Адвокат по машинам двойникам

Машина-двойник

В последнее время в Государственной инспекции безопасности дорожного движения отмечают рост числа машин-двойников. Так называют внешне идентичные автомобили: одна модель, одна марка, один цвет, одинаковые государственные номера.

Машина-двойник появляется в результате мошеннических действий. Преступники получают информацию о реально существующем автомобиле, а затем находят похожую машину и создают двойника – перекрашивают кузов, перебивают номерные знаки, подделывают документы. Как правило, двойниками становятся либо угнанные, либо нерастаможенные автомобили.

Как отменить штрафы за машину-двойника в Москве

Появление двойников часто становится очевидным после штрафования законного владельца за правонарушения, которые он не совершал. Сколько бы ни было одинаковых авто – а их может быть куда больше, чем два – в базе Государственной инспекции безопасности дорожного движения значится законный владелец так называемого «оригинала». Он-то и получает штрафы за нарушения правил дорожного движения всеми машинами-подделками.

Штраф машины-двойника легко определить:

  • настоящий автомобиль находился в момент правонарушения в другом месте;
  • владельца обвиняют в правонарушениях, которые ему не свойственны (небольшое превышение скорости иногда допускают почти все водители, но вот пересечение двойной сплошной или нарушение ПДД на железнодорожном переезде позволяет себе далеко не каждый автовладелец);
  • на фото, приложенном к постановлению о штрафе, можно рассмотреть отличительные черты подделки – царапины, трещины на лобовом стекле, тонировку, другие мелочи.

Если пришел штраф на машину (двойник ранее не выявлялся), но всё говорит о существовании автомобиля-копии, следует немедленно обратиться в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения с заявлением. Водитель должен доказать, что в момент правонарушения был в другом месте. Можно предъявить чеки, показания свидетелей или попросить посмотреть видео с камер наблюдения.

Когда существование двойника будет доказано, сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения займутся поисками незаконной копии авто. Автомобиль заявителя, вероятно, временно заберут на специализированную стоянку для выяснения обстоятельств. После того, как оба автомобиля окажутся на стоянке, эксперты сравнят их и выявят подделку. Будут тщательно проверены все имеющиеся документы на транспортные средства. Владелец законной машины получит её назад, с нарушителем будут разбираться дальше.

Что делать владельцам машин-двойников

Далеко не все владельцы машин-двойников знают, что их транспортные средства являются подделками. Многие люди просто покупают подержанные автомобили на рынках или у перекупщиков. Цены на копии обычно ниже, и условия сделки кажутся привлекательными. Не всегда покупатель проверяет документы автомобиля в Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Когда выясняется, что авто является клоном, его владельца обвиняют в приобретении имущества, заведомо добытом преступным путём. Это уголовное преступление, ему посвящена 175 статья Уголовного кодекса РФ, и наказанием за него является:

  • ограничение свободы до 2 лет;
  • принудительные работы до 5 лет;
  • арест до полугода;
  • лишение свободы до 5 лет с выплатой штрафа до 80 тысяч рублей или в сумме дохода до полугода.

Даже если владельцу поддельного авто удастся доказать, что машина была куплена в обычном порядке, что у него не было преступного умысла, легализовать автомобиль не получится. Есть 2 варианта – потребовать у продавца возврата денег через суд (если продавца удастся найти) или продать авто на запчасти после выкупа его со штрафной стоянки.

Если окажется, что водитель авто-двойника сам занимался подделкой государственных номеров, его будут обвинять по другой статье за подделку идентификационного номера транспортного средства. Это статья 326 Уголовного кодекса РФ. Предусмотренное наказание:

  • штраф до 80 тысяч или в сумме дохода до полугода;
  • обязательные работы до 360 часов;
  • исправительные работы до 1 года;
  • ограничение или лишение свободы до 2 лет.

Также преступник будет наказан за угон авто, мошенничество или нарушение правил таможенной регистрации авто. Это зависит от того, каким образом автомобиль попал в руки мошенников.

Помощь автоюриста

Если у Вашего автомобиля появилась машина-двойник, необходимо срочно обращаться в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения и доказывать законность Вашего транспортного средства. В этом Вам помогут специалисты из «Правового решения». Мы защитим Ваши интересы в или через суд.

Если Вам пришли штрафы за двойника, мы обжалуем их досудебным путём или через суд, а позже поможем разрешить проблему с идентичными автомобилями. Если Вас уже обвиняют в приобретении угнанной машины, мы обеспечим защиту на следствии и в суде и поможем вернуть деньги, потраченные на приобретение транспорта.

