Чем отличается административное взыскание от уголовного наказания

Оглавление:

Основы административного и уголовного права

Приветствуем Вас, дорогие читатели нашего блога!

В продолжении, рассмотрения основных отраслевых понятий права, сегодня мы поговорим об основах административного и уголовного права. Административное и уголовное право, это две публичные отрасли права, которые затрагивают интересы всего общества и каждого индивида в отдельности. В РФ на всей её территории действуют следующие нормативные правовые акты, которые регулируют данные отрасли, это Кодекс об административных правонарушениях РФ и Уголовный кодекс РФ.

Для того чтобы сформировать представление об каждой из отраслей необходимо представить перечень основных понятий. И так, Вам будет необходимо знать ниже перечисленные понятия и определения.

Уголовное право:

  • преступление;
  • классификация преступлений;
  • виды преступлений;
  • состав преступления;
  • рецидив;
  • уголовная ответственность;
  • уголовное наказание;
  • наказания по УК РФ.

Административное право:

— признаки административной отвественности;

— виды административной ответственности.

Следует отметить, что административное право, охватывает куда больше отношений, чем представляется в начале, как правило, многие ассоциируют его с правонарушениями в области дорожного движения, но это всего лишь малая часть того что регламентирует административное право. Оно затрагивает как экологические правоотношения, так и целый ряд отношений содержащихся в особенной части КоАП РФ.
Начнем с основного понятия административного права — административная ответственность.
!Административная ответственность — это вид юридической ответственности, наступающей за совершение административного проступка.!
Административная ответственность
характеризуется рядом признаков , таких как:

— основание возникновения — административное правонарушение;
— применение в отношение субъектом административных правонарушений взыскание менее суровых в отличие от уголовных наказаний;
— к административной ответственности привлекают органы, которые уполномочены законом;
— к ответственности привлекаются как индивидуальные субъекты так и юридические лица;
— особый порядок привлечения к ответственности, отличен простотой, оперативностью и экономичностью;
— урегулирована нормами административного права.
Для того чтобы субъект нёс ответственность, ему необходимо совершить административное правонарушение (проступок).
!Административное правонарушениепротивоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которым установлена административная ответственность.!

В последующем физ. или юр. лицо за своё действие (бездействие) понесет административное наказание.
!Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.!
Во всех случаях административное наказание назначается от имени РФ, и лицо, которое совершило проступок, должно нести те или иные лишения.
Существует несколько видов административного наказания :

  1. Предупреждение.
  2. Административный штраф.
  3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.
  4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
  5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.
  6. Административный арест.
  7. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
  8. Дисквалификация.

Говоря об уголовном праве, мы отклонимся от списка понятий представленного выше и начнем с уголовной ответственности.
!Уголовная ответственность — один из видов юридической ответственности, правовое последствие совершения преступления, заключается в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания.!
Уголовная ответственность, является самым тяжелым и сложным видом юридической ответственности. Уголовная ответственность наступает за преступление.
!Преступление — виновное общественно — опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.!

Особенная часть УК РФ, содержит классификацию преступлений , представим её в виде таблицы:


Каждое преступление обладает собственным составом преступления, в которое входят такие элементы как:
— объект (на что направленно);
— объективная сторона характеризуется: внешним проявлением преступления в реальной действительности, доступное для наблюдения и изучения (действие или бездействие);
— субъективная сторона: вина, мотив и цель;
— субъект (кто совершает).
Преступления бывают несколько видов:

За каждое преступление преступник несет уголовное наказание.

!Уголовное наказание — мера государственного принуждения, назначенная по приговору суда и предусмотренная УК РФ.!

Уголовный кодекс РФ предусматривает следующий перечень наказания:

а) штраф;
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
г) обязательные работы;
д) исправительные работы;
е) ограничение по военной службе;
ж) утратил силу.
з) ограничение свободы;
з.1) принудительные работы;
и) арест;
к) содержание в дисциплинарной воинской части;
л) лишение свободы на определенный срок;
м) пожизненное лишение свободы;
н) смертная казнь.

