Реализация права на референдум граждан рф

Право на участие в референдуме

конституционное право граждан Российской Федерации участвовать

в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта

Российской Федерации, местном референдуме, в том числе

голосовать по проектам законов и нормативных правовых актов,

действующим законам и нормативным правовым актам, другим

вопросам государственного и местного значения, находящимся

соответственно в ведении Российской Федерации, субъекта

Российской Федерации, муниципального образования.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных

гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме

граждан Российской Федерации» правом голосовать на

референдуме, участвовать в предусмотренных законом и

проводимых законными методами иных действиях по подготовке

референдума обладает гражданин Российской Федерации, достигший

возраста 18 лет.

Гражданин Российской Федерации может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные

судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения

свободы по приговору суда.

Пребывание гражданина вне места его постоянного или

преимущественного проживания во время проведения на этой

территории референдума не может служить основанием для лишения

его права на участие в референдуме субъекта Российской

Реализация права на референдум граждан рф

Проблемы реализации права граждан на референдум

При определении предмета референдума законодатель, как правило, исходит из того, что на референдум публично-правового образования могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в его компетенции. С точки зрения законодательной техники требования к предмету референдума субъекта РФ и местного референдума устанавливаются путем определения вопросов, которые могут быть вынесены на референдум (позитивные требования), а в отношении всех видов референдума — в качестве общего запрета на принятие определенных решений независимо от предлагаемого вопроса, запрета на вынесение определенных вопросов (негативные требования). В отношении формулы референдума, то есть формулировки конкретного вопроса, выносимого на референдум, законодательством предусмотрены только позитивные требования. Нормы о предмете референдума должны быть сформулированы таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование данного правового института и исключить возможность принятия на референдуме неквалифицированного либо заранее известного решения.

При определении предмета любого референдума (не только субъекта РФ, но и местного) необходимо исходить из того, что на референдум могут быть вынесены только те вопросы, которые находятся в ведении соответствующего публично-правового образования. Такое правовое регулирование не нарушает принципа народного суверенитета, учитывает специфику федеративного государства и самостоятельность субъектов РФ в осуществлении государственной власти вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов.

Действующее законодательство не содержит запрета на принятие новой Конституции по инициативе граждан.

Известно, что пересмотр Конституции, влекущий разработку ее нового проекта — это внесение изменений и дополнений в нормы, включенные в главы 1, 2 и 9, то есть изменение так называемых «вечных» конституционных положений. Реализованная в России модель обеспечения стабильности Конституции состоит в том, что, с одной стороны, «вечные» положения могут быть изменены только путем принятия новой Конституции, а с другой — единственным основанием для принятия новой Конституции является подтвержденная Конституционным Собранием необходимость изменения «вечных» положений.

При внесении гражданами инициативного проекта не ставится вопрос о пересмотре положений действующей Конституции, что по смыслу статей 134-135 Конституции не является предложением о пересмотре, вносимом уполномоченными субъектами, не влечет возбуждение вопроса о пересмотре Конституции Федеральным Собранием, не дает оснований для созыва Конституционного Собрания.

По своей правовой сущности непосредственная демократия является юридически первичной, приоритетной перед представительной, в связи с чем ограничения права граждан на референдум, принимаемые парламентом, не могут носить характера чрезмерных, умаляющих право граждан РФ на принятие решений на референдуме.

Одна форма прямой демократии (референдум) не должна отрицать либо нивелировать другую форму (выборы), а представительная демократия не должна противопоставляться непосредственной. Как указал Конституционный Суд РФ: «Провозглашая референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа», Конституция РФ исходит из того, что названные высшие формы непосредственной демократии, имея каждая собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязаны, дополняют друг друга. Последовательность их перечисления в ст.3 Конституции РФ (референдум — свободные выборы) не дает основания для вывода о придании приоритетной роли референдуму, как не свидетельствует о приоритетной роли свободных выборов (ст.32 Конституции РФ), которая, определяя право граждан на участие в непосредственном осуществлении народовластия, называет сначала право избирать и быть избранным в органы публичной власти, а затем — право участвовать в референдуме. Периоды, в течение которых референдум Российской Федерации не может быть инициирован и проведен, не должны приводить к фактической отмене института референдума. Поскольку федеральное законодательство призвано обеспечивать равные возможности участия граждан Российской Федерации в выборах федеральных органов государственной власти и в референдуме Российской Федерации, периоды, в течение которых граждане могут осуществить свободное волеизъявление в одной и другой формах, должны быть соразмерны. Во всяком случае, период, в течение которого граждане Российской Федерации вправе выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и непосредственно участвовать в нем, должен составлять не менее половины избирательного цикла.

