Правовые нормы в усыновлении

Тополевское сельское поселение

Прокурор разъясняет правовые нормы, регулирующие порядок усыновления (удочерения)

Создано 18.05.2015 10:45 Просмотров: 1213

Усыновление (удочерение) ребенка влечет за собой не только создание семьи, но и приобретение усыновителем и усыновленным дополнительных прав, обусловленных изменением их правового статуса.

Правовые нормы, регулирующие порядок усыновления (удочерения) закреплены в Семейном кодексе РФ.

Под усыновление (удочерением) подразумевается, что это не только форма устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, способная в полной мере обеспечить полноценное физическое, психическое и нравственное развитие, но и юридический факт, вызывающий за собой определенные правовые последствия.

Так, согласно п. 1 ст. 137 СК РФ в результате усыновления усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

Между усыновителем и усыновленным возникают взаимные личные и имущественные права и обязанности, равные тем, которые существуют между родителями и детьми, причем права и обязанности предусмотренные не только СК РФ, но и права и обязанности предусмотренные другим законодательством.

Усыновители являются законными представителями несовершеннолетнего усыновленного ребенка и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе и в судах, без специальных полномочий ( ст. 64 СК РФ).

Согласно ст. 257 ТК РФ работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск на период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения усыновленного ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей — 110 календарных дней со дня их рождения.

Усыновитель вправе вселить в жилое помещение усыновленного ребенка (жилое помещение занимается усыновителем и членами его семьи по договору найма жилого помещения или по договору найма жилого помещения или по договор социального найма жилого помещения ( ст. 672 ГК РФ), без согласия других постоянно с ним проживающих членов семьи и без учета требований законодательства о норме жилой площади на одного человека (ст. 679 ГК РФ и статьи 70 ЖК РФ).

Согласно п. 8 ст. 10 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении. Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

В соответствии со ст. 1147 ГК РФ при наследовании по закону усыновленный и его потомство с одной стороны и усыновитель и его родственники, с другой стороны приравниваются к родственникам по происхождению.

Однако при усыновлении ребенка одним лицом статьей 137 СК РФ допускаются исключения из общего правила о прекращении правоотношений между усыновленным ребенком и родителями, другими родственниками. Так, когда ребенок усыновляется не обоими родителями, а одним из них, отчимом либо мачехой, одинокой женщиной, или одиноким мужчиной, то по желанию родителя ребенка- могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные отношения.

Info-Library.com

Глава 18.УСЫНОВЛЕНИЕ

Статья 207. Понятие усыновления

1. Усыновлением является принятие усыновителем в свою семью лица на правах дочери или сына, осуществленное на основании решения суда, кроме случая, предусмотренного статьей 282 настоящего Кодекса.

2. Усыновление ребенка производится в его высших интересах для обеспечения стабильных и гармоничных условий его жизни.

1. В Украине действует ряд законодательных актов, основной задачей которых является улучшение положения и обеспечение реализации прав детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Так, например, в связи с постоянным возрастанием численности детей-сирот, обострением проблем социального сиротства Указом Президента Украины от 17.10.1997 г. № 1153/97 утверждены Меры по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей. Основными причинами этого явления стали падение социального престижа семьи, ухудшение материальных и жилищных условий, увеличение количества детей, рожденных вне брака, и родителей, которые ведут асоциальный образ жизни. Несмотря на усилия государства по созданию надлежащих условий для воспитания, обучения, социальной защиты и материального обеспечения детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, развитию приоритетных форм устройства детей-сирот (опека, попечительство, усыновление, устройство в семьи), многие проблемы остаются неразрешимыми.

Усыновление относится к одной из форм устройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения (ст. 1 Закона Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения»). Поэтому важными направлениями государственной политики по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, являются содействие усыновлению детей, создание системы поощрения и поддержки усыновителей (ст. 3 Закона Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей»). В случае утраты ребенком родительского попечения соответствующий орган опеки и попечительства принимает исчерпывающие меры для устройства ребенка в семьи граждан Украины — на уси-новление, под опеку или на попечительство, в приемные семьи, детские дома семейного типа (ст. 6 Закона Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей»).

Проблемы правового регулирования отношений по усыновлению, а также трудности в правоприменительной практике неоднократно были предметом рассмотрения, как в научных кругах, так и в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Особенно актуальными эти вопросы стали в середине 90-х годов XX в., когда были кардинально пересмотрены принципы правовой политики относительно усыновления. Так, в Постановлении от 19.01.1994 г. «О соблюдении законодательства по усыновлению детей Украины иностранными гражданами» Президиум Верховной Рады Украины согласился с выводами комиссий Верховной Рады Украины по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства, по вопросам законодательства и законности, по вопросам народного образования и науки, изложенными в докладной записке «О соблюдении законодательства относительно усыновления детей Украины иностранными гражданами». Этим же документом Кабинету Министров Украины поручено принять меры о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в невозвращении детей, которые выбыли из Тернопольской области на лечение и отдых в США, а также решить дальнейшую судьбу этих детей. Общая тревога и необходимость изменения законодательства в этой сфере воплотились в принятии Закона Украины от 30.01.1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье Украины».

Усыновление имеет также социальное предназначение. Так, согласно Концепции Государственной программы преодоление детской беспризорности и бродяжничества, утв. распоряжением Кабинета Министров Украины от 07.12.2005 г. № 503-р., усыновление признано одним из способов борьбы с детской беспризорностью. На сегодня государство делает акцент на проведении разъяснительной работы относительно усыновления, применения мер по освещению в средствах массовой информации вопросов усыновления, оказании содействия распространению национального усыновления (см., напр.: письмо Министерства образования и науки Украины от 07.07.2003 г. № 1/9335).

В последнее время относительно организации усыновления детей, особенно иностранными гражданами, высказываются критические замечания. Это привело к переложению функции органа государственного управления в этой сфере с Министерства образования и науки на Министерство по делам семьи, молодежи, спорта, ликвидировав Центр по усыновлению детей и образовав Государственный департамент по усыновлению и защите прав ребенка (постановление Кабинета Министров Украины от 25.03.2006 г. № 367).

2. Согласно ст. 20 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г. (подписана Украиной 21.02.1990 г., для Украины обязательна с 27.09.1991 г.) ребенок, который временно или постоянно лишен семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают изменение ухода за ребенком. Такой уход может включать, в частности, усыновление.

Государства-участники, признающие и/или разрешающие существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первоочередном порядке, и они:

a) обеспечивают, чтобы разрешение на усыновление ребенка предоставляли только компетентные органы власти в соответствии с применяемыми законами и процедурами и на основании всей достоверной информации, имеющей отношение к делу; усыновление допустимо, учитывая статус ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, в случае необходимости, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основании той консультации, которая может быть необходимой;

b) определяют, что усыновление в другой стране может рассматриваться как альтернативный способ ухода за ребенком, если он не может быть передан на воспитание в семью, в которой могли бы быть обеспечены его воспитание или усыновление, и если обеспечение должного ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

c) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись те же гарантии и нормы, которые применяются относительно усыновления внутри страны;

d) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране не приводило к получению неоправданных финансовых выгод, связанных с этим лицом;

e) оказывают содействие в необходимых случаях достижению целей Конвенции путем заключения двусторонних и многосторонних договоров или соглашений и стара

Правовые нормы в усыновлении

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ&nbsp№&nbspФС77-24978 от 05.07.2006 г.

Подписной индекс №42457

Периодичность — 1 раз в месяц.

Адрес редакции: 305008, г.Курск, Бурцевский проезд, д.7.

Сидаков Бештау Владимирович,

магистрант юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.

Институт усыновления известен обществу с давних пор. Но на каждом этапе истории правовые нормы, регулировавшие усыновление, отличались по своим целям и задачам. Даже в рамках одной формации правовое регулирование отношений по усыновлению не было одинаковым. Первым Семейным кодексом РСФСР 1918 г. усыновление не допускалось вовсе. Но дававшая о себе знать потребность в усыновлении вызвала к жизни Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г., ст. 182 которого допускала усыновление малолетних и несовершеннолетних и исключительно в их интересах. В новом Семейном кодексе РСФСР 1926 г. нашло отражение дальнейшее укрепление правовых основ усыновления, что позволило решить такие важные государственные задачи, как устройство в семью детей, оставшихся без родителей, и частично ликвидировать беспризорность несовершеннолетних. В годы Великой Отечественной войны разрешению острой для тех дней проблемы защиты детей, лишившихся семьи, послужил Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении» от 8 сентября 1943 г. [1]

Ко времени существенного обновления брачно-семейного законодательства (1968-1970 гг.) стало ясно, что институт усыновления нуждается в дальнейшем усовершенствовании в целях более последовательной защиты интересов детей; под такими интересами принято было понимать надлежащие условия воспитания детей. Статьи 24 и 25 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, соответствовавшие статьи КоБиС союзных республик, сформулированные с учетом накопившегося к тому времени практического опыта, стали гибким инструментом создания благоприятных условий для воспитания детей в семье. [2]

Кульминационным моментом усыновления в советской практике было вынесение исполкомом местного Совета решения по существу. Если близкие родственным отношения установились давно, то после принятия решения об усыновлении фактические обстоятельства лишь облекались в соответствующую правовую форму. Иное дело при усыновлении воспитанника детского учреждения или при устройстве ребенка в другую семью. В СССР сложилась твердая практика передачи детей в семью в таких случаях лишь после вынесения решения об усыновлении. [3] Знакомство, сближение ребенка с посторонними ему лицами, желающими заменить родителей, происходило в стенах детского воспитательного или медицинского учреждения. После того, как усыновление было оформлено и ребенок приходил в новую для него семью, отступление уже становилось невозможно. И если впоследствии дали бы о себе знать обстоятельства, о которых заранее почти ничего не было известно (неумение заботиться о приемном ребенке, непреодолимый внутренний настрой против новых родителей, неспособность жертвовать ради ребенка, особенно маленького, своим личным временем, интересами и т. д.), возникала проблема отмены усыновления, осуществляемой лишь в судебном порядке, только если того требовали интересы несовершеннолетнего. Таким образом, период привыкания ребенка к взрослым, а взрослых к ребенку становился своеобразным испытательным сроком, который советским законодательством о браке и семье не был предусмотрен. [4]

Определенная непоследовательность имела место и в правовых последствиях усыновления, связанных с наличием или отсутствием записи усыновителя в качестве родителя. Так, согласно § 3 Разъяснения Госкомтруда СССР от 22 марта 1976 г., п. 17 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, усыновленные дети должны были учитываться наравне с родными при назначении пенсий по старости на льготных условиях, установленных для многодетных матерей. Но если в свидетельстве о рождении детей, учитываемых при назначении пенсии, женщина, обратившаяся за пенсией, не значилась матерью, но ею представлены документы об усыновлении, то при назначении пенсии эти дети учитывались при условии, что усыновление состоялось до достижения каждым из них 8-летнего возраста. [5]

В юридической литературе вопрос о целесообразности четкого разграничения усыновления на два вида не ставился, но очевидно, что при так называемом полном усыновлении приравнивание возникающих отношений должно быть максимальным.

Работа в подмосковье вакансии

Работа Россия — работа в подмосковье вакансии, дизайнер, Работа для вас.

При изучении советской правовой практики по делам усыновления, следует также более подробно остановиться на проблеме отмены усыновления. Отмена усыновления, прекращающая его на будущее время, была допустима: а) когда этого требовали интересы усыновленного (удочеренного) и б) когда усыновление было произведено с нарушением конкретно указанных в Кодексе о браке и семье правил (ст. 113). Обстоятельства, вызывающие необходимость отмены усыновления (удочерения) в интересах усыновленного, были настолько разнообразны, что исчерпать их в каком-либо перечне невозможно. Имеются в виду неудовлетворительные условия жизни и воспитания усыновленного в семье усыновителя, не выполнявшего своих обязанностей (плохое обращение, отсутствие заботы, недостойное поведение в быту, дурно влияющее на ребенка, и т. п.). Осуждение усыновителя на длительный срок заключения также могло служить причиной отмены усыновления, поскольку ребенок оставался без надзора и заботы.

Отмена усыновления в силу нарушения требований закона предусматривалась для следующих случаев: неполучение на усыновление согласия родителей (ст. 100 КоБС); невыявление согласия на усыновление самого усыновленного, достигшего десяти лет (ст. 103 КоБС); неполучение согласия другого супруга, когда оно требуется (ст. 104). Однако нарушение одного или даже всех названных правил не влекло за собой непременной отмены усыновления. Она допускалась, если «это не противоречит интересам усыновленного» (ст. 113 .КоБС). [6] Такая оговорка вытекала из сущности института усыновления, призванного обеспечить усыновленному родительское воспитание и заботы. При этом решающее значение имело фактическое положение, усыновленного в семье усыновителя. Если, несмотря на нарушение правил, усыновление создавало необходимые условия для ребенка, суд вправе был отклонить требование об отмене усыновления.

Статья 113 не предусматривала отмены усыновления, если оно было произведено без согласия опекуна или попечителя (ст. 102 КоБС). Следовательно, законодатель счел это нарушение не столь серьезным, тем более, что за опекуна (попечителя) выражал свою волю орган опеки, исходя из интересов ребенка.

Дела об отмене усыновления относились к исковому производству. Усыновление прекращалось со времени вступления в законную силу решения суда об этом (ч. 2 ст. 113 КоБС). [7]

Требования об отмене усыновления были вправе предъявить: родители (родитель), орган опеки и попечительства, прокурор. Эти требования по Кодексу о браке и семье РСФСР и большинства других союзных республик не подпадали под действие исковой давности, поскольку затрагивали важные личные неимущественные права (ст. 9 КоБС).

Суд не вправе был отменять усыновление по иску родителей, если усыновленный, достигший десятилетнего возраста, не давал на это согласия (ч. 2 ст. 114 КоБС), в связи с чем суду необходимо бывало выяснить с помощью органа опеки, хочет ли ребенок вернуться к родителям. Суд отказывал в иске, если возвращение ребенка родителям не отвечало его интересам. Орган опеки и прокурор вправе был предъявить иск об отмене усыновления по всем основаниям, которые указаны в ст. 113 КоБС (см. ст. 115), в частности в тех случаях, когда ребенку по вине или без вины усыновителя не было обеспечено должное воспитание.

