Ст121 гк рф

Статья 50 ГК РФ. Коммерческие и некоммерческие организации

Новая редакция Ст. 50 ГК РФ

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

2.1) общественных движений;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний;

12) адвокатских палат;

13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

14) государственных корпораций;

15) нотариальных палат.

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 50 ГК РФ

При разрешении споров, связанных с учреждением и регистрацией юридических лиц после 7 декабря 1994 года, необходимо руководствоваться главой 4 первой части Кодекса, имея в виду, что после указанной даты коммерческие организации могли быть созданы только в организационно-правовых формах, предусмотренных данной главой Кодекса. Создание юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, после официального опубликования части первой Кодекса в иных организационно-правовых формах рассматривается как нарушение установленного законом порядка их образования. Акты о регистрации таких юридических лиц в силу закона должны признаваться недействительными (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 28.02.1995 N 2/1).

Перечень некоммерческих организаций указан в ГК не исчерпывающим образом (открытый перечень), что предполагает возможность установления иных организационно-правовых форм некоммерческих организаций в других федеральных законах.

В настоящее время федеральными законами дополнительно предусмотрены, в частности, следующие формы некоммерческих организаций:

— автономная некоммерческая организация (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);

— садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество (Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);

— товарищество собственников жилья (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ);

— объединение работодателей (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2000 N 197-ФЗ);

— нотариальная палата (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1);

— торгово-промышленная палата (Федеральный закон от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»).

Необходимо обратить внимание, что законодатель не исключает возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, однако предполагает для ее осуществления ряд условий:

— она не должна осуществляться в качестве основной деятельности;

— она должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать им.

Другой комментарий к Ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с ГК все юридические лица могут создаваться только в той организационно-правовой форме, которая предусмотрена законом. В зависимости от основной цели деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли и возможность ее распределения среди участников.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Гражданский кодекс (п. 3 ст. 50) разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что она служит достижению целей, ради которых организация создана, и соответствует им. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах, а также участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Закон (абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК РФ) предусматривает необходимость преобразования в хозяйственное товарищество или общество объединения коммерческих организаций (ассоциации или союза) в случае, если по решению участников на ассоциацию или союз возлагается ведение предпринимательской деятельности.

2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень коммерческих организаций. К ним закон относит хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

3. Перечень некоммерческих организаций, содержащийся в п. 3 ст. 50 ГК, не является исчерпывающим. Помимо указанных в нем потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций или союзов), законом могут быть предусмотрены и иные организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Так, Закон о некоммерческих организациях предусматривает возможность таких юридических лиц, как некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, государственная некоммерческая корпорация.

Некоммерческое партнерство — это основанное на членстве объединение граждан и юридических лиц, созданное ими для содействия своим членам в достижении некоммерческих целей путем осуществления предпринимательской деятельности (п. п. 1 и 2 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).

Автономной некоммерческой организацией является не имеющая членства организация, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг (в том числе некоммерческого характера) и являющаяся собственником своего имущества (п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Особенностью государственной корпорации (ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях) является то, что она создается специальным федеральным законом, который заменяет ей все учредительные документы, предусмотренные ст. 52 ГК.

Помимо форм, указанных в Законе о некоммерческих организациях, некоторые организационно-правовые формы некоммерческих организаций предусмотрены иными законами РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 3 Закона о торгово-промышленных палатах в РФ торгово-промышленная палата представляет собой добровольное объединение на началах членства коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, созданное ими с целью содействия развитию предпринимательства, организации взаимодействия предпринимателей, а также представления и защиты их интересов.

Отдельными видами некоммерческих организаций являются также община малочисленных народов (Федеральный закон от 20 июля 2000 г. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122; 2004. N 35. Ст. 3607) и объединение работодателей (Федеральный закон от 27 ноября 2000 г. «Об объединениях работодателей» // СЗ РФ. 2000. N 48. Ст. 4741).

4. В п. 4 ст. 50 разрешается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Подобные объединения в силу ст. 121 ГК являются некоммерческими организациями.