При повторном совершении преступления возникает рецидив преступления.
!Рецидив— совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.!
Рецидив преступлений влечет более строгое наказание.

Ознакомившись с основными понятиями данных отраслей, у Вас должно сформироваться представление о каждой, данный перечень понятий и определений является не полным, но для Вашего ознакомительного изучения удовлетворит все основные требования составителей заданий ЕГЭ. В конце, так же бы хотелось сказать, что данные отрасли права занимают центральное место, ведь от действия их норм зависит безопасность каждого человека в государстве.

Вопрос 27. Отличие административных взысканий от уголовных и дисциплинарных взысканий

Административное взыскание является реализацией административной ответственности. Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.

В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности. Посредством этого административное взыскание отличается по ряду признаков от дисциплинарного взыскания и уголовного наказания, что в целом сводится к следующему: административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права.

В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная – законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность – законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права.

Особенность административной ответственности заключается в том, что она может применяться только теми органами или должностными лицами, с которыми нарушитель не связан отношениями подчиненности по работе или службе (например, судьями, государственными инспекторами по охране труда, инспекторами государственной противопожарной службы, главными санитарными врачами и т.д.). Основанием для наложения взысканий являются протоколы об административных правонарушениях, которые составляются уполномоченными должностными лицами, указанными в законодательных актах.

К уголовной ответственности работник может быть привлечен только на основании вступившего в законную силу решения суда. К дисциплинарной ответственности может быть привлечен любой работник предприятия независимо от занимаемой должности, а меру ответственности работника наниматель определяет индивидуально.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Разница между уголовной и административной ответственностью

Противоправное поведение человека во все времена преследовалось по закону, но сегодня уровень развития права позволяет разграничивать ответственность по степени опасности. Уголовный и административный кодексы во многом описывают дублирующие друг друга составы наказуемых деяний, но в правоприменительной практике есть существенные отличия. Они в первую очередь касаются размера ответственности: нельзя судить человека за переход улицы в неположенном месте так же, как за изнасилование или подделку денежных средств. Разграничить отдельные составы порой бывает очень трудно даже специалисту.

Уголовная ответственность – это применение мер воздействия со стороны органов государственной власти за совершение деяния, предусмотренного уголовным кодексом Российской Федерации. Преступления делятся по тяжести (от не представляющих общественной опасности до особо тяжких), а также по иным основаниям (против жизни и здоровья, половой неприкосновенности, собственности и т.д.). При этом подвергнуть человека уголовному преследованию можно лишь в том случае, если состав деяния чётко прописан в кодексе и доказан в суде.

Административная ответственность – это государственно-властное воздействие на физических и юридических лиц за совершение правонарушения, предусмотренного кодексом об административных правонарушениях России. По своей форме такие деяния имеют незначительную опасность для общества. Административная ответственность выражается лишь в применении предупреждения, штрафа, ареста, исправительных работ, конфискации предмета, в особых случаях — выдворении за пределы РФ.

Вопрос о квалификации деяния – ключевой для органов правопорядка. Так, причинение телесных повреждений может повлечь и административную, и уголовную ответственность: в зависимости от тяжести наступивших последствий. То же самое касается кражи, умышленного уничтожения или повреждения имущества, а также других составов правонарушений. К уголовной ответственности можно привлечь только физическое лицо (дееспособный субъект старше 14 лет), а к административной – ещё и юридическое лицо.

Впрочем, между данными видами воздействия на субъекты правоотношений есть и целый ряд сходств. И административный, и уголовный процесс предполагают состязательность. Однако первый может проводиться широким перечнем государственных органов (от судов до налоговых инспекторов), второй – лишь судами. Решения первой инстанции можно обжаловать в надзорном и кассационном порядке, но сроки для осуществления данного права существенно разнятся.

Понятие и цели наказания. Отличие уголовного наказания от административного или дисциплинарного взысканий.

Статья 39. Понятие и цели наказания

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении уголовного правонарушения, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых уголовных правонарушений как осужденным, так и другими лицами. Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Отличие уголовного наказания от административного или дисциплинарного взысканий.

