Усыновление удочерение детей дипломная работа

Дипломов.рф

8(800)775–28-83

Дипломов.рф — диссертации, дипломные работы, курсовые от профессионалов!

Отправьте заявку авторам и узнайте стоимость Вашей работы.

Свяжитесь с нами в один клик!

8(800)775–28-83

[email protected]

Проблемные вопросы усыновления (удочерения). Дипломная работа

Оглавление

Введение 3
1. Правовая характеристика правоотношений по усыновлению (удочерению) 7
1.1. Усыновление в России: становление и развитие 7
1.2. Условия усыновления (удочерения). Ограничение при усыновлении (удочерении) 21
1.3 Правовые последствия усыновления (удочерения) 30
2. Порядок и процедура усыновления (удочерения) 34
2.1 Учет детей, оставшихся без попечения родителей; учет кандидатов в усыновители 34
2.2. Судебный порядок усыновления (удочерения) 39
2.3. Контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных (удочеренных) детей. Отмена усыновления (удочерения) 58
Заключение 70
Библиографический список 75

Введение

Настоящая работа посвящена теме усыновления (удочерения) в Российской федерации.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. В соответствии с международным и российским правом и законодательством, обеспечение интересов детей – основополагающая задача семейного права. Дети рассматриваются как самостоятельные личности, имеющие с момента рождения определенные права. Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье – закреплено в новом Семейном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 марта 1996 года.
К сожалению, многие дети остаются по различным причинам без родительского попечения; в этом случае защита их интересов возлагается на государство. Именно оно в лице своих органов должно содействовать реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в нормальной и полноценной семье. В связи с этим возникает много проблем. Их решение непосредственно связано со степенью их изученности. Поэтому данная тема является актуальной.
20 ноября 1989 г. в мировом сообществе произошло важное событие: Генеральная ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие Конвенции о правах ребенка. 13 июня 1990 г. Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российской Федерации. Подписав конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения.
Тем не менее, в настоящее время в России продолжают сохраняться негативные тенденции, создающие угрозу национальной безопасности. По данным прокурорской и следственной практики отмечается снижение числа детей, устроенных в семью, и рост числа так называемых «государственных детей», тех, кто воспитывается в детских домах и интернатных учреждениях. Продолжает существовать внутренний рынок детей, которые могут быть переданы на усыновление, отмечается значительная коммерциализация межгосударственного усыновления. На территории Российской Федерации продолжают незаконную посредническую деятельность по выявлению детей, подлежащих усыновлению, представители различных российских и иностранных организаций. Тем самым нарушается установленный законом принцип приоритета устройства детей – граждан РФ, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан. По сведениям компетентных источников наблюдаются многочисленные нарушения и злоупотребления в области как внутригосударственного, так и международного усыновления.
Законодательная база, регулирующая усыновление в России, развивается в последние годы достаточно быстро. Государственная Дума весьма болезненно реагирует на коммерциализацию усыновления. Отсюда желание законодателя как можно детальнее описать этот весьма деликатный и сложный процесс и оградить его от произвольных толкований.
Тем не менее, защита прав и интересов биологических родителей при усыновлении оставляет желать лучшего. Особенно часто их права и интересы игнорируются при международном усыновлении.
Острота и актуальность этих проблем, стоящих перед российским обществом, требует неотложного разрешения, принятия грамотных мер по борьбе с коррупцией в деятельности органов, ответственных за подготовку и принятие решений по установлению усыновления.
К сожалению, многие дети остаются по различным причинам без родительского попечения; в этом случае защита их интересов возлагается на государство. Именно оно в лице своих органов должно содействовать реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в нормальной и полноценной семье.
Существует несколько традиционных форм принятия детей на воспитание в семью. Среди них выделяют усыновление, опека и попечительство, так же Семейным кодексом РФ была введена и принципиально новая форма – приемная семья. Однако наиболее актуальным институтом является именно усыновление. Это связано, прежде всего, с тем, что в нашей стране приоритет отдается воспитанию именно семейному, которое в полной мере может обеспечить институт усыновления.
Проблемные аспекты института усыновления освящаются многими российскими юристами. Среди них А.Чучаев, А.Черняк, В.Г. Глухарева, А.З. Дзугаева, Е.Л. Невзгодина, О.Косова, А.Нечаева, С.Трошина и некоторые другие правоведы теоретики и практики. Они принимают активное участие в работе по изучению проблем реализации отдельных положений семейного законодательства на практике, дают рекомендации по повышению эффективности функционирования этого института, использования передового опыта зарубежных стран. В связи с этим было бы справедливо начать рассмотрение данной темы с раскрытия некоторых основных понятий.
Предметом исследования данной дипломной работы является институт усыновления в Российской Федерации. Объект исследования – правоотношения и социальные последствия, возникающие в результате усыновления ребенка-сироты.
Целью данной работы является анализ проблем и перспектив развития института усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для реализации цели поставлены следующие задачи:
 изучить общую характеристику института усыновления детей-сирот;
 рассмотреть преимущества усыновления перед другими формами устройства детей-сирот;
 проанализировать проблемы и перспективы развития института усыновления детей-сирот.
В работе использованы такие методы исследования как контент-анализ, анализ статистических данных, анализ социологических исследований и анализ нормативно-правовых актов.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
В заключении делаются выводы и даются рекомендации по некоторым вопросам, входящим в предмет рассмотрения настоящей работы.