Статья 121. Судебный приказ

СТ 121 ГПК РФ

1. Судебный приказ — судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122 настоящего Кодекса, если размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или стоимость движимого имущества, подлежащего истребованию, не превышает пятьсот тысяч рублей.

2. Судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Комментарий к Статье 121 Гражданского процессуального кодекса

Комментируемая статья раскрывает определение понятия «судебный приказ».

Согласно положениям комментируемой статьи, судебным приказом является судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ, если размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или стоимость движимого имущества, подлежащего истребованию, не превышает 500 тыс. руб. Судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Конституционный Суд РФ в Определении от 15 ноября 2007 г. N 785-О-О указал, что «положения главы 11 ГПК Российской Федерации «Судебный приказ» закрепляют упрощенный процессуальный порядок рассмотрения судами общей юрисдикции определенных категорий требований и, следовательно, направлены на защиту взыскателя по заявлению о выдаче судебного приказа. Согласно оспариваемым заявителем положениям абзаца четвертого статьи 122 и пункта 4 части первой статьи 125 ГПК Российской Федерации вынесение судебного приказа возможно по требованиям, которые носят характер бесспорных. Наличие признаков спора о праве в каждом конкретном деле устанавливается судьей, рассматривающим заявление о выдаче судебного приказа, который при наличии сомнений в бесспорном характере заявленных требований в целях защиты прав и интересов ответчика отказывает в принятии заявления, что не лишает заявителя права предъявить данное требование в порядке искового производства» .
———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 785-О-О.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», «возможность апелляционного обжалования судебных приказов ГПК РФ не предусмотрена. Судебный приказ может быть обжалован в суд кассационной инстанции в порядке, срок и по основаниям, предусмотренным главой 41 ГПК РФ» .
———————————
Российская газета. 2012. N 147.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015) (утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26 июня 2015 г.) указано следующее: «Согласно ч. 1 ст. 121 ГПК РФ судебный приказ выносится судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 данного Кодекса.

В частности, судебный приказ выдается, если требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме (абзац третий ст. 122 ГПК РФ).

Требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг основано на предусмотренной ч. 1 ст. 153 ЖК РФ обязанности граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги у нанимателя, арендатора, собственника жилого помещения возникает в силу договора найма (например, социального найма), договора аренды жилого помещения, договора управления многоквартирным домом, заключаемых в письменной форме (ч. 1 ст. 63, ч. 3 ст. 91.1, ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, п. 1 ст. 674 ГК РФ).

С учетом изложенного задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг подлежит взысканию в порядке приказного производства применительно к абзацу третьему ст. 122 ГПК РФ» .
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. N 10.

Статья 56 ГК РФ. Ответственность юридического лица

Новая редакция Ст. 56 ГК РФ

1. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 — 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса. Особенности ответственности религиозной организации определяются правилами пункта 2 статьи 123.28 настоящего Кодекса.

2. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом.

Комментарий к Ст. 56 ГК РФ

При разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (часть вторая п. 3 ст. 56), суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями. К числу лиц, на которые может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам признанного несостоятельным (банкротом) юридического лица, относятся, в частности, лицо, имеющее в собственности или доверительном управлении контрольный пакет акций акционерного общества, собственник имущества унитарного предприятия, давший обязательные для него указания, и т.п.

Требования к указанным в настоящем пункте лицам, несущим субсидиарную ответственность, могут быть предъявлены конкурсным управляющим. В случае их удовлетворения судом взысканные суммы зачисляются в состав имущества должника, за счет которого удовлетворяются требования кредиторов.

Следует также иметь в виду, что положения, предусмотренные частью второй п. 3 ст. 56, не применяются в отношении полного товарищества и товарищества на вере, участники которых (полные товарищи) во всех случаях солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (п. 1 ст. 75, п. 2 ст. 82), а также производственного кооператива, члены которого несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных Законом о производственных кооперативах и уставом кооператива (п. 2 ст. 107) (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.06.1996 N 6/8).

