Размер материальная помощь в 2012 году

Ежегодная одноразовая материальная помощь работникам предприятия в 2012 году

Особенности документирования, учета и налогообложения

Ежегодная одноразовая материальная помощь, которую предприятие выплачивает своим работникам, может иметь разный характер:

  • систематический — предоставляется всем или большинству работников;
  • разовый — предоставляется отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами и т. п.

Особенности документирования, учета и налогообложения для этих двух видов помощи разные, поэтому рассмотрим их отдельно.

Ежегодная помощь, которая имеет систематический характер и предоставляется всем работникам или большинству

Некоторые предприятия в качестве поощрения выплачивают работникам ежегодную одноразовую материальную помощь, которую приурочивают к разным событиям. Например, перед отпуском на оздоровление, по случаю праздника Нового года и т. п.

Специфика указанных одноразовых выплат заключается в том, что они, во-первых, устанавливаются коллективным договором предприятия или другим аналогичным документом, во-вторых, предоставляются всем или большинству работников. То есть имеют систематический характер.

Основания предоставления

В соответствии с пп. 2.3.3 п. 2.3 раздела второго Инструкции № 5 материальная помощь, которая имеет систематический характер, предоставлена всем работникам или большинству (на оздоровление, в связи с экологическим положением, кроме сумм, указанных в п. 3.31 этой Инструкции) в составе других поощрительных и компенсационных выплат, относится к фонду оплаты труда.

Согласно ст. 97 КЗоТ оплата труда работников осуществляется по почасовой, сдельной или другим системам оплаты труда. Оплата может производиться по результатам индивидуальных и коллективных работ.

Формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями. Если коллективный договор на предприятии, в учреждении, организации не заключен, собственник или уполномоченный им орган обязан согласовать эти вопросы с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), представляющим интересы большинства работников, а в случае его отсутствия — с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом.

Следовательно, предоставление ежегодной одноразовой материальной помощи (в качестве поощрительной выплаты) должно устанавливаться коллективным договором.

При отсутствии коллективного договора предоставление такой помощи нужно согласовывать с представительским органом трудового коллектива (профсоюзным органом, представителем и т. п.).

Например, при отсутствии коллективного договора предприятие может разработать положение о предоставлении помощи, или же руководителем будет утвержден соответствующий приказ. Положение (приказ) должны иметь согласование представительного органа трудового коллектива. То есть на документе должна стоять виза такого органа «Погоджено», дата согласования, название представительного органа, фамилия представителя(ей) и его(их) подпись (подписи, если орган коллегиальный).

Документирование

Определенного нормативными документами порядка документирования для данной ситуации нет, поэтому каждое предприятие устанавливает его самостоятельно.

При этом следует принять во внимание такой принципиальный момент. Инициатива выплаты помощи исходит большей частью от предприятия (руководителя). Основанием является наступление соответствующего события, предусмотренного коллективным договором или другим документом, которым устанавливается предоставление помощи. Например, если по условиям коллективного договора помощь предоставляется работникам по случаю праздника Нового года, то именно наступление последнего и является событием, побуждающим предприятие (в лице руководителя) осуществить выплату вознаграждения.

Как правило, руководитель предприятия издает соответствующий приказ, в котором указывается о наступлении соответствующего события, делается ссылка на норму коллективного договора и отдается распоряжение бухгалтерии начислить помощь определенным работникам в определенном размере.

С приказом ознакомляются главный бухгалтер и бухгалтер, осуществляющий начисление заработной платы работникам. Затем приказ передается в бухгалтерию. На основании этого приказа осуществляется начисление помощи работникам.

Хотя может применяться и другой вариант документирования: работник пишет заявление с просьбой предоставить помощь, руководитель предприятия визирует его и заявление передается в бухгалтерию для начисления помощи.

Таким образом, предприятие самостоятельно выбирает порядок, который считает наиболее приемлемым. Целесообразно такой порядок прописать в коллективном договоре или другом аналогичном документе.

Бухгалтерский учет

Как уже указывалось, материальная помощь, имеющая систематический характер, относится к фонду оплаты труда. Для ее учета применяется счет 66 «Расчеты по выплатам работникам».

Сумма начисленной помощи включается в состав расходов. Конкретный счет расходов зависит от того, к какому подразделению относится работник — получатель помощи. Например, если это работник производственного персонала — счет 23 «Производство», административного — счет 92 «Административные расходы» и т. п.

Начисление помощи отражается бухгалтерской записью по дебету счетов 23, 91, 92, 93, 94 и кредиту счета 66.

Удержание ЕСВ, НДФЛ: по дебету счета 66 и кредиту счетов 65, 66.

Выплата работникам: по дебету счетов 30, 31 и кредиту счета 66.

Налогообложение

Налог на прибыль

Согласно п. 142.1 ст. 142 Налогового кодекса в состав расходов плательщика налога включаются расходы на оплату труда физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком налога (далее — работники), которые включают начисленные расходы на оплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, возмещений стоимости товаров, работ, услуг, расходы на оплату авторского вознаграждения и за выполнение работ, услуг в соответствии с договорами гражданско-правового характера, любая другая оплата в денежной или натуральной форме, установленная по договоренности сторон (кроме сумм материальной помощи, освобождаемых от налогообложения согласно нормам раздела IV этого Кодекса).

Материальная помощь, имеющая систематический характер, является одной из составляющих заработной платы (другая поощрительная выплата). Такая помощь будет включаться в состав налоговых расходов в общеустановленном порядке.

Налог на доходы физических лиц

Подпунктом 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса установлено, что для целей раздела IV «Налог на доходы физических лиц» этого Кодекса заработная платаэто основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.

Материальная помощь систематического характера относится к другим поощрительным выплатам. То есть с позиции Налогового кодекса в целях обложения НДФЛ такая материальная помощь также рассматривается как заработная плата.

В соответствии с пп. 163.1.1 п. 163.1 ст. 163 Налогового кодекса объектом налогообложения резидента является общий месячный налогооблагаемый доход.

Согласно пп. 164.2.1 п. 164.2 ст. 164 этого Кодекса в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) плательщику налога в соответствии с условиями трудового договора (контракта).