Рассматривая вопрос о запрете выдвижения инициативы назначения и проведения референдума РФ в последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы, а равно в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ, Конституционный Суд РФ признал такой запрет конституционным: «Поскольку одновременное проведение выборов и референдума в силу объективных обстоятельств может воспрепятствовать адекватному волеизъявлению граждан и привести к снижению эффективности и той и другой формы непосредственного народовластия, федеральный законодатель вправе ввести регулирование, при котором осуществление кампании по проведению референдума не совпадает с избирательной кампанией. При этом он должен соблюдать требования Конституции Российской Федерации, в том числе закрепленный ею принцип периодичности выборов».

Таким образом, право граждан Российской Федерации на участие в референдуме определяется, как конституционное право граждан Российской Федерации голосовать по вопросам референдума, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума.

Понятием «конституционное право граждан на участие в референдуме» охватывается сложный комплекс как конституционных, так и производных от них иных прав граждан, обеспечивающих путем свободного волеизъявления реализацию принадлежащей народу власти, непосредственное решение наиболее важных вопросов государственного и местного значения.

Глава 2. Порядок назначения референдумов.

Статья 12. Назначение референдумов.
Всеукраинский референдум назначается Верховным Советом Украины, местные референдумы — соответствующими местными Советами народных депутатов.

Статья 13. Назначение референдумов по требованию граждан Украины и народных депутатов.
Верховный Совет Украины также назначает всеукраинский референдум:
1) по вопросам утверждения или отмены Конституции Украины, а также по вопросам досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Украины, Президента Украины — если этого требуют не менее трех миллионов граждан Украины, имеющих право участвовать в референдуме;
2) по вопросам утверждения или отмены Конституции и иных законодательных актов Украины, которые в соответствии с настоящим Законом могут выноситься на всеукраинский референдум, за исключением вопросов досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Украины и Президента Украины — если этого требуют не менее половины народных депутатов Украины.
Местный Совет народных депутатов также назначает местный референдум по требованию депутатов, составляющих не менее половины от общего состава Совета народных депутатов, или по требованию, подписанному одной десятой частью граждан Украины, постоянно проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы и имеющих право участвовать в референдуме.

Статья 14. Реализация права требования референдумов народными депутатами.
Требование народных депутатов, составляющих не менее половины от общего числа народных депутатов Украины или местного Совета народных депутатов, о проведении референдума реализуется путем поименного голосования на пленарном заседании соответствующего Совета народных депутатов или путем сбора подписей народных депутатов. Подписи народных депутатов Украины удостоверяет Секретариат Верховного Совета Украины, депутатов местных Советов народных депутатов — председатель соответствующего местного Совета народных депутатов.

Статья 15. Реализация права требования референдумов гражданами Украины.
Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении всеукраинского референдума принадлежит гражданам Украины, имеющим право на участие в референдуме, а под требованием о назначении местного референдума — гражданам Украины, постоянно проживающим на территории соответствующей административно-территориальной единицы и имеющим право на участие в референдуме.
Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы референдума, образуемые в соответствии с настоящим Законом.