Если Вы намерены купить автомобиль, но опасаетесь покупки клона, наши специалисты проверят документы, выяснят прошлое машины по базе Государственной инспекции безопасности дорожного движения и помогут оформить договор купли-продажи.

Как легализавать атомобиль двойник?

Добрый день.Примерно 5-6 лет назад у меня угнали авто машину подали в угон тем не менее мы нашли ее сами,но в органах нам сообшили что наша машина найдена и находиться в другом регеоне.Мы сказали что наша машина уже у нас и все хорошо.Нашу машину отправили на экспертизу и в ходе нее выяснелось что наша машина двойник.Машину арестовали и увезли на штраф стоянку.Примерно через 1.5 года я добился того что бы мне ёё вернули.Началик ГАИ выписал справку что тс выдайтся мне без права пользования.То есть как мне поянили она может стоять у меня в гараже а не на стоянке но ездить я на ней не могу.Прошло уже 5 лет машина так и стоит в гараже.Я слышал что в татарстане есть прецедент по двойникам и там легализовывают такие машины.Но мне сказали что можно легализовать только в том регеоне где был прецедент(то есть где арестовали машину) но у нас в регеоне этим не занимаються.Что тогда можно сделать?Как можно ее легализовать?

Уточнение клиента

До того как у меня угнали авто я отьездил на нем 3 года и все было хорошо.

25 Сентября 2013, 12:22

Ответы юристов (14)

Добрый день. Вообще то очень странно что Вам вернули автомобиль. А как установили что она двойник? Какие документы по ней составлялись, где документы на автомобиль?

Уточнение клиента

состовлялся протокол обыска(выемки)

в ходе експертизы на моем авто и авто что нашли в другом регеоне было выявлено что на моем авто было вмешательство в вин номер авто.

документы на авто не отдали остались только их копии

25 Сентября 2013, 15:10

Есть вопрос к юристу?

Легализовать авто двойник невозможно, хорошо, что это еще выяснилось так, а то при проверке автомобиля вас могли привлечь к уголовной ответственности за мошенничество. Уже сложно доказать, что вам когда-то продали двойника. Вы можете продать автомобиль по запчастям. Это самый лучший вариант. Или же немного переделать автомобиль и зарегистрировать как самодельный, но это очень долго и муторно.

А как было установлено что авто двойник? Запросы на завод изготовитель отправлялись? Какие данные совпадают?

Уточнение клиента

Делалась экспертиза авто которое нашли в другом регеоне и потом у меня.экспертиза показала что было вмешательство в вин номер.

вот ответ на запрос.

25 Сентября 2013, 15:13

Президиум ВС РФ вполне однозначно определил свою позицию по данному вопросу. Приобретение права на ТС само по себе не порождает обязанность органов ГИБДД допустить это средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. Правомерность регистрационных действий (бездействия) ГИБДД должна определяться на основе правовых норм, регулирующих допуск ТС к эксплуатации и порядок их регистрации.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г.) в частности есть вопрос 22

Вопрос 22: Возможна ли защита прав добросовестного приобретателя автомобиля путем возложения на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения обязанности по выдаче регистрационных документов на транспортное средство, имеющее изменение первоначальных идентификационных обозначений?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств.

В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Представление на регистрацию автомобиля, имеющего иные номерные обозначения узлов и агрегатов, чем те, которые указаны в паспорте транспортного средства, по сути, означает отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Регистрация такого автомобиля прямо запрещена п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Согласно п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.

Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15 июня 1998 г. N 711 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2002 г. N 679) утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с подп. «з» п. 12 указанного Положения ГИБДД имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.

Решением Верховного Суда РФ от 26 сентября 2003 г. заявление Л. о признании противоречащим закону подп. «з» п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 оставлено без удовлетворения.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N ГКПИ04-1204 подтверждена также законность первого предложения абзаца первого п. 17 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59, в соответствии с которым при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной организациями-изготовителями на транспортных средствах, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся.

Из данных норм следует, что приобретение права на транспортное средство не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

Что же касается транспортных средств, имеющих признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, то, как установлено п.п. 17, 76 приказа МВД РФ от 27 января 2003 г. N 59 с изменениями от 22 декабря 2003 г. «О порядке регистрации транспортных средств», регистрационные действия в этом случае совершаются на основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и справок (заключений) экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение.

