Исполнение бюджета по доходам 2014

Выявлены нарушения по итогам исполнения бюджета за 2014 г. в Минфине, Минэкономразвития, Минкомсвязи, Россвязи, ФАС, Росимуществе и др.

Счетная палата в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации утвердила заключения на исполнение федерального бюджета следующих главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС):

Министерство финансов Российской Федерации

В 2014 году Минфином России не реализованы в полном объеме бюджетные полномочия по организации составления и исполнения федерального бюджета, ведению сводной бюджетной росписи федерального бюджета.

Минфином России и главными распорядителями не обеспечено соответствие утвержденных бюджетных ассигнований по расходам федерального бюджета и их обоснований, сформированных в информационной системе Минфина России. При этом в отдельных обоснованиях отсутствуют расчеты объемов финансирования, что не позволяет объективно судить о целях резервирования данных средств. Отдельными главными распорядителями обоснования не были приведены в соответствие с изменениями сводной бюджетной росписи, внесенными в нее в связи с распоряжениями Правительства России по антикризисным мероприятиям.

При этом анализ показал, что по предложениям главных распорядителей неоднократно вносились изменения по одним и тем же направлениям расходов, что говорит о низком качестве планирования расходов. Так, Минэнерго России на предоставление субсидий для ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике распоряжением Правительства России от 8 ноября 2014 г. № 2240-р выделено 490 млн. рублей, распоряжением Правительства России от 12 декабря 2014 г. № 2526-р — 700 млн. рублей. Средства федерального бюджета, дополнительно выделенные Минэнерго России на предоставление субсидий на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике в объеме 700 млн. рублей, не были использованы в полном объеме.

Результаты проверки свидетельствуют о необходимости дальнейшего повышения качества управления государственными финансами.

В 2014 году по 49 главным администраторам доходов федерального бюджета отрицательные и положительные отклонения фактических доходов от прогнозных показателей существенны: от недоисполнения на 66% (Спецстрой России) до перевыполнения в 2 671 раз (ФАНО России).

По состоянию на 1 января 2015 года главными распорядителями средств федерального бюджета не распределено (без учета имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов») 161,1 млрд. рублей, или 1,1% общего объема лимитов бюджетных обязательств.

Наибольший объем нераспределенных лимитов бюджетных обязательств имели 5 главных распорядителей средств федерального бюджета, в том числе Минфин России – 17,3 млрд. рублей, или 0,3%, Роструд – 2,8 млрд. рублей, или 4,7%, Росреестр – 604,9 млн. рублей, или 1,4%, Рослесхоз – 333,2 млн. рублей, или 1%, Минкультуры России – 880,4 млн. рублей, или 0,9%.

Общий объем положительных изменений в сводную бюджетную роспись составил 1,8 трлн. рублей, что на 227,7 млрд. рублей больше, чем в 2013 году.

Общий объем неисполненных расходов федерального бюджета, установленных сводной бюджетной росписью с изменениями, в 2014 году составил 87,9 млрд. рублей (без учета средств «Антикризисного фонда» в размере 132,8 млрд. рублей), или 0,6% общего объема расходов,. Без учета переходящих остатков в 2014 году объем неисполненных средств федерального бюджета составил 33,2 млрд. рублей, что на 35,9 млрд. рублей, или на 48%, меньше, чем в 2013 году.

В 2014 году 93 из 105 главных распорядителей средств федерального бюджета не исполнили в полном объеме показатели по расходам федерального бюджета, установленные сводной бюджетной росписью с изменениями (в 2013 году – 94 из 112, в 2012 году — 95 из 111, в 2011 году — 93 из 107).

Кассовые расходы в IV квартале составили 31,1% объема расходов (без учета имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов»), произведенных в целом за год (в 2013 году – 32,9%, в 2012 году – 32,4%, в 2011 году – 35,2%).

Кассовые расходы федерального бюджета в декабре 2014 года составили 2 192,4 млрд. рублей, или 15,9% расходов, произведенных в целом за год (в 2013 году — 2 226,2 млрд. рублей, или 16,7%, в 2012 году – 2 283,8 млрд. рублей, или 17,7%, в 2011 году – 2 130,3 млрд. рублей, или 19,5%).

Общий объем дебиторской задолженности по средствам федерального бюджета по итогам года составил 3,83 трлн. руб., увеличившись за 2014 г. на 610,4 млрд. руб., в том числе по доходам — на 242,4 млрд. руб., по расходам — на 368 млрд. руб.

В 2014 году Минфином России не реализованы в полном объеме полномочия ответственного исполнителя государственных программ. Не были достигнуты плановые значения по 3 из 18 целевых показателей госпрограммы «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами», и по 13 из 58 целевых показателей госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Отдельные контрольные события в рамках исполнения госпрограмм не реализованы или реализованы позднее установленного срока.

Минфином России не реализованы бюджетные полномочия по нормативному и методическому обеспечению деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительной власти, а также по методическому обеспечению такой деятельности органами исполнительной власти регионов. Предварительный анализ результатов проверок в главных администраторах средств федерального бюджета также показал, что ими не проводится внутренний финансовый аудит в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета установленным методологии и стандартам бюджетного учета.

Результаты проверки показали, что в Минфине России в 2014 году внутренний финансовый аудит не проводился.

В 2014 году Минфином России не реализованы в полном объеме определенные Бюджетным кодексом полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, главного распорядителя средств федерального бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Минфином России не разработана методика расчета прогнозных значений доходов, администратором которых он является. При формировании проекта закона о федеральном бюджете и проекта закона о внесении в него изменений только по 3 видам доходов, администрируемых Минфином России, осуществлялись детализированные расчеты прогноза доходных источников, по остальным видам доходов прогноз основывался исходя из сложившейся динамики поступлений.

Не являясь государственным заказчиком по исполнению государственного оборонного заказа, Минфин России при формировании показателей федерального бюджета на плановый период 2015 и 2016 годов предусмотрел резервирование по главе 092 (Минфин России) средств, предусмотренных на реализацию основных показателей государственного оборонного заказа.

На учете Минфина России числится просроченная (нереальная к взысканию) дебиторская задолженность в сумме 212,9 млн. рублей, основной объем которой составляют авансовые платежи, выданные в 1993-1997 гг. Роскомдрагметом и Гохраном России, а также стоимость ценностей, выданных Роскомдрагметом без предоплаты для реализации.

Финансирование мероприятий по информатизации Минфина России 1,37 млрд. рублей осуществлялось без утвержденного плана информатизации, который не был согласован Минкомсвязью России.

Всего в 2014 году Минфином России было объявлено и проведено 213 конкурсов на заключение государственных контрактов на общую сумму 5,1 млрд. рублей. Фактически заключено 204 государственных контракта на общую сумму 4,3 млрд. рублей, в том числе у единственного поставщика по результатам несостоявшихся торгов было 15 государственных контрактов на общую сумму 0,5 млрд. рублей.

Выборочной проверкой соглашений о предоставлении бюджетных кредитов, заключенных Минфином России с регионами, установлено, что Правительствами Астраханской области и Брянской области были нарушены их условия (общий объем бюджетных кредитов, предоставленных этим регионам в 2014 г. составил 7,84 млрд. руб., в том числе Астраханская область – 6,72 млрд. руб., Брянская область – 1,12 млрд. руб.). Астраханской и Брянской областями не были достигнуты показатели по сокращению доли коммерческих кредитов и ценных бумаг региона в общей объеме долговых обязательств (по Астраханской области на сумму 1,4 млрд. руб. и 1,3 млрд. руб. соответственно, по Брянской области — на 803,3 млн. руб. и 1,3 млрд. руб. соответственно). В отношении данных регионов Счетной палатой направлены в Минфин России уведомления для применения в соответствии с Бюджетным кодексом бюджетных мер принуждения в виде бесспорного взыскания суммы бюджетного кредита и (или) платы за пользование им и (или) приостановления предоставления межбюджетных трансфертов.

В 2014 году Минфином России не реализованы в полном объеме полномочия по установлению порядка определения объема субсидий бюджетным учреждениям, по формированию и утверждению государственных заданий. При этом в связи с невыполнением объемов государственных услуг фактические затраты на единицу предоставленных государственных услуг значительно превысили нормативные. Сохраняется высокая доля остатков субсидии на выполнение государственного задания. На официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.bus.gov.ru не в полном объеме представлены сведения о ФГБУ «ЛОЦ «Елочки».

ФКУ «Пробирная палата России» не направлены документы в Росимущество для государственной регистрации права собственности Российской Федерации и не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на восемь объектов недвижимого имущества.