Они различаются по характеру правонарушений, за которые наступает та или иная ответственность, по субъектам, имеющим право налагать взыскания, по кругу лиц, которые могут быть привлечены к ответственности, а также по видам применяемых к ним мер взыскания.

В отличие от дисциплинарной ответственности, которая наступает за нарушение трудовой дисциплины (дисциплинарный проступок) , административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, т. е. противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РК установлена административная ответственность. Например, за нарушение правил противопожарной безопасности, правил дорожного движения, правил регистрации по месту проживания и др.

Дисциплинарные взыскания налагаются только тем работодателем, с которым работник состоит в трудовых правоотношениях. Административные же взыскания вправе применять специально уполномоченные органы или лица, с которыми правонарушитель не связан трудовыми отношениями (например, государственные инспекции труда, органы милиции и др.) .
Дисциплинарная и административная ответственности различаются и по видам применяемых взысканий.
Виды административных взысканий предусмотрены КоАП и не могут применяться за совершение дисциплинарного проступка (например, предупреждение, штраф, дисквалификация и др.) . В то же время за совершение административного проступка нельзя применять взыскания, установленные ТК за совершение дисциплинарного проступка. При этом не имеет значения, где совершен административный проступок: на территории организации, с которой работник состоит в трудовых правоотношениях, или в другом месте.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Административные нарушения

Система административного права Украины. Виды административных нарушений, ответственности. Административный процесс.

Кредит на карту

Кредит наличными

Страховку

Кредитную карту

Кредит под 0%

Краткое содержание и ссылки по теме

Prostopravo.com.ua рассказывает про систему административного права Украины, ответственность за совершение административного правонарушения и виды административных взысканий.

Система административного права Украины: предмет, субъекты

Административное право регулирует отношения, связанные с государственным управлением.

Административное право состоит из двух частей:

  • Общая часть включает нормы, имеющие общий характер и характерные для всей системы государственного управления, для всех его отраслей и сфер. То есть нормы, которые закрепляют: основные принципы осуществления государственного управления; административно-правовой статус субъектов административного права; формы и методы осуществления управленческой деятельности; ответственность за совершение административных правонарушений; порядок административно-процессуальной деятельности; порядок обеспечения законности в государственном управлении.
  • Особенная часть конкретизирует нормы Общей части, исходя из специфических условий их применения, например, в пределах определенной области государственного управления.

Субъекты административного права — это физические и юридические лица, наделенные определенным объемом прав и обязанностей в сфере административно-правового регулирования управленческих отношений, а также реализующие функции исполнительной власти.

К субъектам административного права относятся:

граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы;

— органы исполнительной власти;

— органы местного самоуправления.

Административное правонарушение: состав, виды, примеры, признаки

Административное правонарушение (проступок) — противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаками административного правонарушения, являются: общественная вредность, противоправность, виновность и административная наказуемость.

В Кодексе Украины об административных правонарушениях административные проступки сгруппированы в разделы в зависимости от сферы, в которой они совершаются, или вида отношений, на которые они посягают:

  • административные правонарушения в области охраны труда и здоровья населения;
  • административные правонарушения, посягающие на собственность;
  • административные правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры;
  • административные правонарушения в промышленности, строительстве и в сфере использования топливно-энергетических ресурсов;
  • административные правонарушения в сельском хозяйстве;
  • нарушение ветеринарно-санитарных правил;
  • административные правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи;
  • административные правонарушения в области жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства;
  • административные правонарушения в области торговли, общественного питания, сферы услуг, в области финансов и предпринимательской деятельности;
  • административные правонарушения в области стандартизации, качества продукции, метрологии и сертификации;
  • административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
  • административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления.

Административные правонарушения устанавливаются не только КУоАП. Так, например, Таможенным кодексом предусмотрена ответственность за отдельные виды административных правонарушений, не включенные в КУоАП — за нарушение таможенных правил и процедур.

Административная ответственность

Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, которая наступает за административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Украины об административных правонарушениях и другими нормативными актами.