Другой комментарий к Ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Пункт 1 комментируемой статьи закрепил общий принцип, согласно которому юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Из этого следует, что ни учредитель (участник), ни собственник, ни третьи лица не отвечают по обязательствам юридического лица. В силу п. 3 ст. 56 Гражданским кодексом либо учредительными документами юридического лица из указанного правила могут быть предусмотрены исключения.

2. Кодекс предусматривает следующие исключения:

1) при преобразовании хозяйственного товарищества в общество каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества (п. 2 ст. 68);

2) участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (п. 1 ст. 75);

3) полные товарищи, участвующие в товариществе на вере, несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (ст. 82);

4) участники общества с ограниченной ответственностью, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников (абз. 2 п. 1 ст. 87);

5) участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества (ст. 95);

6) акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций (п. 1 ст. 96);

7) члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива (абз. 2 п. 4 ст. 116);

8) основное общество, которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний (п. 2 ст. 105);

9) собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115);

10) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (п. 2 ст. 120);

11) если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (п. 3 ст. 56).

В соответствии с п. 22 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 к числу лиц, на которых может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам лица, признанного несостоятельным, относятся: лицо, имеющее в собственности или доверительном управлении контрольный пакет акций акционерного общества, собственник имущества унитарного предприятия, давший обязательные для него указания.

Требования к указанным выше лицам, несущим субсидиарную ответственность, могут быть предъявлены конкурсным управляющим. В случае их удовлетворения судом взысканные суммы зачисляются в состав имущества должника, за счет которого удовлетворяются требования кредиторов.

3. Учредительными документами исключения могут быть установлены:

1) для членов производственного кооператива, которые могут нести по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных уставом (п. 2 ст. 107 ГК РФ);

2) для членов ассоциации (союза), которые могут нести субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (ст. 121 ГК РФ).

Ст121 гк рф

Статья 121. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

1. Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

2. Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.

Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.

3. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

4. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.

5. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз».

Комментарий к статье 121

1. Статья 121 ГК имеет в виду добровольное объединение юридических лиц в ассоциацию (союз) для представления и защиты их общих имущественных интересов. При этом ГК не устанавливает различий между ассоциацией и союзом и употребляет в тексте ст. 121 указанные названия как синонимы.

Предусмотрены два случая создания объединений в форме ассоциаций (союзов): а) создание ассоциаций (союзов), объединяющих коммерческие организации, и б) создание ассоциаций (союзов), объединяющих общественные и иные некоммерческие организации. Под общественными организациями имеются в виду любые общественные объединения. В обоих случаях результатом объединения должна стать некоммерческая организация. ГК РФ допускает также создание объединений коммерческих и некоммерческих организаций в форме ассоциаций (союзов) — см. п. 4 ст. 50 ГК РФ.

2. Ассоциация (союз), объединяющая коммерческие организации, сама может быть только некоммерческой организацией. Основные функции такой некоммерческой организации состоят в осуществлении координации предпринимательской деятельности входящих в нее коммерческих структур, а также представительство и защита их общих имущественных интересов.

Если такая ассоциация (союз) в основу своей деятельности все же поставит извлечение прибыли, то она должна быть преобразована в порядке реорганизации (см. ст. 57 ГК) в хозяйственное общество или товарищество.

Оставаясь некоммерческой организацией, такая ассоциация (союз) в то же время вправе создать хозяйственное общество или участвовать в хозяйственном обществе. Предпринимательская деятельность не должна входить в число основных целевых задач ассоциации (союза).

Примером союзов (ассоциаций), создаваемых коммерческими организациями, могут служить, в частности, союзы (ассоциации), создаваемые субъектами малого предпринимательства, которые получают все большую государственную поддержку. Так, в ст. 19 Федерального закона от 14 июня 1995 г . «О государственной поддержке малого предпринимательства» (СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2343) предусмотрена возможность создания союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого предпринимательства.