С учетом указанного сумма материальной помощи, имеющей систематический характер, включается в общий месячный налогооблагаемый доход плательщика налога и облагается налогом по ставкам, установленным п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса, с учетом требований п. 164.6 ст. 164 этого Кодекса. То есть такая материальная помощь облагается налогом как обычная заработная плата.

К начисленной заработной плате отчетного месяца (включая сумму материальной помощи) может быть применена налоговая социальная льгота, установленная ст. 169 Налогового кодекса.

База налогообложения определяется как сумма начисленной заработной платы (включая материальную помощь), уменьшенная на сумму удержанного единого взноса и сумму налоговой социальной льготы при ее наличии.

В зависимости от размера заработной платы отчетного месяца (включая сумму материальной помощи) она облагается налогом по ставке 15 или 17%.

Такая же точка зрения относительно налогообложения приведена в письме № 11552/6/17-0715.

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ данная помощь отражается с признаком дохода 101 «Доходы в виде заработной платы».

Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование

Базой для начисления единого взноса для предприятий, учреждений и организаций, которые используют труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, является сумма начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом об оплате труда (п. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ).

Определение видов выплат, относящихся к основной, дополнительной заработной плате и другим поощрительным и компенсационным выплатам, при начислении единого взноса предусмотрено Инструкцией № 5.

Как уже указывалось, согласно пп. 2.3.3 п. 2.3 раздела второго этой Инструкции такая материальная помощь относится к фонду оплаты труда. Причем она не указана в Перечне № 1170 как такая, на которую не начисляется единый взнос.

Из вышеуказанного следует, что материальная помощь, имеющая систематический характер, как составляющая оплаты труда является базой для начисления и удержания единого взноса. Единый взнос начисляется и удерживается в общеустановленном порядке, определенном для заработной платы.

То же указано в письме № 2929/03-30.

В табл. 1 на условном числовом примере представлен бухгалтерский и налоговый учет начисления и выплаты материальной помощи, имеющей систематический характер (помощь в сумме 2000 грн. выплачивается работнику административного подразделения).


п/п

Содержание хозяйственной операции

Размер материальная помощь в 2012 году

Нюансы налогообложения материальной помощи в 2012 году

На сегодняшний день почти каждое предприятие имеет практику предоставления своим работникам материальной помощи. Учитывая то, что она бывает разных видов (целевая и нецелевая, систематическая и несистематическая) и каждый вид имеет свои особенности налогообложения, бухгалтерам очень важно четко различать их и правильно отражать в учете.

О видах материальной помощи, предоставляемой работникам, порядке отражения их в бухгалтерском учете и налогообложении пойдет речь в данной статье.

Прежде всего отметим, что конкретного определения термина «материальная помощь», как и конкретного перечня видов материальной помощи, на данный момент действующее законодательство не содержит. К документам, которые определяют виды материальной помощи, предоставляемой физлицам предприятиями, относятся НК Украины и Инструкция N 5.

Так, Инструкция N 5 к материальной помощи относит:

— материальную помощь систематического характера, предоставляемую всем или большинству работников (на оздоровление, в связи с экологической ситуацией и т. д.) (пп. 2.3.3 п. 2.3);

— социальную помощь и выплаты, установленные коллективным договором (работникам, находящимся в отпуске по уходу за детьми, при рождении ребенка, родителям несовершеннолетних детей) (п. 3.4);

— единовременную помощь при выходе на пенсию, предусмотренную законодательством или коллективным договором (п .3.6);

— оплату услуг медучреждений за лечение работника (п. 3.30);

— материальную помощь разового характера, предоставляемую отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на лечение, оздоровление детей (п. 3.31);

— материальную и благотворительную помощь, предоставляемую неработникам предприятия (п. 3.32).

Налоговый кодекс Украины определяет следующие виды помощи, предоставляемой предприятием:

— денежные средства или стоимость услуг (имущества) в виде помощи на лечение и медицинское обслуживание (пп. 165.1.19 п. 165.1 ст. 165);

— благотворительная целевая помощь (пп. 170.7.4 п. 170.7 ст. 170);

— благотворительная нецелевая помощь (пп. 170.7.3 п. 170.7 ст. 170). Согласно пп. 170.7.1 п. 170.7 ст. 170 разд. IV НК Украины целевой является благотворительная помощь, которая предоставляется под определенные условия и направления ее расходования, а нецелевой считается помощь, предоставляемая без установления таких условий или направлений.

Следует отметить, что порядок налогообложения материальной помощи зависит от ее вида.

Документальное оформление выплаты материальной помощи зависит от того, в каком порядке — добровольном или обязательном — она предоставляется. Так, если выплата материальной помощи закреплена законодательно или в коллективном договоре, то предоставление материальной помощи оформляется приказом руководителя.

Если предоставление материальной помощи для предприятия не является обязательным, то ее выплата оформляется следующим образом. Заявитель обращается с соответствующим заявлением, по результатам рассмотрения которого принимается решение об удовлетворении просьбы или об отказе. При положительном решении о предоставлении материальной помощи составляется приказ руководителя.

Нюансы налогообложения указанных выше видов материальной помощи рассмотрим ниже по каждому виду отдельно.

Материальная помощь систематического характера

Под материальной помощью, имеющей систематический характер, следует понимать выплаты, осуществляемые регулярно (при наступлении определенного случая) всем или большинству работников предприятия (например, помощь на оздоровление при уходе в отпуск, выплаты работникам по случаю праздников и т.п.). К такой категории выплат можно отнести и разовые поощрения отдельным работникам к юбилейным и памятным датам.

Следует отметить, что такая материальная помощь может входить в состав как заработной платы, так и благотворительной помощи (п. 170.7 ст. 170 разд. IV НК Украины). В данном случае такие выплаты работникам полностью отвечают определению «зарплата», поскольку являются поощрением, связанным с отношениями трудового найма.

Так, согласно пп. 2.3.3 п. 2.3 Инструкции N 5, материальная помощь систематического характера включается в фонд оплаты труда и не входит в Перечень N 1170. Таким образом, на такую помощь начисляется и с нее удерживается единый социальный взнос (ЕСВ).

Согласно пп. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины заработная плата — это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма.

Поскольку материальная помощь систематического характера включается в фонд оплаты труда в составе других поощрительных и компенсационных выплат, то она подпадает под понятие «заработная плата» для целей обложения налогом на доходы физлиц (НДФЛ).

Таким образом, в целях налогообложения систематическая материальная помощь в составе заработной платы уменьшается на сумму ЕСВ и учитывается при определении предельного размера дохода, дающего право на применение налоговой социальной льготы (НСЛ).

Подпунктом 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 разд. IV НК Украины установлено, что налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу налогоплательщика в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не превышает суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 гривень (в 2012 году — 1500 грн).

Обычная НСЛ (то есть льгота, применяемая всеми налогоплательщиками), установленная пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины, составляет 100 % размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года.

Пунктом 1 разд. XIX «Переходные положения» НК Украины, установлено, что до 31 декабря 2014 года для целей применения пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 разд. IV НК Украины налоговая социальная льгота предоставляется в размере, равном 50 % размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года, — для любого налогоплательщика (в 2012 году — 536,50 грн).

Напомним, что с 1 января 2012 года зарплата, соответственно и материальная помощь систематического характера, облагается по следующим ставкам НДФЛ:

— зарплата, сумма которой не превышает 10-кратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года (в 2012 году — 10 730 грн), облагается по ставке 15 % (абзац 1 п. 167.1 ст. 167 разд. IV НК Украины);

— часть заработной платы, превышающей 10-кратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года, облагается по ставке 17 % (абзац 2 п. 167.1 ст. 167 разд. IV НК Украины).

Согласно п. 142.1 ст. 142 разд. III НК Украины в состав расходов налогоплательщика включаются расходы на оплату труда физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком налога (работников), которые включают начисленные расходы на оплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, возмещения стоимости товаров, работ, услуг, расходы на оплату авторского вознаграждения за выполнение работ, услуг согласно договорам гражданско-правового характера, любая другая оплата в денежной или натуральной форме, установленная по договоренности сторон (кроме сумм материальной помощи, которые освобождаются от налогообложения в соответствии с нормами разд. IV НК Украины).

Таким образом, материальную помощь систематического характера можно включить в расходы предприятия, но при условии, что такие выплаты будут оговорены и предусмотрены в коллективном (индивидуальном трудовом) договоре в разделе «Оплата труда». Это позволит избежать разногласий с налоговыми органами.

Если на предприятии такой договор не заключен, то собственник или уполномоченный им орган обязан согласовать этот вопрос с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), который представляет интересы большинства работников, а в случае его отсутствия — с другим уполномоченным на представительство органом.

В Налоговом расчете по форме N 1ДФ материальная помощь систематического характера отражается с признаком дохода «101».

Как было указано выше, материальная помощь, имеющая систематический характер и предоставляемая всем или большинству работников предприятия, в соответствии с Инструкцией N 5 включается в фонд оплаты труда и относится к другим поощрительным и компенсационным выплатам. В свою очередь, информация о расчетах по всем видам заработной платы, согласно Инструкции N 291, учитывается на счете 66 «Расчеты по выплатам работникам», а именно на субсчете 661 «Расчеты по заработной плате».

Начисление материальной помощи систематического характера как одного из видов выплат по заработной плате, в соответствии с П(С)БУ 16, относится к расходам, при этом выбор счета расходов зависит от того, где именно работают лица, получившие материальную помощь:

— если на основном производстве, то расходы относятся на счет 23 «Производство» или счет 91 «Общепроизводственные расходы»;

— если в управленческом аппарате, — насчет92 «Административные расходы»;

— если работники заняты сбытом, — на счет 93 «Расходы на сбыт»;

— если работники работают в непроизводственных подразделениях, — на счет 94 «Прочие расходы операционной деятельности». Отражение материальной помощи систематического характера в учете рассмотрим на конкретном примере.

Пример 1. Предприятие «Прогресс» в марте 2012 года по заявлению сотрудника административного отдела предоставило ему материальную помощь на оздоровление в связи с уходом в отпуск в размере 2000 грн. Отпускные и заработная плата за март составили 3000 грн.

Отражение указанной операции в бухгалтерском и налоговом учете приведем в табл. 1.

Материальная помощь разового характера

Материальная помощь разового характера, предоставляемая отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение, не входит в фонд оплаты труда в соответствии с п. 3.31 Инструкции N 5. Кроме того, данная выплата указана в п. 14 разд. I Перечня N 1170. Из этого следует, что материальная помощь разового характера не включается в базу для начисления и удержания ЕСВ.

Такого же мнения придерживается Пенсионный фонд в Письме N 14399/03-20, в котором отмечает, что материальная помощь разового характера, которая предоставляется отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами; на оплату лечения, оздоровление детей, погребение, если необходимость ее получения возникла внезапно, при условии подачи заявления,а ее размер определяется администрацией предприятия, не является базой для начисления ЕСВ.

Следует отметить, что все виды материальной помощи, предусмотренные НК Украины, а именно денежные средства или стоимость услуг (имущества) в виде помощи на лечение и медицинское обслуживание, помощь на погребение, благотворительная целевая помощь, а также благотворительная нецелевая помощь являются разовыми. Таким образом, все эти выплаты не облагаются ЕСВ. Тем не менее, эти виды материальной помощи имеют определенные нюансы обложения НДФЛ.

Нецелевая благотворительная помощь

Как уже было отмечено выше, нецелевой благотворительной помощью считается помощь, предоставляемая без установления каких-либо условий или направлений.

Следует обратить внимание на то, что в заявлении работник предприятия должен указать, что он просит предоставить именно нецелевую благотворительную помощь (например, в связи с семейными обстоятельствами). Это, в свою очередь, будет основанием для ее не обложения НДФЛ при соблюдении условий, приведенных в пп. 170.7.3 п. 170.7 ст. 170 разд. IV НК Украины.

Так, пп. 170.7.3 п. 170.7 ст. 170 разд. IV НК Украины установлено,что в налогооблагаемый доход не включается сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, которая предоставляется резидентами — юридическими или физическими лицами в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем сумму предельного размера дохода, определенного согласно абзацу первому пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 НК Украины, установленного на 1 января такого года, а именно сумму, равную размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 гривень. Так, в 2012 году размер не облагаемой НДФЛ нецелевой благотворительной помощи составляет 1500 грн.