Важно помнить, что основанием административной ответственности являются не только проступки, предусмотренные нормами административного права, но и нарушения, предусмотренные нормами других отраслей права (например, жилищного, трудового, земельного и др.)

К нарушителям применяются административные взыскания (предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация, лишение специального права, общественные работы, исправительные работы, административный арест). Исключение предусмотрено ст. 21 КоАП, согласно которой орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя может освободить его от административной ответственности, передав материалы на рассмотрение общественности для принятия мер общественного воздействия.

Субъектами административной ответственности могут быть физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

Вместе с тем, есть все основания говорить об административной ответственности юридических лиц, как о самостоятельном виде административной ответственности. В случае совершения правонарушения юридическим лицом возможно три вида правовых последствий: привлечение к ответственности только должностного лица, как за нарушение таможенных правил; привлечение к ответственности одновременно и юридического, и должностного лица, как в случае совершения нарушения в сфере ограничения монополизма; привлечение к ответственности только юридического лица, как в случае нарушения правил градостроительства.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания (ст.24 КУОАП):

2-1) штрафные баллы;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация: предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

5-1) общественные работы;

6) исправительные работы;

6-1) общественно полезные работы;

7) административный арест;

8) арест с содержанием на гауптвахте.

Законами Украины могут быть установлены и другие, кроме указанных в настоящей статье, виды административных взысканий. Законами Украины может быть предусмотрено административное выдворение за пределы Украины иностранцев и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок.

Административная ответственность наступает с достижением 16-летнего возраста (ст. 12 КоАП). Совершение административного проступка несовершеннолетним является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

За совершение административных проступков в возрасте от 16 до 18 лет к несовершеннолетним могут быть применены следующие меры воздействия:

а) обязательство публично или в иной форме попросить прощения у потерпевшего;

в) выговор или строгий выговор;

г) передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющим, либо под надзор педагогическому или трудовому коллективу с согласия коллектива, а также отдельным гражданам по их просьбе (ст. 24 и КоАП).

Возмездное изъятие, конфискация предметов и лишение права управления транспортными средствами могут применяться как основные, так и как дополнительные административные взыскания; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — только как дополнительное; другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

Административные взыскания делятся на основные и дополнительные. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться как основные, так и дополнительные административные взыскания, другие административные взыскания, могут применяться только как основные.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законом случаях предупреждение фиксируется иным установленным способом.

Штраф представляет собой денежное взыскание, налагаемое на граждан и должностных лиц за административные правонарушения в случаях и размере, установленных законом. Именно штраф является самым распространенным видом наказания за административный проступок.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии по решению суда и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства по решению суда. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в частной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законами Украины.

Конфискация огнестрельного оружия, других орудий охоты и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права. Лишение права охоты применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение этого права не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение права управления транспортными средствами применяется сроком до трех лет за грубое или повторное нарушение порядка пользования этим правом или на срок до десяти лет за систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции, а также в случае невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение требований установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, уклонение от осмотра на наличие алкогольного, наркотического или другого опьянения или относительно пребывания под воздействием лекарственных препаратов, которые снижают их внимание и скорость реакции.

Общественные работы заключаются в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяют органы местного самоуправления. Общественные работы назначаются судом на срок от двадцати до шестидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Общественные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет.

Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до двадцати процентов его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются судом.

Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается также только судом. Этот вид взыскания не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.

Порядок наложения административного взыскания

Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных настоящим Кодексом и другими законами Украины. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административное правонарушение относятся:

  • чистосердечное раскаяние виновного;
  • предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
  • совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Орган или должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства, не указанные в законе.

В свою очередь, обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
  • вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
  • совершение правонарушения группой лиц;
  • совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Вместе с тем, орган или должностное лицо, который накладывает административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение отдельно. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из числа совершенных. К основному взысканию в этом случае может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через два месяца со дня его обнаружения, за исключением случаев, когда дела об административных правонарушениях в подведомственны суду. В таком случае, взыскание может быть наложено не позднее чем через три месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через три месяца со дня его обнаружения.

Юридическая онлайн-консультация по Skype

Административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения может быть наложено в течение трех месяцев со дня обнаружения, но не позднее одного года со дня его совершения. Административное взыскание за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 164 — 14 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение законодательства о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства), может быть наложено в течение трех месяцев со дня обнаружения, но не позднее двух лет со дня его совершения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или закрытия уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее чем через месяц со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его закрытии.

Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Привлечение виновного к административной ответственности и наложение на него административного взыскания, не освобождает его от обязанности возместить ущерб, если таковой был причинен его проступком. Административная комиссия, исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, если его сумма не превышает двух необлагаемых минимумов доходов граждан, а суд — независимо от размера ущерба.

Если ущерб причинен несовершеннолетним, достигшим шестнадцати лет и имеющим самостоятельный заработок, а сумма ущерба не превышает одного необлагаемого минимума доходов граждан, судья имеет право возложить на несовершеннолетнего возмещение причиненного ущерба или обязать своим трудом устранить его.

В остальных случаях вопрос о возмещении имущественного вреда, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.

Административный процесс

Понятие «административный процесс» можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле административный процесс — это установленный законом порядок рассмотрения и решения индивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления, судами (общей юрисдикции или специально созданными) или специально уполномоченными на то органами (должностными лицами). В узком понимании административный процесс рассматривается как производство по делам об административных правонарушениях и применение к правонарушителям административных взысканий.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются:

1) административными комиссиями при исполнительных комитетах сельских, поселковых, городских советов;

2) исполнительными комитетами (а в населенных пунктах, где не создано исполнительных комитетов, — исполнительными органами, исполняющими их полномочия) сельских, поселковых, городских советов и их должностными лицами

4) районными, районными в городе, городскими или районными судами (судьями), а в случаях, предусмотренных КУоАП,- местными административными и хозяйственными судами, апелляционными судами, Верховным Судом;

5) органами Национальной полиции, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то Кодексом об административных правонарушениях.

Чем отличается административное взыскание от уголовного наказания

  • ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ. ОТЛИЧИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ ОТ ДРУГИХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
  • ВОПРОС 2. СИСТЕМА И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ.
  • ВОПРОС 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ШТРАФ, ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ КАК ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ.

ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ. ОТЛИЧИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ ОТ ДРУГИХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Административное взыскание – одна из разновидностей административно-принудительных мер, обладающая всеми признаками, характерными для данного вида государственного принуждения.

Для понимания правовой природы административных взысканий недостаточно их общности с другими мерами административного принуждения, необходимо еще выяснить черты, присущие административному взысканию, его назначение и место в системе принудительных мер.

Административные взыскания по своим целям, основаниям, порядку применения, а также характеру правоограничений существенно отличаются от других мер административного принуждения.

В контексте административно-принудительных мер административное взыскание – исключительный вид административного принуждения, характеризующийся высокой степенью карательного воздействия на правонарушителя. Из всех видов административного принуждения именно оно обладает способностью самым непосредственным и существенно негативным образом задевать правовой статус субъекта общественных отношений.

Административное взыскание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения.

Содержание административного взыскания состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому оно применяется.

Административное взыскание – это кара, наказание лица, совершившего административное правонарушение. Кара может иметь различный характер и степень, по которым отличаются виды административных взысканий.

Например, административный арест влечет краткосрочное лишение свободы, штраф и конфискация связаны с материальными последствиями.

Государственно-принудительный характер этих мер выражается в том, что посредством административных взысканий государство заставляет нарушителя претерпеть определенные ограничения его личных или имущественных прав независимо от того, желает он этого или нет.

В применении данных санкций реализуются властные полномочия компетентных государственных органов.

Административное взыскание – единственная мера административного принуждения, которая является по своему содержанию карательной санкцией. Именно своей карательной сущностью оно отличается от других мер административного принуждения.

В административно-правовой литературе понятие административного взыскания используется в различных значениях:

как один из видов санкций-наказаний (Шергин А.П.);

мера ответственности за административное правонарушение (Тихомиров Ю.А.);

мера административной ответственности (Крамник А.Н.);

санкция за совершение административных проступков (Дмитриев Ю.А,);

реакция государства на противоправное, порицаемое деяние, негативно влияющее на общественные отношенияь (Бахрах Д.Н.).

Каждое из указанных значений, раскрывая особую грань, особое свойство такого разностороннего явления, как административное взыскание, высвечивает его разные оттенки и имеет право на существование, теоретически может быть отражено в понятии административного взыскания или даже принято за основу при его определении.

Формально понятие административного взыскания определено в ч. 1 ст. 6.1 КоАП: административное взыскание является мерой административной ответственности.

Признаки административного взыскания можно вывести не только из ч. 1 ст. 6.1 КоАП, но и из других его статей, имеющих существенное значение для определения понятия административного взыскания.

Решающее воздействие на дефиницию административного взыскания оказывает ряд законоположений общерегулятивного (принципиального) значения. К таким, в частности, можно отнести положения гл. 1 и 2 КоАП, определяющих задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, общее содержание и характер административно-карательной политики Республики Беларусь.

За основу характеристики административного наказания берется также и учет его места в системе административно-принудительных мер как отраслевой совокупности средств государственного принуждения.

На основе анализа законодательства и теоретических научных подходов можно выделить признаки административного взыскания:

1. Административное взыскание является мерой ответственности, установленной государством в предусмотренном законом порядке и введенной в действие в соответствии с действующим законодательством.

Придавая вопросу установления административных взысканий уровень законодательной регламентации, законодатель преследовал цель исключить имевшие место в прошлом случаи установления административных взысканий «оперативными» актами, т. е. нормативными правовыми актами подзаконного характера.

2. Любое административное взыскание только в том случае будет мерой ответственности, если оно введено законом в целостную систему административных взысканий и указано в Особенной части КоАП.

3. Связь административного взыскания с административным правонарушением: оно не применяется в отрыве от него и без него не существует. Основанием применения административных взысканий является только совершение административного правонарушения.

4. Административное взыскание может быть применено только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения. Карательная санкция обращена только к волевой, сознательной деятельности людей, поэтому основанием для ее применения может служить не любое, а лишь виновное несоблюдение нормы – правонарушение.

5. Административное взыскание по своему содержанию носит карательный характер, т. е. является санкцией, содержащей обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага. Пределы подобных ограничений, разумеется, должны быть разумными, обоснованными и находиться в рамках правовой нормы, предусмотренной законом. Административное взыскание всегда носит личный характер и не должно затрагивать интересы третьих лиц.

6. Налагается широким кругом государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. При этом административные взыскания применяются как в единоличном, так и в коллегиальном порядке.

7. Его применение создает для нарушителя состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение одного года с момента окончания исполнения постановления о назначении административного взыскания не совершило нового правонарушения.

Таким образом, административное взыскание, назначенное физическому лицу за административное правонарушение, должно быть необходимым и достаточным для его воспитания, не иметь своей целью унижение человеческого достоинства или причинение физических страданий, а юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю – причинение вреда их деловой репутации (ч. 8 и 9 ст. 4.2 КоАП).

На основании изложенного можно дать следующее определение административного взыскания: административное взыскание – это установленная государством мера ответственности за совершенное административное правонарушение, применяемая только к лицу, признанному виновным в совершении такого правонарушения, и заключающаяся в лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя.

С сущностью и понятием административного взыскания связаны цели его применения.

В качестве целей юридической ответственности в теории права рассматривают воспитание людей в духе строгого соблюдения законов, а также общее и специальное предупреждение правонарушений.

Их выполнение присуще как уголовному наказанию, так и другим правовым санкциям. В связи с этим представляется правомерным отнесение воспитания людей и предупреждения правонарушений к целям административных взысканий.

Это вытекает из содержания ч. 2 ст. 6.1 КоАП: административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.

Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством.

Основным средством достижения частного предупреждения является воспитание нарушителя, которое выступает не только как цель карательных санкций, но и одновременно как средство достижения другой цели – превентивной.

О своевременном наказании лиц, виновных в совершении административных проступков, необходимо информировать население, чтобы разрушить всеобщее убеждение в ненаказуемости виновных.

Факт применения административного взыскания убеждает граждан в том, что наступление наказания за правонарушение неотвратимо. Публичная огласка таких фактов обеспечивается разнообразными методами (проведение разбирательства дела об административном проступке в коллективе, где работает нарушитель; сообщение в многотиражной газете и т. п.).

Общепревентивная цель административных взысканий обеспечивается их исполнением.

Для уяснения сущности административного взыскания необходимо рассмотреть соотношение данного средства правоохраны с иными карательными санкциями и мерами общественного воздействия, применяемыми к правонарушителям.

К карательным санкциям помимо административного взыскания относятся уголовное наказание, дисциплинарное взыскание и некоторые виды гражданско-правовых санкций.

Наиболее близки по своей правовой природе административное взыскание и уголовное наказание.

У данных карательных санкций много общего:

1. Они являются мерами государственного принуждения в отношении виновных в совершении правонарушений.

2. Как уголовное наказание, так и административное взыскание применяются к нарушителям, которые не находятся в служебном подчинении у органов, налагающих указанные санкции, в отличие от дисциплинарного наказания.

3. Общая целенаправленность.

4. Общность административного взыскания и уголовного наказания проявляется в использовании внешне сходных видов отдельных санкций — штраф, исправительные работы, конфискация. Однако эти санкции существенно различаются, поскольку являются правовыми последствиями качественно отличных друг от друга правонарушений.

Отличия административного взыскания и уголовного наказания:

1. Уголовно-правовая санкция – средство охраны общественных отношений от преступных посягательств. Основанием ее применения служит совершение деяния, представляющего наибольшую общественную опасность. Административное же взыскание применяется к лицу, виновному в совершении административного проступка, т. е. правонарушения, обладающего значительно меньшей степенью общественной опасности.

2. Различная степень общественной опасности деяний, являющихся основанием для уголовного наказания и административного взыскания, обусловливает и принципиально различный характер санкций за совершение того или иного правонарушения: если правонарушение более опасное, оно должно влечь более тяжкое наказание для лица, его совершившего.

Кара в уголовном наказании не тождественна каре в административном взыскании. Первую отличает большая репрессивность, что находит свое отражение в установлении за совершение преступлений целого ряда суровых мер наказания, каких не знает никакая другая отрасль права, – смертная казнь, лишение свободы. Различен объем кары и в так называемых сходных видах уголовно-правовых санкций и административных взысканий.

Внешне тождественные виды этих санкций отличаются друг от друга по размеру и сроку лишений и ограничений, применяемых к правонарушителю.

3. Уголовное наказание применяется только судом. Административные взыскания налагаются как судом, так и многочисленными органами государственного управления и их должностными лицами.

4. Деятельность этих субъектов по применению административных взысканий является значительно более простым видом юрисдикционной деятельности и более скорым по сравнению с установленным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь порядком уголовного процесса.

5. Специфическим признаком уголовного наказания служит более резкая степень осуждения преступления как деяния, представляющего большую общественную опасность в сравнении с другими правонарушениями. Эта степень осуждения создает состояние судимости, что отличает уголовно-правовую ответственность от иных видов юридической ответственности. Наложение административного взыскания не влечет для правонарушителя судимости и последствий, связанных с ней.

Применение административных взысканий влечет как неправовые, так и правовые последствия, которые наступают при совершении нового правонарушения и могут быть трех видов:

1) совершение административного проступка лицом, ранее подвергнутым административному взысканию, является отягчающим ответственность правонарушителя обстоятельством, которое должно быть учтено при определении размера и срока взыскания в пределах санкции нарушенной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 7.3 КоАП);

2) факт наложения взыскания может быть квалифицирующим обстоятельством при привлечении к административной ответственности. Так, в соответствии со ст. 17.6 заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой медицинской помощью, подразделениями по чрезвычайным ситуациям или другими специализированными службами, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 15 базовых величин. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет ответственность в размере от 20 до 50 базовых величин;

3) совершение некоторых правонарушений лицом, подвергнутым административному взысканию за аналогичное нарушение, является основанием для применения к нему уголовного наказания (уголовная ответственность за преступления с административной преюдицией).

К карательным санкциям относятся также дисциплинарные взыскания. Они как одно из правовых средств борьбы с общественно опасными деяниями направлены на охрану и укрепление правил, регулирующих объединенную деятельность граждан, участвующих в каком-либо целеустремленном процессе, требующем четкой организации, подчинения воли всех участников этого процесса единому, централизованному руководству (трудовой процесс, учебный процесс, служба в вооруженных силах и т. д.).

Дисциплинарные взыскания направлены в основном против нарушений трудовой и служебной дисциплины.

Однако круг отношений, защищаемых посредством дисциплинарных взысканий, значительно шире. Так, для некоторых категорий государственных служащих установлена дисциплинарная ответственность за нарушение общеобязательных правил поведения: за нарушение общественного порядка подвергаются дисциплинарному воздействию военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава ОВД, Комитета государственной безопасности и др.

Дисциплинарная ответственность некоторых должностных лиц может наступать за действия, не совместимые с их служебным положением. Такова ответственность прокуроров и судей за действия, дискредитирующие авторитет соответствующих органов.

Таким образом, дисциплинарные взыскания могут применяться не только за нарушения трудовой дисциплины.

Совершение одних и тех же проступков в зависимости от их характера и правового положения нарушителя может служить основанием для применения либо дисциплинарной санкции, либо административного взыскания.

Дисциплинарная ответственность является сложным правовым институтом, охватывающим нормы как административного, так и трудового права.

Отличительной чертой ее выступает служебно-подчиненное положение нарушителя по отношению к лицу, налагающему взыскание, в то время как административные взыскания являются выражением общегосударственной санкции за неправомерное деяние.

Административные взыскания в отличие от дисциплинарных налагаются, как уже отмечалось, компетентным органом или должностным лицом на правонарушителя, не находящегося в их служебном подчинении.

В отличие от соответствующих административных взысканий названные гражданско-правовые санкции применяются к субъектам гражданско-правового отношения (ими могут быть физические и юридические лица) за неисполнение договора либо иных гражданско-правовых обязанностей; по своему содержанию являются имущественными санкциями; их размер зависит от стоимости неисполненного обязательства либо степени нарушения иных правомочий потерпевшего; применение этих санкций не освобождает виновного от реального исполнения нарушенного обязательства; применяются судом.

Вывод по вопросу:

Таким образом, административное взыскание является мерой административной ответственности установленной государством за совершенное административное правонарушение, применяемой только к лицу, признанному виновным в совершении такого правонарушения, и заключающейся в лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя. Административные взыскания отличаются от мер уголовной ответственности, дисциплинарных взысканий и гражданско-правовых санкций по основаниям их применения, видам по объему правоограничений, порядку наложения и правовым последствиям.

Еще по теме:

  • Дмитрий евгеньевич адвокат АДВОКАТ Терехов Дмитрий Евгеньевич Иностранные языки: Английский (Великобритания) - English (UK) Адвокат участвует в делах по назначению. Специализация: Семейное право Защита прав […]
  • Судебный приказ мировой суд образец Судебный приказ мировой суд образец Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры […]
  • Исковое заявление на алименты на содержание родителя Исковое заявление на алименты на содержание родителя Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве […]
  • Исковое заявление о расторжении договора купли продажи в части Исковое заявление о расторжении договора купли продажи в части Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве […]
  • Развод если ребенок инвалид детства Юридическая онлайн консультация Главная Семейное и наследственное право Алименты на ребенка-инвалида в Украине Алименты на ребенка-инвалида в Украине Все знают, что […]
  • Гк рф к 4 части от 2008 Гк рф к 4 части от 2008 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское […]