, если виновное лицо с целью получения взятки грозит совершению или не совершению действий, которые могут нанести вред, что является определяющим, правам или законным интересам того, кто дает взятку, или создает такие условия, при которых лицо не должно было, но вынуждена дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для своих прав и законных интересов, действия получателя взятки следует рассматривать как соединенные с требованием последнего.

То есть законность прав и интересов, которые взяткодатель защищает путем дачи взятки, является одним из основных и обязательных признаков вымогательства.

В контексте написанного выше, можно сделать следующий вывод:

Если виновное лицо с целью получения взятки грозит совершению или не совершению действий, которые могут нанести вред правам или законным интересам того, кто дает взятку, или создает такие условия, при которых лицо не должно было, но вынуждена дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для своих прав и законных интересов, действия получателя взятки следует рассматривать как соединенные с требованием последнего. В отличие от этого, вымогательство взятки исключается, если взяткодатель заинтересован в незаконном, неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, достичь удовлетворения своих незаконных интересов, получить незаконные льготы, преимущества и тому подобное.

Не пропустите новые статьи. Подписывайтесь на рассылку!

Опубликовано на сайте: 30.05.2016

Еще по теме:

  • Уголовный кодекс рк 2018 года статьи Уголовный Кодекс РКСтатья 194. Вымогательство 1. Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера […]
  • Ищу работу юриста в якутске Работа юриста в Якутске По запросу работа юристом в Якутске на сайте HotWork.ru собрано 5 вакансий. За эту неделю добавлено 30 свежих вакансий. Успешно закрыто 25 вакансий. Новые вакансии […]
  • Как подать иск в суд на военкомат Как я в суд на военкомат подавал Я не особо хотел судиться с военкоматом, но суд был неизбежен, если я хотел оставаться в рядах диванной армии. Итак, на руках у меня была заветная выписка […]
  • Займ денег у теле2 Займ денег у теле2 Одним из главных приоритетов Теле2 является предоставление бесперебойной связи и доступа в интернет при любых условиях, даже если на счёте абонента закончились деньги. […]
  • Купить конфискованное имущество в екатеринбурге Непрофильные активы, залоговое, арестованное и конфискованное имущество от банков в регионе Екатеринбург (Свердловская область) Продажа непрофильных активов, залогового имущества от банков […]
  • Как вернуть отправленные деньги на qiwi Перевел деньги на карту мошенника — как вернуть? Всем известна пословица, гласящая, что бесплатный сыр может быть только в мышеловке. Однако почему-то не все ее вспоминают, когда […]