То обстоятельство, что лицо, приобретшее автомобиль с «перебитыми» номерами, при заключении договора купли-продажи автомобиля не знало о «перебитых» номерах, может быть основанием для отказа в возбуждении уголовного дела по ст. 326 УК РФ в отношении только этого лица, но не по факту данного деяния, содержащего признаки преступления. Такой отказ в возбуждении дела не является основанием для регистрации автомобиля с «перебитыми» номерами, являющегося, по существу, предметом преступления.

Нормы ст. 302 ГК РФ о добросовестном приобретателе в данном случае неприменимы, поскольку право на автомобиль никем не оспаривается. Названная статья регулирует отношения между собственником имущества и его приобретателем, органы ГИБДД участником данных правоотношений не являются.

Следовательно, обстоятельства, свидетельствующие о добросовестности приобретения имущества, в данном случае правового значения не имеют и не влияют на оценку оспариваемых действий (бездействия) должностных лиц органов ГИБДД

Единственно что сейчас изменились правила регистрации на которые едет ссылка, но п.17 прежних правил регистрации повторяется в п. 3 действующей редакции

3. Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:

при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных

Таким образом ни о какой «легализации» в силу вашей добросовестности как покупателя речи идти не может

Автомобили-двойники: что с ними делать в Украине

На протяжение нескольких лет Украину «наводняли» автомобили — двойники. Для владельцев таких авто покупка машины не всегда оказывается приятной. Проблем от незаконной техники больше, чем радости…

Автомобиль-двойник – это машина, которая имеет идентичный другому авто внешний вид, номерной знак и некоторые другие технические характеристики и документы. Только одна машина из пары может быть легальна, а вторая – это «призрак», не имеющий никаких прав.

Чаще всего, дубль-документы делают для краденых машин перед перепродажей, при этом будущий собственник вряд ли сможет сразу понять, что у машины есть проблемы, сообщает auto. По базе ГАИ и другим документам машина будет вполне реальна, со своей историей.

Кроме того, двойные документы могут сделать на авто, которое была ввезено из-за границы без растаможивания. Если это делают недобросовестные перекупы, то обычно они не заморачиваются над сбором документов и тратами на растаможку, фальшивые бумаги стоят намного дешевле и делаются быстрее. А что будет дальше с машиной и владельцем их мало волнует. Машина с плохим прошлым (ДТП со смертельным исходом, проблемы с кредитной историей и арест имущества) также может продаваться с дублированными документами.

Прежде всего, обращайте внимание на цену авто. Двойники обычно идут на 30-40% дешевле, чем их чистые юридически собратья, ведь продавцу надо побыстрее сбыть машину. Надо сразу задуматься, что авто может быть двойником, если продавец не снимает его перед продажей с учета, а предлагает сделать это позже или купить машину по доверенности. Также продавец может сказать, что авто уже снято с учета и можно не медлить с покупкой. Дело в том, что дубль-документы – это всегда подделка, и если простой полицейский на дороге может и не заметить, что они фальшивые, то при проверке непосредственно в ГАИ обман обязательно вскроется. Если машина действительно дорогая и вы решили взять подержанную модель, то лучше обратиться к эксперту-криминалисту и за 200-250 гривен заказать экспертизу авто, которая будет подтверждена официальным документом. Экспертиза докажет, что машина легальна, у нее нет перебитых номеров в салоне и под капотом, а госзнак настоящий. Конечно, это дополнительные траты, но они могут вас уберечь от потери чего-то большего. Часто узнать, что у вашей машины есть двойник, можно просто встретившись на дорогах со своим клоном или увидев объявление о продаже «своего» автомобиля, которое вы не давали. Также иногда владельцам дубль-машин приходят чужие штрафы и документы от исполнительных служб, это тоже «звоночек» о проблемах с легальностью вашего авто.

Если вы все же приобрели машину с «парой», то есть 2 варианта выхода из ситуации.

Вы попались сотрудникам ГАИ и машину забрали на штрафстоянку. Тут ничего не попишешь, придется обращаться в суд и доказывать, что вы ничего не знали о проблемах машины. Обратитесь к услугам опытного адвоката, поскольку такие судебные тяжбы обычно сложные и требующие серьезной подготовки. После того как вы выиграете суд, к сожалению, на машине вам поездить не удастся, законного способа сделать машину официально вашей и позволить вам ездить на ней, пока в законодательстве Украины нет. Продавайте машину на запчасти или сдайте в «разбор» по сходной цене, только так можно частично вернуть средства, потраченные на покупку.

