Гпк рф и его структура

Общая характеристика ГПК РФ.

Основным источником гражданского процессуального права является Гражданский процессуальный кодекс. Он был принят 14 ноября 2002 г. и вступил в действие с 1 февраля 2003 г. Актуальная редакция – от 23.04.2012.
Нормы Гражданского процессуального кодекса сформулированы в четырехстах сорока шести статьях (48 глав и 7 разделов). Самостоятельные разделы закрепляют общие положения судопроизводстваи включают вопросы российского гражданского процесса с участием иностранных лиц.
С учетом принятых в 1997 г. Федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» в Кодекс введено производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов (раздел VII ГПК).
Таким образом, ГПК состоит из:
I — Общие положения.
II -Производство в суде первой инстанции.
III — Производство в суде второй инстанции.
IV — Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу.
V — Производство по делам с участием иностранных лиц.
VI — Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
VII — Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов.
В Гражданский процессуальный кодекс включены также нормы, имеющие основополагающее для правосудия значение при разбирательстве гражданских дел, такие, как, например, нормы, регламентирующие полномочия и деятельность суда, права и обязанности всех участников процесса, реквизиты процессуальных документов, а также нормы, определяющие основания и меры процессуальной ответственности.
Кроме того, Кодексом предусмотрены как общие правила рассмотрения и разрешения исковых дел, так и особенности судебного разбирательства различных категорий неисковых дел.
Кодекс является главным гражданским процессуальным законом. В нем детально регламентируются принципы гражданского процесса, определяются правила подведомственности и подсудности, состав участников по гражданским делам, доказательства, порядок судебного разбирательства, вынесения решения и процедура обжалования судебных актов.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Гражданско-правовой кодекс РФ: кому и зачем его нужно знать

Современная деятельность человека во многом основывается на правовых взаимоотношениях, возникающих между физическими и юридическими лицами в различных комбинациях.

Часто случается, что для разрешения правовых споров приходится привлекать сторонние организации – судебные инстанции. Участники правовых взаимоотношений опираются на положения Гражданско-правового кодекса РФ.

Краткая история создания

Гражданско-правовой кодекс РФ

Гражданско-правовой кодекс РФ (Гражданский Процессуальный кодекс РФ) по мере становления государства несколько раз претерпевал изменения. Действующая на сегодняшний день редакция ГПК РФ является третьей по счету.

Первая редакция ГПК РФ была принята в 1923 году и действовала вплоть до 1964 года, когда были пересмотрены многие положения законодательства в области гражданско-правовых отношений. В том же году был утвержден новый текст Гражданского Процессуального кодекса РСФСР, который регулировал правовые взаимоотношения граждан до 2002 года.

В 1992 году высший орган государственной власти РСФСР Верховный Совет принял «Концепцию судебной правовой реформы», в числе задач которой состояла и корректировка гражданско-правового законодательства в связи с произошедшими в стране изменениями экономического и общественно-политического состояния.

В 1993 году по приказу Министерства юстиции РФ была создана рабочая группа ученых и практических работников из Саратова, Санкт-Петербурга, Москвы и Екатеринбурга. В задачи созданной группы входила разработка нового документа, призванного регулировать гражданско-правовые отношения между различными субъектами.

В 1995 году Верховный Суд РФ выдвинул инициативу по редактированию действующего на тот момент основного законодательного документа в связи с развитием новых правовых институтов. Изменения кодекса проводились последовательно, что позволило выявить ошибки во вновь принятых процессуальных нормах.

14 ноября 2002 года федеральным законодательством был утвержден новый Гражданский Процессуальный кодекс РФ (Приказ № 138-ФЗ). Несмотря на существенные изменения во всех нормах правового законодательства, многие решения были взяты из законодательной практики времен Советского Союза и адаптированы под существующие реалии.

Последняя редакция действующего ГПК РФ была принята 29 июля 2017 года и вступила в силу 10 августа того же года.
ГПК РФ представляет собой федеральный законодательный акт, содержащий систему норм, которые регулируют процесс ведения гражданских дел в судебном порядке.

Документ действует в пределах границ Российской Федерации. Остальные нормативные акты, относящиеся к этой же области законодательства, утверждаются в соответствии с положениями кодекса и применяются в частях, не противоречащих ему.

Однако конституционные и международные нормативные акты имеют больший вес по сравнению с кодексом. Если данные документы и содержат противоречия, то все равно ими руководствуются как приоритетными при рассмотрении гражданско-правовых вопросов международного характера. Это вытекает из постановления Верховного Суда РФ и статьи 1 ГПК РФ.

Одним из остро стоящих на сегодняшний день вопросов является приведение гражданско-правового законодательства страны к единым нормам, так как частые изменения и редакции действующего ГПК способствуют возникновению противоречий при ведении судебных процессов.

Структура Гражданско-правового Кодекса РФ

В Гражданско-правовой кодекс РФ поправки вносились неоднократно

Текст ГПК РФ включает семь разделов, объединенных по тематике рассматриваемых вопросов. В первом разделе кодекса рассмотрены общие понятия и процессы.

Здесь разъясняется состав лиц, участвующих в рассмотрении дела, их права и обязательства, понятия подведомственности и подсудности, возможность представительства в суде, определяется порядок вызова на заседания, взимания судебных штрафов и издержек.

Второй раздел кодекса рассматривает порядок проведения процессов в судах первой инстанции:

  1. вынесение судебного приказа, порядок подачи заявления по его вынесению, отмена и выдача судебных приказов;
  2. требования к предъявляемому иску, порядок подачи и отзыва иска, подачи встречного иска, меры обеспечения судебных исков;
  3. подготовка к судебному разбирательству и порядок ведения судебного процесса;
  4. правила ведения судебного производства;
  5. правила вынесения судебных решений;
  6. порядок осуществления заочного судебного производства.

В третьем разделе разбираются правила ведения судебного производства в судах второй инстанции:

  • порядок подачи и рассмотрения апелляционных жалоб;
  • полномочия судов апелляционных инстанций;
  • порядок рассмотрения жалоб в судах кассационных инстанций.

Четвертый раздел ГПК РФ рассматривает порядок пересмотра вынесенных судебных постановлений:

  1. производство в судах кассационных и надзорных инстанций;
  2. порядок подачи и рассмотрения заявлений о пересмотре постановлений;
  3. вынесение судебных определений о пересмотре.

В пятом разделе документа рассмотрен порядок участия иностранных граждан в судебных процессах:

  • применение норм законодательства Российской Федерации к правоотношениям, возникающим при участии граждан иностранных государств;
  • порядок рассмотрения и признания документов, составленных иностранными ведомствами;
  • порядок признания и исполнения постановлений судебных инстанций иностранных государств;
  • порядок осуществления производства с участием иных стран и государств.

В шестом разделе кодекса рассмотрены вопросы участия третейских судов в гражданских процессах:

  1. порядок действий относительно решений третейских судов;
  2. осуществление содействия третейским судам и принятие к исполнению вынесенных ими постановлений;
  3. порядок выдачи исполнительных листов, требующих принудительного исполнения третейских решений.

В последнем, седьмом, разделе кодекса рассматриваются вопросы исполнительного производства:

  • выдача судебных документов и их дубликатов;
  • разъяснения к исполнительному документу;
  • перерыв в действии исполнительного листа и восстановление его силы;
  • контроль и изменение сроков исполнения судебного постановления;
  • повороты исполнения решений судебных инстанций.

Несмотря на разъяснение всех моментов ведения гражданских дел, простому человеку может понадобиться помощь квалифицированного юриста для дополнительных разъяснений и защиты своих интересов в судебном процессе.

Кому нужно знать Гражданский Процессуальный кодекс

Даже обычному человеку полезно знать Гражданско-правовой кодекс РФ

В первую очередь в структуре и содержании ГПК РФ должны хорошо ориентироваться должностные лица, участвующие в судебных процессах и осуществляющих правосудие.

Знание Гражданского Процессуального кодекса обеспечивает законность и обоснованность принятия судебных постановлений.

Содержание ГПК также должно быть известно адвокатам, защищающим интересы истцов и ответчиков, с которыми они заключают договор по защите прав и интересов.

Даже простому человеку не помешает ориентироваться в данном документе, потому что жизнь и деятельность в любом обществе связана с возникновением правовых отношений, затрагивающих интересы их участников. Знание кодекса позволит с большей уверенностью отстаивать свои права и законность действий.

Гражданский Процессуальный кодекс РФ действует с целью упорядочения процессов ведения гражданских дел, сохранения и восстановления ущемленных прав любых субъектов правовых отношений, укрепления позиций законности и формирования уважительного отношения к закону в целом. Поэтому хотя бы в общих чертах содержание ГПК РФ необходимо знать всем гражданам, ведущим социальный образ жизни.

С новыми изменениями Гражданско-правового кодекса вас ознакомит видеоконсультация:

4.Общая характеристика Гражданского процессуального кодекса РФ.

Большую часть норм содержит Гражданский процессуальный кодекс. Он был принят 14 ноября 2002 г. и вступил в действие с 1 февраля 2003 г. До него в Российской Федерации было принято два Гражданских процессуальных кодекса: ГПК РСФСР 1923 г.

Нормы Гражданского процессуального кодекса сформулированы в четырехстах сорока шести статьях (48 глав и 7 разделов), каждая из которых посвящена судебному производству в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. Самостоятельные разделы закрепляют общие положения судопроизводства и включают вопросы российского гражданского процесса с участием иностранных лиц.

С учетом принятых в 1997 г. Федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» в Кодекс введено производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов (раздел VII ГПК).

В Гражданский процессуальный кодекс включены также нормы, имеющие основополагающее для правосудия значение при разбирательстве гражданских дел, такие, как, например, нормы, регламентирующие полномочия и деятельность суда, права и обязанности всех участников процесса, реквизиты процессуальных документов, а также нормы, определяющие основания и меры процессуальной ответственности.

Кроме того, Кодексом предусмотрены как общие правила рассмотрения и разрешения исковых дел, так и особенности судебного разбирательства различных категорий неисковых дел.

Кодекс является главным гражданским процессуальным законом. В нем детально регламентируются принципы гражданского процесса, определяются правила подведомственности и подсудности, состав участников по гражданским делам, доказательства, порядок судебного разбирательства, вынесения решения и процедура обжалования судебных актов.

Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ)

Регион: Российская Федерация

Актуальный ГПК РФ действует с 2003 года, когда он заменил предыдущий аналогичный кодекс — ГПК РСФСР 1964 года.

Процесс разработки Гражданского процессуального кодекса для новой России занял 10 лет — рабочая группа по подготовке проекта нового кодекса начала работу в 1993 году. В нее вошли ученые и ведущие юристы-практики со всей страны. Новый ГПК РФ был принят Государственной Думой 23 октября, одобрен Советом Федерации 30 октября и уже 14 ноября 2002 года подписан Президентом России. Юристы отмечают в нем преемственность в установлении норм, действовавших при советской власти, что нисколько не помешало, а даже наоборот, смягчило трудности при введении его в действие.

Раздел 1 ГПК РФ вводит общие положения в системе гражданского судопроизводства. Здесь рассматриваются такие вопросы, как подведомственность и подсудность, участники процесса, состав суда, доказательства, судебные извещения, процессуальные сроки.

Раздел 2 разбирает в деталях производство в судах первой инстанции. Судами первой инстанции в России являются городские и районные суды, а также мировые судьи. Именно они рассматривают 100% гражданских дел.

Раздел, в свою очередь, состоит из четырех подразделов. Они регулируют соответственно: приказное производство, исковое производство, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (например, иски об оспаривании нормативных актов или о защите избирательных прав и т. п.), а также особое производство (например, дела об усыновлении/удочерении, дела об установлении дееспособности и т. п.)

Раздел 3 устанавливает правила судопроизводства в судах второй инстанции. Они рассматривают апелляции на решения, принятые первой инстанцией. Специально выделенных судов второй инстанции по гражданским делам в России нет (в отличие от арбитражных судов) — эта система устроена так: апелляции на решения мировых судей рассматривают районные суды; апелляции на решения районных судов — областные, краевые и т. п. суды — и так далее. Подробно эта процедура описана в статье 320.1 ГПК РФ.

Раздел 4 посвящен пересмотру решений суда, уже вступивших в законную силу — в суде кассационной инстанции, в суде надзорной инстанции, а также возможностям пересмотра решений суда, если открылись новые обстоятельства.

Раздел 5 отведен производству по делам, в которых участвуют иностранные граждане, а также лица без гражданства. Отдельная глава этого раздела (глава 45) устанавливает условия и порядок, которые нужно применять для признания и исполнения в России решений, принятых иностранными судами. Отмечается, что решение иностранного суда признается в России и должно быть исполнено только в тех случаях, когда это предусмотрено международными договорами РФ.

Раздел 6 «Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов» регламентирует соответствующие своему названию правила.

Раздел 7 — последний раздел ГПК РФ — описывает исполнения судебных постановлений и постановлений иных государственных органов. Он полностью посвящен исполнительному производству по гражданским делам: выдача исполнительного листа или его дубликата, отсрочка или рассрочка в исполнении, все детали начала и окончания исполнительного производства рассмотрены в седьмом разделе.

Устанавливающие правовые акты

(утв. ВС РСФСР 11.06.1964) Документ утратил силу с 1 июля 2003 года в связи с принятием Федерального закона от 14.11.2002 N 137-ФЗ.

(ред. от 01.12.2007) «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 23.10.2002)

Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ) в новостях:

Сроки, которые влияют на качество правосудия, бывают разными: давности, привлечения к ответственности, исполнения обязательств и предписаний государственных органов. Они могут быть сами предметом для спора, а могут помешать принять иск к рассмотрению. Разное о сроках — в обзоре судебной практики.

14 апреля 2018 года вступает в силу новая редакция Гражданского процессуального кодекса РФ. Законодатели запретили заявлять повторный отвод судьям в гражданских процессах по одним и тем же обстоятельствам.

Президент РФ России продолжает судебную реформу, направленную на совершенствование системы российских судов: повышение открытости, доступности и прозрачности правосудия. В связи с этим глава государства на этой неделе внес на рассмотрение в Госдуму сразу три законопроекта. Какие поправки предлагает президент, расскажем в обзоре PPT.ru.

Запрет на повторный отвод судьи, ограничение домашнего ареста от Конституционного Суда РФ, законопроект об институте судебных примирителей от Верховного суда и другие юридические новости за прошедшую неделю — в специальном обзоре PPT.ru.

Торговля традиционно занимает самую объемную нишу в российской экономике. Ею занимаются как крупные сетевые компании, так и отдельные ИП. В процессе работы у всех торговцев возникает множество спорных ситуаций: с покупателями, с контролирующими органами, с чиновниками. Большинство из этих споров приходится разрешать судам, поэтому о них пойдет речь в очередном обзоре судебной практики.

7 марта 2018 года вступила в силу новая редакция Гражданского процессуального кодекса РФ. Законодатели уточнили порядок признания граждан безвестно отсутствующими. В частности, определили такую возможность в отношении должников по алиментам, которых длительное время не может найти служба судебных приставов исполнителей.

22 февраля

Граждан, имеющих задолженность по алиментам на содержание своих детей и престарелых родителей, признают безвестно отсутствующими, если судебные приставы не смогут их найти в течение года. Юристам станет проще вести такие иски в судах, а родителю, не получающему материальной поддержки, — получить пенсию по случаю потери кормильца.

Верховный суд РФ дал старт процессуальной реформе, которую обсуждал в прошлом году. Судьи намерены ввести монополию юристов на участие в судебных процессах, упразднить подведомственность и расширить перечень оснований для выдачи судебных решений без мотивировочной части.

Верховный суд дал старт масштабной реформе судов общей юрисдикции. ВС РФ планирует создать отдельные апелляционные и кассационные суды в системе, что даст возможность объективно рассматривать жалобы участников судебных споров. Всего будет открыто 5 апелляционных и 9 кассационных судов. Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в Госдуме.

Граждане и представители бизнеса получили право подавать электронные иски в суды по интернету в прошлом году. Однако оказалось, что административный регламент, регулирующий этот процесс, вызывает вопросы даже у судей Верховного суда. В ходе рассмотрения жалобы одного истца, которому не удалось отправить заявление в электронной форме, Верховный суд создал своеобразный лайфхак для пользователей.

Источники гражданского процессуального права. ГПК РФ (структура и основное содержание разделов).

Система гражданского процессуального права подразделяется на Общую и Особенную части.

К Общей части относятся нормы ГПК РФ о:

• гражданском судопроизводстве и его задачах • праве на обращение в суд и .порядке возбуждения гражданско­го дела в суде • принципах гражданского процесса и др.

Особенная часть гражданского процессуального, права регулиру­ет стадии процесса. К этой же части относятся нормы, регули­рующие гражданские процессуальные права иностранцев, лиц без гражданства, а также производство по делам оспаривания решений третейских судов.

Источниками ГПП являются:

— ФКЗ «О судебной системе Российской Фе­дерации»,

— федеральные законы, содержащие нормы ГПП, например:

• Закон «О государственной пошлине»;

• отраслевые кодексы (ГК РФ, СК РФ, Трудовой кодекс РФ, КоАП РФ, ЖК РФ);

• Закон «О мировых судьях в Российской Федераций»;

• Закон «Об информации, информатизации и защите информации».

Источниками гражданского процессуального права также яв­ляются нормативные правовые акты Президента РФ, Прави­тельства РФ, иных федеральных органов государственной вла­сти, международных договоров РФ.

Суд применяет обычаи делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. В своей деятельно­сти суды РФ руководствуются постановлениями Пленума Вер­ховного Суда РФ, поскольку они не противоречат Конституции РФ и УПК РФ. То есть указанные постановления могут играть роль источников ГПП.

О структуре нового ГПК РФ: унификация судебной системы

В июне этого года написал статью по теме объединения АСов и СОЮ. Статья была опубликована в журнале Арбитражный и гражданский процесс 2014 № 9. Когда ее писал, об объединении судов еще вроде не говорили в серьез (по крайней мере, я об этом не слышал). Вот теперь, когда об этом заговорили в открытую, предлагаю обсудить мое предложение, высказать мнения «ЗА» и «ПРОТИВ».
Текст статьи:

Ликвидация ВАС РФ и переход к единому Верховному Суду РФ поставили перед теоретиками и практиками вопрос о разработке единого гражданского процессуального кодекса РФ. В связи с этим уже сейчас среди многих юристов возникают обоснованные опасения, что новый кодекс будет принят кулуарно без какого-либо широкого общественного обсуждения. Практика последних лет дает серьезный повод для подобных опасений. Негативные последствия кулуарного принятия мы уже сейчас видим на примере некоторых важных законов. Но, не смотря на все это, хочется надеяться, что законодатель отойдет от имеющейся тенденции и прислушается к мнению теоретиков и практиков по этому вопросу.

Первой из проблем, связанных с созданием единого процессуального кодекса, является вопрос о его структуре.

Здесь существенную роль играют различия в судебных системах арбитражных судов и судов общей юрисдикции. На мой взгляд, эти системы должны быть максимально унифицированы. При полной унификации систем, приоритет должен быть отдан принципам построения системы арбитражных судов. В пользу такого подхода говорят как правовые, так и экономические аргументы, о которых будет сказано ниже.

Существующая в настоящее время система судов общей юрисдикции достаточно громоздка и не соответствует современным правовым реалиям. Недавняя попытка исправить сложившееся положение путем переименования кассации в апелляцию (именно так воспринимает указанную реформу большинство практикующих юристов) и т.д., не принесла серьезных положительных результатов. Сосредоточение в суде субъекта РФ сразу нескольких инстанций, вряд ли может быть серьезно обосновано с позиции современных правовых потребностей.

В литературе обоснованно отмечалось, что от построения системы проверочных инстанций, а также от полномочий этих самых инстанций во многом зависит эффективность гарантируемой государством судебной защиты[1]. Поэтому целесообразным представляется построение следующей системы судов гражданской юрисдикции.

Первая инстанция.

Целесообразным представляется сохранение имеющегося на сегодняшний день распределения дел по первой инстанции между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Таким образом, судами, рассматривающими дела по первой инстанции, должны быть:

1. Мировые судьи;

2. Районные и приравненные к ним суды;

3. Суды субъектов РФ (в соответствии с их сегодняшней компетенцией по первой инстанции);

4. Арбитражные суды субъектов РФ;

5. Федеральные арбитражные суды округов. Считаю, что компетенция этих судов по первой инстанции должна быть расширена по сравнению с современной за счет передачи им всех дел, связанных с нарушением права на судопроизводство в разумный срок;

6. Верховный Суд РФ (в соответствии с его современной компетенцией, к которой необходимо присоединить компетенцию первой инстанции ВАС РФ).

Апелляционная инстанция.

Для обжалования дел в апелляционном порядке целесообразно создать единые апелляционные суды на базе современных арбитражных апелляционных судов. Таким судам должны быть подведомственны апелляции на все судебные акты, за исключением тех, которые обжалуются в апелляционной коллегии Верховного Суда РФ.

При этом Верховный Суд РФ должен рассматривать апелляции только на решения Верховного Суда РФ, принятые по первой инстанции, а также на решения, принятые федеральными арбитражными судами округов по первой инстанции.

Кассационная инстанция.

Федеральные арбитражные суды округов целесообразно переименовать в Федеральные окружные суды, которые будут рассматривать кассационные жалобы на акты нижестоящих судов. Для решений и апелляционных определений, принятых Верховным Судом РФ, Федеральными окружными судами, целесообразно оставить Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.

Надзорная инстанция.

Определенные проблемы возникают с построением надзорной инстанции. Сейчас споры подведомственные арбитражным судам предлагается рассматривать через две кассации: Федеральные арбитражные суды округов и коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Надзорные функции передаются Президиуму Верховного Суда РФ.

Такая ситуация с двумя кассациями представляется противоречащей практике Европейского Суда по правам человека, и каких-либо логичных обоснований для ее существования, кроме как обеспечение занятости коллегии по экономическим спорам, найти достаточно сложно.

Кроме того, практически бесспорным является тезис, что в силу характера современного гражданского процесса, до Президиума Верховного Суда РФ может дойти очень малое количество дел. Да и сам он по объективным причинам не сможет рассматривать большое количество жалоб. Исходя из этого положения, многие участники споров вообще не доводят дела до подачи жалобы в эту инстанцию. Фактически надзорная инстанция в гражданском процессе, сегодня представляет собою фикцию, существующую на бумаге, которую мало кто видел на практике.

В связи с этим, представляется целесообразным, объединить в единую (надзорную) коллегию все судебные коллегии Верховного Суда РФ (за исключением первой, апелляционной и кассационной коллегий), которые рассматривают гражданские дела. Соответственно, нужно будет внести соответствующие изменения и в структуру Верховного Суда РФ.

Надзорная коллегия могла бы рассматривать в порядке надзора все гражданские дела.

Последствия предлагаемого подхода.

Предлагаемый подход, на мой взгляд, имеет много достоинств по сравнению с имеющимся в настоящее время.

1. Он позволяет вывести гражданское судопроизводство за рамки субъекта РФ, в котором возникли соответствующие правоотношения. Замкнутость системы судов общей юрисдикции на границах одного субъекта, в настоящее время является предметом обстоятельной критики, как теоретиков, так и практикующих юристов. Многие указывают на нее как на главную причину обвинений в коррупции и недоверия к судам общей юрисдикции как со стороны профессионалов, так и со стороны обычных граждан.

Действительно, в настоящее время, гражданский процесс представляет собою фактически двух-инстанционную систему. Рассмотрение дела в подавляющем большинстве случаев заканчивается на апелляции, находящейся в том же субъекте, что и суд, принявший решение по первой инстанции. Зачастую, в апелляционной и даже кассационной инстанциях, заседают судьи, которые ранее работали вместе с судьей, рассмотревшим дело по первой инстанции.

Наличие тесных связей между судьями одного субъекта представляется очевидным. Сложившаяся ситуация даже породила профессиональную шутку: «Решение первой инстанции было оставлено в силе апелляционной инстанцией еще до его вынесения».

2. Выход судопроизводства за рамки одного субъекта, несомненно, будет способствовать формированию единообразной практики на территории соответствующих округов. Разноречия же между окружными судами, могут устраняться надзорной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ.

3. Он позволит существенно сократить аппарат судов субъектов РФ. Конечно, возрастет нагрузка на суды 2, 3 и 4 инстанций общей системы. Поэтому нужно будет доукомплектовать соответствующим образом их штат. Но разница между количеством сокращенных судей и доукомплектованных позволит сэкономить бюджетные расходы.

Аналогичное влияние, на мой взгляд, окажут и изменения, связанные с исключением второй кассации для арбитражных судов и установлением единого надзорного органа по гражданским делам в лице соответствующей коллегии Верховного Суда РФ.

Можно пойти дальше и снизить уровень расходов за счет исключения из специальной системы апелляционной коллегии Верховного Суда РФ. Действительно, можно предположить, что компетенция этого органа на практике коснется достаточно малого количества дел. Дела о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок вообще не предполагают острой необходимости в изучении вопросов фактического характера. Поэтому целесообразность функционирования апелляционной коллегии находится под большим вопросом.

Сокращения инстанций специальной системы можно добиться за счет установления, в законе правила о том, что все судебные акты Федеральных окружных судов и Верховного Суда РФ вступают в законную силу немедленно после их вынесения. В этом случае они могут быть обжалованы только в кассационную коллегию Верховного Суда РФ.

4. Объединение судов общей юрисдикции и арбитражных судов в одну систему (что предлагается мною сделать), позволит избежать практических разноречий в применении одинаковых законов. Если вспомним, то именно противоречия в практике параллельных судебных систем, позиционировались в качестве основной причины ликвидации Высшего Арбитражного Суда РФ.

В предлагаемом подходе, такие различия в толковании будут изначально исключены.

5. Сохранение первых инстанций в их современном виде, сохранит уровень доступности суда для обычных граждан на его сегодняшней отметке (пожалуй, единственное инстанционное достоинство современной системы судов общей юрисдикции – это приближенность их первых инстанций к потенциальным субъектам процесса). Более того, сохранение существующего положения будет играть положительную роль с точки зрения стабильности действующего законодательства.

6. Перевод полномочий по надзору из Президиума Верховного Суда РФ в надзорную коллегию, несомненно, ускорит работу этой инстанции и позволит ей рассматривать большее, по сравнению с сегодняшним, количество дел, что положительно скажется и на формировании единства судебной практики.

7. С точки зрения законодательной техники, гораздо проще закрепить единую судебную систему, чем предусмотреть сначала две параллельных системы, а потом устанавливать их общие и специфические институты. Иными словами, унификация судебной системы, приведение ее к единому стандарту, позволит сократить потенциальный объем будущего ГПК РФ, по сравнению с тем, если будет принята идея об одновременном функционировании двух судебных систем, каждая из которых будет иметь не совпадающие инстанции. Предлагаемая мною система будет гораздо проще для законодательного отображения, чем попытка «впихнуть» в один кодекс две самостоятельные системы.

8. Упрощение системы будет иметь большие плюсы и с точки зрения науки гражданского процесса. Несомненно, что процесс обучения будет гораздо проще построить при наличии единой судебной системы с совпадающими инстанциями, чем при закреплении двух самостоятельных систем с различными инстанциями.

[1] См.: Малюкина А.В. Концентрация процесса – основа своевременного и правильного рассмотрения гражданского дела. М., 2009. С. 37.

Еще по теме:

  • Уголовный кодекс р узбекистан Уголовный кодекс р узбекистан Уголовный кодекс Республики Узбекистан Утвержден Законом РУз от 22.09.1994 г. № 2012-XII Введен в действие с 01.04.1995 г. С изменениями в […]
  • Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих рб Закон "О пенсионном обеспечении военнослужащих. " Раздел VI. НАЗНАЧЕНИЕ И ВЫПЛАТА ПЕНСИЙ. (в ред. Закона Республики Беларусь от 08.01.2008 N 323-З)(см. текст в предыдущей редакции) Раздел […]
  • Как написать аналитическую справку для аттестации логопеда школы Аналитическая справка мониторинга о наличии стабильных результатов коррекции развития воспитанников Аналитическая справка мониторинга о наличии стабильных результатов коррекции развития […]
  • Семья глазами ребенка гхоментаускас краткое содержание Семья глазами ребёнка Оглавление ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ 1 ГЛАВА I РЕБЕНОК — ВОСПИТАТЕЛЬ СЕБЯ 3 ГЛАВА II ВИДИМ ЛИ МЫ ТО ЖЕ ТАК ЖЕ? 6 ГЛАВА III ПОЧЕМУ В СЕМЬЕ РАЗНЫЕ ДЕТИ? 11 ПЕРВЫЙ РЕБЕНОК […]
  • Заслуги юристов Заслуги юристов Награды, почетные звания и награды Государственные награды и отличия Орден «За заслуги» III степени (1997) Орден «За заслуги» II степени за самоотверженный труд, выдающиеся […]
  • Статья 32 мк Державна фіскальна служба України Глава 32. Митні формальності на залізничному транспорті (ст.218-220) 1. ЗМІНИ ТА ДОПОВНЕННЯ 2. Розділ I. Загальні положення (статті 1-35) 3. Розділ […]