Административное задержание беларусь

Оглавление:

Процессуально-Исполнительный Кодекс Республики Беларусь Об Административных Правонарушениях
Статья 8.3. Должностные лица, уполномоченные осуществлять административное задержание физического лица

Административное задержание физического лица имеют право осуществлять:

должностные лица органов внутренних дел – при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 1 и пунктами 5 и 8 части 2 статьи 3.30 настоящего Кодекса органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях;

должностные лица органов пограничной службы Республики Беларусь – при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 52 части 1 и пунктом 8 части 2 статьи 3.30 настоящего Кодекса органы пограничной службы составляют протоколы об административных правонарушениях;

старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо военизированной охраны – при выявлении административных правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое имущество;

должностные лица Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь – при нарушении лицами, управляющими транспортными средствами Вооруженных Сил Республики Беларусь, правил дорожного движения;

должностные лица таможенных органов – при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 21 части 1 и пунктом 8 части 2 статьи 3.30 настоящего Кодекса таможенные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;

должностные лица органов государственной безопасности – при выявлении правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 60 части 1 и пунктами 5 и 8 части 2 статьи 3.30 настоящего Кодекса органы государственной безопасности составляют протоколы об административных правонарушениях;

должностные лица органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь – при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 3.30 настоящего Кодекса органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь составляют протоколы об административных правонарушениях;

должностные лица Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь – при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 32 части 1 и пунктом 8 части 2 статьи 3.30 настоящего Кодекса Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь составляет протоколы об административных правонарушениях.

ПравоВед.by — Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде.

Популярные вопросы:

Смена должности

Работодатель отказывает в увольнении

Заявление отказа от договора оказания услуг

Военная служба

Сирота с видом на жительство

Оплата за исполнение обязанностей по вакантной должност .

Пенсия многодетной гражданки РФ

Налог на наследство

Право на жилплощадь

Удержания на содержание супруги

Внимание! Каждый Ваш вопрос уникален и юридическая консультация дается только по нормативным правовым актам, которые действовали на момент написания конкретного вопроса! Не поленитесь задать свой уникальный юридический вопрос. Мы рады каждому обращению к нам за консультацией, но постарайтесь, задавая Ваш юридический вопрос, описать сложившуюся юридическую ситуацию как можно подробнее не опуская ни одной правовой детали.

повод для задержания

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
16 июля 1999 г. N 295-З
Статья 40. Подозреваемый
1. Подозреваемым является физическое лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо лицо, в отношении которого органом уголовного преследования возбуждено уголовное дело или вынесено постановление о:
1) применении меры пресечения до вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого;
2) признании подозреваемым.
2. Орган уголовного преследования не вправе удерживать задержанного в положении подозреваемого свыше 72 часов, а лицо, к которому применена мера пресечения, — свыше десяти суток с момента объявления подозреваемому постановления о применении меры пресечения, включая срок задержания.
3. К моменту истечения сроков, установленных частью второй настоящей статьи, орган уголовного преследования обязан освободить подозреваемого из-под стражи, отменить примененную в отношении его меру пресечения либо вынести постановление о привлечении его в качестве обвиняемого.
4. Орган уголовного преследования, суд обязаны освободить подозреваемого из-под стражи и отменить примененную в отношении его меру пресечения до истечения сроков, установленных частью второй настоящей статьи, в случае признания подозрения необоснованным.
5. Лицо перестает пребывать в положении подозреваемого с момента вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого либо о прекращении уголовного преследования.

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
20 декабря 2006 г. N 194-З
Статья 8.2. Административное задержание физического лица
1. Административное задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении его в орган, ведущий административный процесс, и содержании в данном органе.
2. Административное задержание физического лица применяется в целях:
1) пресечения противоправной деятельности;
2) составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным;
3) установления личности;
4) обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;
5) пресечения сокрытия или уничтожения доказательств;
6) обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.
3. По просьбе физического лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения в течение трех часов уведомляются совершеннолетние члены его семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является. О задержании несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.
4. Иностранные граждане или лица без гражданства, задержанные за совершение административного правонарушения, без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания и правах, которые они имеют.
5. Физическое лицо, в отношении которого применено административное задержание, срок которого длится свыше трех часов, содержится в местах, определяемых органами, ведущими административный процесс.
6. Административное задержание не допускается в отношении:
1) лица, занимающего высшую государственную должность Республики Беларусь, и лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;
2) члена Совета Республики, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и депутатов местных Советов депутатов;
3) судьи;
4) народного заседателя.
7. Лица, указанные в части 6 настоящей статьи, задержанные за совершение административного правонарушения, доставленные в орган, ведущий административный процесс, должны быть освобождены немедленно после выяснения их личности.
Статья 8.3. Должностные лица, уполномоченные осуществлять административное задержание физического лица
Административное задержание физического лица имеют право осуществлять:
должностные лица органов внутренних дел — при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3.30 настоящего Кодекса органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях;
должностные лица органов пограничной службы Республики Беларусь — при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 52 части 1 и пунктами 8 и 9 части 2 статьи 3.30 настоящего Кодекса органы пограничной службы составляют протоколы об административных правонарушениях;
старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо военизированной охраны — при выявлении административных правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое имущество;
должностные лица Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь — при нарушении лицами, управляющими транспортными средствами Вооруженных Сил Республики Беларусь, правил дорожного движения;
должностные лица таможенных органов — при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 21 части 1 и пунктом 8 части 2 статьи 3.30 настоящего Кодекса таможенные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;
должностные лица органов государственной безопасности — при выявлении правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 60 части 1 и пунктами 5 и 8 части 2 статьи 3.30 настоящего Кодекса органы государственной безопасности составляют протоколы об административных правонарушениях;
должностные лица органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь — при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 3.30 настоящего Кодекса органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь составляют протоколы об административных правонарушениях;
должностные лица Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь — при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 32 части 1 и пунктом 8 части 2 статьи 3.30 настоящего Кодекса Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь составляет протоколы об административных правонарушениях.
Статья 8.4. Сроки административного задержания физического лица
1. Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может длиться не более трех часов, если иное не установлено настоящим Кодексом.
2. На срок свыше трех часов, но не более чем на семьдесят два часа могут быть задержаны:
1) физическое лицо, совершившее административное правонарушение, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест, депортация;
2) физическое лицо, находящееся в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, — до вытрезвления;
3) военнослужащий, совершивший административное правонарушение, — до передачи его военному патрулю, военному коменданту, командиру (начальнику) воинской части или военному комиссару;
4) физическое лицо, совершившее административное правонарушение и имеющее признаки выраженного психического расстройства и создающее своими действиями явную опасность для себя и окружающих, — до передачи его в организацию здравоохранения;
5) физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, — до установления личности.
3. Срок административного задержания физического лица исчисляется с момента его фактического задержания.
3-1. Административное задержание на срок свыше трех часов не может быть применено к несовершеннолетним.
4. Административное задержание физического лица на срок свыше трех часов оформляется протоколом, который составляется должностным лицом, осуществившим задержание физического лица. Время административного задержания физического лица на срок, не превышающий трех часов, указывается в протоколе об административном правонарушении.
5. Физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, при невозможности установить его личность в течение семидесяти двух часов может быть задержано на срок до десяти суток с санкции прокурора.
6. Иностранные граждане или лица без гражданства, нарушившие правила пребывания или транзитного проезда, при невозможности установить их личность в течение сорока восьми часов могут быть задержаны с санкции прокурора на срок, необходимый для установления личности. Лицо, осуществившее задержание иностранного гражданина или лица без гражданства, по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства не позднее одних суток со дня задержания сообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства задержанного.
7. В целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде депортации физическое лицо, в отношении которого применена указанная мера административного взыскания, с санкции прокурора может быть задержано на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации.
8. В целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста, назначенного на срок не свыше десяти суток, срок административного задержания не должен превышать срока назначенного административного ареста.

С уважением Sfif

Теги данного вопроса:

Если Вам нужна срочная правовая помощь.

Если Вы не получили ответ на свой вопрос или по каким-то причинам он Вам не ясен.

Если Вы хотите получить квалифицированную помощь адвоката с учетом Ваших деталей.

Если Вам нужно представительство Ваших интересов уже сегодня.

Если Вы не уверены, что сможете сами защитить свои законные права.

Некоторые аспекты административного задержания по законодательству Республики Беларусь (Хорьков В.Н.)

Дата размещения статьи: 28.02.2017

Законодательное регулирование института административного задержания в Республике Беларусь имеет свои особенности, отличающие его от аналогичного института в Российской Федерации.
В рамках данной статьи будет проанализирована специфика законодательного регулирования административного задержания в Республике Беларусь, выявлены спорные моменты в законодательном регулировании.
Прежде всего, следует отметить, что законодательная основа административного задержания в Республике Беларусь имеет свою специфику. Во-первых, административное задержание регулируется не Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, а кодифицированным процессуальным актом — Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. N 194-3. Во-вторых, административное задержание определяется как мера обеспечения административного процесса. В-третьих, административное задержание относится к мерам административного принуждения.
Достоинством Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях является закрепление в ст. 2.4 гарантий законности применения административного задержания. Таких гарантий две: 1) никто не может быть задержан за совершение административного правонарушения при отсутствии на то законных оснований и в нарушение порядка, установленного настоящим Кодексом; 2) судья, прокурор, орган, ведущий административный процесс, обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного. свыше срока, предусмотренного законом.
ПИКоАП РБ содержит определение административного задержания: «Административное задержание физического лица состоит в кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении его в орган, ведущий административный процесс, и содержании в данном органе». Приведенное определение административного задержания нам представляется небесспорным.
Белорусский законодатель в понятие административного задержания включает доставление лица, совершившего административное правонарушение, что вряд ли обоснованно. Доставление должно предшествовать административному задержанию. Именно таким образом доставление урегулировано в Кодексе РФ об административных правонарушениях, где оно рассматривается как самостоятельная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.2).
В ПИКоАП РБ термин «доставление» использован также законодателем при определении понятия «привод». В ст. 1.4 приведено следующее определение привода: «Привод — принудительное доставление физического лица, не являющегося без уважительной причины по вызову в суд, орган, ведущий административный процесс».
Бросается в глаза неоднозначность толкования термина «доставление» законодателем: с одной стороны, доставление — это элемент административного задержания, с другой же стороны, доставление равнозначно приводу. На недопустимость отождествления привода и доставления в ПИКоАП РБ справедливо указывает Н.А. Самбор. Мы солидарны с мнением Н.А. Самбора, который предлагает в ПИКоАП РБ четко прописать процедуру доставления физического лица .
———————————
Самбор Н.А. Доставление как мера административного обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: процессуальные вопросы законности применения ограничений прав и свобод человека // Административное право и процесс. 2012. N 11. С. 53.

Возвращаясь к определению административного задержания, предложенного законодателем, следует отметить, что административное задержание физического лица возможно лишь в случае совершения им административного правонарушения. Возникает в связи с этим вопрос: а как быть в случае, если имеет место покушение на административное правонарушение, т.е. физическим лицом административное правонарушение не доведено до конца, можно ли такое физическое лицо подвергнуть административному задержанию? Буквальное толкование легального определения административного задержания позволяет сделать вывод, что административное задержание невозможно в случае совершения физическим лицом покушения на административное правонарушение. Законодатель исходит из того, что административное задержание физического лица допустимо лишь в том случае, если им совершено оконченное административное правонарушение. Представляется, что понятие административного задержания нуждается в уточнениях с учетом допустимости задержания физических лиц, покушавшихся на административное правонарушение.
ПИКоАП РБ в ч. 2 ст. 8.2 определяет цели административного задержания, относя к ним следующие:
1) пресечение противоправной деятельности;
2) составление протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным;
3) установление личности;
4) обеспечение участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;
5) пресечение сокрытия или уничтожения доказательств;
6) обеспечение исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.
Безусловно, преимуществом ПИКоАП РБ по сравнению с КоАП РФ является установление круга лиц, в отношении которых не допускается административное задержание. Согласно ч. 6 ст. 8.2 ПИКоАП РБ административное задержание не допускается в отношении:
1) лица, занимающего высшую государственную должность Республики Беларусь, и лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;
2) члена Совета Республики, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и депутатов местных Советов депутатов;
3) судьи;
4) народного заседателя.
В приведенной норме отсутствует расшифровка лиц, занимающих высшие государственные должности Республики Беларусь, и лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь. Для этого следует обратиться к Указу Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. N 644 «Об утверждении кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь» . Данный Указ содержит перечень высших государственных должностей Республики Беларусь, который включает в себя:
— Премьер-министра Республики Беларусь;
— Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
— Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
— Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь;
— Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
— Главу Администрации Президента Республики Беларусь;
— Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь;
— Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
— Генерального прокурора Республики Беларусь;
— Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь;
— Управляющего делами Президента Республики Беларусь.
———————————
Указ Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. N 644 «Об утверждении кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=P30100644.

В перечень высших государственных должностей Республики Беларусь, как мы видим, не включена должность Президента Республики. Это можно объяснить тем, что, поскольку перечень утвержден Президентом, он не счел нужным включать в перечень занимаемую им самим должность. Кроме того, это необязательно, если учесть следующее. Президент Республики Беларусь в соответствии с ч. 3 ст. 79 Конституции страны обладает неприкосновенностью и, следовательно, не может быть подвергнут административному задержанию.
Упомянутым уже Указом Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. утвержден также перечень должностей руководящих работников государственных органов и иных организаций, включенных в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь.
Включение в перечень следующих должностей — помощники Президента Республики Беларусь, пресс-секретарь Республики Беларусь, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, судьи Верховного Суда Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, члены Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов — нам представляется спорным, т.к. эти должности являются рядовыми и не вписываются в название перечня должностей руководящих работников государственных органов и иных организаций, включенных в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь.
Бесспорно, недостатком анализируемого нами перечня должностей руководящих работников следует считать то, что он не является, к сожалению, исчерпывающим. Так, в перечне указаны руководители иных важнейших организаций, определяемых Президентом Республики Беларусь, кроме названных в перечне. Из этой расплывчатой формулировки трудно понять, какие иные важнейшие организации (государственные или негосударственные) имеются в виду, руководители которых также обладают иммунитетом от административного задержания.
Важно отметить, что лица, в отношении которых не допускается административное задержание, по белорусскому законодательству обладают абсолютным иммунитетом от данной меры обеспечения административного процесса. В России этот вопрос решается иначе. В соответствии с российским законодательством лица, на которых не распространяется административное задержание, могут обладать не только абсолютным, но и относительным иммунитетом от административного задержания .
———————————
См.: Хорьков В.Н. К вопросу о круге лиц, обладающих иммунитетом от административного задержания // Современное право. 2014. N 3. С. 48.

Согласно ст. 8.3 ПИКоАП РБ административное задержание физического лица правомочны осуществлять следующие должностные лица:
1) должностные лица органов внутренних дел;
2) должностные лица органов пограничной службы Республики Беларусь;
3) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо военизированной охраны;
4) должностные лица Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь;
5) должностные лица органов государственной безопасности;
6) должностные лица органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
7) должностные лица Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.
Чаще всего административное задержание физических лиц осуществляют должностные лица органов внутренних дел. Именно должностные лица органов внутренних дел вправе осуществлять административное задержание при выявлении любых административных правонарушений и, кроме того, в случаях обращения к ним должностных лиц, управомоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Что же касается иных должностных лиц, указанных в ст. 8.3 ПИКоАП РБ, то они правомочны осуществлять административное задержание физических лиц только в случаях, предусмотренных ПИКоАП РБ. Так, например, должностные лица Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь правомочны осуществлять административное задержание только в случае нарушения правил дорожного движения лицами, управляющими транспортными средствами Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Существенным недостатком действующего ПИКоАП РБ является, на наш взгляд, отсутствие четкого законодательного регулирования административно-правового статуса физических лиц, подвергнутых административному задержанию. Элементами административно-правового статуса задержанных лиц являются их права и обязанности. К сожалению, в ПИКоАП РБ указано лишь одно право, которое разъясняется задержанному лицу, — это право пригласить защитника (ст. 8.5). Обязанности же физических лиц, подвергнутых административному задержанию, вообще отсутствуют в ПИКоАП РБ.
В несколько лучшем положении находятся иностранные граждане и лица без гражданства, подвергнутые административному задержанию. Согласно ч. 4 ст. 8.2 ПИКоАП РБ иностранные граждане или лица без гражданства, задержанные за совершение административного правонарушения, без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания и правах, которые они имеют. При этом права, о которых информируют иностранных граждан и лиц без гражданства должностные лица, уполномоченные производить административное задержание, законодателем не конкретизированы.
Полагаем, что в ПИКоАП РБ должны быть прописаны права и обязанности физических лиц, подвергнутых административному задержанию, в т.ч. иностранных граждан и лиц без гражданства. В данном случае целесообразно было бы использовать удачный опыт закрепления белорусским законодателем прав и обязанностей лиц, подвергнутых административному аресту (ст. 18.4, ст. 18.5). Некоторые права и обязанности административно арестованных лиц вполне применимы и к лицам, подвергнутым административному задержанию.
Своеобразно в ПИКоАП РБ решен вопрос о сроках административного задержания физических лиц (ст. 8.4).
1. Срок административного задержания физического лица исчисляется с момента фактического задержания. Дефиниция (фактическое задержание) белорусским законодателем не раскрывается.
2. По общему правилу срок административного задержания не должен превышать трех часов, если иное не установлено ПИКоАП РБ.
3. ПИКоАП РБ установлены более длительные сроки административного задержания физических лиц, превышающие три часа:
а) на срок свыше трех часов, но не более чем семьдесят два часа могут быть задержаны:
— физическое лицо, совершившее административное правонарушение, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест, депортация;
— физическое лицо, находящееся в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, — до вытрезвления;
— военнослужащий, совершивший административное правонарушение, — до передачи его военному патрулю, военному коменданту, командиру (начальнику) воинской части или военному комиссару;
— физическое лицо, совершившее административное правонарушение, имеющее признаки выраженного психического расстройства и создающее своими действиями явную опасность для себя и окружающих, — до передачи его в организацию здравоохранения;
— физическое лицо, нарушившее пограничный режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, — до установления личности;
б) согласно ПИКоАП РБ возможен и более длительный срок административного задержания физических лиц — свыше 72 часов. Физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, при невозможности установить его личность в течение семидесяти двух часов может быть задержано на срок до десяти суток с санкции прокурора;
в) анализ ст. 8.4 ПИКоАП РБ позволяет сделать вывод, что законодатель допускает административное задержание и без указания конкретного срока, что далеко небесспорно. Так, в целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде депортации физическое лицо, в отношении которого применена указанная мера административного взыскания, с санкции прокурора может быть задержано на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации. Или еще. Иностранные граждане или лица без гражданства, нарушившие правила пребывания или транзитного проезда, при невозможности установить их личность в течение сорока восьми часов могут быть задержаны с санкции прокурора на срок, необходимый для установления личности;
г) руководствуясь принципом гуманизма, белорусский законодатель в отличие от российского установил для несовершеннолетних только минимальный срок административного задержания. В ч. 3.1 ПИКоАП РБ указано, что административное задержание на срок свыше трех часов не может быть применено к несовершеннолетним.
4. Специфично выглядит в ПИКоАП РБ порядок оформления административного задержания. Согласно ч. 4 ст. 8.4 административное задержание физического лица на срок свыше трех часов оформляется протоколом, который составляется должностным лицом, осуществляющим административное задержание. Следовательно, если срок административного задержания не превышает трех часов, протокол об административном задержании не составляется. Законодателем этот вопрос решен иначе: «Время административного задержания физического лица на срок, не превышающий трех часов, указывается в протоколе об административном правонарушении».
Процессуально-исполнительный кодекс РБ, отказавшись от терминологии «личный досмотр», использовавшейся в утратившем силу Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях 1984 г., ввел дефиницию «личный обыск задержанного». Согласно ч. 1 ст. 8.6 ПИКоАП РБ личный обыск задержанного проводится в целях обнаружения орудий и средств административного правонарушения, предметов, документов и ценностей, имеющих значение для административного процесса.
Регламентирован порядок проведения личного обыска задержанного. Личный обыск проводится лицом того же пола, что и задержанный, с участием двух понятых того же пола. Однако участие понятых в проведении личного обыска задержанных лиц не всегда является обязательным. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный обыск может быть произведен без понятых.
При процессуальном оформлении личного обыска задержанного лица отсутствует единый подход. Это может быть отдельный протокол о личном обыске задержанного лица. ПИКоАП РБ предусмотрены и другие варианты: запись о личном обыске делается в протоколе об административном правонарушении или протоколе об административном задержании (ч. 2 ст. 8.6).
Особенностью законодательного регулирования административного задержания по ПИКоАП РБ является закрепление порядка обжалования административного задержания. Часть 3 ст. 7.2 предусматривает, что административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд.
Попутно отметим, что российский законодатель в отличие от белорусского, несмотря на многочисленные предложения ученых, в т.ч. и автора этих строк, до сих пор не урегулировал порядок обжалования административного задержания в КоАП РФ .
———————————
Кононов П.И. Нормы об административном задержании граждан: изменения необходимы // Журнал российского права. 1997. N 11. С. 89; Решетник Ю.Ф. К вопросу о правовом обеспечении применения административного задержания // Административное право и процесс. 2007. N 5. С. 22; Салищева Н.Г. О процессуальных проблемах Кодекса РФ об административных правонарушениях // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М., 2003. С. 135; Салищева Н.Г. Проблемные вопросы института административной ответственности в России // Административная ответственность: вопросы теории и практики / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2004. С. 15 — 16; Хорьков В.Н. Административное задержание: пробелы в законодательном регулировании // Административное право и процесс. 2013. N 10. С. 34 — 37.

В заключение отметим, что белорусский законодатель в регулировании административного задержания как меры обеспечения административного процесса значительно продвинулся вперед. Вместе с тем некоторые положения ПИКоАП РБ, регулирующие институт административного задержания, нуждаются в коррективах.

Литература

1. Кононов П.И. Нормы об административном задержании граждан: изменения необходимы // Журнал российского права. 1997. N 11.
2. Решетник Ю.Ф. К вопросу о правовом обеспечении применения административного задержания // Административное право и процесс. 2007. N 5. С. 22.
3. Салищева Н.Г. О процессуальных проблемах Кодекса РФ об административных правонарушениях // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М., 2003.
4. Салищева Н.Г. Проблемные вопросы института административной ответственности в России // Административная ответственность: вопросы теории и практики / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2004.
5. Самбор Н.А. Доставление как мера административного обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: процессуальные вопросы законности применения ограничений прав и свобод человека // Административное право и процесс. 2012. N 11. С. 53.
6. Хорьков В.Н. К вопросу о круге лиц, обладающих иммунитетом от административного задержания // Современное право. 2014. N 3. С. 48.
7. Хорьков В.Н. Административное задержание: пробелы в законодательном регулировании // Административное право и процесс. 2013. N 10. С. 34 — 37.

Административное задержание беларусь

  • ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА.
  • ВОПРОС 2. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА.

ВОПРОС 2. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА.

Меры обеспечения административного процесса применяются судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс. Принятые до начала административного процесса меры административного принуждения, предусмотренные законодательными актами, сохраняют свое действие до отмены органом, их применившим, или судом.

Статья 8.2. ПИКоАП регламентирует административное задержание физического лица.

Административное задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении его в место, определенное органом, ведущим административный процесс, и содержании в данном месте.

Административное задержание физического лица применяется в целях:

1) пресечения противоправной деятельности;

2) составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным;

3) установления личности;

4) обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;

5) пресечения сокрытия или уничтожения доказательств;

6) обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.

По просьбе физического лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения в течение трех часов уведомляются совершеннолетние члены его семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является. О задержании несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно. Иностранные граждане или лица без гражданства, задержанные за совершение административного правонарушения, без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания и правах, которые они имеют.

Физическое лицо, в отношении которого применено административное задержание, срок которого длится свыше трех часов, содержится в местах, определяемых органами, ведущими административный процесс. Порядок и условия содержания физического лица, в отношении которого применено административное задержание, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Административное задержание не допускается в отношении:

1) лица, занимающего высшую государственную должность Республики Беларусь, и лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;

2) члена Совета Республики, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и депутатов местных Советов депутатов;

4) народного заседателя.

Эти лица, задержанные за совершение административного правонарушения, должны быть освобождены немедленно после выяснения их личности.

Административное задержание физического лица могут осуществлять только уполномоченные должностные лица:

1. должностные лица органов внутренних дел;

2. должностные лица органов пограничной службы Республики Беларусь;

3. старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо военизированной охраны;

4. должностные лица Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь;

5. должностные лица таможенных органов;

6. должностные лица органов государственной безопасности;

7. должностные лица органов финансовых расследований КГК Республики Беларусь;

8. должностные лица Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (статья 8.3 ПИКоАП).

Сроки административного задержания физического лица регламентированы статьей 8.4. ПИКоАП.

1. Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может длиться не более трех часов, если иное не установлено настоящим Кодексом.

2. На срок свыше трех часов, но не более чем на семьдесят два часа могут быть задержаны:

1) физическое лицо, если ему вменяется в вину совершение административного правонарушения, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест либо депортация;

2) физическое лицо, находящееся в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, — до вытрезвления;

3) военнослужащий — до передачи его военному патрулю, военному коменданту, командиру (начальнику) воинской части или военному комиссару;

4) физическое лицо, имеющее признаки выраженного психического расстройства и создающее своими действиями явную опасность для себя и окружающих, — до передачи его в организацию здравоохранения;

5) физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, — до установления личности.

3. Срок административного задержания физического лица исчисляется с момента его фактического задержания.

3-1. Административное задержание на срок свыше трех часов не может быть применено к несовершеннолетним, кроме несовершеннолетних, задержанных за совершение административного правонарушения, за которое предусмотрено административное взыскание в виде депортации.

4. Административное задержание физического лица на срок свыше трех часов оформляется протоколом, который составляется должностным лицом, осуществившим задержание физического лица. Время административного задержания физического лица на срок, не превышающий трех часов, указывается в протоколе об административном правонарушении.

5. Физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, при невозможности установить его личность в течение семидесяти двух часов может быть задержано на срок до десяти суток с санкции прокурора.

6. Иностранные граждане или лица без гражданства, нарушившие законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, при невозможности установить их личность в течение семидесяти двух часов могут быть задержаны с санкции прокурора на срок, необходимый для установления личности. Орган, должностное лицо которого осуществило задержание иностранного гражданина или лица без гражданства, по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства не позднее одних суток с момента задержаниясообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства задержанного.

7. В целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде депортации физическое лицо, в отношении которого применена указанная мера административного взыскания, с санкции прокурора может быть задержано на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации.

8. В целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста, назначенного на срок не свыше десяти суток, срок административного задержания не должен превышать срока назначенного административного ареста.

В целях обнаружения на теле или в одежде задержанного орудий и средств административного правонарушения, предметов, документов и ценностей, имеющих значение для административного процесса, проводится личный обыск задержанного. ( статья 8.6 ПИКоАП).

Личный обыск задержанного проводится лицом того же пола, что и задержанный, с участием двух понятых того же пола. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью, личный обыск может быть произведен без понятых. О личном обыске задержанного составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе административного задержания физического лица.

Статья 8.7 ПИКоАП регламентирует наложение ареста на имущество, которое проводится в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации или взыскания стоимости судьей или должностным лицом органа, ведущего административный процесс. Наложение ареста на имущество заключается в объявлении его собственнику или лицу, у которого имущество находится, запрета на распоряжение им, а в необходимых случаях — и на пользование этим имуществом.

Арест имущества проводится в присутствии собственника или лица, у которого имущество находится, а при отсутствии этих лиц — в присутствии двух понятых. О наложении ареста на имущество выносится мотивированное постановление и составляется протокол описи арестованного имущества. Арест на имущество не может быть наложен на предметы первой необходимости, перечень которых содержится в приложении к настоящему Кодексу. При наложении ареста на имущество может участвовать специалист, определяющий стоимость имущества. Стоимость имущества, подвергнутого аресту в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, не должна превышать максимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, по которой физическое либо юридическое лицо привлекается к административной ответственности. Стоимость имущества, подвергнутого аресту в целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде штрафа, может превышать указанный размер, если имущество относится к неделимым вещам и у лица, в отношении которого ведется административный процесс, не выявлено иного имущества, на которое может быть наложен арест и стоимость которого позволяла бы обеспечить исполнение такого административного взыскания. Имущество, на которое наложен арест, может быть изъято и передано на хранение иному лицу, которое должно быть предупреждено об ответственности за сохранность имущества, о чем берется подписка. Наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, осуществляется в порядке, установленном законодательными актами. При этом расходные операции по данным счетам прекращаются в пределах средств, на которые наложен арест, если иное не предусмотрено законодательными актами. Арест налагается на денежные средства, полученные от реализации скоропортящейся продукции, на которую наложен арест, до принятия решения о конфискации. Наложение ареста на имущество отменяется постановлением суда, органа, ведущего административный процесс, когда в этой мере отпадает необходимость. Наложение ареста на имущество оформляется протоколом описи арестованного имущества (статья 8.8 ПИКоАП).

Изъятие вещей и документов предусмотрено статьей 8.9 ПИКоАП.

Обнаруженные при административном задержании физического лица, личном обыске, осмотре или в других случаях при осуществлении служебных полномочий документы, имеющие значение для принятия решения по делу об административном правонарушении, орудия или средства совершения административного правонарушения; вещи, изъятые из оборота; имущество или доходы, полученные вследствие совершения административного правонарушения, а также предметы административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена их конфискация, изымаются должностным лицом органа, ведущего административный процесс, на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

При нарушении правил дорожного движения, за которое в соответствии с Особенной частью КоАП Республики Беларусь об административных правонарушениях может быть наложено административное взыскание в виде лишения права управления транспортными средствами, у водителя изымается водительское удостоверение и талон к нему, а в виде штрафа — талон к водительскому удостоверению. Взамен изъятого водительского удостоверения и (или) талона к нему выдается временное разрешение на право управления транспортными средствами на срок до исполнения административного взыскания, но не более чем на месяц со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. В случае принятия решения о лишении права управления транспортными средствами водительское удостоверение и талон к нему хранятся в органе, осуществляющем контроль за безопасностью дорожного движения, до исполнения взыскания.

Об изъятии вышеуказанных вещей, предметов, имущества, доходов и документов, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, в протоколе осмотра, в протоколе о личном обыске или в протоколе административного задержания физического лица.

Изъятие документов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, осуществляется по санкционированному прокурором постановлению должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Статья 8.10. ПИКоАП — задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства , регламентирует полномочия работника Государственной автомобильной инспекции по производству задержание и принудительной отбуксировки транспортного средства и доставление его на охраняемую стоянку, если лицом, управляющим транспортным средством, совершено административное правонарушение, предусмотренное статьями 18.16 и 18.19 КоАП Республики Беларусь, при отсутствии иной возможности доставить транспортное средство к месту хранения. При совершении водителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в результате которого создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан, работники Государственной автомобильной инспекции вправе произвести принудительную отбуксировку (эвакуацию) таких транспортных средств на охраняемую стоянку, если водитель не находится в транспортном средстве или в непосредственной близости от него.

При задержании и принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства проводится осмотр такого транспортного средства с соблюдением требований статьи 10.13 ПИКоАП, о чем составляется протокол.

В протоколе дополнительно указываются:

дата, время и место (адрес), с которого производится принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства,

тип и марка (модель) транспортного средства, его регистрационный знак,

перечень имеющихся видимых дефектов и повреждений транспортного средства,

адрес охраняемой стоянки, на которую будет помещено данное транспортное средство,

должность, фамилия, имя и отчество работника Государственной автомобильной инспекции, составившего протокол.

При помещении транспортного средства на охраняемую стоянку в протоколе указываются наименование организации, фамилия, имя и отчество лица, принявшего данное транспортное средство на хранение.

Протокол составляется в трех экземплярах , первый из которых остается у работника Государственной автомобильной инспекции, осуществившего принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортного средства, второй — на охраняемой стоянке, третий — у собственника (владельца) транспортного средства.

Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 N 313-З (ред. от 11.07.2014) «О дорожном движении»

Статья 19-1. Принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства. Отбуксировка транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку (извлечение)

Принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства, а также отбуксировка его без помещения на охраняемую стоянку при наличии в этом транспортном средстве пассажира (пассажиров) запрещены.

Лицо, принявшее решение о принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства, об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку в отсутствие водителя, немедленно информирует оперативно-дежурную службу территориального органа внутренних дел по месту нахождения транспортного средства, которая незамедлительно принимает меры по информированию его собственника (владельца) о месте нахождения транспортного средства.

За повреждения, причиненные транспортному средству во время его принудительной отбуксировки (эвакуации), нахождения транспортного средства на охраняемой стоянке, а также во время его отбуксировки без помещения на такую стоянку, несут ответственность юридические лица, работники которых осуществляли принудительную отбуксировку (эвакуацию), хранение, отбуксировку транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку.

Помещенное на охраняемую стоянку транспортное средство возвращается собственнику (владельцу) или уполномоченному им лицу по его первому требованию.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2014 г. N 986 (в ред. от 09.07.2015 N 580) «Об утверждении инструкции о порядке принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства и помещения его на охраняемую стоянку, отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку и блокировки колеса транспортного средства»

принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства — принудительное перемещение транспортного средства с использованием средств эвакуации, принадлежащих органам внутренних дел, органам пограничной службы либо иным организациям, определенным законодательством, а также доставление транспортного средства путем непосредственного управления им сотрудником Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел, органа пограничной службы на охраняемую стоянку в случаях, установленных законодательными актами;

отбуксировка транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку — принудительное перемещение с использованием средства эвакуации либо без его использования транспортного средства с места его нахождения на расстояние не далее, чем это необходимо в целях устранения препятствия, созданного стоящим транспортным средством, движению, работе транспортных средств оперативного назначения и (или) транспортных средств дорожно-эксплуатационной, коммунальной служб;

блокировка колеса транспортного средства — использование сотрудником Государственной автомобильной инспекции технических средств для блокировки колеса транспортного средства, исключающей возможность движения транспортного средства, в случаях нарушения водителем этого транспортного средства правил остановки или стоянки транспортных средств;

уполномоченное собственником (владельцем) лицо — лицо, имеющее право распоряжаться или пользоваться транспортным средством, подтверждаемое заверенной в установленном порядке доверенностью, а также иное лицо, представившее свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) транспортного средства.

Принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства и помещение его на охраняемую стоянку

Решение о принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства и помещении его на охраняемую стоянку принимают сотрудники Государственной автомобильной инспекции, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

Органы внутренних дел информируют органы пограничной службы об обнаруженных ими транспортных средствах вне населенных пунктов в пределах пограничной зоны для принятия решения об их принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещении на охраняемую стоянку.

При принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства сотрудником Государственной автомобильной инспекции, органа пограничной службы проводится осмотр такого транспортного средства с соблюдением требований статьи 10.13 ПИКоАП, о чем составляется протокол. При наличии возможности производится фото- или видеосъемка транспортного средства, материалы которой приобщаются к делу об административном правонарушении, о чем делается отметка в протоколе.

В протоколе осмотра транспортного средства указываются:

дата и время проведения осмотра, составления протокола осмотра транспортного средства;

должность, фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) сотрудника Государственной автомобильной инспекции, органа пограничной службы, составляющего протокол;

место (адрес), с которого производится принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства;

тип и марка (модель) транспортного средства, его регистрационный знак;

результаты осмотра, перечень имеющихся видимых дефектов и повреждений транспортного средства;

высказанные участниками осмотра замечания (при их наличии);

наименование организации, которой принадлежит средство эвакуации, фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) лица, осуществляющего принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортного средства;

наименование организации, которой принадлежит охраняемая стоянка, адрес охраняемой стоянки, куда будет помещено транспортное средство, фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) лица, принявшего это транспортное средство на хранение.

Протокол подписывается лицами, указанными в части первой настоящего пункта. В случае изменения состояния транспортного средства в протоколе делается соответствующая отметка.

Протокол составляется в трех экземплярах, первый из которых остается у сотрудника Государственной автомобильной инспекции, органа пограничной службы, осуществившего принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортного средства, второй — на охраняемой стоянке, третий, предназначенный для собственника (владельца) транспортного средства, хранится на охраняемой стоянке и вручается ему либо уполномоченному им лицу при возврате транспортного средства.

Доступ собственника (владельца) транспортного средства или уполномоченного им лица к принудительно отбуксированному (эвакуированному) транспортному средству, находящемуся на охраняемой стоянке, производится круглосуточно в присутствии работника, осуществляющего его охрану.

Помещенное на охраняемую стоянку транспортное средство возвращается его собственнику (владельцу) или уполномоченному им лицу по их первому требованию работником, осуществляющим его охрану. Невозврат транспортного средства в связи с неисполнением постановления о наложении административного взыскания, отказом от оплаты работ (услуг) по принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства и его хранению не допускается.

При получении транспортного средства его собственник (владелец) или уполномоченное им лицо должны предъявить работнику, осуществляющему его охрану:

свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) транспортного средства;

водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории с талоном к нему (удостоверение тракториста-машиниста соответствующей категории с талоном к нему, временное разрешение на право управления механическим транспортным средством). Указанные в настоящем абзаце документы не требуются, если транспортное средство забирается с охраняемой стоянки способом, не требующим управления им.

При отсутствии хотя бы одного из документов, указанных в части первой настоящего пункта, транспортное средство не возвращается.

Работник, осуществляющий охрану транспортного средства, при наличии оснований полагать, что лицо, прибывшее за транспортным средством, находится в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, обязан сообщить об этом в территориальный орган внутренних дел и до прибытия сотрудников органов внутренних дел не возвращать транспортное средство.

Собственник (владелец) транспортного средства или уполномоченное им лицо при получении транспортного средства расписывается в протоколе осмотра транспортного средства.

При возврате транспортного средства в случае требования собственника (владельца) или уполномоченного им лица осуществляется осмотр транспортного средства , по результатам которого составляется акт. В акте отражаются основания для проведения осмотра, а также перечень имеющихся видимых дефектов и повреждений транспортного средства. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается собственником (владельцем) транспортного средства или уполномоченным им лицом и работником, осуществлявшим охрану транспортного средства.

Оплата работ (услуг) по принудительной отбуксировке (эвакуации), а также хранению отбуксированного (эвакуированного) транспортного средства на охраняемой стоянке осуществляется собственником (владельцем) отбуксированного (эвакуированного) транспортного средства или уполномоченным им лицом органу внутренних дел или иной организации, которому (которой) принадлежит средство эвакуации и (или) охраняемая стоянка.

В случае отказа от уплаты средств, затраченных на выполнение указанных работ (оказание услуг), они взыскиваются в судебном порядке.

Отбуксировка транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку

Решение об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку в целях устранения препятствия, созданного стоящим транспортным средством, движению, работе транспортных средств оперативного назначения и (или) транспортных средств дорожно-эксплуатационной, коммунальной служб при отсутствии иной правомерной возможности выполнения возложенных на них задач принимают:

старшие по должности сотрудники органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органа государственной охраны, органов пограничной службы, Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь, Следственного комитета, таможенных органов, Транспортной инспекции, старшие по должности сотрудники, имеющие специальные звания, и лица гражданского персонала Государственного комитета судебных экспертиз, работники Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, находящиеся в транспортном средстве оперативного назначения;

уполномоченный медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи либо выездной бригады, обеспечивающей забор органов и тканей человека;

должностное лицо Государственной фельдъегерской службы при Министерстве связи и информатизации или филиала «Узел специальной связи» республиканского унитарного предприятия почтовой связи «Белпочта», ответственное за доставку корреспонденции;

должностное лицо, ответственное за выполнение функций, возложенных на дорожно-эксплуатационные, коммунальные службы, на территории, с которой осуществляется отбуксировка транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку.

Лица, указанные в части первой настоящего пункта, до отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку должны принять возможные меры по информированию собственника (владельца) транспортного средства о необходимости устранения им созданного препятствия.

При отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку проводится внешний осмотр такого транспортного средства на предмет установления его видимых дефектов и повреждений в присутствии не менее двух совершеннолетних лиц, не заинтересованных в результатах осмотра. По результатам осмотра лицом, принявшим решение о такой отбуксировке, составляется акт осмотра транспортного. При наличии возможности производится фото- или видеосъемка транспортного средства, о чем указывается в акте осмотра.

При отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку в связи с проведением аварийно-спасательных работ в случае непосредственной угрозы жизни людей допускается составление акта осмотра без участия совершеннолетних лиц, не заинтересованных в результатах осмотра.

В акте осмотра должны быть отражены время и место проведения осмотра, его результаты, а также высказанные участниками осмотра замечания, если они имеются, марка (модель) транспортного средства, его регистрационный знак, должность, фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) лица, принявшего решение об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, наименование организации, средства эвакуации которой использовались для такой отбуксировки, а также место (адрес), в которое отбуксировано транспортное средство.

При отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку акт осмотра составляется в двух экземплярах, первый из которых остается у лица, принявшего решение об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, второй — помещается на лобовом стекле транспортного средства в упаковке, препятствующей его порче вследствие атмосферных осадков.

Акт осмотра с материалами фото- или видеосъемки (при их осуществлении) хранится в организации, сотрудник (работник) которой принял решение об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, в течение трех лет.

Взимание платы с собственника (владельца) транспортного средства за отбуксировку транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку не допускается.

Запрещается отбуксировка транспортного средства в место, в котором в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 189, 1/6961), запрещается остановка и стоянка транспортных средств.

Физическое лицо, управляющее транспортным средством, которое не имеет права управления этим транспортным средством либо в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения от управления транспортным средством. (Статья 8.11. ПИКоАП — отстранение от управления транспортным средством).

Статья 8.11-1. Блокировка колес транспортного средства

При совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 3 и 4 статьи 18.22 КоАП, сотрудник Государственной автомобильной инспекции вправе применить блокировку колес транспортного средства, если водитель не находится в транспортном средстве или в непосредственной близости от него.

О применении блокировки колес транспортного средства немедленно информируется оперативно-дежурная служба территориального органа внутренних дел по месту совершения административного правонарушения.

Снятие блокировки колес транспортного средства осуществляется в присутствии собственника (владельца) транспортного средства или уполномоченного им лица по первому требованию.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2014 г. N 986 (в ред. от 09.07.2015 N 580) «Об утверждении инструкции о порядке принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства и помещения его на охраняемую стоянку, отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку и блокировки колеса транспортного средства»

Блокировка колеса транспортного средства

Сотрудник Государственной автомобильной инспекции в случаях, установленных законодательными актами, вправе произвести блокировку колеса транспортного средства, если водитель не находится в транспортном средстве или в непосредственной близости от него.

Блокировке подлежит переднее левое колесо транспортного средства, а при невозможности его блокировки — любое колесо транспортного средства, доступ к которому наиболее удобен.

О применении блокировки колеса транспортного средства немедленно информируется оперативно-дежурная служба территориального органа внутренних дел по месту совершения административного правонарушения.

В случае, если блокируется не переднее левое колесо транспортного средства, принимаются меры по информированию его собственника (владельца) о применении такой блокировки.

Ущерб, связанный с повреждением технического средства для блокировки колеса, а также транспортного средства при его установке, возмещается в порядке, установленном законодательством.

Снятие блокировки колеса транспортного средства осуществляется в присутствии собственника (владельца) транспортного средства или уполномоченного им лица по их первому требованию после предъявления документов:

свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) транспортного средства;

водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории с талоном к нему (удостоверение тракториста-машиниста соответствующей категории с талоном к нему, временное разрешение на право управления механическим транспортным средством). Указанные в настоящем абзаце документы не требуются, если транспортное средство забирается с охраняемой стоянки способом, не требующим управления им.

Статья 8.12. ПИКоАП регламентирует порядок осуществления привода. В случае неявки по вызову без уважительной причины физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший — физическое лицо, свидетель могут быть подвергнуты приводу по постановлению судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс. О наличии уважительных причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лицо, получившее повестку, обязано уведомить суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали.

Привод не может производиться в ночное время.

Не подлежат приводу:

— несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет,

— больные, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять место своего пребывания, что удостоверено врачом,

— лица, имеющие явно выраженные признаки заболевания, препятствующего их приводу.

Привод осуществляется уполномоченными лицами органов внутренних дел по месту жительства или месту пребывания лиц, указанных в части 1 настоящей статьи. О невозможности привода лицом, осуществляющим привод, делается запись в постановлении о приводе, которое приобщается к делу об административном правонарушении.

Статья 8.13. ПИКоАП — удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении производится з а нарушение порядка при рассмотрении дела об административном правонарушении, неподчинение законным распоряжениям судьи или должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Участник административного процесса может быть удален из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении. Удаление не может быть применено в отношении защитника. Несовершеннолетний, в отношении которого ведется административный процесс, может быть удален из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении, на время рассмотрения обстоятельств этого дела, обсуждение которых может отрицательно повлиять на него.

Вывод по вопросу:

Таким образом, Глава 8 ПИКоАП Республики Беларусь предусматривает возможность применения девяти мер обеспечения административно-деликтного процесса. Полномочиями применять указанные меры в конкретных ситуациях обладают должностные лица, уполномоченные осуществлять подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению.

Вывод по лекции:

Таким образом, меры обеспечения административного (административно-деликтного) процесса применяются в целях пресечения правонарушений, установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановлений по делу об административном правонарушении. Применение и процессуальное оформление мер обеспечения административно-деликтного процесса регламентировано Главой 8 ПИКоАП Республики Беларусь.

Еще по теме:

  • Выписка из егрп по россии адреса Контакты Росреестра Москвы Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии: г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15 Центральный административный округ: г. […]
  • Расчет при увольнении удержание отпуска Удержание за неотработанные дни отпуска при увольнении Бывают ситуации, когда работодатель должен произвести с работника удержание за неотработанные дни отпуска при увольнении. Это […]
  • Ст 77 п7 тк рф компенсации Компенсация при увольнении по п. 7ст. 77 ТК РФ Меня уведомили об изменении условий труда 30-го ноября. Директор вечерней школы говорит. что не в курсе,что в случае моего письменного отказа […]
  • Собрание законодательства рф 2018 уголовный кодекс Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 96-ФЗ "О внесении изменений в статью 53 1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" Документ […]
  • В земельный участок вложен капитал 100000 Раздел 2. Теория производства Тема 5. Рынок капитала и рынок земли Практическая работа 1 Цель данного практикума состоит в определении равновесия на рынке капитала и рынке земли. Задачами […]
  • Закон о сми 4 статья Закон "О СМИ" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I"О средствах массовой информации" С изменениями и дополнениями от: 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 […]