Назначить исполняющим обязанности главного инженера

Назначить исполняющим обязанности главного инженера

День добрый
Вобщем имеем в наличии главного инженера (по ДИ — зам.директора) назначенного приказом учредителя (юрлицо) временно исполняющим обязанности директора.
1. При этом, согласно уставу, положению об оплате, оплата директора — в компетенции учредителя.
2. При этом, никакого иного приказа о доплате до должности директора от них не было (мы соответственно тоже ничего подобного не делали, т.е. на сегодняшний день док-ов обосновывающих доплату нет!).
3. При этом, мы оплачиваем ему как по должности директора
4. При этом, его премирование де-факто осуществляется учредителем (типа как директора)
5. При этом, должность директора вакантна

Вот у меня сомнения, что доплату мы осуществляем правильно.
1. Имхо приказ о доплате и допник к ТД главного инженера должен быть и должно это исходить от учредителя
как мыслите?

учредитель ссылается вот на это

Разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 30/39
«О порядке оплаты временного заместительства»
(утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС
от 29 декабря 1965 г. N 820/39)
(с изменениями от 11 декабря 1986 г.)

Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов разъясняют:
1. Временным заместительством считается исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, когда это вызвано производственной необходимостью.
Временное исполнение обязанностей по должности отсутствующего работника возлагается на другого работника приказом (распоряжением) по предприятию, учреждению или организации. Замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки) при наличии одновременно следующих условий:

Комментарий ГАРАНТа
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 марта 2003 г. N КАС03-25 подпункт «а» пункта 1 настоящего разъяснения признан недействующим в части, запрещающей выплату разницы между должностными окладами отсутствующего работника и замещающих его штатного заместителя или помощника

а) если замещающий работник не является штатным заместителем или помощником отсутствующего работника (при отсутствии должности заместителя). В случаях, когда у руководителя имеется несколько помощников, то штатным заместителем считается первый, старший помощник;

Комментарий ГАРАНТа
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 марта 2003 г. N КАС03-25 подпункт «б» пункта 1 настоящего разъяснения признан недействующим в части, запрещающей выплату разницы между должностными окладами отсутствующего работника и главного инженера предприятия, учреждения или организации

б) Главный инженер предприятия, учреждения или организации в период временного замещения отсутствующего руководителя права на получение разницы в окладах не имеет.
Временные заместители премируются по условиям и в размерах, установленных по должности замещаемого ими работника, при этом премия начисляется на должностной оклад заместителя. На разницу в окладах премия начисляется в том же порядке, как на доплату за совмещение должностей.
2. Назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается. Это возможно только по должности, назначение на которую производится вышестоящим органом управления. В этом случае руководитель предприятия, учреждения, организации обязан не позднее месячного срока со дня принятия трудящегося на работу представить в вышестоящий орган управления документы для его назначения на должность. Этот орган в месячный срок со дня получения документов должен рассмотреть вопрос и сообщить руководителю о результатах.
В случае неутверждения в должности работника, принятого руководителем не из числа работников данного предприятия, учреждения, организации, ему должна быть предложена другая работа с учетом квалификации, опыта работы. При отсутствии соответствующей работы или отказа от предложения он освобождается от работы по основаниям, предусмотренным законодательством, например, по соглашению сторон.
Если не утвержден работник, выдвинутый на руководящую должность из числа резерва данного предприятия, учреждения, организации, ему должна быть предоставлена работа по квалификации и оплате не ниже той, которую он выполнял до назначения на новую должность.
При назначении работника, в том числе штатного заместителя (помощника) или главного инженера, исполняющим обязанности по вакантной должности оплата труда производится по этой должности.
3. При временном возложении на рабочего обязанностей мастера, техника, учетчика или другого работника оплата труда производится в соответствии со ст.ст. 26 и 86 КЗОТ РСФСР (и аналогичными статьями КЗОТ других союзных республик). В этом случае работник получает должностной оклад и премию по фактически выполняемой работе. Если оплата по этой работе ниже среднего заработка по основной работе, то производится доплата до среднего заработка.

ну и что? оормить один хрен надо допником или приказом хотя б учредителя, как думаете?

Приказ на временное исполнение обязанностей

Если директору (или собственно любому должностному лицу) предстоит командировка, он внезапно заболел или возникла иная причина его временного отсутствия на рабочем месте, то пришло время составить приказ на временное исполнение обязанностей.