Для целей обложения НДФЛ сумма нецелевой материальной помощи не является заработной платой.

Итак, если размер предоставляемой нецелевой благотворительной помощи превышает установленный предел (в 2012 году — 1500 грн), то сумма помощи, превышающая такой предел, облагается НДФЛ по ставкам, предусмотренным п. 167.1 ст. 167 разд. IV НК Украины:

— нецелевая благотворительная помощь, сумма которой не превышает 10-кратного размера минимальной заработной платы, установленного законом на 1 января отчетного налогового года (в 2012 году — 10 730 грн), облагается по ставке 15 % (абзац 1 п. 167.1 ст. 167 разд. IV НК Украины);

— часть нецелевой благотворительной помощи, превышающей 10-кратный размер минимальной заработной платы, установленный законом на 1 января отчетного налогового года, облагается по ставке 17 % (абзац 2 п. 167.1 ст. 167 разд. IV НК Украины).

Как необлагаемая, так и облагаемая часть нецелевой благотворительной помощи не будет облагаться ЕСВ.

Согласно пп. 139.1.1 п. 139.1 ст. 139 разд. III НК Украины не включаются в состав расходов затраты на финансирование личных нужд физических лиц, за исключением выплат, предусмотренных статьями 142 и 143 настоящего Кодекса, и в иных случаях, предусмотренных нормами этого раздела.

Согласно п. 3.31 Инструкции N 5 материальная помощь разового характера, предоставляемая предприятием отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение, относится к другим выплатам, которые не относятся к фонду оплаты труда.

Таким образом, если выплата материальной помощи физическому лицу, находящемуся в трудовых отношениях с налогоплательщиком, носит разовый характер и предоставляется в связи с определенными обстоятельствами, то такая выплата не относится к выплатам, связанным с трудовым вкладом такого лица в хозяйственную деятельность плательщика налога, а является финансированием личных потребностей, и соответственно не включается в расходы налогоплательщика, учитываемые при исчислении объекта налогообложения.

В бухгалтерском учете сумма нецелевой благотворительной помощи отражается по кредиту субсчета 663 «Расчеты по прочим выплатам» .

Отражение нецелевой благотворительной помощи в учете рассмотрим на конкретном примере.

Пример 2. Работник предприятия «Простор» в марте 2012 года подал заявление с просьбой о предоставлении ему нецелевой благотворительной помощи в связи с семейными обстоятельствами. Нецелевая благотворительная помощь предоставлена в размере 1800 грн.

Выплачиваемая помощь не имеет целевого характера, являясь при этом разовой. Поэтому такая материальная помощь не включается в фонд оплаты труда.

Сумма предоставляемой материальной помощи превышает 1500 грн, поэтому не облагается только ее часть в этих пределах. Сумма превышения в размере 300 грн (1800 грн — 1500 грн) подлежит обложению НДФЛ.

Отражение указанной операции в бухгалтерском и налоговом учете приведем в табл. 2.

Следует отметить, что при получении нецелевой благотворительной помощи от благотворителя — физического или юридического лица налогоплательщик обязан подать годовую налоговую декларацию с указанием ее суммы, если общая сумма полученной нецелевой благотворительной помощи в течение отчетного налогового года превышает предельный размер, установленный абзацем первым пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 разд. IV НК Украины, то есть 1500 грн в 2012 году (абзац четвертый пп. 170.7.3 п. 170.7 ст. 170 разд. IV НК Украины). При этом предприятие как благотворитель указывает сведения о предоставленных суммах нецелевой благотворительной помощи в налоговой отчетности. Согласно подпункту «б» п. 176.2 ст. 176 разд. IV НК Украины вышеуказанные доходы, полученные плательщиками налога, отражаются налоговым агентом в налоговом расчете сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного с них налога по форме N 1ДФ, а именно:

— необлагаемая часть нецелевой благотворительной помощи (1500 грн) с признаком дохода «169»;

— облагаемая часть с признаком дохода «126».

Целевая благотворительная помощь

Характерными признаками целевой благотворительной помощи является то, что она предоставляется под определенные условия и направления ее расходования.

Так, целевая благотворительная помощь в большийстве случаев предоставляется не физлицу, а определенной организации или учреждению, услуги которых оплачивает предприятие.

Целевая благотворительная помощь, предоставляемая резидентами — юридическими или физическими лицами в любой сумме (стоимости), приведенная в табл. 3, согласно пп. 170.7.4 п. 170.7 ст. 170 разд. IV НК Украины не включается в налогооблагаемый доход.

Также, согласно тому же пп. 170.7.4 п. 170.7 ст. 170 разд. IV НК Украины, не включается в налогооблагаемый доход целевая благотворительная помощь, предоставляемая непосредственно плательщику НДФЛ:

— который проводит научное исследование или разработку, для возмещения стоимости оборудования, материалов, других расходов (кроме выплат заработной платы, дополнительных благ, других расходов для личных нужд), при условии что результаты таких исследований или разработок об-народуются и не могут быть предметом патентования или других ограничений в обнародовании или безвозмездном распространении объектов права интеллектуальной (промышленной) собственности, полученных в результате таких исследований или разработок, а также получение такой помощи не будет предпосылкой для возникновения каких-либо договорных обязательств между благотворителем или третьим лицом и получателем благотворительной помощи в будущем, кроме обязанности целевого использования такой благотворительной помощи; — признанному в установленном порядке инвалидом, законному представителю ребенка-инвалида для выполнения обязательств государства в соответствии с законодательством Украины по обеспечению техническими и другими средствами реабилитации, изделиями медицинского назначения, автомобилем за счет бюджетных средств (при условии снятия инвалида, ребенка-инвалида с учета на обеспечение такими средствами, изделиями, автомобилем за счет бюджетных средств). Категории инвалидов и детей-инвалидов, перечень технических и других средств реабилитации, изделий медицинского назначения, марок автомобилей, указанных в этом пункте, утверждаются законодательством. Следует отметить, что, в отличие от материальной помощи, предоставляемой по основаниям, предусмотренным пп. 170.7.3 п. 170.7 ст. 170 и пп. 165.1.19 п. 165.1 ст. 165 разд. IV НК Украины, целевая благотворительная помощь имеет предельный срок использования.