Действие Закона об общественных объединениях на некоммерческие союзы (ассоциации), создаваемые коммерческими организациями, не распространяется (см. ст. 2 названного Закона).

В качестве своеобразного вида ассоциации (союза) можно рассматривать торгово-промышленные палаты, которые являются негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими российские предприятия и российских предпринимателей. Членами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации являются торгово-промышленные палаты, созданные в соответствии с действующим законодательством, российские предприятия и предприниматели, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей. Правовой статус торгово-промышленных палат определяется Законом РФ от 7 июля I993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (ВВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309).

3. Некоммерческие организации (см. ст. 50 ГК), в том числе общественные объединения, также на добровольных началах вправе создавать союзы (ассоциации). Порядок образования союзов (ассоциаций) некоммерческими организациями предусмотрен, в частности, в ст. 13 Закона об общественных объединениях; в ст. 14 Закона о благотворительной деятельности; в ст. 10 Федерального Закона от 28 августа 1995 г . «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506); в ст. 11 Закона о некоммерческих организациях; в ст. ст. 2, 7, 8 Закона о профессиональных союзах; в п. 8 ст. 12 закона РФ от 10 июля 1992 г . N 3266-1 «Об образовании». В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о благотворительной деятельности благотворительные организации могут создавать ассоциации (союзы) только для координации, защиты и осуществления благотворительной деятельности.

Общественные объединения могут создавать союзы (ассоциации) общественных объединений независимо от их организационно-правовой формы, т.е. такое право предоставляется общественным организациям, общественным движениям, общественным фондам, органам общественной самодеятельности, общественным учреждениям (см. комментарий к ст. 117 ГК). Структура союзов (ассоциаций), образованных общественными объединениями, часто строится по территориальному признаку, а именно с участием в них объединений, действующих в субъектах Российской Федерации. Такие союзы (ассоциации) общественных объединений могут быть общероссийскими, включающими объединения, действующие на территории более половины субъектов Российской Федерации, или межрегиональными, включающими объединения, действующие на территории менее половины субъектов Российской Федерации. Союзы (ассоциации), создаваемые общественными объединениями, могут быть региональными, то есть включать объединения, действующие в пределах территории одного субъекта Российской Федерации, или местными, то есть включать объединения, действующие в пределах территории органа местного самоуправления. Общественные объединения вправе создавать союзы (ассоциации) также с участием иностранных некоммерческих неправительственных объединений.

4. В ст. 121 ГК не определены права ассоциации (союза). Отсутствие нормативной разработки прав ассоциации (союза) является существенным пробелом ГК, тем более что специального закона, регулирующего деятельность ассоциаций (союзов), до сих пор нет.

Ассоциации (союзы), представляющие собой общественные объединения, имеют те же права, которые предоставлены этим объединениям законодательством об общественных объединениях, а именно: свободно распространять информацию о целях и задачах своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предоставленном федеральными и иными законами; представлять и защищать свои права и законные интересы своих участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти. Законами об общественных объединениях могут быть предоставлены и иные права (см. ст. 27 Закона об общественных объединениях).

5. Являясь юридическим лицом, ассоциация (союз) согласно ст. 48 ГК обладает обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также иметь самостоятельный баланс. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. В то же время члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность (см. ст. 399 ГК РФ) по ее обязательствам. При этом размер такой ответственности должен устанавливаться в учредительных документах ассоциации (союза) самими организациями, входящими в ассоциацию (союз).

6. Пункт 5 ст. 121 ГК РФ требует в наименовании ассоциации (союза) наряду с указанием основного предмета деятельности обязательное включение слова «ассоциация» или «союз». Однако следует иметь в виду, что эти термины не всегда обозначают объединение юридических лиц, которое предполагает ст. 121 ГК РФ. Термин «союз» может употребляться и для объединения физических лиц, например, профессиональный союз, союз журналистов и т.д. Такие союзы не подпадают под действие данной статьи.

5.6. Объединения корпораций

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество, или участвовать в таком обществе.

К объединениям предприятий относятся ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, холдинговые компании и др.