По итогам проверки направлено представление в Минфин России, информационное письмо в Правительство России. Заключение направлено в Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации.

Министерство экономического развития

Исполнение федерального бюджета по доходам в Минэкономразвития России составило 2,73 млрд. руб., или 169% к прогнозу поступления доходов на 2014 г. Разница между плановым и фактическим исполнением прогноза поступлений превышает диапазон 15%, установленный для оценки качества финансового менеджмента. В ведомстве отсутствует методика прогнозирования поступления администрируемых доходов, в том числе получаемых загранучреждениями.

Кассовое исполнение расходов составило 66,4 млрд. руб., или 99,5% от объема бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью.

Отмечено низкое качество планирования бюджетных расходов. В частности, в 2014 г. предоставлены средства федерального бюджета на развитие территориальных инновационных кластеров в размере 2,5 млрд. руб. без оценки эффективности механизма государственной поддержки стимулирования инноваций. Общий объем субсидий на аренду помещений Агентства стратегических инициатив на 1 января 2015 г., из расчета остатка субсидии 2013 г. (51,4 млн. руб.) и полученной субсидии 2014 г. (160,2 млн. руб.), составил 211,6 млн. руб., что превышает среднегодовую потребность в покрытии затрат по арендной плате за 2014 г. более чем в 2 раза.

На протяжении 2012-2014 гг. остается высоким уровень неисполнения расходов в рамках мероприятий по повышению эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Так, по состоянию на 1 января 2013 г. уровень неисполнения составил 19,4%, на 1 января 2014 г. – 45,6%, на 1 января 2015 г. – 22,5%.

В 2014 г. сохранилось неполное освоение средств регионами России. По состоянию на 1 января 2015 г. общая сумма неиспользованных остатков субсидий на развитие территориальных инновационных кластеров составила 922,6 млн. руб. (по состоянию на 1 января 2014 г. – 364,7 млн. руб.). На 1 января 2015 г. не освоены субсидии в рамках поддержки малого и среднего предпринимательства в размере 4,25 млрд. руб. (по состоянию на 1 января 2014 г. – 4,79 млрд. руб.).

Всего проверкой Минэкономразвития России выявлено нарушений на сумму 373,2 млн. руб.

Отмечен ряд нарушений при формировании и исполнении Федеральной адресной инвестиционной программы. Так, в ФАИП включен объект капитального строительства на сумму 8,6 млн. руб. без утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации.

В нарушение законодательства Минэкономразвития России в декабре 2014 г. заключены государственные контракты и оплачены бюджетные обязательства со сроком выполнения обязательств более 1 месяца на общую сумму 45,7 млн. руб.

Анализ реализации государственных программ РФ показал, что кассовое исполнение расходов федерального бюджета Минэкономразвития на их выполнение составило 62,59 млрд. руб. или 94,3% всех расходов.

Кассовое исполнение расходов Минэкономразвития России по госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2014 г. составило 43,1 млрд. руб. Установлено, что из 68 показателей (индикаторов) данной программы не были достигнуты плановые значения по 16 показателям, по 8 показателям статистическая информация отсутствовала.

В 2014 г. Минэкономразвития не обеспечено достижение целевого значения по одному из четырех показателей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», запланированных на 2014 г. Время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг фактически составило 42,4 минуты при плановом значении до 15 минут.

По итогам проверки направлено представление в Министерство экономического развития и заключение — в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Министерство связи и массовых коммуникаций

Фактический объем поступлений доходов федерального бюджета Минкомсвязи России в 2014 г. составил 477,5 млн. руб., что на 17,4% больше уточненных прогнозных показателей. Более 80% общей суммы доходов сформировано в результате возврата остатков субсидий и иных межбюджетных трансфертов.

Кассовое исполнение по расходам составило 12,7 млрд. руб., или 99,1% бюджетных ассигнований. Неисполненные бюджетные назначения составили 110,5 млн. руб., или 0,9% бюджетных назначений. Причинами неисполнения бюджетных назначений в большей части является экономия по результатам фактически выполненных работ.

В ходе проверки была отмечена неравномерность кассовых расходов Минкомсвязи в текущем отчетном периоде. Так, расходы, произведенные в 4 квартале 2014 г., в 2,1 раза превысили кассовые расходы 1 квартала и составили 33,7% к общему объему кассовых расходов Министерства за год.

Объем дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2014 г. составил 396,4 млн. рублей. Более 95% дебиторской задолженности ведомства — остатки межбюджетных трансфертов (технопарки, субсидии субъектам Российской Федерации в рамках Госпрограммы «Информационное общество»).

Объем кредиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2014 г. составил 2,2 млн. руб., из которых 2,1 млн. руб. – задолженность перед ФСС за начисленные и выплаченные листки нетрудоспособности в 2013 и 2014 гг.

В ходе проверки установлен ряд нарушений и недостатков, в том числе в части бюджетной отчетности Министерства.

Например, по состоянию на 31 декабря 2014 г. установлено искажение бюджетной отчетности по форме «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» в части отражения средств субсидий в рамках ФЦП «Жилище» более чем на 52,6%.

Также установлен факт утверждения бюджетной сметы с превышением отдельных статей расходов по отношению к утвержденным лимитам бюджетных обязательств на сумму 40,9 млн. руб.

Выявлены факты нарушения порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в накоплении в кассе Минкомсвязи наличных денег сверх установленного лимита.

По всем вышеперечисленным фактам были составлены протоколы об административных правонарушениях.

Анализ закупок Минкомсвязи показал, что в нарушение закона о контрактной системе суммарная начальная цена контрактов по процедурам, проведенным для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, составила 10,6 млн. руб., или 1,25% от совокупного годового объема закупок, что менее 15%, предусмотренных данным законом.

Проверка также показала, что в Министерстве отсутствовали годовой план-график со сроками проведения плановых технических осмотров, текущих и капитальных ремонтов с разбивкой всех мероприятий по месяцам, а также акты осмотра, дефектные ведомости и технический журнал для учета работ по обслуживанию и текущему ремонту к государственному контракту на текущий ремонт помещений ведомства.

В ходе проверки также установлено, что в 2014 г. Минкомсвязью не осуществлялись полномочия по организации внутреннего финансового контроля (аудита).

По итогам контрольного мероприятия принято решение направить представление в Минкомсвязь России, а также заключение — в палаты Федерального Собрания.

Федеральное агентство связи

Фактическое исполнение доходов, администрируемых Россвязью в 2014 г., составило 15,4 млрд. руб. или 101,5% прогнозных показателей. Наибольшая часть доходов получена от перечисления средств отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания (93%).

Кассовое исполнение расходов составило 15,7 млрд. руб., или 99,9% к утвержденным назначениям. На 1 января 2015 г. объем неиспользованных лимитов бюджетных обязательств составил 660,2 тыс. руб. в связи с возникшей экономией по результатам конкурсных процедур, начисления заработной платы, а также в результате оплаты за различные услуги по их фактическому оказанию.

Сумма дебиторской задолженности сократилась на 10,7%, составив на 1 января 2015 г. 181,1 млн. руб. Просроченная дебиторская задолженность составила 1,7 млн. руб. или 0,9% от общей суммы задолженности.

Кредиторская задолженность за 2014 г. сократилась на 44,3% и на 1 января 2015 г. составила 40,7 тыс. руб.

В ходе проверки были выявлены нарушения при заполнении Сведений об отраслевых особенностях, влияющих на показатели качества финансового менеджмента, а также Сведений о суммах бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение целевых программ и государственных заданий.

Кроме того, выявлены нарушения в сфере управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью. Так, на момент окончания проверки сведения о 25 объектах федерального имущества, переданных в пользование Россвязи, в Реестр федерального имущества не внесены, регистрация права пользования данными объектами федерального имущества не проведена. Очередной комплект документов для внесения сведений в реестр федерального имущества был направлен Россвязью в ТУ Росимущества 10 февраля 2015 г.

Проверкой также установлено, что подведомственное Россвязи ФГУП «Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт радио» (ФГУП НИИР) заключало договора с единственным исполнителем без обоснования выбора, а также без согласования с Россвязью.

По итогам контрольного мероприятия принято решение направить представление в Россвязь, информационное письмо — в Минкомсвязь России, а также заключение — в палаты Федерального Собрания.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Роспечатью в 2014 г. были исполнены доходы в сумме 544,18 млн. руб., что составляет 229,3% годового прогноза. Расходы исполнены в сумме 71,69 млрд. руб., или 99,9% планового показателя.

Дебиторская задолженность Роспечати по состоянию на 1 января 2015 г. составила 10,87 млрд. руб., из которых 10,86 млрд. руб. – авансовые платежи для реализации ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг.». Увеличение дебиторской задолженности за год составило 5,72 млрд. руб. Кредиторская задолженность Роспечати по состоянию на 1 января 2015 г. составила 535,6 тыс. руб., за 2014 г. она уменьшилась на 2,60 млн. руб.

В сфере госзакупок нарушений со стороны Роспечати не выявлено.

В Роспечати в 2014 г. не осуществлялся внутренний финансовый аудит.

Счетная палата приняла решение направить представление в Роспечать, информационное письмо — в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также заключение — в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

В 2014 г. Роскомнадзором исполнены доходы в сумме 22,14 млрд. руб., что составляет 119,1% от годового прогноза. Перевыполнение прогнозных показателей обусловлено увеличением использования радиоэлектронных средств, высокочастотных устройств и количества частотных присвоений, используемых операторами связи для оказания услуг связи. Расходы исполнены службой в сумме 11,28 млрд. руб., что составляет 99,91% годового плана.

Дебиторская задолженность Роскомнадзора по состоянию на 1 января 2015 г. составила 45,39 млн. руб., кредиторская задолженность на 1 января 2015 г. составила (-) 0,25 млн. руб., уменьшившись за 2014 г. на 7,16 млн. руб.

Проверкой не выявилены факты неэффективного использования Роскомнадзором средств федерального бюджета в 2014 г. Вместе с тем установлено, что в прошлом году Роскомнадзором не осуществлялся внутренний финансовый аудит.

Объем незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2015 г. по Роскомнадзору составил 61,75 млн. руб.

Счетная палата приняла решение направить представление в Роскомнадзор, а также заключение в Государственную Думу Совет Федерации.

Федеральная антимонопольная служба

В 2014 г. ФАС России были получены доходы в сумме 1,3 млрд. руб., или 85% от плана. Исполнение расходов составило 2,44 млрд. руб., или 99,7% от утвержденных значений.

Дебиторская задолженность ФАС России по состоянию на 1 января 2015 г. составила 13,5 млрд. руб. Основными причинами возникновения дебиторской задолженности ФАС России является низкий процент добровольно уплаченных штрафов, обжалование в судах и снижение размера административного штрафа, возврат сумм штрафов по решению судов, банкротство организаций. Так, 98% дебиторской задолженности ФАС России приходится на штрафам, начисленным за нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях и о государственном регулировании цен

Кредиторская задолженность ФАС России составила 23,79 млн. руб.

Общая сумма выявленных нарушений — 1,9 млн. руб., в том числе нецелевое расходование средств на сумму 931 тыс. руб. Нецелевое расходование допущено центральным аппаратом ФАС России и УФАС России по Республике Татарстан: ими были оплачены услуги по добровольному страхованию автотранспортных средств (по типу КАСКО), не предусмотренные действующим законодательством.

Выявлены факты несвоевременного доведения ФАС России до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на 2014 г. на общую сумму 97,7 млн. руб., на 2015 и 2016 гг. – по 109,3 млн. руб. соответственно. По данным фактам инспекторами Счетной палаты составлены протоколы об административных правонарушениях.

В ведомстве выявлены грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. К примеру, в бюджетной отчетности УФАС России по Республике Татарстан не было отражено недвижимое имущество, полученное в пользование, в размере 6,7 млн. руб. По выявленным фактам также составлены протоколы об административных правонарушениях.

ФАС России были представлены в Минэкономразвития России отчетные данные о ходе реализации госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» с завышенной оценкой степени реализации мероприятий госпрограммы.

В 2014 г. ФАС России и его подведомственными учреждениями допускались нарушения законодательства о закупках. В частности, нарушения были связаны размещением в открытом доступе плана-графика закупок. Выявлены факты предоставления УФАС России по Республике Татарстан недостоверной отчетности по проведению закупок.

Счетная палата направит представление в ФАС России и заключение в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

В 2014 г. исполнение федерального бюджета по доходам, администрируемым Росимуществом, составило 233,2 млрд. руб., что на 85,6 млрд. руб., или на 58% больше уточненного прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет

По результатам проверки установлено ежегодное (в период 2010-2014 гг.) перевыполнение Росимуществом плановых значений поступлений доходов, получаемых в виде арендной платы, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности, более чем на 30%, что свидетельствует о занижении прогноза по данному виду доходов.

Кроме того, в 2014 г. плановое задание по доходам от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности перевыполнено Росимуществом в 5,3 раза. В разрезе территориальных управлений установлены резкие колебания достигнутых значений, что свидетельствует о недостатках в планировании данного вида доходов.

Потенциальным резервом поступлений доходов в федеральный бюджет являются непогашенная по состоянию на 1 января 2015 г. задолженность по перечислению дивидендов в сумме 1,04 млрд. руб., а также по перечислению части чистой прибыли ФГУП в сумме 145,6 млн. руб.

Кассовое исполнение по расходам составило 68,2 млрд. руб., или 99,3% показателя, установленного сводной бюджетной росписью. Все расходы были осуществлены в рамках государственных программ, из них более 90% – по разделу «Национальная экономика».

Дебиторская задолженность в целом по Росимуществу на конец 2014 г. составила 4,3 млрд. руб, увеличившись за год на 188,1 млн. руб., или 4,6%. Наибольший объем дебиторской задолженности в сумме 3,5 млрд. руб. числится по договорам аренды земельных участков, заключенным территориальными управлениями.

В ходе проверки установлено несоответствие бюджетной росписи Росимущества сводной бюджетной росписи по состоянию на начало 2014 г. на сумму 329 млн. руб. По данному факту составлен протокол об административном правонарушении.

Как показала проверка, Росимущество не обеспечило в полной мере выполнение Подпрограммы «Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации» госпрограммы «Управление государственным имуществом». Из запланированных Подпрограммой на 2014 г. мероприятий 25% не реализовано, более 30% мероприятий реализованы не в полном объеме. По каждому четвертому индикатору Подпрограммы плановое значение не достигнуто, при этом освоение бюджетных средств по итогам 2014 г. составляет более 90 %.

Результаты анализа поступлений от продажи акций и иных форм участия Российской Федерации в капитале в 2010-2014 гг. свидетельствуют о низком качестве планирования, так как значения, установленные первоначальной редакцией закона, существенно корректировались в процессе исполнения бюджета, с учетом фактических показателей.

В рамках реализации программы приватизации на 2014-2016 гг. осуществлена продажа пакетов акций 108 обществ на сумму 8 млрд. руб. (около 10% от запланированного количества), проданы 11 объектов имущества казны Российской Федерации на 0,5 млрд. руб. (около 4%), завершены только 2 сделки по продаже находящихся в федеральной собственности акций крупнейших акционерных обществ на общую сумму 21 млрд. руб. По сравнению с 2013 г. объем поступлений средств от продажи акций сократился на 11,9 млрд. руб., или 28,6 %.

В 2014 г. Росимуществом была впервые проведена инвентаризация акций, учитываемых в реестре федерального имущества начиная с 2009 г., и подлежащих отражению в бюджетном учете. По состоянию на дату завершения контрольного мероприятия не приняты к бюджетному учету финансовые вложения в акции, осуществленные в 2014 г. Минсельхозом России на сумму 5 млрд. рублей, Минфином России на сумму 25 млрд. руб., Роскосмосом на сумму 3,3 млрд. руб.

Расхождения между данными учета акций в реестре федерального имущества и данными бюджетного учета свидетельствуют об отсутствии внутриведомственного взаимодействия в Росимуществе, а также межведомственного взаимодействия с иными главными распорядителями бюджетных средств, осуществляющими финансовые вложения в соответствии с доведенными до них бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Установлены факты ненадлежащего выполнения Росимуществом полномочий собственника имущества ФГУП, в том числе нарушения Правил разработки и утверждения программ их деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли ФГУП. Общий объем недопоступления в федеральный бюджет части чистой прибыли по 3 ФГУП составил 4,03 млн. руб.

Анализ закупок Росимущества выявил ряд нарушений действующего законодательства, в том числе в части осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее 15% от совокупного годового объема (объем таких закупок составил всего 8% совокупного годового объема закупок), размещения центральным аппаратом Росимущества и территориальными управлениями планов-графиков на zakupki.gov.ru.

По итогам контрольного мероприятия направлено представление в Росимущество, а также заключение — в палаты Федерального Собрания.

Аналитика // Экономика и финансы

А. Силуанов. Доклад oб исполнении федерального бюджета за 1 полугодие 2014 г

11 сентября 2014 г А. Силуанов выступил на заседании Правительства с докладом об исполнении федерального бюджета за 1 полугодие 2014 г.

Исполнение федерального бюджета в 1 полугодии 2014 г осуществлялось в соответствии с плановыми показателями, которые утверждены законом о бюджете.

За 1 полугодие бюджет исполнен с кассовым профицитом (он составил 2,2% ВВП), который образовался исходя из опережающего исполнения годовых назначений по доходам.

Доходы мы собрали, исходя из планового показателя, 50% к плану, то есть ровно половина за полугодие.

Расходы исполнены на 45,6%.

По состоянию на 1 сентября 2014 г профицит также сохранился, это 2% ВВП, причем с профицитом исполнены и бюджеты бюджетной системы, то есть и бюджеты регионов, и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Профицит составил 3,2% валового внутреннего продукта.

По сравнению с аналогичным периодом 2013 г доходы увеличились в абсолютном выражении на 13,8%, или на 0,8% ВВП, причем основное увеличение произошло по нефтегазовым доходам — на 0,9% ВВП.

По ненефтегазовым доходам мы отклонились от плановых назначений в меньшую сторону, то есть произошло снижение на 0,1% ВВП.

С чем связано увеличение нефтегазовых доходов по сравнению с соответствующим периодом 2013 г?

В 1 очередь это курс доллара США к рублю — он укрепился, усилился на 4 рубля; это увеличение мировых цен на нефть сорта Urals на 0,8 долл США / баррель; увеличение объемов экспорта товаров, выработанных из нефти; увеличение объемов добычи нефти, а также повышение ставок НДПИ (в виде углеводородного сырья).

Снижение ненефтегазовых доходов на 0,1% связано с уменьшением поступления разовых платежей за пользование недрами (потому что в 2013 г у нас были опережающие поступления, и мы в 2013 г много доходов получили, поэтому здесь эффект базы сработал), а также со снижением ввозных таможенных пошлин в результате снижения объемов импорта по сравнению с 1 полугодием 2013 г.

В сегодняшних условиях нельзя не остановиться на ситуации, сложившейся с внутренним рынком долга.

С января по сентябрь 2014 г доходность долгосрочных облигаций федерального займа выросла больше чем на 200 базисных пунктов, причем наибольший рост доходности отметился в последние месяцы.

В этот период повышались ключевые ставки на 150 и 50 базисных пунктов, которые являются, с одной стороны, ориентиром для ставок на рынке доходности ОФЗ, а также на кредитном рынке.

В этих условиях мы вынуждены были отказаться от регулярного проведения аукционов по размещению облигаций федерального займа с учетом мониторинга рынка. Мы несколько раз не выходили на рынок заимствований, с тем чтобы не привлекать ресурсы по высоким ставкам и не стимулировать рост ставок на кредитном рынке.

Кроме того, мы отказались от выхода на внешние заимствования в 2014 г, и те ресурсы, которые мы не получили в 2014 г от внешних заимствований, в условиях сокращения внутренних заимствований, мы заместили теми нефтегазовыми доходами, которые у нас поступают сверх плановых назначений.

Действительно непростая ситуация сегодня на рынке внутреннего долга. У нас источниками рынка внутреннего долга являются 3 основных источника — это банки, внешние инвесторы и инвестиции пенсионных фондов. В настоящее время остались в основном в качестве инвесторов наши банки, которые покупают наши облигации. Поэтому и объем ресурсов, который мы планируем взять с внутреннего рынка, был сокращен, мы его сократили с 809 млрд рублей до 459 млрд рублей, с поправками в закон о бюджете, которые мы внесли весной 2014 г.

В 1 полугодии мы заимствовали на внутреннем рынке 194 млрд рублей, что составило 42% от уже сокращенной программы, и до конца года нам нужно будет привлечь чуть более 230 млрд рублей. Ряд банков выразил желание приобрести эти бумаги, поэтому мы надеемся на выполнение плана по заимствованиям в 2014 г.

Несколько слов о расходах, как исполняются расходы.

По состоянию на 1 июля 2014 г необходимо отметить более высокий по сравнению с 2013 г темп исполнения расходов федерального бюджета. Он составил 45,6% к уточненной росписи. В 2013 г этот показатель составил 43,7%.

Контрактуемые лимиты бюджетных обязательств на 2014 год распределены главными распорядителями на уровне 92%. Это выше, чем в 2013 г, этот показатель составлял чуть более 87%, и законтрактовано на 92% против 74% в 2013 г, то есть у нас улучшается равномерность исполнения бюджета, улучшается процесс контрактования бюджетных обязательств.

По отдельным направлениям расходов федерального бюджета уровень исполнения значительно ниже среднего.

Так у нас постоянно происходит по исполнению бюджета по капитальным вложениям в объекты недвижимого имущества. Уровень исполнения расходов составил 28,2%.

Хотя это выше, чем в 2013 г (в 2013 г показатель составлял 19,5%), все равно есть необходимость обратить на это внимание нашим коллегам и усилить контрактацию, усилить работу по выполнению тех наших обязательств, которые мы взяли в рамках решений, которые были отражены в законе о бюджете.

Хотелось бы остановиться и на вопросе роста дебиторской задолженности по контрактуемым расходам.

Она у нас в последние годы растет, и 1 полугодие 2014 г также продемонстрировало тенденцию.

Плохая тенденция, но тем не менее у нас дебиторка выросла на 14% от уровня 2013 г, и это обусловлено было ростом авансовых платежей.

Поэтому хотелось бы обратиться к коллегам: когда мы авансируем, то здесь нужно четко понимать, что авансовые средства должны в конечном счете быть реализованы в конечные товары, продукцию, услуги.

Авансирование действительно в нынешних условиях оправданный метод, но есть у нас отдельные позиции, по которым авансируется до 80% годовой суммы.

Поэтому здесь нужно равномерно, на наш взгляд, осуществлять очень выверенный процесс авансирования, с тем чтобы авансированные ресурсы в начале года приводили к получению услуг и товаров тоже в начале года или в 1 половине года, а не сносились на конец финансового года.

Несколько слов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ.

По состоянию на 1 июля 2014 г доходы бюджетов регионов выросли на 8,5% от соответствующего периода 2013 г.

Рост поступлений доходов наблюдался в 72 регионах, в 11 регионах — снижение.

Что позитивного? Это поступление налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, которые являются основными доходными источниками бюджетов регионов, они увеличились соответственно на 17 и почти 7%.

Расходы регионов выросли на 6,4% по сравнению с уровнем 2013 г, их объем увеличился в 73 регионах, а в 10 регионах снизился.

Расходы на заработную плату росли темпом в 12,7%, при этом доля расходов на заработную плату по-прежнему увеличивается в бюджетах регионов, составляет сейчас 36% всех расходов.

К сожалению, доля на капитальные вложения в этих условиях не растет и составляет порядка 7% расходов бюджетов субъектов РФ.

По состоянию на 1 августа также сохранился профицит бюджетов субъектов РФ, он даже вырос, составил 294 млрд рублей.

С дефицитом исполнено 40 бюджетов регионов, с профицитом — 43. Надо отметить, что профицит во многих регионах образовался с авансовым перечислением субсидий, мер финансовой поддержки субъектам Российской Федерации. Эти деньги находятся на счетах, будут использованы до конца 2014 г, поэтому до конца года мы ожидаем увеличения дефицитности бюджетов. Мы делали прогнозы. В этом году также будет субъектам Российской Федерации непросто, и мы ожидали дефицита бюджета на уровне порядка 400-500 млрд рублей.

Долг региональный. По сравнению с началом 2014 г долг практически не увеличился (увеличение составило 0,3%) и составил 1 трлн 742 млрд рублей.

В структуре долга росла доля бюджетных кредитов и сокращалась доля коммерческих займов и облигационных займов. Это было связано с тем, что мы приняли решение о кредитной поддержке из федерального бюджета и о частичном замещении коммерческих, «дорогих» ресурсов на более «дешевые», бюджетные.

Эта тенденция будет продолжаться и до конца года. До конца года мы также ожидаем увеличения долга, поскольку мы видим и ожидаем, как я уже докладывал, исполнение бюджета регионов с дефицитом.

Уважаемые коллеги! Мы сейчас находимся на пороге IV квартала, и до конца исполнения бюджета осталось не так много времени, поэтому хотелось бы обратиться, чтобы мы приняли все необходимые меры, для того чтобы обеспечить исполнение бюджета в полном объеме.

Необходимо провести меры по осуществлению всех кассовых расходов согласно прогнозу кассовых выплат. Мы просим как можно быстрее осуществлять кассовые расходы, имею в виду не оставлять расходы на декабрь, который является, как правило, наиболее емким из всех месяцев года с точки зрения финансирования бюджета.

Кроме того, уважаемые коллеги, хотел напомнить, что Правительством установлен запрет на заключение государственных контрактов после 1 декабря, если на его исполнение необходимо более 1 месяца. Если такие контракты не будут заключены, деньги будут оставлены в бюджете, и мы не сможем контрактоваться в таком случае. Это связано с соблюдением контрактной дисциплины, поэтому просьба ускорить контрактование, ускорить исполнение бюджета, чтобы обеспечить равномерное исполнение федерального бюджета до конца года.

Счетная палата провела анализ исполнения в 2014 г. федерального бюджета, консолидированных бюджетов регионов и внебюджетных фондов

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации утвердила отчет об исполнении федерального бюджета за 2014 г. Документ подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и соответствующим решением Совета Государственной Думы. Ниже приведены некоторые показатели, содержащиеся в документе. Полная информация доступна по ссылке. Также ниже приводится дополнительная информация по исполнению бюджетов внебюджетных фондов в 2014 г.

ВВП по итогам 2014 г. составил 71,4 трлн. руб. Темп роста ВВП по сравнению с 2013 г. составил 100,6%. Темпы роста ВВП в период 2010-2013 гг. последовательно снижались: с 104,5% в 2010 г. до 101,3% в 2013 г.

Индекс промышленного производства в 2014 г. по сравнению с 2013 г. составил 101,7%. Положительный прирост зафиксирован в добыче полезных ископаемых – на 1,4%, в обрабатывающих производствах – на 2,1%. Незначительное снижение производства наблюдалось лишь в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 0,1%.

Объем экспорта товаров из Российской Федерации в 2014 г. составил $497,8 млрд., что на 4,9% меньше показателя 2013 г. Сокращение товарного экспорта обусловлено снижением цен на мировом рынке на основные товары российского экспорта, в том числе на нефть марки «Юралс». Так, средняя цена на нефть марки «Юралс» снизилась с $106,43 за баррель в январе 2014 г. до $61,06 за баррель в декабре 2014 г.

Объем импорта товаров в Российскую Федерацию в 2014 г. составил $308 млрд., что на 9,8% меньше показателя 2013 г.

Уровень инфляции по итогам 2014 г. составил 11,4%, что на 4,9 проц. пункта выше показателя 2013 г. Отмечается падение темпов роста реальных располагаемых доходов населения с 104% в 2013 г. до 99,3% в 2014 г., замедление роста реальной заработной платы с 104,8% в 2013 г. до 101,2% в 2014 г., а также снижение прироста потребительского кредитования с 28,7% по состоянию на 1 января 2014 г. до 13,8% на 1 января 2015 г.

Среднегодовой номинальный курс доллара США к рублю составил 37,97 руб. за $1, что на 19,3%, выше показателя 2013 г.

Доходы федерального бюджета в 2014 г. составили 14,50 трлн. руб., что на 1,8% больше прогнозного годового объема. Федеральный бюджет располагает значительными резервами дополнительных поступлений. К примеру, одним из таких резервов является сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений. В результате предоставления различного рода освобождений от уплаты налоговых и таможенных платежей в бюджетную систему в 2014 г. не поступило доходов на общую сумму 7 трлн. руб., в том числе налоговых платежей — на сумму 6,47 трлн. руб., а также таможенных платежей – на сумму 536,47 млрд. руб. Сумма предоставленных льгот (преференций) по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России, составила 5,86 трлн. руб., налогу на прибыль организаций – 179,46 млрд. руб., налогу на добычу полезных ископаемых – 420,29 млрд. руб., водному налогу – 1,22 млрд. руб. Также одним из резервов является погашение задолженности перед бюджетной системой по уплате налогов, таможенных пошлин, сборов, пеней и штрафов. Объем такой задолженности увеличился на 1,8% и составил 1,22 трлн. руб.

В 2014 г. не в полном объеме исполнены поступления по ряду налоговых доходов. Наиболее существенное недопоступление налоговых доходов наблюдалось по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья — на сумму 80,34 млрд. руб. (обусловлено снижением цен на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов добычи природного газа), по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории России — на сумму 56,74 млрд. руб. (в основном за счет снижения поступлений акцизов на табачную продукцию и нефтепродукты в связи со снижением объемов реализации подакцизной продукции). Недопоступление НДС на товары, ввозимые на территорию России, составило 20,28 млрд. руб., по акцизам по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию России, – 15,65 млрд. руб. в связи со снижением объемов импорта.

В 2014 г. также не в полном объеме исполнены поступления по ряду неналоговых доходов. Наибольшее недопоступление отмечено по вывозным таможенным пошлинам на газ природный — на 121,58 млрд. руб. (в связи со снижением экспортных цен на газ природный в страны дальнего зарубежья, а также неосуществлением с III квартала 2014 г. поставки природного газа на Украину), утилизационному сбору — на 59,59 млрд. руб. (в связи с сокращением количества колесных транспортных средств, произведенных, изготовленных в Российской Федерации), ввозным таможенным пошлинам — на 21,72 млрд. руб. (в связи со снижением объемов налогооблагаемого импорта).

В 2014 г. администрирование налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета осуществлялось на недостаточном уровне.

Так, 15 главных администраторов доходов не выполнили показатели, установленные уточненным прогнозом (недовыполнение составило от 0,7% до 66%). По 68 администраторам доходов объем поступивших доходов превысил прогнозные показатели, из них по 15 администраторам доходов превышение составило от 2 раз до 2 671 раза.

Расходы составили 14,83 трлн. руб. что на 6,2% больше законодательно установленного показателя.

Дефицит составил 334,70 млрд. руб., при законодательно установленном годовом профиците в размере 278,64 млрд. руб.

Расходы федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации по итогам 2014 г. исполнены в сумме 7,58 трлн. руб., или на 99,1% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями. Формирование и реализация госпрограмм происходила с недоработками и организационными проблемами. К примеру, в госпрограммах не полностью были учтены показатели указов Президента России от 7 мая 2012 г.

В Сводном годовом докладе о ходе реализации и оценке эффективности госпрограмм представлены следующие результаты оценки Минэкономразвития России эффективности реализации 32 госпрограмм: «высокая эффективность реализации» (свыше 97,5 %) – 5 госпрограмм; «эффективность реализации выше среднего уровня» (от 92,5 % до 97,5 %) – 13 госпрограмм; «эффективность реализации ниже среднего уровня» (от 90 % до 92,5 %) – 6 госпрограмм; «удовлетворительная эффективность реализации» (ниже 90 %) – 6 госпрограмм; «низкое качество отчетов» – 2 госпрограммы.

Оценка Минэкономразвития России степени эффективности госпрограмм осуществлена лишь на уровне госпрограммы на основе 3 показателей, в том числе степени достижения целевых показателей (средняя степень достижения – 91,4 %), реализации контрольных событий (средняя степень реализации – 90,8 %) и уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (средний уровень исполнения — 99,2 %), наименования которых отличаются от предусмотренных в Требованиях, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. № 690. Средняя степень эффективности по каждой госпрограмме оценивалась как среднее арифметическое значение трех указанных показателей. Утвержденная методика расчета степени эффективности реализации госпрограмм отсутствует. Оценка эффективности реализации госпрограмм осуществлена на основе кассового исполнения федерального бюджета и не учитывает, что финансовое обеспечение госпрограмм изменялось в течение года, при этом показатели (индикаторы) не корректировались. В целом общая оценка эффективности реализации госпрограмм отсутствует.

Счетной палатой на основании материалов проверок была проведена оценка эффективности 32 из 39 госпрограмм, по результатам которой 18 госпрограммам была присвоена оценка «низкий уровень эффективности», 3 — «средний уровень эффективности». Не подлежали оценке 11 госпрограмм, у которых доля показателей, не имевших фактического значения, в общем объеме показателей превышает 10%. Оценка Счетной палаты была дана на основании следующих показателей: уровень выполнения всех показателей (индикаторов) государственной программы и входящих в ее состав подпрограмм, федеральных целевых программ; уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам; уровень кассового исполнения государственной программы по сравнению со сводной бюджетной росписью с изменениями; прирост дебиторской задолженности и объемов незавершенного строительства.

В 2014 г. за счет средств федерального бюджета были осуществлены взносы в уставные капиталы ОАО с государственным участием на общую сумму 152,59 млрд. руб., что составляет 99,6% от показателя сводной бюджетной росписи с изменениями. Имущественные взносы в госкорпорации и госкомпании осуществлены в общей сумме на 1,16 трлн. руб., что составляет 100% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями. Главные распорядители при принятии решений о предоставлении указанных взносов не всегда учитывали неиспользованные средства, ранее предоставленные из федерального бюджета на аналогичные цели, и целесообразность использования бюджетных средств организациями-получателями в соответствующем финансовом году. В отдельных случаях полученные ОАО средства в виде взносов в уставные капиталы размещались на депозитных счетах банков. По оценке Счетной палаты, доход ОАО от размещения на депозитах временно свободных средств, предоставленных в виде взносов в уставные капиталы в 2014 г. и более ранних периодах, составил за 2014 г. не менее 7,4 млрд. руб. Часть средств госкорпораций и госкомпании, полученных в виде имущественных взносов Российской Федерации, продолжительное время не направляется на цели их предоставления, а инвестируется в качестве временно свободных средств. Общий объем инвестируемых временно свободных средств начиная с 2012 г. сохраняется примерно на одном уровне (не менее 600 млрд. руб.). Указанная тенденция сохраняется и в 2015 г.

Совокупный объем Резервного фонда в 2014 г. увеличился на 72,9% и по итогам года составил 4,95 трлн. руб. Совокупный объем ФНБ увеличился на 51,3% и по итогам года составил 4,39 трлн. руб.

Государственный долг Российской Федерации по итогам 2014 г. увеличился 36,4% и составил 10,3 трлн. руб., или 14,4% ВВП.

Правительством России в 2014 г. был сформирован «антикризисный фонд». По итогам 2014 г. объем неиспользованных средств «антикризисного» фонда составил 132,79 млрд. руб. (первоначальный объем «антикризисного фонда» законодательно был установлен в объеме до 343,9 млрд. рублей). Счетная палата отмечает, что в некоторых случаях главными распорядителями средства, полученные из «антикризисного» фонда, использовались не в полном объеме. К примеру, Роскосмосом по состоянию на 31 декабря 2014 г. не были использованы в полном объеме 630 млн. руб., полученные из «антикризисного» фонда для внесения взносов в уставный капитал ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация». Минэнерго России не были использованы в полном объеме 700 млн. руб., дополнительно полученные на предоставление субсидий на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

Контрактуемые расходы в 2014 г. составили 27,5% общего объема расходов федерального бюджета. Исполнение составило 4,08 трлн. руб, или 98,8% доведенных ЛБО. Наиболее низкий уровень исполнения установлен по ФСТ России – 55,3%, Минфину России – 67,7%, Россельхознадзору – 81,9%, ФМБА России – 81,9%, Минкавказу – 82,4%.

Всего за 2014 г. Счетной палатой выявлены нарушения в сфере государственных закупок в 65 ведомствах на сумму 34,2 млрд. руб. Наибольший объем нарушений выявлен в Спецстрое России (1,74 млрд. руб.), ФТС России (721,1 млн. руб.), ФССП России (612,2 млн. руб.), МЧС России (543,0 млн. руб.), ФСИН России (470,0 млн. руб.), Росрыболовстве (415,3 млн. руб.), Минсельхозе России (227,5 млн. руб.), Судебном Департаменте при Верховном Суде Российской Федерации (223,0 млн. руб.), ФНС России (172,9 млн. руб.), Минобрнауки России (150,2 млн. руб.).

Доходы консолидированных бюджетов регионов России в 2014 г. составили 8,9 трлн. руб., что на 0,1% больше прогнозного годового объема. По сравнению с 2013 г. поступления доходов в консолидированные бюджеты регионов России увеличились на 9,1%.

Расходы консолидированных бюджетов регионов России в 2014 г. составили 9,35 трлн. руб., что на 2,6% больше прогнозного годового объема. По сравнению с 2013 г. расходы консолидированных бюджетов регионов России увеличились на 6,2%.

Дефицит консолидированных бюджетов регионов России в 2014 г. составил 447,6 млрд. руб.,что в 2 раза больше его прогнозируемого объема на год. Количество регионов России, консолидированные бюджеты которых исполнены с дефицитом, в 2014 г. снизилось до 74 регионов (в 2013 г. – 77 регионов).

Объем государственного долга регионов России и муниципальных образований по итогам 2014 г. составил 2,4 трлн. руб., увеличившись за год на 18,6%. В частности объем государственного долга регионов России составил 2,09 трлн. руб. (рост на 20,3%), объем государственного долга муниципальных образований составил 313,3 млрд. руб. (рост на 8,4 %). Снижение объема долговых обязательств произошло лишь в 8 регионах России (Белгородская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Тюменская область, Республика Тыва, Приморский край, Сахалинская область, Чукотский автономный округ). Рост долговой нагрузки на бюджеты регионов России свидетельствует об имеющихся проблемах в их экономике, формировании и исполнении бюджетов. Данное обстоятельство может осложнить в дальнейшем социально-экономическое развитие и модернизацию экономики регионов.

В 2014 г. 71 региону России предоставлены бюджетные кредиты из федерального бюджета на цели обеспечения сбалансированности бюджетов в общем объеме 247,8 млрд. руб., что на 87,3% больше, чем в 2013 г. Наибольший объем предоставленных бюджетных кредитов сложился по регионам: г. Москва – 20 млрд. руб., Московская область – 17,3 млрд. руб., Краснодарский край – 12,8 млрд. руб.

В 2014 г. сохранялась значительная зависимость региональных бюджетов от предоставления финансовой помощи из федерального бюджета. Доходная часть бюджетов 9 регионов (Республика Алтай, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Крым, Республика Тыва, г. Москва Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Камчатский край, г. Севастополь) сформирована за счет межбюджетных трансфертов на 60% и более. Доля межбюджетных трансфертов в бюджетах 13 регионов составляет свыше 40%.

Согласно Заключению Счетной палаты, в 2014 г. доходы бюджета ПФР составили 6,16 трлн. рублей, или 97,9% к показателю, утвержденному Законом о бюджете ПФР, расходы составили 6,19 трлн. рублей (96,5%). Бюджет Фонда за 2014 г. исполнен с дефицитом в объеме (-)31,1 млрд. рублей, что в 4,2 раза меньше прогнозного показателя. Источниками покрытия дефицита бюджета ПФР определены переходящие остатки средств на 1 января 2014 г. в размере 126,4 млрд. рублей.

Из федерального бюджета в бюджет ПФР в 2014 г. поступило 2,4 трлн. рублей, или 99,9% от предусмотренных Законом о бюджете Фонда (39,1% от всех доходов Фонда). Средства из Фонда национального благосостояния на обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации поступили в Фонд в полном объеме в сумме 12,4 млрд. рублей.

Проверка показала, что Фондом исполнены задачи по повышению размеров пенсий, выполнены все публичные нормативные обязательства, на исполнение которых направлено 6,1 трлн. рублей, или 98,3% от общей суммы расходов бюджета Фонда. Средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 853 рубля и на конец 2014 г. составил 11 569 рублей, средний размер социальной пенсии увеличился на 1 102 рубля и на конец года составил 7 548 рублей.

При этом в Заключении отмечается, что в Отчете об исполнении бюджета Фонда за 2014 г. отсутствует параметр «индекс роста доходов бюджета ПФР за прошлый год в расчете на одного пенсионера», что делает невозможным проверку правомерности принятого Правительством Российской Федерации решения об отсутствии оснований для индексации страховых пенсий с 1 апреля 2015 года. Кроме того, до настоящего времени Правительством не утверждена методика определения стоимости одного страхового пенсионного коэффициента.

Общий объем задолженности по уплате в бюджет ПФР страховых взносов, пеней и штрафов увеличился по сравнению с предыдущим годом на 26% и составил 189,7 млрд. рублей. Вместе с тем уровень задолженности по отношению к начисленным страховым взносам снизился на 0,1% по отношению к прошлому году и составил 1,1%.

В ходе проверки были выявлены недостатки в планировании отдельных видов расходов бюджета Фонда.

В частности, Фондом с завышением была рассчитана потребность в средствах федерального бюджета на выплату материнского (семейного) капитала. По состоянию на 1 января 2015 г. неиспользованные средства федерального бюджета на предоставление средств МСК составили 35,3 млрд. рублей. Ожидаемое количество обращений с заявлениями о распоряжении средствами МСК составило 807,67 тыс. человек. Фактическое количество получателей средств – 765,97 тыс. человек.

Кроме того, Фондом неоднократно нарушались законодательные и нормативные акты Российской Федерации, определяющие порядок и условия формирования накопительной части трудовой пенсии:

Так, из-за отсутствия необходимого программного обеспечения Фонд в нарушение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии» не передал в 2014 г. в управляющие компании инвестиционный доход в сумме 166,7 млн. рублей, полученный от негосударственных пенсионных фондов в порядке реализации прав застрахованного лица. При этом Счетная палата неоднократно указывала Фонду на необходимость разработки соответствующего программного обеспечения, позволяющего устранить нарушения законодательства Российской Федерации.

Также Фондом не были соблюдены сроки (от 18 до 28 дней) направления уведомлений в НПФ об отзыве средств материнского (семейного) капитала по 43 заявлениям граждан на общую сумму 13,03 млн. рублей.

Сохраняются недостатки в работе Научно-методического совета ПФР и в расходовании средств на научно-исследовательские работы.

Анализ обоснований НИР и формулировок их целеполагания по шести из двенадцати тем, включенных в План НИР на 2014 г., выявил риски, связанные с результативностью проведения работ и эффективностью использования финансовых средств. В частности, имеются риски завышения стоимости работ при определении начальной (максимальной) цены контракта по НИР. Кроме того, отсутствуют Планы внедрения НИР по шести темам, по девяти темам проверить степень внедрения результатов и оценить эффект от использования полученных результатов не представляется возможным. Средства в сумме 51,1. млн. рублей на выполнение НИР по 6 темам израсходованы Фондом без достижения какого-либо результата и признаются неэффективными.

По итогам проверки направлено представление в Пенсионный фонд России, информационные письма – в Правительство Российской Федерации и Минтруд России. Заключение Счетной палаты об исполнении бюджета ПФР за 2014 г. будет направлено в палаты Федерального Собрания и ПФР.

Согласно Заключению Счетной палаты, в 2014 г. доходы бюджета ФСС составили 569,8 млрд. рублей, или 100,8% утвержденного показателя. Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 95 млрд. рублей (99,7% планового показателя). Страховые взносы по данному виду страхования поступили в объеме 92 млрд. рублей (99,2% планового показателя). Доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 437 млрд. рублей (100,2% планового показателя).

Фактический коэффициент полноты сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сложился на уровне 99,7%, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 99%.

За 2014 год недоимка по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выросла на 9,2%, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – на 34,3%.

Просроченная задолженность по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний взыскана в объеме 5 млрд. рублей, что на 34,4% больше по сравнению с 2013 годом, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – в объеме 6 млрд. рублей, что на 6,9% больше по сравнению с 2013 годом.

В результате выездных проверок правильности расходов страхователей на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2014 году ФСС выявлены нарушения на сумму 1,2 млрд. рублей, из которых 955 млн. рублей (78,4%) восстановлено в бюджет Фонда.

Задолженность страхователей по уплате единого социального налога за 2014 год снизилась на 152 млн. рублей (на 9,1%).

Кредиторская задолженность Фонда перед страхователями за 2014 год снизилась на 291 млн. рублей (3,7%) и составила на конец года 7,5 млрд. рублей.

Остаток резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на конец 2014 года увеличился до 83 млрд.рублей, в том числе за счет размещения резерва в кредитных организациях.

Фактические расходы Фонда составили 546 млрд. руб. (96,7% показателя, утвержденного Законом о бюджете, и 94,9% показателя сводной бюджетной росписи).

Проверка расходов бюджетных средств Фонда на развитие информационных систем показала, что на совершенствование информационной подсистемы прямых выплат страхового обеспечения предусматривалось в 2014 году направить 25 млн. рублей. Разработка программного обеспечения не произведена, что приводит к проблемам при реализации пилотного проекта. Так, в информационной системе «Процессинг и управление выплатами» не предусмотрено назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности, не полученного застрахованным лицом в связи со смертью, наследникам. Программный продукт не позволяет учесть частичную переплату пособий, что приводит в дальнейшем к формированию справок по форме 2-НДФЛ и справок о суммах выплаченных пособий с недостоверными данными. Программное обеспечение не анализирует задолженность, в том числе просроченную, поэтому работники Фонда проводят его вручную.

Расходы на социальное обеспечение населения составили 520,8 млрд. рублей (96,8% от утвержденного показателя и 95% от показателя сводной бюджетной росписи).

Расходы Фонда за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета и бюджета ФОМС, составили 39,2 млрд. рублей (119,2% утвержденного показателя), в том числе за счет средств федерального бюджета 21,2 млрд. рублей, за счет средств бюджета ФОМС – 17,9 млрд. рублей.

Основную долю межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в 2014 году (56,9%), составили средства, переданные бюджету Фонда на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (далее — ТСР). В ходе проверки установлена неравномерность поступления в 2014 году средств федерального бюджета. Так, 35,6% средств на эти цели поступили в Фонд в ноябре — декабре 2014 года. В результате из перечисленных Фондом в декабре 2014 года средств федерального бюджета в региональные отделения Фонда из 2,9 млрд. рублей возвращено 165 млн. рублей (5,6%), которые не могли быть использованы в полном объеме из-за длительности проведения конкурсных процедур, а также в связи с ограничением мощности протезно-ортопедических предприятий.

В 2014 году по сравнению с 2013 годом количество заявок от инвалидов на обеспечение ТСР увеличилось на 12,2%, количество выданных изделий уменьшилось на 26,4%. Степень удовлетворенности заявок в 2014 году составила 76,6%, что на 15,6 процентных пункта ниже уровня 2013 года. Заявки граждан в 2014 году не обеспечены в полном объеме ни одним из 63 регионов.

В среднем на одного инвалида, нуждающегося в ТСР, в 2014 году Фондом затрачено 11,3 тыс. рублей, стоимость одной заявки – 5,8 тыс. рублей. При этом по регионам затраты на одного инвалида колеблются от 4,1 тыс. рублей в Волгоградской области до 24,8 тыс. рублей в Красноярском крае, 25,1 тыс. рублей в Чукотском автономном округе. Стоимость одной заявки также различается от 3,5 тыс. рублей в Республике Алтай до 23,1 тыс. рублей в Чукотском автономном округе, 11,9 тыс. рублей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Даже по одному федеральному округу расходы на одного инвалида существенно различаются по регионам. Так, в Центральном федеральном округе различие — от 8,6 тыс. рублей в Тульской области, до 12,6 тыс. рублей в Смоленской и Липецкой областях. Соответственно средняя стоимость заявки в указанных областях — 4,9 тыс. рублей в Тульской области, 6,9 тыс. рублей в Смоленской области, 5,1 – в Липецкой области. В целом по округу средняя стоимость заявки колеблется от 4,1 тыс. рублей в Костромской области, 4,2 тыс. рублей во Владимирской области, до 7,8 тыс. рублей в Белгородской области. Подобный разброс затрат на одного инвалида при практически одинаковом исполнении бюджетных ассигнований (99,9-100%) не позволяет оценить эффективность использования бюджетных средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 63 регионах.

В целом перечисленные Фондом бюджетные ассигнования на обеспечения инвалидов ТСР исполнены на 98,6%. В тоже время, перечисленные ассигнования не исполнены на 10,8% в Республике Коми при исполнении заявок на 71,8%, на 6,5% в Свердловской области при исполнении заявок 69,6%, на 4,5% в Нижегородской области при исполнении заявок на 75,4%. Учитывая, что перечисление средств Фондом в 63 региона производилось в одни и те же сроки, сложившийся уровень исполнения свидетельствует об отсутствии принятия мер по своевременному расходованию средств.

В ходе проверки установлено, что при размещении государственного заказа на ТСР цены на однородные относительно технически несложные товары, закупаемые региональными отделениями ФСС, существенно различаются. При этом различия между минимальными и максимальными ценами по ряду позиций, особенно в отношении технически несложных ТСР, носят кратный характер. Так, средняя цена единицы подгузника для взрослых, закупленная территориальным отделением Фонда по Владимирской области, составляет 24,19 рубля. При этом по Ленинградской области — 13,9 рубля, то есть почти в два раза ниже.

Существующая дифференциация цен на закупаемые ТСР для инвалидов свидетельствует как об отсутствии единой государственной политики ценообразования на данную группу товаров социальной значимости, так и о несовершенстве организации размещения государственных заказов различными государственными заказчиками. Ввиду этого снижается эффективность использования бюджетных ассигнований на обеспечение инвалидов ТСР, а также ухудшение возможностей более полного удовлетворения инвалидов в данных средствах реабилитации.

В течение 2014 года Фондом выдано с учетом сопровождающих лиц 167 695 путевок, или 33,5% общего числа граждан, обратившихся в проверяемом периоде и ранее.

При этом на 1 января 2015 года остаток неиспользованных средств на санаторно-курортное лечение составил 429,2 млн. рублей. Своевременное использование указанных средств федерального бюджета при сложившейся средней стоимости путевки в размере 19,1 тыс. рублей позволило бы дополнительно обеспечить санаторно-курортным лечением 2 116 человек. Неиспользование в 2014 году средств федерального бюджета при сложившемся в 2014 году низком уровне обеспечения санаторно-курортным лечением граждан свидетельствует о неэффективной организации работы Фонда по данному направлению.

Бюджет Фонда в 2014 году исполнен с профицитом в сумме 23,6 млрд. рублей, включая профицит в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 5,6 млрд. рублей и профицит в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 19,8 млрд. рублей.

По итогам проверки направлено представление в ФСС, информационные письма – в Правительство Российской Федерации и Минтруд России. Заключение Счетной палаты об исполнении бюджета ФСС за 2014 г. будет направлено в палаты Федерального Собрания и Правительство России.

Согласно Заключению Счетной палаты, в 2014 г. бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхование (далее – ФОМС) исполнен по доходам в сумме 1,25 трлн. рублей, что составляет 100,8% объема, утвержденного законом о бюджете Фонда. По сравнению с 2013 г. фактическая сумма доходов увеличилась в 2014 г. на 13,54%. В составе неналоговых доходов общая сумма поступивших страховых взносов на ОМС составила 1,22 трлн. рублей, что на 13,5% больше поступлений в 2013 г.

Исполнение расходов бюджета ФОМС в 2014 г. составило 1,3 трлн. рублей, или 102,3% утвержденного объема бюджетных ассигнований. Основной объем расходов (99,9%) производился по разделу 09 «Здравоохранение» (подраздел «Другие вопросы в области здравоохранения»). В общем объеме кассовых расходов ФОМС на долю межбюджетных трансфертов приходится 98,3%, в том числе субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС в сумме почти 1,2 трлн. рублей, или 99,97% общего объема бюджетных назначений. Межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни составили 17,98 млрд. рублей, или 94,5% утвержденных бюджетных назначений.

По результатам исполнения бюджета Фонда в 2014 г. расходы превысили доходы на 18,1 млрд. рублей (дефицит бюджета). Основная причина сложившегося дефицита – перешедшие с 2013 г. неисполненные мероприятия региональных программ модернизации здравоохранения по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров в общем объёме 52,7 млрд. рублей. Источником финансирования дефицита бюджета стало уменьшение прочих остатков денежных средств бюджета ФОМС.

По состоянию на 1 января 2015 г. объем дебиторской задолженности по бюджетной деятельности составил 15,7 млрд. рублей, уменьшившись по сравнению с аналогичным показателем 2014 г. на 32,4 млрд. рублей. Объем кредиторской задолженности составил 2,4 млн. рублей, уменьшившись по сравнению с 2014 г. на 0,7 млн. рублей.

В 2014 году Фондом было заключено Соглашение с Международным банком реконструкции и развития (далее – Банк) о предоставлении платных консультационных услуг на период 2014-2015 годы с целью совершенствования способов оплаты медицинской помощи посредством клинико-статистических групп (далее — КСГ).Соглашение предусматривало проведение работы в два этапа. На эти цели в 2014 году Банку было перечислено почти 13 млн. рублей.

Первый этап завершен в декабре 2014 года, в соответствии с условиями Соглашения материалы Банка имеют конфиденциальный характер, что делает невозможным их опубликование и общественное обсуждение.

Анализ отчета Банка свидетельствует о том, что работа в рамках Соглашения ограничивалась детализацией и уточнением КСГ, а не как предусмотрено Соглашением: изучением факторов, влияющих на стоимость лечения случаев заболевания.

При этом фактические расходы медорганизаций не анализировались, потребность в финансовых средствах для оказания медпомощи не оценивалась, неэффективные финансовые расходы не определялись. Соответственно данные факторы были не учтены.

Учитывая изложенное, предложенные Банком новая классификация КСГ и методика расчета тарифов на оплату медпомощи не учитывают в полной мере потребности российского здравоохранения.

Проверка функционирования информационной системы «Единый регистр застрахованных лиц» в составе государственной информационной системы Фонда (ГИС ОМС) показала, что один и тот же гражданин может неоднократно учитываться в регистре как застрахованный в связи с тем, что на него оформлено несколько действующих полисов ОМС, в частности старого и нового образца. При этом указанная информационная система не позволяет осуществить выверку фактов повторного включения застрахованного лица в реестр застрахованных лиц, а также проверить обоснованность включения гражданина в реестр. Выявленные несоответствия ставят под сомнение продуктивность функционирования указанной информационной системы, расходы на создание и модернизацию которой по состоянию на 31 декабря 2014 г. составили 222,4 млн. рублей.

Проверка финансового обеспечения и реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию 32 перинатальных центров в 30 регионах России показала, что расходование выделенных на эти цели средств по итогам 2014 г. не превысило 10,83%, в том числе 8,3% по средствам субсидий ФОМС. При этом семью регионами (Кабардино-Балкарской Республикой, Красноярским и Ставропольским краями, Смоленской, Ленинградской, Псковской и Ульяновской областями) субсидии, перечисленные ФОМС на указанные цели, в течение 2014 г. вообще не расходовались.

По состоянию на 1 января 2015 г. из 30 регионов, в строятся перинатальные центры, в трех (Республике Саха (Якутия), Сахалинской и Челябинской областях) не были завершены мероприятия первого этапа работ по проектированию. В трех регионах (Кабардино-Балкарской Республике, Красноярском крае (г. Ачинск) и Ленинградской области) заключены контракты на строительство, но строительные работы не начаты. Еще в трех регионах (Красноярском крае (г. Норильск), Ставропольском крае и Смоленской области) не были заключены контракты на строительство центров.

Указанные обстоятельства создают предпосылки к возникновению в этих регионах рисков неисполнения в установленные сроки (в 2016 г.), мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров.

В ходе проверки также были выявлены факты, свидетельствующие о различных подходах в регионах к проектированию и определению сметной стоимости строительства перинатальных центров и возможном завышении цен на их строительство. Например, стоимость квадратного метра строительства перинатального центра в Нижегородской области (на 150 коек) составила 50,94 тыс. рублей, а стоимость создания одной койки 7,2 млн. рублей, тогда как в соседней Ульяновской области стоимость одного квадратного метра (на 150 коек) составляет 95,65 тыс. рублей, а одной койки – 16,8 млн. рублей. В свою очередь стоимость квадратного метра строительства перинатального центра в Псковской области (на 110 коек) составила 113,61 тыс. рублей, а стоимость создания одной койки 22,2 млн. рублей.

Счетная палата планирует дополнительно изучить выявленные факты в ходе контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляемых в 2013 и 2014 годах на реализацию региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения в части строительства и ввода в эксплуатацию перинатальных центров», которое будет проведено в сентябре-октябре 2015 г в соответствии с постановлением Государственной Думы.

По итогам проверки направлено представление в ФОМС, информационные письма – в Правительство Российской Федерации, ПФР, Минфин России и Роскомнадзор. Заключение Счетной палаты об исполнении бюджета ФОМС за 2014 г. будет направлено в палаты Федерального Собрания и Правительство Российской Федерации.

Еще по теме:

  • Где подать на алименты в оренбурге Куда подавать на алименты Здравствуйте! куда надо обращаться и какие документы нужны для подачи на алименты? в суд по месту жительства, да? Если о своем бывшем гражданском муже ничего не […]
  • Закон о судебных приставах 2014 года Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей Информация об изменениях: Федеральным законом от 8 марта 2015 […]
  • Ук рф 2014 статья 159 Статья 159 ч 3 УК РФ покушение на мошенничество Здравствуйте. Покушение на мошенничество, попытка взять в кредит по чужому паспорту 500000. Предъявляют част 3 через 30 части 3 статьи 159 […]
  • Аванс получен но не возвращение Возврат аванса от поставщика: бухгалтерский и налоговый учет Аванс или предоплата – это оплата, которая получена поставщиком (продавцом) до наступления даты фактической отгрузки продукции […]
  • Бабич сергей анатольевич юрист К убийству юриста «Азова» Ярослава Бабича причастна «группа смерти» СБУ Смерть идеолога и юриста добровольческого батальона «Азов» Ярослава Бабича — это не самоубийство, как ранее […]
  • Адвокат матяш Адвокат из Донецка - ГРУшникам: вы вспомните Донбасс, когда в ваш дом придет война и погибнут ваши родные Журналистам юрист рассказала, что оказалась в зале суда случайно: 18 апреля она […]