Так, пп. 170.7.5 п. 170.7 ст. 170 разд. IV НК Украины установлено, что приобретатель целевой благотворительной помощи в виде денежных средств имеет право на ее использование в течение срока, установленного условиями такой помощи, но не более 12 календарных месяцев, следующих за месяцем получения такой помощи, за исключением получения благотворительной помощи в виде эндаумента*. При этом если целевая благотворительная помощь в виде денежных средств не используется ее приобретателем в течение такого срока и не возвращается благотворителю до его окончания, то такой приобретатель обязан включить неиспользованную сумму такой помощи в состав общего годового налогооблагаемого дохода и оплатить соответствующий налог.

Поскольку целевая благотворительная помощь не включается в налогооблагаемый доход и не облагается НДФЛ, то она не включается предприятием в состав расходов

Наиболее распространенным видом целевой благотворительной помощи на предприятиях является помощь на лечение плательщика налога, предоставляемая медицинскому учреждению.

Основанием для предоставления материальной помощи на лечение является заявление плательщика налога с просьбой оплатить его (или членов его семьи первой степени родства) лечение (стоимость необходимых лекарств, донорских компонентов, протезно-ортопедических изделий, изделий медицинского назначения для индивидуального использования инвалидами), к которому должны быть приложены документы, подтверждающие необходимость проведения такой оплаты.

Целевая благотворительная помощь на лечение, выплачиваемая в соответствии с подпунктом «а» пп. 170.7.4 п. 170.7 ст. 170 разд. IV НК Украины, не ограничена размером.

В Налоговом расчете по форме N 1ДФ целевая благотворительная помощь на лечение и реабилитацию отражается с признаком дохода «169».

Порядок начисления и выдачи целевой благотворительной помощи на лечение рассмотрим на конкретном примере.

Пример 3. Работник в марте 2012 года обратился к руководству предприятия «Бест» с просьбой оплатить лечение его жены в медицинском заведении в сумме 2000 грн. При этом работник к заявлению о предоставлении целевой благотворительной помощи на лечение приложил выписку из амбулаторной карты жены и счет-фактуру на общую сумму 2000 грн.

Целевая благотворительная помощь на лечение перечислена заведению здравоохранения, в котором на лечении находится жена работника.

Термин «эндаумент» означает сумму денежных средств или ценных бумаг, которые вносятся благотворителем в банк или небанковское финансовое учреждение, благодаря чему приобретатель благотворительной помощи получает право на использование процентов или дивидендов, начисленных на сумму такого эндаумента. При этом такой приобретатель не имеет права тратить или отчуждать основную сумму такого эндаумента без согласия благотворителя.

Отражение в бухгалтерском и налоговом учете предоставленной предприятием целевой благотворительной помощи на лечение приведем в табл. 4.

Когда с материальной помощи придется начислить НДФЛ и взносы

Арбитры указали, что материальная помощь работникам из малообеспеченных семей не облагается взносами. Рассмотрим порядок удержания НДФЛ и начисления взносов с материальной помощи по разным основаниям.

Приказ руководителя необязателен

  • основания оказания работникам материальной помощи;
  • размер материальной помощи или порядок его определения;
  • документы, которые должен представить работник для получения материальной помощи (например, свидетельство о рождении ребенка, акт о хищении имущества, о пожаре);
  • сроки выплаты матпомощи после представления работником документов.

Основанием для выплаты материальной помощи является приказ руководителя.

В нем указываются:

  • фамилия, имя и отчество работника;
  • причина выдачи материальной помощи (рождение ребенка, тяжелое материальное положение сотрудника и т. д.);
  • сумма материальной помощи.

Материальная помощь может быть предоставлена на основании заявления работника без составления приказа руководителя.

В этом случае в заявлении должна быть указана причина, по которой работник просит оказать помощь, а руководитель отражает сумму оказываемой помощи и ставит подпись.

НДФЛ и взносы с матпомощи

Рождение ребенка

Указанная выплата не облагается НДФЛ в соответствии с пунктом 8 статьи 217 Налогового кодекса РФ. Правда, при условии, что сумма выплаты не превышает 50 тыс. руб.

ФНС России указывает, что освобождение от налога предоставляется только одному из родителей по их выбору либо двум родителям из расчета общей суммы выплаты в размере 50 тыс. руб. на двоих (письмо от 28 ноября 2013 г. № БС-4-11/21330).

Хотя в Налоговом кодексе РФ такого ограничения нет. Также налоговики отмечают, что ответственность за правильность удержания налога возлагается на работодателя (письмо от 2 апреля 2013 г. № ЕД-17-3/[email protected]). Поэтому для подтверждения того, что матпомощь была (или не была) оказана, один из родителей может представить в организацию любой документ, указывающий на данный факт (например, справку о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ), либо заявление, подписанное другим родителем, что ему материальная поддержка не оказывалась. Кроме того, работодатель может самостоятельно получить сведения у работодателя второго супруга.

Если другой родитель не состоит в трудовых отношениях, то для подтверждения этого факта могут быть использованы данные его трудовой книжки, а также справки, выданные органами службы занятости (письмо Минфина России от 1 июля 2013 г. № 03-04-06/24978).

Необходимо отметить, что если материальная помощь выплачивается работнику на основании нескольких приказов, то она не может считаться единовременной, даже если ее общая сумма не превысила 50 тыс. руб. Поэтому суммы доплат подлежат налогообложению (письмо Минфина России от 16 августа 2013 г. № 03-04-06/33543).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации» указанная материальная помощь не облагается страховыми взносами.

При этом Минтруд России в письме от 20 ноября 2013 г. № 17-3/1926 отметил, что лимит в 50 тыс. руб., в пределах которого материальная помощь не облагается страховыми взносами, надо применять к каждому родителю, даже если они трудятся в одной организации.

Чрезвычайные обстоятельства

При перечислении физлицу сумм материальной помощи в связи с одним и тем же событием (например, лесным пожаром) на основании разных документов соответствующие выплаты не признаются единовременными, даже если назначение выплат различно (одна из них производится для приобретения предметов первой необходимости, а другая — для компенсации причиненного имуществу ущерба). Об этом сказано в письме Минфина России от 22 августа 2013 г. № 03-04-06/34374.

Единовременная помощь не облагается страховыми взносами (п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Смерть родственника

Отметим, что членами семьи признаются супруги, родители, дети, усыновители и усыновленные (ст. 2 Семейного кодекса РФ).

Так, Минфин России в письме от 14 ноября 2012 г. № 03-04-06/4-318 пояснил, что при выплате материальной помощи работнику в связи со смертью его брата необходимо удерживать НДФЛ.

В то же время системное толкование положений Семейного кодекса РФ позволяет включить в понятие членов семьи лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. Поэтому если брат проживал совместно с работником, то сумма материальной помощи НДФЛ не облагается.

Материальная помощь, выплачиваемая работнику в связи со смертью члена его семьи, не облагается страховыми взносами (п. 3 ч. 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ).

При применении этой нормы также необходимо, чтобы умерший родственник соответствовал понятию «член семьи», установленному положениями Семейного кодекса РФ. В частности, в письме Минтруда России от 5 декабря 2012 г. № 17-3/954 отмечено, что суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работнику в связи со смертью родителей супруга (супруги), облагаются взносами.

Иные основания

Минфин России в письме от 22 октябВ­ря 2013 г. № 03-03-06/4/44144 отметил, что указанная норма не содержит ограничений в отношении целей выплаты помощи.

Матпомощь может предоставляться на условиях, что работник обязан отработать в организации определенное время (например, помощь для приобретения жилья), а в случае досрочного увольнения она возвращается пропорционально неотработанному времени. В этом случае при увольнении работника и возвращении матпомощи организация может вернуть переплату по НДФЛ в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 17 октября 2012 г. № 03-04-05/10-1198).

Суммы материальной помощи до 4 тыс. руб. также не облагаются страховыми взносами (п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Важно запомнить

Освобождение материальной помощи от налогов и взносов зависит от причины ее назначения и документального оформления. В некоторых случаях важно также соблюсти лимит выплаты и оказать помощь единовременно.

Выплачиваем помощь на оздоровление медикам-бюджетникам: кому, когда и сколько

Алла Головко, эксперт газеты «Бухгалтерия: бюджет»

Время бежит быстро. Не успеешь оглянуться, на дворе лето — сезон отпусков. А о чем нужно помнить, отправляя на отдых медицинских работников? Конечно о выплате им помощи на оздоровление. Мы собрали по этой теме всю необходимую информацию в одной статье, которую и предлагаем вашему вниманию.

Более двух лет назад правительство преподнесло подарок всем медикам и фармацевтам, постановив: с 2012 года для такой категории работников помощь на оздоровление при выходе в ежегодный отпуск — выплата обязательная (абз. 4 п. 2 постановление № 524). Предписано — значит, надо выполнять, но прежде следует определиться, кто же имеет на нее право.

Постановление № 524 велит выплачивать помощь на оздоровление медицинским и фармацевтическим работникам.Понятно, что это врачи, медсестры и прочие, но что на этот счет говорит законодательство? Оно к последним относит лиц, которые имеют соответствующее специальное образование и отвечают единым квалификационным требованиям (ст. 74 Закона № 2801), а именно:

1) профессионалы с полным высшим медицинским и фармацевтическим образованием, которые закончили высшие учебные заведения медицинского и фармацевтического профиля*;

2) специалисты с неполным высшим медицинским и фармацевтическим образованием, которые закончили высшие учебные заведения медицинского и фармацевтического профиля*;

3) лица с полным и неполным высшим (немедицинским) образованием, которые допущены к меддеятельности на должностях врачей и среднего медперсонала согласно приказу № 195 (см. приложение к консультации на с. 11). Рассмотрим примеры.

Пример 1. Занимать должность врача-статистика может специалист с экономическим, экономико-статистическим, статистическим и инженерно-экономическим образованием после окончания вуза (кроме пединститута). Поэтому врачу-статистику без высшего медицинского образования выплачивают помощь на оздоровление.

Пример 2. Занимать должность статистика медицинского может специалист с экономическим образованием после окончания среднего специального учебного заведения, а также специалист с экономическим, экономико-статистическим, инженерно-экономическим и статистическим образованием после окончания вуза (п. 13 разд. ІІІ приказа № 195). Поэтому статистику медицинскому, который имеет, к примеру, экономическое образование, выплачивают помощь на оздоровление.

Подытожим: помощь на оздоровление выплачивают тем медработникам, которые занимают долж­ности, приведенные в Справочнике № 117 в разделах «руководители»*, «профессионалы» и «специалисты», в том числе лицам без медобразования, допущенным к работе по приказу № 195.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Абз. 4 п. 2 постановления № 524 предписывает платить помощь на оздоровление медикам и фармацевтам государственных и коммунальных заведений независимо от ведомственного подчинения. Значит, ее выплачивают независимо от того, где трудятся такие работники (то ли это заведение здраво­охранения, то ли учебное заведение или учреждение социальной защиты населения и пр.).

Из сказанного выше следует, что помощь на оздоровление по постановлению № 524 не выплачивают работникам, которые занимают долж­ности:

а) не требующие медицинского образования (за исключением предусмотренных приказом № 195), даже если они его имеют. Это технические служащие (медицинские регистраторы, сестра-хозяйка) и рабочие (дез­инфекторы, младшие медицинские сестры и т. д.);

б) профессионалов с высшим немедицинским образованием, допущенных к медицинской деятельности. Перечень их специальностей утвержден приказом Минздрава от 12.08.2009 г. № 588 (биологи, бактериологи, химики и прочие)*.

Вместе с тем таким работникам матпомощь на оздоровление можно выплатить на основании п. 5.11 Условий № 308/519, т. е. в пределах фонда оплаты труда.

Исключение — противотуберкулезные заведения. С 01.07.2013 г. для работников таких заведений, оказывающих медпомощь больным туберкулезом и работающих с живыми возбудителями туберкулеза или материалами, их содержащими, осуществляющих уход за больными туберкулезом и/или уборку помещений, где находятся такие больные, помощь на оздоровление также носит обязательный характер (кроме тех, кому ее выплачивают по постановлению № 524). Основание — постановление № 174. В такую категорию как раз попадают профессионалы с высшим немедицинским образованием, младший медицинский персонал, уборщики помещений, в которых находятся больные туберкулезом.

Еще одна категория работников, о которой пойдет речь, — совместители. По общему правилу труд совместителей оплачивают на тех же условиях, что и основных работников, если иное не установлено отдельными нормативными актами. В постановлении № 524 никаких спецуказаний или ограничений для совместителей нет. Поэтому мы не видим оснований для отказа в предоставлении им помощи на оздоровление. Но Минздрав в один голос с профсоюзом медиков утверждают: помощь нужно платить только по основному месту работы (см. письмо от 23.03.2012 г. № 10.01.67/773; № 03–93). Безусловно, мнение профильного министерства — веский аргумент, особенно если оно подкреплено официальным разъяснением. Но все же оно ничем не обосновано. Но это пока. Проектом документа о внесении изменений впостановление № 524 предполагается установить, что помощь выплачивают только по основному месту работы.

Помощь на оздоровление предоставляют только при выходе в основной ежегодный отпуск. Получить такую выплату при других отпусках (дополнительный ежегодный или социальный отпуск) нельзя.

Учитывая такую привязку к ежегодному основному отпуску, рассмотрим отдельные вопросы предоставления помощи.

Работник берет часть отпуска По просьбе работника ежегодный отпуск делят на части, одна из которых не менее 14 календарных дней (ст. 12 Закона об отпусках). В таком случае помощь предоставляют один раз к любой части отпуска(см. письма Мин­труда от 26.02.2008 г. № 87/13/84–08 и от 19.07.2010 г. № 671/13–84-10). К какой именно — решает работник.

Работник берет отпуск за прошлый рабочий год Событие, в связи с которым назначается помощь на оздоровление, — это выход в ежегодный основной отпуск. Поэтому независимо от того, за какой рабочий год работнику предоставляют такой отпуск (пусть даже за период до 2012 г.), ему обязательно выплачивают помощь на оздоровление.

Другой вопрос, если он намерен пойти в текущем году в отпуск во второй раз, т. е. еще за один рабочий год. Безусловно, помощь на оздоровление — выплата обязательная, и средства на нее предусмотрены в смете заведения здравоохранения. Но при формировании фонда оплаты труда на соответствующий бюджетный год для каждого работника предусматривают одну помощь. Поэтому, если работник идет в отпуск во второй раз (еще за один рабочий год), выплатить ему помощь на оздоровление можно только за счет экономии фонда оплаты труда без ущемления других работников.

Работник — «новичок» В постановлении № 524 нет ограничений по выплате помощи на оздоровление вновь принятым работникам. Поэтому, по большому счету, при выходе в ежегодный основной отпуск им положена помощь на оздоровление независимо от продолжительности работы в данном заведении. Но мы все-таки были бы поосторожнее. Ведь помощь на оздоровление — разовая выплата, гарантированная медработнику государством к ежегодному основному отпуску. Если у прежнего работодателя в текущем году он ее уже получил, то может ли ее выплатить новый работодатель — вопрос спорный (особенно если он уже выплатил такую помощь работнику, который ранее занимал эту должность). Мы, конечно, адресуем такой вопрос Минсоцполитики. А пока при выплате помощи на оздоровление «новичку» рекомендуем обязательно запрашивать у его прежнего работодателя информацию о ее предоставлении в текущем году.

А вот немного другая ситуация: работник принят в порядке перевода. По желанию работника денежнаякомпенсация за не использованные им дни ежегодных отпусков перечисляется прежним работодателем на счет нового (абз. 3 ст. 24 Закона об отпусках). При выходе работника в ежегодный отпуск на новом месте работы ему оплачивают дни отпуска, «заработанные» им по предыдущему месту работы, за счет полученной суммы компенсации. Как видим, о перечислении помощи на оздоровление речь не идет, поскольку у прежнего работодателя работник такую помощь не получил, значит, ее должен выплатить новый работодатель.

Работнику вынесен выговор Как предусмотрено ст. 151 КЗоТ, на протяжении срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрений к работнику не применяют. Но помощь на оздоровление не относится к мерам поощрения, поэтому факт вынесения работнику дисциплинарного взыскания в виде выговора не может быть основанием для отказа в ее предоставлении.

Работник увольняется Если работник желает перед увольнением использовать ежегодный основной отпуск (ст. 3 Закона об отпусках), то вместе с отпускными ему выплачивают помощь на оздоровление. Но если работник увольняется и берет компенсацию за неиспользованный отпуск, то оснований для выплаты помощи на оздоровление нет.

Подчеркнем: если работник получил матпомощь и вскоре уволился — оснований для ее возврата нет (см. письмо Минсоцполитики от 04.09.2013 г. № 963/13/84–13).

Работник — «срочник» Работники, принятые по срочному трудовому договору, имеют те же права, что и принятые на неопределенный срок, в том числе и право на ежегодный основной отпуск. Поэтому «срочникам», направляющимся в такой отпуск, также выплачивают оздоровительную помощь.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПЛАТЫ ПОМОЩИ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ

Отметим: положение о том, что при выходе в ежегодный отпуск медикам и фармацевтам выплачивают помощь в размере должностного оклада, должно быть внесено в коллективный договор заведения.

Вместе с заявлением о предоставлении ежегодного отпуска работник подает заявление о предоставлении помощи на оздоровление. Наличие такого заявления не является обязательным. Но, учитывая тот факт, что при делении ежегодного отпуска на части помощь выплачивают один раз к любой из частей отпуска по желанию работника, свое решение об этом он должен оформить документально.

На основании заявления работника руководитель учреждения издает соответствующий приказ.

Если же в заведении или учреждении ежегодные основные отпуска полной продолжительности предоставляют согласно графику отпусков, то в этом случае заявление на предоставление помощи на оздоровление предоставлять не обязательно.

Постановление № 524 предписывает платить помощь на оздоровление в размере должностного оклада при предоставлении основного ежегодного отпуска. Из этого следует два заключения:

а) выплатить помощь в размере меньшем, чем должностной оклад, нельзя;

б) учитывая, что помощь привязана к ежегодному основному отпуску, ее размер определяют на дату выходаработника в такой отпуск. Если же до конца года должностной оклад вырастет, то доплачивать разницу между должностным окладом до повышения и новым не нужно.