Статья 16. Образование инициативных групп референдумов.
Инициативная группа всеукраинского референдума образуется на собрании граждан Украины, в котором участвуют не менее 200 лиц, имеющих право на участие в референдуме.
Инициативная группа областного, городского (городов республиканского и областного подчинения), районного, районного в городе референдума образуется на собрании при участии не менее 200 граждан Украины, а городского (городов районного подчинения), поселкового и сельского референдума — на собрании при участии не менее 50 граждан Украины, имеющих право на участие в референдуме и постоянно проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Не позднее чем за десять дней до проведения собрания по вопросу всеукраинского референдума его инициаторы должны письменно сообщить о времени, месте и цели собрания председателю районного, городского (городов республиканского и областного подчинения) Совета народных депутатов, на территории которого будет проводиться собрание, а собрания по вопросам местного референдума — председателю местного Совета народных депутатов, в пределах территории которого предлагается провести местный референдум.
Перед началом собрания проводится регистрация участников собрания, составляется их список с указанием фамилий, имен и отчеств, места жительства. На собрании избираются его председатель и секретарь; дальнейшая повестка дня должна включать обсуждение целесообразности проведения референдума и формулировку вопроса, который предлагается на него вынести.
В случае одобрения большинством участников собрания предложения о проведении референдума и утверждении формулировки вопроса, который предлагается на него вынести, избирается инициативная группа, которой поручается организация сбора подписей граждан.
Инициативная группа всеукраинского референдума состоит не менее чем из 20 граждан Украины, имеющих право участвовать в референдуме. Инициативная группа местного референдума состоит не менее чем из 10 граждан Украины, имеющих право участвовать в референдуме и постоянно проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
О проведении собрания составляется протокол с указанием результатов голосования по вопросам повестки дня.
Документы проведенного собрания — список его участников, протокол собрания, точная формулировка вопроса, который предлагается вынести на референдум, и список членов инициативной группы с указанием данных документов, удостоверяющих их личности, подписываются председателем и секретарем собрания.

Статья 17. Регистрация инициативных групп.
Инициативные группы всеукраинского референдума регистрируются Центральной комиссией по всеукраинскому референдуму по представлению председателей районных, городских (городов республиканского и областного подчинения) Советов народных депутатов, на территории которых проведено собрание граждан, избравших инициативную группу.
Инициативные группы местного референдума регистрируются председателями местных Советов народных депутатов, в пределах территории которых предлагается провести местный референдум.
Для регистрации инициативной группы председателю соответствующего Совета народных депутатов представляются документы собрания граждан, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, а также подписанное членами инициативной группы обязательство о соблюдении ими законодательства Украины о референдуме.
В случае соответствия представленных документов требованиям настоящего Закона председатель соответствующего местного Совета народных депутатов в 10-дневный срок представляет документы по инициативной группе всеукраинского референдума в Центральную комиссию по всеукраинскому референдуму или регистрирует инициативную группу местного референдума, после чего в трехдневный срок выдает инициативной группе местного референдума свидетельство о регистрации и удостоверения членов инициативной группы по формам, устанавливаемым Президиумом Верховного Совета Украины.
В свидетельстве о регистрации инициативной группы местного референдума на основе списков граждан, принимавших участие в последнем по времени референдуме, или списков избирателей последних по времени выборов указывается точное число граждан, подписи которых необходимы для поддержки требования о проведении местного референдума, и срок сбора подписей.
В случае соответствия представленных документов по инициативной группе всеукраинского референдума требованиям настоящего Закона Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму в 15-дневный срок регистрирует инициативную группу всеукраинского референдума, после чего в трехдневный срок выдает инициативной группе всеукраинского референдума свидетельство о регистрации и удостоверения членов инициативной группы по формам, установленным Президиумом Верховного Совета Украины. В свидетельстве о регистрации инициативной группы всеукраинского референдума указывается срок сбора подписей.
При регистрации инициативных групп всеукраинского референдума им должны быть присвоены порядковые номера, а инициативных групп местного референдума — и наименования, отвечающие наименованиям соответствующих Советов народных депутатов.
Сведения о зарегистрированных инициативных группах всеукраинского референдума представляются в Президиум Верховного Совета Украины.
Сведения о регистрации инициативных групп публикуются в печати.
Общее количество создаваемых инициативных групп по каждому референдуму не ограничивается.
Плата за регистрацию инициативных групп не взимается. Советы народных депутатов, другие государственные органы и учреждения Украины не несут расходов, связанных с организацией и деятельностью инициативных групп. Отказ в регистрации инициативной группы или отсутствие решения о регистрации могут быть обжалованы членами инициативной группы в районный (городской) народный суд по местонахождению Центральной комиссии по всеукраинскому референдуму или соответствующего Совета народных депутатов.

