Бухгалтерская отчетность для малых предприятий за 2014 году

Оглавление:

Бухгалтерская финансовая отчетность субъектов малого предпринимательства 2017. Форма по КНД 0710096 (бланк)

Актуально на: 18 апреля 2017 г.

​Упрощенная бухгалтерская отчетность

В нашей консультации мы рассказывали о том, что субъекты малого предпринимательства могут вести упрощенный бухучет. О составе и сроках сдачи бухгалтерской отчетности 2017-2018 субъектами малого предпринимательства расскажем в нашем материале.

Упрощенный бухучет? Упрощенная отчетность!

Малые предприятия имеют право не только вести упрощенный бухгалтерский учет, но и формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе.

Упрощенная отчетность предполагает составление упрощенного бухгалтерского баланса, упрощенного отчета о финансовых результатах, а для некоммерческих организаций – упрощенного отчета о целевом использовании средств.

Другие формы бухгалтерской отчетности малые предприятия могут не составлять вовсе, если посчитают, что информация в других формах не будет являться существенной для оценки финансового положения малого предприятия или его финансовых результатов (п. 6 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н).

При этом при составлении упрощенной бухгалтерской отчетности в 2018 году малые предприятия руководствуются следующим подходом:

  • в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  • в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

В то же время право применения упрощенного бухучета не лишает малые предприятия выбора: они могут вести бухучет как «большие», а также составлять годовую отчетность в полном объеме.

Упрощенные формы отчетности

Упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для малых предприятий 2017-2018 утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Приведем бланки форм упрощенной бухотчетности с графой «Код» в формате Excel.

При представлении упрощенной отчетности в налоговую инспекцию на бумаге необходимо использовать машиночитаемую форму упрощенной бухгалтерской отчетности (форма по КНД 0710096). Ранее использовалась форма с кодом по КНД 0710098. Ее нужно было представлять за 2013 — 2014 гг.

Скачать бланк формы в удобном для заполнения формате PDF можно здесь.

Когда сдавать упрощенную отчетность

Особенности в сроках представления годовой бухгалтерской отчетности для малых предприятий законом не предусмотрены. Как и все организации, не позднее 31 марта они обязаны представлять годовую отчетность по своему месту нахождения:

Если 31 марта совпадет с выходным днем, сдать отчетность можно не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

За 2016 год сдать годовую отчетность малые предприятия должны были не позднее 31.03.2017.

За 2017 год сдать годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия должны не позднее 02.04.2018.

Упрощенная бухгалтерская отчетность: кто сдает

Составление упрощенной бухгалтерской отчетности – это своего рода послабление, которое предоставляется далеко не всем. У бухгалтеров периодически возникают вопросы об упрощенной бухгалтерской финансовой отчетности, кто сдает ее и при каких условиях. Однако чтобы ответить на вопрос, кто сдает упрощенную бухгалтерскую отчетность, а точнее, кто имеет право сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, необходимо определиться с тем, у кого вообще есть право на упрощенный бухучет. И связь здесь прямая: кому можно сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, им же можно вести и упрощенный бухучет. Но это далеко не значит, что если у вас есть право вести упрощенный учет, вы должны его вести и обязаны сдавать только упрощенную финотчетность. Вы по-прежнему можете вести бухгалтерский учет в полном объеме и, соответственно, представлять полный комплект бухгалтерской отчетности. И даже если вы применяете упрощенный бухучет, сдавать весь комплект бухгалтерской отчетности вам никто не может запретить.

Какие организации сдают упрощенную бухгалтерскую отчетность?

Вести упрощенный бухучет и готовить финансовую отчетность в упрощенном формате в 2018 году имеют право лица, перечисленные в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

В ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ указаны те хозяйствующие субъекты, которые не вправе вести упрощенный бухучет. К ним относятся:

  • организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • организации государственного сектора;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские и нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, внесенные в реестр иностранных агентов.

Указанный выше перечень в отношении упрощенной бухгалтерской отчетности 2017-2018 (кто может сдавать ее, а кому такое право не предоставлено) является закрытым. При этом нужно руководствоваться ч. 4 с учетом требований ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ . Это значит, что ответить утвердительно на вопрос, может ли НКО сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, нельзя, руководствуясь лишь ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , где указано, что некоммерческие организации относятся к тем, кто сдает упрощенную бух отчетность. В частности, нужно проверить, не относится ли такая НКО к некоммерческим организациям, включенным в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Если относится, то вести упрощенный бухучет такой организации нельзя.