  1. Подайте заявление в ГАИ

Если вдруг вы случайно увидели своего двойника, при этом ваша машина официально приобретена, и вы уверены в ее законном оформлении в полиции, то также нельзя просто забыть об этом. Постарайтесь как можно быстрее подать заявление в ГАИ с описанием ситуации, по возможности приложите подтверждение с видеорегистратора. Это необходимо, чтобы обезопасить вас, ведь при определенных обстоятельствах именно двойника могут узаконить, а вашу машину снимут с учета. Если вы решили приобрести именно двойника из-за его низкой стоимости, то подумайте дважды. Попутные расходы на узаконивание, штрафы могут быть в сумме со стоимостью намного выше, чем цена нового автомобиля из салона. А если вы решите просто ездить на авто-двойнике, то можете потерять машину и все вложенные в нее деньги, без права вернуть хотя бы что-то.

Автомобили-двойники: по Днепру колесят десятки поддельных BMW, Mazda и Audi

За подделку документов грозит штраф или ограничение свободы

В Днепре все чаще можно встретить автомобили-близнецы. Только за последний месяц полицейские обнаружили более 25 машин, которые как две капли воды похожи на оригинал — тот же цвет, номер кузова и агрегатов и даже госномер. Однако документы таких авто поддельные.

«Сегодня» выяснила, как копы находят авто-двойники, что с ними делают и что за подделку документов грозит автомобилистам.

Недобросовестных водителей полицейские выявляют при проверке регистрационного свидетельства.

«Во время проверки документов патрульные сверяют все внесенные сведения с теми, что есть в базе данных. Если есть какие-то неточности и исправления — это означает, что документы могут быть поддельными», — отмечают в управлении Патрульной полиции в Днепропетровской области.

Среди авто-двойников чаще всего встречаются BMW, Mazda, Audi.

«Эти автомобили за границей продаются по низкой цене. Бывает, что на одно авто легальное могут сделать три копии. Если патрульные их выявляют, вызывают следственно-оперативную группу и отправляют на штрафплощадку. Бывает, в документе встречается ошибка, но авто все равно считается поддельным», — рассказывает «Сегодня» пресс-секретарь управления Патрульной полиции в Днепропетровской области Людмила Копыленко.

В некоторых случаях водитель, чей автомобиль оказался двойником, об этом может даже не знать.

«При эксплуатации автомобиля-двойника есть определенные риски. Если человек не подозревает, что приобрел автомобиль с копией техпаспорта и номеров, или поленился при покупке сверить VIN-код, то о проблеме он узнает уже от полицейских. Поскольку документы не подходят к его авто, эксплуатировать его запрещено», — поясняет «Сегодня» юрист Андрей Ишханян.

Чтобы не попасть на крючок мошенников, перед покупкой автомобиля следует внимательно изучать агрегатные номера и документы.

«Любая покупка и продажа должны сопровождаться снятием с учета прежнего владельца и постановкой на учет нового. Это даст гарантию, что с авто все в порядке», — отмечают в пресс-службе полиции.

Мошенникам же за подделку документов грозит штраф от 2550 до 4250 грн, предусмотренный ст. 290 УК Украины («Уничтожение, подделка или замена агрегатов транспортного средства»), исправительные работы или же ограничение свободы на срок до трех лет.

Напомним, Кабинет министров поддержал проект закона, призванный снизить акцизы на растамаживание авто – т.н. закон о «евробляхах», № 8487 . При этом в правительстве подсчитали, что принятие этого закона будет стоить бюджету 2 млрд гривен в год.

По данным ГФС, с начала 2018 года в страну было ввезено 146,8 тыс. транспортных средств личного пользования с иностранной регистрацией в режиме «транзит», еще 465,9 тыс. – в режиме «временного ввоза».

«Машины-двойники»: ВС разобрался с проблемой авто с одинаковыми номерами

Водители автомобилей могут получить штрафы за нарушения ПДД, которые они не совершали, – и если посмотреть на приложенные фотографии, окажется, что номера автомобиля совпадают с правильными, а машины практически идентичны. Речь идет о так называемых «автомобилях-двойниках», которые появляются обычно после угона автомобиля. Чтобы упростить «легализацию» купленного авто, угонщики используют данные уже существующего автомобиля аналогичной марки и модели и делают идентичные номера – создают «автомобиль-двойник» под реально существующую машину, находящуюся в пользовании законного владельца. «Дублёр», скорее всего, будет иметь оригинальный ПТС, выданный в ГИБДД. Иногда подлог вскрывается не только после получения штрафа, но и в результате ДТП с участием «двойника». Так произошло в деле Оксаны Гусляк, дошедшем до Верховного суда.