Заключение

Подводя краткие итоги рассмотрению темы, можно с уверенность сказать, что проблемы и сложности, связанные с усыновлением детей существовали на всех исторических этапах становления этого института и были присущи практически всем правовым системам. Это связано как со сложностью самого института усыновления, так и с внутренней политикой каждого конкретного государства на определенном этапе его развития. Существующим уровнем развития законодательной техники, накопленном и обобщенном опыте решения практических задач в области усыновления. Меняющейся геополитической обстановкой в мире.
В представленной работе, сделана попытка охарактеризовать историю становления и развития самого института усыновления в России; современное состояние законодательства об усыновлении в Российской Федерации; основные направления развития теории и практики в этой сфере, а также в области международного сотрудничества.
Наиболее значимыми событиями за всю историю существования института усыновления (удочерения) в России стали: законодательное закрепление приоритета устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; в отношении усыновления детей – российских граждан иностранными гражданами и лицами без гражданства – признание и законодательное закрепление приоритета устройства их в семьи российских граждан; возобновление судебного порядка рассмотрения и разрешения дел об установлении усыновления в РФ.
Вскрытие основных проблем, связанных существованием и функционированием института усыновления (удочерения) в Росси, позволило определить первоочередные задачи, стоящие перед российским обществом на пути совершенствования данного правового института, выявить наиболее общие тенденции, наметившиеся в области международного усыновления.
В первую очередь, это сближение сотрудничества государств, в сфере международного усыновления. За сравнительно небольшой промежуток времени было принято множество международно-правовых актов, подписано договоров и соглашений по оказанию правовой помощи при рассмотрении дел об усыновлении. Россия присоединилась ко многим из них.
Заслуживает внимания тот факт, что в настоящее время в России продолжает сохраняться устойчивая тенденция к снижению количества случаев усыновления детей гражданами Российской Федерации. Приоритет в этой области по-прежнему принадлежит иностранным усыновителям. И хотя статья 124 СК РФ закрепила условия наибольшего благоприятствования для российских усыновителей, чем для иностранных, реально это не привело к положительной динамике усыновления детей российскими гражданами.
Несмотря на правозглашение социально ориентированной экономики в Российской Федерации отмечается снижение финансирования детских образовательных программ, программ реабилитации инвалидов и детей с отклонениями в умственном и психическом развитии. Остро стоит жилищная проблема. Снижение эффективности детского здравоохранения, неуклонная коммерциализация медицинских услуг также оставляют все меньше надежд для родителей, в том числе и усыновителей, вылечить больного ребенка. Очевидно, этим отчасти и объясняются крайне низкие показатели количества усыновленных детей гражданами РФ в российских регионах.
Наряду с этим результаты социологических опросов общественного мнения, проводимых за последние годы в России, свидетельствуют о росте негативного отношения российских граждан к практике усыновления детей из России иностранцами.
С принятием законодательства об уголовной ответственности за торговлю детьми, за незаконные действия по усыновлению стало вскрываться все больше случаев нарушения законодательства в области охраны прав усыновленных детей, криминализации этой сферы. Частыми становятся случаи негуманного, а порой бесчеловечного обращения иностранных граждан с усыновленными ими российскими детьми.
По результатам прокурорских проверок за последние годы была отмечена неудовлетворительная работа Министерства образования России по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи граждан РФ, учету иностранных граждан и лиц без гражданства, изъявивших желание усыновить детей. Выявлены нарушения в порядке организации компьютерной системы, которая позволила монополизировать всю поступающую информацию о детях-сиротах узкой группе чиновников министерства. Располагая обширными данными о детях, подлежащих усыновлению, Минобразования России, как оказалось, практически их не использовало. Выдавая тысячи справок в год для рассмотрения дел об установлении фактов усыновления иностранцами, министерство, намеренно вводило суды в заблуждение, указывая на то, что возможности передать детей на воспитание в семьи российских граждан не представилось. Косвенно это подтверждается итогами проверки за 2001 год с помощью федерального банка данных. За более чем трехлетний период его функционирования было усыновлено лишь 19 детей.
Тем не менее, анализ работы высших исполнительных и представительных органов власти РФ за последние годы позволяет полагать, что вопросы усыновления детей находятся в центре внимания Правительства РФ и Государственной Думы. Остается надеяться, что они впредь будут решаться в соответствии с российским законодательством и гуманными принципами международного права.
Таковы основные положения, связанные с проблемой усыновления (удочерения) на современном этапе. Их следует учитывать всем, кто решился на этот очень ответственный и, хочется верить, глубоко продуманный шаг.
Оценка работы различных органов и организаций в сфере усыновления, в том числе и международного, основанная на материалах прокурорских проверок и с учетом показателей обобщенной статистической отчетности в области усыновления за последние годы в России, позволила прийти к следующим выводам:
1. Для повышения эффективности работы органов и должностных лиц РФ, располагающих соответствующей компетенцией в области усыновления, необходимо налаживание контакта с органами исполнительной власти субъектов РФ, местными органами исполнительной власти. Сотрудничество с международными организациями и представительствами, находящимися на территории РФ, оказание взаимной помощи в вопросах усыновления (удочерения).
2. Будет справедливым использование положительного опыта других стран по борьбе с коррупцией в органах власти, наделенных компетенцией в области осуществления усыновления. В том числе и в области международного усыновления. Необходима разработка механизма своевременного выявления и принятия мер реагирования на нарушения, допускаемые в этих структурах власти. Повышение эффективности мер воздействия на правонарушителей в целях предотвращения угрозы нанесения ущерба интересам и безопасности государства.
3. Обновление действующего законодательства, приведение его в соответствие с потребностями российского общества. В литературе не раз высказывались предположения относительно введения обязательного коллегиального рассмотрения дел этой категории. По мнению В.В. Кустовой это предположение заслуживает пристального внимания законодателя. Внесение соответствующего изменения в законодательство повысило бы гарантии соблюдения прав детей и иных лиц, участвующих в делах об установлении усыновления.
Представляется, что эти предложения имеют реальное значение для обеспечения эффективного функционирования всей социальной сферы общества. Играют немаловажную роль в процессе становления и развития Российской Федерации как правового и социального государства, его интеграции в мировое сообщество.
В завершение сказанного, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что именно усыновление дает возможность создать ребенку максимально близкие к семейным условия жизни и воспитания. А реализация на практике новых положений российского законодательства, направленных на защиту прав и законных интересов детей при усыновлении, позволит избежать злоупотреблений в этой важной социальной сфере деятельности государства, а главное – поможет детям под контролем суда с учетом их интересов обрести нормальную полноценную семью.

Библиографический список

I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93г.// Российская газета. – 1 января 1994 года.
2. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.95г. (вступил в силу с 01.03.96г.)// Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1996г. – №1.
3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.96г. №63-ФЗ в редакции ФЗ от 14.03.2002г. №29-ФЗ (вступил в силу с 01.01.96г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1996. – №25. – Ст.2954.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.02г. №138-ФЗ // Российская газета. – 2002г.
5. Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.93г., №4462-1 (в редакции от 30.12.01г.) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1993. – №10. – Ст.357; Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2001. – №53. – Ст.5030.
6. Федеральный Закон от 24.11.97г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2000. – №22. – Ст.2264.
7. Федеральный Закон от 27.05.98г., №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1998г. – №22. – Ст.2332.
8. Федеральный закон от 27.06.98г. № 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Семейный Кодекс Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1998г. – №26. – Ст.3014.
9. Федеральный Закон от 15.12.01г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2001г. – №51. – Ст.4831.
10. Закон Российской Федерации от 15.11.97г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собрание Законодательства Российской Федерации». – 2002. – №18. – Ст.1724.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 1.07.95г. №676 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995г. – №28. – Ст.2693.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 1.05.96г. № 542 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1996 г. – №19. – Ст.2304.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 3.08.96г. № 919 «О порядке организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1996г. – №33. – Ст.3995.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.00г. №267 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2000г. – №14. – Ст.1500.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.00г. №268 « О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2000г. – №14. – Ст.1501.
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.00г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных российскими гражданами или лицами без гражданства» // Собрание Законодательства Российской Федерации». – 2000г. – №15. – Ст.1590.
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.01г. №719 «Об утверждении Порядка предоставления отпуска работникам, усыновившим ребенка» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2001г. – №43. – Ст.4101.
18. Постановление Государственной Думы Федерального собрания РФ от 19.09.97г. №1728-IIГД «О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 1997. – №39. – Ст. 4501.
19. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности и Министерства образования РФ от 25.12.95г. №369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» // Российские вести. – 1996. – №77.
20. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10.09.96г. №332 об утверждении Положения «О медицинском освидетельствовании гражданина (ки), желающих стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем» // Российские вести. – 1996г. – №197.
21. Приказ Министерства образования РФ от 26.08.99г. №214 «О нарушении законодательства об усыновлении детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей» // Вестник образования. – 1999г. – №11. – С.63.
22. Приказ Министерства образования РФ от 20.07.01г. №2750 «Об утверждении Типовой формы заключения о возможности быть кандидатом в усыновители и Типовой формы заявления о согласии родителей на усыновление (удочерение)» // Российская газета. – 12 сентября 2001г.
23. ФЗ от 16 апреля 2001г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». // Система ГАРАНТ. – 2006г.
24. Кодекс о браке и семье РСФСР от 01.11.69г.// Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1969г. – №32. – Ст.1086. – утратил силу.
25. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.64г. // Ведомости Верховного совета РСФСР. – 1964. – №24. – Ст.407. – утратил силу.