А может ли ломбард сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность? Здесь уже нужно знать лишь то, относится ли такая организация к субъектам малого предпринимательства. Ведь прямого запрета на упрощенную отчетность в отношении ломбардов в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ нет.

Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий

Статьи по теме

Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий входит вместе с отчетом о финансовых результатах в состав бухгалтерской отчетности за 2014 год. Представить бухгалтерскую отчетность для малых предприятий в 2015 году в инспекцию компаниям на УСН надо не позднее 31 марта 2015 года. В статье есть бланк, образец и подсказки по заполнению бухгалтерского баланса по упрощенной форме.

Бухгалтерская отчетность для малых предприятий в 2015 году

В 2015 году стало меньше компаний, которые вправе вести упрощенный бухучет и отчитаться по упрощенной форме бухгалтерского баланса. Пользоваться послаблениями могут только компании, бухгалтерская отчетность которых не попадает под обязательный аудит. Из этого перечня теперь исключены все акционерные общества, жилищные кооперативы, микрофинансовые и некоторые другие организации. Изменения действуют с отчетности за 2014 год (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.11.2014 № 344-ФЗ). Компаниям, которые вправе отчитываться по упрощенной бухгалтерской отчетности для малых предприятий, можно ориентироваться на образец ниже. Мы составили его на бланке упрощенного бухгалтерского баланса из приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н, Приложение № 5.

Как заполнить бухгалтерскую отчетность малого предприятия 2015

Обратите внимание на заполнение следующих строк упрощенной бухгалтерской отчетности для малых предприятий.

Капитал и резервы

В этой строке объединен весь третий раздел стандартного баланса. То есть добавочный, резервный, уставный капиталы и нераспределенная прибыль. Если уставный или другой капитал не менялся, разница между показателями за 2014 и 2013 годы будет равна чистой прибыли за 2014 год в отчете о финансовых результатах.

Финансовые и другие оборотные активы

При упрощенных методах учета компании вправе не создавать оценочные обязательства. Например, резервы на отпуска. Но от формирования резервов по сомнительным долгам компании на упрощенке не освобождены. Поэтому дебиторку надо включить в баланс за вычетом этих резервов.

С 2015 года из кодекса исключен метод списания материалов ЛИФО (подп. 2 ст. 346.17 НК РФ). Если компания пользовалась этим способом, необходимо пересмотреть учетную политику и выбрать другой метод. Но остаток материалов на конец года пересчитывать из-за этого не требуется.

Материальные внеоборотные активы

Компании на упрощенке с 2015 года платят налог на имущество с кадастровой стоимости торговых и деловых центров. Если такая недвижимость есть на учете, то в балансе надо отражать ее по остаточной стоимости. Переоценивают активы в балансе по рыночной стоимости только те компании, которые записали такую обязанность в учетной политике.

Видео — подсказки нового курса Школы финансового руководителя помогут компаниям на упрощенке быстро и без проблем сдать годовую отчетность. Запишитесь в Школу и учитесь бесплатно.

При сдаче бухгалтерской отчетности малому предприятию подтверждать статус не требуется

Компания относится к малым, если одновременно отвечает следующим условиям: выручка за 2014 год не превышает 400 млн рублей, средняя численность работников не выше 100 человек, доля сторонних организаций в уставном капитале не более 25 процентов (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Такие компании вправе сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме.

Закон не требует от таких компаний вместе с упрощенной бухгалтерской отчетностью для малых предприятий подтверждать статус малого предприятия. К тому же эту информацию налоговики могут получить из самой отчетности. В отчете о финансовых результатах показана выручка компании, а данные о численности работников за 2014 год инспекторы увидят из отчета, который компании сдали до 20 января 2015 года.

Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства 2017

Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства 2017

Похожие публикации

Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства в 2017 г. может представляться в контрольные госорганы в упрощенном порядке, если соблюдаются обязательные требования по отнесению компаний к МСП. Актуальные критерии содержатся в Законе № 209-ФЗ от 24.07.07 г., Постановлении № 265 от 04.04.16 г. Разберем, какие бланки входят в состав бухгалтерской финансовой отчетности для субъектов малого предпринимательства и что означает упрощенный способ отражения данных по деятельности фирм-малышей.

Порядок сдачи бух отчетности МСП

Применение бухгалтерской упрощенной отчетности субъектами малого предпринимательства допускается в случае отнесения предприятий к малым. Эта законодательная льгота значительно облегчает работу бухгалтера, так как сокращается количество финансовой документации. Кроме того, показатели, отражаемые в заполняемых отчетах, вносятся укрупненными значениями, без детализации, а кодировка проставляется организациями самостоятельно.

Обратите внимание! Помимо МП отчитываться упрощенным способом могут компании-НКО и участники «Сколково».

Не вправе применять упрощенный порядок составления бух отчетности:

  1. Предприятия, обязанные проводить обязательный аудит.
  2. ЖК и ЖСК.
  3. Адвокатские бюро.
  4. МФО.
  5. Потребительские КПК (кредитные кооперативы).
  6. Государственные учреждения.
  7. Нотариальные палаты либо адвокатские.
  8. Консультации юридические.
  9. Прочие организации, поименованные в ст. 6 № 402-ФЗ.

Возможность составления упрощенной бух отчетности для указанных категорий бизнеса, кроме исключений, действует с 2013 г. и включает всего 2 формы, которые рассмотрены далее.

Формы бух отчетности субъектов малого предпринимательства в 2017 году

Представлять бухгалтерскую отчетность субъектам малого предпринимательства за 2016 г. требуется до 31 марта 2017 г. Норма также распространяется и на компании, работающие в любой отраслевой принадлежности на специальных режимах, исключение – ИП, которые отчитываться не обязаны. Отчеты сдаются разово – за год в налоговые и статистические органы.

Важно! Перед тем, как составлять необходимые бланки бух отчетности, убедитесь в том, что организация соответствует показателям отнесения к малому предпринимательству – среднегодовой численности, размеру выручки, разрешенной доли участия в уставном капитале.

Если все нормативные требования удовлетворяются, то компания считается малой и вправе отчитаться за 2016 год по упрощенным бухгалтерским бланкам субъектов малого предпринимательства – форме 1 и 2. Основными законодательными актами, регламентирующими бухучет субъектов МП, являются:

  • Закон № 402-ФЗ.
  • Положение № 4/99.
  • Приказ № 34н от 29.07.98 г.
  • Приказ № 66н от 02.07.10 г., утверждающий все актуальные формы отчетов – как для МП, так и для обычных предприятий.

Состав обязательных к представлению МП бухгалтерских отчетов:

  1. Бухгалтерский баланс по форме 1.
  2. Отчет о финансовых результатах по форме 2.

При заполнении бухгалтерской финансовой отчетности субъектов малого предпринимательства (скачать актуальные в 2017 году бланки можно здесь), предприятие вправе расширить предоставляемые формы, если это необходимо для формирования достоверной картины деятельности бизнеса. К примеру, компания самостоятельно решает, нужна ли пояснительная записка (не включена в обязательный перечень форм) и требуется ли заполнение отчета о ДДС (движении денежных средств) либо отчета по изменениям капитала.

Внимание! Документы с КНД 0710096 применяются за период 2016 год, ранее действовал КНД 0710098 по бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства.

Особенности заполнения форм бухгалтерской финансовой отчетности малого предпринимательства

Бухгалтерская отчетность СМП заполняется в меньшем размере, чем предприятиями, раскрывающими информацию обычным способом. Так, показатели актива/пассива баланса состоят из 2 разделов, в каждый из которых вносится по 5/6 групповых статей с обязательным отражением динамики по предыдущим периодам. При этом по Закону № 402-ФЗ всем укрупненным строкам присваивается значение кода с наибольшим значением удельного веса в группе.

Важно! Вносить изменения в бухгалтерскую отчетность субъектов малого предпринимательства 2017 года (скачать форму 1 здесь), категорически не разрешается. Если указать все данные в официальном бланке не получается, требуется заполнять общеустановленный баланс и отчет о финрезультатах для обычных категорий хозяйствующих субъектов.

Форма 2 бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства (образец 2017 г. здесь), состоит из 7 строк вместо обычных 18, а раздел со справочными данными исключен. Дополнительно разрешается не отражать сведения о сегментах и связанных сторонах. При заполнении следует руководствоваться основным правилом формирования отчетности – полное и достоверное отражение информации о финансовом состоянии дел, деятельности компании и изменениях за прошедший год.

Не забывайте, что при выявлении несоответствий статистические органы могут направить отчеты на доработку, в этой ситуации повторно сдать формы необходимо в течение 2 рабочих дней.

Бухгалтерская отчетность за 2014 год

  • Косульникова Марина | главный бухгалтер ООО «Галан»

Б ухгалтерам ежегодно приходится сдавать годовую бухгалтерскую отчетность. О том, что следует учесть при ее подготовке в этом году, читайте в нашей статье.

Кто вправе не подавать отчетность

Годовую бухгалтерскую отчетность должны представлять практически все организации (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № ­402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее – Закон № 402-ФЗ). Причем данная обязанность касается и компаний, находящихся на «упрощенке», а также применяющих ЕНВД (письмо ФНС России от 15.04.2013 № ЕД-4-3/6829).

Тем не менее из этого правила есть исключения. Вправе не вести бух­учет и, соответственно, не сдавать бухгалтерскую отчетность (ч. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ):

  • индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (письма Минфина России от 17.10.2014 № 03-11-11/52522, от 07.04.2014 № 03-11-11/15440, от 07.04.2014 № 03-11-11/15440, от 28.06.2013 № 03-11-11/24653, от 23.10.2012 № 03-11-11/324, от 27.08.2012 № 03-11-11/257, информационное сообщение Минфина России «Об изменениях в специальных налоговых режимах»);
  • находящиеся на территории РФ подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, если в соответствии с российским законодательством они ведут учет доходов и расходов и иных объектов налогообложения.

Также существует еще одна категория предприятий, которые вправе не составлять баланс за 2014 г. Это организации, созданные после 30.09.2014. Указанные предприятия вправе установить период, ­являющийся для них первым отчетным годом (ч. 3 ст. 15 Закона № 402-ФЗ):

  1. с даты государственной регистрации по 31.12.2014;
  2. с даты государственной регистрации по 31.12.2015.

Согласно ст. 15 Закона № 402-ФЗ в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отдельный баланс простого товарищества не содержится. Организации – участники договора простого товарищества представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке с учетом финансовых результатов, полученных по договору простого товарищества (письмо ФНС России от 30.12.2014 № ГД-4-3/27197). Раскрытие информации об участии в совместной деятельности осуществляется в пояснительной записке (п. 23 Положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03, утвержденного приказом Минфина России от 24.11.2003 № 105н).

Формы отчетности

Бухгалтерская отчетность состоит из следующих форм (ч. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ):

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании полученных средств).

Формы отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее – Приказ № 66н). Электронный формат документов приведен в приказе ФНС России от 03.09.2013 № ММВ-7-6/[email protected]

Организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов (п. 3 Приказа № 66н). Минфин России в ­письме от 02.10.2014 № 07-01-06/49325 напомнил, что при определении такой детализации показатели должны приводиться в отчетности обособленно, если они существенны либо без знания которых невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. В свою очередь, показатели могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о финансовых результатах общей суммой с раскрытием в пояснениях, если каждый из них в отдельности не существенен для оценки заинтересованными пользователями. Это следует из п. 11 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее – Положение № 34н).

В частности, пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в баланс и отчет о финансовых результатах. Как правило, пояснения связаны с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах (письмо Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01). Статьи баланса и отчета о финансовых результатах, к которым даются пояснения, должны иметь указание на такое раскрытие (п. 28 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), ­утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, далее – ПБУ 4/99).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и ­приложений к ним (ч. 2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ).

Дополнительная информация к отчетности

С 2013 г. пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчетности (письмо Минфина России от 23.05.2013 № 03-02-07/2/18285 ­направлено письмом ФНС России от 20.06.2013 № ЕД-4-3/[email protected]).

Тем не менее предприятия вправе представлять дополнительную информацию, если считают ее полезной для пользователей (п. 39 ПБУ 4/99, информация Минфина России № ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01).

Как правило, такая информация не связана с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах. Чаще всего речь идет о динамике важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за несколько лет, предполагаемых капитальных и долгосрочных финансовых вложениях, политике в ­отношении заемных средств и т.д. (п. 39 ПБУ 4/99).

Отметим, что из предоставляемой дополнительной информации должно быть понятно, что она не входит в состав отчетности. Для этого в бухгалтерской отчетности не должно быть ссылок на такую информацию; из наименования информации у пользователя не должно создаться ошибочное впечатление, что она является частью бухгалтерской отчетности (информация Минфина России «Бухгалтерская отчетность ­субъектов малого предпринимательства»).

Аудиторское заключение

Если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, то наряду с экземпляром годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики также представляется ­аудиторское заключение.

Аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности отчетности (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее – Закон № 307-ФЗ).

Аудиторское заключение представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. На это указано в ст. 18 Закона № 402-ФЗ, а также в п. 2 и 7 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) ­отчетности, утвержденного приказом Росстата от 31.03.2014 № 220.

Обратите внимание: законодательством не предусмотрена обязанность организаций представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью (письма Минфина России от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724, УФНС России по г. Москве от 31.03.2014 № 13-11/030545 и от 20.01.2014 № 16-15/003855).

Поблажки для малых предприятий

Малые предприятия вправе ограничиться балансом и отчетом о финансовых результатах (п. 85 Положения № 34н). Такие организации могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая ­упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ).

До утверждения соответствующих стандартов для составления упрощенной отчетности могут применяться формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, предусмотренные приложением № 5 к Приказу № 66н. Указанный вывод содержится в письмах Минфина России от 26.12.2014 № 07-01-06/67603 и от 19.03.2014 № 03-11-11/11952, ФНС России от 17.03.2014 № ГД-4-3/[email protected] (вместе с письмом Минфина России от 27.12.2013 № 07-01-06/57795).

Отличие упрощенных форм от обычных заключается в том, что в них все показатели отражают по группам статей (приложение № 5 к Приказу № 66н). Если малое предприятие решится включать в состав годовой отчетности приложения, то оно вправе отразить в них только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (подп. «б» п. 6 Приказа № 66н).

  1. доля участия, принадлежащая юридическим лицам, не превышает 25% 3 ;
  2. средняя численность работников в предшествующий год не превышает 100 человек;
  3. выручка от реализации (по данным налогового учета) без учета НДС или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (по данным бухгалтерского учета) за предшествующий год не превышает 400 млн руб.

Кстати, далеко не все подобные организации вправе применять упрощенную бухгалтерскую отчетность. К примеру, исключение установлено для микрофинансовых организаций, компаний, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, кредитных потребительских кооперативов и т.д. Полный список таких экономических субъектов приведен в ч. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ.

Подробнее с материалами об упрощенной системе бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства можно ознакомиться на официальном интернет-сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учет и аудит – Бухгалтерский учет – Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого предпринимательства» 4 .

Дата представления и способы отправки отчетности

Не позднее 31 марта все организации должны представить годовую бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию и в территориальный орган Росстата (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ и ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

Способы представления бухгалтерской отчетности (п. 47 ПБУ 4/99 и п. 88 Приказа 34н):

  • лично или через своего представителя (дата представления – дата фактической передачи);
  • по почте (дата представления – дата отправки почтового отправления);
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (дата представления – дата отправки, указанная в подтверждении оператора связи).

В бухгалтерской (финансовой) отчетности должны отражаться показатели деятельности всех подразделений организации, включая ее филиалы и представительства (в том числе выделенные на отдельные балансы). Это следует из ч. 6 ст. 13 Закона № 402-ФЗ и п. 8 ПБУ 4/99.

Ответственность

Непредставление в налоговый орган форм бухгалтерской отчетности влечет наложение штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (подп. 5 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 126 НК РФ). Причем налоговые органы при определении размера штрафа руководствуются полным перечнем документов, входящих в состав отчетности конкретной организации, и определяют сумму штрафа в размере 200 руб. за каждый ­непредставленный ­документ (письмо ФНС России от 21.11.2012 № ­АС-4-2/[email protected]).

Также предусмотрена административная ответственность за непредставление в налоговый орган форм бухгалтерской отчетности, которая налагается на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Уплата штрафа не освобождает от обязанности представления данной бухгалтерской отчетности (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона № 402-ФЗ организации должны хранить бухгалтерскую отчетность не менее пяти лет после отчетного года. Между тем, согласно п. 351 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, годовая бухгалтерская ­отчетность подлежит постоянному хранению.

Показатели баланса под контролем

Существуют специальные контрольные соотношения для проверки логической и арифметической взаимосвязи различных показателей отчетности с целью недопущения ошибок при ее заполнении. Учитывая, что большинство показателей бухгалтерской отчетности взаимосвязаны, заполнение отчетов требует должного профессионализма и усидчивости.

Для проверки достоверности отражения сведений в налоговой отчетности также используются контрольные соотношения. Одним из уровней проверки является междокументный контроль по внутренней информации налоговых органов, сюда входит и сверка показателей деклараций с бухгалтерской отчетностью. К примеру, декларации по налогу на прибыль сверяют с отчетом о финансовых результатах и отчетом о движении денежных средств 5 , аналогичные отчеты используют при сверке показателей декларации по НДС 6 . Знание таких контрольных соотношений позволяет фирмам избежать долгой переписки с инспекциями и ­необходимости представлять уточненные декларации для исправления ошибок.

Публикация от 26.01.2015 «Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год (согласно законодательству Российской Федерации)» (http://www.minfin.ru/ru/search/?q_4 =Перечень+случаев+проведения+обязательного+аудита&source_id_4=6). Вернуться назад

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) и постановление Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Вернуться назад

Полный список критериев по доле участия в предприятии прописан в п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. Вернуться назад

Контрольные соотношения к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, установленные письмом ФНС России от 19.08.2010 № ШС-38-3/459дсп@. Вернуться назад

Контрольные соотношения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, установленные письмом ФНС России от 03.07.2012 № АС-5-3/815дсп@. Вернуться назад

Бухгалтерская отчетность малых предприятий за 2017 год

Закончились Новогодние праздники и отпуска, для бухгалтера наступила отчетная пора.

Рассмотрим основные моменты, которые важно учесть при подготовке бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год.

Критерии субъектов малого предпринимательства

Критерии субъектов малого предпринимательства (СМП) определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Это должны быть зарегистрированные в установленном порядке хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

  1. Среднесписочная численность за предшествующий год до 100 человек (среди СМП выделяют микропредприятия — численность до 15 человек).
  2. Налоговый доход без НДС за предшествующий год не более 800 млн. руб. (для микропредприятий — 120 млн. руб.).

Для хозяйственных обществ (АО и ООО) и партнерств установлены дополнительные ограничения по видам деятельности и структуре уставного капитала. Помимо численности и дохода, в их отношении должно выполняться хотя бы одно из следующих требований:

  • акции АО, обращающиеся на ОРЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
  • деятельность организации заключается в применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности при условии, что исключительные права принадлежат ее учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям;
  • организация — участник проекта «Сколково»;
  • учредители компании включены в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности.
  • суммарная доля государства, регионов, общественных, религиозных организаций и благотворительных фондов в уставном капитале не более 25%, а суммарная доля иностранных компаний и организаций, не относящихся к СМП, в уставном капитале не более 49%.

Ограничения по долям иностранных компаний и не СМП в уставном капитале не распространяются на вышеназванных участников проекта «Сколково», инновационные организации по Перечню, а также компании, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности с передачей исключительных прав своим учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям.

Категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным по среднесписочной численности и доходам.

Например, среднесписочная численность организации составила 25 человек, доход же за год — 25 млн. руб. По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму — микропредприятию. Следовательно, она признается малым предприятием.

Для признания организации СМП не нужно получать специальный документ, подтверждающий данный статус. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС (https://rmsp.nalog.ru).

Отнесение организации к СМП дает ей много льгот, в том числе в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность малых предприятий

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год не могут воспользоваться СМП, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, а также микрофинансовые организации, ЖСК. Полный перечень тех, кому запрещен упрощенный учет, содержится в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ.

Напомним, что обязательному аудиту подлежат, например:

  • СМП, созданные в форме акционерного общества;
  • СМП с объемом выручки за предшествовавший отчетному год свыше 400 млн. рублей или суммой активов баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года свыше 60 млн. рублей.

Итак, СМП, не подлежащие обязательному аудиту и не относящиеся к микрофинансовым организациям, ЖСК ВПРАВЕ:

При организации бухгалтерского учета на предприятии:

  • использовать сокращенный рабочий План счетов (п. 3 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
  • руководитель может самостоятельно вести бухучет, издав об этом приказ (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ);
  • при отсутствии в федеральных стандартах соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008);
  • вести бухгалтерский учет по простой системе без применения двойной записи (только для микропредприятий с численностью до 15 человек и годовым доходом до 120 млн. руб., а также НКО) (п. 21 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).

При признании доходов и расходов:

  • использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99);
  • признавать доходы и расходы по договорам строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, не применяя ПБУ 2/2008 (п. 2.1 ПБУ 2/2008).

При учете материально-производственных запасов:

  • принимать МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика, а иные связанные с приобретением затраты включать в расходы текущего периода (п. 13.1 ПБУ 5/01);
  • признавать стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.2 ПБУ 5/01) (только для микропредприятий и организаций, характер деятельности которых не предполагает наличие существенных остатков запасов);
  • признавать расходы на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения, а не по мере использования (п. 13.3 ПБУ 5/01);
  • не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01).

При учете основных средств:

  • малые предприятия вправе определять первоначальную стоимость основных средств (п. 8.1 ПБУ 6/01):
    • при приобретении за плату — по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
    • при сооружении (изготовлении) — в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
  • при этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
  • начислять годовую амортизацию единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией, а также начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухучету (п. 19 ПБУ 6/01).

При учете НМА и НИОКР:

  • признавать расходы на приобретение (создание) нематериальных активов (НМА ) в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007);
  • списывать затраты по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 14 ПБУ 17/02).

По другим активам и обязательствам:

  • не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухучете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.) (п. 3 ПБУ 8/2010);
  • любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);
  • осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом малое предприятие может не отражать обесценение финансовых вложений в бухучете, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02);
  • не применять ПБУ 18/02 и не отражать в бухучете постоянные и временные разницы;
  • проценты по любым займам (в т.ч. полученным на покупку инвестиционного актива) учитывать как прочие расходы (п. 7 ПБУ 15/2008);

При составлении бухгалтерской отчетности

1. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах

Состав бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год определен ст. 14 Закона N 402-ФЗ, и в общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. А годовая бухгалтерская отчетность НКО состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Перечисленные формы отчетности установлены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

СМП, применяющие упрощенные способы учета, могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, п. 6, 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н«). Они вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности или использовать упрощенные формы баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств (п. 27 Информации Минфина от 29 июня 2016 г. N ПЗ-3/2016). Формы приведены в Приложении № 5 к Приказу № 66н.

Представление малым предприятием полной бухгалтерской отчетности не обязывает его составлять отчетность по тем же формам в последующие годы. Если ваша компания вправе применять упрощения, но ранее отчетность формировалась по общим правилам, то со сдачи отчетности за 2017 год можно начать составлять отчетность по упрощенным формам. И наоборот. То обстоятельство, что компания применяет в бухучете упрощенные методы, не обязывает ее сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Компания с любого года вправе сдавать отчетность по общим правилам. Однако, при формировании отчета о движении денежных средств и изменении капитала за отчетный год организация обязана включить в него соответствующие показатели прошлого года независимо от того, входил ли такой отчет в состав бухгалтерской отчетности за прошлый год.

При этом следует заметить, что согласно п. 18.1 ПБУ 9/99 выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. Соответственно, расходы по видам деятельности, составляющим более 5%, показываются также отдельно (п. 21.1 ПБУ 10/99). Это правило применяется для всех компаний, в т.ч. СМП, использующих формы упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год.

2. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

Приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах являются (п. 2, 4 Приказа № 66н, письмо ФНС России от 20.06.2013 N ЕД-4-3/[email protected]):

  • отчет об изменениях капитала,
  • отчет о движении денежных средств,
  • отчет о целевом использовании средств.
  • а также пояснения, оформляемые в табличной или текстовой форме.

Из более ранней редакции Приказа № 66н следовало, что отчет о целевом использовании полученных средств включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Но с внесением поправок Приказом Минфина России от 04.12.2012 N 154н в настоящее время отчет о целевом использовании средств является равноправным приложением к балансу и отчету о финансовых результатах наряду с отчетами об изменениях капитала и движении денежных средств.

В приложениях СМП, применяющие упрощения, вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности организации (п. 26 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

Например, при наличии большой величины кредиторской задолженности (в т.ч. в виде заемных средств) целесообразно указывать информацию о величине чистых активов ООО. Как известно, если стоимость чистых активов ООО ниже размера уставного капитала в течение 2 финансовых лет подряд, то необходимо уменьшить уставный капитал до стоимости чистых активов, либо ликвидировать компанию (п. 4 ст. 30 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Поэтому при высоком удельном весе непогашенной кредиторской задолженности данная информация не может быть сокрыта от пользователей отчетности, в т.ч. учредителей (участников).

Пример 1:
Согласно п. 10 ПБУ ПБУ 7/98 событие, произошедшее после отчетной даты, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. На счетах бухучета в отчетном периоде данное событие не отражается.

Пример 2:
В бухгалтерской балансе по состоянию на 31 декабря отражены значительные вложения организации в ценные бумаги (акции) крупной корпорации. В марте следующего года, до подписания отчетности, получена информация, что рыночная цена этих акций значительно уменьшилась. В данной ситуации организация должна раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах соответствующую информацию. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.

Как разъяснил Минфин, те компании, которые ведут упрощенный бухучет и представляют упрощенную бухгалтерскую отчетность за 2017 год, должны отражать в ней события после отчетной даты с учетом принципа рациональности (пункт 28.4 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).

Поэтому, если до подписания баланса произойдет событие, существенно влияющее на финансовое состояние фирмы, составить пояснения и раскрыть в них это событие необходимо.

3. Информация, не подлежащая раскрытию в отчетности малых предприятий

Субъекты малого предпринимательства вправе отражать в упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение и результаты деятельности организации и (или) движение денежных средств, перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008). То есть без отражения корректировок показателей бухгалтерской отчетности за прошлые периоды.

  • не применять ПБУ 11/2008 и не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности,
  • не применять ПБУ 16/02 и не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности,
  • не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности согласно пункту 2 ПБУ 12/2010.

Независимо от того, составляется годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме или по упрощенным формам, срок предоставления ее в налоговый орган и статистику — не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 1 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

С учетом выходных дней сдать бухгалтерскую отчетность за 2017 г. надо не позднее 2 апреля 2018 г.

Таким образом, организации, применяющие упрощения, вправе раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций.

Если воспользоваться всеми льготами, предусмотренными для бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год, ее информативность будет стремиться к нулю. Поэтому решение о том, какие упрощения применять целесообразно согласовать с учредителями. Ведь возможно, что они захотят увидеть в отчетности информацию в более развернутом виде, чем бухгалтер собирается им предложить.

Еще по теме:

  • Форма кадастрового паспорта на земельный участок Кадастровый паспорт земельного участка Кадастровый паспорт земельного участка – документ, который довольно часто требуется владельцам недвижимого имущества. В частности, именно этот […]
  • Материнский капитал понятие сущность назначение ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРО НОВЫЙ ЗАКОН О ПЕНСИЯХ ознакомиться с инфографикой ознакомитьсяс инфографикой скачать брошюру (297 Кб) Материнский (семейный) капитал – это мера государственной […]
  • Алименты размер рб Алименты размер рб Алименты— выплата денежных средств (однократно или периодически) лицу, которое имеет право на материальную помощь, от другого лица. Алименты могут уплачиваться как […]
  • Мировой суд закон 18 зсо Мировой суд закон 18 зсо Судебный участок №4 Ленинского района города Саратова 28 апреля 2014 года г. Саратов Мировой судья судебного участка № 6 Ленинского района г. Саратова Вологина […]
  • Закон об актах гражданского состояния рсфср Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского […]
  • Алименты 2012 сумма Минимальный размер алиментов на одного ребенка в Украине Минимальный размер алиментов на одного ребенка в Украине в 2015 году Минимальный размер алиментов на одного ребенка в Украине в […]