Если факты плохого обращения с усыновленным, отсутствия заботы о нем становились известными государственным, общественным организациям или отдельным гражданам, то сами они предъявить иск об отмене усыновления были не вправе. Они обязаны были сообщить об этих фактах органу опеки или прокурору, которые, проверив сигналы, решали вопрос о необходимости предъявления иска об отмене усыновления (ч. 2 ст. 115 КоБС).

От отмены усыновления следует отличать признание его недействительным. Недействительность усыновления могла быть признана только судом (ст. 24 Основ, ст. 111 КоБС), причем его решению придавалась обратная сила: аннулировался сам акт усыновления и порождённые им личные и имущественные права и обязанности между усыновителем и усыновленным.

Признание усыновления недействительным и его отмена имели следующие различия.

1) Отмена усыновления могла быть произведена и с учетом неблагоприятных условий жизни усыновленного; недействительным же усыновление должно было быть признано лишь в случаях, строго предусмотренных в законе.

2) При отмене усыновления правоотношения между усыновителем и усыновленным прекращались на будущее время; при признании усыновления недействительным они считались аннулированными с момента вынесения решения исполкомом об усыновлении, т. е. решение суда имело обратную силу.

3) Отмена усыновления даже при нарушении его правил была возможна лишь при условии, если она не противоречило интересам усыновленного (ч. 1 ст. 113 КоБС), в отношении же признания усыновления недействительным закон такой оговорки не содержал. При наличии оснований, указанных в ст. 112, усыновление должно было быть, безусловно, признано недействительным.

4) При отмене усыновления за ребенком могли быть оставлены фамилия и отчество усыновителя, тогда как при признании усыновления недействительным закон это право для суда не предусматривал.

5) При отмене усыновления на усыновителя могла быть возложена обязанность выплаты алиментов в пользу усыновленного; при признании усыновления недействительным такая обязанность бывшего усыновителя в законе не предусматривалась.

6) Отмены усыновления могли требовать согласно ст. ст. 114, 115 КоБС лишь родители, орган опеки и прокурор; иск же о признании усыновления недействительным было вправе предъявить кроме них любое другое лицо (ч. 2 ст. 112).

1. Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. — М.: «Юрист», 1995. – 174 с.

2. Арутян Г.В. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации // Советская юстиция. – 1976. — № 3. – С. 17.

3. Беспалов Ю.С. Защита прав несовершеннолетних // Российская юстиция. – 1997. — № 1. – С. 10.

4. Беспалов Ю.А. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка // Российская юстиция. – 1997. — № 7. – С. 34.

5. Кавелин К.Д. Очерк отношений возникающих из семейного союза. — СПб., 1884. – 163 с.

6. Невинная Н.А. Усыновляем по правилам: комментарии к документам об усыновлении детей // Советское государство и право. — 1979. – № 6. — С. 15.

7. Рясенцев В.А. Отмена усыновления и признание его недействительным // Советская юстиция. – 1970. — № 16. – С. 26.

Поступила в редакцию 31.05.2013 г.

[1] Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. — М.: «Юрист», 1995. – 113 с.

[2] Кавелин К.Д. Очерк отношений возникающих из семейного союза. — СПб., 1884. – 95 с.

[3] Невинная Н.А. Усыновляем по правилам: комментарии к документам об усыновлении детей // Советское государство и право. — 1979. – № 6. — С. 17.

[4] Беспалов Ю.С. Защита прав несовершеннолетних // Российская юстиция. – 1997. — № 1. – С. 12.

[5] Беспалов Ю.А. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка // Российская юстиция. – 1997. — № 7. – С. 34.

[6] Рясенцев В.А. Отмена усыновления и признание его недействительным // Советская юстиция. – 1970. — № 16. – С. 26.

[7] Арутян Г.В. Правовое регулирование усыновления в РФ // Советская юстиция. – 1976. — № 3. – С. 17.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Правовые последствия усыновления

Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка.

  • Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.
  • Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам).
  • При усыновлении ребенка одним лицом личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель — мужчина, или по желанию отца, если усыновитель — женщина.
  • Если один из родителей усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (дедушки или бабушки ребенка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка. Право родственников умершего родителя на общение с усыновленным ребенком осуществляется в соответствии со следующими нормами:
    • Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.
    • В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.
    • Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. В случае невыполнения решения суда к виновному родителю применяют меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.
  • О сохранении отношений усыновленного ребенка с одним из родителей или с родственниками умершего родителя указывается в решении суда об усыновлении ребенка.
  • Правовые последствия усыновления ребенка, предусмотренные пунктами 1 и 2, наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении этого ребенка.

Сохранение за усыновленным ребенком права на пенсию и пособия

Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении.

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

22 Октября 2018

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы сообщает, что 27 октября 2018 года с 11до 14 часов пройдет общегородское мероприятие «День Аиста».

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

17 Сентября 2018

В детских домах появятся пространства для развития творческого потенциала детей

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории трудноустраиваемых

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Правовые нормы: как быть, если дети остались без родителей или опеки

Родственники убитой москвички Ирины Кабановой готовы взять под опеку ее троих детей, сообщила президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. По словам Альшанской, старшего ребенка намерен забрать первый муж Кабановой, а двух младших — родственники с Украины.

Ниже приводится справочная информация об основных формах устройства детей, чьи родители погибли или лишены родительских прав. Основными такими формами являются усыновление и опека.

Усыновление (удочерение)

Усыновление (удочерение) представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителей, поэтому усыновление является приоритетной формой устройства ребенка — он получает те же права и обязанности, что и кровный, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства. Этим усыновление отличается от установления опеки над ребенком, решение о которой принимается органами опеки и попечительства.

Могут быть усыновлены дети-сироты и дети, у которых оба родителя уже были лишены родительских прав.

Опека (попечительство)

Безвозмездная опека (попечительство) часто устанавливается близкими родственниками над ребенком, чьи родители были лишены родительских прав, оказались в местах лишения свободы или погибли. Опека может быть установлена над ребенком в возрасте до 14 лет, а попечительство устанавливается над подростками в возрасте от 14 до 18 лет.

Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом. В случаях, когда родители умерли, или находятся в местах лишения свободы, или лишены прав, опекунам выплачивается пособие на содержание ребенка.

По результатам исследования лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ, которое проводилось в течение ряда лет в разных регионах России, чаще всего опекунами становились бабушки — в 88% случаев. В 12% случаев ими становились дедушки, а посторонних среди опекунов было не более 2%.

Опекун назначается органами опеки и попечительства, которыми по совместительству являются органы местного самоуправления. Их полномочия определяются их уставами. Решение выносит глава городской или районной, включая районы городов, администрации по месту жительства опекуна. Относительно попечителей применяется та же процедура. Обычно опекунами и попечителями назначаются родственники будущего подопечного, а если они отсутствуют, то назначаются лица по выбору соответствующих органов.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Предварительная опека (попечительство)

Если несовершеннолетнему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, и его помещение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нецелесообразно, соответствующие органы вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя.

Чтобы своевременно установить предварительную опеку или попечительство, соответствующий орган обращается с предложениями об установлении их к гражданам, выразившим желание быть опекунами или попечителями и состоящим на учете.

Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом). Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до двух месяцев.

Международный порядок

Если желающие усыновить (взять под опеку) ребенка проживают в странах СНГ, в силу вступает международный порядок усыновления.

Процедура такого усыновления регламентируется статьями 124, 165 Семейного кодекса РФ, главой 29 ГПК РФ, Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (от 16 апреля 2001 года), другими актами.

В первую очередь, прорабатывается возможность передать детей на воспитание в семьи граждан России, постоянно проживающих в стране, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства

Усыновление в другой стране рассматривается в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Материально-правовые нормы законодательства Украины относительно правоотношений по усыновлению с «иностранным элементом»

Ряд материально-правовых норм, которые следует применять при решении вопросов об усыновлении с участием иностранцев и лиц без гражданства, содержащих разделы IV, VI Семейного кодекса Украины 2002г. и Порядок осуществления деятельности по усыновлению и осуществления надзора за соблюдением прав усыновленных детей, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины 8 октября 2008г

Согласно нормам Семейного кодекса Украины 2002 г. усыновление гражданином Украины ребенка, которая является гражданином Украины, но проживает за пределами Украины, осуществляется в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Украины. Если усыновитель не является гражданином Украины, для усыновления ребенка, являющегося гражданином Украины, требуется разрешение правительственного органа государственного управления из усыновления и защиты прав ребенка. Усыновление иностранцем ребенка, которая есть гражданином Украины, осуществленное в соответствующих органах государства, на территории которого проживает ребенок, является действительным при условии предварительного получения разрешения правительственного органа государственного управления из усыновления и защиты прав ребенка (ст. 282). По общему правилу, дети, которые подлежат усыновлению, берутся на учет установленным в законодательстве органами. Однако дети — граждане Украины, которые проживают за ЕЕ пределами и могут быть усыновлены, на учет не берутся.

В Украине деятельность по усыновлению производится уполномоченными государством органами и должностными лицами. Не допускается осуществление деятельности по подбору и передаче для усыновления детей от имени и в интересах граждан, которые желают усыновить ребенка, получение и передача каких-либо сведений о ребенке, документов по ней другими лицами.

Дети, которые могут быть усыновлены берутся в Украине на учет. Учет детей осуществляется службами по делам детей районных, районных в городах Киеве и Севастополе госадминистраций, исполнительных органов городских, районных в городах советов по месту происхождения ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительского попечительства, Министерством по делам семьи и молодежи Автономной Республики Крым, службами по делам детей областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций и Государственным департаментом по усыновлению и защите прав ребенка (дальше — Департамент). Дата взятия ребенка в местный учет отмечается в Книге учета детей, могут быть усыновлены.

В день взятия ребенка в местный учет служба по делам детей составляет учетно-статистическую карточку — социальный паспорт ребенка в Едином электронном банке данных детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, и семьи потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей (дальше — Единственный банк данных). Порядок ведения Единого банка данных и формы документов, хранящихся в нем, утверждаются мінсім’ямолодьспортом. Дата постановки ребенка на региональный учет отмечается в Книге учета детей, могут быть усыновлены, а также в анкете вместе с региональным учетным номером.

в случае если В течение месяца пребывания ребенка на региональном учете никто не изъявил желание его усыновить или взять под опеку или попечительство, один экземпляр анкеты вместе с документами, подписан Министром молодежи, семьи и тендерной политики Автономной Республики Крым, начальником службы по делам детей областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации, Председателем (заместителем Председателя) Совета министров Автономной Республики Крым, председателем областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации, передается в Департамент. Департамент проверяет правильность оформления анкеты вместе с документами, берет ребенка, который может быть усыновлен, на централизованный учет и заносит сведения о ней в Книгу учета детей, которые могут быть усыновлены. Дата постановки ребенка на централизованный учет заносится в Единый банк данных. Также дата постановки ребенка на централизованный учет отмечается в Книге учета детей, могут быть усыновлены, а также в анкете вместе с централизованным учетным номером.

В случае необходимости в уточнении сведений о ребенке Департамент направляет запросы в Министерство по делам семьи и молодежи Автономной Республики Крым, служб по делам детей областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций или службы по делам детей, где ребенок находится на местном учете. В таких случаях срок постановки ребенка на централизованный учет продолжается. Если на основании представленных документов установлено, что ребенок не может быть усыновлен, или в анкете или документах выявлены исправления, неточности, анкета вместе с документами возвращается в соответствии с Министерства по делам семьи и молодежи Автономной Республики Крым, службы по делам детей областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации с соответствующими разъяснениями.

На учет берутся также иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в браке с гражданами Украины и постоянно проживают на территории Украины и желают усыновить ребенка. Учет осуществляет служба по делам детей по месту жительства таких граждан. Ведение учета и усыновлении ими ребенка осуществляется в порядке, установленном для граждан Украины, которые постоянно проживают на территории Украины. Проверка иностранцев, находящихся в браке с гражданами Украины и постоянно проживают на территории Украины, на предмет наличия или отсутствия информации компрометирующего характера осуществляется правоохранительными органами государства, гражданами которого являются иностранцы, и государства, на территории которого они проживают, и Генеральным секретариатом Интерпола.

Департамент осуществляет также учет граждан Украины, которые проживают за пределами Украины, и иностранцев, которые желают усыновить ребенка, проживающего в Украине. Порядок и условия приема граждан Украины, которые проживают за пределами Украины, и иностранцев, которые желают усыновить ребенка в Украине, для подачи ими дел определяет мінсім’Ямолодьспорт. Граждане Украины, которые проживают за пределами Украины, и иностранцы, которые желают усыновить ребенка, проживающего в Украине, подают в Департамент дело, которое состоит из следующих документов:

1) заявление о постановке на учет кандидатов в усыновители, заверенная нотариально;

2) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, в трех экземплярах;

3) заключение компетентного органа страны проживания, подтверждающий возможность заявителей быть усыновителями. В заключении указываются адрес, жилищно-бытовые условия (количество спальных комнат, наличие условий для проживания ребенка), биографические данные, состав семьи (количество лиц, проживающих вместе с заявителем, степень родства, наличие собственных детей), отношение заявителей к усыновлению. Заключение должно содержать рекомендации относительно количества, возраста и состояния здоровья детей, которых могут усыновить заявители.

Если вывод выдано негосударственным органом, к нему прилагается копия лицензии на осуществление таким органом деятельности, связанной с усыновлением.

Иностранцам, которые постоянно проживают на территории Украины, что подтверждается видом на постоянное проживание в Украине, выданной органами МВД, заключение готовит служба по делам детей по месту их жительства;

4) разрешение компетентного органа страны проживания заявителей на въезд и постоянное проживание усыновленного ребенка, кроме иностранцев, которые проживают на территории страны, с которой Украина имеет безвизовый режим;

5) обязательства заявителя нотариально удостоверенное (в двух экземплярах): поставить ребенка на учет в соответствующем консульском учреждении или дипломатическом представительстве Украины (с указанием наименования учреждения, представительства, его адреса) в течение месяца после въезда в страну проживания; обеспечить право усыновленного ребенка хранить гражданство Украины до достижения им 18 лет; подавать консульскому учреждению или дипломатическому представительству Украины не менее как один раз в год в течение первых трех лет после усыновления и в дальнейшем один раз в три года до достижения ребенком восемнадцати лет отчет об условиях проживания и состоянии здоровья усыновленного ребенка по установленной законодательством Украины форме; предоставлять возможность представителю консульского учреждения или дипломатического представительства Украины общаться с ребенком; сообщать консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины об изменении места жительства усыновленного ребенка. В обязательстве должна указываться адрес проживания заявителя (при наличии нескольких мест жительства указывается адрес каждого из них), паспортные данные, номер телефона и электронный адрес;

6) заверенная нотариально письменное согласие второго из супругов на усыновление ребенка (в случае усыновления ребенка одним из супругов), если другое не предусмотрено законодательством;

7) справка с места работы о заработной плате за последние шесть месяцев или копия декларации о доходах за предыдущий календарный год, засвидетельствованная органом, который ее выдал или нотариально;

8) засвидетельствованная нотариально копия документа о браке, зарегистрирован в компетентных органах страны (в двух экземплярах);

9) заключение о состоянии здоровья каждого заявителя, составленный в соответствии с требованиями законодательства Украины;

10) справка о наличии или отсутствие судимости для каждого заявителя, выданная компетентным органом страны проживания;

11) засвидетельствованная нотариально копия документа, который подтверждает право собственности или пользования жилым помещением, с указанием его общей и жилой площади и количества спальных комнат;

12) заверенная нотариально письменное согласие заявителя, являющегося иностранцем, на получение информации о нем в Генеральном секретариате Интерпола и правоохранительных органах государства, гражданином которого является иностранец, и государства, на территории которого он проживает (в двух экземплярах).

Нотариально заверенные заявления о размере заработной платы или других доходов заявителей, наличие у них имущества или права пользования имуществом, другие заявления не заменяют всех указанных документов.

Подавляющее большинство документов в Департамент подается в оригиналах. В случае, когда оригинал документа хранится органом, который его выдал (о чем должно быть указано в самом документе), подается его копия, нотариально заверенная. Документы оформляются в стране проживания заявителей. Иностранцы, которые постоянно проживают на территории Украины, что подтверждается видом на постоянное проживание в Украине, оформляют документы на территории Украины. Иностранцы, которые временно проживают на территории Украины, оформляют документы в стране постоянного проживания.

Каждый документ (кроме копии паспорта или другого документа удостоверяющего личность), а также любое заявление, обращение граждан Украины, которые проживают за пределами Украины, и иностранцев по вопросам, касающихся усыновления, подлежат легализации в соответствующем заграничном дипломатическом учреждении Украины, если другое не предусмотрено международными договорами Украины, и подаются в Департамент вместе с их переводом на украинский язык, который удостоверяется в установленном порядке. Заявления и обращения иностранцев, которые на законных основаниях находятся на территории Украины, составляются на украинском языке и заверяются нотариусом.

Срок действия указанных документов составляет один год от даты их выдачи, если иное не предусмотрено законодательством страны (о чем говорится в документе), в которой они выданы. На день подачи документов Департамента срок их дальнейшей действия должен составлять не менее шести месяцев. В случае если срок действия документов по законодательству страны, которая их выдала, составляет менее шести месяцев, на день представления в Департамент они должны быть действительными.

Сведения о заявителях, которые берутся на учет кандидатов в усыновители заносятся в Единый банк данных и Книгу учета кандидатов в усыновители. О взятии на учет кандидатов в усыновители заявители уведомляются письменно.

Граждане Украины, которые проживают за пределами Украины, и иностранцы не берутся на учет кандидатов в усыновители, если: представленные документы не отвечают требованиям законодательства Украины; в документах или их переводе есть исправления, дописки, не заверенные в установленном порядке; перевод не соответствует содержанию оригинала документа; заявители (один из них) не могут быть усыновителями в соответствии с семейным кодексом Украины; среди детей, которые больше года находятся на централизованном учете, если иное не предусмотрено законодательством, нет детей, которые по возрасту и состоянию здоровья соответствовали бы рекомендациям, содержащимся в специальном заключении. Письменный отказ в постановке на учет кандидатов в усыновители с обоснованием причин выдается или направляется заявителям вместе с представленными ими документами.

Документы, поданные кандидатами в усыновители, формируются в личное дело кандидатов в усыновители, в которой хранятся:

1) оригиналы документов (до возвращения их кандидатам в усыновители);

2) копия уведомления о постановке на учет кандидатов в усыновители и назначении даты ознакомления с информацией о детях, которые могут быть усыновлены;

3) копия направления для знакомства с ребенком в соответствии с требованиями законодательства Украины;

4) копии документов ребенка, на основании которых Департамент предоставил согласие на усыновление;

5) копия согласия Департамента на усыновление ребенка;

6) копия документа о браке;

7) копии паспортов или иных документов, удостоверяющих личность кандидатов в усыновители, личность представителя кандидатов в усыновители;

8) копия доверенности на представление интересов кандидатов в усыновители;

9) регистрационная карточка кандидатов в усиновлювачі, распечатанная из Единого банка данных, с указанием срока действия документов, представленных кандидатами в усыновители.

Дата ознакомления кандидатов в усыновители с информацией о детях, которые могут быть усыновлены, определяется Департаментом, о чем кандидаты в усыновители сообщаются письменно.

В случае, если кандидаты в усыновители по уважительным причинам в назначенный день не явились для ознакомления с информацией о детях, которые могут быть усыновлены, им может быть назначено другую дату приема в Департаменте при условии, что срок действия документов, которые хранятся в их личном деле, на момент ознакомления с информацией составит не менее один месяц.

Кандидаты в усыновители снимаются с учета при наличии оснований, предусмотренных законодательством Украины.

После усыновления ребенка личное дело кандидатов в усиновлювачі хранится в Департаменте в течение 10 лет.

Учет иностранцев и лиц без гражданства, которые желают усыновить ребенка, который является иностранцем или лицом без гражданства и проживает в Украине, осуществляется в порядке, установленном законодательством Украины.

Исключительно Департамент проводит ознакомление граждан Украины, которые проживают за пределами Украины, иностранцев, лиц без гражданства — кандидатов в усыновители с информацией о детях, которые могут быть усыновлены. Только Департамент выдает указанным лицам направления для знакомства с ребенком. Иностранцам, лицам без гражданства — кандидатам в усыновители предоставляется информация о детях, проживающих (находящихся) в детских или других учреждениях независимо от формы собственности и подчинения заведения и больше года находятся на централизованном учете, если иное не предусмотрено законодательством (кроме усыновления родственниками). Граждане Украины, которые проживают за пределами Украины, и иностранцы — кандидаты в усыновители имеют право трижды (с учетом повторных приемов) ознакомиться с информацией о детей, могут быть усыновлены, при условии, что на дату приема в Департаменте срок дальнейшего действия их документов составит не менее месяца.

Если кандидаты в усыновители не владеют украинским или другим языком, приемлемым для сторон, общение с ними осуществляется с участием работника центрального или местного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, который владеет соответствующим языком. Если центральный или местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления не может обеспечить общение с кандидатами в усыновители приемлемой для них языке, по желанию кандидатов в усыновители для осуществления устного перевода может быть привлечено лицо со знанием соответствующего языка, что подтверждается документом о полном высшем образовании.

После ознакомления с информацией о детях, которые могут быть усыновлены, кандидатам в усыновители, которые изъявили намерение лично познакомиться с ребенком, выдается направление в службу по делам детей по месту жительства (нахождения) ребенка для организации знакомства с ней. Гражданам Украины, которые проживают за пределами Украины, и иностранцам — кандидатам в усыновители, состоящих на учете в Департаменте, вместе с направлением выдаются документы, поданные кандидатами в усыновители, прошнурованы, скреплены печатью и заверены подписью директора Департамента, с указанием даты постановки кандидатов на учет и учетного номера.