II. Научная литература
1. Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник образования. – 2001г. – №16.
2. Арутюнян Г. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации // Гражданское право. – 2002. – №3. – С.85-95.
3. Беспалов Ю. Усыновление как способ защиты прав ребенка // Российская юстиция. – 1997. – №7. – С.39-41.
4. Бондова М. Для какой цели необходим государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей // Закон и право. – 2002. – №1. – С.25-26.
5. Глухарева В. Г. Процессуальные особенности рассмотрения дел об установлении усыновления (удочерения) // Арбитражный и гражданский процесс. – 2001. – №3. – С.44-45.
6. Глухарева В.Г. История развития института установления усыновления (удочерения) в России // История государства и права. – 2001. – №1. – С.38-42.
7. Еремичев И.А., Страгунич Э.Л. Семейное право (альбом схем). – М.: Изд-во Инфра-М, 2002г.
8. Завражнов В. Усыновление иностранцами детей — российских граждан // Российская Юстиция. – 2001. – №7. – С.32-34.
9. Ивлев Г.П. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. – М.: Изд-во Юрайт, 2003.
10. Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации – М.: Юридический Дом Юстицинформ», 2003.
11. Косова О. Усыновление пасынков и падчериц: процедурные вопросы. // Российская юстиция. – 2001. – №2. – С.45.
12. Косова О. Особенности международного усыновления // Законность. – 2001. – №1. – С.16-19.
13. Красницкая Г.С. Вы решили усыновить ребенка. – М.: Изд-во Дрофа, 2001.
14. Красницкая Г.С. Усыновление детей: вопросы и ответы. – М.: Изд-во Дрофа, 2001.
15. Крашенинников П.В., Седугин П.Н. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. Издание 2-е. – М.: Изд-во Норма, 2001г.
16. Курявцев И.М. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. Издание 2-е. – М.: Изд-во Юристъ, 2002г.
17. Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве // Журнал российского права. – 2002. – №7. – С.81.
18. Летова Н. В. Новое в усыновлении. // Закон. – № 10. – 2005г. – С. 56-57.
19. Муратова С.А. Семейное право. Учебное пособие: нормативные акты. – М.: Изд-во Юриспруденция, 2001г. – С.138.
20. Мурзин Р. Л. Усыновление в Российской Федерации. // Закон и право. – № 11. – 2005г. – С 29.
21. Невзгодина Е. Л. Вопросы судебной практики по делам об установлении усыновления // Российский судья. – 2001. – №8. – С.11.
22. Нечаева А. М. Усыновление детей иностранцами в Российской империи // Российская юстиция. – 2000. – №10. – С.63-65.
23. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. Издание 2-е. – М.: Изд-во Юристъ , 2003г.
24. Нижник Н. С. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории. – СПб., 2006г.
25. Подзоров С.А. Семейное законодательство. – М.: Изд-во Экзамен, 2001г.
26. Пчелинцев Л. М. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. Издание 2-е. – М.: Изд-во Норма, 2002г.
27. Пчелинцев Л. М. Семейное право России. Учебник для вузов. – М.: Изд-во Норма, 2001г.
28. Ревенко О.А. Правовые вопросы усыновления в РФ. // Юридическая газета. – 2001. – №12. – С.3.
29. Рясенцев В.А. Советское семейное право. Учебник. М.: Изд-во Юридическая литература, 1989г.
30. Скуратов Ю.И., Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (Особенная часть). М.: Изд-во Норма-Инфра, 1996г.
31. Чучаев А., Рожнов А. Нарушение тайны усыновления // Законность. – 2002. – №3. – С.16.
32. Шульга Р.Ю. Современные тенденции развития регионального законодательства по защите прав детей-сирот: реальность и перспективы. // Юрист. – 2000. – №8. – С.11-18.

III. Судебная практика
1. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 4.07.97г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 1997г.
2. Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2001г. – №1.
3. Обзор судебной практики за III квартал 2000 года (по гражданским делам) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – апрель 2001г. – №4.
4. Постановление Президиума Тюменского областного суда от 15.11.02г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2003г. – №4.
5. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.03г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2003г. – №11.

Производство по делам об усыновлении (удочерении) ребенка

Курсовая работа — пример

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности судебного производства по делам об усыновлении (удочерении) 5
1.1.Порядок принятия заявления об усыновлении к производству и подготовки к судебному разбирательству. 5
1.2. Судебное разбирательство и вынесение решения по делам об усыновлении (удочерении) 8
Глава 2 .Роль органа опеки и попечительства в производстве по делам об усыновлении 13
2.1. Участие в судебном заседании по делам об установлении или об отказе в установлении усыновления (удочерения) 13
2.2. Заключение органа опеки и попечительства 15
Заключение 20
Список литературы 21

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Одним из достижений Семейного кодекса РФ является судебный порядок усыновления, установленный после действующего долгое время административного порядка, когда решение об усыновлении принималось исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, а с 13 марта 1995 года — постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства (нахождения) усыновляемого либо по месту жительства усыновителя. В соответствии с п. 2 ст. 169 Семейного кодекса РФ судебный порядок усыновления детей введен в действие со дня введения в действие Федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, а именно по истечении 30 дней после опубликования 26.08.1996 в Собрании законодательства РФ Федерального закона от 21 августа 1996 г. N 124-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР». Замена административной процедуры усыновления на судебную носит положительный характер, т.к. в рамках усыновления разрешаются крайне важные правовые вопросы в отношении детей и родителей, а поскольку судья является специалистом в области права, достойная организация обеспечения законности проведения усыновления не должна вызывать сомнений.
Усыновление (удочерение) детей это один из самых ответственных мероприятий в общей системе устройства детей в семью. Именно здесь должен быть строгий контроль за соблюдением законодательства РФ. Приоритетом здесь является соблюдение прав ребенка, его защита.
Целью настоящей работы является анализ порядка судебного производства по делам об усыновлении (удочерении) в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1. Изучить порядок принятия заявления об установлении усыновления к производства, особенности подготовки к судебному заседанию;
2. Рассмотреть особенности судебного разбирательства и вынесения решения по делам данной категории;
3. Изучить роль органа опеки и попечительства по делам об установлении усыновления (удочерения) в суде.
Объектом изучения являются общественные отношения, которые возникают при усыновлении детей.
Предметом изучения являются нормативно-правовые акты, которые определяют порядок, основания судопроизводства по рассматриваемой категории дел.
Методами изучения являются правовой и теоретический анализ, обобщение, сравнительный анализ и т.п.
Тема работы достаточно хорошо представлена в ряде научных изданий. В учебниках по Гражданскому процессу, комментариях к Гражданскому процессуальному кодексу РФ даны подробные разъяснения порядка, особенностей доказывания по делам об усыновлении (удочерении).
Структура курсовой работы построена с учетом поставленных целей и задач и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

Список использованных источников

Нормативные правовые акты
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2013)// Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. N 46. ст. 4532.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013)//Собрание законодательства РФ. 01.01.1996.N 1. ст. 16.

Специальная литература
3. Беседкина Н.И. Правовое регулирование порядка усыновления ребенка // Новый юридический журнал. 2013. N 1.
4. Вишнякова А.В. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный). 3-е изд., испр., доп., перераб. М.: Контракт, 2011.
5. Гражданский процесс: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2010. С. 307.
6. Гражданский процесс: Учебник / Отв. ред. В.В. Ярков. М., 2009.
7. Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф. Настольная книга судьи по семейным делам: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013.
8. Левушкин А.Н. Вопросы теории и практики установления отцовства (материнства) в судебном порядке по законодательству Российской Федерации // Юрист. 2011. N 9.
9. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / А.В. Аргунов, В.В. Аргунов, А.В. Демкина и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2012.
10. Пластинина Н.В. Участие органов опеки и попечительства в семейных спорах. Справочная правовая система «Консультант плюс». Дата обращения 24.02.2014.

Материалы юридической практики

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 (ред. от 17.12.2013) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» //Бюллетень Верховного Суда РФ. N 6. 2006.

Усыновление (удочерение) детей

История развития усыновления в России. Понятие, условия и порядок государственной регистрации усыновления (удочерения). Анализ норм семейного законодательства. Правовые последствия усыновления. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

Подобные документы

Понятие и правовая природа института усыновления (удочерения) ребенка в семейном праве Российской Федерации. Отмена усыновления: основания, порядок, правовые последствия. Разработка предложений по совершенствованию действующего семейного законодательства.

курсовая работа, добавлен 23.12.2014

Понятие и условия усыновления (удочерения), порядок и правовое регулирование; тайна усыновления. Проблемы законодательства о международном усыновлении (удочерении). Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления; примеры судебной практики.

курсовая работа, добавлен 16.03.2017

История, понятие и условия усыновления, его порядок, правовые последствия. Особенности усыновления (удочерение) иностранцами детей Российских граждан, правовые проблемы международного законодательства. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка.

курсовая работа, добавлен 07.05.2015

Понятие усыновления (удочерения) в семейном законодательстве Российской Федерации. Условия, порядок и правовые последствия производства и прекращения усыновления. Проблемы обеспечения его тайны. Этапы становления и развития института усыновления.

дипломная работа, добавлен 02.10.2011

Общая теоретико-правовая характеристика усыновления (удочерения) детей. История становления и развития института приемных семей. Понятие и значение, условия, порядок и правовые последствия принятия ребенка в семью. Прекращение и тайна усыновления.

курсовая работа, добавлен 04.02.2014

Историко-правовой и международный аспект развития института усыновления. Условия и порядок установления усыновления (удочерения) ребенка и основания его отмены. Пример искового заявления об установлении удочерения и соответствующего решения суда.

курсовая работа, добавлен 18.03.2010

История и условия усыновления, его порядок и возможные правовые последствия. Сущность и значение тайны усыновления, проблемы в международном законодательстве. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка, характеристика процесса его отмены.

курсовая работа, добавлен 28.05.2015

История возникновения понятия, правовая оценка и современное представление об усыновлении и удочерение. Изучение механизма усыновления в России: субъекты, порядок и отмена усыновления. Психологическая адаптация усыновленных детей как актуальная проблема.

дипломная работа, добавлен 08.04.2012

Порядок усыновления (удочерения) ребенка гражданами РФ. Порядок усыновления (удочерения) ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, что являются гражданами РФ. Подготовка дел об усыновлении (удочерении) к судебному разбирательству.

курсовая работа, добавлен 27.06.2012

Изучение условий усыновления в семейном кодексе. Выявление значения необходимости согласия обоих родителей. Определение порядка отчуждения родительских прав. Рассмотрение запрета для усыновления или удочерения. Характеристика процедуры усыновления.

Условия и порядок усыновления (удочерения) ребенка

На сегодняшний день в Российской Федерации актуальность приобретает проблема усыновления детей – сирот, являющихся гражданами Российской Федерации, в частности, их усыновление иностранными гражданами. Несмотря на принимаемые меры, проблема государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их иностранными гражданами является достаточно острой.

Усыновление в семейном праве рассматривается как один из наилучших из существующих способов устройства ребенка, обретающего родителей (одного из них), в семью. Причем для детей, попадающих в новую для них семью, находящих благодаря усыновлению новых родителей, на лицо устройство в прямом смысле слова. Для тех, у кого семья считается неполной, усыновление служит способом ее укрепления, превращения в полную, где есть и мать, и отец, проявляющие заботу о несовершеннолетнем.

Рост числа детей, оставшихся без родительского попечения, бесплодных браков, увеличение количества разводов в семьях, где есть несовершеннолетние дети, естественно, влияет на статистические данные, касающиеся усыновления. А они показывают, что усыновление занимает далеко не второстепенное место среди мер по защите прав ребенка.

Так, судами Республики Башкортостан в 2005 году было рассмотрено 382 дела об усыновлении детей, 375 случаях требования были удовлетворены, в 2006 году эти данные таковы: 351 и 347 соответственно.

Кумертауским городским судом Республики Башкортостан за период с 2002 по 2006 год было вынесено 43 решений об установлении усыновления ребенка. Так, в 2002 году общее количество усыновлений составило 10, в 2003 – 14, в 2004 – 9, в 2005 – 6, в 2006 – 4 соответственно.

Все сказанное подтверждает актуальность темы дипломного исследования.

На важность и сложность темы исследования обращали внимание классики отечественной цивилистики И.В. Гессен, С. Кишкин, а также современные ученые А.М. Нечаева, М.В. Антокольская, Л.М. Пчелинцева и другие.

По мнению А.М. Нечаевой, усыновление представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми.

«Усыновление, пишет Ю.А. Королев, — затрагивает интересы самого широкого круга лиц». Чтобы не допустить неоправданного нарушения их прав, Семейный кодекс Российской Федерации обязывает к соблюдению ряда условий усыновления. Их эффективность действия мы исследовали в дипломной работе.

Объектом дипломного исследования является институт усыновления (удочерения) ребенка, предметом – условия и порядок усыновления (удочерения) ребенка.

Степень научной разработанности темы исследования достаточна. Проблеме усыновления детей в России были посвящены труды Дзугаевой А.З., Дюжевой О.А., Забродиной В.М., Летовой Н.В. и других, которые исследовали эволюцию правового регулирования усыновления в России на различных этапах исторического развития.

Основной целью настоящей работы является осуществление всестороннего комплексного научного анализа правовых отношений, связанных с усыновления (удочерения) ребенка, исследование нормативно правового регулирования порядка усыновления, выявление имеющихся проблем в рассматриваемой области и разработка предложений по совершенствованию соответствующей законодательной базы.

Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи: выявить степень актуальности развития и правового регулирования отношений; проанализировать понятие усыновления; показать правовую природу института усыновления; исследовать процесс развития правового регулирования усыновления в России; рассмотреть условия усыновления; раскрыть основания усыновления, закрепленные в семейном законодательстве России; исследовать процессуальный порядок отмены усыновления (удочерения); исследовать порядок усыновления; выработать практические предложения по совершенствованию законодательства в сфере отношений, связанных с усыновлением ребенка.

В процессе исследования, наряду с общенаучным диалектическим методом познания, использовались также частные научные методы, такие как системный, логический, исторический, лингвистический, технико-юридический, метод сравнительного правоведения и другие.

Теоретическую базу исследования составили научные работы по гражданскому праву, семейному праву, гражданско-процессуальному праву.

Практическая значимость исследования определяется тем, что положения и выводы дипломной работы восполняют существующий пробел в исследовании института усыновления и могут быть использованы для совершенствования действующего семейного законодательства. Реализация этих предложений в законе будет способствовать защите прав детей – сирот.

За период с 2002 по 2006 год Кумертауским городским судом Республики Башкортостан было вынесено 43 решения об установлении усыновления ребенка. Из них 40 детей были усыновлены мачехой – отчимом. После 2003 года количество усыновлений в г. Кумертау снижается. Их общее количество составило 9 и это в два с половиной раза меньше, чем в 2002 году. Необходимо отметить, что отмена усыновления имела место только однажды в 2004 году. Верховным судом Республики Башкортостан по заявлениям иностранных граждан рассмотрено в 2005 году — 41, в 2006 году – 46 дел. Все дела рассмотрены в установленные законом сроки.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы дипломного исследования, обозначаются цели и задачи исследования, методологические и теоретические основы исследования, формируется научная новизна, указывается практическая значимость проведенного исследования.

Первая глава «Основные положения об усыновлении (удочерении) ребенка» посвящена исследованию понятия и правовой природы института усыновления, изучению эволюция правового регулирования усыновления (удочерения) ребенка.

Во второй главе «Порядок усыновления (удочерения) ребенка Российской Федерации» исследуются условия и особенности судебного порядка усыновления (удочерения) ребенка, основания и процессуальный порядок отмены усыновления. Анализируются статистические данные ЗАГСа г. Кумертау Республики Башкортостан о количестве усыновления за период с 2002 по 2006 год, а также судебная практика Кумертауского городского суда и других судов Республики Башкортостан.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, излагаются выводы по работе, как теоретические, так и практические направленные на совершенствование норм действующего законодательства и правоприменительной практики.

Глава 1. Основные положения об усыновлении (удочерении) ребенка

1.1 Понятие и правовая природа института усыновления (удочерения) ребенка в семейном праве Российской Федерации

По утверждению многих авторов научной литературы усыновление представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми. А.М. Нечаева отмечает, что ранее это сближение в основном происходило за счет приближения правового регулирования отношений между усыновленными и усыновителями к правовому регулированию отношений между родителями и детьми, а само усыновление конструировалось по модели кровнородственной семьи. В настоящее время правовые основания отношений между родителями и детьми все более приближаются к правовым основаниям усыновления. Если ранее кровнородственная семья всегда основывалась на биологическом происхождении, то в настоящее время, как уже отмечалось ранее, в случаях, установленных законом, родителями ребенка считаются лица, не имеющие с ним генетической связи. Например, при применении технологии искусственного оплодотворения, суррогатного материнства, при признании отцовства лицом, знающим, что в действительности он не является отцом ребенка. Таким образом, социальное отцовство и материнство получает такое же право на существование, как биологическое. С точки зрения социологии усыновление также является одной их разновидностей социального отцовства или материнства. Однако, если права и обязанности усыновителей практически идентичны родительским, то фактические отношения, возникающие в процессе усыновления, не всегда напоминают родительские. В тех случаях, когда ребенок считает усыновителей своими родителями, их отношения ничем не отличаются от родственных. Если же ребенок знает о том, что усыновители не его родители, фактические отношения между ними могут быть несколько иными. Безусловно, знание об отсутствии биологической связи приобретает в настоящее время все меньшее значение. Если усыновители воспитывали ребенка в течение всей его жизни, само по себе обнаружение факта отсутствия кровного родства, как правило, ничего не изменяет в отношениях между ними и ребенком. Однако если ребенок усыновлен уже в подростковом возрасте, естественно, что он не может считать таких усыновителей своими родителями. Поэтому законодательство должно, с одной стороны, путем сохранения тайны усыновления обеспечить возможность там, где это возможно, создания видимости кровнородственной семьи. С другой стороны, там, где отсутствие родственной связи очевидно, законодательство не должно искусственно моделировать отношения усыновления по образу и подобию кровной семьи 1.

Усыновление, — пишет Ю.А. Королев, — существует с глубокой древности, однако содержание его с течением времени изменялось. Постепенно происходит все большее сближение семьи, основанной на родстве, и семьи, основанной на усыновлении2.

В связи с вышесказанным не все изменения, внесенные новым Семейным кодексом в институт усыновления, по нашему мнению, одинаково удачны. Заслуживает поддержки сохранение правовых гарантий, обеспечивающих тайну усыновления. Сложности с тайной усыновления возникли потому, что в соответствии со статьей 7 Конвенции о правах ребенка3, ребенок имеет право, «насколько это возможно, знать своих родителей». Это положение Конвенции сформулировано достаточно мягко, оно не налагает на государства-участники безусловной обязанности предоставить ребенку право получить информацию о своих биологических родителях. Тем не менее Конвенция формулирует такое право и призывает государства обеспечивать его осуществление. В результате сохранение тайны усыновления оказалось проблематичным. Однако доводы за ее сохранение по-прежнему перевешивают аргументы в пользу ее отмены. Сохранение тайны усыновления в подавляющем большинстве случаев отвечает интересам и усыновителей, и ребенка. Усыновляя ребенка, усыновители нередко заинтересованы в том, чтобы у ребенка и у всех окружающих не возникало сомнений в том, что они его родители. Раскрытие этих сведений помимо их воли может причинить непоправимый вред их отношениям с ребенком и причинить им и ребенку тяжелую травму.

По мнению А.М. Нечаевой, менее удачным представляется введение в семейное законодательство ряда положений, призванных сделать семью, основанную на усыновлении, максимально похожей на семью, основанную на родстве. В новом Кодексе предусматривается, например, что между усыновителем и усыновленным должна быть разница в возрасте не менее 16 лет. Такая разница в возрасте обычно существует при биологическом происхождении ребенка от родителей, но при усыновлении, если ребенок и иные лица осведомлены о том, что усыновители не являются его родителями, ее существование не имеет никакого смысла и лишь приводит к неоправданному сужению круга лиц, которые могут быть усыновителями1.

Основанием возникновения усыновления является юридический акт компетентного государственного органа, по новому законодательству — решение суда. Волеизъявление усыновителя обычно рассматривается как одно из условий усыновления. Представляется, что таким образом принижается правовое значение волеизъявления усыновителя. Решение об усыновлении принимается судом, и правовые последствия усыновления возникают лишь с момента вступления этого решения в законную силу. Однако и без волеизъявления усыновителя усыновление не может возникнуть. Усыновление нельзя рассматривать в качестве соглашения между усыновителем и ребенком, поэтому, на наш взгляд, основанием возникновения усыновления следует считать сложный состав юридических фактов: волеизъявление усыновителя и решение суда об усыновлении. Согласие на усыновление иных лиц — ребенка и его родителей — не входит в состав юридических фактов, влекущих возникновение усыновления. В ряде случаев усыновление возможно и без такого согласия 1.

Как отмечают П.В. Крашенинников и П.И. Седугин, усыновление имеет одновременно правоустанавливающее и правопрекращающее значение. С вступлением решения суда об усыновлении в законную силу между усыновителем и усыновленным возникают правоотношения, аналогичные родительским. В этом состоит его правоустанавливающее значение. Одновременно усыновление влечет прекращение всех правоотношений между усыновляемым и его родителями и родственниками. Усыновленные дети, их родители и родственники взаимно освобождаются от всех имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей2.

Из этого правила могут быть предусмотрены исключения. Если ребенок усыновляется только одним лицом, возможно сохранение правовой связи между ним и родителем противоположного усыновителю пола. Так, возможно сохранение правовых отношений с матерью, если усыновитель мужчина, или с отцом, если усыновитель — женщина. Наиболее распространенный случай — это усыновление ребенка новым супругом его отца или матери. Для сохранения правовой связи необходимо согласие того из родителей ребенка, который желает ее сохранения. Относительно того, должен ли усыновитель также выразить согласие на сохранение отношений ребенка с одним из родителей, указания в законе нет. Представляется, что сохранение правовой связи между ребенком и его родителем может быть условием согласия этого родителя на усыновление ребенка. В этом случае усыновитель возражать не может. Если же согласие на усыновление дано без всяких условий, вопрос о сохранении правоотношений с одним из родителей должен решаться судом исходя из интересов ребенка, с учетом мнения усыновителя и самого ребенка. Если один из родителей ребенка умер, то по просьбе родителей умершего (бабушки и дедушки ребенка) возможно сохранение правовой связи между ребенком и родственниками умершего родителя. Решение этого вопроса отнесено на усмотрение суда и поставлено в зависимость от того, что в наибольшей степени отвечает интересам ребенка.

А.Ю. Королев утверждает, что основным принципом, на котором строится весь институт усыновления, является наилучшее обеспечение при усыновлении защиты интересов ребенка. Интересы ребенка должны быть определяющим критерием при оценке лиц, желающих стать усыновителями, при вынесении решения об усыновлении, при отмене усыновления и при решении всех иных, более частных вопросов. Так, например, не допускается усыновление разными лицами братьев и сестер, если до этого они воспитывались вместе, за исключением случаев, когда это соответствует интересам этих детей1.

Субъектами отношений по усыновлению являются усыновляемые дети и усыновители. В соответствии с пунктом 1 статьи 124 Семейного кодекса

Российской Федерации2 усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей. Это связано с тем, что целью усыновления является обеспечение детям семейного воспитания и наделение усыновленных и усыновителей родительскими правами и обязанностями. С достижением совершеннолетия дети более не нуждаются в семейном воспитании, а родительские права и обязанности в отношении совершеннолетних детей также прекращаются. Фактическому усыновлению правового значения не придается, поэтому, если фактическое усыновление не было оформлено до совершеннолетия ребенка, впоследствии возможность такого оформления утрачивается.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что к лицам, которые могут быть усыновителями, предъявляются многочисленные требования. Прежде всего, эти лица должны быть совершеннолетними и полностью дееспособными. Как уже отмечалось ранее, определенные требования предъявляются и к возрасту усыновителя. Он должен быть старше ребенка не менее чем на 16 лет. Тем не менее, суду предоставлено право сократить эту разницу, если этого требуют интересы ребенка. Если усыновление производится отчимом или мачехой ребенка, наличие указанной разницы в возрасте не требуется1.

Статья 127 СК содержит целый перечень лиц, которые не могут быть усыновителями. Прежде всего, из числа потенциальных усыновителей исключаются лица, в прошлом допустившие серьезные нарушения своих обязанностей по воспитанию детей; лица, лишенные родительских прав; лица, родительские права которых были ограничены в судебном порядке; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей за ненадлежащее выполнение своих обязанностей; бывшие усыновители, в отношении которых усыновление было отменено из-за того, что они выполняли свои обязанности ненадлежащим образом. Невозможно усыновление детей и лицами, которые, хотя и не допустили никаких правонарушений, но по состоянию здоровья не могут осуществлять свои родительские обязанности. Перечень заболеваний, являющихся безусловным препятствием для усыновления, установлен Правительством Российской Федерации1. Это прежде всего заболевания туберкулезом, онкологические заболевания, психические заболевания, повлекшие лишение дееспособности, заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, и некоторые другие болезни.

Не могут быть усыновителями супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным. То, что оба они не могут быть усыновителями, очевидно, потому усыновителями могут быть только дееспособные лица. Однако часть 3 пункта 1 статьи 127 СК сформулирована таким образом, что позволяет сделать вывод о том, что и один только дееспособный супруг не может быть в этом случае усыновителем. Такой безусловный запрет вызывает сомнения. По нашему мнению, решение этого вопроса лучше отнести на усмотрение суда. Если недееспособный или ограниченно дееспособный супруг усыновителя после усыновления также окажется в непосредственном контакте с ребенком, что может крайне неблагоприятно отразиться на его воспитании, суд должен запретить усыновление. Если же недееспособный супруг, например, постоянно находится в медицинском учреждений для лиц, страдающих хроническими заболеваниями, и его общение с ребенком исключено, усыновление следует разрешить1.

Многие авторы отмечают, что наиболее спорным представляется запрет усыновления детей двумя лицами, не состоящими между собой в браке.

Введение такого ограничения было связано с тем, что воспитание в полной семье в наибольшей степени отвечает интересам ребенка. Безусловно, в большинстве случаев это так. Но, во-первых, фактические супруги также составляют полную семью в социологическом смысле и могут обеспечить ребенку такое же воспитание, как и лица, состоящие в зарегистрированном браке. Непризнание юридической силы за фактическим браком имеет под собой определенные основания, но дискриминация лиц при усыновлении по тому признаку, что их брак не зарегистрирован, по нашему мнению, не оправдана. Иногда желание усыновить ребенка выражается несколькими его родственниками или иными лицами, которые не состоят ни в фактическом, ни в зарегистрированном браке. Решать, насколько такое усыновление отвечает интересам ребенка, следовало бы предоставить суду с учетом всех обстоятельств конкретного дела.

Преимущество при усыновлении отдается гражданам Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 124 СК усыновление ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, когда оказывается невозможным передать детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих в России. Исключение делается только для родственников ребенка, которые имеют преимущества при его усыновлении независимо от того, где они проживают и гражданами какой страны являются.

В целом это положение соответствует Конвенции о правах ребенка. В пункте «б» статьи 21 Конвенции указано, что усыновление в другой стране должно рассматриваться в качестве альтернативного и допускаться только в случае, если ребенку не может быть обеспечен в его стране подходящий уход и воспитание. Однако в Конвенции говорится об усыновлении в другую страну, а не об усыновлении иностранными гражданами. Если иностранные граждане постоянно проживают на территории России, они не должны подвергаться дискриминации. И внутреннее, и международное законодательство однозначно предрешило вопрос о том, что усыновление в другую страну менее отвечает интересам ребенка, чем помещение на воспитание в любой форме в его собственной стране. Это заключение основано на том, что при переселении в страну усыновителя ребенок может столкнуться со значительными адаптационными трудностями: преодолением языкового и культурного барьера. Тем не менее, такой вывод представляется спорным. Во-первых, при усыновлении грудного ребенка никаких адаптационных проблем не возникает. Во-вторых, насколько усыновление в другую страну соответствует интересам ребенка, зависит прежде всего от личности усыновителей, тех условий, которые они могут обеспечить ребенку, и тому подобных обстоятельств 1.

Подводя итог проведенному исследованию, мы можем сделать вывод о том, что институт усыновления имеет достаточно важное значение в семейном законодательстве Российской Федерации. Рост числа детей, оставшихся без родительского попечения, бесплодных браков, увеличение количества разводов в семьях, где есть несовершеннолетние дети, естественно, влияет на статистические данные, касающиеся усыновления. А они показывают, что усыновление занимает далеко не второстепенное место среди мер по защите прав ребенка. Желание усыновителя стать родителем объясняется либо отсутствием собственных детей, либо стремлением лица, вступающего в брак с матерью (отцом) ребенка, заменить отсутствующего родителя, сделать свой брак более прочным, а семейные отношения более полнокровными. Усыновление (удочерение) есть акт, порождающий возникновение родительских прав и обязанностей на основании закона. Под этим актом понимается совокупность действий будущих усыновителей и органа, управомоченного их совершать. Кроме того, усыновление представляет собой определенную процедуру, в результате которой, с одной стороны, прекращаются правоотношения ребенка с кровными родителями, а с другой — возникает его правовая связь с лицами, их заменяющими, т.е. происходит своеобразная передача всех личных и имущественных прав от одних к другим. Причем это касается также родственников, как усыновителей, так и усыновляемых и их потомства. Исключение составляют случаи, предусмотренные в п. 3, 4 ст. 137 СК. Один из них продиктован желанием не оставить без внимания интересы дедушки и бабушки, потерявших своего близкого — одного из родителей ребенка. Если сохранение их личных и имущественных прав в интересах усыновляемого, то правовая связь ребенка с этими родственниками может быть сохранена. Прекращением правовой связи усыновляемого с его родителями и родственниками усыновление не ограничивается, поскольку оно имеет и свое глубокое специфическое внутреннее содержание, определяемое его целью. А цель эта состоит в удовлетворении интересов несовершеннолетних детей и потребности усыновителя. Обе цели по идее должны совпадать. Однако наиболее важной, имеющей приоритетное значение считается защита прав и интересов ребенка, его надлежащее семейное воспитание, а не уровень материальной обеспеченности. Именно поэтому усыновление в семейном праве рассматривается как один из наилучших из существующих способов устройства ребенка, обретающего родителей (одного из них), в семью. Причем для детей, попадающих в новую для них семью, находящих благодаря усыновлению новых родителей, налицо устройство в прямом смысле слова. Для тех, у кого семья считается неполной, усыновление служит способом ее укрепления, превращения в полную, где есть и мать, и отец, проявляющие заботу о несовершеннолетнем. И во всех случаях усыновление позволяет удовлетворить потребность усыновителя в обретении родственных прав и обязанностей со всеми вытекающими отсюда последствиями как педагогического, так и правового характера.

1.2 Эволюция правового регулирования усыновления (удочерения) ребенка

По мнению А.М. Нечаевой, усыновление как «искусственное сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи совершалось в Древней Руси еще во времена язычества. В пору, когда на смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти. Оно освящалось особым церковным обрядом «сынотворенья». Для того чтобы усыновление имело силу, оно подлежало утверждению епархиальным архиереем при соблюдении определенного церковного обряда. Такими были требования, предъявлявшиеся к усыновлению нормами византийского права, под влиянием которых тогда находилась Русь. Что же касается русского обычного права, то оно предусматривало разные процедуры усыновления, сохранявшиеся долгое время. В их числе: обряд фиктивного рождения. Для большей достоверности в некоторых местностях на мнимую роженицу надевали рубашку, испачканную кровью. Имитировать роды мог и мужчина. Считалось, что обряд, имитирующий роды ребенка мужчиной, сопровождал усыновление им ребенка; женитьба на вдове брата; фактический прием усыновляемого в дом; особый договорный акт между усыновителем и усыновляемым1.

Следовательно, усыновление было известно еще тогда, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи. Но если ранее усыновление вызывалось потребностью сохранить численность, прочность общины, то со временем все отчетливей становится другая цель усыновления — иметь наследника, который поминал бы души бездетных супругов. Это был своеобразный отголосок древности, поскольку в пору христианства заботу о душе усопшего можно было поручить церкви, а в языческие времена принесение ему жертв составляло исключительную обязанность его детей. Вместе с тем при усыновлении учитывались интересы не только усыновителя, но и усыновляемых, особенно тех, кто утратил собственную семью.

Один из авторов учебного пособия по семейному праву отмечает, что долгое время правила, касающиеся усыновления, не подвергались существенным изменениям и по-прежнему отличались большим разнообразием. Но по мере укрепления частнособственнических начал в семейных отношениях все большее значение стало приобретать предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей. Тем самым создавались преграды на пути возможного посягательства на собственность усыновителя со стороны его незаконных детей1.

В период реформ Петра I, — пишет М.А. Антакольская, — усыновлению как таковому специально внимания не уделялось. То же было характерно для эпохи царствования Екатерины II, которая много занималась укреплением правовых основ Российского государства, правовым регулированием различного рода отношений, в том числе семейных и особенно связанных с защитой прав детей. Но специальных законов, посвященных усыновлению как таковому, тогда не было. Лишь в порядке исключения она разрешила двум братьям графам Остерманам усыновить старшего внука их сестры. Подобного рода разрешение послужило в дальнейшем основанием для других усыновлений с согласия самой императрицы в каждом конкретном случае2.

Законодательство, посвященное усыновлению, стало развиваться в основном в начале XIX в. 11 октября 1803 г. появился Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба». Несколько позже появляется целая серия указов, специально предназначенных для усыновления. Все они обращали внимание на необходимость неукоснительного соблюдения принципа сословности при усыновлении дворянами, купцами, нижними воинскими чинами и т.д. Усыновление лицами, принадлежащими к дворянскому сословию, в то же время получило значение генеалогического. Но существовало оно не только для поддержания угасающей фамилии, но и с целью приобретения ребенком новой семьи1.

По мнению А.М. Нечаевой правила, оказавшие влияние на усыновление, и в их числе те, что позволяли усыновлять не только сирот стали появляться с середины XIX в. Однако, если родители ребенка были живы, требовалось их согласие на усыновление. Заметной вехой в законодательстве, посвященном усыновлению, стал Закон от 12 марта 1891 г. «О детях усыновленных и узаконенных». Этот закон разрешал не только узаконять, но и усыновлять незаконнорожденных детей. Причем распространялось такое разрешение на всех детей безотносительно к их сословной принадлежности и вероисповеданию. Усыновителями тоже могли быть все лица, за исключением обреченных по своему сану на безбрачие. Но вводились и некоторые ограничения. Так, усыновлять было разрешено лишь тем, кто не имел собственных законных или узаконенных детей. Исключение составляли мещане и сельские обыватели. Не могли быть усыновителями также лица моложе тридцати лет. В результате усыновления усыновленный считался вступившим с усыновителем в ближайшую родственную связь. Он приобретал все права, принимал на себя все обязанности, относящиеся к законным детям. В это время усыновление понималось уже более широко — не только как средство решения имущественных проблем, но и как акт, имеющий моральное значение. В любом случае оно тесно связывалось с мотивацией поведения усыновителя, а потому усыновление делилось на несколько категорий. В первую входило усыновление по обещанию, которое считалось самым ценным, поскольку обещавший усыновить обычно делал все, чтобы усыновленному ребенку было у него хорошо. Во вторую категорию входило усыновление ребенка привязавшейся к нему кормилицей. И наконец, в третью, менее желательную — усыновление за награду. Считалось, что ценность такого акта невелика1.

Свод Законов Гражданских, впитавший многовековой опыт правовой культуры прошлого, по-прежнему всячески охранял принцип сословности. Это обстоятельство отражалось в конкретных правовых предписаниях. Так, усыновление дворянами осуществлял окружной суд, мещанин и сельский обыватель усыновляли ребенка благодаря его приписке к своей семье и т.д. Но кроме разрешения на усыновление существовали определенные запреты, которые чаще всего связывались с необходимостью соблюдения церковных предписаний. Например, запрещалось усыновление лиц христианского вероисповедания нехристианами и, наоборот. Вместе с тем предпринимались всяческие меры к тому, чтобы не нарушить интересы законных наследников. Поэтому Свод Законов Гражданских не допускал усыновления чужих детей, если у усыновляющего были собственные законные или узаконенные дети. Сохранялись и существовавшие прежде правила по поводу разницы в возрасте усыновителя и усыновляемого, согласия родителей, опекунов ребенка на его усыновление и др.2

Кроме общих правовых предписаний, предназначенных для усыновления, существовали специальные правила, предусматривающие усыновление отдельных категорий детей. Так, по Правилам об усыновлении питомцев Санкт-Петербургского и Московского воспитательных домов в возрасте до семи лет на их усыновление требовалось кроме согласия матери разрешение начальства воспитательного дома. Усыновление воспитанника старше семи лет допускалось без согласия его матери. Другой пример: ребенка, принесенного в воспитательный дом с метрикой о рождении, можно было усыновить только после достижения им трех лет, а при отсутствии такой метрики — по истечении шести недель со дня отдачи в воспитательный дом. Что касается процедуры усыновления, существовавшей в России в конце XIX в., то простотой она не отличалась. Определялась она Уставом гражданского судопроизводства в зависимости от сословия усыновителя. Для дворян эта процедура была особенно сложной и состояла из нескольких этапов: составления акта об усыновлении у нотариуса; представления этого акта на разрешение окружного суда по месту жительства усыновителя; утверждения этого акта судебной палатой1.

При рассмотрении ходатайства об усыновлении окружным судом опекунское учреждение должно было представить «удостоверение», подтверждающее, что усыновление не обратится во вред усыновляемому.

В результате состоявшегося усыновления возникали отношения, которые были только приближены к отношениям кровнородственным, но полностью с ними не совпадали. Существовали довольно многочисленные ограничения на этот счет, которые касались разных сфер отношений. Например, усыновитель мог передать свою фамилию усыновленному только при условии, что он не пользуется большими правами состояния. Передача усыновленному фамилии потомственного дворянина допускалась только по Высочайшему соизволению. Усыновленный не приобретал после смерти усыновителя права на его пенсию и т.п. Становясь наследником в «благоприобретенном» имуществе усыновителя, усыновленный вместе с тем не приобретал равного права наследования на имение усыновителя, не имеющего родных сыновей, а имеющего лишь дочерей. Вместе с тем по законам Российской Империи усыновленный сохранял право наследования по закону после своих родителей и их родственников2.

Таким образом, для конца XIX и начала XX в. характерно использование усыновления прежде всего для охраны имущественных интересов усыновителя-наследодателя. Одновременно благодаря усыновлению осуществлялась защита прав ребенка путем его устройства в семью усыновителя. Особое значение это имело для осиротевших детей. В сельской же местности усыновление давало возможность усыновителю приобрести дополнительные рабочие руки в домашнем сельском хозяйстве. И, что не менее важно, с помощью усыновления хозяйскому сыну

Еще по теме:

  • Система образовательного права это Правовая система образовательного права Ведение……………………………………………………………………….. 31. Ситематизация правовых норм, регулирующих образовательные отношения……………………………………….81.1. Правовая система […]
  • Списки детей в детский сад 2018 Списки детей, которые попали в детсады Вологды, опубликуют 7 апреля В этом году списки детей, которые попали в детские сады, выложат раньше, рассказала начальник управления образования […]
  • Военный комиссариат иркутской области г ангарск Военкоматы Иркутска: адреса и телефоны На данной странице находятся адреса и контактные телефоны военных комиссариатов в Иркутске. С помощью данного списка вы можете с легкостью найти […]
  • Учебник техническая эксплуатация и безопасность движения Техническая эксплуатация дорог и безопасность движения На основе положений Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации изложены требования к общим обязанностям […]
  • Отраслевые системы оплаты труда в образовании Отраслевые системы оплаты труда в образовании По данным Омскстата, по итогам I полугодия 2017 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных и […]
  • Моральный вред материальный долг Компенсация морального вреда: тенденции российской судебной практики Компенсация морального вреда – один из способов защиты гражданином его нарушенных прав (абз. 11 ст. 12 ГК РФ). Размер […]