5 система источники финансового права

Система и источники финансового права

Система финансового права — это объективно обусловленное систе­мой общественных финансовых отношений внутреннее строение финан­сового права, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрас­ли, институты. Наиболее крупные подразделения отечественного фи­нансового права — это Общая и Особенная части.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые за­крепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему го­сударственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в этой области, основные черты фи­нансово-правового положения других органов, с которыми они вступа­ют во взаимоотношения, общие положения организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово­правовые нормы.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области бюджетной системы, внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов, финансов государственных и муниципальных предприятий, государственных и муниципальных доходов и расходов, государствен­ного и муниципального кредита, организации имущественного и лич­ного страхования, банковского кредитования, денежного обращения и расчетов, валютного регулирования.

Являясь комплексной отраслью, финансовое право включает в себя такие подотрасли, как бюджетное, налоговое, банковское, валютное, страховое право и др.

Нормы финансового права содержатся в большом количестве раз­нообразных источников.

Главный источник финансового права — это Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, в которых закрепляются осно­вы правовой организации финансовой деятельности государства (или субъектов РФ) в целом и по отдельным звеньям финансовой системы.

Какого-либо единого источника по этой отрасли права (например, кодекса) на сегодняшний день нет. Существуют кодифицированные источники лишь по налоговому и бюджетному праву: Налоговый ко­декс РФ (НК РФ) — часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 30 марта 2012 г.), часть вторая от 5 августа 2000 г. (ред. от 3 мая 2012 г.); Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 3 декабря 2011 г.).

Большую группу источников финансового права составляют под­законные акты (приказы, инструкции и другие акты) финансово­кредитных органов — Министерства финансов РФ, ЦБ РФ, Федераль­ной налоговой службы РФ, Министерства экономического развития РФ и др. Некоторые нормативные акты издаются этими органами совмест­но с другими ведомствами — Федеральной службой государственной статистики, Федеральной таможенной службой РФ и др. — в зависи­мости от содержания регулируемых отношений.

Принятые законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюд­жетном процессе, о налогах, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах наряду с федеральным законодатель­ством формируют трехуровневый состав источников финансового права.

§ 4. Источники финансового права

Как источник финансового права нормативный правовой акт (федеральный закон, указ Президента РФ, постановление Правительства РФ и т.д.) содержит нормы финансового права, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Таким образом, нормативный правовой акт — это тот «резервуар», из которого люди (органы публичной власти, должностные лица, граждане) черпают сведения о правовых нормах. Бегло охарактеризуем нормативные правовые акты, выступающие в качестве источников финансового права.

Конституция РФ — базовый нормативный акт, являющийся ис-точником всех отраслей права, в том числе финансового. В Конституции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово- правовую направленность. К сфере налогообложения относится правовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 Конституции РФ содержит правовые нормы, устанавливающие денежную систему Российской Федерации, регламентирующие денежную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.

К источникам финансового права этого класса относятся конституции и уставы субъектов Федерации. В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности субъектов Российской Федерации, право иметь собственные бюджеты и внебюджетные фонды и т.д. Так, гл. 13 «Финансы» Устава Свердловской области содержит правовые нормы, устанавливающие налоговую и бюджетную системы области, регламентирующие разработку и утверждение областного бюджета, определяющие денежно-кредитную политику области1.

Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют наиболее важное практическое значение в системе источников финансового права. При этом финансовые законы можно условно разделить на бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые и т.д. Например, для бюджетного права основным источником является БК РФ — закон федерального уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство, основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником является НК РФ, устанавливающий налоговую систему страны, определяющий налоговые правонарушения и ответственность за них.

Источником финансового права являются законы субъектов РФ, содержащие финансово-правовые нормы, — законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о порядке предоставления налоговых льгот и т.д.

Указы Президента РФ. Среди нормативных актов как источников финансового права выделяются указы Президента РФ. В качестве примера можно назвать следующие указы: от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»1, от 26 мая 1998 г.

Следует отметить, что указы Президента РФ в системе подзаконных актов, являющихся источниками финансового права, имеют приоритетное значение и по юридической силе приближаются к федеральным законам. Ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не вправе отменять и изменять указы Президента РФ.

Постановления Правительства РФ — это наиболее распро-страненные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкрети-зируются финансовые законы. Так, нормы Федерального закона «О лотереях» конкретизированы постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. № 338 «О мерах по реализации Федерального закона „О лотереях»»3. Типичной формой нормативных актов Правительства РФ, являющихся источниками финансового права, являются правила.

Правила — это нормативный правовой акт, регулирующий обще-ственные отношения в какой-либо одной области финансовой дея-тельности государства.

Таким актом являются, к примеру, Правила предоставления бюджетных ссуд для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт, утв. постановлением Правительства РФ от 15 мая 1999 г. № 538.

Ведомственные нормативные акты. Ведомственные нормативные акты как источники финансового права регулируют в основном фи-нансовую деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, комитетов и т.д.). Наиболее типичным ведомственным нормативным актом, выступающим в качестве источника финансового

права, является инструкция, утверждаемая приказом данного ведомства.

Главное место среди них занимают инструкции Минфина России, а также ЦБ РФ. В качестве примера можно назвать приказ Минфина России от 7 февраля 2003 г. № 15н «Об организации работы Министерства финансов Российской Федерации» по реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации. Специфика инструкции как источника финансового права состоит в том, что она имеет целью разъяснение деталей, подробностей исполнения закона или иного акта государства.

Нормативный финансовый договор. Наряду с нормативными правовыми актами (законами и подзаконными актами) источниками финансового права могут быть договоры. Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов Российской Федерации о финансовой помощи при ситуациях чрезвы-чайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслужи-вании исполнения местного бюджета, причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения местному органу само-управления.

В качестве источника финансового права могут выступать международные договоры Российской Федерации с другими странами, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

4. Источники финансового права

Источники финансового права – это нормативно-правовые акты, в которых содержаться правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.

Нормативно-правовые акты в зависимости от юр. силы можно разделить на следующие группы:

1) Конституция РФ от 12.12.1993 (особенно статьи 71, 75). Документ, имеющий высшую юридическую силу, содержащий в себе разные норм права. Имеет прямое действие. Номы Конституции регулируют общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, конкретизированные и детализированные в ФЗ, нормы которых определяют финансовые положения. Нормы Конституции разграничивают предмет ведения РФ и ее субъектов в области финансов, это отражено в Бюджетном кодексе, в частности, в нормах, регулирующих доходы и расходы бюджетов субъектов РФ, межбюджетные отношения, в нормах Налогового кодекса РФ при установлении и введении различных видов налогов и сборов.

2) Федеральные законы – нормы, принимаемые Парламентом (Федеральным Собранием):

Конституционные ФЗ – законы, необходимость принятия которых предусматривает Конституция (о Президенте, о Правительстве);

Кодифицированные законы (в виде кодексов) – Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный, Административный, Административно-процессуальный Кодексы РФ и др.

Специальные законодательные акты – регулируют ту или сферу деятельности (О ЦБ РФ, Об аудиторской деятельности, О банках и банковской деятельности, О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ, Об эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг, О Счетной палате РФ, О валютном регулировании и валютном контроле, О бухучете и др.)

3) Подзаконные и нормативные акты – указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты Министерств других центральных органов (ЦБ РФ, ВЦИК, Генеральная Прокуратура, Счетная палата), приказы, постановления, инструкции иных органов центральной исполнительной власти.

Кроме этого, в структуру источников финансового права входят также нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, а также общепризнанные принципы и нормы международных оговоров, ратифицированные РФ (часть 4, статья 15 Конституции РФ). Например, «Договор об избежании двойного налогообложения», «Женевская вексельная конвенция» и др.

5. Понятие финансовой системы

Финансовая система в экономическом аспекте – это внутреннее строение финансов, совокупность входящих с них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждый из которых представляет собой специфическую группу финансовых отношений.

На современном этапе в состав финансовой системы РФ входят:

бюджетная система РФ, включающая государственные бюджеты (федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты муниципальных образований (статья 10 БК РФ);

внебюджетные целевые государственные и муниципальные местные фонды (ПФ РФ, ФФСС, ФФОМС и территориальные фонды ОМС);

финансы предприятий, организаций, учреждений;

кредит (государственный, муниципальный, банковский, бюджетный – с недавнего времени).

Все эти звенья финансовой системы существуют, соответственно, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, а также местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но, в силу своих особенностей, по-разному влияют на социально-экономические процессы. Функционирование финансовой системы обеспечивается движением наличных денежных знаков, но в большей степени – денежными безналичными платежами и расчетами.

Система и источники финансового права.

Тема 2. Предметная система и источники финансового права.

Тема 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения.

1. Понятие, предмет и метод финансового права.

2. Система и источники финансового права.

3. Разграничение финансового права с другими отраслями права.

4. Понятие и виды финансово-правовых норм.

5. Понятие, виды и структура финансовых отношений.

1. Понятие, предмет и метод финансового права.

Финансовое право– это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере финансовой деятельности государства.

Предмет финансового права– это экономические отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства.

Особенности финансовых отношений:

· возникают и развиваются в области финансовой деятельности государства;

· направлены на планомерное образование необходимых государству фондов денежных средств;

· одним из участников финансовых отношений всегда является государство в лице финансовых органов, наделенных властными полномочиями по отношению к другим участникам – организациям и физическим лицам.

Под методом правового регулированияпонимается совокупность присущих для финансового права приемов, способов воздействия на общественные отношения. В интересах образования необходимых денежных средств применяются такие способы их мобилизации, как:

— установление обязательных платежей и налогов;

— внесение обязательных страховых взносов в бюджет государственного социального страхования;

— эмиссия денежных средств;

— взимание госпошлин и сборов и др.

В процессе распределения и использования денежных средств применяются:

— выплаты страхового возмещения и др.

Для финансового права характерен метод государственно-властных предписаний, который заключается в том, что государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность государства, принимают решения, обязательные для другой стороны финансового правоотношения, и не дают возможности выбора лицам и организациям иного поведения, чем предписанного нормой права.

Система и источники финансового права.

Система финансового права– это его определенная внутренняя структура, которая складывается как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений в финансовой сфере. Финансовое право состоит из следующих частей:

1) общей (относятся нормы, регулирующие основные принципы, задачи, методы и формы осуществления финансовой деятельности государства; систему государственных органов, осуществляющих такую деятельность, их полномочия; организацию, виды, формы и методы финансового контроля);

2) особенной (относятся нормы, регулирующие отдельные финансовые отношения: бюджетное право; налоговое право; банковское право; правовое регулирование внебюджетных фондов, финансов предприятий, государственного кредита, банковского кредита, денежного обращения и расчетов, валютного регулирования и валютных отношений).

Источник финансового права– нормативный правовой акт – акт компетентного государственного органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы финансового права. К ним относятся:

1. Конституция Республики Беларусь;

2. программный закон (принимается в установленном Конституцией порядке и по определенным ее вопросам);

3. кодекс (Налоговый кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, Бюджетный кодекс Республики Беларусь и др.);

4. законы (Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле», Закон Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля» и др.);

5. декреты и указы Президента Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь «О страховой деятельности» и др.);

6. постановления Совета Министров Республики Беларусь (Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о Министерстве по налогом и сборам Республики Беларусь» и др.);

7. акты Конституционного Суда, Верховного Суда, Экономического Суда;

8. постановления Национального банка Республики Беларусь и др.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Системы финансового права России и его источники

Главная > Реферат >Финансы

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ИСТОЧНИКИ

Понятие финансового права………………………………………стр.6

Предмет и метод финансового права……………………………..стр.9

Источники финансового права…………………………………..стр.11

ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ……………………………….стр.18

2.1 Государственный бюджет………………………………………..стр.20

2.2 Внебюджетные фонды……………………………………………стр.27

2.3 Государственный кредит…………………………………………стр.28

2.4 Фонд страхования………………………………………………. стр.30

2.6 Финансы организаций…………………………………………. стр.34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………. стр.38

ПРИЛОЖЕНИЕ «ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ» ………. стр.40

Актуальность. Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего определения — финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

1) недостаточные темпы развития экономики;

2) диспропорции развития экономической системы;

3) отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

4) излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

5) низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Известно определение: «финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий».

История страны складывается из развития ее культуры и науки, производства и торговли, общественных и государственных институтов. В системе последних важное место всегда занимала финансовая и кредитная система. Только объективно оценив все, что сделано многими поколениями финансистов, можно успешно строить финансовую систему современной России.

Финансы государства отражают в абстрактной форме все процессы, происходящие в государстве не только в области экономики и социальной сфере, но и, что не менее важно, в области политики, этики, демографии, экологии и т. д. Любое мероприятие в государстве невозможно провести без перераспределения финансовых ресурсов, т. е. без финансовой деятельности государства, которая осуществляется в правовой форме.

Для того, чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, финансовое право должно иметь внешнее выражение, которое одни ученые называют формами права, другие — источниками, третьи — и формами, и источниками одновременно.

Финансовые правовые отношения в которых участвуют граждане и юридические лица, интернационализация гражданского оборота, расширение географии интеграционных процессов обусловливают потребность в совершенствовании институтов и механизмов правового регулирования. Возникает необходимость в своевременном и надлежащем применении норм права, вследствие чего встает вопрос об источниках финансового права.

Цель данной курсовой работы — рассмотреть финансовую систему РФ и выявить источники финансового права.

Объект исследования — правоотношения в сфере финансов в России.

Предмет исследования — источники регулирующие взаимоотношения в финансово-кредитной сфере и финансовая система РФ.

В исследовании поставлены задачи:

Рассмотреть понятие, предмет и методы финансового права;

Проанализировать финансовую систему РФ;

Раскрыть сущность источников финансового права.

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:

анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).

обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).

моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием.

Практическая значимость состоит в анализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

1.1 Понятие финансового права

Финансовое право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития страны 1 .

Финансовое право подразделяется на общую и особенные части. В общую часть входят нормы, закрепляющие общие принципы финансовой деятельности, ее правовые формы. Особенная часть содержит разделы, регулирующие отношения в области государственного бюджета и страхования, налогов и сборов, внебюджетных государственных и муниципальных фондов, финансов предприятия, государственных доходов и кредита, сберегательного и денежного обращения и т.п. – отношения, в основе касающихся деятельности финансово-кредитных органов и валютного регулирования 2 .

В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д.

Поэтому изучение дисциплины «Финансовое право» начинается с освоения понятий финансов, финансовой системы, финансовой деятельности.

В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспекта: как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций; как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач 3 .

Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля над производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения — это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

Предметом финансового права как науки является система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Эта наука представляет собой систему специфических знаний о финансовом праве, имеющую достаточную степень единства, систематизации и обобщения. Выделяют три составные части этих знаний.

Во-первых, эти знания воплощаются в форме финансово-правовых категорий. Финансовое право как наука характеризуется тем, что ее содержание – это система связанных и скоординированных основных понятий: «государственные финансы», «финансовая деятельность государства», «финансовые акты», «финансово-правовые нормы», «бюджет», «налоговая система», «банковская система». Все другие категории и понятия представляют собой конкретизацию и развертывание основных категорий.

Во-вторых, эти знания воплощаются в форме исследований о финансово-правовых нормах и их институтах – бюджетном, налоговом, банковском праве. При этом финансово-правовые нормы изучают как явления одного порядка, составляющие самостоятельную отрасль в праве, имеющие свою область правового урегулирования в ее непрерывном развитии и совершенствовании. На базе такого изучения выявляются и разрабатываются теоретические проблемы, связанные с применением норм финансового права в практической деятельности финансовых и кредитных работников, налоговых инспекторов.

В-третьих, эти знания воплощаются в форме «опытного знания» (по определению И. Канта). Финансовое право как наука изучает свой предмет не догматически, а в тесной связи с жизнью, с правоприменительной деятельностью финансовых органов.

Можно говорить о трех функциях, выполняемых финансовым правом как наукой по отношению к действующему финансовому закону, — аналитической, критической и конструктивной.

Аналитическая функция состоит в классификации, комментировании финансово-правовых норм, в приведении всех этих норм в стройную систему.

Критическая функция заключается в выявлении дефектов и недочетов в действующем законодательстве, в фиксации несоответствий той или иной правовой нормы требованиям жизни.

Конструктивная функция способствует образованию новых финансово-правовых норм и институтов, т. е. ее действие предшествует изданию нового закона и используется в процессе нормотворческой деятельности государства 4 .

В ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

Итак, финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Система финансового права

Система финансового права

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и другие подразделения, образуя единую систему данной отрасли. Такая группировка имеет объективную основу, т. е. зависит от содержания и особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов, разделов и подотраслей оказывают влияние и потребности практики, задачи эффективного применения норм данной отрасли права.

Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения и определение содержания каждой из них относятся к важным достижениям отечественной правовой науки. Однако работа в этом направлении требует продолжения и углубления с учетом новых явлений в жизни общества и государства.

Общая часть финансового права

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Особенная часть финансового права

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из названных подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений, но в разных масштабах. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по своему содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Последние, также по признакам однородности регулируемых отношений, но более широкого содержания, объединяют несколько финансово- правовых институтов, которые могут быть более или менее крупными. Всем отношениям, находящимся в целом под воздействием системы финансового права, свойственны общие отличительные черты, независимо от вхождения в то или иное ее подразделение.