Статья 18. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами.
Со дня получения свидетельства о регистрации инициативная группа имеет право организовывать и беспрепятственно осуществлять сбор подписей на листах для подписей граждан под требованием о проведении референдума (подписных листах).
Общий срок сбора подписей по вопросу о проведении всеукраинского референдума не должен превышать трех месяцев, а местного референдума — одного месяца со дня получения свидетельства о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп.
На каждом подписном листе должны быть наименование, порядковый номер инициативной группы, порядковый номер подписного листа и формулировка вопроса, который предлагается вынести на референдум. Формы подписных листов всеукраинского и местных референдумов утверждаются Центральной комиссией по всеукраинскому референдуму.
Члены инициативной группы должны предупредить гражданина Украины, что его подпись может быть поставлена только на одном подписном листе под данным требованием о проведении референдума.
Гражданин Украины, поддерживающий требование о проведении референдума, ставит свою подпись на подписном листе, указывая при этом свою фамилию, имя и отчество, дату подписания. Член инициативной группы указывает в подписном листе согласно документам гражданина дату его рождения и место постоянного проживания. При отсутствии у гражданина документа, удостоверяющего личность, подпись гражданина считается недействительной и не за-считывается.
После заполнения подписного листа в нем делается запись об общем числе подписей граждан. Правильность сведений, занесенных в подписной лист, удостоверяется подписями двух членов инициативной группы.
В течение десяти дней со дня последней по времени подписи граждан на подписном листе и не позднее указанного срока сбора подписей под данным требованием о проведении референдума подписи членов инициативной группы на подписном листе должны быть заверены должностным лицом, специально назначенным для этого председателем районного, городского (городов республиканского и областного подчинения) Совета народных депутатов, на территории которого проводится сбор подписей инициативной группой всеукраинского референдума, или председателем местного Совета народных депутатов, зарегистрировавшего инициативную группу местного референдума. При этом может быть снята копия подписного листа.

Статья 19. Ответственность за нарушение порядка сбора подписей.
Во время сбора подписей председатель соответствующего местного Совета народных депутатов, где заверяются подписи членов инициативной группы, организует проверку указанных в подписных листах сведений. В случае выявления нарушений порядка сбора подписей и оформления подписных листов председатель районного, городского (городов республиканского и областного подчинения) Совета народных депутатов, на территории которого осуществляется деятельность инициативной группы всеукраинского референдума, вносит представление в Центральную комиссию по всеукраинскому референдуму.
Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму после рассмотрения представления в 10-дневный срок может принять решение о прекращении деятельности членов инициативной группы, допустивших нарушения, признании недействительными их удостоверений, а также подписных листов или подписей отдельных граждан, внесенных в подписные листы с нарушением предусмотренного настоящим Законом порядка.
Если нарушения допущены во время сбора подписей для проведения местного референдума, решение о прекращении деятельности членов инициативной группы, признании недействительными удостоверений, подписных листов и подписей отдельных граждан принимается в 10-дневный срок председателем того местного Совета народных депутатов, где зарегистрирована инициативная группа местного референдума.
В случае повторного нарушения порядка сбора подписей инициативной группой соответственно Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму или председатель местного Совета народных депутатов, где зарегистрирована инициативная группа местного референдума, могут принять решение о прекращении деятельности инициативной группы, признании недействительными свидетельства о ее регистрации, удостоверений членов группы, подписных листов или подписей отдельных граждан, внесенных в подписные листы с нарушениями. При этом документы инициативной группы всеукраинского референдума и собранные ею подписные листы передаются в Центральную комиссию по всеукраинскому референдуму, а инициативной группы местного референдума — в соответствующий местный Совет народных депутатов. Подписи граждан на переданных подписных листах, за исключением признанных недействительными, учитываются при окончательном подсчете общего числа подписей граждан Украины, требующих проведения референдума.

Статья 20. Подсчет подписей граждан Украины, требующих проведения референдума.
После завершения сбора подписей инициативная группа в трехдневный срок составляет итоговый протокол, в котором указываются общее число подписей граждан, собранных на территории соответствующего местного Совета народных депутатов, дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей.
Подписные листы всеукраинского референдума по акту передаются на хранение председателю районного, городского (городов республиканского и областного подчинения) Совета народных депутатов, на территории которого проводился сбор подписей, а подписные листы местного референдума — председателю местного Совета народных депутатов, в пределах территории которого предлагается провести референдум. Подписные листы хранятся в течение двух месяцев после проведения референдума. В акте указывается общее количество подписных листов и подписей граждан. Акт в трех экземплярах подписывается не менее чем тремя членами инициативной группы и председателем соответствующего Совета народных депутатов или его заместителем.
Группа всеукраинского референдума в недельный срок после подписания акта передает итоговый протокол и акт вместе с требованием о проведении референдума в Центральную комиссию по всеукраинскому референдуму.
Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму обеспечивает регистрацию документов, направленных всеми инициативными группами всеукраинского референдума по данному вопросу; в течение одного месяца со дня поступления соответствующих документов проводит выборочную или полную проверку достоверности направленных документов; подводит общие итоги сбора подписей в целом по Украине, о чем составляется протокол.
Если в подписных листах обнаружено две или более подписей одного гражданина, его подписи не учитываются.
Протокол и документы проверки в трехдневный срок передаются Центральной комиссией по всеукраинскому референдуму в Президиум Верховного Совета Украины, который рассматривает их в двухнедельный срок со дня поступления.
Президиум Верховного Совета Украины может поручить выборочную или полную проверку-полученных документов народным депутатам Украины и соответствующим местным Советам народных депутатов, после чего выносит вопрос о проведении всеукраинского референдума на рассмотрение сессии Верховного Совета Украины.
Председатель местного Совета народных депутатов, в пределах территории которого предлагается провести местный референдум, обеспечивает регистрацию документов, направленных всеми инициативными группами местного референдума по данному вопросу; в течение 15 дней со дня поступления соответствующих документов организует проведение выборочной или полной проверки достоверности направленных документов и подведение итогов сбора подписей с участием представителей всех инициативных групп местного референдума по данному вопросу, о чем составляется акт. Акт подписывается председателем местного Совета народных депутатов и представителями всех инициативных групп, после чего вопрос о проведении местного референдума выносится на рассмотрение сессии соответствующего Совета народных депутатов.
В том случае, когда в указанный настоящим Законом срок под требованием о проведении референдума не собрано достаточного числа подписей граждан Украины, всеукраинский или местный референдум не проводится, о чем принимается решение соответственно Президиумом Верховного Совета Украины или председателем местного Совета народных депутатов, в пределах территории которого предлагалось провести референдум.

Статья 21. Принятие решения по вопросу проведения референдума.
Верховный Совет Украины, соответствующий местный Совет народных депутатов после получения должным образом оформленного предложения принимают на сессии в месячный срок одно из следующих решений:
1) о назначении референдума;
2) об отклонении предложения о проведении референдума при наличии серьезных нарушений настоящего Закона, влияющих на основания для назначения референдума;
3) о принятии решения, предлагаемого в требовании о назначении референдума, без последующего проведения референдума.
В случае, если на всеукраинский референдум выносится вопрос о досрочном прекращении полномочий Президента Украины, решение принимается большинством, не менее двух третей от общего числа народных депутатов Украины.

Статья 22. Содержание решения о назначении референдума.
В решении о назначении референдума определяется дата проведения референдума, указываются название проекта закона, решения, содержание вопроса, выносимого на референдум.
Дата проведения всеукраинского референдума назначается не ранее чем за три и не позднее чем за четыре месяца, а местного референдума — не ранее чем за месяц и не позднее чем за два месяца со дня принятия решения о проведении референдума.
Сообщение о назначении референдума и содержание проекта закона, решения, иного вопроса, выносимого на референдум, объявляется, соответственно, в республиканских и местных средствах массовой информации в 10-дневный срок после принятия решения о его назначении.

Глава II. ГАРАНТИИ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

Глава II. ГАРАНТИИ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 12. Вопросы референдума

1. Вопросы, подлежащие вынесению на референдум Российской Федерации, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум Российской Федерации, определяются федеральным конституционным законом.

2. На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

3. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

4. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Российской Федерации. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.

5. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

6. Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

7. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

8. На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

9. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

Статья 13. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума

1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума.

3. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводятся. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума.

4. Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

Статья 14. Инициатива проведения референдума

1. Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.

2. Федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам.

3. Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 настоящего Федерального закона. Выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.

4. Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, образованная в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, должна представить в орган, установленный федеральным конституционным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

Статья 15. Назначение референдума

1. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные соответственно уровню референдума Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

2. Принятие органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

3. Референдум Российской Федерации назначается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом.

4. Референдум субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации.

5. Местный референдум назначается в соответствии с настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок — судом.

6. Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума — не менее чем за 45 дней до дня голосования.

7. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования голосование на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено уполномоченным на то органом на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

8. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Реализация права на референдум граждан рф

При определении предмета референдума законодатель, как правило, исходит из того, что на референдум публично-правового образования могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в его компетенции. С точки зрения законодательной техники требования к предмету референдума субъекта РФ и местного референдума устанавливаются путем определения вопросов, которые могут быть вынесены на референдум (позитивные требования), а в отношении всех видов референдума — в качестве общего запрета на принятие определенных решений независимо от предлагаемого вопроса, запрета на вынесение определенных вопросов (негативные требования). В отношении формулы референдума, то есть формулировки конкретного вопроса, выносимого на референдум, законодательством предусмотрены только позитивные требования. Нормы о предмете референдума должны быть сформулированы таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование данного правового института и исключить возможность принятия на референдуме неквалифицированного либо заранее известного решения.

При определении предмета любого референдума (а не только субъекта РФ и местного) необходимо исходить из того, что на референдум могут быть вынесены только те вопросы, которые находятся в ведении соответствующего публично-правового образования. Такое правовое регулирование не нарушает принципа народного суверенитета, учитывает специфику федеративного государства и самостоятельность субъектов РФ в осуществлении государственной власти вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов .

Действующее законодательство не содержит запрета на принятие новой Конституции по инициативе граждан.

Известно, что пересмотр Конституции, влекущий разработку ее нового проекта, — это внесение изменений и дополнений в нормы, включенные в главы 1, 2 и 9, то есть изменение так называемых «вечных» конституционных положений. Реализованная в России модель обеспечения стабильности Конституции состоит в том, что, с одной стороны, «вечные» положения могут быть изменены только путем принятия новой Конституции, а с другой — единственным основанием для принятия новой Конституции является подтвержденная Конституционным Собранием необходимость изменения «вечных» положений.

При внесении гражданами инициативного проекта не ставится вопрос о пересмотре положений действующей Конституции, что по смыслу статей 134-135 Конституции не является предложением о пересмотре, вносимом уполномоченными субъектами, не влечет возбуждение вопроса о пересмотре Конституции Федеральным Собранием, не дает оснований для созыва Конституционного Собрания.

По своей правовой сущности непосредственная демократия является юридически первичной, приоритетной перед представительной, в связи с чем ограничения права граждан на референдум, принимаемые парламентом, не могут носить характера чрезмерных, умаляющих право граждан РФ на принятие решений на референдуме.

Одна форма прямой демократии (референдум) не должна отрицать либо нивелировать другую форму (выборы), а представительная демократия не должна противопоставляться непосредственной. Как указал Конституционный Суд РФ: «Провозглашая референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа , Конституция РФ исходит из того, что названные высшие формы непосредственной демократии, имея каждая собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязаны, дополняют друг друга. Последовательность их перечисления в ст. 3 Конституции РФ (референдум — свободные выборы) не дает основания для вывода о придании приоритетной роли референдуму, как не свидетельствует о приоритетной роли свободных выборов ст. 32 Конституции РФ, которая, определяя право граждан на участие в непосредственном осуществлении народовластия, называет сначала право избирать и быть избранным в органы публичной власти, а затем — право участвовать в референдуме. Периоды, в течение которых референдум Российской Федерации не может быть инициирован и проведен, не должны приводить к фактической отмене института референдума. Поскольку федеральное законодательство призвано обеспечивать равные возможности участия граждан Российской Федерации в выборах федеральных органов государственной власти и в референдуме Российской Федерации, периоды, в течение которых граждане могут осуществить свободное волеизъявление в одной и другой формах, должны быть соразмерны. Во всяком случае период, в течение которого граждане Российской Федерации вправе выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и непосредственно участвовать в нем, должен составлять не менее половины избирательного цикла» По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона от 27 сентября 2002 года «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2003 г. N 10-П с особым мнением судьи Конституционного Суда РФ В.О. Лучина, особым мнением судьи Конституционного Суда РФ В.Г. Ярославцева//СЗ РФ. 2003. N 25. Ст. 2564..