Требуется издать приказ на замещение даже в случае совсем небольшого отпуска, потому что существует такое понятие как правомерность подписания документов первым (вторым) лицом организации. Допускается издавать такой приказ каждый раз по каждому отдельному случаю. Ниже приведен пример приказа о замещении директора на время отпуска. Рекомендации по его оформлению и согласованию ничем не отличаются от общепринятых в делопроизводстве норм составления приказов.

Образец приказа о временном исполнении обязанностей директора

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕСТВЕННОСТЬЮ «ЩЕЛОЧЬ»
(ООО «Щелочь»)

« 25 » октября 2014 г. № 144

О временном возложении обязанностей

Убываю в ежегодный оплачиваемый отпуск с 28 октября по 12 ноября
2014 года.

Исполнение обязанностей по руководству ООО «Щелочь» на время моего отпуска возлагаю на заместителя генерального директора Тяпкина Дениса Анатольевича.

Генеральный директор А.П. Бородавка

Либо можно единожды предусмотреть временное исполнение обязанностей определенным должностным лицом, например, отдельным пунктом в приказе о распределении обязанностей между руководством. В этом случае часть текста приказа может иметь следующий вид:

«…
2. Возложить исполнение обязанностей директора общества на время его отсутствия на заместителя директора Крышкина Е.В.

3. В случае временного отсутствия одного из заместителей директора решение о его замещении принимает директор общества.
…»

Добавлю еще, что нормы делопроизводства не допускают оформления подписи любого документа с предлогом «за» или с добавлением косой черты перед написанием должности. Кроме того, должна быть приведена расшифровка ФИО должностного лица фактически поставившего свою подпись на документе.

Поэтому становится понятно, что в случае любого временного отсутствия правомочного подписывать служебные документы должностного лица необходимо позаботиться о юридической силе оформляемых документов. Одной из мер будет своевременное издание приказа на временное исполнение обязанностей, например, директора и т.д.

*** Если вы привыкли делать покупки в Интернете (приобретаете одежду, телефоны, услуги, бронируете отели и др.), то вы можете вернуть часть своих денег, например, при помощи данного СЕРВИСА. У меня это работает.

Назначить исполняющим обязанности главного инженера

nat, Вы не правы, с доплатой.
Вот, гляньте Решение ВС

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 марта 2003 г. N КАС 03-25

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Ермилова В.М.
и Толчеева Н.К.,
с участием прокурора Федотовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 марта 2003 г. гражданское дело по заявлению Архангельской территориальной профсоюзной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (в интересах физических лиц) о признании недействительными пп. «а» абзаца 3 и абзац 4 пункта 1 разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 820/39, по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 1 ноября 2002 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя Министерства труда и социального развития РФ Ефремовой О.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене, кассационная коллегия

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 820/39 утверждено разъяснение Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 29 декабря 1965 г. N 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства» (в ред. Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.12.86 N 521/30-18).
В соответствии с пунктом 1 разъяснения временным заместительством считается исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, когда это вызвано производственной необходимостью.
Временное исполнение обязанностей по должности отсутствующего работника возлагается на другого работника приказом (распоряжением) по предприятию, учреждению или организации. Замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки) при наличии одновременно следующих условий:
а) если замещающий работник не является штатным заместителем или помощником отсутствующего работника (при отсутствии должности заместителя). В случаях, когда у руководителя имеется несколько помощников, то штатным заместителем считается первый, старший помощник.
Главный инженер предприятия, учреждения или организации в период временного замещения отсутствующего руководителя права на получение разницы в окладах не имеет.
Архангельская территориальная профсоюзная организация Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей в интересах членов профсоюза Ермолиной Г.П., Плакидина В.Е., Познякова В.Е., Копенина С.А., Морева П.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительными приведенных положений пункта 1 разъяснения в части запрета на выплату штатному заместителю или помощнику отсутствующего работника, а также главному инженеру разницы между их должностным окладом и должностным окладом замещаемого работника, сославшись на то, что эти положения не соответствуют трудовому законодательству и ограничивают конституционное право работников — членов профсоюза на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Архангельская территориальная профсоюзная организация Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о соответствии оспоренных положений нормативного акта федеральному закону.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит решение Верховного Суда РФ подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 423 введенного с 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ исходил из того, что оспоренные положения Разъяснения не противоречат Трудовому кодексу РФ.
При этом в основу своего решения суд положил доводы представителя Министерства труда и социального развития РФ, заключающиеся в том, что должности штатного заместителя, помощника (при отсутствии должности заместителя) и главный инженер отнесены Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367 к должностям служащих.
Постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. N 32 утверждены разряды оплаты труда Единой тарифной сетки и Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым должностям служащих. И хотя Тарифно-квалификационные характеристики по должностям заместителей руководителей не разрабатывались, однако это вызвано тем, что должностные обязанности этих работников, требование к знаниям и квалификации определяются на основании Тарифно-квалификационных характеристик по должности руководителя.
При этом должностные оклады заместителей устанавливаются на 10 — 20% ниже оклада соответствующего руководителя (п. 3 Примечание к ЕТС).
Поэтому, по мнению Верховного Суда РФ, в силу занимаемых должностей штатные заместители или помощники (при отсутствии должности заместителя), главный инженер (как являющийся по должности первым заместителем руководителя) без какой-либо доплаты обязаны осуществлять функции руководителя в его отсутствие, исходя из квалификационных требований по должности, включающих такое заместительство в качестве основной трудовой функции.
Таким образом, суд первой инстанции исходил из того, что оспоренные положения разъяснения не противоречат требованиям Трудового кодекса РФ.
Однако с такими выводами суда Кассационная коллегия согласиться не может, так как они сделаны с неправильным применением норм материального права.
Действительно, положения ст. 74 Трудового кодекса РФ, регулирующей вопрос о временном переводе на другую работу в случае производственной необходимости, и положения ст. 151 этого же Кодекса, регулирующей вопрос об оплате труда при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, прямого отношения к рассматриваемому спору не имеют, если исходить из того, что в должностные обязанности указанных выше замещающих работников включена функция по замещению руководителя в случае его отсутствия и тарификация должности замещающего работника произведена с учетом именно таких должностных обязанностей этого работника.
Однако принципиальное положение ст. 74 ТК РФ (имеющее определенное правовое значение и для рассматриваемого по настоящему делу случая) состоит в том, что оплата труда по фактически выполняемой работе при временном переводе на другую работу должна производиться за весь период такого перевода (до 1 месяца в течение календарного года).
Аналогичное принципиальное положение относительно обязательного производства доплаты за совмещение профессий и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы за весь период такого совмещения либо исполнения дополнительных обязанностей содержится и в ст. 151 ТК РФ.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Оспоренные же положения разъяснения не соответствуют этим (изложенным выше) нормам трудового законодательства, поскольку допускают выплату заработной платы приведенным выше работникам за выполняемую работу в период отсутствия руководителя, в частности, не в соответствии с количеством выполняемой работы и сложностью труда.
Совершенно очевидно, что сложность труда и количество выполняемой штатным заместителем или помощником отсутствующего работника (при отсутствии должности заместителя), а также главным инженером работы в период отсутствия замещаемого работника намного выше, нежели в период, когда приведенные работники выполняют работу при работающем руководителе.
Из материалов дела следует, что некоторые из заместителей руководителей выполняют работу в отсутствие руководителя в течение около 1 месяца в календарном году. Другие же заместители работают в отсутствие руководителей в течение длительного времени (до 8 месяцев в календарном году), однако в силу действия оспоренных положений разъяснения права на получение разницы в окладах в равной степени не имеют ни первая группа таких работников, ни вторая, что явно противоречит принципиальным положениям Трудового кодекса РФ о праве работника на получение заработной платы в соответствии не только со своей квалификацией, но и сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы.
Ссылка представителя Министерства труда и социального развития РФ на то, что, если руководитель отсутствует длительное (свыше 1 месяца) время, замещающему его работнику в действительности производится выплата разницы в окладах, не может быть учтена при разрешении настоящего спора, заключающегося в нормоконтроле при том, что в самих оспоренных положениях разъяснения ничего не говорится о необходимости такой выплаты в случае длительного замещения работником руководителя (более 1 мес. в календарном году).
Как указано выше, в рассматриваемой редакции оспоренные положения разъяснения создают препятствия для реализации заместителям, длительное время замещающим отсутствующего руководителя, права на оплату труда в соответствии с его сложностью, а также с количеством и качеством выполняемой работы.
Необоснованной является ссылка представителя Министерства труда и социального развития РФ и на то, что согласно пункту 3 Примечания к ЕТС, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 785 от 14 октября 1992 г. (приложение N 1), должностные оклады заместителей устанавливаются на 10 — 20% ниже оклада соответствующего руководителя, так как это правило признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ N 189 от 27 февраля 1995 г.
Оспоренные положения разъяснения в существующей редакции противоречат и другим нормам закона.
В самом разъяснении от 29 декабря 1965 г. N 30/39 не содержится исключения относительно его применения к работникам организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней, и к работникам других организаций (коммерческих).
В соответствии же со ст. 143 Трудового кодекса РФ Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы; тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единой тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.
Статьей 144 Трудового кодекса РФ за работодателем предусмотрено право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников; указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором и лишь в организациях, финансируемых из федерального бюджета, порядок и условия применения доплат, надбавок, премий и других выплат устанавливаются Правительством РФ. В организациях же, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, такой порядок и условия применения доплат устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ; в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.
Оспоренное ограничение в оплате труда работников, замещающих отсутствующего руководителя, в существующей в разъяснении редакции противоречит этим статьям ТК РФ.
Противоречат оспоренные положения разъяснения в существующей редакции и ст. 145 Трудового кодекса РФ, согласно которой оплата труда руководителей, их заместителей в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, производится в порядке и размерах, которые определяются органами государственной власти соответствующего субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления; размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей определяются по соглашению сторон трудового договора.
Кроме того, представитель Минтруда России не представил суду в подтверждение довода об установлении штатным помощникам, заместителям и главным инженерам в случае выполнения ими обязанностей отсутствующего руководителя более высокого разряда по оплате труда и более высокой оплаты труда, и именно за выполнение ими обязанностей отсутствующего руководителя.
По изложенным мотивам вывод суда первой инстанции о соответствии оспоренных положений нормативного правового акта действующему трудовому законодательству и о том, что применение этих положений в существующей редакции не нарушает трудовые права и интересы работников, Кассационная коллегия считает ошибочным, сделанным в результате неправильного применения норм материального права.
А поскольку нормативный акт в оспоренной его части противоречит закону и применение этого акта приводит к нарушению трудовых прав граждан, заявление профсоюзного органа подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия

решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2002 года отменить.
Вынести новое решение, которым признать не действующим со дня вынесения настоящего решения подпункт «а» (абзац 3) и абзац 4 пункта 1 разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 года N 30/39 (в редакции Постановления от 11.12.86 N 521/30-18) «О порядке оплаты временного заместительства» в части, запрещающей выплату разницы между должностными окладами отсутствующего работника и замещающих его штатного заместителя или помощника, а также главного инженера предприятия, учреждения или организации.

Приказ о назначении исполняющим обязанности другого сотрудника

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ТРЕСТ «МОСОТДЕЛСТРОЙ № 1»

П Р И К А З

о временном исполнении обязанностей

инженера по обеспечению и комплектованию

от «09» ноября 2009 г. № ___

В связи с очередным отпуском инженера по обеспечению и комплектованию Чернова Ф.И., с целью обеспечения предприятия бесперебойным снабжением материалом и выполнение задач, направленных на бесперебойную работу предприятия,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Поручить заместителю директора по развитию Иванову А.И. на время отпуска Чернова Ф.И. ( с 09.11.2009 г. по 22.11.2009 г.) временно исполнять обязанности инженера по обеспечению и комплектованию с правами, предусмотренными для данной должности.

2. От основных обязанностей Иванова А.И. не освобождать.

3. Поручить инженеру по логистике Матвееву А.П. осуществлять содействие и помощь Иванову А.И. в осуществлении задач по обеспечению и комплектованию предприятия.

4. Контроль исполнения приказа возлагаю на главного инженера Калину Е.Д.

5. Довести содержание настоящего приказа до поименованных в нем сотрудников предприятия.

Руководитель _____________ Ю.П. Сорокин

Приказ о назначении временно испольняющего обязанности главного инженера

Составляю приказ о назначении временно исполняющего обязанности главного инженера
Составила таким образом

08 июня 2010 г. № 9 г.Москва

О назначении временно исполняющего
обязанности главного инженера

В связи уходом в ежегодный отпуск главного инженера ООО «Предприятие»

1. Назначить Начальника отдела транспорта и эксплуатации Иванова И.И. временно исполняющим обязанности Главного инженера в период с 08 июня 2010 г. по 21 июня 2010 г. включительно.
2. Контроль за исполнением приказа оставляю собой

Генеральный директор П. П. Петров

С приказом ознакомлен ____________________________ И. И. Иванов

Вопрос: Что указывается в основании приказа?
Необходимо ли включать в приказ какие-либо еще пункты?
Нужны ли еще какие — либо документы кроме приказа?