Организация и деятельность объединения предприятий любой формы должны строиться на следующих основных принципах: •

добровольность объединения на основе общности экономических интересов; •

равноправие участников совместной деятельности; •

свобода выбора организационной формы объединения; •

самоуправление участников и объединения в целом; •

организация отношений между участниками на договорной основе.

Предприятия, входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не наделяются распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями.

Ассоциация (союз) — это организация созданная коммерческими юридическими лицами, которая имеет строго определенные цели: координацию осуществляемой ими предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов. Возможность непосредственного осуществления объединением деятельности в иных направлениях, в том числе предпринимательской, исключается. Тем самым правоспособность объединения коммерческих организаций ограничивается, ибо иные некоммерческие организации определяют направления своей деятельности самостоятельно и обладают правом осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности, хотя и на строго определенных условиях.

Если цели ассоциации (союза) коммерческих юридических лиц изменились и возникла необходимость ведения деятельности коммерческого характера, объединение должно быть преобразовано в хозяйственное общество или товарищество, участниками которых становятся его члены. При этом реорганизация производится с соблюдением требований ст. 57 ГК. В тех случаях, когда цели объединения не достигнуты, но на него возлагается ведение предпринимательской деятельности, ассоциация (союз) вправе учредить хозяйственное общество либо принять участие в его создании совместно с другими лицами. Прибыль, полученная ассоциацией (союзом) от предпринимательской деятельности учрежденных хозяйственных обществ, не распределяется между ее участниками, а направляется на реализацию уставных целей и задач.

Возможные цели деятельности ассоциации (союза) некоммерческих юридических лиц в Гражданском кодексе РФ не установлены и должны определяться в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях, допускающим создание некоммерческих организаций, в том числе их объединений, для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих и иных целей, направленных на достижение общественных благ. Ассоциация (союз) также может создаваться с целью координации деятельности объединяющихся организаций, повышения ее эффективности, реализации совместных программ (социальных, благотворительных) и др.

Гражданский кодекс РФ не предусматривает издания специальных актов, определяющих статус ассоциаций (союзов). Однако принят ряд законов, регулирующих отношения, связанные с созданием и деятельностью объединений некоммерческих организаций отдельных видов. В частности, правовое положение союзов (ассоциаций) потребительских кооперативов определяется Законом «О потребительской кооперации» и Законом «О сельскохозяйственной кооперации». Деятельность союзов (ассоциаций) общественных объединений регламентируется Законом «Об общественных объединениях». Ассоциации и союзы благотворительных организаций создаются и действуют в соответствии с Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Правовые вопросы объединений (ассоциаций) профсоюзов регулируются Законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Деятельность региональных объединений регулируется Законом «О свободе совести и о религиозых объединениях».

Юридические лица, объединившиеся в ассоциацию (союз), сохраняют свою самостоятельность, факт участия в объединении не влияет на объем правоспособности юридического лица. Оно обладает теми же правами, что и до вступления в ассоциацию (союз).

Ассоциация (союз) является собственником имущества, складывающегося за счет регулярных и единовременных поступлений от участников, а также иных допускаемых законодательством источников (п. 3 ст. 48, п. 3 ст. 212 ГК). Данное имущество используется объединением в соответствии с его специальной правоспособностью. При ликвидации объединения имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между участниками, а направляется на цели, аналогичные целям ликвидируемого объединения.

В России в последние годы стали создаваться холдинги. Они призваны восстановить утерянный контроль государства и министерств за деятельностью государственных предприятий, технологические и кооперационные связи со странами СНГ, прерванные с распадом СССР, а также оживить инвестиционную деятельность в стране и тем самым повысить эффективность функционирования как государственных, так и частных предприятий.

Холдинг — это акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения акций других компаний. Активы холдинга представлены преимущественно акциями других акционерных обществ. Холдинговые системы включают головную (материнскую) фирму, дочерние и внучатые фирмы. При этом материнской компании не обязательно располагать 5% акций дочерних фирм, достаточно гораздо меньшей доли акций, чтобы эффективно контролировать их деятельность. В результате материнская фирма реально распоряжается собственностью, во много раз превышающей фактически принадлежащую ей. Это приводит к концентрации капитала, облегчает решение крупных финансовых и хозяйственных проблем, обеспечивает слаженность действий множества взаимосвязанных компаний.

На Западе единственным ограничением при создании холдинговых компаний является антимонопольное законодательство. В то же время создание холдингов предпочтительнее слияния компаний. Хотя идея холдинговых компаний заимствована за рубежом, наблюдаются существенные различия между зарубежной и российской практикой образования холдингов, а также целей, преследуемых при их создании. Существуют и общие цели: создание холдинга позволяет значительно расширить инвестиционные возможности входящих в него структур, упростить расчеты между ними, диверсифицировать производство, успешнее конкурировать на международном рынке. Однако имеются и серьезные различия между ними.

Зарубежный холдинг, за очень небольшим исключением, представляет собой частную корпорацию, на которую государство может влиять лишь путем общегосударственных актов регулирования экономики. Российские холдинги в большинстве своем базируются на государственной собственности, и соответственно, образуются и управляются государственными органами.

Зарубежные холдинги образуются: •

выделением из материнской компании дочерних предприятий или созданием новых предприятий; •

присоединением (покупкой) предприятий к материнской компании либо слиянием двух или нескольких компаний.

Во всех случаях ядром холдинга становится та материнская фирма, которая в жестких рыночных условиях смогла доказать свою жизнеспособность и право на роль лидера.

Отечественные холдинги образуются: •

выделением из состава существующего предприятия подразделений в качестве самостоятельных юридических лиц и преобразованием их в дочерние предприятия;

• объединением пакетов акций юридически самостоятельных предприятий или учреждением новых АО.

Создание холдинга в первом случае осуществляется по заявке, направляемой в комитет управления имуществом; во втором — комитетом управления имуществом непосредственно.

Зарубежный холдинг — это корпорация, в уставный капитал которой входят акции дочерних предприятий. Различают чистый холдинг, создаваемый с целью финансового управления и контроля, и смешанный, занимающийся также предпринимательской деятельностью. В отечественной практике холдинг — управленческая структура, создаваемая с целью сохранить объединения предприятий, поддержать технологические и кооперированные связи между ними. Соответственно предполагается жесткое подчинение дочерних предприятий материнской компании.

Поэтому создание подобных холдингов в России, помимо положительных сторон, о которых говорилось выше, имеет и отрицательные моменты. Существует реальная возможность возрождения административных методов управления, а также превращения холдингов в монопольные структуры в связи со слабым антимонопольным законодательством.

Существует еще такое объединение юридических лиц, как некоммерческое партнерство — разновидносты договорного ассоциативного объединения коммерческих организаций (возможно некоммерческих организаций и граждан), основанного на членстве участников.

Для реализации своих уставных целей в рамках специальной правоспособности некоммерческое партнерство имеет право участвовать в предпринимательской деятельности, в том числе путем непосредственного производства, реализации товаров, услуг, ценных бумаг, а не только путем создания и участия в хозяйственных обществах.

В наше стране в последнее время создаются и торговые дома. Торговый дом — тип внешнеторговой организации, осуществляющей экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, организующей международную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующей в кредитно-финансовых операциях и других формах внешнеэкономических связей.

Согласно Закону РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» поргово-промышленные палаты — это общественные организации, которые образуются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимателыской деятелыности, урегулированию отношений предпринимателей с их социалыными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимателыства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи: •

оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей; •

содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов Российской Федерации, отраслей народного хозяйства и предприятий; •

организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами; •

содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области; •

оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства; •

содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества; •

принимают меры в рамках предоставленных им прав к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства; •

содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями; •

обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций; •

выполняют другие задачи с учетом положений международных договоров Российской Федерации.

Торгово-промышленные палаты имеют право: •

осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий и предпринимателей; •

представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах; •

оказывать содействие российским и иностранным предприятиям и предпринимателям в патентовании изобретений, по- лезных моделей, промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров; •

проводить по поручению российских и иностранных предприятий и предпринимателей экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров; •

удостоверять в соответствии с международной практикой сертификаты происхождения товаров, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности; •

вести негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом; •

организовывать международные выставки, а также обеспечивать подготовку и проведение выставок российских товаров за границей; •

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в Российской Федерации и за границей предприятия и учреждения, а также совместно с иностранными предприятиями и предпринимателями учреждать смешанные торгово-промышленные палаты; •

издавать газеты, журналы и другие печатные материалы для обеспечения предпринимательской деятельности; •

самостоятельно определять методы осуществления своей деятельности, устанавливать структуру, штатное расписание, численность работников, формы и размеры оплаты труда и материального стимулирования их труда; •

открывать свои филиалы и представительства, в том числе за границей; •

для разрешения экономических споров в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать третейские суды, утверждать положения о них и порядок рассмотрения споров третейскими судами; •

осуществлять иные полномочия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации (именуемая в дальнейшем ТПП России, Палата) является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на членстве, созданной по инициативе территориальных торгово-промышленных палат, российских коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, объединяющей своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и ее уставом.

В российской рыночной экономике, которая все еще находится в стадии развития и в которой основным видом ограничения конкуренции являются естественные монополии, оставшиеся еще с советских времен, такое явление, как картели, картельные соглашения встречается довольно редко, тем более что российское антимонопольное законодательство запрещает практически все (за небольшим исключением) виды картельных соглашений.

С одной стороны, это может быть и хорошо, но есть и другая сторона.

Например, картельные соглашения помогают развитию малых и средних предприятий, позволяют им удержаться на плаву в конкурентной борьбе с более крупными, облегчают им выход на внешний рынок (экспортные картели). Картели также создаются с целью преодоления производственных кризисов и восстановления баланса спроса и предложения в определенной отрасли (картель структурных кризисов). Все это конечно происходит в условиях жесткого контроля со стороны государства, который исключает возможные негативные последствия.

Картель — это ограничивающее конкуренцию соглашение между предприятиями, которые юридически и экономически остаются самостоятельными.

По своему содержанию картельные соглашения могут быть весьма разнообразны. Вершина их расцвета пришлась на период между Первой и Второй мировыми войнами, поэтому представленные ниже виды картелей являются отчасти «историческими формами», относящимися к тому времени, хотя многие из них и сейчас являются образцом практических действий.

Субмиссионный картель — объединяет предпринимателей, в его рамках распределяются общие оферты предложения на государственные заказы; ставит своей целью, чтобы входящие в него предприятия во время тендеров при размещении государственных заказов получали бы в порядке очередности добавку за завышенные цены. Это достигается тем, что во время торгов все члены картеля из числа участвующих в них предлагают продукцию по черезвычай- но завышенной цене. Часто картельным договором предусматриваются компенсационные платежи «победителей» тендера «проигравшим».

Картель, согласующий только единые условия продажи (но не цены), — устанаваливает для всех предприятий-участников опреде- ленные договором условия относительно их гарантийных услуг, сроков поставок, условий оплаты и т.д.

Картель согласованных размеров скидок — определяет условия и размеры скидок для предприятий-участников.

Картель минимальных цен — определяет цены, которые в процессе торговли не могут быть снижены.

Картель единой цены — устанавливает единые для всех членов картеля цены на рынке сбыта. Такой картель возможно создать лишь в том случае, если все входящие в него предприятия имеют примерно одинаковое качество продукции, так как иначе спрос концентрировался бы на продукции высшего качества. Фактически в прошлом большинство картелей единой цены создавались там, где группа предприятий производила достаточно гомогенный, однородный продукт (например, уголь, сталь, цемент). Обычно поводом для создания картеля рассматриваемого типа было падение цен, которое происходило из-за возникновения в отрасли избыточных производственных мощностей. Предприятия-члены картеля путем согласованного сбивания цены пытались переключить спрос на себя. Это часто приводило к тому, что картель единой цены превращался в квотовый картель.

Квотовый картель — выделяет каждому члену картеля определенную квоту (долю) производства продукции, которая не может быть превышена. При этом должно производиться лишь такое количество продукции, которое может быть реализовано при завышенных единых ценах. Кроме того, квотовый картель равномерно воздействует на все предприятия-участники, заставляя их снижать избыточные производственные мощности. Превышение установленных производственных квот карается штрафом, определенным картельным договором. Однако так как превышения квот часто оставались незамеченными, квотовый картель в конце концов трансформировался либо вливался в синдикат.

Синдикат — самая «жесткая» форма картеля. Реализация продукции всех участников синдиката осуществляется по единым ценам исключительно через центр по продажам, принадлежащий синдикату. Таким образом все предприятия-члены обязаны поставлять всю свою продукцию в синдикат, который благодаря этому имеет возможность контролировать соблюдение производственных квот. Нелегальная продажа продукции отдельными членами синдиката предотвращается с помощью самых различных мер, вплоть до постоянного контроля у заводских ворот.

Региональный картель — соглашения между предприятиями о территориальном разделе рынка сбыта между продавцами, благодаря чему отдельный продавец становится монополистом в своем регионе.

Экспортный картель — соглашение по условиям сбыта продукции на иностранных рынках.

Импортный картелы — соглашение импортеров внутри страны, направленное против иностранных фирм экспортеров.

Картелы специализации — каждый его участник обязывается производить один определенный продукт или тип продуктов. Таким образом каждый член картеля получает монопольное положение на рынке определенной продукции.

Картелы структурных кризисов — соглашение, которое должно обеспечить безболезненное свертывание производственных мощностей при устойчивом, не обусловленном коньюктурой сокращении сбыта. Такого рода картельное соглашение заключается обычно во время циклических спадов производства, в условиях, когда баланс спроса и предложения на продукцию отрасли резко нарушен (имеются большие запасы непроданной продукции), цены падают ниже среднеотраслевой себестоимости и значительное число предприятий отрасли вынуждены прекратить производство. В этом случае компании согласовывают между собой масштабы снижения производства и недогрузки мощностей до тех пор, пока избыток продукции не будет продан.

Объединение малых и средних предприятий служит для повышения их конкурентных шансов.

Таким образом, мы видим, что картели могут преследовать совершенно различные цели. Некоторые из них создаются с намерением добиться монопольной власти на рынке путем выбивания конкурентов, другие для того, чтобы пробиться на новый рынок, третьи — чтобы выйти из кризиса, и т.д. Это еще раз подтверждает, что картели могут давать как негативный, так и позитивный экономический эффект, поэтому все процессы, связанные с образованием и деятельностью картелей, подлежат законодательному регулированию и прямому государственному контролю.

Еще по теме:

  • Коап рф ст 2020 штраф Можно ли оплатить штраф за распитие спиртных напитков в общественном месте, со скидкой 50%? можно-ли оплатить штраф за распитие спиртных напитков в общественном месте со скидкой 50% ? с с […]
  • Заявление об ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении Заявление об ознакомлении с делом об административном правонарушении и изготовлении копий Образец заявления об ознакомлении с делом об административном правонарушении и изготовлении […]
  • Судебный приказ мировой суд образец Судебный приказ мировой суд образец Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры […]
  • Договор купли продажи автомобиля с задатком ТагАЗ Tager 5D ПАПКИН ТАНК › Бортжурнал › Образец ДКП с внесением задатка по которому мы покупали Танка Соствляли от руки в присутствии свидетелей, договор этот стал результатом […]
  • 129110 москва 110 заказное письмо что это Городская служебная почта (ГСП-7): кто отправляет заказные письма с такой пометкой? Что следует знать человеку, получившему извещение, на котором стоит отметка «Москва ГСП-7» (заказное […]
  • Ст121 тк рф комментарии Статья 121. Исчисление стажа работы, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются: время фактической […]