Гражданам Украины, которые проживают за пределами Украины, и иностранцам — кандидатам в усыновители, которые по результатам ознакомления с информацией о детях, которые могут быть усыновлены, не изъявили желание получить направление для знакомства с ребенком, Департамент назначает дату повторного приема для ознакомления с информацией о детях, которые могут быть усыновлены. Дата повторного приема сообщается кандидатам в усыновители под расписку. Если направление для знакомства с ребенком выдано одновременно гражданам Украины и иностранцам или лицам без гражданства, преимущество предоставляется гражданам Украины при условии, что иностранцы, лица без гражданства — кандидаты в усыновители еще не познакомились с ребенком и не установили с ней контакт. Кандидаты в усыновители знакомятся с ребенком по месту его проживания (пребывания) в присутствии представителя службы по делам детей, работников детского или другого заведения, в котором проживает (находится) ребенок; приемных родителей; родителей-воспитателей; опекунов; попечителей. По желанию приемных родителей, родителей-воспитателей, опекунов, попечителей знакомство кандидатов в усыновители с ребенком может осуществляться в помещении службы по делам детей или на другой территории по согласованию с указанной службой. После знакомства с ребенком для установления с ним контакта кандидаты в усыновители имеют право ежедневно в течение срока действия направления посещать ребенка по месту его проживания (пребывания) и общаться с ней во время, определенное руководителем учреждения, приемными родителями, родителями-воспитателями, опекунами, попечителями, но не менее как три часа в день. После установления контакта с ребенком и представления в службу по делам детей заявления о желании его усыновить, кандидаты в усыновители имеют право продолжать ежедневное общение с ребенком до вступления в силу решения суда об усыновлении. Граждане Украины, которые проживают за пределами Украины, и иностранцы — кандидаты в усыновители, которые отказались от усыновления ребенка, могут обратиться в Департамент с личным письменным заявлением о повторном ознакомлении с информацией о детей, могут быть усыновлены. К заявлению прилагается уведомление службы по делам детей об отказе кандидатов в усыновители от усыновления ребенка и изданные вместе с направлением документы, поданные кандидатами в усыновители. В случае положительного решения вопроса назначается дата повторного ознакомления с информацией о детях, которые могут быть усыновлены, о чем кандидаты в усыновители сообщаются под расписку.

Гражданам Украины, которые проживают за пределами Украины, и иностранцам — кандидатам в усыновители может быть отказано в повторном ознакомлении с информацией о детей, могут быть усыновлены, при наличии оснований, предусмотренных законодательством Украины. Например, в случае отказа кандидатов в усыновители от ознакомления с информацией о детях, которые могут быть усыновлены, в определенный день Департаментом.

После знакомства и установления контакта с ребенком кандидаты в усыновители обращаются в службу по делам детей по месту жительства (пребывания) ребенка с заявлением о желании усыновить ребенка, которая составляется на украинском языке. Заявление граждан Украины, которые проживают за пределами Украины, и иностранцев удостоверяется нотариусом. Служба по делам детей по месту жительства (пребывания) ребенка выясняет, согласна ребенок на усыновление и готовит проект заключения о целесообразности усыновления и соответствие его интересам ребенка.

Для усыновления ребенка требуется его согласие, если он достиг такого возраста и уровня развития, что может ее выразить. Согласие ребенка на усыновление предоставляется письменно или устно в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. Письменное согласие ребенка на усыновление удостоверяется представителем службы по делам детей. Если ребенок в связи с возрастом или состоянием здоровья не осознает факта усыновления, усыновление производится без ее согласия.

Об оказании ребенком устного согласия на усыновление или осуществление усыновления без согласия ребенка отмечается в заключении о целесообразности усыновления и соответствие его интересам ребенка. Руководитель детского или другого заведения, в котором проживает (находится) ребенок или лицо, у которого проживает ребенок, по запросу службы по делам детей, к которой обратились кандидаты в усыновители с заявлением о желании усыновить ребенка, подает этой службе определенные законодательством Украины документы.

Заключение о целесообразности усыновления и соответствие его интересам ребенка должен быть обоснованным и содержать информацию о целесообразности (нецелесообразности) усыновления и соответствие (несоответствие) интересам ребенка. К заключению прилагаются соответствующие документы. В случае усыновления ребенка гражданами Украины, которые проживают за пределами Украины, и иностранцами указанные документы выдаются в двух экземплярах, один из которых направляется в Департамент, второй — в суд.

Если в течение месяца после подачи заявления об усыновлении ребенка в службу по делам детей кандидаты в усыновители без уважительных причин не явились для получения заключения или в течение месяца от даты его получения не обратились в суд с заявлением об усыновлении ребенка, считается, что они отказались от усыновления.

Для получения письменного согласия Департамента на усыновление ребенка граждане Украины, которые проживают за пределами Украины, и иностранцы подают в Департамент соответствующее заявление, заключение о целесообразности усыновления и соответствие его интересам ребенка, копии указанных документов, копию письменного согласия ребенка на усыновление, копию уведомления о предоставлении (непредоставлении) согласия районной, районной в городах Киеве и Севастополе госадминистрации, исполнительного органа городского, районного в городе совета на разъединение братьев и сестер при усыновлении.

Заявление составляется на украинском языке и заверяется нотариусом. В заявлении указывается фамилия, имя, отчество, адрес проживания кандидатов в усыновители, учетный номер кандидатов в Департаменте, фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства (пребывания) ребенка, которого желают усыновить, полное название суда, в котором будет слушаться дело об усыновлении, а также отмечается, что кандидаты в усыновители ознакомлены с состоянием здоровья ребенка и правовыми последствиями усыновления. Заявление кандидатов в усыновители о предоставлении согласия на усыновление ребенка и прилагаемые к нему документы рассматриваются Департаментом. В случае отказа в предоставлении согласия на усыновление ребенка Департамент предоставляет заявителям обоснованный ответ в письменной форме.

Для принятия решения об усыновлении кандидаты в усыновители обращаются с заявлением об усыновлении ребенка в суд по месту жительства (пребывания) ребенка. Усыновление детей производится на основании решения суда.

1) лично забрать ребенка из учреждения или семьи, в которой он воспитывается, в присутствии представителя службы по делам детей после предъявления копии решения суда об усыновлении;

2) в течение месяца после усыновления ребенка поставить ее на консульский учет в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Украины в стране своего проживания;

3) предоставлять возможность представителям службы по делам детей по месту своего проживания, консульского учреждения или дипломатического представительства Украины в стране своего проживания общаться с ребенком и осуществлять надзор за условиями его проживания и воспитания;

4) подавать консульскому учреждению или дипломатическому представительству Украины отчеты об условиях проживания и состоянии здоровья ребенка ежегодно в течение первых трех лет после усыновления ребенка и в дальнейшем до достижения ребенком восемнадцати лет один раз в три года;

5) сообщать об изменении места проживания усыновленного ребенка в службу по делам детей, консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины, которые осуществляют надзор за условиями проживания и воспитания усыновленного ребенка.