про возложеие обязаннстей для общего развития
Всем известна ситуация: когда руководитель организации или начальник цеха (отдела) уходит в отпуск, отбывает в командировку, а может быть, болеет, то его обязанности в этот период выполняет другой работник. Порядок оформления указанного движения кадров в организации предусмотрен ТК РФ. Законом о труде для такого случая предусмотрен правовой механизм, представляющий собой соглашение о временном переводе для замещения отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы. Порядок реализации этого соглашения предусмотрен ст. 72.2 ТК РФ.
Кроме того, работник и работодатель могут оформить другое соглашение. Его суть заключается в выполнении дополнительной работы, содержанием которой являются трудовые обязанности временно отсутствующего сотрудника. Дополнительная работа выполняется в этом случае наряду (одновременно) со своими трудовыми обязанностями. Порядок реализации данного соглашения уже другой. Он предусмотрен ст. 60.2; ст. 151 ТК РФ.

Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника

Как видим, и в том и в другом случае речь идет о выполнении обязанностей временно отсутствующего сотрудника, за которым сохраняется место работы (должность). Только правовые механизмы и юридические особенности решения одной и той же задачи здесь совершенно разные.
Если говорить о переводе на другую работу, то он представляет собой изменение трудовой функции работника, согласно ст. 72.1 ТК РФ. Это поручение работы, не соответствующей специальности, квалификации, профессии (должности) работника, либо такой работы, при выполнении которой изменяются размер заработной платы, льготы, преимущества и другие условия труда, согласованные при заключении трудового договора. Например, достаточно изменить наименование должности или специальности работника, и уже придется говорить о переводе на другую работу, поскольку содержание трудовых обязанностей у должности с новым названием будет иным.
В ст. 72.2 ТК РФ предусмотрен частный случай перевода для замещения временно отсутствующего штатного сотрудника, за которым сохраняется место работы (должность). Указанный перевод производится с согласия работника и будет иметь юридическую силу до выхода на работу замещаемого сотрудника. Здесь при переводе работник прекращает выполнять свои обязанности по прежней работе. Перевод обязывает его выполнять полный объем трудовых функций уже по другой должности. Оплата труда производится по той работе, на которую работник переведен. В частности, оплата труда в случае перевода для замещения временно отсутствующего сотрудника производится по соглашению сторон, но не ниже чем по выполняемой работе на должности замещаемой штатной единицы.
Совершенно иной правовой механизм, позволяющий выполнять трудовые обязанности временно отсутствующего сотрудника, предусмотрен в ст. 60.2 ТК РФ. Данная юридическая норма реализуется в порядке ст. 150 — 151 ТК РФ и представляет собой способы выполнения производственных задач с меньшей численностью персонала в целях повышения производительности труда и материальной заинтересованности работников.
Одним из таких способов является совмещение профессий (должностей), предполагающее выполнение дополнительной работы, состоящей из трудовых обязанностей по должности (профессии), которая отличается содержанием трудовой функции от той, что имеет работник.
Следующим способом является расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, предполагающее выполнение дополнительной работы, состоящей из трудовых обязанностей по такой же должности (профессии), как у работника.
Есть еще один способ. Он так и называется: «исполнение обязанностей временно отсутствующего работника». Указанный способ предполагает выполнение дополнительной работы, состоящей из трудовых обязанностей и по такой же профессии (должности), как у работника, и по другой, которая отличается содержанием трудовой функции от той, что имеет работник. По этой причине этот способ можно считать основным.
Юридическая норма, содержащаяся в ст. 60.2 ТК РФ, имеет определяющий юридический показатель. Она содержит способы выполнения дополнительной работы за отсутствующего сотрудника, а также дополнительную работу из круга служебных обязанностей той должности, которая на данный момент вакантна. Специалисту поручается выполнять дополнительную работу благодаря его высокой квалификации наряду (одновременно) с трудовыми обязанностями по своей занимаемой должности.
Оплата дополнительной работы производится в процентах (%) от оклада большего размера или твердой денежной суммой в порядке, предусмотренном ст. 150 — 151 ТК РФ.
Присутствие в законе отличающихся друг от друга норм и правил для достижения одной и той же цели — выполнения обязанностей временно отсутствующего штатного сотрудника — объясняется многообразием производственных задач и условий работы, возникающих в рамках трудовых отношений. При этом закон не допускает подмены или объединения разных правовых механизмов. Казалось бы, все ясно. Достаточно выбрать правовой механизм, который отвечает интересам работника и работодателя, а затем применить соответствующий ему порядок оформления отношений и оплаты труда, предусмотренный законом. Но оказывается, что не все так просто.

Дополнительная работа или возложение обязанностей

Дело в том, что в практике трудовых отношений повсеместно применяется так называемый административный вариант. Никаким законом он не предусмотрен, но используется на каждом предприятии, в каждой организации. Удивительно, что, в отличие от многих других случаев, ни один руководитель организации не интересуется у юристов, на каком законном основании это происходит. Указанный вариант представляет собой возложение обязанностей по должности временно отсутствующего сотрудника. Вот конкретный случай из практики трудовых отношений: генеральный директор ушел в отпуск, временно возложив обязанности на главного инженера управления. За время отсутствия генерального директора появляется необходимость издания внутреннего производственного приказа. Возникает вопрос: в производственном приказе реквизит «наименование должности» будет называться «и.о. генерального директора» или работнику следует ставить подпись против своей занимаемой должности главного инженера? Вопрос далеко не праздный. Ответ на него позволяет разрешить серьезную проблему, связанную с соблюдением законодательства о труде и права сотен тысяч работников на справедливую оплату труда.
При решении данного вопроса надо руководствоваться тем, что главный инженер согласился наряду (одновременно) со своими должностными обязанностями выполнять дополнительную работу, состоящую из трудовых обязанностей по должности генерального директора в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. В большинстве случаев именно об этом договариваются работник и работодатель, поскольку данный правовой механизм предусмотрен законом для решения производственных задач с меньшей численностью персонала. В этом заинтересован работник с материальной точки зрения и работодатель, решающий задачу повышения производительности труда. Однако в договоренности сторон, как правило, не учитывается важнейшая особенность, от которой зависит законность достигнутого соглашения. Она состоит в том, что правовой механизм указанной статьи Трудового кодекса содержит способы выполнения дополнительной работы, которые не имеют ничего общего с переводом, предусмотренным ст. 72.2 ТК РФ. На этом основании работник как был главным инженером до ухода в отпуск своего руководителя, так и остался главным инженером во время его отпуска. Даже если дополнительная работа связана с подписанием распорядительных документов, например приказа, он обязан поставить подпись в реквизитах с наименованием своей занимаемой должности, а не должности генерального директора. В итоге главному инженеру обязаны производить доплату к основному окладу в порядке, установленном ст. 150, 151 ТК РФ за выполнение дополнительной работы, а не за то, что на него возложили обязанности по должности временно отсутствующего генерального директора.
Принципиально важно отличать понятие «дополнительная работа» от возложения обязанностей по должности временно отсутствующего в организации работника. Это абсолютно разные понятия. В содержании ст. 60.2 ТК РФ довольно часто упоминается о дополнительной работе и ни разу о возложении обязанностей. Это не случайно, ведь возложение обязанностей имеет другое назначение. При возложении обязанностей происходит замещение, т.е. занятие другой должности.
Данное утверждение может показаться спорным в части занятия другой должности. Однако, если возложить обязанности по такой же профессии (должности), что у работника, то происходит арифметическое увеличение объема однотипных трудовых функций того же содержания и свойства. Увеличенный объем трудовых обязанностей одинакового содержания позволяет охватывать соседнюю зону обслуживания, что составляет предмет такого способа дополнительной работы, как расширение зон обслуживания, увеличение объема работ. Никто не называет возложением обязанностей факт увеличения функций того же содержания и свойства у работницы-ткачихи при обслуживании нескольких дополнительных ткацких станков, потому что здесь возложение обязанностей теряет свое значение.
Таким образом, при возложении обязанностей у работника появляются новые по содержанию трудовые задачи, которые он раньше в рамках своей должности не выполнял. Они изменяют трудовую функцию работника, а данное обстоятельство признается переводом на другую работу, согласно ст. 72.1 ТК РФ. Перевод, в свою очередь, влечет освобождение от прежней работы и переход на новую. Он также обязывает к выполнению полного объема трудовых функций по другой профессии (должности). Именно по этой причине в ст. 72.2 ТК РФ говорится о переводе как о замещении временно отсутствующего работника, т.е. занятии его должности (профессии), а вовсе не о дополнительной работе.
Совсем иную правовую категорию представляет собой дополнительная работа, поручаемая в порядке ст. 60.2 ТК РФ. В соответствии со ст. 151 ТК РФ размер доплаты устанавливается по соглашению сторон с учетом объема и содержания дополнительной работы. Примечательным является то обстоятельство, что дополнительная работа может по объему и содержанию составлять лишь незначительную часть трудовых обязанностей другой профессии (должности), в нашем примере — должности генерального директора. Следовательно, и ответственность главный инженер будет нести только за определенную часть обязанностей временно отсутствующего руководителя организации. Остается выяснить, какую часть обязанностей по объему и содержанию в качестве дополнительной работы определят и согласуют работник и работодатель.
Согласно ст. 150 ТК РФ, при выполнении нескольких работ различной квалификации труд специалиста оплачивается по работе более высокой квалификации. Здесь сомнений быть не может, потому что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих самую высокую квалификацию среди специалистов в любой организации определяет для генерального директора.

По закону или «как всегда»

Самое незначительное отступление от закона при использовании правового механизма, предусмотренного ст. 60.2 ТК РФ, приводит к грубейшему нарушению прав работника на оплату труда. Возьмем, к примеру, ту небрежность в отношении закона, которая допущена в формулировках обозначенного выше примера из практики. Она проявилась в неуместном использовании такого понятия, как «временное возложение обязанностей» на работника. В результате, фактическое соглашение о дополнительной работе, достигнутое между работником и работодателем, при его документальном оформлении, т.е. при временном возложении обязанностей, превратилось в совершенно другой правовой механизм — в законный перевод. Это произошло по той причине, что юридические определения, предусмотренные законом для конкретных правовых механизмов, изложены в произвольной форме, т.е. «своими словами». Явное несоблюдение формы закона, допускаемое работодателем, объясняется тем, что «так пишут все». Даже когда юристы организации стараются оформить «как лучше», но при этом искажают форму закона, то получается «как всегда», незаконно.
В нашем примере в результате подмены законных формулировок «своими словами» главный инженер путем возложения обязанностей на него переведен на должность генерального директора. Жаль, что на практике главный инженер этого не знает. Такой перевод имеет место в силу закона, независимо от желания работодателя, независимо от того, издан ли приказ о переводе. Такое уточнение является обязательным, так как многие специалисты полагают, что перевод имеет место лишь в связи с изданием соответствующего приказа. В данном случае, в силу закона, перевод будет произведен с момента, когда главный инженер поставит свою подпись в первом же распорядительном документе, например в производственном приказе с наименованием должности «и.о. генерального директора». Что под этим имелось в виду, не имеет никакого значения. Закон ведь не может знать, что имел в виду работодатель, позволяя главному инженеру подписывать приказ с реквизитами «и.о. генерального директора». А подстраиваться под безграмотные действия работодателя закон не обязан. Если позволили работнику поставить свою подпись напротив должности, которую он не занимает, значит, перевели на эту должность. С этого момента требовать от бывшего главного инженера выполнения его прежних трудовых обязанностей уже нельзя.
С тем чтобы к данному выводу можно было прийти без долгих умозаключений, непосредственно ознакомившись с текстом закона, необходимо дополнить содержание ст. 72.1 ТК РФ следующей редакцией: «Переводом считается факт подписания работником с согласия работодателя распорядительного документа с реквизитами наименования должности, которую этот работник не занимает».

Проблема и пути ее решения

Теперь поговорим о том, насколько это актуально. В чем заключается проблема и надо ли о ней говорить? Цена вопроса определяется тем, что главный инженер, переведенный в силу закона на должность генерального директора и фактически, т.е. на самом деле, как положено при переводе, выполняющий его работу в полном объеме, не получает зарплату по окладу должности, на которую переведен. В лучшем случае ему доплачивают процент (%) от его собственного оклада, а чаще всего разницу в окладах главного инженера и генерального директора. Однако ни та ни другая компенсация не соответствует порядку оплаты в размере той должности, на которую работник законным образом переведен. Оказывается, все дело в оплате труда. Выполнение работы без оплаты или с оплатой не в полном размере квалифицируется как принудительный труд. Принудительный труд запрещен ст. 4 ТК РФ. Но даже запрещенный законом, он все равно широко применяется. Это по-настоящему большая проблема. Ведь рано или поздно работник начинает чувствовать несправедливость по отношению к себе в вопросе оплаты, и производительность его труда заметно снижается.
Итак, повсеместно в практике трудовых отношений вместо юридического оформления дополнительной работы из круга обязанностей другой должности производят возложение обязанностей по указанной должности или замещение отсутствующего работника, что означает занятие его должности. Многие специалисты считают, что смысл указанных формулировок одинаков. Они руководствуются тем, что в законе не существует их предметного юридического определения и нет предписания к их применению. Считается, что произвольное изложение указанных формулировок может составлять лишь незначительную, редакционную погрешность. Действительно, можно было бы признать произвольное изложение только редакционной погрешностью и не обращать на нее внимания, если бы не дальнейший порядок ее оформления. Допущенную «погрешность» тут же оформляют специальным образом для достижения конкретной цели.
Обратите внимание на тот факт, что возложение обязанностей производится по такой должности, которая имеет в своем названии приставку «и.о.» или «вр.и.о». Например, возлагают обязанности по должности и.о. генерального директора. Причем закон не предусматривает такой формулировки. В трудовом законодательстве не существует ни одной должности (профессии), которая в своем названии имела бы указанные приставки-паразиты. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а также с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787. Более того, ни одна организация и предприятие не содержат в своем штатном расписании должности с указанными приставками. Но это никого не останавливает. Вопреки закону и здравому смыслу сотни тысяч работников регулярно ущемляются в своих правах на справедливую оплату труда в результате использования приставок-паразитов.
Не является исключением и государственная гражданская служба. Здесь приставки-паразиты к должности тоже используются, хотя Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не упоминает о должностях с приставкой «и.о.». В ст. 10 Закона говорится о Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы. Он утвержден Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574. Среди должностей федеральной государственной службы, классифицированных по государственным органам, категориям, группам, из указанного Реестра тоже нет ни одной должности, которая имела бы приставку «и.о.».
В практике трудовых отношений данный факт является общеизвестным. Работодатель своим произвольным изложением допускает незначительную редакционную погрешность и тем самым достигает цели, т.е. вводит работника в заблуждение. Тот ставит подпись под должностью, которую не занимает и которой нет в штатном расписании данной организации. А если такой должности в штатном расписании не имеется, то нет и оснований для оплаты. Таков убедительный довод любого главного бухгалтера. Тут уже невольно вспоминается цена вопроса. Выполненная, но не оплаченная в законном порядке работа заставляет задуматься, насколько нечаянно допускается «незначительная» редакционная погрешность.
Хорошо, что закон по данному вопросу является категоричным. Поскольку должности с приставками-паразитами в трудовом законодательстве отсутствуют, то возложение обязанностей и замещение, т.е. занятие должности с приставкой «и.о.» (например, «и.о. генерального директора»), считаются переводом на должность генерального директора, уже без «и.о.». А эта должность реальна, с окладом и фондом оплаты труда.
В настоящее время приставки-паразиты «и.о.» или «вр.и.о.» используются с целью обмана работников. Они употребляются только потому, что так пишут «все» и писали «всегда». Пока приставки-паразиты являются нормой в трудовых отношениях, которая уверенно конкурирует с законом. К тому, что их использование ущемляет права и интересы работников, привыкли все. Конечно, подвергать сомнению правило, которым пользуются все без исключения, является неблагодарным делом. Но и мириться с повсеместным применением принудительного труда тоже не хочется.
Есть одно приятное обстоятельство. Законом приставки-паразиты не предусмотрены, а значит, используются незаконно. И есть надежда, что в целях справедливой оплаты труда в ТК РФ появится прямой запрет на использование приставок-паразитов к должности работника.

Еще по теме:

  • Гражданский кодекс российской федерации гк рф часть 2 от Гражданский кодекс российской федерации гк рф часть 2 от ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с изменениями на 29 июля 2018 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2018 […]
  • Ищу работу юриста в якутске Работа юриста в Якутске По запросу работа юристом в Якутске на сайте HotWork.ru собрано 5 вакансий. За эту неделю добавлено 30 свежих вакансий. Успешно закрыто 25 вакансий. Новые вакансии […]
  • Закон об актах гражданского состояния рсфср Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского […]
  • Встать в очередь в детсад Оформление в детский сад 2017: как встать в электронную очередь Оформление в детский сад 2017: электронная очередь Обычно деток ведут в детский сад в конце лета или начале августа. […]
  • Компетенция органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Глава 2. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений Статья 7. Бюджетные полномочия федеральных органов […]
  • Ст 204 коап рф ч4 Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) с комментариями к статьям Статья 204. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности 1. Заявление о привлечении к […]