Евгений Карандашов* стал виновником ДТП: при повороте налево его Toyota Harrier не уступила дорогу встречному автомобилю Lexus, принадлежащему Инге Кисеевой*. Вторая машина получила повреждения. Оказалось, что ответственность водителя, виновного в ДТП, не застрахована, и Кисеева обратилась в суд, чтобы взыскать ущерб и судрасходы, в общей сложности около 2,6 млн руб., с владельца Toyota. Как выяснили в ГИБДД, авто принадлежало Оксане Гусляк*.

Однако она не признала требования и настаивала, что её Toyota в ДТП не участвовала, – Карандашов, настаивала она в суде, управлял другим автомобилем с точно таким же номером – «автомобилем-двойником». В суде Гусляк указала: её машина отличается от изображённой на снимках ГИБДД с места аварии цветом кузова, модификацией колёсных дисков, декоративными накладками на передних и задних фарах. Предположения о том, что существует еще один автомобиль той же марки с тем же номером, подтверждалось и рядом других обстоятельств – так, «двойник» участвовал еще в одном ДТП уже после того, как Гусляк продала Toyota и авто поменяли номер. Гусляк также обратила внимание, что ее автогражданская ответственность на момент ДТП была застрахована в СК «Росгосстрах». Оценив доказательства, в первой инстанции пришли к выводу, что автомобиль Гусляк действительно не участвовал в ДТП. При этом Центральный районный суд Комсомольска-на-Амуре частично удовлетворил иск, взыскав с водителя, виновного в аварии, ущерб, расходы на эвакуацию машины, оплату услуг по определению размера ущерба, государственной пошлины и почтовые расходы.

Решение не устояло в апелляции: Хабаровский краевой суд отменил его и удовлетворил исковые требования Кисеевой к Гусляк, заключив, что автомобиль её и обратного она не доказала.

Однако коллегия по гражданским спорам Верховного суда под председательством судьи Вячеслава Горшкова, рассмотревшая дело (№ 58-КГ17-21 ), отменила апелляционное определение. В Коллегии указали, что апелляция не исследовала доводы Гусляк. Самостоятельно определить, принимал ли автомобиль Тоуоtа, принадлежавший Гусляк, участие в ДТП и есть ли на нем соответствующие повреждения, вторая инстанция не могла – но суд даже не пытался назначить экспертизу, то есть, отметили в Коллегии, уклонился от возложенной на его задачи полно установить и исследовать обстоятельства, значимые для дела. ВС отменил определение апелляции и направил дело на новое рассмотрение в краевой суд (дело пока не рассмотрено).

ВС РФ вынес справедливое решение, считает адвокат Андрей Каюрин. Дело в том, что фактически в ДТП с каждой стороны участвуют два субъекта – водитель и автомобиль. Оба идентифицируются по имеющимся документам (на лицо и транспортное средство). При этом необходимо устанавливать причинно-следственную связь между ДТП, его последствиями и участниками – и сделать это может только эксперт. Обычная фотография не может в данном случае служить доказательством, замечает Каюрин. При этом надо быть готовым к тому, что экспертизу придется делать за свой счет.

«Если возбуждено уголовное дело, можно написать соответствующее ходатайство и тогда следственные органы проведут экспертизу в рамках уголовного дела. Для потерпевшего она будет бесплатной, а ее результаты суд вполне примет как доказательство», – разъясняет вопрос Каюрин. В деле Гусляк вопрос о том, кто должен возмещать ущерб, не решен: ведь до сих пор не установлен фактический причинитель вреда, а вынести решение возможно, только когда на эти вопросы ответит экспертиза.

Что касается судебной практики по подобным вопросам в судах, то ее фактически нет, поясняет эксперт. В этом свете решение ВС может оказаться особенно полезным.

О том, что делать тем, кто столкнулся с проблемой «автомобилей-двойников», несколькими годами ранее давала разъяснение ГИБДД.

– внимательно изучить прилагаемые фотографии;

– если номера совпадают, но авто не ваше, надо обратиться с заявлением в то подразделение ГИБДД, которое вынесло постановление об административном правонарушении;

– в заявлении надо изложить доводы о возможной фиксации «автомобиля-двойника» и приложить фотографии, на которых отображены отличительные особенности вашего авто. Можно направить информацию на официальный сайт Госавтоинспекции.

Эксперты также давали советы относительно того, как избежать покупки «автомобиля-двойника»: если владелец оригинального авто при появлении машины с такими же номерами отделается лишь небольшими сложностями, то тот, кто купил «дублёра», потеряет и машину, и деньги. Поэтому лучше отнестись к покупке подержанного автомобиля внимательно и тщательно проверить машину.

– обращайте внимание на стоимость автомобиля: если цена намного ниже рыночной, автомобиль может быть краденым;

– убедитесь, что автомобиль продаёт собственник;

– не совершайте сделок при отсутствии паспорта у владельца или по его копии, сверяйте данные ПТС и другие реквизиты авто, в ПТС не должно быть никаких правок, лучше не покупать автомобили с дубликатом ПТС;

– до покупки покажите машину специалисту, который проверит подлинность маркировки. Если продавец не хочет осмотра экспертом – не стоит покупать авто;

– если у Вас есть данные об особенностях маркирования приобретаемого автомобиля, проверьте наличие заводских табличек в местах, где они и должны быть. Ключи должны подходить ко всем замкам, а сами замки – быть исправными;

– в договоре купли-продажи указывайте полную, а не заниженную стоимость автомобиля: при возврате (например, если обнаружится изменение VIN и т. п.) получится вернуть лишь ту сумму, которая указана в договоре.
Источник: МВД, «Щит и Меч»

*Имена и фамилии участников процесса изменены редакцией.

В апреле 2016 года «Мерседес» Ивана Калмыкова* попал в яму на мосту в Великом Новгороде. В результате ДТП машине потребовался ремонт стоимостью более 125 000 руб. А работника местного учреждения «Городское хозяйство», который отвечал за содержание дорог в городе, оштрафовали на 2 200 руб.

Поскольку авария произошла из-за плохого состояния дороги, то возмещения ущерба надо требовать именно с дорожных служб, решил владелец «Мерседеса». Первая инстанция поддержала заявителя и удовлетворила иск, признав, что ущерб наступил из-за плохого содержания и ремонта проезжей части. Суд также указал, что если у ответчика МБУ «Городское хозяйство» средств не хватает, то субсидиарную ответственность несёт соответчик, собственник имущества бюджетного учреждения, в данном случае — администрация Великого Новгорода.

Однако в апелляции рассудили иначе. Новгородский областной суд отменил решение первой инстанции и отказал в удовлетворении исковых требований. По мнению второй инстанции, суду следовало выяснить, соблюдал ли водитель ПДД, мог ли он технически избежать наезда на выбоину при том, что двигался по освещенному мосту со скоростью 60 км/ч. В суде сослались на пункт ПДД, часто используемый в подобных ситуациях — п. 10.1. В нем говорится, что водитель обязан соблюдать предусмотренный на дороге скоростной режим, в том числе с учетом всех внешних и субъективных факторов, чтобы обеспечить постоянный контроль за автомобилем, а обнаружив опасность, должен снизить скорость вплоть до остановки.

Иными словами, суд предложил самому водителю доказать, что избежать ямы на дороге было невозможно. Владелец «Мерседеса» не согласился с подобным подходом апелляции и отправился в Верховный суд.

Состояние дороги vs ПДД

Коллегия по гражданским спорам Верховного суда под председательством судьи Вячеслава Горшкова изучила вопрос и отменила решения нижестоящих судов (дело № 84-КГ17-8). Там заключили, что доказывать свою невиновность должен тот, кто и причинил вред, то есть МБУ «Городское хозяйство».

ВС также не согласился со ссылкой на пункт ПДД, который обязывает водителя вести автомобиль с установленной скоростью. Суды установили, что именно дорожная служба должна поддерживать дорогу в таком состоянии, чтобы по ней было безопасно двигаться с разрешенной скоростью. Но учреждение никак не предупредило о ямах на дороге. Значит, водитель в сложившейся ситуации не виноват, сделали вывод в ВС, отменив постановление апелляции и направив дело на новое рассмотрение в облсуд.

Как не остаться без компенсации?

Если авария произошла из-за плохой дороги, важно соблюдать ряд действий, которые позволят в дальнейшем отстоять свою позицию в суде и добиться компенсации от дорожных служб. Водителя часто обвиняют в том, что он сам должен был оценить обстановку на дороге. Поэтому особенно важно, чтобы плохое состояние дороги было зафиксировано в протоколе ГИБДД. А вот протокол со ссылкой на нарушение пункта 10.1 ПДД лучше не подписывать — водителю будет труднее доказать правоту в суде.

В суде водитель может потребовать компенсировать не только ремонт автомобиля, но и расходы, связанные с процессом, в том числе стоимость экспертиз.

*Имена и фамилии участников процесса изменены редакцией

Олег Трунин* застраховал свой автомобиль в ОАО «АльфаСтрахование» по КАСКО. Условия договора предусматривали ремонт на СТО по направлению страховщика. Спустя некоторое время произошло ДТП, в котором машина получила повреждения. Автовладелец обратился в ОАО «АльфаСтрахование», где оплатили ремонт на сумму 249 519 руб. Однако страховая отказалась как-либо компенсировать повреждение заднего левого колеса, поскольку во время заключения договора на машине были колеса другого радиуса. Общество сослалось на Правила страхования средств наземного автотранспорта. Оно указало, что диски и покрышки, которые имелись на момент ДТП, не входят в комплектацию завода-изготовителя и являются дополнительным оборудованием.

Трунин обратился в суд. Он просил взыскать с ОАО «АльфаСтрахование» 78 351 руб. невыплаченного страхового возмещения, 50%-ный штраф от суммы, присужденной в его пользу, 20 000 руб. расходов по оплате услуг представителя. Ленинский районный суд г. Санкт-Петербурга отказал в иске. Он решил, что установленные истцом колесные диски и покрышки являются нештатным, дополнительным оборудованием, не предусмотрены комплектацией завода-изготовителя и не представлялись компании на осмотр в момент страхования. Это значит, что они не были застрахованы.

Санкт-Петербургский городской суд отменил это решение и удовлетворил все требования Трунина. Он пришел к выводу, что комплектация автомобиля допускала его эксплуатацию с колесными дисками, которые были установлены на момент аварии. По мнению суда, эти диски не являются дополнительным оборудованием, которое нужно страховать отдельно, даже если страховщик о них не знал.

Общество подало кассационную жалобу. ВС изучил Правила страхования средств наземного транспорта ОАО «АльфаСтрахование» и пришел к выводу, что согласно п. 7.6 этих правил элементы автомобиля, которых не было при осмотре на момент заключения договора, не считаются застрахованными. Поэтому ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (№ 78-КГ17-93). На сегодняшний день дело еще не рассмотрено.

Руководитель аналитического отдела Бюро ПП «Фрейтак и Сыновья» Максим Петров пояснил решение ВС: «Нижестоящий суд должен установить и отразить в мотивировочной части, какой размерности диски стояли на момент страхования, было ли это указано в акте осмотра, учитывалось ли при расчете страховой премии; когда была обнаружена замена и почему страховщик направил на ремонт автомобиль без учета замены дисков. Самое главное – исследовать, как все отражалось в страховой документации на каждом этапе и как действовал страховщик». Адвокат Московской областной коллегии адвокатов Любовь Киселева солидарна с решением первой инстанции: «Диски и покрышки не были застрахованы и внесены в договор, поэтому определение суда об отказе дополнительных страховых выплат абсолютно обоснованно», – уверена Киселева. А старший юрист КА г. Москвы «Ковалев, Тугуши и партнеры» Ксения Степанищева рассказала, что подобная практика была и раньше (например, апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 августа 2017 по делу № 2-341/2017, решение Ленинского районного суда от 23 ноября 2016 № 2-3297/2016). «Даже ВАС высказывал аналогичную точку зрения в Информационном письме № 75», – добавила Степанищева.

«Каждый третий владелец автомобиля меняет диски и покрышки. Стоит посоветовать им найти время и обратиться к страховщику, чтобы внести изменения в акт осмотра автомобиля», – заявила адвокат национальной ЮК «Митра» Алина Зеленская.

* имя и фамилия изменены редакцией

Сегодня, 12 февраля, Верховный суд рассматривал заявление юриста из Перми Константина Рудакова, который оспаривал право инспекторов останавливать машины вне стационарных постов для проверки документов (п. 84.13 административного регламента МВД по надзору на дорогах, утвержденный приказом МВД от 23 августа 2017 года). Как указывал заявитель, это необоснованно ограничивает права водителей, противоречит ч. 1 ст. 56 Конституции, может привести к злоупотреблениям, в том числе – коррупционным, и чревато аварийными ситуациями. Дорожные полицейские могут затормозить любую машину в любом месте, чтобы потом «к чему-нибудь прицепиться», полагает Рудаков. Кроме того, он указал, что норма, по сути, разрешает скрытно наблюдать за участниками дорожного движения, поскольку машина ДПС может располагаться вне зоны видимости, в тени или деревьях.

С этим были не согласны представители МВД, которые поделились своими возражениями на заседании ВС (сам Рудаков не смог приехать и попросил рассмотреть дело в его отсутствие). Никакие права водителей, тем более конституционные, не нарушаются, заверил Сергей Кайперт. «Право ехать прямолинейно и без остановок? – говорил он. – Такого у нас нигде не прописано». По его мнению, регламент не противоречит правилам дорожного движения. О бесконтрольности инспекторов ДПС и аварийных ситуациях тоже нельзя говорить: порядок остановки машин подробно регламентирован, а действия уполномоченных лиц можно обжаловать, заверил Кайперт.

Интуиция инспекторов ДПС на страже дорожной безопасности

Предыдущие восемь лет действовало другое правило, которое запрещало остановку транспортных средств вне стационарных постов ДПС, но новый анализ дорожной безопасности показал, что норму нужно вернуть, объяснял Кайперт. По его словам, с 2011 года число стационарных постов значительно сократилось. Сейчас их всего 78, причем большинство сосредоточено в Центральном федеральном округе. А в 54 субъектах их нет вообще.

— Спорное полномочие должно обеспечить безопасность на дорогах, — подхватил коллега Кайперта Евгений Стригин. – Если у человека за рулем нет прав или транспортное средство технически неисправно – как мы можем это выявить? У нас только один вариант – остановить машину безо всяких нарушений и ориентировок, чтобы проверить документы.

— Как инспектор выбирает, кого остановить? – поинтересовался судья Юрий Иваненко.

— На интуитивном уровне, — ответил Стригин. – Это ничем не регламентировано.

— Едет машина, видимых повреждений на ней нет, водитель выглядит нормально и пристегнут, — описал среднестатистического участника движения Иваненко.

— Остается выборочно контролировать наличие прав, документов на машину, — сказал Стригин.

— Профилактическая остановка, что ли?

— Да, опасения истца не связаны с действиями сотрудников, — заверил Стригин.

Поводом остановить машину может быть ее «непрямолинейное, дерганое движение», привел пример еще один юрист министерства Сергей Чушкин.

— Если неровно едет – есть другое основание в регламенте [нарушение требований к безопасности движения — Право.ru], — заметил судья Иваненко.

— Я не имею в виду нарушений, — не согласился Чушкин. – Машина может ехать неровно, но не пересекать полос. Или, например, она просто движется очень медленно – нарушения ПДД тут тоже нет.

Представителей МВД поддержала Юлия Фоменко из Минюста, который не нашел коррупционной опасности в спорной норме. «На стационарных постах проверка тоже выборочная,» — напомнила Фоменко. Прокурор Лариса Степанова также отметила, что ни один федеральный закон не ограничивает право останавливать машины только на стационарном посту.

В итоге эту точку зрения разделил и судья Иваненко, который отклонил требования Рудакова.

Еще по теме:

  • Исковое заявление на бездействие судебного пристава исполнителя образец Исковое заявление на бездействие судебного пристава исполнителя образец Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом […]
  • Как получить инн гражданину армении в 2018 году Как получить ИНН иностранному гражданину в 2018 году Идентификационный номер налогоплательщика представляет собой двадцатизначный код, который налоговые структуры присваивают каждому […]
  • Открытие ип в 2018 году заявление Заявление на регистрацию ИП в 2018 году Заявление подается в 1 экземпляре. Сшивать и скреплять листы не требуется. При подаче заявления в ФНС необходимо приложить оригинал квитанции об […]
  • Как делится квартира по ипотеке при разводе Как делится ипотечная квартира при разводе в разных ситуациях Квартирный вопрос остается актуальным во все времена, особенно если дело касается семейного гнездышка. Но вот когда семья […]
  • Как поменять лицевой счет в сбербанке В чем разница между лицевым и расчетным счетом карты Сбербанка Многие граждане Российской Федерации являются клиентами Сберегательного банка. Люди часто сталкиваются с термином «банковские […]
  • Как правильно пишется доверенность на ребенка Кто может быть поверенным и как написать доверенность на сопровождение ребенка от руки? Доверенность требуется в разных случаях. Иногда требуется нотариально заверить бланк, иногда […]