Рассматривая вопрос о запрете выдвижения инициативы назначения и проведения референдума РФ в последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы, а равно в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ, Конституционный Суд РФ признал такой запрет конституционным: «Поскольку одновременное проведение выборов и референдума в силу объективных обстоятельств может воспрепятствовать адекватному волеизъявлению граждан и привести к снижению эффективности и той и другой формы непосредственного народовластия, федеральный законодатель вправе ввести регулирование, при котором осуществление кампании по проведению референдума не совпадает с избирательной кампанией. При этом он должен соблюдать требования Конституции Российской Федерации, в том числе закрепленный ею принцип периодичности выборов»

Рядом стоит проблема круга субъектов, имеющих право инициировать проведение референдума. Наиболее широк он при проведении местного референдума. Согласно ст. 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», референдум назначается по инициативе граждан, политических партий, общественных организаций, поддержанной не более чем 5% участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования, либо по совместному решению представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования. В соответствии с п. 1-2 ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» инициатива проведения референдума в РФ принадлежит гражданам РФ, имеющим право на участие в референдуме, федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам. В соответствии со ст. 134 Конституции РФ инициировать референдум по принятию новой Конституции может Конституционное Собрание, причем проведение такого референдума является обязательным. Однако ни один из действующих сегодня федеральных законов не содержит указания на иных субъектов, которые вправе инициировать проведение референдума субъекта РФ.

Вместе с тем п. 4 ст. 12 Федерального закона » Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации » установил, что конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, местный референдум. Федеральный законодатель фактически лишил субъекты РФ возможности решать отдельные вопросы, находящиеся в их компетенции либо в совместном ведении субъекта РФ и РФ, поскольку ни один из органов власти субъекта РФ не может инициировать проведение референдума. Безусловно, обеспечение интересов защиты права граждан РФ, проживающих в субъекте РФ, на участие в управлении делами соответствующего публично-правового образования позволяет требовать определения круга инициаторов референдума актом достаточно высокой юридической силы, но вряд ли это должен быть именно федеральный закон. Если федеральный законодатель уполномочил субъект РФ определить, какие вопросы в данном субъекте подлежат обязательному решению на референдуме, то необходимо определить орган, который обязан вынести такой вопрос на референдум.

Таким образом, право граждан Российской Федерации на участие в референдуме определяется как конституционное право граждан Российской Федерации голосовать по вопросам референдума, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума.

Понятием «конституционное право граждан на участие в референдуме» охватывается сложный комплекс как конституционных, так и производных от них иных прав граждан, обеспечивающих путем свободного волеизъявления реализацию принадлежащей народу власти, непосредственное решение наиболее важных вопросов государственного и местного значения.

Еще по теме:

  • Новая форма выписки из похозяйственной книги на земельный участок Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 7 марта 2012 г. № П/103 “Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права […]
  • 2126 коап Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 2126-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Леоновой Натальи Владимировны на нарушение ее конституционных прав […]
  • Котельники земельный участок Продажа земельных участков в районе Котельники го в Подмосковье Участок на земле населенного пункта в г. Котельники? До м. Котельники 1 остановка на автобусе? На Ново-Рязанском шоссе в 4 […]
  • Закон 13 об ипотеке Закон Украины "Об ипотеке" Закон об ипотеке в Украине регламентирует отношения ипотекодателя и ипотекодержателя, а также все сопутствующие вопросы. Законодательство Украины об ипотеке […]
  • Положение о бесплатной приватизации жилья Положение 4 Примерное положение о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации Примерное положение о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации […]
  • Вск калькулятор страховки Лучшая страховкадля путешествий Подходит для визы 3 минуты на оформление Готовый полис на e-mail Что входит в страховку? Задержка рейса: Компенсация расходов на питание / напитки при […]