Материально-правовые нормы Украины регулируют усыновление ребенка, которая есть гражданином Украины, но проживает за ее пределами. Для усыновления ребенка граждане Украины и иностранцы обращаются с соответствующим заявлением к консульского учреждения или дипломатического представительства Украины в стране проживания ребенка. К заявлению прилагаются документы в соответствии с законодательством Украины. Консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины проверяет основания для усыновления ребенка и готовит заключение о целесообразности усыновления и соответствие его интересам ребенка. Усыновление ребенка, которая есть гражданином Украины, но проживает за ее пределами, осуществляется при условии предоставления разрешения Департаментом. Дети — граждане Украины, которые проживают за ее пределами и могут быть усыновлены, на учет не берутся.

Для получения разрешения Департамента на усыновление ребенка, которая есть гражданином Украины, но проживает за ЕЕ пределами, консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины направляет в Департамент документы, требуемые законодательством Украины, заключение о целесообразности усыновления и его соответствие интересам ребенка. В случае положительного решения вопроса Департамент оформляет разрешение на усыновление ребенка, направляет его вместе с представленными документами соответствующему консульскому учреждению или дипломатическому представительству Украины. Об отказе в постановке заявителей на учет кандидатов в усыновители и выдачи разрешения на усыновление ребенка Департамент информирует соответствующее консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины с указанием причин и возвращает представленные документы. Решение об усыновлении гражданами Украины ребенка — гражданина Украины, проживающего за ее пределами, принимается консульским учреждением или дипломатическим представительством Украины на основании поданных документов и разрешения Департамента на усыновление.

Информация о решение об усыновлении, принятое консульским учреждением или дипломатическим представительством Украины, записывается в Книгу учета решений об усыновлении детей.

Документы, на основании которых консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины приняли решение об усыновлении ребенка, хранятся в соответствующем консульском учреждении или дипломатическом представительстве Украины в течение 10 лет, после чего передаются в архив в соответствии с законодательством.

В случае усыновления иностранцами ребенка — гражданина Украины, проживающего за ее пределами, консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины выдает им разрешение Департамента на усыновление ребенка и возвращает документы для подачи в соответствующие органы государства, на территории которого проживает ребенок.

Усыновление одним из супругов ребенка второго из супругов осуществляется без пребывания ребенка на учете. Такое усыновление производится по месту жительства ребенка. Для усыновления ребенка то из супругов, кто желает его усыновить, обращается с соответствующим заявлением в службу по делам детей по месту проживания ребенка.

К заявлению прилагаются:

1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (в двух экземплярах);

2) копия свидетельства о браке;

3) вывод о состоянии здоровья заявителя;

4) справка о наличии или отсутствии судимости;

5) копия свидетельства о рождении ребенка;

6) письменное согласие родителей ребенка на усыновление, заверенная нотариусом, или согласие того из супругов, ребенка которого усыновляет другой из супругов, и документ, который удостоверяет отсутствие второго из родителей ребенка (копия свидетельства о смерти или справка о смерти, выданная органом регистрации актов гражданского состояния, копия решения суда о лишении родительских прав, о признании недееспособным или безвестно отсутствующим, справка из органа регистрации актов гражданского состояния относительно записи сведений об отце ребенка и тому подобное);

7) заверенная нотариально письменное согласие заявителя, являющегося иностранцем, на получение информации о нем в Генеральном секретариате Интерпола и правоохранительных органах государства, гражданином которого является иностранец, и государства, на территории которого он проживает (в двух экземплярах).

8) заключение компетентного органа страны проживания, подтверждающее возможность заявителя быть усыновителем (подается в случае, когда усыновитель проживает за пределами Украины). В заключении указываются адрес, жилищно-бытовые условия, биографические данные заявителя, отношения в семье, отношение к усыновлению. Если вывод выдано негосударственным органом, к нему прилагается копия лицензии на осуществление таким органом деятельности, связанной с усыновлением.

Служба по делам детей после поступления заявления и документов составляет акт обследования жилищно-бытовых условий ребенка, выясняет, согласна ребенок на усыновление, рассматривает вопрос о целесообразности усыновления и соответствие его интересам ребенка и готовит проект соответствующего заключения. Заключение о целесообразности усыновления и соответствие его интересам ребенка оформляется на бланке районной, районной в городах Киеве и Севастополе госадминистрации, исполнительного органа городского, районного в городе совета, подписывается председателем, скрепляется печатью и выдается заявителю под расписку.

Вместе с заключением заявителю возвращаются пронумерованные, прошнурованные, скрепленные печатью и заверенные подписью руководителя службы по делам детей документы, представленные кандидатом в усыновители. Информация о лице, которое желает усыновить ребенка своего мужа (жены), в Книгу учета кандидатов в усыновители не заносится.

Усыновление на территории Украины ребенка другого супруга иностранцем или лицом без гражданства, состоящими в браке гражданами Украины, осуществляется согласно такого же порядка.

Для усыновления ребенка — гражданина Украины, проживающего за ее пределами, то из супругов, кто желает его усыновить, обращается с заявлением к консульского учреждения или дипломатического представительства Украины в стране проживания ребенка. К заявлению прилагаются:

1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (в двух экземплярах);

2) копия документа о браке, зарегистрирован в компетентных органах страны;

3) вывод о состоянии здоровья заявителя;

4) справка о наличие или отсутствие судимости у заявителя, выданная компетентным органом страны проживания;

5) заключение компетентного органа страны проживания, подтверждающее возможность заявителя быть усыновителем. В заключении указываются адрес, жилищно-бытовые условия, биографические данные заявителя, отношения в семье, отношение к усыновлению. Если вывод выдано негосударственным органом, к нему прилагается копия лицензии на занятие таким органом деятельности, связанной с усыновлением;

6) копия свидетельства о рождении ребенка;

7) письменное согласие родителей ребенка на усыновление, заверенная нотариусом, или согласие того из супругов, ребенка которого усыновляет другой из супругов, и документ, который удостоверяет отсутствие второго из родителей ребенка (копия свидетельства о смерти или справка о смерти, выданная органом регистрации актов гражданского состояния, копия решения суда о лишении родительских прав, о признании недееспособным или безвестно отсутствующим, справка из органа регистрации актов гражданского состояния относительно записи сведений об отце ребенка и тому подобное);

8) заверенная нотариально письменное согласие заявителя, являющегося иностранцем, на получение информации о нем в Генеральном секретариате Интерпола и правоохранительных органах государства, гражданином которого является иностранец, и государства, на территории которого он проживает (в двух экземплярах).

Консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины после поступления заявления и документов рассматривает вопрос о целесообразности усыновления и соответствие его интересам ребенка и принимает решение об усыновлении ребенка, если усыновитель — гражданин Украины. Если усыновление осуществляется в соответствующих органах государства, на территории которого проживает ребенок, консульское учреждение или дипломатическое учреждение Украины готовит заключение о целесообразности усыновления и соответствие его интересам ребенка и выдает его заявителю для представления в соответствующий орган.

После проведения усыновления одним из супругов ребенка второго из супругов данные об усыновленном ребенке вносятся консульским учреждением или дипломатическим представительством Украины — в Книгу учета решений об усыновлении детей.

Документы, на основании которых консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины приняли решение об усыновлении ребенка, хранятся соответствующим консульским учреждением или дипломатическим представительством Украины в течение 10 лет, после чего передаются в архив МИД.

За соблюдением прав усыновленных детей осуществляется надзор. Суд, который принял решение об усыновлении ребенка, выдает службе по делам детей, удостоверенное в установленном порядке решения об усыновлении ребенка. В случае усыновления ребенка гражданином Украины решение выдается в трех экземплярах, иностранцами или гражданами Украины, которые проживают за пределами Украины,- в четырех экземплярах. Служба по делам детей после вступления в силу решения суда об усыновлении ребенка направляет заверенную в установленном порядке копию такого решения:

1) в службу по делам детей по месту учета кандидатов в усыновители — для осуществления надзора за условиями проживания и воспитания усыновленного ребенка;

2) в службу по делам детей, где ребенок находится на местном учете,- для снятия ребенка с местного учета;

3) в Департамент в случае усыновления гражданами Украины, которые проживают за ее пределами, или иностранцами (решение присылается в двух экземплярах) — для снятия с учета ребенка, кандидатов в усыновители и представления решения суда в МИД. Решение об усыновление одним из супругов ребенка второго из супругов в Департамент не направляется.

Консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины в случае усыновления ребенка — гражданина Украины, который проживает за пределами Украины, направляет в МИД заверенную в установленном порядке копию решения для подачи Департамента.

Служба по делам детей по месту взятия ребенка в местный учет снимает ребенка с учета, о чем заносятся сведения в Книгу учета детей, которые могут быть усыновлены, и Единого банка данных.

На основании уведомления службы по делам детей об усыновлении ребенка, решение суда, консульского учреждения или дипломатического представительства Украины об усыновлении ребенка Департамент:

1) снимает ребенка с централизованного учета, о чем заносятся сведения в Книгу учета детей, которые могут быть усыновлены;

2) снимает иностранцев и граждан Украины, которые проживают за ее пределами, по учету кандидатов в усыновители, о чем заносятся сведения в Книгу учета кандидатов в усыновители и Единого банка данных.

Департамент ведет электронный реестр детей, усыновленных гражданами Украины, которые проживают за ее пределами, иностранцами и лицами без гражданства, по форме, утверждаемой Департаментом.

Надзор за условиями проживания и воспитания усыновленных детей, проживающих на территории Украины, осуществляется службами по делам детей по месту жительства усыновителей до достижения детьми восемнадцати лет. Учет усыновленных детей, проживающих за пределами Украины, и надзор за соблюдением их прав осуществляют консульские учреждения и дипломатические представительства Украины по поручению МИД до достижения детьми восемнадцати лет.

Для обеспечения надзора за соблюдением прав усыновленных детей, проживающих за пределами Украины, Департамент в течение месяца со дня поступления решения суда об усыновлении ребенка направляет в МИД среди других документов копию решения суда об усыновлении ребенка.

На основании решений суда, решений консульских учреждений или дипломатических представительств Украины об усыновлении ребенка МИД регистрирует усыновленных детей, проживающих за пределами Украины. Указанное Министерство в месячный срок после поступления документов от Департамента направляет соответствующего консульского учреждения или дипломатического представительства Украины поручение о взятии ребенка на консульский учет и осуществления надзора за соблюдением ее прав.

Консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины осуществляет надзор за соблюдением прав усыновленного ребенка на основании поручения МИД и общепризнанных принципов и норм международного права в отношении защиты прав детей.

Во время постановки на консульский учет усыновленного ребенка соответствующее консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины предоставляют усыновителям образец отчета об условиях проживания и состоянии здоровья усыновленного ребенка, который подается усыновителями, и график представления отчетов усыновителями до достижения ребенком восемнадцати лет.

Консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины анализирует отчеты усыновителей об условиях проживания и состоянии здоровья усыновленного ребенка и ежегодно до 1 февраля направляет в МИД информацию об осуществлении надзора за соблюдением прав усыновленных детей, проживающих за пределами Украины.

Отчеты усыновителей об условиях проживания и состоянии здоровья усыновленного ребенка сохраняются в соответствующем консульском учреждении или дипломатическом представительстве Украины в течение трех лет после достижения ребенком восемнадцати лет, после чего уничтожаются с составлением соответствующего акта.

Консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины, которым стало известно о факте нарушения прав усыновленного ребенка, принимают меры к защите ее прав. В случае когда не удается устранить причины, приводящие к нарушению прав ребенка, консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины по месту жительства усыновленного ребенка в пределах своих полномочий способствует решению вопроса об отмене усыновления или признания его недействительным. После отмены усыновления или признания его недействительным соответствующее консульское учреждение или дипломатическое представительство Украины способствует возвращению ребенка в Украину. Дальнейшее устройство такого ребенка, осуществляет служба по делам детей по месту происхождения ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки.

Усыновление ребенка, которая есть иностранцем и проживает в Украине, осуществляется гражданами Украины или иностранцами, которые проживают в Украине, на общих основаниях (ст. 284).

Усыновление ребенка, являющегося гражданином Украины, лицом, являющимся гражданином государства, с которым Украина не имеет договора о предоставлении правовой помощи, не является тайным, если в государстве, в котором усыновитель постоянно проживает и в которую должен переехать ребенок, усыновление не является тайным. Усыновление ребенка, являющегося гражданином Украины, лицом, являющимся гражданином государства, с которым Украина не имеет договора о предоставлении правовой помощи, и если это лицо в Украине постоянно не проживает, не является тайным (ст. 285). Таким образом происходит ограничение права иностранца на тайну усыновления ребенка, которая есть гражданином Украины.

Отдельно законодатель предусматривает нормы относительно усыновления иностранцем ребенка, которая есть иностранцем или лицом без гражданства. Такое усыновление осуществляется в Украине соответственно законам Украины, если другое не установлено международными договорами Украины (ст. 286).

Если дети усыновлены иностранцами и проживают за пределами Украины, соответствующее консульское учреждение по поручению Министерства иностранных дел Украины ведет учет этих детей и осуществляет надзор за соблюдением их прав до достижения ими восемнадцати лет. Порядок осуществления надзора за соблюдением прав детей, которые усыновлены иностранцами и проживают за пределами Украины, устанавливается Кабинетом Министров Украины (ст. 287).

Еще по теме:

  • Ищу работу юриста в якутске Работа юриста в Якутске По запросу работа юристом в Якутске на сайте HotWork.ru собрано 5 вакансий. За эту неделю добавлено 30 свежих вакансий. Успешно закрыто 25 вакансий. Новые вакансии […]
  • Развод если ребенок инвалид детства Юридическая онлайн консультация Главная Семейное и наследственное право Алименты на ребенка-инвалида в Украине Алименты на ребенка-инвалида в Украине Все знают, что […]
  • Как выписать из муниципальной квартиры бывшую жену Выписываем бывшую жену из муниципальной квартиры без ее согласия Здравствуйте. Я приглашенный адвокат с юридического бюро «Бессонов и партнёры». Специализируюсь на выписке граждан по […]
  • Право на обязательную долю в наследстве рф Кому полагается обязательная доля в наследстве? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Среди наследников […]
  • Права прописанного человека в приватизированной квартире Права жильца, прописанного в приватизированной квартире и можно ли приватизировать жильё без прописки? Если человек прописался в каком-либо жилье, то он получает определённые права. Каковы […]
  • Расчет неустойка по алиментам образец заявления Расчет неустойка по алиментам образец заявления Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные […]