Закон о равном доступе политических партий к сми

Совет Федерации одобрил Федеральный закон о равном доступе политических партий к эфиру государственных СМИ

На пленарном заседании Совета Федерации был рассмотрен Федеральный закон «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами», внесенный в Госдуму Президентом РФ.

Закон предусматривает предоставление парламентским партиям гарантий равенства при освещении их деятельности теми средствами массовой информации, учредителем и распространителем которых выступает общероссийская организация телерадиовещания, созданная в форме федерального государственного унитарного предприятия. В настоящее время такой организацией является Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК).

По результатам заседания закон был одобрен Советом Федерации («за» проголосовали 123 члена Совета Федерации) и направлен на подписание Президенту РФ.

Доступ политических партий к средствам массовой информации: правовые и организационные аспекты

Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах предусматривает различный порядок освещения деятельности политических партий в период проведения избирательной кампании и в так называемый «межвыборный» период.

В отношении освещения политических партий в период проведения избирательной кампании необходимо отметить следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 50, пунктом 1 статьи 51 и пунктом 1 статьи 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) политическим партиям, зарегистрировавшим списки кандидатов, предоставляются бесплатное и платное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, а также бесплатная и платная печатная площадь в государственных и муниципальных периодических печатных.

Бесплатное эфирное время и бесплатная печатная площадь предоставляются политическим партиям, зарегистрировавшим списки кандидатов на выборах, для проведения предвыборной агитации на равных условиях. При этом следует отметить, что не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени, должно быть предоставлено им для проведения совместных дискуссий, «круглых столов» и иных совместных агитационных мероприятий.

С целью распределения бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади между политическими партиями, иными избирательными объединениями, кандидатами соответствующими избирательными комиссиями проводится жеребьевка, по результатам которой определяются дата и время выхода в эфир агитационных материалов политических партий на каналах государственных (муниципальных) организаций телерадиовещания, а также дата и время публикации агитационных материалов в государственных (муниципальных) периодических печатных изданиях.

Также в период избирательной кампании политические партии, зарегистрировавшие списки кандидатов, могут размещать свои агитационные материалы на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях за плату.

Согласно пункту 6 статьи 50 Федерального закона при проведении выборов сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Указанные сведения и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации в тот же срок должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию.

В отношении освещения деятельности политических партий в средствах массовой информации за пределами избирательной кампании, необходимо отметить, что 12 мая 2009 года во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года в части формирования гарантий равного освещения деятельности парламентских партий государственными организациями телерадиовещания, был принят Федеральный закон «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами», который лег в основу нового направления современного развития законодательства Российской Федерации, не имеющего международных и зарубежных аналогов, – равного освещения теле- и радиоканалами деятельности политических партий, представленных в законодательных (представительных) органах государственной власти.

Вышеуказанным Федеральным законом предусматривается компенсация недостающего объема эфирного времени в отношении соответствующей парламентской партии в случае нарушения требования о равном освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами.

Практика применения указанного Федерального закона и принятых в его исполнение постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, осуществляемый ЦИК России постоянный учет эфирного времени, затрачиваемого на освещение деятельности парламентских партий, а также контроль за равным освещением их деятельности показали хорошие результаты как в обеспечении эффективности работы всех парламентских партий на федеральном уровне, так и в повышении активности их региональных отделений на уровне субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо отметить, что при применении вышеуказанного Федерального закона, имели место отдельные случаи неравного освещения деятельности парламентских партий как на федеральном, так и на региональном уровне, которые были вызваны, главным образом, событиями общественной значимости либо небольшим объемом эфирного времени, затраченного на освещение деятельности парламентских партий. При этом требования данного Федерального закона в части компенсации недостающего объема эфирного времени в отношении соответствующих парламентских партий были соблюдены.

Важной, на наш взгляд, представляется проблема неосвещения деятельности парламентских партий соответствующими теле- и радиоканалами. По результатам учета объема эфирного времени, затраченного в течение одного календарного месяца на освещение деятельности парламентских партий, были выявлены регионы с нулевыми показателями затраченного эфирного времени. Полагаем, что данный факт вызван отсутствием реальной деятельности региональных отделений политических партий.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года было рекомендовано принять соответствующие законы субъектов Российской Федерации, гарантирующие равное освещение политических партий, представленных в региональных парламентах, телеканалами и радиоканалами.

6 мая 2010 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О политических партиях». Указанным Федеральным законом предусматривается принятие субъектами Российской Федерации законов, устанавливающих гарантии равного освещения региональными телеканалами и радиоканалами политических партий, представленных в законодательных (представительных) органах государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по аналогии с существующим регулированием на федеральном уровне.

В настоящее время законы, устанавливающие гарантии равенства политических партий, представленных в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом, приняты более чем в трети субъектах Российской Федерации.

Таким образом, существующие на сегодня гарантии доступа политических партий к средствам массовой информации, а также новеллы законодательства Российской Федерации в сфере освещения деятельности политических партий соответствующими телеканалами и радиоканалами как на федеральном, так и на региональном уровнях способствуют повышению эффективности работы политических партий и их региональных отделений, не только в период соответствующей избирательной кампании, но и за ее пределами.

Закон о равном доступе политических партий к сми

Парламентским партиям предоставляются гарантии равенства при освещении их деятельности теми СМИ, учредителем и распространителем которых выступает общероссийская организация телерадиовещания, созданная в форме федерального государственного унитарного предприятия.

Сейчас такой организацией является ВГТРК. При этом освещением деятельности парламентской партии будет считаться распространение в общероссийских и региональных теле- и радиопрограммах информации о парламентской партии, ее руководящих и иных органах, региональных отделениях и иных структурных подразделениях.

Кроме того, речь идет об информации о членах руководящих органов парламентской партии, членах руководящих органов региональных отделений парламентских партий, депутатах Госдумы, которые являются членами соответствующих фракций, депутатах законодательных органов государственной власти субъектов РФ, которые являются членами соответствующей партии, а также о деятельности фракций в Госдуме, фракциях парламентских партий в региональных парламентах.

В течение одного календарного месяца в общероссийских теле- и радиопрограммах информация о каждой парламентской партии должна распространяться в равном объеме. Контроль за обеспечением гарантий равенства парламентских партий при освещении их деятельности будет осуществлять Центральная избирательная комиссия России.

Центризбирком России обязан уведомлять о внесении изменений в перечень общедоступных государственных теле- и радиоканалов. Объем затраченного времени при освещении деятельности парламентских партий будет определять рабочая группа. Наравне с представителями Общественной палаты, самой партии и др. в рабочую группу войдут два члена ЦИК РФ. Порядок деятельности такой группы будет устанавливаться Центризбиркомом.

Если ЦИК примет решение, в котором повторно установит факт нарушения требования об освещении деятельности парламентских партий в равном объеме, соответствующая общероссийская организация телерадиовещания должна компенсировать недостающий объем эфирного времени соответственно на телеканалах или радиоканалах в отношении парламентской партии в течение 20 дней со дня принятия такого решения.

Также Совет Федерации одобрил закон о представительстве в парламенте партий, не преодолевших 7-процентный барьер. Соответствующие поправки вносятся в отдельные законодательные акты РФ. Их цель — повысить представительство избирателей в Государственной думе.

Устанавливается, что по результатам выборов в Госдуму федеральному списку кандидатов, получившему от 6% до 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, передаются два депутатских мандата. При этом список, набравший от 5% до 6%, получает один депутатский мандат.

Депутат, получивший мандат в соответствии с этой нормой, согласно думскому регламенту, имеет право наравне с представителями фракций в Госдуме предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется нижней палатой парламента. Такой депутат также имеет право на выступление в Госдуме, получение и распространение материалов и документов, участие в работе Совета Думы. При этом такие права принадлежат только одному депутату из двух получивших мандат.

Кроме того, политической партии, федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат, предоставляется право регистрации кандидатов на выборах разного уровня без сбора подписей избирателей. Согласно закону, указанный депутат не может входить ни в одну из думских фракций. Он может быть членом только той партии, от которой он был избран членом нижней палаты парламента.

Указанные изменения будут внесены в федеральные законы «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации», «О политических партиях», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации».

Закон о равном доступе партий к СМИ наладит диалог власти и общества — Миронов

Москва, 24 апреля 2009, 13:32 — REGNUM Закон о равном доступе парламентских партий к государственным СМИ, рассматриваемый сегодня на заседании Государственной думы РФ , будет способствовать налаживанию более эффективного диалога власти и общества. Такое мнение высказал председатель Совета Федерации , лидер «Справедливой России» Сергей Миронов 24 апреля на встрече с главными редакторами региональных средств массовой информации, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

«Я абсолютно убежден, что политический монополизм вреден по определению, — считает Миронов. — Вреден тем, что такая монополия, в том числе, предполагает монопольную ответственность. Я считаю, что все общественно-политические силы должны эту ответственность разделять».

Напомним, что сегодня Госдума рассматривает законопроект о равном доступе парламентских партий к СМИ, предложенный президентом РФ. Инициатива Дмитрия Медведева распространяется и на «малые партии». Предполагается, что контроль за соблюдением «гарантий равенства» будет вестись по итогам каждого месяца. В своем послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года президент РФ отметил, что «парламентские партии должны иметь четко сформулированные гарантии освещения их работы в государственных СМИ».

Партии уравняют в СМИ

Президент РФ внес в Госдуму законопроект, предусматривающий гарантии на равное освещение в СМИ деятельности партий, представленных в региональных заксобраниях. С этой целью предлагается изменить ст. 32 Федерального закона «О политических партиях».

Первый заместитель Председателя Государственной Думы Олег Морозов сказал, комментируя его журналистам: «Законопроект направлен на обеспечении гарантий равенства политических партий, представленных в законодательных органах субъектов Российской Федерации, при освещении их деятельности региональными теле- и радиоканалами», сообщает парламентский корреспондент сайта «Актуальные комментарии».

Олег Морозов отметил: «Тем самым общие принципы освещения деятельности парламентских партий государственными средствами массовой информации – в равном объеме, объективно и всесторонне, в условиях творческой независимости редакций каналов и при общественном и государственном контроле – распространяются и на региональный уровень».

Первый зампред Госдумы сказал: «Предусматривается, что в субъекте Российской Федерации определяется по одному государственному региональному теле- и радиоканалу. Если в каком-либо субъекте таковые отсутствуют, освещение деятельности политических партий будет осуществляться иными каналами, зарегистрированными в регионе».

Олег Морозов подчеркнул: «Внесенный Президентом законопроект ни в коей мере не исключает необходимости принятия соответствующих законов во всех субъектах Федерации. В них должны быть учтены особенности медиарынка каждого региона, его социальная и культурная специфика».

Парламентарий добавил: «Хочу обратить внимание на ту последовательность, с какой Президент реализует комплекс мер по укреплению демократических институтов на региональном уровне, предложенный им в своем Послании Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года. Причем делается это без всякой раскачки. Сегодняшний законопроект – уже пятый по счету, внесенный Президентом».

Председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин сказал: «Ранее, как известно, требования к равному освещению деятельности политических партий, представленных в ГД уже были урегулированы федеральным законодательством. Поэтому данным законопроектом предлагается – по аналогии с федеральным уровнем – определить положения по обеспечению гарантий равенства политических партий, представленных в законодательных (представительных) органах власти субъектов РФ», передает парламентский корреспондент сайта «Актуальные комментарии».

Парламентарий добавил: «Несомненно, данное предложение будет способствовать более полному информированию политическими партиями избирателей о своей деятельности, оно отражает те требования и обеспокоенности, которые достаточно часто выражались политическими партиями, представленными в законодательных органах субъектов Российской Федерации, которые говорили о том, что зачастую их деятельность освещается в недостаточном объеме по сравнению с другими партиями, работающими в соответствующем органе».

Он пояснил: «В каждом субъекте определяется по одному государственному теле- и радиоканалу. При этом мы понимаем, что в ряде случаев может возникнуть проблема, связанная с тем, что такого рода канал в том или ином субъекте может отсутствовать. В этой ситуации будет определяться иной теле- или радиоканал, зарегистрированный в соответствующем субъекте Российской Федерации, и именно через него будет обеспечиваться гарантия равного доступа».

Он отметил: «Соответственно, сфера действия закона субъекта Российской Федерации должна определяться с учетом тех ограничений, которые предусмотрены статьей 2 ФЗ «О гарантиях прав парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными радио- и телеканалами».

Владимир Плигин уточнил: «То есть это не распространяется на отношения, связанные с обеспечением гарантий прав граждан на получение или распространение информации о политических партий в период избирательных кампаний, с освещением деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, иных государственных и муниципальных органов».

Парламентарий напомнил, что «контроль за обеспечением гарантий равенства партий, представленных в законодательных органах государственной власти субъектов Федерации, возлагается на избирательные комиссии субъектов».

Владимир Плигин заключил: «По моему мнению, данное предложение Президента является продолжением институтов демократии в России и хочется надеяться, что то право, которое будет предоставлено, в соответствии с данным законом, будет реализовываться с учетом тех общих ценностей и заинтересованности в стаби льном и поступательном развитии нашего государства как демократического и правового. А не только для того, чтобы разоблачать «сильного».

Дмитрий Медведев: О равном доступе разных политических сил к СМИ

О равном доступе разных политических сил к СМИ (из встречи с активом КПРФ 12 мая 2009 года)

Теперь в отношении деформации идей и средств массовой информации. Во-первых, я думаю, что даже тот закон, который я сегодня подписал, он, конечно, не является идеальным. Давайте посмотрим, как он будет применяться, и если то, что Вы перечислили, окажется очевидным, я абсолютно допускаю внесение в него изменений. Этот закон, очевидно, создавался не в интересах одной политической силы, потому что Вы правильно сказали, если говорить, допустим, о правящей партии, то она, конечно, может жить и без закона, ей и так комфортно. Я сейчас даже говорю не о той правящей партии, которая есть сейчас, а в целом. Мы прекрасно понимаем, и в советский период без закона жили, и всё как бы и в порядке было. Но этот закон как раз на то направлен, чтобы обеспечить интересы оппозиции. Это совершенно очевидно. В отношении «Парламентского часа» на телевидении давайте посмотрим, я вообще не вижу ничего в этом плохого. В отношении зачёта выступлений вне стен парламента, у вас тут лёгкая полемика разыгралась с Владиславом Юрьевичем, но надо посмотреть, может быть, всё-таки мы по-разному понимаем одни и те же формулировки. И здесь вопрос ещё толкования, потому что юристы – ребята сложные, надо посмотреть, как мы всё это применять будем.

Теперь в отношении прямой трансляции из Государственной Думы или вообще из парламента. У нас такая практика была, не могу сказать, что это уж настолько сейчас всем интересно, и не могу не согласиться с телевизионщиками, что их время лимитировано, оно стоит денег, они сейчас находятся в сложном положении из-за кризиса. Но вот когда Вы сказали про интернет, я начал думать. Ну а, собственно говоря, чего в этом плохого-то?

Мы понимаем, что через пять–семь лет вообще разницы между интернетом и телевидением не будет, и поставить одну камеру, которая будет вещать в прямом эфире через интернет-ТВ, – почему нет? Я считаю, что это нормально. Кому интересно, тот будет с удовольствием следить, в том числе и за полемикой между различными депутатами, между различными политическими силами. Так что я это поддерживаю.

Это нужно сделать будет. Мне кажется, что это идея хорошая, конструктивная, и она точно найдёт своего взыскательного потребителя. Но в то же время мы не будем нагружать сразу всех и каждого, потому что мы же понимаем, что если говорить об обычном телевидении, то вы скажете, что это должен быть один из федеральных каналов, а это уже немножко другое. Кстати, так, для сведения, у нас уже полстраны пользуется интернетом. Это означает, что уже такой канал, он будет, по сути, доступен половине зрителей.

И ещё одна вещь, которая, мне кажется, в целом абсолютно правильная. Вы говорили о том, что у нас не должно быть однополярности ни в международных отношениях, ни внутри страны. Во-первых, это абсолютно верно. Общество, которое не имеет полюсов, понятно, не имеет источника развития. Мы не будем приводить в пример другие государства. Мы знаем, что происходило в отсутствие политической конкуренции в Советском Союзе. Это, к сожалению, не самым благоприятным образом в конечном счёте сказалось и на судьбе нашей общей Родины. И поэтому я считаю принципиально важным обязательность участия всех партий в дебатах. Если партия не ходит на дебаты, не очень понятно, что она из себя представляет. Мы должны подумать о форме этих дебатов. Мы должны подумать о том, как подготовить всех к этому, потому что это должны быть всё-таки приличные дебаты в рамках общих принципов совместной жизни, в рамках понимания, современного понимания культуры. Но тем не менее я считаю, что это в принципе совершенно нормальные вещи. И я готов это поддержать.

Еще по теме:

  • Номер счета аванс от покупателя Авансы выданные: проводки Актуально на: 14 февраля 2017 г. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также покупателями и заказчиками мы рассматривали в нашей консультации. Об […]
  • Ст 221 коап Статья 221. КОАП РК Нарушение правил по безопасному ведению работ Нарушение установленных правил по безопасному ведению работ в отраслях промышленности, горных и строительных работ либо на […]
  • Можно ли счет фактуры на аванс нумеровать отдельно Как правильно произвести нумерацию счетов-фактур Нумерация по счетам-фактурам в течение нескольких лет приводит к тому, что цифры на бумагах становятся все больше и больше. Это не очень […]
  • Неисполнение предписания фас последствия Статья 51. Исполнение предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Последствия неисполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от […]
  • Может ли юрист быть адвокатом в суде Может ли юрист в качестве адвоката быть защитником в суде? На бесплатной основе. Может ли юрист в качестве адвоката быть защитником в суде . Вопрос апелляция по алиментом Ответы юристов […]
  • По 105 ч 2 пункт а ук рф Уголовный кодекс РФ c комментариями Комментарий к статье 105 1. Статья 105 нового УК состоит из двух частей. В ч. 1 речь идет об убийстве без отягчающих и без смягчающих обстоятельств, т. […]