В последнее время отдельные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями. Это, в частности, бюджетное право и налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права по сравнению с другими се подразделениями более четкое оформление и развитую структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ. В совокупности норм этих подотраслей выделены, в частности, нормы общего характера (общие положения), что свойственно крупным подразделениям отрасли права (как, например, наследственному праву в гражданском праве).

Подотрасли финансового права могут входить в раздел. Например, налоговое право включают в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», состоящий, помимо институтов налогового права, также из институтов неналоговых доходов. Однако в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям и институтам пока нет, она существует лишь в теории. В настоящее время вопрос о содержании системы российского финансового права относится к числу дискуссионных.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  • бюджетной системы;
  • внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
  • финансов государственных и муниципальных предприятий; организаций и учреждений;
  • государственных и муниципальных доходов;
  • государственного и муниципального кредита;
  • организации страхового дела;
  • государственных и муниципальных расходов;
  • банковского кредитования;
  • организации денежного обращения и расчетов;
  • валютного регулирования;
  • государственного регулирования финансового рынка (рынка финансовых услуг).

В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Обшей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней отдельных звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

В издававшихся прежде учебниках в системе финансового права не выделялся структурно раздел, посвященный правовому регулированию финансов предприятий, хотя отдельные вопросы функционирования этого звена освещались и ранее. Объективно потребность в его правовом выражении вытекает из наличия соответствующего звена финансовой системы, что неоднократно отмечалось в юридической литературе. Впервые такой раздел был выделен в учебнике по финансовому праву в 1987 г. С появлением в российской финансовой системе такого звена, как государственные и муниципальные внебюджетные фонды, соответствующий раздел стал выделяться и в системе финансового права.

Анализируя систему современного российского финансового права и ее содержание, следует заметить, что в последнее время в научной литературе высказывается предложение о существенном, принципиальном ее изменении, а именно о выделении из нее подотраслей бюджетного и налогового права, а также некоторых других подразделений (институтов) в качестве самостоятельных отраслей права. Фактически это выразится в изменении предмета финансового права. Такая позиция не учитывает основополагающих принципов, на которых строится система финансового права: речь идет о единстве финансовой системы как объективной экономической категории, тесной взаимосвязанности и взаимодействии ее звеньев. Однако в связи с резким увеличением объема бюджетного и налогового законодательства целесообразно выделять учебные курсы «Бюджетное право», «Налоговое право» и др., а также, для удобства пользования, соответствующие отрасли законодательства при его классификации (поскольку отрасли законодательства, в отличие от отрасли права, свойствен комплексный характер).

Научная обоснованность системы права, построение се на основе объективно существующих отношений способствуют наиболее эффективному применению финансово-правовых норм. Как следствие, сфере финансового права отводится активная роль в развитии общества и государства.

Еще по теме:

  • Билеты пдд онлайн категории cd в гибдд Билеты ПДД CD 2018 Билеты ПДД категорий «CD» и подкатегорий «C1» «D1» для подготовки к экзамену в ГИБДД. Содержание билетов по Правилам Дорожного Движения полностью соответствует […]
  • Выплата срочникам при увольнении Кабмин установил срок выплаты материальной помощи военным при увольнении в запас Кабинет министров установил выплату материальной помощи военным при увольнении в запас в течение 5 дней […]
  • Как вернуть деньги за бракованную стенку Возврат денег за некачественную мебель Здравствуйте! Могу ли я рассчитывать на возврат денег, если мне была передана некачественная мебель, сделанная по индивидуальному заказу: кромки […]
  • Земельные участки под ижс в московской области Где лучшие земельные участки под ИЖС в Московской области Цены на землю в Подмосковье Анализ объявлений от собственников показал: самая дорогая земля, конечно же, в центре — свыше 5 млн. […]
  • Кто имеет право на получение земельного участка бесплатно в рф Кто имеет право на получение земельного участка бесплатно в рф § 5. ПРАВО ГРАЖДАН НА ЗЕМЛЮ ДЛЯ ЖИЛИЩНОГО, ДАЧНОГО, ГАРАЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО […]
  • Ск рф по тамбовской области официальный сайт Контакты государственных учреждений Следственное управление Следственного комитета РФ по Тамбовской области Ниже подробное описание как доехать и добраться до организации - «Следственное […]