Пример 3. Медсестра уходит в отпуск с 10.02.2014 г. За три дня до отпуска ей выплачены отпускные и помощь на оздоровление. Но с 12.02.2014 г. ей повысили квалификационную категорию, и должностной оклад соответственно увеличился.

Поскольку помощь предоставляют на дату выхода в ежегодный отпуск, то размер должностного оклада берут на 10.02.2014 г. Последующие повышения должностного оклада (в том числе в месяце выхода в отпуск) не учитывают.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Помощь на оздоровление выплачивают в размере должностного оклада с учетом всех повышений (12-я графа тарификационного списка).

А если медик (фармацевт) работает на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели (к примеру, на 0,25; 0,5; 0,75 ставки), то в каком размере ему платить помощь на оздоровление? Ответим: размер помощи определяют от фактически получаемого должностного (неполного) оклада, т. е. пропорционально рабочему времени.

Поскольку прямо этот момент не оговорен, то уже упомянутым проектом документа о внесении изменений впостановление № 524 предлагается дополнить его абз. 4 п. 2. после слов «помощь на оздоровление» словами «за фактически отработанное время».

Вот и все, что мы хотели сказать относительно обязательной помощи на оздоровление медикам и фармацевтам. Добавим: Минсоцполитики и МОЗ считают, что таким работникам наряду с обязательной помощью можно выплатить материальную помощь согласно п. 5.11 Условий № 308/519, т. е. в пределах фонда оплаты труда (см. письмо МОЗ от 18.10.2012 г. № 10.03.68/2903/15652). Спорить не будем, но укажем: если средства на такую выплату есть, предоставляйте ее медикам и фармацевтам без ущемления других работников.

  • Помощь на оздоровление выплачивают медицинским и фармацевтическим работникам: лицам, которые имеют соответствующее специальное образование и соответствуют единым квалификационным требованиям (ст. 74 Закона № 2801).
  • Помощь на оздоровление предоставляют только при выходе в основной ежегодный отпуск. Получить такую выплату при других отпусках (дополнительный ежегодный или социальный отпуск) нельзя.
  • Если отпуск делят на части, то помощь предоставляют один раз к любой части отпуска.
  • Помощь на оздоровление при выходе в ежегодный отпуск — выплата обязательная (абз. 4 п. 2 постановления № 524).
  • Помощь на оздоровление выплачивают в размере должностного оклада (не меньше!) при предоставлении основного ежегодного отпуска.

Закон № 2801 —Закон Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19.11.1992 г. № 2801-XII.

Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.2996 г. № 504/96-ВР.

Постановление № 524 —постановление КМУ «Вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 11.05.2011 г. № 524.

Постановление № 174 —постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников противотуберкулезных учреждений» от 20.03.2013 г. № 174.

Справочник № 117 —Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 78. Здравоохранение, утвержденный приказом Минздрава от 29.03.2002 г. № 117.

Приказ № 195 — приказ Минздрава «Об утверждении Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и получение звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью» от 25.12.1992 г. № 195.

Условия № 308/519 —Условия оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденные приказом Минтруда и Минздрава от 05.10.2005 г. № 308/519.

* Перечень врачебных, провизорских должностей и должностей младших специалистов с фармацевтическим образованием в заведениях здравоохранения утвержден приказом Минздрава от 28.10.2002 г. № 385, а Номенклатура специальностей младших специалистов с медицинским образованием — приказом Минздрава от 23.11.2007 г. № 742. ** Помните: к медицинским работникам относят руководителей-врачей и их заместителей-врачей. Поэтому заместителю главврача по медчасти выплачивают помощь на оздоровление, а вот, к примеру, заместителю по экономическим или техническим вопросам — нет.

* Надеемся, что в скором времени ситуация для таких работников изменится. На данный момент подготовлен проект документа о внесении изменений в постановление № 524, которым предполагается включить таких работников в перечень получателей обязательной помощи на оздоровление.

* Меры поощрения определяются Правилами внутреннего трудового распорядка или устанавливаются в коллективном договоре, другом локальном нормативном акте (ст. 143 КЗоТ).

ПРИЛОЖЕНИЕ К КОНСУЛЬТАЦИИ

К медицинской деятельности на должностях врачей и среднего медицинского персонала допускаются лица с полным высшим и неполным высшим (немедицинским) образованием, которые закончили:

  • высшее или среднее специальное учебное заведение, получили высшее или неполное высшее экономическое, экономико-статистическое, статистическое и инженерно-экономическое образование, прошли специальную подготовку и имеют сертификат врача-специалиста, имеют право работать на должностях врачей-статистиков, в том числе и руководителей отделов учета и медицинской статистики, и на должности медицинских статистиков (п. 8 разд. II и п. 13 разд. ІІІ приказа № 195 и примечания к этим разделам);
  • высшее учебное заведение по специальностям «Биология», «Фармация», «Химия», «Химия-фармация», «Биохимия», прошли специальную подготовку и получили звание врача-специалиста по конкретной врачебной специальности или имеют сертификат, дающий право занимать должность врача-специалиста, могут работать на должностях врачей-лаборантов, в том числе на должности заведующего лабораторией, при наличии стажа работы на должности врача-лаборанта не менее 5 лет (п. 8 разд. ІІ приказа № 195 и примечание к нему);
  • высшее или среднее специальное учебные заведения и получили физкультурное образование, могут работать на должностях инструкторов по лечебной физкультуре и сестер медицинских по массажу (п. 11 раздел III приказа № 195);
  • среднее специальное учебное заведение по специальности «Лаборантское дело» (техники-химики) и могут работать на должностях лаборантов санитарно-профилактических учреждений (п. 8 раздел III приказа № 195);
  • рентгеновский или медицинский электротехнический техникум по специальности «Рентгенотехника», могут работать на должностях рентгенолаборантов (п. 9 разд. ІІІ приказа № 195);
  • медико-биологический факультет высших учебных заведений, получили высшее образование по специальностям «Биофизика», «Кибернетика», «Биохимия», были зачислены на врачебные должности в заведения здравоохранения до 01.04.1995 г. в соответствии с требованиями приказа № 195 и сохраняют право на дальнейшую работу на врачебных должностях тех же наименований.

Еще по теме: